Игры на снижение уровня тревожности дошкольников
картотека

Михайлова Анна Олеговна

В картотеке (которую легко можно разрезать на карточки) представлены игры, направленные на снижение уровня тревожности и повышение самооценки детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_snizhenie_trevozhnosti_povyshenie_samootsenki.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

Игра «Зайки и слоны»

Цель: Дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.        

«Сейчас мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся» и т. д. Дети показывают. «А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как». Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона. 

Игра «Смелый капитан»

Цель: повысить самооценку, развить уверенность в себе.

Один из детей назначается капитаном. Взрослый говорит: «Представьте себе, что мы на корабле. При словах: «Тихая, спокойная погода, светит солнышко, вы должны изображать хорошую погоду». При словах «Буря!», дети начинают создавать шум, кораблик качается все сильнее. Капитан должен перекричать бурю: «Я не боюсь бури, я самый сильный матрос!»

Игра «Представь, что ты это можешь»

Цель: вырабатывать уверенность ребенка в собственных силах.

Ребенку предлагается показать, как будто он умеет что-то сложное (завязывать шнурки). В воображаемой игровой ситуации ребенок чувствует себя более свободно и не опасается неудачи.

Игра «Волшебный ковер»

Цель: помогает снять напряжение, скованность и снизить тревожность.

Материал: маленький легкий коврик, на котором ребенок мог бы уместиться лежа, сидя и легко перемещать его.

Педагог говорит, что коврик волшебный и превращается в различные места (больницу, садик), предметы (кровать, ванна и т.д.) и сам включается в игру, беря на себя роль мамы, врача, воспитателя и т.д.

Игра «Стройка»

Цель: учит ребенка вербально и невербально выражать свои чувства.

Материал: кубики.

Педагог объясняет ребенку, что они вместе будут строить дом (башню, забор и др.). Но прежде чем положить кубик каждый должен сказать, что его больше всего раздражает, нравится, расстраивает, пугает и т.д. Тематика может повторятся. Лучше чаще использовать те темы, которые позволяют ребенку больше рассказать о своей проблеме.

Игра «Дружба начинается с улыбки»

Цель: сплочение коллектива, снижение уровня тревожности.

Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую, какая есть, улыбку по очереди.

Игра «Доброе животное»

Цель: сплочение детского коллектива.

Участники  встают в круг и берутся за руки. ведущий тихим голосом говорит: «Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь подышим вместе!» Вдох – все делают шаг вперед. Выдох – все делают шаг назад. Вдох – все делают два шага вперед, вдох – все делают два шага назад. Вдох – два шага вперед, выдох – два шага назад. «Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

Игра «Снеговик»

Цель: снятие напряжения, развитие выразительности движений, воображения.

Все дети изображают снеговиков. По команде воспитателя «Наступила весна!» снеговики начинают таять. Дети расслабляют свое тело и постепенно опускаются на пол.

Игра «Подарок под елкой"

Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.

«Представьте себе, что скоро Новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь".

После выполнения упражнения можно обсудить (если дети захотят), кто о чем мечтает.

Игра «Рычи лев, рычи»

Цель: повышать уверенность в себе.

Педагог говорит: «Все мы - львы, большая львиная семья. Давайте мы устроим соревнование, кто громче рычит. Как я только скажу: «Рычи лев, рычи!», пусть раздается громкое рычание»

Игра «Клеевой дождик»

Цель: сплочение детей, снижение тревожности, повышение самооценки.

Ход игры: «Ребята, вы любите играть под теплым летним дождем? Пока мы с вами разговаривали, пошел ласковый дождик. Но дождик оказался не простым, а волшебным – клеевым. Он склеил всех нас в одну цепочку (дети выстраиваются друг за другом, держа за плечи впереди стоящего) и теперь предлагает нам погулять». Дети, держась друг за друга, передвигаются по комнате, преодолевая различные препятствия: обогнуть «широкое озеро», пробраться через «дремучий лес», прятаться от диких животных и др. Главное условие – дети не должны отцепляться друг от друга. «Ну вот, дождик закончился, и мы снова можем спокойно двигаться. Высоко в небе светит ласковое солнышко, и нам захотелось прилечь в мягкую траву и позагорать».

Игра «Возьмите меня в игру».

Цель: сплочение детей, снижение тревожности, повышение самооценки.

Дети перебрасываются мячом, сидя на подушках. Один из детей по очереди подходит к каждому сидящему и громко просит: «Пожалуйста, примите меня в игру». Дети подвигаются, уступая место, ребенок садится. Упражнения делают все дети по очереди.

«Твой друг плачет»

Цель: сплочение детей, снижение тревожности, повышение самооценки.

Один ребенок лежи на подушках и делает вид что плачет. Остальные дети по очереди подходят к нему и говорят утешительные слова. Упражнение делают все дети по очереди, педагог помогает подобрать как можно больше утешительных слов.

Игра «Протянем другу руку»

Цель: сплочение детей, снижение тревожности, повышение самооценки.

Дети стоят по кругу. По сигналу педагога один ребенок протягивает руку другому, тот третьему и т. д. Когда все дети взялись за руки, сказать хором «Давай дружить».

Игра «Что я люблю?»

Цель: содействовать повышению самооценки детей и установлению атмосферы доверия в группе.

Дети перекидывают друг другу мячик и говорят при этом: «Я люблю делать…»

Игра «Я могу!»

Цель: способствовать развитию самоуважения детей.

Дети перебрасываются мячиком и громко перечисляют то, что они умеют хорошо делать. Например: «Я умею хорошо плавать!», «Я умею хорошо рисовать!», и т. п.

Игра «Щенок отряхивается»

Цель: Коррекция тревожности, снятие мышечных зажимов. 

Предложите ребенку показать, как отряхивается щенок (например, после купания). Обратите его внимание на то, что щенок отряхивается всем телом – от носа до хвоста. Покажите это сами, пропуская волну трясения сверху донизу и обратно. Повторите упражнение вместе с ребенком. 

Игра «Счастливый сон»

Цель: способствовать самовыражению и развитию оптимизма детей.

Дети закрывают глаза и вспоминают свой самый счастливый сон или придумывают его, если такой сон им еще не приснился. Затем рассказывают его группе и рисуют.

Игра «У тебя все получится!»

Цель: повышение самооценки.

Ведущий предлагает каждому участнику поддержать своего соседа справа, ведь всем необходимо, чтобы рядом были те, кто может помочь и делом, и добрым словом. Каждый по очереди поворачивается к своему соседу справа и, пожав ему руку, говорит: «Я верю, у тебя все получится!»

Игра «Зеркало»

Цель: дать возможность проявить активность детям с низким уровнем самооценки.

Выбирается водящий, остальные дети – зеркала. Водящий смотрится в зеркала, и они отражают все его движение. Взрослый следит за правильностью отражения.

Игра «Обними и приласкай игрушку»

Цель: удовлетворить потребность детей в эмоциональном тепле и близости.

Воспитатель вносит в группу одну или несколько мягких игрушек. Дети гуляют по комнате. По сигналу воспитателя они разбиваются на группы и проходят к той игрушке, которую хотели бы поласкать. Первый ребенок берет игрушку, обнимает ее, ласкает и говорит ей что-нибудь нежное и приятное. Затем ребенок передает игрушку своему соседу. Тот, в свою очередь, должен обнять игрушечного зверя и сказать ласковые слова. Игра может повторяться несколько раз.

Игра «Надувала кошка мяч»

Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения.
Дети находятся в расслабленной позе, они изображают сдувшиеся шарики. Воспитатель произносит текст: Надувала кошка шар, А котенок ей мешал: Подошел и лапкой-топ! А у кошки шарик -лоп! На слова: «надувала кошка шар...» дети выпрямляют туловище, надувают щеки. На сигнал «лоп» - «шарики» со звуком сдуваются и возвращаются в исходное положение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема передового педагогического опыта: «Игротерапия, как средство снижения уровня тревожности у детей среднего дошкольного возраста»

Игра, как установлено в отечественной психолого - педагогической литературе, имеет исключительное значение для психического развития ребенка и является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Име...

Занятие по снижению уровня тревожности у детей

Занятие направлено на снижение уровня тревожности у детей старшей группы. В занятии используются авторские управжнеия....

Психолого-педагогические условия снижения уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Статья написанная по материалам выпускной квалтфикационной работы....

КОНСПЕКТ ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА «Снижение уровня тревожности в процессе группового взаимодействия».

Это занятие построено в комбинированной форме с элементами психотренинга, цель которого – снижение уровня тревожности в процессе группового взаимодействия, обеспечение чувства психологической защищенн...

Курс занятий по снижению уровня тревожности у дошкольников 4-7 лет.

Курс занятий  по снижению уровня тревожности у дошкольников 4-7 лет.  Этот курс поможет педагогу работать над снижением уровня тервожности у детей 4-7 лет. Содержит релаксационные упражнения...

Методическая разработка курса занятий по снижению уровня тревожности у дошкольников 4-7 лет

Методическая разработка курса занятий  по снижению уровня тревожности у дошкольников 4-7 лет...

Методическая разработка курса занятий по снижению уровня тревожности у дошкольников 4-7 лет

Методическая разработка курса занятий  по снижению уровня тревожности у дошкольников 4-7 лет...