Аква-гимнастика для пальчиков
материал
Предварительный просмотр:
Аква-гимнастика для пальчиков — стимулятор речевой деятельности детей с ОВЗ.
Аква- гимнастика для пальчиков – это занимательные игры в воде. Они способствуют речевому и всестороннему развитию. Игры с водой развивают интерес к окружающему, обогащают детскую речь и познавательный опыт, моторную ловкость рук, стимулируют речемыслительную активность детей. Используя гидрокинезотерапию (дозированное произвольное чередование напряжения и расслабления в воде), мы можем быстрее преодолеть отклонения в речевом развитии у детей с ОВЗ.
Как я пришла к использованию этой технологии?
В моей группе был обучающийся, который очень хотел посещать бассейн в нашем детском саду, но по ряду причин - не мог. Он всегда очень расстраивался. Чтобы облегчить его стресс, я предложила альтернативу: поиграть с водой в мини-бассейне, где «купались только ручки». Для интереса, положила в воду разнообразные безопасные предметы: камешки, ракушки, и т.д. Это стало прекрасным дополнением к пальчиковой гимнастике. Аква- гимнастика не могла не понравиться всем детям. Так, периодически стала использовать её в своей практике, поняв, что это развивает речевую активность детей с ограниченными возможностями здоровья.
Определила следующие задачи:
- стимулировать речевое творчество детей,
- развивать монологические формы речи,
- активизировать словарь детей.
Пальчиковые игры в воде – это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Игровые упражнения и тренажёры подбираются в соответствии с лексической темой и проводятся с небольшими подгруппами детей. От воспитателя зависит творческий подход и предварительная работа с детьми ОВЗ.
Вода t 37 - 375 C, с понижением до 340 C, постепенно снижаем до комнатной температуры. Продолжительность игр с водой от 5 – 7 минут, постепенно доводим до 20 минут.
Для организации «Водного царства» важно:
- обеспечить безопасность и комфортные условия для детей,
- вода должна быть тёплой,
- ёмкость целесообразно заполнять водой до уровня не ниже 7-10 см,
- иметь для детей клеёнчатые фартуки, сухие салфетки.
При взаимодействии с детьми, закрепляю у них несколько простых правил:
нельзя плескать водой на пол, брызгаться в друзей, после игры вытирать руки на сухо. Можно: играть, экспериментировать, фантазировать, получать массу положительных эмоций.
Выполняя эти и другие упражнения, можно сочинять совместные истории с друзьями, продолжить историю другого рассказчика, а возможно и сочинить свои.
Игра «Рак»
И.П. – кисти под водой. Мизинец, безымянный и средний пальцы прижаты к ладони. Большой и указательный пальцы выпрямлены. Сводим их вместе, изображая щупальца рака. Такие движения делаем попеременно со всеми пальцами: большой и указательный пальцы, затем средний, безымянный и мизинец.
Раку – Здравствуй! - я сказал, руку я ему подал.
Мне ответил рак: Привет!
И подал клешню в ответ.
Игра «Рыбка»
И.П. – кисти рук лежат на поверхности воды. Бьём кистями по воде.
Рыбки-малютки
По морю плывут,
Скачут, резвятся и хвостиком бьют.
Игра «Дельфин»
И.П. – ладони выпрямлены и направлены вперед. Выполняем волнообразные плавные движения кистей, опуская их в воду и поднимая вверх над водой.
Дельфин – малыш
Приплыл ко мне,
Он покатает на спине!
Игра «Акула»
И.П. – пальцы, кроме большого, выпрямлены и собраны вместе, ладони поставлены на ребро и опущены в воду так, чтобы выпрямленный большой палец (плавник акулы) оставался над водой. Выполняем волнистые движения пальцами.
Вот зубастая акула
Мне хвостом своим махнула.
Игра «Маленькая лодочка»
И.П. – обе ладони соединены вместе. Выполняем плавные движения по поверхности воды от себя, изображая плывущую лодочку.
Мы на лодочке вдвоем
К бабе в гости поплывем.
Игра «Пароход»
И.П. – обе ладони соединены ковшиком, все пальцы кроме больших направлены в сторону от себя, а большие пальцы подняты вверх и соединены – это труба.
Пароход плывет вперед,
Нам подарки он несет.
Игра «Дождь»
И.П. – пальцы разведены в стороны. Выполняем легкое постукивание пальцами по поверхности воды.
Дождь полил, как из ведра,
Будет лить он до утра.
Игра «Волны»
И.П. – ладони поставлены на поверхности воды на ребро, пальцами друг к другу. Пальцы выпрямлены. Выполняем напряженные движения ладонями от себя и к себе так, чтобы образовались волны.
Волны по морю гуляют
И кораблик подгоняют.
Игра «Черепаха»
И.П. – Рука сжата в кулак. Показываете большой палец и прячете его.
Вот черепаха, дом ее панцирь.
Когда она ест, голову высунет.
И спрячет обратно, кода она спит.
Литература:
Барсукова О. В. «Маленький бассейн для маленьких пальчиков» [Электронный ресурс] http://открытыйурок.рф/статьи/639131/
Макеева Л. Н. Из опыта работы «Аквагимнастика – индивидуальная работа по развитию мелкой моторики рук у детей»// Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. [Электронный ресурс] No 46. –ART170071. –0,3п.л. –URL: http://www.kids.covenok.ru/170071.htm. –Гос. рег. Эл No ФС77-46214. –ISSN: 2307-9282
Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. – М.: Мозаика–Синтез, 2007.
Стребелева Е.А., Мишина Г.А. Методическое пособие «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста»; Приложение к пособию. – М.: Просвещение, 2009.
Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практикум «Инновионные методы: аква-гимнастика, биоэнергоплатика, кинезиологические упражнения в работе с детьми в речевом развитии дошкольников»
Доказано, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у маленького ребенка, тем быс...
Аква гимнастика. «Чудесная водичка»
Аква гимнастика. «Чудесная водичка»Цели проекта: Развивать мелкую моторику рук и речь расширять кругозор детей, развивать их позновательную активность...
Аква-гимнастика
Комплексы пальчиковой аква-гимнастики...
Опыт работы с применением новых технологий для педагогов: "Аква - гимнастика в ДОУ"
МОЙ ПОДХОД К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ.Речь имеет большое значение в психологическом развитии ребёнка. Формирование его как личности, связано с развитием речи ребёнка. Работая в логопедической группе,...
Применение технологии в работе с детьми: "Аква - гимнастика"
МОЙ ПОДХОД К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ.Речь имеет большое значение в психологическом развитии ребёнка. Формирование его как личности, связано с развитием речи ребёнка. Работая в логопедической группе,...
«Аква-гимнастика как средство развития речи детей раннего возраста»
Игры с водой дают возможность расслабляться. Таким образом, снимается как мышечное, так и нервное напряжение ребенка, при этом укрепляется нервная система. Развивается мелкая моторика рук, речь ребенк...
Буклет «Инновационные методы: аква-гимнастика, кинезиологические упражнения в речевом развитии дошкольников»
Основная цель представленных игр – это развитие тонкой моторики рук малыша , координации движений, стимулирование речевых зон коры головного мозга детей, эмоционально-личностное и познавательное...