Практикум «Инновионные методы: аква-гимнастика, биоэнергоплатика, кинезиологические упражнения в работе с детьми в речевом развитии дошкольников»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
Доказано, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить. В данном материале представлены инновационные методы в развитии моторики и речи детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktikum.docx | 24.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Содокдад
«Инновионные методы: аква-гимнастика, биоэнергоплатика, кинезиологические упражнения в работе с детьми в речевом развитии дошкольников»
Подготовила:
учитель-дефектолог Подлесных К.Е.
Москва, 2019
Доказано, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Кроме того, игры с пальчиками создают благоприятный фон, развивают у ребенка умение подражать взрослому. Пальчиковые игры способствуют развитию памяти ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений, развивается воображение, фантазия, кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит навык письма.
«Аква-гимнастика» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Игровые тренажеры подбираются и используются на занятиях в соответствии с лексической темой. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом – кубиками, мелкими предметами и т.д.
Пальчиковые упражнения в воде должны быть построены таким образом, чтобы сочетались изолированные движения каждого из пальцев.
Игра «Медуза»
Исходное положение (И.П.) – кисти рук под водой, пальцы собраны вместе. Раскрываем кисть и опять закрываем в И.П.
Игра «Морская звезда»
И.П. – кисти лежат на дне ванны, пальцы разведены в стороны. В хаотичном порядке поднимаем пальцы вверх, не отрывая ладонь от поверхности ванны.
Игра «Рак»
И.П. – кисти под водой. Мизинец, безымянный и средний пальцы прижаты к ладони. Большой и указательный пальцы выпрямлены. Сводим их вместе, изображая щупальца рака. Такие движения делаем попеременно со всеми пальцами: большой и указательный пальцы, затем средний, безымянный и мизинец.
Раку – Здравствуй! - я сказал, руку я ему подал.
Мне ответил рак: Привет!
И подал клешню в ответ.
Игра «Рыбка»
И.П. – кисти рук лежат на поверхности воды. Бьём кистями по воде.
Рыбки-малютки
По морю плывут,
Скачут, резвятся и хвостиком бьют.
Игра «Дельфин»
И.П. – ладони выпрямлены и направлены вперед. Выполняем волнообразные плавные движения кистей, опуская их в воду и поднимая вверх над водой.
Дельфин – малыш
Приплыл ко мне,
Он покатает на спине!
Игра «Акула»
И.П. – пальцы, кроме большого, выпрямлены и собраны вместе, ладони поставлены на ребро и опущены в воду так, чтобы выпрямленный большой палец (плавник акулы) оставался над водой. Выполняем волнистые движения пальцами.
Вот зубастая акула
Мне хвостом своим махнула.
Игра «Маленькая лодочка»
И.П. – обе ладони соединены вместе. Выполняем плавные движения по поверхности воды от себя, изображая плывущую лодочку.
Мы на лодочке вдвоем
К бабе в гости поплывем.
Игра «Пароход»
И.П. – обе ладони соединены ковшиком, все пальцы кроме больших направлены в сторону от себя, а большие пальцы подняты вверх и соединены – это труба.
Пароход плывет вперед,
Нам подарки он несет.
Игра «Дождь»
И.П. – пальцы разведены в стороны. Выполняем легкое постукивание пальцами по поверхности воды.
Дождь полил, как из ведра,
Будет лить он до утра.
Игра «Волны»
И.П. – ладони поставлены на поверхности воды на ребро, пальцами друг к другу. Пальцы выпрямлены. Выполняем напряженные движения ладонями от себя и к себе так, чтобы образовались волны.
Волны по морю гуляют
И кораблик подгоняют
ВИДЕО
Биоэнергопластика – здоровье сберегающая технология в ОУ. «Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребенка». В.А. Сухомлинский.
Что же такое биоэнергопластика? Она включает в себя три базовых понятия: «био» - человек как биологический объект; «энергия» - сила, необходимая для выполнения определенных действий; «пластика» - плавные движения тела, рук, которые характеризуются непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.
В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий ГМ, улучшая внимание, память, мышление, речь. Комплекс упражнений способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что в свою очередь, оказывает на точность в усвоении артикуляционных укладов. Этапы работы: диагностический, эмоциональный, основной (отработка артикуляционных упражнений с последующим подключением ведущей руки, а затем и второй руки).
Особенности работы заключаются в знакомстве с артикуляционными упражнениями, позами по стандартной методике, отработка перед зеркалом, далее педагог, демонстрируя упражнение, подключает свою руку и сопровождает показ одной рукой. Движения кисти должны стать раскрепощенными, плавными. Постепенно подключается вторая рука.
Преимущества: оптимизирует психофизиологическую базу речи; улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам; способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов; синхронизация работы речевой и мелкой моторики, сокращает время занятий, усиливает их результативность; позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.
Предложенное направление может использоваться воспитателями при проведении мероприятий в образовательной области «Коммуникация»
Примеры артикуляционных упражнений с применением биоэнергопластики:
Фонарики. Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения ртом, открывая и закрывая рот.
Лодочка. Обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладоням. «Лодочка плывёт», одновременно язычок скользит по губам из одного уголка губы в другой.
Пароход. Обе ладони соединены «ковшиком», все пальцы, кроме больших, направлены в сторону «от себя», а большие пальцы подняты вверх и соединены – это «труба», одновременно двигая руками в стороны, как бы слегка покачивая, прищёлкивать губами.
Речка и рыбка. Выпрямленные ладони прижаты друг к другу. Пальцы направлены в сторону «от себя». Поворачивать сомкнутые ладони вправо и влево, имитируя движение рыбки хвостом, при этом язычок упирается то в одну, то в другую щёку.
Деревья. Расположить кисти рук перед собой, ладонями к себе. Пальцы разведены в стороны и напряжены. Язычок упирается в верхнюю губу. После выполнения упражнения встряхнуть кисти рук, поболтать языком.
Птичка пьёт водичку. Пальцы сложить «щепотью» - это клюв. Не отрывая локоть от стола, «клювом» коснуться стола. Далее – имитировать движения птицы: захватить «воду», поднять «голову», пощелкать клювом при этом губы сделать трубочкой и пошевелить ими.
Кинезиологические упражнения.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движения или по-другому «гимнастика мозга». Состоит из определенных упражнений для крупной и мелкой моторики, которые синхронизируют работу одновременно двух полушарий головного мозга, улучшают память, внимание, развивают моторику, речь.
Упражнение "Ухо - нос"
Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук "с точностью наоборот".
Упражнение "Змейка"
Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. 1 вариант: ребенок с закрытыми глазами называет палец и руку, к которым прикоснулся педагог. 2 вариант: точно и четко двигать пальцем, который называет педагог. Следить, чтобы остальные пальцы в движении не участвовали.
Колечко.
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
Кулак-ребро-ладонь.
Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом -левой, затем -двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак -ребро-ладонь).
Лезгинка Левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак разворачиваем пальцами к себе. Выпрямленной ладонью правой руки прикасаемся к мизинцу левой. Одновременно меняем положение правой и левой рук. Повторяем 6-8 раз, добиваясь высокой скорости смены положений.
Буратино Ладонь левой руки ребром к лицу, большой палец приставить к носу. Прижать к мизинцу левой руки большой палец правой, пальцы не прижимаем друг к другу. Двигать пальцами вместе, по одному и перебирают от указательного пальца левой руки до мизинца правой. Руки поменять.
Йога для пальцев – это особое положение рук, комбинаций и фигур пальцев, с помощью которых в нужных направлениях распределяется энергия, благодаря чему снимается боль, устраняются причины заболевания, создается оздоровительный эффект.
Лечебные мудры, или «йога пальцев», – простая оздоровительная методика, зародившаяся несколько веков назад в Индии, откуда ее переняли врачеватели многих буддийских стран. Упражнения для кистей рук не требуют усилий. Лишь умение сосредотачиваться.
Для кого предназначены мудры?
Для всех! Однако из множества людей можно особо выделить группы, которым это просто необходимо:
- дети, дети с ОВЗ;
- пожилые люди, ведущие малоподвижный образ жизни;
- больные, желающие поскорей выздороветь;
- все, кто хочет укрепить свой иммунитет.
Аспекты мудр (каждая мудра имеет свои аспекты или показания):
1. Физиологический аспект: восстанавливают физические силы организма; восстанавливают физиологическое равновесие в организме.
2. Психический аспект: дают внутреннее спокойствие; убирают эмоции; восстанавливают психику.
3. Терапевтический эффект: улучшает обмен веществ в организме; восстанавливают эндокринную и центральную нервную систему.
Преимущества пальчиковой йоги, позволяющие детям с ОВЗ:
- подготовить руку к письму;
- развить внимание, терпение, саморегуляция;
- стимулировать фантазию, проявление творческих способностей;
- научиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе «телесных координат», что предотвращает возможность возникновения неврозов;
- ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения.
Выполнять упражнения можно утром с небольшой подгруппой детей или индивидуально; во время утренней гимнастики; начинать занятия с них; на физкультминутках; перед обедом, когда дети ожидают приглашения к столу; на прогулке в тёплое время года.
Мудры выполняются обеими руками. Рекомендуется выполнять практики в спокойной позе, концентрируясь на своих ощущениях. Длительность проведения 3-5 минут, с повтором 3-4 раза в день. Можно разбить его на 3 захода. Упражнения дают ощутимый эффект только при систематических занятиях. Выполняются двумя руками.
Действие мудр основано на рефлекторной связи каждого пальца руки и области ладони с определенными частями тела и органами.
Первая мудра, которую можно выполнить это – Мудра Знаний. Эта мудра одна из наиболее важных, потому, что она снимает эмоциональное напряжение, тревогу, беспокойство, меланхолию, тоску и депрессию, улучшает мышление, активизирует память, концентрирует потенциальные возможности.
Применима она при бессонница или чрезмерная сонливость, высокое кровяное давление. Эта мудра возрождает нас заново. Многие мыслители, философы, ученые пользовались и пользуются этой мудрой.
Мудра Энергии. Без энергии немыслима жизнь. Для выполнения этой мудры надо подушечки среднего, безымянного и большого пальцев соединить вместе. Оставшиеся пальцы свободно выпрямлены. Такое соединение пальцев напоминает животное. Здесь можно направить работа на развитие воображения у детей. Можно придумать любое животное. А для большего интереса и для обыгрывания - приделать глазки. Давая детям познавательную информацию, одновременно ведем работу по укреплению здоровья.
Следующая мудра, с которой мы знакомим детей это – Мудра Жизни. Чтобы выполнить эту мудру, мы соединяем подушечки большого пальца, безымянного и мизинца, а указательный и средний поднимите вверх. С детьми можно назвать - мудра двух «зайцев». Этой паре есть, что рассказать друг другу. А объединившись, «зайцев» уже не два, а много. Здесь можно посчитать, сколько зайцев стало.
Необычное и самое простое соединение при выполнении Мудры Черепахи. Черепаха - священное животное. Если ребенок переутомился на помощь придет мудра черепахи. Она выполняется легко: соедините четыре пальца правой руки между четырьмя пальцами левой руки, образуется выпуклый панцирь черепахи. Теперь соединяем подушечки больших пальцев: получится голова целительной черепахи. Показания: астенизация, переутомление, нарушение функции сердечно-сосудистой системы.
Мудра для повышения работоспособности, концентрации внимания и ясности мышления «Стрела ваджра». Большие пальцы обеих рук соединены боковыми поверхностями. Указательные пальцы выпрямлены и тоже соединены вместе. Остальные пальцы скрещены между собой.
Мудра «Окно мудрости». Открывает жизненно важные для жизни центры, способствующие развитию мышления, активизирующие умственную деятельность. Показания: нарушения мозгового кровообращения, склероз сосудов головного мозга. Методика исполнения: сердечный (безымянный) палец правой руки прижимается первой фалангой большого пальца этой же руки. Аналогично складываются пальцы левой руки. Оставшиеся пальцы свободно расставлены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные методы (биоэнергопластика, аквагимнастика, кинезиологические упражнения) в работе с детьми, в речевом развитии дошкольника.
Консультация для специалистов детского сада....
Инновационные методы работы с детьми в речевом развитии дошкольников.
Этот материал будет полезен воспитателям дошкольных учреждений....
Аквагимнастика в работе с детьми, в речевом развитии дошкольника.
Повышение профессионального мастерства и обмен опытом по развитию речи дошкольников....
Инновационные методы в работе с детьми по речевому развитию дошкольников.
Цель:- ознакомление педагогов с инновационными методами развития речи детей дошкольного возраста в рамках организации воспитательно-образовательного процесса;- применение здоровьесберегающих технологи...
Инновационные методы: аква-гимнатсика, биоэнергопластика, кинезиологические упражнения в работе с детьми в речевом развитии дошкольников.
Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией. Всё более востребованным становится поиск эффективных психолого-педагогических м...
Инновационные методы в работе с детьми в речевом развитии дошкольников
Развитие дошкольников с учётом их индивидуальных потребностей и возможностей....