Проект "Путешествие в мир микробов"
проект (средняя группа)
Данный проект предназначен для детей средней группы, которые в силу возрастных особенностей не осознают значимость данной проблемы и их родители (законные представители), которые в связи с разными ценностными ориентирами или нехватки времени уделяют недостаточное внимание формированию знаний детей о здоровом образе жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_puteshestvie_v_mir_mikrobov_poroshina_o.n.docx | 47.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа – детский сад М.Монтессори»
муниципального образования «Устьянский муниципальный район»
Педагогический проект
в средней группе
«Путешествие в мир микробов»
с 17.01. 2022 по 28.01 2022 года
Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители воспитанников, медицинская сестра.
Порошина Ольга Николаевна
Воспитатель, высшей кв. категории
Архангельская область, Устьянский район,
п. Октябрьский.
МБОУ «Начальная школа – детский сад М. Монтессори»
2022 г.
Аннотация
Педагогический проект «Путешествие в мир микробов», разработала воспитатель средней группы, Порошина Ольга Николаевна. Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители воспитанников, медицинская сестра.
Данный проект предназначен для детей средней группы, которые в силу возрастных особенностей не осознают значимость данной проблемы и их родители (законные представители), которые в связи с разными ценностными ориентирами или нехватки времени уделяют недостаточное внимание формированию знаний детей о здоровом образе жизни.
Цель проекта: формирование представлений детей среднего дошкольного возраста о микробах, оказывающих вредное и полезное влияние на здоровье человека.
Задачи:
- получить некоторые представления о микроорганизмах, об их свойствах (растут, размножаются, питаются, дышат);
- узнать, что микроорганизмы бывают полезными и вредными;
- формировать представления детей о том, что большинство заболеваний происходит от попадания микробов в организм человека через грязные руки и грязный воздух, продукты;
- закрепить знания о культурно - гигиенических навыках желание, заботиться о своем здоровье
В результате реализации данного проекта дети должны иметь простейшие представления о микроорганизмах и их свойствах, знать о пользе и вреде микроорганизмов в жизни человека, применять полученные знания в свободной деятельности с взрослыми и сверстниками, иметь осознанное отношение к своему здоровью, родители будут больше уделять внимания здоровью своих детей.
По продолжительности реализации проекта: краткосрочный, с 17 января 2022 года по 28 января 2022 года.
Введение
Последнее десятилетие во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья подрастающего поколения. И поэтому все понимают, что необходимо с дошкольного возраста научить ребенка самостоятельно заботится о своем здоровье. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья.
Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от качественного взаимодействия семьи и ДОУ.
Во ФГОС ДО одной из главных, является задача по воспитанию у детей
дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни, о формировании культурно-гигиенических навыков, используя различные игровые методы и приемы.
Актуальность проекта
Человек в течение жизни подвержен многим инфекциям. Попадая в организм через грязные руки, немытые овощи и фрукты, воду или дыхание бактерии могут вызывать опасные заболевания. Невидимые простым глазом бактерии очень сильно влияют на нашу жизнь. И чтобы оградить себя от этих заболеваний, дети должны с малых лет знать, как бороться с этими инфекциями. Должны усвоить культурно – гигиенические навыки, которые обезопасят их здоровье.
Борьба с инфекционными заболеваниями стоит на особом месте. Поэтому формирование культурно-гигиенических навыков представляется значимым через знакомство детей дошкольного возраста с деятельностью микроорганизмов (микробов) и средой их обитания.
Причины:
- в силу возрастных особенностей дети не осознают значимость данной проблемы, проявляют мало активности в ее познании;
- в связи с разными ценностными ориентирами или нехватки времени родители уделяют недостаточное внимание формированию знаний детей о здоровом образе жизни.
Цель проекта: формирование представлений детей среднего дошкольного возраста о микробах, оказывающих вредное и полезное влияние на здоровье человека.
Задачи:
- получить некоторые представления о микроорганизмах, об их свойствах (растут, размножаются, питаются, дышат);
- узнать, что микроорганизмы бывают полезными и вредными;
- формировать представления детей о том, что большинство заболеваний происходит от попадания микробов в организм человека через грязные руки и грязный воздух, продукты;
- закрепить знания о культурно - гигиенических навыках желание, заботиться о своем здоровье
Ожидаемые результаты:
1 . Дети должны иметь простейшие представления о микроорганизмах и их свойствах.
2. Знать о пользе и вреде микроорганизмов в жизни человека.
3. Применять полученные знания в свободной деятельности с взрослыми и сверстниками.
4. Иметь осознанное отношение к своему здоровью.
5. Родители будут больше уделять внимания здоровью своих детей.
Продукты проекта: диагностический инструментарий (метод трех вопросов), методические материалы по работе с детьми (беседы, сценарии мероприятий с детьми, картотека сюжетно-ролевых и дидактических игр, опытов, мультфильмов, презентаций, детская литература по теме проекта, плакаты, фотографии, лаборатория), созданный своими руками и закупленный игровой материал в лабораторию.
Методические материалы по взаимодействию с родителями (консультаций, рекомендации, анкета).
Значимость проекта: в дошкольном возрасте проявляется интерес детей к познанию своего организма. Ребенок должен получать элементарные знания о своем организме, так как через познание себя он может бережно относиться к своему организму. Элементарное ознакомление детей с деятельностью микроорганизмов через развитие умственных способностей детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы, может помочь снизить заболеваемость инфекционными заболеваниями. В частности, если сформировать у детей представления о роли микроорганизмов в жизни человека, то ребенок будет стремиться сохранять и развивать свое здоровье.
Этот проект в доступной форме поможет разъяснить детям, какие профилактические меры необходимо применять, как заботиться о своем здоровье.
Тема проекта возникла во время проведения гигиенических процедур, когда дети мыли руки, у них возник вопрос: «Говорят, нужно мыть руки перед едой, а то на них много микробов, а что же такое микробы?».
Дети стали выдвигать различные предположения, рассуждать о том, что они знают о микробах.
Вместе с детьми была заполнена карта познания, дети отвечали на вопрос «Что я знаю о микробах?». Это позволило узнать, какими знаниями владеют дети. Затем была заполнена карта познания «Что я хочу узнать?».
Это помогло на этапе планирования выбрать наиболее интересующую и посильную тему для дальнейших исследований.
Здесь же были затронуты детьми и вопросы, касающиеся осознанного отношения к своему здоровью, потребности к здоровому образу жизни: «Можно ли увидеть микробы?», «Где живут микробы?», «Как микробы передвигаются?», «Что едят микробы?», «Так ли опасны микробы для человека?», «Как микробы появляются?», «Что нужно делать, чтобы микробы не попали в наш организм?».
Плана реализации проекта | |||
Этап проекта | Сроки | Виды деятельности | Ответственный |
1.Подготовительно-проектировочный этап | 17 января | Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта. Подбор методической литературы для реализации проекта. | Воспитатель Порошина О.Н. |
18 января | Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, дидактических игр, разработка бесед, Разработка анкет для родителей, тематических консультаций. | Воспитатель Порошина О.Н. | |
2.Практический этап | 19 января | Беседа: «Кто такие микробы?», Как увидеть микроорганизмы? Просмотр мультфильма «Митя и Микробус». Чтение художественной литературы К. И. Чуковский «Мойдодыр». Проблемная ситуация: «Для чего нужно мыть руки». Д/и: «Появился раз микроб». Экспериментальная деятельность «Размножение микробов». Анкетирование родителей: «Растим здорового ребенка». | Воспитатель Порошина О.Н. |
20 января | Беседа: «Как передаются микробы?», «Почему, чихая или кашляя, надо закрывать рот или нос платком?» Чтение художественной литературы Г. Б. Остер «Петька – микроб». Д/и: «Цветок здоровья» Опыт: «Как передаются микробы?» Рассматривали иллюстрации, книги, энциклопедии. Сюжетно - ролевая игра: «Лаборатория». Консультация для родителей: «Гигиена рук в жизни ребенка». | Воспитатель Порошина О.Н. | |
21 января | Беседа: «Микробы бывают разные». Чтение художественной литературы А. Барто «Девочка чумазая». Опыт «Микробы разные». Д/и: «появился раз микроб». Игровая ситуация: «Как защититься от микробов?». Проблемная ситуация: «Ехал в транспорте больной». | Воспитатель Порошина О.Н. | |
24 января | Беседа: « Микробы вокруг нас?», «Болезни грязны рук. Что это такое?». Д. Бокмюль «Тайная жизнь домашних микробов» Д/и: «Где живут микробы». Проблемная ситуация: «Яблоки из магазина». Опыт: «Как спастись от микробов?» Памятка для родителей: «Берегитесь - микробы!» | Воспитатель Порошина О.Н. | |
25 января | Беседа: «Что едят микробы», «Враги микробов». Чтение художественной литературы: Е. Ульева «Осторожно микробы» Д/и: «Что любят и не любят микробы?». Опыт: «Наличие микробов на разных предметах». | Воспитатель Порошина О.Н. | |
26 января | Беседа: «Вредные и полезные микробы». Чтение художественной литературы К. И. Чуковский «Айболит». С/р игра: «Скорая помощь» Игра-массаж «Неболейка» Экспериментирование: «Заквашиваем молоко» (полезные микробы), «Выращиваем плесени» (вредные микробы), «Осторожно снег!»; Беседа с медицинской сестрой: «Что надо делать ,чтобы вредные микробы не попали в организм человека?» | Воспитатель Порошина О.Н. | |
3.Обобщающе - результативный этап | 27 января | Коллективная работа: «Мы микробов не боимся!». Сочинение сказок про микробы (вместе с родителями). Плакат: «Правила гигиены» | Воспитатель Порошина О.Н. |
4.Презентация проекта | 28 января | Мероприятие: «Вредный микроб». Оформление выставки: «Сказки - микробы». | Воспитатель Порошина О.Н. |
Ресурсы, оборудование:
Кадровые ресурсы: воспитатель группы, медицинская сестра.
Материально - технические ресурсы: помещение группы, видеопроектор, ноутбук, принтер, бумага, книги, материалы для проведения занятий, опытов, демонстрационные материалы.
Социальные ресурсы: воспитанники средней группы, родители воспитанников.
Риски проекта | Способы их устранения |
Дети не заинтересуются предлагаемыми материалами. | Мероприятия строить в интересной и занимательной форме с применением новых педагогических технологий. |
Недостаточная заинтересованность родителей темой проекта. | Беседы, консультации, о необходимости сотрудничества достижения общих целей. |
Загруженность педагогов и детей учебной деятельностью, отсутствие времени на участие в проекте. | Планирование основных мероприятий проекта с учетом календаря. |
Таким образом, в результате реализации проекта дети узнали о микробах, их вреде и пользе.
В процессе исследований выяснилось, что микробы не настолько уж опасны. Человек научился с ними бороться. Некоторые микробы даже приносят пользу. В ходе проекта дети усвоили – чтобы быть здоровым, надо уметь себя защитить, т. е. осознали значимость здорового образа жизни, желание заботиться о своем здоровье. Участвуя в этом проекте, дети обрели не только новые знания, но и получили массу удовольствия и радости. С большим интересом включались во все виды деятельности.
По итогам нашей проектной деятельности нами был сделан общий вывод: «Каждый из нас хочет быть здоровым, а чтобы быть здоровым надо соблюдать правила личной гигиены, заботиться о своем здоровье. Здоровье - это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается.
Литература:
1. Буянова Н. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина. – М. : АСТ, 1998
2.Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ / Под ред. З.И. Берсеневой. — М: ТЦ Сфера, 2004. — 32 с. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ»).
3. Коростелёв Н. От А до Я детям о здоровье. – М.: Медицина, 1987.
4. Пино Ф., Киель С. «Тайная война микробов» Издательство: « Пешком в историю», Серия: «Мир вокруг нас» , 2016 г.
5.Семенова И.И. «Учусь быть здоровым, или Как стать Неболейкой».
Издательство: Педагогика, 1989 г.
6. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. М: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.
Приложение №1
Анкета для родителей: «Растим здорового ребенка».
Приглашаем Вас принять участие в опросе. Ваши ответы помогут сделать оздоровительную работу нашего детского сада более эффективной и организовать встречи со специалистами на основании Ваших запросов.
1. «Здоровый образ жизни» – как Вы это понимаете? (подчеркните правильный ответ).
Правильное питание, соблюдение режима дня, Благоприятные условия окружающей среды, гармоничные отношения в семье, занятия физической культурой, другое ______________________________________________
2. Оцените состояние здоровья вашего ребенка (подчеркните правильный ответ).
Хорошее, плохое, затрудняюсь ответить.
3. Часто ли болеет Ваш ребенок?
• Да
• Нет
4.В чем Вы видите причины заболеваний? _______________________
5. Изменилось ли здоровье Вашего ребенка за время посещения детского сада?
• Улучшилось
• Осталось таким же
• Ухудшилось
6. На что, по Вашему мнению, должны обратить особое внимание семья и детский сад, заботясь о здоровье воспитании ребенка?
Соблюдение режима, рациональное питание, полноценный сон, достаточное пребывание на свежем воздухе, здоровая гигиеническая среда, благоприятная психологическая атмосфера, закаливающие мероприятия, другое _________
7. Как долго Ваш ребенок гуляет не свежем воздухе?_______________
8. Кто в Вашей семье уделяет вопросу здоровья, больше
внимания?________________________________________________
10. Есть ли причины, мешающие уделять внимание здоровью ребенка? Если есть, то какие?_____________________________________________
12. В какой информации в данной области Вы нуждаетесь?
• Профилактика простудных заболеваний
• Организация рационального питания
• Двигательный режим ребенка дошкольного возраста
• Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей
• Закаливание ребенка дошкольного возраста
• Режим дня дошкольника
• Физическая и психологическая готовность к школе
• Другое _________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Приложение№2
Экспериментальная деятельность «Размножение микробов»
Цель: проследить динамику размножения микроорганизмов.
Материалы: пластилин, доски для лепки.
Ход эксперимента: отделили от общего куска кусочек пластилина, скатали из него шарик. Это будет один большой взрослый микроб (через некоторое время «микроб» делится пополам). Разделили шарик на две равные части (получится два новых микроорганизма). Но они питаются, растут, поэтому скоро становятся такими же, как и первый микроб. Оторвали еще немного пластилина от общего куска и прилепили его к нашим «молодым микробам» (как будто они выросли). И эти два «микроба» в свою очередь разделили на две части (каждый). Теперь их четыре. И эти микробы в свою очередь тоже скоро вырастут и разделятся пополам. Вот так их количество становится больше и больше.
Вывод: из одного микроба очень скоро получится много новых, таких же, как он, микробов. Особенно быстро они размножаются в организме человека. Потому что там тепло, много еды, много влаги, и они чувствуют себя очень хорошо. Их количество быстро увеличивается. В зависимости от того, в каком органе поселились микробы, возникает та или иная болезнь. Например, если микроб поселился в горле, бывает ангина, если в ухе – воспаление уха, если в зубе – кариес. Микробы можно увидеть с помощью специального прибора «микроскопа».
Опыт «Как передаются микробы?»
Оборудование: Чаша мелконарезанной новогодней мишурой.
Ход: Вы сказали воспользоваться ладошкой. Я предлагаю опустить руки в чашу, (один или два ребенка) перемешайте мишуру. Классно. Покажите свои руки детям. А теперь пожмите руку соседу? А сосед следующему (и так далее). Посмотрите, теперь у каждого руки в мишуре. Красивые, такие блестящие, как капельки слюны из нашего рта, когда вы кашляли и закрывали рот рукой.
Вывод: Мишура с ваших рук как микробы, которые переходят от человека к человеку. А если мы сейчас заденем предметы в группе, наши микробы перейдут и на них. И человек, который не болел, но набрал этих микробов, становится зараженный ими. Так как же нам, все таки, спастись от микробов? Правильно, надо закрывать рот платочком и платочек как можно чаще стирать. Проверим, сбегут ли наши микробы через платочек? (проводится повторно первый опыт с зеркалами и платком)
Опыт «Микробы разные»
Микробы у нас разные и Саши свои, у Оксаны свои. Но они постоянно перемешиваются. И если организм со своими микробами справляется, то когда они переходят к другим, очень сильно могут нам навредить. Как перемешиваются, спросите вы. А давайте проверим.
Оборудование: прозрачные стаканчики, наполненные наполовину разноцветной водой синего, желтого, зеленого, красного цвета.
Ход: Каждый ребенок держит свой стаканчик. По очереди один ребенок переливает в стакан к соседу свою воду, второй потом отдает ее обратно. В результате этих действий вода становится грязного цвета.
Вывод: Таким образом, ваши микробы, перемешиваясь, дают печальный результат. Очень много чужих микробов постоянно попадает к вам. И из красивых и хороших, превращаются во вредных и опасных.
Опыт «Плесень»
Цель: с помощью кусочка хлеба получить плесень.
Материалы: два кусочка хлеба, полиэтиленовый пакет, тарелка.
Ход эксперимента: кусок хлеба поместили в полиэтиленовый пакет. Через пять дней он покрылся плесенью. Плесень – это один из видов микробов. Есть такой продукт нельзя – он испорчен.
Вывод. Микроорганизмы вызывают порчу продуктов. Плесень очень страшна. Она заразила весь хлеб.
Опыт «Чих»
Цель: наглядно увидеть распространение микробов.
Материалы: пульверизатор, вода.
Ход эксперимента: с помощью пульверизатора (распыляя воду) «демонстрируем», что микробы при кашле и чихании распространяются по помещению и заражают детей.
Вывод: когда человек болен, чихает, микробы «разлетаются» повсюду, для этого необходимо для предотвращения прикрывать рот рукой или пользоваться носовым платком, а также пользоваться специальными масками. Стоит микробам попасть в организм человека, они начинают размножаться внутри. Человеку становится плохо, он заболевает. Микробы от больного человека через кашель или чихание могут попасть к здоровому. Но от вредных микробов можно защититься.
Опыт « Как спастись от микробов?»
Оборудование: Чаша с подкрашенной черным мукой, таз с водой, мыло, у детей лупы. Ход: Кто самый смелый? Опускай руки в чашу. Фу, какие грязные руки. Отряхивай, отряхивай. Все встряхнул? Ну-ка проверим, ребята. Может еще потрясешь, или все - таки, попытаешься смыть. Пополощи руки слегка. Теперь они у тебя чистые? Нет. Сильнее полощи. А может, помоешь тщательно с мылом. После каждого действия дети рассматривают мучные руки через лупу. До тех пора руки не будут чистые. Вывод: Руки теперь чистые. Ребята, а вода в тазу стала какая? Но зато, руки теперь действительно чистые и никакие болезни из-за грязных рук нам не страшны. Надо обязательно мыть руки с мылом.
Приложение №3
Методика-опрос «Три вопроса»
Что мы знаем о микробах? | Что мы хотим узнать? | Как мы можем узнать? |
- Надо мыть руки с мылом, чтобы в организм не попали микробы. - Микробы очень маленькие и мы их не видим. - Микробы вредны для здоровья. | - «Можно ли увидеть микробы?» - «Где живут микробы?» - «Как микробы передвигаются?» - «Что едят микробы?» - «Так ли опасны микробы для человека?» - «Как микробы появляются?» - «Что нужно делать, чтобы микробы не попали в наш организм?». | - спросить у родителей; - в энциклопедиях; - в книгах; - в журналах; - спросить у врача; - спросить у друзей, знакомых; - наблюдения; - узнать из интернета |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "микробы"
Все о микроорганизмах...
Презентация "Что микробу хорошо, что микробу плохо"
Закрепить у детей знания правил личной гигиены...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (Рисование) для детей старшего дошкольного возраста Тема «Быть здоровыми хотим» «Раз микроб, два микроб».
Знакомство детей с нетрадиционной техникой изображения предмета – кляксографией....
Конспект НОД «Микробы: вред и польза» по познавательному развитию с использованием интерактивных и игровых технологий по рассказам Г. Остера Про Петьку-микроба с детьми старшей группы (5-6 лет)
Цель: создание условий для расширения представлений детей о микроорганизмах и их свойствах посредствам игровых и интерактивных технологий....
Консультация для родителей "Микробы и Вирусы- ужасные вредирусы ИЛИ КАК РАССКАЗАТЬ РЕБЕНКУ О МИКРОБАХ, ВИРУСАХ И О ТОМ, КАК С НИМИ БОРОТЬСЯ"
Консультация для родителей "Микробы и Вирусы-ужасные вредирусыилиКАК РАССКАЗАТЬ РЕБЕНКУ О микробах, ВИРУСАХ И О ТОМ, КАК С НИМИ БО...
Конспект НОД «Микробы: вред и польза» по познавательному развитию с использованием интерактивных и игровых технологий по рассказам Г. Остера про Петьку-микроба с детьми старшей группы
создание условий для расширения представлений детей о микроорганизмов и их свойствах посредством игровых и интерактивных технологий....
Спортивное мероприятие «Мы микробов не боимся, мы с микробами сразимся», посвященное Всемирному дню борьбы с туберкулезом.
Данное мероприятие посвящено Всемироному дню борьбы с туберкулезом...