Практический тренинг "Логоритмика как элемент музыкотерапии на музыкальных занятиях в ДОУ"
консультация
Предложенный материал можно использовать для участия в семинарах ,практических тренингах для педагогов дошкольных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoritmika_kak_element_muzykoterapii.docx | 32.52 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБДОУ № 3Д/С «Дюймовочка»
города Искитима Новосибирской области
ПРАКТИЧЕСКИЙ ТРЕННИНГ
«Логоритмика как элемент музыкотерапии на музыкальных занятиях в ДОУ»
ПОДГОТОВИЛА:
музыкальный руководитель
Койнова О.А.
Искитим,2018 год
Логоритмика, как часть музыкотерапии на музыкальных занятиях в ДОУ
Методическая разработка для воспитателей
Форма проведения: педагогическая мастерская.
Участники: воспитатели всех возрастных групп дошкольного возраста.
Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей по использованию логоритмических упражнений на музыкальных занятиях.
Задачи:
•Познакомить участников с методами и приёмами, применяемыми на музыкальных занятиях с использованием логоритмики.
•Показать значимость применения логоритмики для речевого развития дошкольников. •Создать условия для обретения большинством педагогов навыков и умений при использовании логоритмический упражнений в работе с детьми.
План проведения:
1. Сообщение: «Теоретический аспект использования данной методики на музыкальных занятиях в ДОУ»
2. Практическая часть:
Валеологическая песня- распевка "Доброе утро!";
- Дыхательная гимнастика "Ладошки";
-Артикуляционная гимнастика "Снеговички и Сосульки";
- Игровой массаж "Капуста";
-Пальчиковая игра "Я хочу построить дом";
- Речевая игра "Танец червяков"; Сказка шумелка"Теремок"; - Коммуникативная игра "Побежали,побежали";
Музыкотерапия "Тихо, тихо".
Теоретический аспект использования данной методики.
Музыкотерапия - один из видов арттерапии (терапии искусством, где музыка используется как символическая форма, вспомогательное средство, основное воздействие которого нацелено на регуляцию нарушений психосоматических и психоэмоциональных процессов, коррекцию рефлексивно-коммуникативной сферы ребенка.
Логоритмика– это комплекс двигательных упражнений, в которых разные движения (туловища, головы, рук, ног) сопровождаются произношением специального речевого материала с музыкальным сопровождением.
Проблема музыкотерапии и логоритмики, как ее составной части, актуальна.
«Логоритмика является важнейшим средством музыкально - эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Только в условиях взаимодействия движений со словом и музыкой образуется целостный воспитательно- коррекци-онный процесс, формирующий у детей дошкольного возраста эстетические чувства, заключающие в себе большой потенциал для развития личности.»
(Г. А. Волкова, которая впервые создала логопедическую ритмику как специальную науку, в 30 - 50-е годы 20 века)
Логоритмика является одной из составляющих в системе музыкально-оздоровительной работы в условиях современного ДОУ, разработанной с учётом ФГОС. Она раскрывает такие виды здоровьесберегающих технологий, как:
• валеологические песни-распевки(песенки мажорного лада в начале занятия, задающие позитивный тон и подготавливающие голос к пению);
• дыхательная гимнастика(упражнения, которые формируют правильное речевое дыхание (короткий вдох и длинный выдох) и тренируют силу вдоха и выдоха);
• артикуляционная гимнастика(упражнения, способствующие тренировке мышц речевого аппарата);
• игровой массаж(выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшает циркуляцию крови, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему, поднимает настроение и улучшает самочувствие человека);
• пальчиковые игры(упражнения с пальчиками и ладошками, развивающие речь ребенка, общую и мелкую моторику, благоприятно влияющие на все функции организма);
• речевые игры(песенки, сопровождающиеся движениями и звучащими жестами, которые эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи, двигательной активности, ориентации в пространстве, слухового внимания, чувства ритма, музыкальной памяти, творческой фантазии и воображения, расширяют словарный запас);
• сказки-шумелки(игра на шумовых и музыкальных инструментах способствует развитию слухового восприятия, мелкой моторики, формирует навыки сотрудничества и сотворчества);
• коммуникативные игры(музыкально-ритмичекские движения с непосредственным контактированием с партнёром развивают навыки общения, разрешения конфликтных ситуаций, установление контакта);
• музыкотерапия(слушание правильно подобранной музыки с выполнением, психогимнастических этюдов повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание).
Одной из основных задач логоритмики является устранение речевых нарушений, решение проблемы развития речи у детей. Логоритмика – это комплексные занятия по развитию речи детей, опирающиеся на связь музыки, слова и движения. Основа занятий может быть очень разнообразной: сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия, фольклорные источники, сюжетные и дидактические игры.
Практическая часть
1. Валеологическая песня-распевка "Доброе утро!"
Музыкальный руководитель предлагает участникам воспитателям повторить за ним движения без музыки, затем под музыку.
Доброе утро!(Поворачиваются друг к другу).
Улыбнись скорее!(Разводят руки в стороны).
И сегодня весь день(Хлопают в ладоши).
Будет веселее.
Мы погладим лобик,(Выполняют движения по тексту).
Носик и щёчки.
Будем мы красивыми,(Постепенно поднимают руки вверх,
Как в саду цветочки!выполняя "фонарики").
Разотрём ладошки (Выполняют движения по тексту).
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрём(Трут ушки).
И здоровье сбережём.
Улыбнёмся снова,(Поворачиваются друг к другу, улыбаются).
Будьте все здоровы!(Разводят руки в стороны).
2. Дыхательная гимнастика.
Музыкальный руководитель исполняет попевку и объясняет на какие слова нужно вдыхать и выдыхать воздух носом. Затем воспитатели выполняют движения самостоятельно. Все дыхательные упражнения повторяются по 4 раза с перерывом в 3-5 секунд.
"Ладошки"руки согнуты в локтях, локти опущены, ладошки развёрнуты вперёд).
Ладушки-ладошки, звонкие хлопошки. Мы ладошки все сжимаем, носом правильно вдыхаем.
Как ладошки разжимаем, то свободно выдыхаем.
На слова каждой строчки выполняют хватательные движения ладошками (сжимают их в кулачки, одновременно с движениями шумно шмыгают носом. Сразу после короткого вдоха ладошки разжимаются, выдох уходит самостоятельно. Активный вдох – пассивный выдох)
3. Артикуляционная гимнастика.
Музыкальный руководитель делит присутствующих на две команды – "Снеговички" и "Сосульки". Затем исполняет песенку и объясняет каждой команде, какие мимические движения надо делать на те или иные слова. Со следующим исполнением песни участники выполняют движения самостоятельно.
"Снеговички и Сосульки"
Встретились однажды во дворе, Толстячки-Снеговички и Сосульки-Худышки.
Вот Сосульки зимой удивились: (Смотрят, подняв брови и широко раскрыв глаза). "Ах, какие же вы толстячки!"
Но на них Снеговички рассердились:(Хмурят брови, смотрят сердито).
"Не такие уж мы толстячки!" А Сосульки ещё больше удивились:(Округляют рот буквой «о», поднимают брови). "О, да вы ещё сердиты!"
Снеговички ещё больше разозлились:(Вытягивают губы трубочкой, сводят брови). "У-у-у! Мы действительно сердиты!"
Тут Сосульки свой сморщили нос:(Морщат нос, произносят слова с недовольством).
"Разговаривать с вами не будем!"
А Снеговички скривили свой рот:(Кривят уголки рта, изображая возмущение) "Мы играть с вами тоже не будем!"
Отвернулись друг от друга Толстячки и Худышки, насупились.
Но ведь всем известно, что врозь-то жить скучно. Повернулись они друг к другу, подошли, обнялись и улыбнулись. Добро и дружба всегда побеждают!
4. Игровой массаж.
Музыкальный руководитель предлагает воспитателям сесть на стульчики "паровозиком" и сделать друг другу массаж. Затем можно повернуться в другую сторону и повторить массаж.
"Капуста":
Мы капусту рубим, рубим.(Стучат по спине рёбрами ладоней).
Мы морковку трём, трём.(Трут спину кулачками).
Мы капусту солим, солим.("Бегают" пальчиками по спине).
Мы капусту жмём, жмём.("Жмут").
Сок капустный пьём, пьём.(Гладят спину).
5. Пальчиковая игра.
Музыкальный руководитель включает песенку в записи и предлагает повторять все движения за ним.
"Я хочу построить дом".
Я хочу построить дом,(Соединяют пальцы обеих рук над головой в виде крыши).
Чтоб окошко было в нём,(Соединяют пальцы обеих рук перед собой в виде прямоугольника).
Чтоб у дома дверь была,(Соединяют обе ладошки ребром к ребру).
Рядом чтоб сосна росла,(Качают над головой обеими руками с растопыренными
пальцами).
Чтоб вокруг забор стоял,(Соединяют пальцы обеих рук перед собой, как бы обнимая большой мяч).
Пёс ворота охранял,(Большой палец правой руки поднимают вверх, мизинцем
двигают вверх-вниз ("собачка лает").
Чтоб на травке жил жучок,(Пальцы правой руки "бегают" по левой руке).
Бегал быстрый паучок,(Пальцы левой руки "бегают" по правой руке).
Солнце было,(Соединяют руки ладошками вперёд, растопырив пальцы).
Дождик шёл,(Трясут пальцами обеих рук).
Чтоб тюльпан в саду расцвёл,(Соединяют руки в виде чашечки).
Чтоб флажок на доме был,(На кулачок левой руки поставить ребро правойладони,покачать из стороны в сторону).
А за домом ёжик жил.(Выпрямленные пальцы левой руки просунуть между пальцами
правой).
6. Речевая игра.
Музыкальный руководитель включает песенку в записи и предлагает повторять все движения за ним.
"Танец червяков"
Хоть у нас есть две руки,
(Вытягивают руки вперёд, поворачивая ладошки вверх-вниз). Две руки, две руки, мы совсем как червяки,
Совсем как червяки. И у нас уже готов,(Соединяют руки в "замок" над головой)
Уж готов, уж готов (выполняют наклоны в стороны). Новый танец червяков, танец червяков.
Будем хвостиком вилять,(Шевелят обеими ладошками за спиной внизу)
Всё вилять и вилять, поворачивая туловище влево, вправо.
Извиваться, приседать, (приседают).
Немножко приседать. Ручки можем раскачать,(Машут руками вперёд-назад поочерёдно).
Раскачать, раскачать,
Ножкой можем помахать,(Прыгают, выбрасывая поочерёдно ноги вперёд).
Можемпомахать. Пальчиками поболтать,(Трясут обеими кистями рук перед собой). Поболтать, поболтать, Каблучками постучать,
(Топают поочерёдно ногами).
Немножко постучать. Носиками помотать,(Поворачивают голову влево, вправо).
Помотать, помотать, Головами покивать,(Кивают головой). Можем покивать.
7. Сказка-шумелка.
Музыкальный руководитель раздаёт всем присутствующим роли и шумовые инструменты, предлагает поставить музыкальную сказку.
"Теремок"
Тук-тук-тук, молоток -Медведь стучит молоточком по деревянному брусочку). Мишка строит теремок.
Позовёт в него гостей, Чтобы было веселей! Мышка-норушечка в гости бежит,
Тихо шуршунчиком Мышка шуршит.("Шуршунчик").
Медведь в теремке с самоваром сидит.
Слышит: дверной колокольчик звенит.(Звон колокольчика).
Мишка открывает,(Скрип двери).
Мышку в дом впускает,("Шуршунчик").
Чаю наливает,(Журчанье воды).
Печеньем угощает.(Хруст бумаги).
Зайка весёлый потом прискакал,
Лапками он в барабан застучал.(Стук в барабан).
Мышку Медведь вкусным чаем поит.
Слышит: дверной колокольчик звенит.(Звон колокольчика).
Мишка открывает,(Скрип двери).
Зайца в дом впускает,(Барабан).
Чаю наливает,(Журчанье воды).
Печеньем угощает.(Хруст). Вот и Лиса к теремочку идёт,
Лисичка-сестричка трещотку несёт.(Трещотка).
Зайку Медведь вкусным чаем поит.
Слышит: дверной колокольчик звенит.(Звон колокольчика).
Мишка открывает,(Скрип двери).
Лисичку в дом впускает,(Барабан).
Чаю наливает,(Журчанье воды).
Печеньем угощает.(Хруст). Серый Волчок к теремку подоспел,
В бубен весёлый Волк зазвенел.(Бубен).
Лису Медведь вкусным чаем поит.
Слышит: дверной колокольчик звенит.(Звон колокольчика).
Мишка открывает,(Скрип двери).
Волка в дом впускает,(Барабан).
Чаю наливает,(Журчанье воды).
Печеньем угощает.(Хруст). Мишка мохнатый рад новосёлам:
Живёт в теремочке оркестр весёлый. (Весь оркестр играет "Светит месяц").
8. Коммуникативная игра.
Музыкальный руководитель предлагает встать воспитателей парами по кругу, объясняет описание движений без музыки, затем игра проводится под музыку и пение музыкального руководителя.
"Побежали, побежали"
Побежали, побежали парами скорей,(Бегут боковым галопом, сцепив руки"лодочкой").
И друг другу погрозили:(Грозят друг другу пальцем правой руки).
Ссориться не смей!"
Хлопнули в ладоши,(Хлопают в ладоши один раз).
Крепко обнялись,(Обнимаются).
Пару поменяли(Стоящие за кругом перебегают боковым галопом
к следующему партнёру вправо по кругу).
И за руки взялись.(Берутся за руки).
Игра повторяется несколько раз с постоянным ускорением.
9. Музыкотерапия.
Музыкальный руководитель предлагает лечь всем на ковёр и расслабиться под неторопливую "сказочную" песенку. Движения выполняются согласно тексту.
"Тихо, тихо" Тихо, тихо, будто в сказке, мы на коврике лежим. Все закроем наши глазки, И представим, что мы спим. Сон нам снится, будто в море
Мы на корабле плывём, И на солнечном просторе Волны плещут за бортом. Чайки кружат в небе синем
Среди белых облаков. По волнам плывут дельфины, нам желают сладких снов.
Но конец приходит сказке. Просыпаться нам пора.
Открываем свои глазки, Поднимаемся с ковра.
Скажем мы "Спасибо!", Скажем "До свиданья!", Повернёмся друг за другом И помашем на прощанье.
Под музыку все идут по кругу, машут рукой влево-вправо.
Атрибуты:
Фортепиано, молоточки, деревянный брусок, бумага, барабан, колокольчик, бубен, трещотка, шуршунчик, 2 чашки с водой, музыкальный центр.
Список литературы.
1. "Поиграем, потанцуем" Г. П. Федорова С-Пб, Издательство "Акцидент" 1997год. 2. "Логоритмика" О. А. Новиковская С-Пб "Корона принт" 2005год.
3. "Ритмическая пластика для дошкольников" А. И. Буренина С-Пб. 1994 год. 4. "Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей" Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов. Москва 1997год.
5. М. Ю. Картушина "Логоритмические занятия в детском саду".
6. "Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду" О. Н. Арсеневской. Волгоград, Издательство "Учитель" 2013 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальное занятие «Что растет на грядке?» (использование ИКТ на музыкальном занятии с элементами здоровьесбережения)
Музыкальное занятие «Что растет на грядке?»(использование ИКТ на музыкальном занятии с элементами здоровьесбережения)Цель:Развивать музыкальные и творческие способности детей, укреплять здоровье...
Конспект музыкального занятия с элементами логоритмики "Путешествие в музыкальную страну"
Конспект НОД с средней группе....
Конспект интегрированного музыкального занятия с элементами логоритмики «Прогулка в весенний лес» в подготовительной группе. Музыкальный руководитель Долгова Алла Николаевна. ГБДОУ детский сад №69 Приморский район город Санкт-Петербург
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Социально – коммуникативное развитие»; «Художественно-эстетическое ...
Конспект музыкального занятия с элементами музыкального экспериментирования и использованием ИКТ в подготовительной к школе группе
Цель:Исследование звуковых свойств различных материалов и предметов из них(бумага, дерево, металл)Задачи:Воспитывать уважительное, дружеское отношение друг к другу;Развивать зрительное и слуховое вним...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ «Использование элементов логоритмики на музыкальных занятиях в работе с детьми с ОВЗ» НА ТЕМУ: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО РАЗРАБОТКЕ И НАПИСАНИЮ ООП ДЛЯ ДЕТЕЙ
Взаимодействие специалистов и воспитателей по разработке и написанию ООП для детей с ОВЗ....
ПРАКТИЧЕСКИЙ ТРЕННИНГ «Логоритмика как элемент музыкотерапии на музыкальных занятиях в ДОУ»
Предложенный материал можно использовать для участия в семинарах, педагогических тренингах для педагогов дошкольного образования...
Использование элементов музыкального языка в играх и упражнениях на музыкальных занятиях с детьми с ТМНР.
Общение – это процесс коммуникации между отдельными людьми и группами людей. В своем выступлении я расскажу, как происходит передача информации на музыкальных занятиях невербальными способами (ж...