План самообразования 2021-2022 учебный год
проект (средняя группа)
«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные
техники рисования»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya.docx | 34.11 КБ |
my_i_nashe_zdorove.docx | 1.08 МБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию
по теме:
«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные
техники рисования»
МБДОУ №56 «Кораблик»
Воспитатель:
Молчанова Светлана Игоревна
Пояснительная записка
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.
Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс.
Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное — самовыражаться.
В основу опыта, использования нетрадиционных изобразительных техник положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания мира, на искреннем интересе дошкольника в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник изображения. Такое задание ставит ребенка в позицию творца, активирует и направляет мысли детей, вплотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение собственных художественных замыслов.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
- Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
- Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
- Внимания и усидчивости;
- Мышления;
- Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, а также развитию детского изобразительного творчества.
Цель:
развитие у детей творческих способностей и формирование интереса к нетрадиционному рисованию.
Задачи:
- Развивать интерес к различным техникам нетрадиционного художественного творчества.
- Прививать умение производить точные движения кистью, нетрадиционными материалами.
- Формировать целостную картину мира;
- Расширять кругозор детей;
- Учить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
- игра, которая является основным видом деятельности детей;
- сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма;
- решение проблемной ситуации, просьба о помощи;
- музыкальное сопровождение.
Средства обучения: наглядные, словесные и практические методы:
- наблюдения с детьми;
- обследование предметов, игрушек, готовых образцов, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях;
- объяснение, рассказ воспитателя, использование художественного слова;
- показ способов действия;
- игровые приемы;
- совместный анализ выполненной работы.
Форма обучения:
специально организованная непосредственно образовательная деятельность; игровые упражнения; подгрупповые упражнения по овладению техниками нетрадиционного рисования.
Итогом детской деятельности могут служить выставки детских работ, совместные с родителями развлечения с использованием приобретенных навыков.
Форма подведения итогов: диагностическое обследование детей по усвоению программы.
Предполагаемый результат:
- У детей повысится уровень художественных способностей;
- Дети приобретут ценный опыт творческого воплощения замыслов, освоят правила безопасности во время работы;
- Освоят технику нетрадиционного рисования.
Педагогическая диагностика
Уровень подготовки знаний воспитанников ДОУ можно также определить,
воспользовавшись разработкой д-ра пед. наук профессора Т.С. Комаровой «Критерииоценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества».
Анализ продукта деятельности
1. Форма: 3 балла – передана точно, части предмета расположены верно, пропорциисоблюдаются, четко передано движение; 2 балла – есть незначительные искажения,движение передано неопределенно; 1 балл – искажения значительные, форма неудалась, части предмета расположены неверно, пропорции переданы неверно,изображение статическое.
2. Композиция: 3балла – расположение по всему листу, соблюдается
пропорциональность в изображении разных предметов; 2 балла – на полосе листа; всоотношении по величине есть незначительные искажения; 1 балл – композиция непродумана, носит случайный характер; пропорциональность предметов передананеверно.
3. Цвет: 3 балла – передан реальный цвет предмета; цветовая гамма разнообразна; 2балла – есть отступления от реальной окраски; преобладание нескольких цветов илиоттенков; 3 балла – цвет передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполненов одном цвете.
4. Ассоциативное восприятие пятна: 3 балла – самостоятельно перерабатываетпятно, линию в реальные и фантастические образы; 2 балла – справляется при помощивзрослого; 1 балл – не видит образов в пятне и линиях.
Анализ процесса деятельности
1. Изобразительные навыки: 3 балла – легко усваивает новые техники, владеетнавыками действия изобразительными материалами; 2 балла – испытывает затрудненияпри действиях с изобразительными материалами; 1 балл - рисует однотипно, материалиспользует неосознанно.
2. Регуляция деятельности: 3 балла – адекватно реагирует на замечания взрослого икритично оценивает свою работу; заинтересован предложенным заданием; 2 балла –эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен при самооценке (завышена,занижена), заинтересован процессом деятельности; 1 балл – безразличен к оценкевзрослого, самооценка отсутствует; заинтересован (равнодушен) продуктомсобственной деятельности.
3. Уровень самостоятельности, творчества: 3 балла – выполняет задания
самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, самостоятельностьзамысла, оригинальность изображения; 2 балла – требуется незначительная помощь, свопросами обращается редко, оригинальность изображения, стремление к наиболее
полному раскрытию замысла; 1 балл – необходима поддержка и стимуляция
деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается, неинициативен, не стремится к полному раскрытию замысла.
Шкала уровней: 0-8 – низкий уровень; 9-16 – средний уровень; 17-21 – высокийуровень.
Перспективное планирование по теме самообразования
на 2021 – 2022 уч. год.
Средняя группа.
Сентябрь
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Компот из ягод» | Рисование пальцами | Познакомить детей с техникой пальчикового рисования. Развивать умение рисовать двумя пальчиками одновременно. Развивать мелкую моторику рук. | Гуашь в мисочках различных цветов, влажные салфетки. иллюстрации. |
2. | «Огуречик, огуречик» | Рисование руками | Познакомить детей с детей техникой рисования боковой стороной ладони. Закрепить у детей представление о зеленом цвете. Воспитывать у ребят внимание. | Гуашь в мисочках зеленого цвета, влажные салфетки, иллюстрации. |
Работа с родителями | Консультация для родителей «Развиваем руку ребенка» |
Октябрь
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
2 | «Крошки-осьминожки» | Рисование ладошками | Учить создавать выразительные образы морских существ с помощью волнистых линий (водоросли, щупальца осьминога). Придавать изображениям забавный образ. Развивать восприятие, чувство формы, ритма, цвета. Воспитывать любознательность, самостоятельность, инициативность. | Ватман, гуашь различных цветов, мисочки для краски, влажные салфетки. |
2. | «Петушок» | Рисование ладошками | Совершенствовать умение делать отпечатки ладонью и дорисовывать их до определенного образа петушка. Учить наносить гуашь на ладонь несколько цветов одновременно. Развивать творческое воображение. выразительности. | Гуашь в мисочках различных цветов, влажные салфетки, иллюстрации. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. Консультация для родителей «Рисование пальчиковыми красками» |
Ноябрь
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Волшебный лес» | Печать листьями | Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Упражнять смешивать краски прямо на листьях при печати. Учить рисовать лес, передавая его характер используя лисья-штампы как средство выразительности. | Листья деревьев разной величины. Гуашь в мисочках, салфетки, иллюстрации. |
2. | «Деревья с разноцветными листьями» | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата. | Бумага, цветная гуашь, листья, кисти, поролон. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. |
Декабрь
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Чудо- узор» | Оттиск печатками, поролоном, пенопластом, рисование пальчиками. | Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Закрепить умение составлять узоры. Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата. | Лист бумаги, поролон, пенопласт, цветная гуашь. |
2. | «Укрась рукавицу» по замыслу | Различные | Закреплять умение самостоятельно использовать знакомые нетрадиционные техники рисования. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. Развивать координацию движения рук. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа. | Лист бумаги формы рукавицы, гуашь, кисть, ватные палочки, поролон. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. |
Январь
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Моя любимая игрушка» | Рисование мыльной пеной. | Упражнять в технике рисования мыльной пеной при составлении единой композиции. | Акварельные краски, поролоновая губка, мыло, шампунь, трубочка для коктейля, бумага, карандаш, кисть. |
2. | «Зимний лес» | Монотипия | Закреплять умение детей передавать в рисунке красоту зимнего леса. Развивать чувство композиции. | Краски, кисточка, бумага. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. |
Февраль
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | Подарок для папы» | Печать по трафарету, рисование пальчиком | Закреплять умение пользоваться знакомыми нетрадиционными техниками рисования. Учить располагать изображения на листе. Развивать чувство композиции. | Открытка, гуашь разного цвета. |
2. | «Салют» | Набрызг | Упражнять разбрызгивать краску по чистому листу. Учить подрисовывать недостающие линии кисточкой. | Старые зубные щетки, гуашь, бумага. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. Консультация для родителей «Значение рисования нетрадиционными способами» |
Март
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Открытка для мамы» | Печать по трафарету | Совершенствовать навыки детей при использовании техники рисования «печатка». Развивать цветовосприятие, чувство композиции. Развивать глазомер. | Гуашь различных цветов, мисочки для краски, влажные салфетки, картон гофрированный. |
2. | «Весенние цветы» | Разные | Совершенствовать навыки нетрадиционного рисования, используя знакомые техники.Продолжать учить детей подбирать цветовую гамму. Развивать творческое мышление и воображение. | Гуашь различных цветов, мисочки для краски, влажные салфетки, кисти, поролон, ватные палочки. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. |
Апрель
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Ежики на опушке» | Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой. | Закреплять умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе сухими листьями. | Тонированная бумага, гуашь в мисочках зелёного и коричневого, голубого цветов, жесткая кисть, салфетки, муляжи. |
2. | «Кошечка» | Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном. | Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции. | Бумага белая, жесткая кисть, поролон, цветная жидкая гуашь, трафареты, иллюстрации. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. |
Май
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Одуванчики» | Рисование ватными палочками | Познакомить с техникой рисования ватными палочками. Учить дорисовывать недостающие детали. Развивать чувство композиции. | Иллюстрации одуванчиков, гуашь зелёная и желтая в мисочках, ватные палочки. |
1. | «Веточка сирени» | Рисование ватными палочками | Закреплять умение рисовать ватными палочками. Учить дорисовывать недостающие детали кисточкой. Развивать чувство композиции. | Открытка из цветной бумаги с нарисованной веточкой, гуашь зелёная и сиреневая в мисочках, ватные палочки, кисти. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. |
Литература:
- Журнал «Воспитатель» № 1,5,12 2010 год.
- Журнал «Управление» № 4,5 2009 год.
- Нетрадиционные техники рисования, интегрированные занятия
- Т.А. Цквитария.
- Нетрадиционные техники рисования в детском саду А.В. Никитина 2010г.
- Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.:ТЦ Сфера, 2007.-128с
7. К.К. Утробина, Г.Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с
детьми 3 – 7 лет»
8. М.Д. Лахутин «Как научиться рисовать»
9. О.М. Сахарова «Я рисую пальчиками»
10. А.А. Фатеева «Рисуем без кисточки»
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
годовой план по самообразованию 2021-2022 учебный год
годовой план по самообразованию 2021-2022 учебный год...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ 2021 - 2022 учебный год. «ИНТЕРАКТИВНАЯ ПЕСОЧНИЦА – КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Интерактивная песочница – самый современный и эффективный инструмент для детских учреждений, позволяющий перенести песочную терапию и образовательный процесс на новый уровень, раскрывать в...
План самообразования 2021 - 2022
Развитие творческих способностей детей с применением нетрадиционных форм рисования...
План самообразования 2021-2022 учебный год
Технология - открывающая творческие, интеллектуальные и речевые возможности...
План самообразования 2021-2022 г.
laquo;Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора»...
План самообразования 2021-2022 гг.
Влияние экологического воспитания нар развитие дошкольника...
План самообразования 2021-2022 уч.год
План самообразования 2021-2022 уч.год...