План самообразования 2021-2022 г.
рабочая программа по развитию речи (младшая группа)
«Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко» Старополтавский район Волгоградская область
План работы по самообразованию
по теме:
«Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора»
Составила: воспитатель
Галицкая Л.А.
с. Старая Полтавка
2021 - 2022
Актуальность
В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слух.
Возраст от 2 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей раннего возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные, сказки).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей раннего возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, потешки, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы как петушок – золотой гребешок, козлятушки - ребятушки и т. п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имён героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, они начинают использовать их в своих играх. Для чтения детям нужно использовать и небольшие рассказы, стихотворения. Повторяя, их дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимают, а потом запоминают всё стихотворение, тем самым обогащая свою речь.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Цель: создать условия для развития речи детей раннего возраста посредством фольклора.
Задачи:
- приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами;
- обогащать чувства детей, их воображение и речь;
- воспитывать чуткое отношение к устному народному творчеству.
- повышать профессиональный уровень и педагогическое мастерство;
- изучать учебную, справочную и научно-методическую литературу;
- обеспечивать собственное непрерывное профессиональное образование;
- создавать методические наработки и внедрять эффективный педагогический опыт в работу с дошкольниками;
- формировать знания, умения и навыки воспитанников.
Выстраивать работу с учетом следующих принципов:
- наглядности;
- последовательности;
- деятельности;
- дифференцированного подхода;
- возрастной адресованности;
- преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи;
- принцип вариативности.
Формы работы:
- образовательная деятельность;
- обыгрывание режимных моментов с помощью потешек, закличек, колыбельных и т.д.;
- развлечение, рассказывание сказок, чтение художественной литературы;
- настольно-печатные, дидактические игры;
- проектная деятельность;
- выставки совместных творческих работ родителей и детей.
Методы:
- словесные: беседы, рассказывание, чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписей;
- наглядные: рассматривание книг, иллюстраций, альбомов;
- практические: дидактические игры, показ тематических театрализованных постановок, участие в досугах, развлечениях, праздниках.
Помесячный план методической работы воспитателя по теме: «Развитие речи посредством фольклора»
Предполагаемый результат:
- словарь детей к концу году обогатится новыми словами, оборотами, выражениями;
- будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи
- сформируется первоначальный интерес к устному народному творчеству, художественной литературе;
- сформируется положительное отношение к режимным моментам;
- у родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.
Используемая литература:
- «Приобщение детей к истокам народной культуры» /под.ред.Князевой О.Л., Маханевой Д.М.
- «Знакомим дошкольников с народной культурой»./Чебан А. Я., Бурлакова Л. Л.
- «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада».
- Планы занятий/ Гербова В.В.
- Журнал «Дошкольное воспитание»: №10,1990г. «Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста», с.8.
- Журнал «Дошкольное воспитание»: №10,1990г.«Фольклор для маленьких», с.51.
- Журнал «Дошкольное воспитание»: №9,1995г «Русский фольклор в жизни малышей», с.9.
- Журнал «Дошкольное воспитание»: №9,2004г «Фольклор в познавательном развитии», с.46.
- Журнал «Дошкольное воспитание»: №12,2007г. «Занятие для детей раннего возраста», с.122.
- Журнал «Дошкольное воспитание»: №2,2013г «Фольклорно-музыкальный калейдоскоп», с. 73.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/03/04/1_8.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/03/04/2_9.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/03/04/3_7.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/03/04/4_6.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/03/04/5_4.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/03/04/6_1.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/03/04/7_0.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/03/04/hello_html_4384a097.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/03/04/1_9.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/03/04/2_10.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/03/04/3_8.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/03/04/4_7.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/03/04/5_5.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/03/04/6_2.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/03/04/7_1.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/03/04/8.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/03/04/9_1.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/03/04/10_0.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/03/04/1_10.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/03/04/2_11.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/03/04/3_9.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/03/04/4_8.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/03/04/5_6.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/03/04/6_3.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/03/04/1_11.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/03/04/2_12.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/03/04/3_10.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/03/04/4_9.jpg)
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ
1. Общее правило – чем больше Вы разговариваете с ребёнком, тем большему он научится.
2. Продолжайте и дополняйте сказанное ребёнком – делайте его предложения распространенными.
3. Никогда не поправляйте речь ребёнка. Просто повторите ту же фразу правильно.
4. Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.
5. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа.
6. Не перебивайте ребёнка, не отворачивайтесь пока малыш, не закончит рассказывать – другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чём он говорит.
7. Давайте ребёнку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками – это развивает пальцы рук, следовательно, и речь.
8. Обращайте внимание детей на звуки и шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни. Это развивает фонематический (речевой) слух.
9. Ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше смотрите телевизор вместе с ребёнком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного.
10. Читайте с ребёнком художественную литературу – это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном.
11. Не критикуйте ребёнка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии посторонних.
12. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.
13. Играйте с ребёнком в разные игры.
Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в играх.
Используйте для этих занятий то, что ваш ребено видит вокруг, дома, на улице, в детском саду.
Когда вы вместе с ребенком
рассматриваете какой-то предмет,
задавайте ему самые разнообразные вопросы: "Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?" Можно просто спросить: "Какой он?" Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.
В повседневной жизни используйте разнообразные потешки, они очень нравятся малышам и хорошо развивают речь, например:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ванечка хороший,
Ванечка — пригожий.
Наша деточка в дому,
Что оладушек в меду.
Красно яблочко в саду.
Используйте потешки и песенки во время всех основных режимных моментов. Например, перед едой проговаривайте с ребёнком потешку:
А кто кашку кушает,
Маму с папой слушает,
Вырастает сильным,
Здоровым и красивым.
Умывайтесь со словами:
Водичка-водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
Одевание – сложный процесс, многие дети его не любят. Малыши ещё не умеют одеваться сами, отвлекаются. Для того чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания, можно проговариваем потешку:
Раз, два, три, четыре, пять—
Собираемся гулять.
Завязала Катеньке
Шарфик полосатенький.
Наденем на ножки
Валенки-сапожки
И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.
Таких русских народных потешек существует очень много и для каждого режимного момента. Учите их вместе с малышом, и превратите еждневные рутинные моменты в веселую игру.
Играйте!
И Ваши дочки-сыночки научатся всем языковым премудростям играючи…
Удачи!
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко»
Памятка для родителей
по развитию речи детей
Воспитатель: Галицкая Л.А.
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко»
Консультация для воспитателей на тему:
«Развитие речи детей раннего возраста посредством использования малых фольклорных форм».
Подготовила
Воспитатель:
Галицкая Л.А.
с. Старая Полтавка
В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. Этот бурный процесс не происходит сам собой. Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям. Такой самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение: пробуждает любопытство, умственную активность.
Третий год жизни является самым благоприятным для развития речи ребенка. Основная задача развития речи ребенка - овладение нормами и правилами родного для него языка. На помощь нам приходит фольклор. Его роль в развитии речи детей по достоинству оценили многие учёные. Например, В.А. Сухомлинский говорил, что «сказки, песенки, потешки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности». Благодаря простоте и мелодичности звучания малые фольклорные формы легко запоминаются, насыщая речь детей новыми словами.
Еще в период адаптации в своей ежедневной работе с детьми я стала использовать потешки, пестушки, песенки. Ведь в период адаптации к новой обстановке ребёнок скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Потешки помогают наладить эмоциональный контакт с ребенком, вызывают у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку — воспитателю. Ведь многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание. В адаптационный период, используются такие потешки как, например:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ванечка хороший,
Ванечка — пригожий.
Наша деточка в дому,
Что оладушек в меду.
Красно яблочко в саду.
Я использую потешки и песенки во время всех основных режимных моментов. Например, перед едой мы проговариваем с детьми потешку:
А кто кашку кушает,
Маму с папой слушает,
Вырастает сильным,
Здоровым и красивым.
Умываемся мы всегда со словами:
Водичка-водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
Одевание – сложный режимный процесс. Малыши ещё не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются. И вот, для того чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания, мы вместе с помощником воспитателя проговариваем потешку:
Раз, два, три, четыре, пять —
Собираемся гулять.
Завязала Катеньке
Шарфик полосатенький.
Наденем на ножки
Валенки-сапожки
И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.
В период адаптации не все дети охотно ложились в постель, некоторые испытывали чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Такое поведение не редкость в первые дни пребывания ребёнка в детском саду. На помощь нам приходят колыбельные песни:
Баю-бай! Баю-бай!
Ты собачка не лай,
Белолапа не скули,
Мою детку не буди!
Существуют потешки для подъема детей, после сна, так как не все дети с охотой встают. Поочередно поднимая детей, приветствуем их пробуждение ласковой пестушкой:
Вот проснулись,
Потянулись,
С боку на бок
Повернулись!
Потягушечки!
Потягушечки!
Где игрушечки,
Погремушечки?
Ты, игрушка, погреми,
Нашу детку подними!
При использовании малых фольклорных форм в работе с детьми раннего возраста есть несколько правил:
1. Как известно, малыши отличаются непроизвольностью действий, неспособностью к самоорганизации, сдержанности, их внимание неустойчиво. Поэтому при чтении произведений используем все средства выразительности речи: мимику, жесты, силу голоса, тембр, стараемся прочесть эмоционально.
2. Используем наглядные средства (игрушки, картинки, пособия). Игрушки в группе подбираются так, чтобы среди них были персонажи из потешек. Через несколько дней дети уже сами с большой охотой будут идти в группу, просить прочитать потешку про петушка или другого персонажа.
3. Не стоит перегружать детей потешками, песенками. Сначала разучиваем одну на каждый режимный момент, когда дети запоминают её и повторяют за воспитателем, можно переходить к разучиванию второй. После разучивания второй их можно чередовать.
Результатом такой работы являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение детей в группе, что важно для развития коммуникативных навыков. А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивают все навыки самообслуживания и гигиены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про
Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/24/picture-62023.jpg)
План - схема календарного плана для воспитателей младших групп
План - схема календарного плана для воспитателей младших групп составлена в соответствии с программой "Детство". План включает четыре направления развития ребенка, ежедневно планируется три индивидуа...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/11/picture-203162-1515682936.jpg)
Работа с бумагой. План-конспект интегрированного физкультурного занятия для детей подготовительной к школе группы. Работа с бумагой. План-конспект интегрированного физкультурного занятия для детей подготовительной к школе группы.
Физкультурное занятие с использованием нетрадиционного материала в ДОУ....
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/16/picture-304777-1705377861.jpg)
Перспективный план коррекционно-развивающей работы, календарный план НОД по подготовке к обучению грамоте, развитию речи в группе комбинированной направленности для детей с ТНР старшего возраста
Из опыта работы, представлена план-программа по разделам : развитие словаря, формирование и совершенствование грамматического строя речи, развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языко...
Интегрированный план НОД по Экологии на квартал подготовительная группа, план составлен согласно новым стандартам
Данный интегрированный план составлени по программе "От Рождения до школы"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/12/picture-216605-1392185582.jpg)
Перспективный план для воспитателей по ознакомлению детей 5—7 лет с национально—региональным компонентом. (План работы и смены развивающей среды в «Уголке Малой Родины»)
Пояснительная записка.Воспитание чувства патриотизма и толерантности у дошкольников—процесс сложный и длительный. Эта весьма...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/16/picture-565800-1421396315.jpg)
Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы. Перспективный план по познавательному развитию во второй младшей группе. План работы с семьёй
Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы.ТемаСодержаниеЦельФорма организацииВодаД/Упражнения:«Помоем ручки», «Умоем куклу»,«Плавают кораблики», «П...