План самообразования 2021-2022 г.
рабочая программа по развитию речи (младшая группа)

Галицкая Любовь Александровна

«Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко» Старополтавский район Волгоградская область

                                                                       

План работы по самообразованию

по теме:

«Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора»

Составила: воспитатель

Галицкая Л.А.

с. Старая Полтавка

2021 - 2022

Актуальность

В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слух.

Возраст от 2 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей раннего возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные, сказки).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей раннего возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, потешки, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы как петушок – золотой гребешок, козлятушки - ребятушки и т. п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имён героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, они начинают использовать их в своих играх. Для чтения детям нужно использовать и небольшие рассказы, стихотворения. Повторяя, их дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимают, а потом запоминают всё стихотворение, тем самым обогащая свою речь.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Цель: создать условия для развития речи детей раннего возраста посредством фольклора.

Задачи: 

  • приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами;
  • обогащать чувства детей, их воображение и речь;
  • воспитывать чуткое отношение к устному народному творчеству.
  • повышать профессиональный уровень и педагогическое мастерство;
  • изучать учебную, справочную и научно-методическую литературу;
  • обеспечивать собственное непрерывное профессиональное образование;
  • создавать методические наработки и внедрять эффективный педагогический опыт в работу с дошкольниками;
  • формировать знания, умения и навыки воспитанников.

Выстраивать работу с учетом следующих принципов:

  • наглядности;
  • последовательности;
  • деятельности;  
  • дифференцированного подхода;
  • возрастной адресованности;
  • преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи;
  • принцип вариативности.

Формы работы:

  • образовательная деятельность;
  • обыгрывание режимных моментов с помощью потешек, закличек, колыбельных и т.д.;
  • развлечение, рассказывание сказок, чтение художественной литературы;
  • настольно-печатные, дидактические игры;
  • проектная деятельность;
  • выставки  совместных творческих  работ родителей и детей.

 Методы:

  • словесные: беседы, рассказывание, чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписей;
  • наглядные:  рассматривание книг, иллюстраций, альбомов;
  • практические: дидактические игры, показ тематических театрализованных  постановок, участие в досугах, развлечениях, праздниках.

Помесячный план методической работы воспитателя по теме:    «Развитие речи посредством фольклора»

Работа воспитателя

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

Подбор материала, необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора». Постановка цели и задач по данной теме. Создание картотеки русских народных потешек и закличек для работы с детьми.

Знакомство детей с русскими народными сказками, потешками, закличками. Проведение первичного мониторинга по области «Речевое развитие детей».

Проведение анкетирования родителей «Развитие речи детей раннего возраста».

Октябрь

Создание картотеки потешек для режимных моментов. Создание картотеки гимнастики после сна.

Разучивание и проговаривание потешек, закличек.

Консультация для родителей «Роль потешек в развитии речи детей раннего возраста.

Ноябрь

Создание аудиокартотеки русских народных песенок.

Прослушивание аудиозаписей русских народных песен.

Привлечение к созданию библиотеки красочных книг с русскими народными сказками, потешками.

Декабрь

Создание картотеки народных пальчиковых игр для работы с детьми.

Разучивание и пальчиковых игр.

Рекомендации для родителей по самостоятельному использованию пальчиковых игр.

Январь

Изучение темы «Дидактические игры как средство развития речи детей».

Использование дидактических игр в работе с детьми.

Буклет для родителей «Памятка по развитию речи детей».

Февраль

Составление картотеки дидактических игр по развитию речи детей раннего возраста.

Использование дидактических игр в работе с детьми.

Март

Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми».

Рассказывание детям и заучивание потешек, закличек.

Прослушивание аудиозаписей сказок.

Консультация «Роль фольклора в развитии детей».

Апрель

Изучение темы: «Использование русских народных сказок в развитии речи детей раннего возраста».

Рассказывание детям русских народных сказок, драматизация отрывков сказок с использованием кукольного и пальчикового театра.

Консультация «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка».

Май

Обобщение опыта.

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей раннего возраста посредством использования малых фольклорных форм». Выступление на заседании Педагогического совета.

Проведение первичного мониторинга по области «Речевое развитие детей».

Предполагаемый результат:

  • словарь детей к концу году обогатится  новыми словами, оборотами, выражениями;
  •  будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи
  •  сформируется первоначальный интерес к устному народному творчеству, художественной литературе;
  •  сформируется положительное отношение к режимным моментам;
  •  у родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.

Используемая литература:

  •  «Приобщение детей к истокам народной культуры» /под.ред.Князевой  О.Л.,  Маханевой Д.М.
  • «Знакомим дошкольников с народной культурой»./Чебан А. Я., Бурлакова Л. Л.
  • «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада».
  • Планы занятий/ Гербова В.В.
  • Журнал «Дошкольное воспитание»: №10,1990г. «Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста», с.8.
  • Журнал «Дошкольное воспитание»: №10,1990г.«Фольклор для маленьких», с.51.
  • Журнал «Дошкольное воспитание»: №9,1995г «Русский фольклор в жизни малышей», с.9.
  • Журнал «Дошкольное воспитание»: №9,2004г «Фольклор в познавательном развитии», с.46.
  • Журнал «Дошкольное воспитание»: №12,2007г. «Занятие для детей раннего возраста», с.122.
  • Журнал «Дошкольное воспитание»: №2,2013г «Фольклорно-музыкальный калейдоскоп», с. 73.



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ

1. Общее правило – чем больше Вы разговариваете с ребёнком, тем большему он научится.

 2. Продолжайте и дополняйте сказанное ребёнком – делайте его предложения распространенными.

3. Никогда не поправляйте речь ребёнка. Просто повторите ту же фразу правильно.

4. Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.

5. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа.

6. Не перебивайте ребёнка, не отворачивайтесь пока малыш, не закончит рассказывать – другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чём он говорит.

7. Давайте ребёнку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками – это развивает пальцы рук, следовательно, и речь.

8. Обращайте внимание детей на звуки и шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни. Это развивает фонематический (речевой) слух.

 9. Ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше смотрите телевизор вместе с ребёнком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного.

10. Читайте с ребёнком художественную литературу – это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном.

11. Не критикуйте ребёнка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии посторонних.

12. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.

13. Играйте с ребёнком в разные игры.

Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в играх. 
      Используйте для этих занятий то, что ваш ребено видит вокруг, дома, на улице, в детском саду. 
      Когда вы вместе с ребенком 
рассматриваете какой-то предмет, 
задавайте ему самые разнообразные вопросы: "Какой он величины?  Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?" Можно просто спросить: "Какой он?" Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи. 

В повседневной жизни используйте разнообразные потешки, они очень нравятся малышам и хорошо развивают речь, например:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка хороший,

Ванечка — пригожий.

Наша деточка в дому,

Что оладушек в меду.

Красно яблочко в саду.

Используйте потешки и песенки во время всех основных режимных моментов. Например, перед едой проговаривайте с ребёнком потешку:

А кто кашку кушает,

Маму с папой слушает,

Вырастает сильным,

Здоровым и красивым.

Умывайтесь со словами:

Водичка-водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

Одевание – сложный процесс, многие дети его не любят. Малыши ещё  не умеют одеваться сами, отвлекаются. Для того чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания, можно проговариваем потешку:

Раз, два, три, четыре, пять—

Собираемся гулять.

Завязала Катеньке

Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки

Валенки-сапожки

И пойдем скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать.

Таких русских народных потешек существует очень много и для каждого режимного момента. Учите их вместе с малышом, и превратите еждневные рутинные моменты в веселую игру.

Играйте!

И Ваши дочки-сыночки научатся всем языковым премудростям играючи…

Удачи!

Муниципальное казенное  дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко»

  Памятка для родителей

  по развитию речи детей

 Воспитатель: Галицкая Л.А.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  дошкольное образовательное учреждение

 детский сад «Солнышко»

Консультация для воспитателей на тему:

«Развитие речи детей раннего возраста посредством использования малых фольклорных форм».

Подготовила

 Воспитатель:

Галицкая Л.А.

с. Старая Полтавка

В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. Этот бурный процесс не происходит сам собой. Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям. Такой самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение: пробуждает любопытство, умственную активность.

Третий год жизни является самым благоприятным для развития речи ребенка. Основная задача развития речи ребенка - овладение нормами и правилами родного для него языка. На помощь нам приходит фольклор. Его роль в развитии речи детей по достоинству оценили многие учёные. Например, В.А. Сухомлинский говорил, что «сказки, песенки, потешки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности». Благодаря простоте и мелодичности звучания малые фольклорные формы легко запоминаются, насыщая речь детей новыми словами.

Еще в период адаптации в своей ежедневной работе с детьми я стала использовать потешки, пестушки, песенки. Ведь в период адаптации к новой обстановке ребёнок скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Потешки помогают наладить эмоциональный контакт с ребенком, вызывают у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку — воспитателю. Ведь многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание. В адаптационный период, используются такие потешки как, например:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка хороший,

Ванечка — пригожий.

Наша деточка в дому,

Что оладушек в меду.

Красно яблочко в саду.

Я использую потешки и песенки во время всех основных режимных моментов. Например, перед едой мы проговариваем с детьми потешку:

А кто кашку кушает,

Маму с папой слушает,

Вырастает сильным,

Здоровым и красивым.

Умываемся мы всегда со словами:

Водичка-водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

Одевание – сложный режимный процесс. Малыши ещё  не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются. И вот, для того чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания, мы вместе с помощником воспитателя проговариваем потешку:

Раз, два, три, четыре, пять —

Собираемся гулять.

Завязала Катеньке

Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки

Валенки-сапожки

И пойдем скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать.

В период адаптации не все дети охотно ложились в постель, некоторые испытывали чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Такое поведение не редкость в первые дни пребывания ребёнка в детском саду. На помощь нам приходят колыбельные песни:

Баю-бай! Баю-бай!

Ты собачка не лай,

Белолапа не скули,

Мою детку не буди!

Существуют потешки для подъема детей, после сна, так как не все дети с охотой встают. Поочередно поднимая детей, приветствуем их пробуждение ласковой пестушкой:

Вот проснулись,

Потянулись,

С боку на бок

Повернулись!

Потягушечки!

Потягушечки!

Где игрушечки,

Погремушечки?

Ты, игрушка, погреми,

Нашу детку подними!

При использовании малых фольклорных форм в работе с детьми раннего возраста есть несколько правил:

1. Как известно, малыши отличаются непроизвольностью действий, неспособностью к самоорганизации, сдержанности, их внимание неустойчиво. Поэтому при чтении произведений используем все средства выразительности речи: мимику, жесты, силу голоса, тембр, стараемся прочесть эмоционально.

2. Используем наглядные средства (игрушки, картинки, пособия). Игрушки в группе подбираются так, чтобы среди них были персонажи из потешек. Через несколько дней дети уже сами с большой охотой будут идти в группу, просить прочитать потешку про петушка или другого персонажа.

3. Не стоит перегружать детей потешками, песенками. Сначала разучиваем одну на каждый режимный момент, когда дети запоминают её и повторяют за воспитателем, можно переходить к разучиванию второй. После разучивания второй их можно чередовать.

Результатом такой работы являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение детей в группе, что важно для развития коммуникативных навыков. А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивают все навыки самообслуживания и гигиены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

План - схема календарного плана для воспитателей младших групп

План - схема календарного плана для воспитателей младших групп составлена в соответствии с программой "Детство". План включает четыре направления развития ребенка, ежедневно планируется три индивидуа...

Перспективный план коррекционно-развивающей работы, календарный план НОД по подготовке к обучению грамоте, развитию речи в группе комбинированной направленности для детей с ТНР старшего возраста

Из опыта работы, представлена план-программа по разделам : развитие словаря, формирование и совершенствование грамматического строя речи, развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языко...

Интегрированный план НОД по Экологии на квартал подготовительная группа, план составлен согласно новым стандартам

Данный  интегрированный план составлени по программе "От Рождения до школы"...

Перспективный план для воспитателей по ознакомлению детей 5—7 лет с национально—региональным компонентом. (План работы и смены развивающей среды в «Уголке Малой Родины»)

Пояснительная  записка.Воспитание  чувства  патриотизма  и  толерантности  у  дошкольников—процесс  сложный  и  длительный.  Эта  весьма...

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы. Перспективный план по познавательному развитию во второй младшей группе. План работы с семьёй

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы.ТемаСодержаниеЦельФорма организацииВодаД/Упражнения:«Помоем ручки», «Умоем куклу»,«Плавают кораблики», «П...