Программа развития личностной сферы и произвольности, посредством обучающей игры у детей с ОВЗ (старший дошкольный и младший школьный возраста)
рабочая программа по коррекционной педагогике

Абазян Елена Сарибековна

Цель данной программы: развитие личностной сферы и произвольности детей с ОВЗ (старших дошкольников и младших школьников)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа развития личностной сферы и произвольности, посредством обучающей игры у детей с ОВЗ (старший дошкольный и младший школьный возраста)

Составила: педагог-психолог ГБОУ Школы №2109 Абазян Е.С.

Пояснительная записка

Рабочая    программа  развития  личностной сферы и произвольности, посредством обучающей игры у детей с ОВЗ составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2.  Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009г. №373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009г., рег. № 17785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2009 г. № 95 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогических консилиумах».
  4. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования - От рождения до школы/ Под ред. . Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильевой. -М., 2014.
  5. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-семицветик» Н.Ю. Куражевой (5-6 лет)
  6. Программа психологических занятий для дошкольников «Цветик-семицветик» Н.Ю. Куражевой, Н.В. Вараева,А.С. Тузаева,И.А. Козлова (6-7 лет)
  7. «Маленькие игры в большое счастье», О. Хухлаева, О.Хухлаев,И. Первушина.

Для полноценного  развития ребенка огромное значение имеет его общение с окружением. От того, как строятся эти отношения, во многом зависит его эмоциональное благополучие, формирование позитивной самооценки, становление и закрепление волевых качеств и  произвольной регуляции деятельности  в целом.

 Предлагаемая программа ориентирована на оказание помощи и поддержки детям с ОВЗ старшего дошкольного и  младшего школьного возраста  имеющим трудности  в эмоциональной и коммуникативной сферах, произвольной регуляции деятельности, самосознании и самооценки. Она способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей,  в  процессе обучающей игры.

Программа данного курса представляет систему коррекционно-развивающих занятий  рассчитанных  на 3 год обучения, а каждый год обучения  – на 18 занятий  (2 занятия в месяц). Продолжительность занятия 30 -45 минут , в зависимости от возраста -старшие дошкольники 30 минут, младшие школьники - 45 минут.

Цель данной программы: развитие личностной сферы и произвольности детей с ОВЗ (старших дошкольников и младших школьников)

Основные задачи программы:

 -  развитие эмоциональной сферы, знакомство  и  закрепление у детей знания об основных эмоциях:  радости, грусти, злости, страха, удивления, обиды, отвращения, удовольствия, скуки, интереса, стыда, восхищения;

- развитие умения распознавать  и демонстрировать  эмоциональные проявления (свои и других людей) по различным признакам: мимике, пантомиме, голосу;

- развивать умение открыто  проявлять эмоции и чувства различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими);

- развивать способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям (мимике, графическим образам);

 -  снижение психоэмоционального напряжения, коррекция тревожности;

- коррекция неуверенности и нерешительности в ситуациях выбора и негативных ожиданий в соревновательных ситуациях;

- преодоление обидчивости;

-  преодоление страхов;

-  коррекция настроения и негативных черт характера;

- помочь ребенку отреагировать на имеющиеся отрицательные эмоции,  (грусть, страх, гнев, страх, отвращение, скука, стыд,) препятствующие полноценному личностному развитию;

 -  формирование навыков саморегуляции и самоконтроля;

- развитие функции  программирования и в процессе игровой деятельности

- развитие умения  соблюдать  правила, ритуалы, а также  соблюдение временного

   регламента и повторяющейся  структуры  занятий как необходимый момент

   формировании произвольности ;

-  развитие системы самосознания и самооценки, рефлексивных способностей,  

   формирование адекватного отношения к себе и другим;

 - формирование позитивного отношения к своему «Я», адекватной самооценки

   и  повышение уверенности в себе;

 - формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и

   взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение

    других, развитие способности к эмпатии, сопереживанию

- развитие выразительных движений ребенка (телесной экспрессии) как средства

самовыражения и общения

Календарно-тематическое планирование для детей 5-6 лет

п/п

Тема, содержание

Количество занятий

1

Диагностика блок

1.Вводная беседа.

2.Диагностика коммуникативной сферы

3.Диагностика эмоциональной сферы

4.Диагностика произвольности

5.Диагностика самооценки, самосознания

1

2

1.Знакомство, упражнение «Делай как я» (Куражева), упражнение «Самое интересное лето». (Хухлаева)

2. Упражнения «Знакомство с эмоцией  радость», «Когда мы радуемся?», «Покажи эмоцию радость с помощью». (Абазян)

3.Осуществлять анализ наглядного образа, состоящего из простых элементов» (рассмотрение игрушек мальчик –девочка, мужчина-женщина ) (Бабкина)

4.Упражнения «Я -маленький , я -большой», «Я расту», «Интервью» (Хухлаева)

5.Ритуал прощания.

1

3

1.Вводная беседа, упражнения «Совместное рисование» (Куражев), «Девочки-мальчики умеют», «Я люблю» (Хухлаева)

2. Упражнения «Найди эмоцию грусть», «Когда мы грустим», «Покажи эмоцию грусти с помощью», «Что делать, когда грустно»

3.Осуществлять анализ наглядного образа, состоящего из простых элементов» (рассмотрение картинок мальчик – девочка, мужчина-женщина )

4.Упражнение «Что любят мальчики, что любят девочки?» (Хухлаева)

5. Ритуал прощания.

1

4

1.Вводная беседа, упражнения «Подарок» (Куражева), «Какие девочки - какие  мальчики», «Что любят мальчики, что любят девочки» (Хухлаева)

2. Упражнение «Найди эмоцию злость», «Когда мы злимся», «Покажи эмоцию злости с помощью», «Что делать, когда злимся»

3.Реализация поэлементного  копирования образца под руководством взрослого с последующим целостным копированием образца под руководством взрослого» (повторение серий движений за взрослым, с последующим целостным воспроизведением)

4.Упражнения «Превращаем Танечку, превращаем Ванечку» (Хухлаева)

5. Ритуал прощания.

1

5

1.Вводная беседа, упражнения «Акулы-рыбки» (Хухлаева), «Доброе тепло» (Куражева)

2. Упражнения «Знакомство с эмоцией Страх», «Когда мы боимся», «Покажи эмоцию страх», «Что делать, когда боимся»

3.Реализация поэлементного  копирования образца под руководством взрослого с последующим целостным копированием образца под руководством взрослого (демонстрация  серий  движений, свойственных сказочным персонажам, о которых пойдет речь в следующем упражнении с их целостным воспроизведением в самом упражнении)

4.Упражнение «Я страшилок не боюсь, в кого хочешь превращусь» (Хухлаева)

5. Ритуал прощания.

1

6

1.Вводная беседа, упражнения «Как я люблю свою маму» (беседа о маме), «Как я люблю своего папу» (беседа о папе) (Хухлаева)

2. Упражнения «Знакомство с эмоцией Обида», «Когда мы обижаемся», «Покажи эмоцию обида», «Что делать, когда обиделся» (Абазян)

3. Реализация поэлементного  копирования образца под руководством взрослого с последующим целостным копированием образца под руководством взрослого- игра «Сосульки, сугробы, снежинки» (Куражева)

4.Упражнения «Волшебное животное», «Погодный массаж» (Хухлаева),

5. Ритуал прощания.

1

7

1.Вводная беседа, упражнение   «Кидаемся словами», «Хочу – не хочу» (Хухлаева)

2. Упражнения «Знакомство с эмоцией Удивление», «Когда мы удивляемся», «Покажи эмоцию удивление» (Абазян)

3. Исправление ошибок по указанию взрослого, игра «Правильно - неправильно» (Куражева)

4.Игра «Твое имя похоже…» (Хухлаева)

5. Ритуал прощания

1

8

1.Вводная беседа, упражнение «Я знаю 5 имен своих друзей», «Поругаемся руками» (Хухлаева)

2. Упражнения «Знакомство с эмоцией Отвращение», «Когда мы испытываем отвращение», «Покажи эмоцию отвращение», «Что делать, когда испытываешь отвращение» (Абазян)

3. Исправление ошибок по указанию взрослого, игра «Запретное движение» ( Куражева)

4. Упражнение «Кто сильнее любит» (Хухлаева)

5. Ритуал прощания.

1

9

1.Вводная беседа, игры «Угадай жест», «Объясни без слов» (Куражева)

2. Упражнения «Знакомство с эмоцией Удовольствие», «Когда мы испытываем удовольствие», «Покажи эмоцию удовольствие» (Абазян)

3. Реализация словесного отчета о проделанных действиях, игра «Подарок» (Куражева)

4.Игра «Комплимент» (Куражева), «Массаж чувствами» (Хухлаева)

5. Ритуал прощания.

1

10

1.Вводная беседа, игра «Подмигалы» (Куражева), «Поругаемся руками» (Хухлаева)

2. Упражнения «Знакомство с эмоцией  Скука», «Когда мы испытываем Скуку», «Что делать, когда испытываешь скуку» (Абазян)

3. Формирование эмоционального отношения к познавательной деятельности, игра «Разведчики» (Куражева)

4. Игра «Все кого я люблю» (Хухлаева)

5. Ритуал прощания.

1

11

1.Вводная беседа,  упражнение  «Чьи колени» (Хухлаева)

2. Упражнения «Знакомство с эмоцией  Интерес», «Когда мы испытываем Интерес», «Что делать, когда испытываешь Интерес» (Абазян)

3. Формирование функционального уровня произвольной регуляции (произвольного внимания, произвольного запоминания), игра «День и ночь» (Куражева)

4. Игра «Вулкан» (Хухлаева)

5. Ритуал прощания.

1

12

1.Вводная беседа, упражнение «Запретное движение» (Куражева)

2. Упражнения «Знакомство с эмоцией  Стыд», «Когда мы испытываем Стыд», «Что делать, когда испытываешь стыд» (Абазян)

3. Формирование умения принимать и выполнять несложные задания под непосредственным контролем психолога, игра «Профессии» (Куражева)

4. Упражнение «Крылья « (Хухлаева)

5.Ритуал прощания.

1

13

1.Вводная беседа, игры «Разговор частей тела» , «Угадай, кто зарычал» (Хухлаева)

2. Упражнения «Знакомство с эмоцией Восхищение», «Когда мы испытываем восхищение», «Покажи эмоцию восхищение» (Абазян)

3. Формирование умения осознанно выделять общую цель задания, игра «Что с друзьями найдем на чердаке?» Куражева

4. Упражнение «Рисование себя с другом» (Хухлаева)

5.Ритуал прощания.

1

14

1.Вводная беседа, упражнение «Найди друга» (Куражева)

2. Упражнения «Радость, грусть, злость», «Покажи эмоции » (Абазян)

3. Формирование умения определять (в плане внешней речи) правила выполнения задания, игра «Верно-неверно» (Куражева).

4. Игра «Потерялась девочка» (Хухлаева)

5. Ритуал прощания.

1

15

1.Вводная беседа, игра  «Встань, на кого я смотрю» (Хухлаева)

2.  Упражнения  «Страх, обида, удивление» , «Покажи эмоции » (Абазян)

3. Формирование умения определять (в плане внешней речи) правила выполнения задания , игра «Не послушай свое имя» (Куражева)

4. Игра «Птенец в яйце» (Хухлаева)

5. Ритуал прощания.

1

16

1.Вводная беседа, игра  «Я змея….» (Куражева)

2. Упражнения  «Отвращение, удовольствие, скука», «Покажи эмоции » (Абазян)

3. Осуществлять анализ наглядного образа, состоящего из простых элементов, игра «Сказочные герои» (Куражева)

4. Игра «Имя шепчет ветерок» (Хухлаева)

5. Ритуал прощания.

1

17

1.Вводная беседа, «Я хочу с тобой подружиться» (Хухлаева)

2. Упражнения  «Интерес, стыд, восхищение», «Покажи эмоции » (Абазян)

3. Формирование функционального уровня произвольной регуляции (произвольного внимания, произвольного запоминания) , Игра «Люди к людям» (Куражева)

4.Игра «Какой  я» (Куражева)

5. Ритуал прощания.

1

18

1.Вводная беседа, упражнение «Волшебное животное» (Хухлаева)

2. Упражнения  «Радость, грусть, злость ,страх, обида, удивление, отвращение, удовольствие, скука, интерес, стыд, восхищение », «Покажи эмоции » (Абазян)

3. Формирование функционального уровня произвольной регуляции (произвольного внимания, произвольного запоминания), игра «Ехал грека…» (Хухлаева)

4.Игра  «Волшебный стул» (Куражева)

5. Ритуал прощания.

1

Календарно-тематическое планирование для детей 6-7 лет

п/п

Тема, содержание

Количество занятий

1

Диагностика блок

1.Вводная беседа.

2.Диагностика коммуникативной сферы

3.Диагностика эмоциональной сферы

4.Диагностика произвольности

5.Диагностика самооценки, самосознания

1

2

1.Знакомство, игра «Делай как я» (Куражева), «С кем я дружил летом» (Хухлаева)

2. Упражнения «Радость, грусть, злость», «Покажи эмоции » (Абазян)

3. Реализация планирования совместно с взрослым этапов выполнения задания с последующим самостоятельным выполнением задания, упражнение «На что похоже настроение» (выше названные эмоции похожи  на какое время года, цвет, фрукт, время года) модификация от Куражевой

4.Игра «Волшебник» (Хухлаева)

5.Ритуал прощания.

1

3

1.Вводная беседа, игра «Помоги другу или самая дружная пара» (Хухлаева)

2.  Упражнения  «Страх, обида, удивление» , «Покажи эмоции » (Абазян)

3. Реализация планирования совместно с взрослым этапов выполнения задания с последующим самостоятельным выполнением задания, игра «Солнечный лучик» (Куражева)

4. Игра «Пересядьте все те, кто….» (Хухлаева)

5. Ритуал прощания.

1

4

1.Вводная беседа, игра «Маша настоящий друг, потому что…» , «Настоящий друг в нашей группе»(Хухлаева)

2. Упражнения  «Отвращение, удовольствие, скука», «Покажи эмоции » (Абазян)

3. Осуществление совместно с взрослым оценивания результатов деятельности, игра «Коровы, собаки, кошки», (Хухлаева)

4. Игра «Пропой свое имя» (Куражева)

5. Ритуал прощания.

1

5

1.Вводная беседа, игра «Кого укусил комарик» (Хухлаева)

2. Упражнения  «Интерес, стыд, восхищение»,  «Покажи эмоции » (Абазян)

3. Осуществление совместно с взрослым оценивания результатов деятельности игра «Слушай команду, не запутайся (выполнения инструкций в круге и последующее обсуждение и оценка)» (Куражева)

4. Игра «Волшебный стул» (Куражева)

5. Ритуал прощания.

1

6

1.Вводная беседа, упражнение «Я рад вас видеть!» (Куражева)

2. Упражнения  «Радость, грусть, злость ,страх, обида, удивление, отвращение, удовольствие, скука, интерес, стыд, восхищение », «Покажи эмоции » (Абазян)

3. Осуществление самостоятельного исправления  ошибок, игра «Построй колонну, шеренгу, круг» (Куражева)

4.Игра «Вулкан (Хухлаева)

5. Ритуал прощания

1

7

1.Вводная беседа, игра «Необычные прыжки» (Куражева)

2. Упражнения  «Радость, грусть, злость ,страх, обида, удивление, отвращение, удовольствие, скука, интерес, стыд, восхищение », «Покажи эмоции » (Абазян)

3. Осуществление словесного отчет по этапам действий, упражнение «Внимание! Внимание!» (Куражева)

4. «Сказка о двух братьях и сильной воле» (Хухлаева)

5. Ритуал прощания

1

8

1.Вводная беседа, упражнение «Перышко» (Куражева), «Школьные принадлежности» (Хухлаева)

2.Упражнение «Школьные чувства» («Радость, грусть, злость) (Хухлаева)

3. Осуществление словесного отчет по этапам действий, игра «Солнечный лучик »- с  проговариванием действий

4. Упражнение «Когда мне удалось быть сильным» (Хухлаева)

5. Ритуал прощания.

1

9

1.Вводная беседа, игра «Эстафета дружбы» (Куражева), «Так делает учитель» (Хухлаева)

2. Упражнение «Школьные чувства» («Страх, обида, удивление») (Хухлаева)

3.Формирование умения сохранить цель работы и удерживать правила на протяжении всего времени выполнения задания, игра «Хочукалка» (Хухлаева)

4. «Сказка о котенке Саша» (Хухлаева)

5. Ритуал прощания.

1

10

1.Вводная беседа, упражнение  «Мостик дружбы» (Куражева)

2. Упражнение «Школьные чувства» («Отвращение, удовольствие, скука») (Хухлаева)

3. Формирование умения сохранить цель работы и удерживать правила на протяжении всего времени выполнения задания, «Если я котенок Саша» (Хухлаева)

4. Упражнение – рисование «Человек с сильной волей» (Хухлаева)

5. Ритуал прощания.

1

11

1.Вводная беседа, игра «Мячик » (Куражева)

2. Упражнение «Школьные чувства» («Интерес, стыд, восхищение») (Хухлаева).

3. Формирование умения составлять программу действий совместно с взрослым,  игра «Солнечные лучики» (Куражева)

4. Упражнение «Когда мне удалось быть сильным» (Хухлаева)

5. Ритуал прощания.

1

12

1.Вводная беседа, «Игра «Ладошки» (Куражева)

2.Упражнения «Положительные – отрицательные эмоции в школе,  «Отрицательные эмоции в школе - что делать, когда в школе испытываешь грусть» (Абазян)

3. Формирование умения составлять программу действий совместно с взрослым, Упражнение «Что сначала, что потом?» (Куражева)

4. «Сказка о котенке Саше» (Хухлаева)

5.Ритуал прощания

1

13

1.Вводная беседа, упражнение  «Давайте поздороваемся! » (Куражева)

2.Упражнение «Что делать, когда  в школе испытываешь гнев» (Абазян)

3. Формирование развернутой (в плане внешней речи) саморегуляции на этапе реализации программы действий, упражнение «Если я котенок Саша» (Хухлаева)

4. Рисунок «Я преодолел эти горы» (Хухлаева)

5.Ритуал прощания

1

14

1.Вводная беседа, игра «Наши помощники» (Куражева)

2. Упражнение «Что делать, когда  в школе испытываешь страх» (Абазян)

3. Формирование развернутой (в плане внешней речи) саморегуляции на этапе реализации программы действий, игра «Зеваки» (Куражева)

4. «Как Яшок поступал в Дом Учености» (И. Самойлова)

5. Ритуал прощания.

1

15

1.Вводная беседа, игра «Так делает учитель», «Так делает ученик» (Хухлаева)

2.Упражнение «Что делать, когда  в школе испытываешь обида» (Абазян)

3. Формирование умения работать без активного контроля со стороны взрослого, постепенный переход с внешнего контроля на самоконтроль, упражнения «Якалки», «Кто последний встанет», «Смехунчик» .

4. «Яшок и буква А» (Хухлаева)

5. Ритуал прощания.

1

16

1.Вводная беседа, упражнение «Мимика и жесты» (Куражева)

2.Упражнение «Что делать, когда  в школе испытываешь отвращение» (Абазян)

3. Формирование умения работать без активного контроля со стороны взрослого, постепенный переход с внешнего контроля на самоконтроль, упражнение  «Двигательный диктант» (Хухлаева)

4. Нарисуй себя в школе (Хухлаева)

5. Ритуал прощания.

1

17

1.Вводная беседа, упражнение «Эстафеты дружбы» (Куражева)

2.Упражнение «Что делать, когда  в школе испытываешь стыд» (Абазян)

3.Формирование адекватной самооценки «Ваню в школу провожать - надо нам поколдовать» (Хухлаева)

4. Беседа «Наши отношения» (Куражева)

5. Ритуал прощания.

1

18

1.Вводная беседа, упражнение «Дуэт» (Куражева)

2.Упражнение «Что делать, когда  в школе испытываешь скуку » (Абазян), «Раз, два, три – эмоция замри» (Хухлаева)

3.Формирование адекватной самооценки , упражнение «Вспомни имена своих друзей» (Куражева)

4. «Нарисуем себя в школе » (Хухлаева)

4. 5. Ритуал прощания.

1

Календарно-тематическое планирование для обучающихся 1-2 классов

п/п

Тема, содержание

Количество занятий

1

Диагностика блок

1.Вводная беседа.

2.Диагностика коммуникативной сферы

3.Диагностика эмоциональной сферы

4.Диагностика произвольности

5.Диагностика самооценки, самосознания

1

2

1.Знакомство, упражнение   «Аплодисменты»

2. Упражнения «Радость, грусть, злость», «Покажи эмоции » (Абазян)

3. Реализация самостоятельной постановки цели деятельности, упражнение, задание «Зашумленные числа», рис 4

4.Упражнение «Ласковое имя»

5.Ритуал прощания.

1

3

1.Знакомство, упражнение «Сцена знакомства»

2.  Упражнения  «Страх, обида, удивление», «Покажи эмоции » (Абазян)

3. Реализация самостоятельной постановки цели деятельности, задание «Найди отличия» рис 7.

4. упражнение «На что похоже имя?»

5.Ритуал прощания

1

4

1.Знакомство,

2. Упражнения  «Отвращение, удовольствие, скука», «Покажи эмоции » (Абазян)

3. Реализация самостоятельного планирования последовательности действий , задание «Вперед к звездам» , рис. 2

4. Рисунок  «Портрет имени»

5.Ритуал прощания

1

5

1.Знакомство, упражнение «Необычная декламация»

2. Упражнения  «Интерес, стыд, восхищение»,  «Покажи эмоции » (Абазян)

3. Реализация самостоятельного планирования последовательности действий, задание «Числовая таблица» рис.3

4. Упражнение «Волшебная палочка»

5.Ритуал прощания

1

6

1.Знакомство, упражнение «Птичьи танцы»

2. Упражнения  «Радость, грусть, злость ,страх, обида, удивление, отвращение, удовольствие, скука, интерес, стыд, восхищение », «Покажи эмоции » (Абазян)

3. Осуществление свернутой (в плане внутренней речи) саморегуляция на этапе формирования программы действий с возвращением к наглядной программе при затруднениях, задание «Перепутанные линии - Инопланетяне», рис.8

4. Игра «Подарок»

5.Ритуал прощания

1

7

1.Знакомство, упражнение «Походка»

2. Упражнения  «Радость, грусть, злость ,страх, обида, удивление, отвращение, удовольствие, скука, интерес, стыд, восхищение », «Покажи эмоции » (Абазян)

3. Осуществление свернутой (в плане внутренней речи) саморегуляция на этапе формирования программы действий с возвращением к наглядной программе при затруднениях, задание «Ритмы», рис. 20

4.  Упражнение «Незаконченное предложение»

5.Ритуал прощания

1

8

1.Знакомство, упражнения «Находчивые музыканты»

2.Упражнение «Школьные чувства» («Радость, грусть, злость) (Хухлаева)

3. Формирование умения использовать самоконтроль на всех этапах деятельности , упражнение «Солнечный лучик» (Куражева)

4.Игра «Волшебна  шляпа » (Куражева)

5.Ритуал прощания

1

9

1.Знакомство, упражнения «Бытовая техника»

2. Упражнение «Школьные чувства» («Страх, обида, удивление») (Хухлаева)

3. Формирование умения использовать самоконтроль на всех этапах деятельности , упражнение «Что сначала, что потом?» (Куражева)

 4. Упражнение «Комплименты» (Куражева)

5.Ритуал прощания

1

10

1.Знакомство, упражнение «Необычный обед»

2. Упражнение «Школьные чувства» («Отвращение, удовольствие, скука») (Хухлаева)

3. Осуществление самостоятельного выполнение задание , задание «Говорящий дом», рис 13

4.Упражнение «Мальчики-девочки» (Куражева)

5.Ритуал прощания

1

11

1.Знакомство, упражнение  «Жест прощания»

2. Упражнение «Школьные чувства» («Интерес, стыд, восхищение») (Хухлаева).

3. Осуществление самостоятельного выполнение задания, задание «Говорящая рыба», рис14

 4. Упражнение «Волшебное кольцо» (Куражева)

5.Ритуал прощания

1

12

1.Знакомство, упражнение «Муки творчества»

2.Упражнения «Положительные – отрицательные эмоции в школе,  «Отрицательные эмоции в школе - что делать, когда в школе испытываешь грусть» (Абазян)

3. Осуществление самостоятельной оценка процесса и результатов деятельности, задание «Золушка», рис.18

4. Игра «Подарок» (Куражева)

5.Ритуал прощания

1

13

1.Знакомство, упражнение «Аэробика»

2.Упражнение «Что делать, когда  в школе испытываешь гнев» (Абазян)

3. Осуществление самостоятельной оценка процесса и результатов деятельности, задание «Домики с секретом», рис.19

4. Упражнение «Наши отношения » (Куражева)

5.Ритуал прощания

1

14

1.Знакомство, упражнение «Мышеловка»

2. Упражнение «Что делать, когда  в школе испытываешь страх» (Абазян)

3. Осуществление самостоятельного нахождения и исправления ошибок, упражнение «Слушай хлопки» (Куражева)

4.Игра «Подарок»

5.Ритуал прощания

1

15

1.Знакомство,  «игра с буквами - 1»

 2.Упражнение «Что делать, когда  в школе испытываешь обида» (Абазян)

3. Осуществление самостоятельного нахождения и исправления

ошибок, игра «Правда-неправда»  (Курдюкова)

4. Упражнение «Волшебная палочка» (Куражева)

5.Ритуал прощания

1

16

1.Знакомство, «игра с буквами - 2»

2.Упражнение «Что делать, когда  в школе испытываешь отвращение» (Абазян)

3. Осуществление словесного отчета о цели деятельности и этапах ее достижения, задание «Пчелка» , рис.9

4. Рисунок «Я  и моя семья»

5.Ритуал прощания

1

17

1.Знакомство, «игра с буквами - 3»

2.Упражнение «Что делать, когда  в школе испытываешь стыд» (Абазян)

3. Осуществление словесного отчета о цели деятельности и этапах ее достижения, задание «Воздушные шары», рис. 10

4.Упражнение «Волшебное кольцо» (Куражева)

5.Ритуал прощания

1

18

1.Знакомство,  упражнение «Пойми  меня»

2.Упражнение «Что делать, когда  в школе испытываешь скуку » (Абазян), «Раз, два, три – эмоция замри» (Хухлаева)

3. Осуществление переноса освоенных приемов саморегуляции на спонтанную познавательную деятельность, игра «Пять имен» (Куражева), наблюдение за поведением детей при выполнении какого-либо задания

4. Игра «Кубик - помощник»

5.Ритуал прощания

1

  1. http://kladraz.ru/igry-dlja-detei/razvivayuschie-igry/igry-i-uprazhnenija-na-razvitie-navykov-obschenija-u-shkolnikov.html
  2. http://www.moi-detsad.ru/konsultac803.html
  3. http://pedsovet.su/nachal/5700_igry_na_samoocenku_detei_1klass
  4. http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/104163/
  5. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования - От рождения до школы/ Под ред. . Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильевой. -М., 2014.
  6. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-семицветик» Н.Ю. Куражевой (5-6 лет), С-П.,2012.
  7. Программа психологических занятий для дошкольников «Цветик-семицветик» Н.Ю. Куражевой,  Н.В. Вараева, А.С. Тузаева, И.А. Козлова (6-7 лет) С-П-М.,2014.
  8. «Маленькие игры в большое счастье», О. Хухлаева, О.Хухлаев, И. Первушина, М.,2001.

Н.Ю. Куражева  (игры и упражнения)

Игра  «Волшебный стул»

Сегодня на занятии мы получше узнаем друг друга и увидим, что каждый из нас особенный. Давайте заглянем в волшебный сундучок, и узнаем, кто сегодня будет с нами играть. (В сундучке шляпа Незнайки) Сегодня к нам в гости пришел Незнайка (здоровается).

Игра «Какой  я»

Психолог: У меня в руках волшебный мешочек, там бусины, которые подскажут нам, какие вы необычные. Каждый возьмет бусину и положит себе на ладошку. Посмотрите, какая она красивая! Расскажите, каждый по кругу, чем вы хороши. (я начинаю, показываю пример) (Дети говорят, я нанизываю бусины на нитку, завязала, они красивые, необычные как и вы : положительные высказывания детей о себе можно повторить)

Игра «Люди к людям»

После произнесения психологом фразы «Люди —к людям» играющие распределяются по парам. Затем играющие выполняют все команды ведущего (типа «ухо — к плечу», «Правая нога к левой руке» и т. п.). После произнесения ведущим фразы «Люди к людям»играющие должны перераспределиться по парам. Цель ведущего — найти себе пару. Тот, кто остался без пары становится ведущим.

Игра «Сказочные герои»

Психолог раздает детям карточки с изображением сказочных персонажей. Дети по кругу рассказывают о том, какой их герой. (черты характера) (психолог показывает пример).

Игра «Я змея…»

Дети встают в круг, выбирается водящий – голова. «Голова» ищет свой «хвостик» со словами: «Я змея, змея, змея, будешь ты моим хвостом?» .Обращается к любому ребенку, тот должен проползти под ногами водящего и встать за ним, руками держать его за талию.  Когда «голова» соберет свой «хвостик», она пытается его догнать, дети должны крепко держать друг друга за талию.

Игра «Не прослушай свое имя»

Наше путешествие заканчивается, чтобы вернуться с площади Имен, вам надо выполнить задание: не прослушать свое имя. Психолог поочередно называет имена детей, ребенок, чье имя назвали, должен быстро

выполнить заранее обговоренное движение. (например, похлопать в ладоши, подпрыгнуть, потопать и т.п.).

Игра «Верно-неверно»

Психолог: Я буду говорить вам какие-то фразы, а вы, если согласны со мной, поднимайте обе руки вверх, а если не согласны, топайте ногами.

— Семья - это все мои друзья и знакомые.

— Семья - это я.

 - Семья – это родные, которые живут рядом.

—Мои родители могут быть младше меня.

—Бабушка — это мама моей мамы.

—Дедушка — это папа моего папы.

—Семья — это люди, которые любят друг друга.

—Бабушка и дедушка — это мои родители.

—Я — дочь мамы и папы.

—Всем людям нужна семья.

Да, я хотела вас запутать, но не смогла! Умницы! Я вижу, что все вы знаете, зачем человеку нужна семья.

Упражнение «Найди друга»

Ребенку завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать друга. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями

Игра «Что с друзьями найдем на чердаке?»

Психолог: Сейчас мы поиграем в игру «Что с друзьями найдем на чердаке?».Я говорю: Я нашла на чердаке тапку. Следующий повторяет мое слово и придумывает другой предмет. Например, я нашел на чердаке тапку и карандаш. А следующий человек повторяет предыдущие слова.

Игра «Профессии»

Психолог: Ребята, мы только что рассказали о профессиях пап и дедушек и убедились, что есть мужские профессии. Вот и мы сейчас поиграем в профессии. Я буду рассказывать о какой-то профессии и кидать мяч. А вы отгадайте называние этой профессии.

Игра «Запретное движение»

Звучит веселая ритмичная музыка.

Психолог: А теперь давайте молча поиграем! Встаем полукругом. Будьте внимательны: Я буду показывать движения, а вы их повторяете. Но! Одно

Движение запретное. Его повторять нельзя! (движение заранее оговаривается).

Игра «День и ночь»

Психолог: А теперь кот Чистюля, посмотрит, какие вы внимательные, умеете ли отличать день от ночи. Поиграем в игру «День и ночь». Когда котик говорит «день» -мы встаем, когда «ночь» -садимся.

Игра «Разведчики»

Психолог: А теперь мы с вами поиграем в разведчиков. Чтобы в них превратиться, нужно пролезть через обруч. Каждому я даю геометрическую фигуру. Мы будем ходить по кругу по комнате, пока играет музыка, и искать что-то, что похоже на эту фигуру. Когда музыка закончится, мы покажем то, что нашли. Это все будет без слов, потому что как ходят разведчики? (тихо, не раз говаривая).После того, как дети нашли предметы, им дается карточка с определенным цветом. Нужно найти предмет такого же цвета.

Игра «Подмигалы»

Психолог: А теперь сыграем в «Подмигалы». Оказывается можно общаться с помощью глаз! Водящий садится на стул перед всеми. Его задача подмигнуть одному из сидящему игроков. Тот, кому подмигнули, должен быстро перебежать на пустой стул. Задача рядом стоящих—задержать своего партнера. Во время игры стоящие партнеры должны держать руки за спиной.

Игра «Комплимент»

Дети садятся в круг и говорят друг другу комплименты

Игра «Объясни без слов»

Психолог: Давайте представим, что мы со Словоежкой пошли в магазин. Так получилось, что Словоежка уже зашел в магазин, а мы остались на улице и видим его через стекло. Словоежка нас не слышит. Объясните ему без слов, с помощью жестов, какую игрушку нужно купить.

Игры «Угадай жест»

Психолог: Садятся вокруг обруча. Оказывается можно общаться без слов. Постарайтесь угадать, что я показываю руками.

Жесты психолога:

  • Я устал
  • Грозит пальцем
  • Машет, расстроившись
  • А теперь вы молча попробуйте показать:
  • Все хорошо
  • Иди сюда
  • До свидания

Здорово у вас получилось!

Игра «Запретное движение»

Звучит веселая ритмичная музыка.

Психолог: А теперь давайте молча поиграем! Встаем полукругом. Будьте внимательны: Я буду показывать движения, а вы их повторяете. Но! Одно движение запретное. Его повторять нельзя! (движение заранее оговаривается).

           Игра «Правильно - неправильно»

Психолог: А на прощание давайте поиграем. Я буду говорить действия. Если так можно поступать культурному человеку, вы хлопаете руками, если нельзя –топаете. Образцы: Мыть руки; надевать грязную одежду; ждать, когда ногти вырастут очень длинные; носить с собой носовой платок; умываться только вечером; чистить зубы и др.

Игра «Сосульки, сугробы, снежинки»

На каждое слово выполняем определенное движение: сугробы - присели, снежинки - покружились вокруг себя, сосульки - встали на носочки, руки вверх, соединили ладони. (психолог демонстрирует каждое движение)

Теперь играем, будьте очень внимательны и повторяйте правильно все движения

Упражнения «Подарок»

Психолог: Встаньте в круг. Сейчас мы будем дарить подарки. Сам подарок называть вслух нельзя. Будем его показывать только руками. Психолог начинает: Маша, я хочу тебе подарить...(показывает). Остальные угадывают.Вот мы с вами и отгадали вторую тайну. Обращайтесь всегда по имени друг к другу, прежде чем начать разгово. А когда вы обращаетесь к взрослым, то, как вы их называете? (По имени и отчеству). Когда вы станете взрослыми, к вам тоже будут обращаться по имени отчеству. Представьте, что каждый из вас стал взрослым. Как вас тогда будут звать? Представьтесь нам, пожалуйста. (Проигрывание ситуации с использованием атрибутов).

Игра  «Доброе тепло»

Психолог: Давайте встанем в круг и нежно возьмемся за руки. Сейчас по кругу от меня вправо пойдет ―тепло‖, т.е. я с закрытыми глазами легонько пожму своему соседу руку, он -следующему, и так по кругу. Всем спасибо. И будьте добры всегда друг к другу. Всем друзьям на прощание скажем:

До свидания!

Игра «Делай как я»

Психолог: «Давайте начнем наше занятие вот с чего. Пусть каждый из вас назовет себя по имени и при этом выполнит какие-нибудь движения или действия. Например, я назову свое имя и прохлопаю его в ладоши. Можно топать ногами или делать что-то еще, но так, чтобы все сидящие в круге смогли повторить ваше действия.Итак, я называю свое имя и прохлопываю его, а все остальные повторяют за мной... Отлично! Продолжит тот, кто сидит справа от меня» и т. д.

Совместное рисование

Психолог. Давайте начнем наше занятие вот с чего. Пусть каждый из вас назовет себя по имени и при этом выполнит какие-нибудь движения или действия. Например, я назову свое имя и прохлопаю его в ладоши. Можно топать ногами или делать что-т0 еще, но так, чтобы все сидящие в круге смогли повторить ваше действие. Итак, я называю свое имя и прохлопываю его, а все остальные повторяют за мной. Отлично. Продолжит тот, кто справа от меня.

Игра «На что похоже настроение»

Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнения лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?» Игра проводится по кругу. Взрослый обобщает: какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т. д. Интерпретируя ответы детей, следует учитывать, что плохая погода, холод, дождь, хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.

Упражнение  «Солнечный лучик»

Дети стоят в кругу с закрытыми глазами.

Психолог говорит:

Мы работали, устали.

Сели отдохнуть и задремали.

Нов вот солнечный лучик:

  • Коснулся глаз  - откроете глаза;
  • Коснулся лба – пошевелите бровями;
  • Коснулся носа – наморщите нос;
  • Коснулся губ – пошевелите губами;
  • Коснулся подбородка -  подвигаете челюстью;
  • Коснулся плеч - опустите и поднимите плечи;
  • Коснулся рук – потрясите руками;
  • Коснулся ног – лягте на спину и подрыгайте ногами.

Солнечный лучик поиграл с вами и скрылся- вставайте ребята.

Игра «Пропой свое имя»

Психолог «Давайте представим себе, что мы разучились говорить, а можем только петь. Сейчас каждый из вас пропоет свое имя, а мы все вместе будем за ним повторять».

Игра «Слушай команду, не запутайся»

Дети двигаются по площадке, выполняя быстро сменяющиеся команды: «Направо!», «Налево!», «Кругом!», «Бегом вперед!», «Бегом назад!» и др..

Методические рекомендации. Сначала командует психолог. Команды даются хаотично, некоторые из них можно повторять два раза подряд.

Игра “Волшебный стул”

На “волшебный стул” приглашается один из детей: как только он садиться, “высвечиваются” и становятся очевидными все его достоинства; остальные ребята рассказывают о том, что видят их глаза: называют качества (умный, добрый, внимательный); дают поведенческие характеристики (он всегда помогает, к нему можно обратиться с просьбой); говорят о внешних достоинствах (например: красивые волосы, глаза).

На стуле должен посидеть каждый ребенок. Дети играют в игру. После того, как все дети посидят на “волшебном стуле”, обсудить с ними:

  • что они чувствовали, когда сидели на “волшебном стуле”;
  • понравилось ли им слышать в свой адрес приятные слова и комплименты.

Упражнение «Я рад вас видеть!»

Ведущий: «Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто сидит справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернется к своему соседу справа и сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа... »

Игра «Построй колонну, шеренгу, круг»

Дети свободно ходят в разных направлениях по площадке. В соответствии с сигналом стараются быстро построиться в колонну, шеренгу, круг. Надо указать заранее, в каком месте можно встать в колонну или шеренгу. Круг желательно строить вокруг какого-нибудь ориентира (обруч, предмет мебели). Детям необходимо строиться быстро, не толкаясь, находя свое место; соблюдать равнение в колонне и шеренге.

Игра «Необычные прыжки»

Все игроки стоят друг за другом, положив свою левую руку на плечо впереди стоящего, а правой рукой взяв его правую ногу. По команде эта «хромая сороконожка» двигается прыжками вперед за первым, который плавно меняет направление движения

Методические рекомендации. Игру повторить, поменяв местами руки.Другой вариант игры- просто станцевать «Летку -Енку».Музыкальное сопровождение, конечно, оживит игру.

Упражнение «Внимание! Внимание!»

Упражнение «Внимание! Внимание!». Найдите на рисунке все карандаши, циркули, глобусы и тетрадки. Тетрадки подчеркните, карандаши обведите кружочком, в глобусах поставьте точку, циркули зачеркните.

 Упражнение «Перышко»

Психолог: «Я дотронусь перышком до своего соседа справа и прошепчу: «Дима, я рада тебя видеть».Теперь Дима берет у меня перышко, дотрагивается им до своей соседки справа и говорит: «Рита, я рад тебя видеть» и т. д.»

Игра «Эстафета дружбы»

Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает воспитатель: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!»

Упражнение «Мостик дружбы»

Психолог просит детей по желанию образовать пары, придумать и показать какой-нибудь мостик (при помощи рук, ног, туловища). Если желающих нет, психолог может сам встать в пару с кем-нибудь из детей и показать, как можно изобразить мостик (например, соприкоснувшись головами или ладошками).Затем психолог спрашивает, кто из детей хотел бы «построить» мостик втроем, вчетвером и т. д. до тех пор, пока будут находиться желающие. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх, изображая «Мост

дружбы».

 Игра «Мячик»

Психолог: «Давайте поздороваемся. А поможет нам мячик. Я передам его тому, с кем встречусь глазами. Я встретилась глазами с Олей, кивнула головой в знак приветствия, и мячик катится по полу от меня к ней. Теперь Оля встретится с кем-нибудь взглядом... (Все дети по очереди встречаются взглядами.) Замечательно!»

Игр «Ладошки»

Принцип игры как в «испорченном телефоне», только нужно не шептать какое-то слово на ухо партнеру, а рисовать на его ладошке знак или букву. Он догадывается, что это такое, и передает рисунок дальше. Подглядывать нельзя. Значки, естественно, должны быть простыми:  круг, треугольник, квадрат, волнистая линия, примитивная рожица, вопросительный или восклицательный знаки, елочка и т. п..  Получив сообщение - рисунок, последний в цепочке называет вслух загаданное изображение. Играющие сравнивают его с первоначальным результатом и выясняют, в каком звене цепи произошло искажение. Задача взрослого (как, впрочем, и во всех остальных играх) - создать веселую, непринужденную атмосферу.

Упражнение «Что сначала, что потом?»

Ведущий раздает детям картинки с изображением различных действий. На картинках главный герой (это может быть лесной житель или маленький мальчик/девочка) делает следующее:

  • просыпается утром и встает с постели;
  • умывается и чистит зубы;
  • делает зарядку;
  • завтракает;
  • идет в школу;
  • играет;
  • делает уроки;
  • обедает;
  • читает;
  • принимает ванну;
  • готовится ко сну;
  • ложится спать.

Дети рассматривают рисунки, раскладывают их в нужной последовательности и рассказывают историю о распорядке дня главного героя.

Игра «Давайте поздороваемся»

Звучит спокойная музыка, дети ходят по залу. Если психолог хлопает один раз, дети здороваются за руку, если два – плечиками, если три –спинками.

Упражнение «Наши помощники»

Психолог: «Давайте поздороваемся, для этого потрем свою ладонь о ладошку соседа слева. Мы потремся ладошками со Славой —Доброе утро, Слава! Слава потрется ладошкой с Петей... А теперь давайте поздороваемся коленями, плечами, спинами, ступнями, лбами... Замечательно!»

Игра «Зеваки»

Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (это может быть звук колокольчика, погремушки, хлопок руками или какое-нибудь слово) дети останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Тот, кто не успел выполнить задание, выбывает из игры. Игру можно проводить под музыку или знакомую детям песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное слово песни (оговоренное заранее).

 Упражнение «Мимика и жесты»

С помощью мимики и жестов дети загадывают друг другу профессии, животных, игрушки, предметы мебели и т. п.: «Не сходя со стула, посидите так, как сидят... обезьяна; кассир на своем рабочем месте; царь на троне; пчела на цветке; поросенок на кактусе; побитая собака; невеста на свадьбе и т. д.»

Беседа «Наши отношения»

Психолог предлагает детям обсудить правила отношений между мальчиками и девочками:

  1. Мальчики должны быть внимательными ипредупредительными по

отношению к девочкам:

  • должны уметь подать пальто или куртку девочке;
  • пропускать впереди себя в дверях
  • уступать стульчик во время обеда или занятий.

2. Мальчики должны помогать девочкам в затруднительных ситуациях:

  • помогать перейти скользкое место или лужу на улице во время прогулки;
  • помогать собирать игрушки;
  • помогать нести тяжелые вещи;
  • защищать, если кто-то обидит девочку.

Помогать в таких случаях следует, не дожидаясь просьбы. В этом и проявляется внимательность и предупредительность мальчиков.

3. Девочки должны уметь принимать помощь мальчиков, благодарить или, в случае необходимости, вежливо отказаться, сказав « спасибо ».

4. В общении с мальчиками девочки не должны быть вредными или ябедами.

5. Девочки должны помогать мальчикам в уборке класса или групповой

комнаты: подметать пол, собирать игрушки, вытирать пыль, поливать цветы, раздавать материал для проведения занятий.

6. Девочки помогают следить за одеждой и внешним видом мальчиков:

предлагают им расческу, мыло и прочее.

Психолог вместе с детьми разбирает данные правила на конкретных примерах из жизни, предлагает разыграть небольшие сценки с целью закрепления материала.

«Упражнение «Дуэт»

Дети парами рисуют рисунок. Сначала им нужно договориться, что они будут рисовать, а затем одним карандашом молча нарисовать задуманную картину.

Игра «Пять имен»

Двое играющих, мальчик и девочка (представители двух команд),становятся перед двумя линиями. По сигналу они должны  пройти вперѐд (сначала один, потом другой), сделав пять шагов, и на каждый шаг без малейшей ошибки, запинки (не нарушая ритма) произнести какое-нибудь имя (мальчики –имена девочек, девочки –

имена мальчиков). Это на первый взгляд простое задание, на самом деле выполнить не так-то просто. Побеждает тот, кто справится с этой задачей или сумеет назвать больше имѐн.Можно назвать пять других слов (по темам: животные, растения, предметы домашнего обихода и т.п.). Таких слов множество, а подобрать 5 слов и произнести их одно за другим без промедления в ритме шага сумеет не каждый.

О.В. Хухлаева, О. Е.Хухлаев, И.М. Первушина (Игры, упражнения, задания)

Упражнение «Самое интересное лето»

Дети вспоминают и рассказывают группе самый интересный случай, который произошел с ними летом.

Упражнения «Я - маленький , я -большой»,

Психолог  предлагает детям по очереди принимать позу маленького ребенка, потом позу взрослого, потом вернуться в свой возраст.

 Упражнение «Я расту»

Психолог просит одного из детей показать размеры ребенка, который недавно родился. Затем приложить этот размер к другому ребенку и сделать наблюдение, что все дети сильно выросли за 4 —5 лет своей жизни. После этого, используя стулья, дети показывают рост взрослого человека.
Размышляют над тем, сколько им еще предстоит расти.

Упражнение «Интервью»

Дети по очереди залезают на стульчик, входя в роль взрослого человека. Ведущий берет у них интервью, просит представиться по имени и отчеству, рассказать, где и кем работают, есть ли дети и т.п.

Упражнение «Девочки-мальчики умеют»

Психолог  берет два мяча разного цвета (или размера) и поочередно бросает их детям. Дети, которые получают первый мяч, называют то, что умеют мальчики, поймавшие второй мяч — то, что умеют девочки.

Упражнение «Я люблю»

В центр круга ставятся два стульчика. Каждый ребенок садится сначала на первый стульчик и заканчивает предложение «Если я девочка, я люблю... », затем на второй стульчик и заканчивает предложение «Если я мальчик, я люблю...».

Упражнение  «Что любят мальчики, что любят девочки?»

Психолог бросает детям мячик, называя любимые занятия девочек и любимые занятия мальчиков. Если ребенок считает, что названо любимое занятие девочек, он должен отбросить мяч ведущему, если мальчиков — откатить.

Упражнение «Какие девочки - какие  мальчики»

Психолог  бросает детям мячик, называя поочередно то качество девочки (красивая, хозяйственная и т.п.), то качество мальчика (храбрый, сильный и т.п.). Если ребенок считает, что названо качество мальчика, он должен бросить мяч ведущему, если девочки, то откатить.

Упражнение  «Превращаем Танечку, превращаем Ванечку»

Двое ребят — Танечка и Ванечка — садятся на стульчиках в центре группы и делают злые лица. Дети по очереди подходят к ним, гладят и говорят добрые слова до тех пор, пока Танечка и Ванечка не расколдуются и не улыбнутся.

Упражнение «Акулы-рыбки»

Дети делятся на две группы: акул и рыбок. Посередине группы кладется веревочка. Акулы становятся по одну сторону веревочки, щелкают зубами, хотят съесть рыбок. Рыбки по другую сторону веревочки очень боятся. Затем дети меняются ролями.

Упражнение «Я страшилок не боюсь, в кого хочешь превращусь»

Дети идут по кругу, держась за руки, и проговаривают хоромэти слова. Когда водящий (первоначально им может быть ведущий) называет какого-либо страшного персонажа (Кощея,Человека-Паука и т.п.), детям нужно быстро «превратиться»в него и замереть. Ведущий выбирает самого страшного Кощея, он становится водящим и продолжает игру.

Упражнения «Как я люблю свою маму» (беседа о маме), «Как я люблю своего папу» (беседа о папе)

Упражнение «Волшебное животное»

Дети становятся в тесный круг, берутся за руки, представляют, что они все вместе — это одно большое сильное животное. Ведущий просит их послушать дыхание друг друга и постараться создать одно дыхание, как у большого сильного животного.

Упражнение  «Погодный массаж»

Детям необходимо на своем теле (ногах, животе, руках, плечах) показать дождик (постукивающие движения), снег (короткие отрывистые поглаживания), солнце (плавные поглаживания).

     Упражнение   «Кидаемся словами»\

 

Дети кидают друг другу мячик, сопровождая броски какими-нибудь добрыми словами, например: любовь, подарок, праздник, солнце и т.д.

Упражнение «Хочу – не хочу»

Дети по команде ведущего показывают без слов «Хочу играть — не хочу играть, хочу спать — не хочу спать, хочу есть — не хочу есть» и т.п.

Упражнение «Твое имя похоже…»

Выбирается водящий, остальные дети придумывают, на какой цветок похоже его имя. Ребенок, назвавший цветок, который больше всего понравился водящему,  становится следующим водящим.

Упражнение «Я знаю 5 имен своих друзей»

Один из детей кидает пять раз мячом об пол со словами «Я знаю пять имен моих друзей:  Ваня — раз, Лена — два... и т.п.», затем передает мяч другому ребенку. Мяч должен обойти всю группу.

      Игра  «Массаж чувствами»

Дети садятся «цепочкой» (в затылок друг другу или паровозиком), подушечки пальцев ставят на спину ребенка, сидящего впереди. По сигналу ведущего они изображают подушечками пальцев различные чувства: радость, злость, страх, любовь и т.п.

Упражнение  «Поругаемся руками»

Детям нужно показать, как руки говорят друг другу хорошие слова, затем ссорятся и ругаются друг с другом, затем опять мирятся и говорят друг другу добрые слова.

Упражнение «Кто сильнее любит»

Выбирается водящий, остальные дети делятся на две группы. Водящий отходит в сторону, а группы по очереди громко кричат: «Мы любим... (имя водящего)». Водящий определяет, какая группа кричала громче, считается, что она выиграла.

Игра «Все кого я люблю

Дети выполняют рисунок на эту тему. Ведущий при этом объясняет, что дети могут «поместить» всех, кого они любят, в любое место: на большой корабль, красивую поляну, в огромный замок — или посадитьза красивый, полный вкусностей стол и т.п.

Игра «Чьи колени»

Одному из детей (водящему) завязывают глаза, раскручивают и сажают на колени какому-нибудь ребенку. Он, изменяя голос, называет имя водящего. Водящему необходимо по голосу узнать, на чьих коленях он сидит.

Игра «Вулкан»

Один из ребят (вулкан) садится на корточки в центр круга. Он спит. Затем потихоньку поднимается с нарастанием гула — он просыпается. Группа помогает ему гудеть глухими утробными звуками — голосами Земли. Затем он резко подскакивает, поднимая руки вверх, как будто выбрасывает все, что ему не нужно, потом опять постепенно засыпает. После того как ребенок возвращается в круг, ведущий спрашивает у него, что он выбрасывал: может быть, ненужные чувства, мысли, а может быть, что-то другое?

Упражнение «Крылья»

Ведущий просит детей представить, что у них появились крылья, они теперь умеют летать. Дети закрывают глаза и руками изображают крылья. Куда они полетят? С кем? Что увидят? Дети, не открывая глаз, придумывают, а затем открывают глаза и рассказывают свои фантазии группе.

Игры «Разговор частей тела»

Ведущий просит детей руками сказать: «Дай мне»; лбом: «Я думаю»; плечами: «Не знаю»; головой: «Не согласен» и т.п.

Игра «Угадай, кто зарычал»

Один ребенок (водящий) поворачивается спиной к группе, остальные по выбору ведущегопо очереди рычат. Водящему необходимо догадаться, кто из детей зарычал.

Упражнение «Рисование себя с другом»

Игра «Потерялась девочка»

Дети сидят в кругу, ведущий «делает объявление по радио»: «Внимание, внимание, потерялась девочка...» — и далее описывает внешность и одежду одного из детей. Тому, кто узнает себя, нужно громко крикнуть:«Это я себя нашла, в детский садик к вам пришла!»

Игра  «Встань, на кого я смотрю»

Психолог обводит взглядом детей, потом на ком-то останавливает взгляд. Этому ребенку нужно поймать взгляд и быстро встать.

Игра «Птенец в яйце»

Один из детей садится в центр круга, прижимает голову к коленям. Он — птенец, который находится в своем яйце. Ведущий комментирует: «Но стал наш птенец расти быстро, быстро, вот уже тесно ему в яйце. И плечами он двигает, как будто просит: "Пустите меня". К птенцу подходит другой ребенок, изображающий маму птенца, которая помогает ему выйти, разбивает яйцо. Птенец вылезает, трясет руками и ногами. Мама радуется ему. Затем птенец засыпает, а мама гладит его со словами: «Какой хороший птенец».

Игра «Имя шепчет ветерок»

Психолог просит детей представить, что с ребятами хочет подружиться... ветерок. И он зовет их по имени. Дети все вместе проговаривают имя каждого ребенка, как если бы его позвал ветерок, то есть тихонечко: «Ваня-я шур-шур-шур». Потом дети придумывают, как их может позвать дождик или камешки на дороге.

Беседа  «Я хочу с тобой подружиться»

Психолог  поочередно показывает ребятам картинки, на которых изображены дети, испытывающие разные чувства. Он просит сначала отгадать чувства, а затем сказать, с какими из изображенных на картинках детей им не хочется дружить и почему.

Игра «Ехал Грека..»

Дети сидят в кругу, руки держат вытянутыми за спиной. Педегог идет по внешней стороне круга и один или вместе с детьми проговаривает: «Ехал Грека через реку, видит Грека — в реке рак, сунул Грека руку в реку. Рак за руку Греку...» Когда произносится слово «цап!», дети быстро убирают руки вперед, педагог должен успеть схватить руки какого-либо ребенка, который становится водящим.

Упражнения по развитию эмоций Абазян Е.С.

Все упражнения по развитию эмоциональной сфере, отмеченные в программе проводятся по аналогии, с ниже описанными.

Эмоция « Радость»

1. Упражнение «Знакомимся с эмоцией»
Инструкция. После того как педагог-психолог поприветствовал детей и настроил на работу, он демонстрирует картинку с эмоцией «радость». С вопросом «Что делает ребенок на картинке?» он уточняет название эмоции.

Далее детям предлагается ответить на вопрос: «Почему ребенок улыбается, смеется? В каком случае люди улыбаются и смеются?»

После уточнения и озвучивания названия эмоции педагог-психолог может дать небольшое ее определение на понятном ребенку языке. Например, радость — это такое настроение или эмоция, которая возникает, когда человек доволен тем, что происходит в его жизни. Ребенок на картинке испытывает радость, у него радостное настроение.

Далее детям предлагается всем вместе показать данную эмоцию на лице.

2. Упражнение «Найди радость»
Инструкция. Детям дается задание посмотреть на картинку с эмоцией и сказать по очереди, когда они испытывали эту эмоцию.

Во время своего рассказа дети будут уходить в далекие воспоминания, говорить о том, как они радовались в день своего рождения или на какой-либо праздник. Педагогу-психологу нужно дать небольшое уточнение: «Вспомните, по поводу чего, почему, когда вы испытывали радость, например в течение сегодняшнего или вчерашнего дня?»

3. Упражнение «Покажи эмоцию с помощью…»
Инструкция. Каждому ребенку дается задание по очереди показать эмоцию с помощью какой-либо части тела, например руки или рук, ноги или ног, глаз и т. д. Желательно при выполнении этого упражнения использовать один или два способа показа эмоции. Так, например, можно по очереди показать эмоцию с помощью руки, а потом с помощью глаз (при этом дети передают лист А4 для прикрытия остальной части лица).

После того как дети по очереди показали эмоцию, им предлагается вместе показать ее теми способами, которые ранее были предложены.

Эмоция  «ГРУСТЬ»

Материалы, оборудование: картинки с эмоцией «грусть», стулья.

Ход занятия

1. Упражнение «Знакомимся с эмоцией»
Инструкция. Педагог-психолог, демонстрируя картинку с эмоцией «грусть», уточняет название эмоции.

На вопрос «Что делает ребенок?», дети отвечают: «Плачет, опустил голову!»

Педагог-сихолог: «Почему ребенок плачет, опустил голову? В каком случае люди плачут?»

Уточняя и озвучивая название эмоции, педагог-психолог дает небольшое ее определение на понятном детям языке, просит их выразить грусть на лице.

2. Упражнение «Когда мы грустим?»
Инструкция. Детям предлагается посмотреть на картинку с эмоцией и сказать по очереди, когда они испытывали такое же настроение.

Во время беседы об отрицательной эмоции педагог-психолог должен обратить внимание не на событие, что было при беседе о положительной эмоции, а на форму реагирования. 

После того как дети по очереди расскажут о грусти в своей жизни, педагог-психолог просит их предложить выход из этого состояния: «Что делать, когда нам грустно? Как успокоиться? Что сделать, чтобы не было грустно?» Дети могут ответить на этот вопрос также по очереди или с поднятием руки.

Педагог-психолог выбирает из ответов приемлемые, «работающие на практике» выходы, не оценивая ответы детей (кто правильно, а кто неправильно ответил).

Например, «Чтобы не было грустно, надо кому-либо рассказать, почему грустишь. Попробовать заняться любимым делом. А те, кто видят, что ты грустишь, могут обнять тебя, успокоить, предложить что-то интересное (поиграть, посмотреть вместе мультик и т. д.)».

3. Упражнение «Покажи эмоцию с помощью…»
Инструкция. Каждому ребенку дается задание по очереди показать эмоцию с помощью какой-либо части тела, например ноги или ног, головы, походки и т. д.

Желательно при выполнении этого упражнения, использовать один или два способа показа эмоции, так, например, можно по очереди показать эмоцию с помощью ноги, а потом с помощью походки.

После того как дети по очереди показали эмоцию, предлагается вместе показать ее теми способами, которые ранее были предложены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная коррекционно-развивающая программа по развитию моторики и графомоторных навыков для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Ум ребенка находитсяна кончиках его пальцев.В.А. СухомлинскийУ многих детей с проблемами развития отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем...

«Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста как средство развития речи»

Учителя – логопеды отмечают, что многие  дети с речевыми нарушениями плохо координируют движения руки и глаза, у них слабо развита мелкая мышечная моторика и координация пальцев рук. Дети не умею...

Занятие "Играем все вместе". Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Данное занятие направлено на развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольногоо и младшего школьного возраста, формирование навыков позитивного межличностного общения, обучение бережному ...

Программа по правовому воспитанию детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями "Я тоже имею право"

Программа поможет решить общие задачи воспитания правовой культуры, педагогические и психологические проблемы гражданского воспитания, обеспечивая взаимосвязь нравственного и гражданского воспитания с...

Дидактическая игра «Вылечи словечко» для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Когда ребёнок только учится звуковому и слоговому анализу слов, а так же чтению, процесс слияния букв в слоги, а слогов в слова проходит нелегко.Поэтому у ребёнка, как правило, возникают трудности при...

Квест - игра "Наша дружная семейка" ко дню Семьи, любви и верности для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Всероссийский праздник «День семьи, любви и верности»  (8 июля) в нашем образовательном учреждении, прошел в форме квест - игры «Наша дружная семейка» для воспи...

Положение о проведении муниципальной Олимпиады «Я – ЮНЫЙ ГЕНИЙ» среди обучающихся с нарушениями речи старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Цель Олимпиады:- По отношению к участникам: создание условий для выявление одаренных детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, развития их интеллектуальных способностей.- По отношению ...