Развитие словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
материал по логопедии (подготовительная группа) по теме

Теоретический материал о формировании словесно-логического мышления, об основных предпосылках для развития логического мышления. 

Обозначены коррекционные задачи по разделу "Развитие связной речи и логического мышления". Дан практический материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного и          младшего школьного возрастов.

   Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека. Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, то есть мыслить. Словесно- логическое мышление начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, активно формируется в начальных классах и развивается, совершенствуется в течение всей жизни человека. Таким образом, овладение языком, запасом слов и грамматических форм создает предпосылки для развития мышления.

      Логическое мышление – мышление, основанное на рассуждении и доказательстве. Суждения связываются между собой, то есть между ними устанавливается временная последовательность и причинно-следственные зависимости. Важно, чтобы дети научились соблюдать временную последовательность в изложении своих мыслей, знаний и умели обосновывать свои суждения причинно.Ведь одно из важнейших требований культуры речи состоит в том, чтобы каждое последующее высказывание вытекало из предыдущего, связывалось с ним. Для развития мышления важно научиться делать умозаключения. Умозаключение – это способ опосредованного познания действительности. Так, из суждения «Надвигается черная туча» извлекается мысль: «Сейчас хлынет дождь». В умозаключении всегда можно обнаружить причину и следствие. В нашем примере « Надвигается туча» есть причина, а « Хлынет дождь» - следствие. Мыслительная работа стимулирует речь., а речь, в свою очередь, оказывает положительное влияние на развитие мышления . .Конечным результатом  обучения языку является собственно связная речь. Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда  логически связанных предложений. Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок сможет давать развернутые ответы на вопросы, последовательно, полно и логично излагать свои мысли, воспроизводить содержание текстов.

      Я хочу немного уточнить и систематизировать коррекционные задачи по разделу « Развитие связной речи и логического мышления» в работе с детьми с ОНР:

      1. Систематическая работа по формированию основных лексико-грамматических навыков.

      2. Формирование навыков речевого общения на занятиях и в повседневной жизни и деятельности детей.

      3. Обучение анализу текста, выделению смысловых звеньев, составлению плана и пересказу по плану.

      4. Правильное лексическое и грамматическое оформление речевых высказываний.

      5. Обучение анализу, планированию, построению самостоятельных речевых высказываний.

      6. Развитие самоконтроля детей за собственной речью.

Хочу порекомендовать некоторые интересные задания на развитие словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов.

                              ГРАММАТИЧЕСКАЯ АРИФМЕТИКА.

  1. Дима старше Вани, а Ваня старше Марины. Кто старше: Дима или Марина?
  2. Миша бегает быстрее Коли. Коля бегает быстрее, чем Игорь. Кто бегает быстрее всех?
  3. Даша и Лена собирали ягоды. Одна из девочек собирала клубнику, другая – малину. Какие ягоды собирала Лена, если Даша собирала малину?

ЗАДАЧИ НА ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ ЗАВИСИМОСТИ

Найди правильное утверждение

Взошло солнце, потому что стало тепло.

Стало тепло, потому что взошло солнце.

У Кати был день рождения, потому что ей подарили куклу.

Кате подарили куклу, потому что у нее был день рождения.

       ЗАДАЧИ НА СООТНЕСЕНИЕ ПОНЯТИЙ И ПРЕДМЕТОВ.

  1. Леша и Андрюша завтракали. Леша выбрал молочные продукты, а Андрюша- фрукты .Кто из ребят ел творог, а кто – сливу?
  2. Вася и Витя очень любят животных. У Васи есть дома попугай и снегирь, а у Вити живут собака и кошка. Кто из ребят держит дома птиц?
  3. Вика и Галя помогали маме. Вика мыла овощи, Галя- фрукты. Какая девочка мыла груши.

      ЛОГИКО-ПОИСКОВЫЕ ЗАДАЧИ.

  1. Собака догоняет кошку, а кошка мышку. Кто бежит впереди?
  2. Ствол у дуба толще, чем ствол у сосны. А ствол у сосны толще,чем ствол у березы. Что толще: ствол дуба или ствол березы?

ДОСКАЖИТЕ СЛОВЕЧКО.

     У маленького Паши                         Митя был молодцом

     Ботинки просят…(каши)                 Не ударил в грязь…(лицом)

        

           НАЙДИТЕ СЛОВО В СЛОВЕ.

Зубр, гроза, кочки, кисель, краны, крот.

            ОТВЕТЬТЕ НА УТВЕРЖДЕНИЕ СЛОВАМИ «ДА» - «НЕТ»

  1. Заяц бывает и беляк, и русак. (Да)
  2. Медведь зимует в норе. (Нет)
  3. Медведь бывает и бурый, и белый. (Да)
  4. Отчество человека дают по имени папы.(Да)
  5. Мама вашей мамы вам приходится бабушкой. (Да)
  6. Любой город является столицей. (Нет)
  7. Корова – хищное животное. (Нет)

    ПОДБЕРИТЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ К ПРИЛАГАТЕЛЬНОМУ.

 

    Апельсиновый - …              Телефонный…

    Настольная …                       Чайная …

    Бисквитный …                      Книжный …

 

    ПОДБЕРИТЕ СЛОВА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЯМ.

   Голубые, карие, грустные … (глаза)

   Молочные, больные, коренные …(зубы)

   Шариковая, чернильная, перьевая …(ручка)

   Бурый, белый, косолапый … (медведь)

    РАСПРЕДЕЛИТЕ СЛОВА ПО ЛОГИЧЕСКОМУ ПРИНЦИПУ.

  Май, март, апрель.

  Ночь, утро, вечер, день.

  Бабушка, дочь, мама.

  Среда, пятница, вторник.

НАЙДИТЕ И ПОДРОБНО ОПИШИТЕ РАЗЛИЧНЫЕ ЧЕРТЫ ДВУХ СХОДНЫХ ПРЕДМЕТОВ.

Самолет и птица.          Кукла и девочка.

Нож и ножницы.          Платье и сарафан.

Зонт и крыша.               Река и озеро.

 

     

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная коррекционно-развивающая программа по развитию моторики и графомоторных навыков для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Ум ребенка находитсяна кончиках его пальцев.В.А. СухомлинскийУ многих детей с проблемами развития отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем...

«Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста как средство развития речи»

Учителя – логопеды отмечают, что многие  дети с речевыми нарушениями плохо координируют движения руки и глаза, у них слабо развита мелкая мышечная моторика и координация пальцев рук. Дети не умею...

Занятие "Играем все вместе". Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Данное занятие направлено на развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольногоо и младшего школьного возраста, формирование навыков позитивного межличностного общения, обучение бережному ...

Выступление на методическом объединении 2014 г: "Развитие невербального воображения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста".

Развитие невербального воображения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста...

Выступление на методическом объединении 2015 г: "Развитие невербального воображения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. 2-ой год".

Развитие невербального воображения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. 2-ой год...

Приемы формирования и развития механизмов саморегуляции деятельности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста , на примере канатохождения

Техника канатохождения Не важно насколько сам ребёнок овладел техникой канатоходца, важны те изменения, которые произошли с ребёнком в отношении улучшения обучаемости. Ребёнок сделал личный собст...

Картотека логопедических игр по развитию лексико - грамматического строя речи и пополнению и обогащению активного словаря детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста "Логопедические пятиминутки"

Картотека словесных игр "Логопедические пятиминутки" подойдут для логопедов и воспитателей логопедических групп и групп общеразвивающего типа. Возможно использование даннных игр в занятиях п...