Развитие словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
материал по логопедии (подготовительная группа) по теме
Теоретический материал о формировании словесно-логического мышления, об основных предпосылках для развития логического мышления.
Обозначены коррекционные задачи по разделу "Развитие связной речи и логического мышления". Дан практический материал.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов.
Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека. Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, то есть мыслить. Словесно- логическое мышление начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, активно формируется в начальных классах и развивается, совершенствуется в течение всей жизни человека. Таким образом, овладение языком, запасом слов и грамматических форм создает предпосылки для развития мышления.
Логическое мышление – мышление, основанное на рассуждении и доказательстве. Суждения связываются между собой, то есть между ними устанавливается временная последовательность и причинно-следственные зависимости. Важно, чтобы дети научились соблюдать временную последовательность в изложении своих мыслей, знаний и умели обосновывать свои суждения причинно.Ведь одно из важнейших требований культуры речи состоит в том, чтобы каждое последующее высказывание вытекало из предыдущего, связывалось с ним. Для развития мышления важно научиться делать умозаключения. Умозаключение – это способ опосредованного познания действительности. Так, из суждения «Надвигается черная туча» извлекается мысль: «Сейчас хлынет дождь». В умозаключении всегда можно обнаружить причину и следствие. В нашем примере « Надвигается туча» есть причина, а « Хлынет дождь» - следствие. Мыслительная работа стимулирует речь., а речь, в свою очередь, оказывает положительное влияние на развитие мышления . .Конечным результатом обучения языку является собственно связная речь. Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок сможет давать развернутые ответы на вопросы, последовательно, полно и логично излагать свои мысли, воспроизводить содержание текстов.
Я хочу немного уточнить и систематизировать коррекционные задачи по разделу « Развитие связной речи и логического мышления» в работе с детьми с ОНР:
1. Систематическая работа по формированию основных лексико-грамматических навыков.
2. Формирование навыков речевого общения на занятиях и в повседневной жизни и деятельности детей.
3. Обучение анализу текста, выделению смысловых звеньев, составлению плана и пересказу по плану.
4. Правильное лексическое и грамматическое оформление речевых высказываний.
5. Обучение анализу, планированию, построению самостоятельных речевых высказываний.
6. Развитие самоконтроля детей за собственной речью.
Хочу порекомендовать некоторые интересные задания на развитие словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов.
ГРАММАТИЧЕСКАЯ АРИФМЕТИКА.
- Дима старше Вани, а Ваня старше Марины. Кто старше: Дима или Марина?
- Миша бегает быстрее Коли. Коля бегает быстрее, чем Игорь. Кто бегает быстрее всех?
- Даша и Лена собирали ягоды. Одна из девочек собирала клубнику, другая – малину. Какие ягоды собирала Лена, если Даша собирала малину?
ЗАДАЧИ НА ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ ЗАВИСИМОСТИ
Найди правильное утверждение
Взошло солнце, потому что стало тепло.
Стало тепло, потому что взошло солнце.
У Кати был день рождения, потому что ей подарили куклу.
Кате подарили куклу, потому что у нее был день рождения.
ЗАДАЧИ НА СООТНЕСЕНИЕ ПОНЯТИЙ И ПРЕДМЕТОВ.
- Леша и Андрюша завтракали. Леша выбрал молочные продукты, а Андрюша- фрукты .Кто из ребят ел творог, а кто – сливу?
- Вася и Витя очень любят животных. У Васи есть дома попугай и снегирь, а у Вити живут собака и кошка. Кто из ребят держит дома птиц?
- Вика и Галя помогали маме. Вика мыла овощи, Галя- фрукты. Какая девочка мыла груши.
ЛОГИКО-ПОИСКОВЫЕ ЗАДАЧИ.
- Собака догоняет кошку, а кошка мышку. Кто бежит впереди?
- Ствол у дуба толще, чем ствол у сосны. А ствол у сосны толще,чем ствол у березы. Что толще: ствол дуба или ствол березы?
ДОСКАЖИТЕ СЛОВЕЧКО.
У маленького Паши Митя был молодцом
Ботинки просят…(каши) Не ударил в грязь…(лицом)
НАЙДИТЕ СЛОВО В СЛОВЕ.
Зубр, гроза, кочки, кисель, краны, крот.
ОТВЕТЬТЕ НА УТВЕРЖДЕНИЕ СЛОВАМИ «ДА» - «НЕТ»
- Заяц бывает и беляк, и русак. (Да)
- Медведь зимует в норе. (Нет)
- Медведь бывает и бурый, и белый. (Да)
- Отчество человека дают по имени папы.(Да)
- Мама вашей мамы вам приходится бабушкой. (Да)
- Любой город является столицей. (Нет)
- Корова – хищное животное. (Нет)
ПОДБЕРИТЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ К ПРИЛАГАТЕЛЬНОМУ.
Апельсиновый - … Телефонный…
Настольная … Чайная …
Бисквитный … Книжный …
ПОДБЕРИТЕ СЛОВА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЯМ.
Голубые, карие, грустные … (глаза)
Молочные, больные, коренные …(зубы)
Шариковая, чернильная, перьевая …(ручка)
Бурый, белый, косолапый … (медведь)
РАСПРЕДЕЛИТЕ СЛОВА ПО ЛОГИЧЕСКОМУ ПРИНЦИПУ.
Май, март, апрель.
Ночь, утро, вечер, день.
Бабушка, дочь, мама.
Среда, пятница, вторник.
НАЙДИТЕ И ПОДРОБНО ОПИШИТЕ РАЗЛИЧНЫЕ ЧЕРТЫ ДВУХ СХОДНЫХ ПРЕДМЕТОВ.
Самолет и птица. Кукла и девочка.
Нож и ножницы. Платье и сарафан.
Зонт и крыша. Река и озеро.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная коррекционно-развивающая программа по развитию моторики и графомоторных навыков для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Ум ребенка находитсяна кончиках его пальцев.В.А. СухомлинскийУ многих детей с проблемами развития отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем...
«Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста как средство развития речи»
Учителя – логопеды отмечают, что многие дети с речевыми нарушениями плохо координируют движения руки и глаза, у них слабо развита мелкая мышечная моторика и координация пальцев рук. Дети не умею...
Занятие "Играем все вместе". Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Данное занятие направлено на развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольногоо и младшего школьного возраста, формирование навыков позитивного межличностного общения, обучение бережному ...
Выступление на методическом объединении 2014 г: "Развитие невербального воображения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста".
Развитие невербального воображения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста...
Выступление на методическом объединении 2015 г: "Развитие невербального воображения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. 2-ой год".
Развитие невербального воображения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. 2-ой год...
Приемы формирования и развития механизмов саморегуляции деятельности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста , на примере канатохождения
Техника канатохождения Не важно насколько сам ребёнок овладел техникой канатоходца, важны те изменения, которые произошли с ребёнком в отношении улучшения обучаемости. Ребёнок сделал личный собст...
Картотека логопедических игр по развитию лексико - грамматического строя речи и пополнению и обогащению активного словаря детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста "Логопедические пятиминутки"
Картотека словесных игр "Логопедические пятиминутки" подойдут для логопедов и воспитателей логопедических групп и групп общеразвивающего типа. Возможно использование даннных игр в занятиях п...