Семинар-практикум для воспитателей «Закаливание детей в ДОУ»
материал
Семинар-практикум для воспитателей
«Закаливание детей в ДОУ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_-zakalivanie_v_dou.docx | 31.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для воспитателей
«Закаливание детей в ДОУ»
Позвольте начать нашу встречу со стихотворения В. Крестова "Тепличное создание":
Болеет без конца ребёнок.
Мать в панике, в слезах: и страх и грусть.
- Ведь я его с пелёнок
Всегда в тепле держать стремлюсь.
В квартире окна даже летом
Открыть боится – вдруг сквозняк,
С ним то в больницу, то в аптеку,
Лекарств и перечесть нельзя.
Не мальчик, словом, а страданье...
Вот так, порой, мы из детей
Растим тепличное создание,
А не бойцов – богатырей.
. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают и статистические данные: физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей.
. Кроме тяжёлых соматических и психических болезней наших детей подстерегают травмы, простуды, вирусы, инфекции..
Как вырастить ребенка крепким и здоровым?. Ответ один: повысить иммунитет, улучшить естественные защитные механизмы. Ни один чудо-препарат не может заменить то, что дано матушкой-природой. Почему в одном и том же детском коллективе один малыш сразу заболевает, как только на него кто-то чихнул? А другой за целый год даже не кашлянет?
Защитные механизмы детского организма до конца не сформированы. Единственный и самый эффективный способ их тренировки – закаливание детей дошкольного возраста.
Закаливание – это система мероприятий , направленных на повышение устойчивости организма ребенка ко всем неблагоприятным факторам внешней среды
Нельзя закалить ребенка раз и навсегда. Значит, закаливать детей нужно постоянно и всем вместе - дома и в детском саду.
Основным требованием для проведения закаливания детей является обеспечение чистого воздуха и рациональное сочетание температуры воздуха и одежды ребенка. Бактериальная и химическая чистота воздуха достигается проветриванием помещений. Сквозное проветривание, проводимое в отсутствие детей, создает возможность многократной смены воздуха за короткий срок. Продолжительность проветривания определяется в зависимости от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы и должно заканчиваться за 30 минут до возвращения детей в групповые. Одностороннее проветривание используется для поддержания нормативной температуры воздуха в групповых.
Оно проводится в присутствии детей, в теплое время года –непрерывно, в холодное время – до снижения температуры воздуха до +19° С.
Основные средства закаливания – солнце, воздух, вода.
Закаливание солнцем
Солнечные лучи оказывают на организм общее укрепляющее действие, повышают обмен веществ в организме, лучше становится самочувствие, сон, кожа лучше регулирует теплообмен. Но солнце может оказывать и отрицательное действие. Поэтому надо к этой процедуре подходить очень осторожно. У младших детей особенно полезны солнечные ванны, но важен при этом индивидуальный подход. Проводить солнечные ванны надо в движении, но игры надо проводить спокойного характера. Солнечные ванны увеличиваются постепенно.
Закаливание воздухом
Воздушное закаливание предполагает двигательную активность на воздухе, двигательную активность в облегченной одежде и босохождение в комнате, сон при открытых фрамугах,
ежедневные прогулки детей дошкольного возраста. На прогулках воспитателями проводятся спортивные и подвижные игры.
Древнегреческий способ закаливания - хождение босиком (по росе, по скошенной траве, по песку). Если в летний период дети бегают по лужам, попадут под дождь - это еще больше повысит устойчивость организма.
Закаливание водой
Обтирание - самая нежная из всех водных процедур. Его можно применять во всех возрастах, начиная с младенческого. Обтирание производится смоченной в воде материей,. Желательно, чтобы рукавички были хорошо смочены, но вода не должна с них капать.
После обтирания тело растирают сухим полотенцем. Обтирание
сопровождается легким массирующим действием, а массаж всегда делают от периферии к центру, поэтому конечности надо обтирать снизу вверх (руки от кисти, ноги от стопы). Снижение температуры на один градус через 2-3 дня.
Обливание - бывает местное и общее. Местное обливание: обливание ног. Начальная температура воды +30, затем доводят до +18, а в старших группах до +16. Время обливания ног 20-30 секунд.
Общее обливание - чтобы вода охватывала возможно большую поверхность тела, спину, затем грудь и живот, затем правый и левый бок. После окончания - растереть полотенцем. Время под струей 20-40 секунд. Душ действует сильнее, чем простое обливание. Вода из душа оказывает массирующее действие.
. Можно купать детей с раннего возраста, начиная с температуры +24 - 26 воздуха и не ниже +22 воды, более закаленных детей можно купать при температуре +19 - 20 воды. Длительность пребывания в воде увеличивается от 1-2 минут до 5-8 мин. после купания всегда должны быть движения.
К закаливающим мероприятиям, для детей проводимые в детском саду относят:
1. Утренняя гимнастика
2. Физкультурные занятия .
3. Прогулки проводятся ежедневно два раза в день.
4. Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате, со средней степенью подвижности.
5. Физкультурные минутки во время занятий снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, , улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.
5. Пальчиковая гимнастика проводится ежедневно.
На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов. Например: мизинец – сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова.
Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на органы человека.
6. Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма
7. Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз..
8. Гимнастика после дневного сна. Упражнения воздействуют на все суставы, начиная с пальцев ног и заканчивая пальцами рук.
9. Умывание.
11. Полоскание полости рта водой комнатной температуры – хорошее средство закаливания. Предупреждает заболевания зубов, слизистой оболочки рта и носоглотки.
13. Игровой массаж.
Является своеобразным раздражителем рецепторов кожи глубже лежащих тканей. 14. Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Тонизирует весь организм.
Основные принципы закаливания.
При закаливании надо руководствоваться определенными принципами, к числу таких относятся: постепенность, систематичность, учет индивидуальных особенностей ребенка. Если не будут соблюдаться эти принципы, то закаливание будет носить случайный характер.
Нельзя предъявлять слишком больших требований к неподготовленному организму, - он может не справиться с ними.
Чтобы был эффект от закаливания необходимо постепенно усиливать нагрузку.
Нельзя прерывать начатые мероприятия. Но систематичность нужна не только в проведении того или иного специального мероприятия. Если проводятся все мероприятия, а дети мало гуляют, одеваются слишком тепло, не в соответствии с погодой, то закаливание нельзя считать полноценным.
Необходимо также считаться с индивидуальными особенностями ребенка. Есть дети чувствительные, к ним применительны более нежные средства закаливания или более постепенно, осторожно, но совсем отказываться от средств закаливания не целесообразно.
Теперь мы с вами сделаем кинезиологическое упражнение, иначе называемое «гимнастикой мозга», которые помогут вам стать внимательными, активными, снять напряжение, страх, раздражение и улучшат ваши учебные достижения!
«Ухо-нос-хлопок» - левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот
.
Сейчас мы с вами немного поиграем. Я предлагаю вам Игровой массаж
:
Методика ЗАКАЛИВАЮЩЕГО ДЫХАНИЯ
Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2—3 раза в день.
«Поиграем с носиком»
1. Организационный момент
а) «Ребята Найдите и покажите мне свой носик»
в) «Носик гуляет»
А теперь крепко закройте свой ротик, чтоб он не мешал гулять и дышать носику. Делаем глубокий вдох и выдох носиком, носик гуляет.
г) «Носик балуется»
На вдохе мы с вами оказываем сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.
д) «Носик нюхает приятный запах»
Выполняем несколько вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.
ж) «Погреем носик»
Указательные пальцы располагаем на переносице и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом делается как бы растирание.
МАССАЖ РУК
Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
«Поиграем с ручками»
Детки давайте разотрем ладони до приятного тепла.
а) Большим и указательным пальцами одной руки массируем — растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.
б) Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытье рук.
в) Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трем их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.
г) Переплетенные пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.
д) Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.
З)Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.
Примечание. Упражнение можно сопровождать стихами:
МАССАЖ ВОЛШЕБНЫХ ТОЧЕК УШЕК.
Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела..
«Поиграем с ушками»
а) «Давайте найдем и покажем ушки»
б) «Похлопаем ушками»
Заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.
в) «Потянем ушки»
Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает.
д) «Погреем ушки»
Прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину.
ЗАКАЛИВАЮЩИЙ МАССАЖ ПОДОШВ.
Закаливающий массаж подошв как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног..
«Поиграем с ножками»
б) разминанаем стопы всеми пальчеками.
в) Гладим стопу движением руки по направлению к пальцам.
г) Похлопать подошву ладонью.
д) Согнуть стопу вверх с произвольным падением вниз.
е) Катаем ногами (подошвами) палку, несильно нажимая на нее.
ж) Растераем подушечкой большого пальца руки закаливающую зону, расположенную в центре подошвы.
Закончу я словами Сухомлинского В.Л :» Я не боюсь ещё и ещё раз повторить :забота о здоровье – это важнейщий труд воспитателя, от жизнерадостности , бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировозрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ
Методы, приемы и формы работы педагогов детского сада с родителями воспитанников....
Семинар практикум для начинающих воспитателей
Семинар - практикум для начинающих воспитателей является формой методической работы приеменяемой в Школе молодого воспитателя. Содержание семинара - практикума направлено на обучение педаг...
Приложение к семинару - практикуму с начинающими воспитателями
Приложение к семинару - практикуму с начинающими воспитателями. Проект "Кто полетит в космос" с детьми средней группы...
Годовой семинар практикум для старших воспитателей и воспитателей "Реализация ИКТ - технологий в прцессе формирования социокультурных норм"
Семинар. Использование информационно-коммуникативных технологий в реализации образовательной области "социально-коммуникативное развитие" (Октябрь 2018)Обзорная экскурсия "Создание усло...
Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...
Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: «Организация двигательной активности детей на прогулке»
laquo;Организация двигательной активности детей на прогулке»...
«Профессиональный стандарт педагога, как инструмент реализации ФГОС ДО» семинар-практикум для старших воспитателей и воспитателей Уссурийского городского округа
Профессиональный стандарт педагога – в последнее время такой запрос все чаще вводится в поисковые системы. Немудрено: наступило время, когда профессиональные стандарты из рекомендаций стали обяз...