Семинар-практикум для воспитателей «Закаливание детей в ДОУ»
материал

Семинар-практикум для воспитателей

«Закаливание  детей в ДОУ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-zakalivanie_v_dou.docx31.2 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей

«Закаливание  детей в ДОУ»

Позвольте начать нашу встречу со стихотворения В. Крестова "Тепличное создание":

Болеет без конца ребёнок.

Мать в панике, в слезах: и страх и грусть.

- Ведь я его с пелёнок

Всегда в тепле держать стремлюсь.

В квартире окна даже летом

Открыть боится – вдруг сквозняк,

С ним то в больницу, то в аптеку,

Лекарств и перечесть нельзя.

Не мальчик, словом, а страданье...

Вот так, порой, мы из детей

Растим тепличное создание,

А не бойцов – богатырей. 

. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают и статистические данные: физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей.

. Кроме тяжёлых соматических и психических болезней наших детей подстерегают травмы, простуды, вирусы, инфекции..

Как вырастить ребенка крепким и здоровым?. Ответ один: повысить иммунитет, улучшить естественные защитные механизмы. Ни один чудо-препарат не может заменить то, что дано матушкой-природой. Почему в одном и том же детском коллективе один малыш сразу заболевает, как только на него кто-то чихнул? А другой за целый год даже не кашлянет?

Защитные механизмы детского организма до конца не сформированы. Единственный и самый эффективный способ их тренировки – закаливание детей дошкольного возраста.

Закаливание это система мероприятий , направленных на повышение устойчивости организма ребенка ко всем неблагоприятным факторам внешней среды

Нельзя закалить ребенка раз и навсегда. Значит, закаливать детей нужно постоянно и всем вместе - дома и в детском саду.

Основным требованием для проведения закаливания детей является обеспечение чистого воздуха и рациональное сочетание температуры воздуха и одежды ребенка. Бактериальная и химическая чистота воздуха достигается проветриванием помещений. Сквозное проветривание, проводимое в отсутствие детей, создает возможность многократной смены воздуха за короткий срок. Продолжительность проветривания определяется в зависимости от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы и должно заканчиваться за 30 минут до возвращения детей в групповые. Одностороннее проветривание используется для поддержания нормативной температуры воздуха в групповых.

Оно проводится в присутствии детей, в теплое время года –непрерывно, в холодное время – до снижения температуры воздуха до +19° С.

Основные средства закаливания – солнце, воздух, вода.

Закаливание солнцем

Солнечные лучи оказывают на организм общее укрепляющее действие, повышают обмен веществ в организме, лучше становится самочувствие, сон, кожа лучше регулирует теплообмен. Но солнце может оказывать и отрицательное действие. Поэтому надо к этой процедуре подходить очень осторожно. У младших детей особенно полезны солнечные ванны, но важен при этом индивидуальный подход. Проводить солнечные ванны надо в движении, но игры надо проводить спокойного характера. Солнечные ванны увеличиваются постепенно.

Закаливание воздухом

Воздушное закаливание предполагает двигательную активность на воздухе, двигательную активность в облегченной одежде и босохождение в комнате, сон при открытых фрамугах,

ежедневные прогулки детей дошкольного возраста. На прогулках воспитателями проводятся спортивные и подвижные игры.

Древнегреческий способ закаливания - хождение босиком (по росе, по скошенной траве, по песку). Если в летний период дети бегают по лужам, попадут под дождь - это еще больше повысит устойчивость организма.

Закаливание водой

Обтирание - самая нежная из всех водных процедур. Его можно применять во всех возрастах, начиная с младенческого. Обтирание производится смоченной в воде материей,. Желательно, чтобы рукавички были хорошо смочены, но вода не должна с них капать.

После обтирания тело растирают сухим полотенцем. Обтирание

сопровождается легким массирующим действием, а массаж всегда делают от периферии к центру, поэтому конечности надо обтирать снизу вверх (руки от кисти, ноги от стопы). Снижение температуры на один градус через 2-3 дня.

Обливание - бывает местное и общее. Местное обливание: обливание ног. Начальная температура воды +30, затем доводят до +18, а в старших группах до +16. Время обливания ног 20-30 секунд.

Общее обливание - чтобы вода охватывала возможно большую поверхность тела, спину, затем грудь и живот, затем правый и левый бок. После окончания - растереть полотенцем. Время под струей 20-40 секунд. Душ действует сильнее, чем простое обливание. Вода из душа оказывает массирующее действие.

. Можно купать детей с раннего возраста, начиная с температуры +24 - 26 воздуха и не ниже +22 воды, более закаленных детей можно купать при температуре +19 - 20 воды. Длительность пребывания в воде увеличивается от 1-2 минут до 5-8 мин. после купания всегда должны быть движения.

К закаливающим мероприятиям, для детей проводимые в детском саду  относят:

1. Утренняя гимнастика 

 2. Физкультурные занятия .

3. Прогулки проводятся ежедневно два раза в день. 

 4. Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате, со средней степенью подвижности.

5. Физкультурные минутки во время занятий снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, , улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.

5. Пальчиковая гимнастика проводится ежедневно.

На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов. Например: мизинец – сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова.

Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на органы человека.

6. Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма

7. Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз..

8. Гимнастика после дневного сна. Упражнения воздействуют на все суставы, начиная с пальцев ног и заканчивая пальцами рук.

9. Умывание.

11. Полоскание полости рта водой комнатной температуры – хорошее средство закаливания. Предупреждает заболевания зубов, слизистой оболочки рта и носоглотки.

13. Игровой массаж.

  Является своеобразным раздражителем рецепторов кожи глубже лежащих тканей. 14. Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Тонизирует весь организм.

Основные принципы закаливания.

При закаливании надо руководствоваться определенными принципами, к числу таких относятся: постепенность, систематичность, учет индивидуальных особенностей ребенка. Если не будут соблюдаться эти принципы, то закаливание будет носить случайный характер.

Нельзя предъявлять слишком больших требований к неподготовленному организму, - он может не справиться с ними.

Чтобы был эффект от закаливания необходимо постепенно усиливать нагрузку.

Нельзя прерывать начатые мероприятия. Но систематичность нужна не только в проведении того или иного специального мероприятия. Если проводятся все мероприятия, а дети мало гуляют, одеваются слишком тепло, не в соответствии с погодой, то закаливание нельзя считать полноценным.

Необходимо также считаться с индивидуальными особенностями ребенка. Есть дети чувствительные, к ним применительны более нежные средства закаливания или более постепенно, осторожно, но совсем отказываться от средств закаливания не целесообразно.

Теперь мы с вами сделаем кинезиологическое упражнение, иначе называемое «гимнастикой мозга», которые помогут вам стать внимательными, активными, снять напряжение, страх, раздражение и улучшат ваши учебные достижения!

«Ухо-нос-хлопок» - левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот

.

Сейчас мы с вами немного поиграем. Я предлагаю вам   Игровой массаж

:

Методика ЗАКАЛИВАЮЩЕГО ДЫХАНИЯ

Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2—3 раза в день.

«Поиграем с носиком»

1. Организационный момент

а)  «Ребята Найдите и покажите мне свой носик»

в)  «Носик гуляет»

А теперь крепко закройте свой ротик, чтоб он не мешал гулять и дышать носику. Делаем глубокий вдох и выдох носиком, носик гуляет.

г)  «Носик балуется»

На вдохе мы с вами оказываем сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.

д)  «Носик нюхает приятный запах»

 Выполняем несколько вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.

ж)  «Погреем носик»

 Указательные пальцы располагаем на переносице и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом делается как бы растирание.

МАССАЖ  РУК

Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

«Поиграем с ручками»

Детки давайте  разотрем ладони до приятного тепла.

а) Большим и указательным пальцами одной руки массируем — растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.

б) Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытье рук.

в)  Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трем их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.

г)  Переплетенные пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.

д)  Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.

З)Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.

Примечание. Упражнение можно сопровождать стихами:

МАССАЖ  ВОЛШЕБНЫХ ТОЧЕК УШЕК.

Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела..

«Поиграем с ушками»

а)  «Давайте найдем и покажем ушки»

б) «Похлопаем ушками»

Заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.

в)  «Потянем ушки»

Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает.

д)  «Погреем ушки»

 Прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину.

ЗАКАЛИВАЮЩИЙ МАССАЖ ПОДОШВ.

Закаливающий массаж подошв как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног..

«Поиграем с ножками»

б) разминанаем стопы всеми пальчеками.

в)  Гладим стопу движением руки по направлению к пальцам.

г)  Похлопать подошву ладонью.

д)  Согнуть стопу вверх с произвольным падением вниз.

е)  Катаем ногами (подошвами) палку, несильно нажимая на нее.

ж) Растераем подушечкой большого пальца руки закаливающую зону, расположенную в центре подошвы.

Закончу я словами Сухомлинского  В.Л :» Я не боюсь ещё и ещё раз повторить :забота о здоровье – это важнейщий труд воспитателя, от жизнерадостности , бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировозрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ

Методы,  приемы и формы   работы педагогов детского сада с родителями воспитанников....

Семинар практикум для начинающих воспитателей

Семинар - практикум для начинающих воспитателей  является  формой методической работы приеменяемой в Школе молодого воспитателя. Содержание семинара - практикума направлено на обучение педаг...

Приложение к семинару - практикуму с начинающими воспитателями

Приложение к семинару - практикуму с начинающими воспитателями. Проект "Кто полетит в космос" с детьми средней группы...

Годовой семинар практикум для старших воспитателей и воспитателей "Реализация ИКТ - технологий в прцессе формирования социокультурных норм"

Семинар. Использование информационно-коммуникативных технологий в реализации образовательной области "социально-коммуникативное развитие" (Октябрь 2018)Обзорная экскурсия "Создание усло...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

«Профессиональный стандарт педагога, как инструмент реализации ФГОС ДО» семинар-практикум для старших воспитателей и воспитателей Уссурийского городского округа

Профессиональный стандарт педагога – в последнее время такой запрос все чаще вводится в поисковые системы. Немудрено: наступило время, когда профессиональные стандарты из рекомендаций стали обяз...