Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Я здоровым быть хочу»
рабочая программа (старшая группа)
Направленность программы физкультурно-спортивной направленности .В дошкольный период формируются основы физического и психического здоровья ребёнка, вырабатываются определенные черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки. В связи с этим особая роль отводиться правильно организованному физическому воспитанию в условиях детского сада и семьи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО Педагогическим советом учреждения, Протокол № от | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ «Детский сад № 78 «Исток» ____________Ермолаева С.Н. Приказ от |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности
«Я здоровым быть хочу»
Возраст детей: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Корнева Марина Андреевна
воспитатель
Смоленск, 2020
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.Направленность программы
Направленность программы физкультурно-спортивной направленности .В дошкольный период формируются основы физического и психического здоровья ребёнка, вырабатываются определенные черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки. В связи с этим особая роль отводиться правильно организованному физическому воспитанию в условиях детского сада и семьи.
1.2. Актуальность
В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается сейчас в первоочередную социальную проблему. За последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось. Проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями.
Быть здоровым - естественное желание каждого человека. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте. Важно с самого детства формировать у человека здоровый образ жизни. Надо учить ребенка любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Летнее время является благоприятным периодом для укрепления здоровья детей. Длительное пребывание на свежем воздухе, имеет укрепляющее и оздоравливающее значение. Благоприятны и условия питания (в меню включаются в большом количестве свежие овощи, фрукты); и условия систематического и разнообразного использования воды для закрепления навыков культуры гигиены; и проведения закаливающих процедур (воздушных, водных, солнечных). Следовательно, летнее время максимально используется для укрепления здоровья и закаливания организма
1.3. Отличительные особенности программы
Отличительная особенность данной программы в том, заключается в том, что дети сами учатся следить за своим здоровьем.В данной программе содержание, средства и формы исследовательской деятельности детей подобраны с учётом их возможностей и интересов, которые, в свою очередь, обеспечивают последовательный рост осмысленного восприятия окружающего мира.
1.4Адресат и объем программы
Программа разработана для детей 5-6лет. Программа рассчитана на 1 год — 18 часов. Занятия проводится 2 раза в месяц, продолжительность 25 минут для детей старшей группы, итого 18 занятий.
1.5 Формы организации образовательного процесса
Программой предусмотрена очная форма организации. Программа включает в себя теоретические и практические занятия.
Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями, необходимыми для развития навыков ребенка. Для детей 5-6 лет - широко используются наблюдения за природой, опытническая и экспериментальная деятельность.
Чтобы дети не уставали, в организации занятий используется интегрированный подход, смена различных видов деятельности (чтение, беседа, просмотр видеофильмов, пальчиковые игры, дидактические игры, творческие задания, театрализация и т. д.).
1.6 Виды занятий
Наглядный:
- Просмотр фильмов, слайд – программ, презентаций видеоряда;
- Демонстрационный материал;
- Наблюдение;
- Рассматривание иллюстраций, информационных плакатов.
Словесный:
- Чтение стихов, сказок, пословиц, рассказов, поговорок;
- Беседы по проблемным ситуациям, сравнение, обобщение;
Практический:
- Показ действий – способов решения проблемной ситуации, последовательности выполнения;
- Экспериментирование – направленно на помощь ребенку приобрести новые знания;
- Сотрудничества и сотворчества – направлен на активное взаимодействие педагога ребенка.
1.7. Срок освоения программы
Программа рассчитана на 1 учебный год, с сентября 2020 года по май 2021 года. Программа содержит 18 часов.
1.8. Режим занятий
Образовательная деятельность проводится 1 раз в две недели (2 раза в месяц), во второй половине дня продолжительностью 25 минут.
1.9. Принципы реализации программы
Основными принципами программы являются:
1. Доступность, наглядность, активность, сознательность обучения, его развивающая и воспитывающая направленность.
2. Формирование базисных основ экологической культуры.
3. Интеграция знаний из различных наук с целью формирования экологического мышления и поведения.
4. Личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с ребенком в
регламентированной, нерегламентированной и самостоятельной деятельности.
5. Учет психологических особенностей усвоения знаний детьми на каждом
возрастном этапе.
6. Активное овладение детьми экологическими знаниями и навыками.
7. Формирование деятельно-практического отношения к экологическим знаниям.
1.10. Цель и задачи программы
Цель: Создание условий для укрепления и развития психомоторных способностей дошкольников.
Достижение цели возможно при непосредственном решении ряда задач:
• Оздоровительные задачи
o Укрепление физического и психического здоровья детей.
o Способствовать повышению защитных свойств организма и его устойчивости к различным заболеваниям.
o Укрепление всех групп мышц, а также опорно – двигательного аппарата; улучшение координации движений.
• Образовательные задачи
o Обучение элементарным приёмам самомассажа.
o Развитие физических качеств личности: силы, выносливости, ловкости, гибкости.
• Воспитательные задачи
o Выработка потребности в физических упражнениях и играх.
o Формирование ценностного отношения детей к здоровью и ЗОЖ.
o Воспитание доброжелательных отношений при выполнении физических упражнений и совместной двигательной деятельности.
1.11. Ожидаемые результаты
•организация содержательной здоровьесберегающей развивающей среды в группе, обеспечивающая комфортное пребывание ребенка в детском саду;
• формирование системы закаливающих мероприятий;
• снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей;
• сформированность гигиенической культуры у детей и наличие потребности в здоровом образе жизни;
• повышение компетентности родителей в области здоровья и здоровьесбережения.
1.12. Условия Организация, осуществляющая образовательную деятельность по
Программе, должна создать материально-технические условия,
обеспечивающие:
• возможность достижения воспитанниками планируемых результатов
освоения Программы;
• выполнение организацией требований:
- санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
- пожарной безопасности и электробезопасности;
-по охране здоровья воспитанников и охране труда работников;
• возможность беспрепятственного доступа воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья, в т. ч. детей-инвалидов, к
объектам инфраструктуры организации, осуществляющей
образовательную деятельность реализации программы
1.13. Диагностика уровня знаний, умений и навыков детей
Мониторинг образовательного процесса проводится 2 раза в год в начале сентября и в конце мая. Основной задачей мониторинга является определение степени освоения ребенком Программы. Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностический лист освоения знаний детей в рамках Программы. Анализ диагностического листа позволяет оценить эффективность образовательного процесса в ДОУ.
Результативность работы по программе можно отследить, осуществляя на протяжении всего процесса обучения различные виды и формы контроля.
Вводный(входной) контроль в форме первоначальной диагностики (беседа ,выполнение практического задания по образцу), позволяет выявить уровень подготовленности и возможности детей для занятия данным видом деятельности и , при необходимости, коррекции этого уровня. Проводится на первых занятиях данной программы.
Текущий или промежуточный контроль - проводится после прохождения каждого модуля. Проводится в форме беседы, практической или самостоятельной работы.
Итоговый контроль - проводится в конце учебного года(май) и позволяет оценить уровень усвоения знаний и способов деятельности, для чего проводится итоговое открытое занятие.
Для оценки уровня знаний и эффективности работы по данной программе используются критерии диагностических методик познавательного развития . В. Г. Алямовская Ю. Ф. Змановский.
Высокий уровень – ребенок испытывает удовлетворение радость при решении поставленных ему задач. Проявляет самостоятельность и творческие способности .
Средний уровень– В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес, частично ,владеет навыками .
Низкий уровень - ребенок включаются в проблемную ситуацию, но его активность быстро затухает .
Выполненные работы оцениваются по следующим критериям:
1. Понимание ценности здоровья, потребность быть здоровым, иметь знания о витаминах, основах здорового образа жизни.
2. Способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом.
3.Умение самостоятельно отвечать на задачу, по здоровью.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Учебно-тематический план на 1 год обучения
№ п/п
| Название раздела, темы | Количество часов | Формы промежуточной аттестации | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Овощи и фрукты | 4 | 2 | 2 | Викторина для детей «Овощи и фрукты — полезные продукты» |
2. | Вода и ее полезные свойства | 4 | 3 | 1 | Экспериментальная деятельность «Вода»-что с ней можно делать. |
3. | Микробы | 5 | 2 | 3 | Практическое занятие «Какие бывают микробы» |
4. | Полезные растения | 5 | 3 | 2 | Презентация,ИКТ, викторина ,о свойствах ,лекарственных растений . |
| ИТОГО: | 18 | 10 | 8 |
|
2.2. Содержание учебного плана
Тема1.Овщи и фрукты : ознакомить с тем, что разнообразие овощей, фруктов, ягод является главным источником витаминов, со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека;развивать мелкую моторику и творческие способности, мышление, память, связную речь;устойчивый интерес к правильному питанию и образу жизни, стремление к самостоятельной деятельности, воспитывать чувство товарищества и коллективизма, желание заботиться о своём здоровье.
Тема 2. Вода и ее полезные свойства: показать значение воды в жизни живой природы; дать представление о пользе и вреде воды; рассказать о том, какой путь проходит вода, прежде чем попадет в наши дома; формировать привычку бережно и разумно использовать воду. закрепить знания о воде и о том, как человек ее использует.
Тема 3. Микробы: Сформировать у детей элементарные представления о бактериях, о болезнетворных микробах, о пользе и вреде бактерий, о том, как можно защитить себя от болезнетворных микробов
Тема 4.Полезные растения. Расширить и углубить знания детей о лекарственных растениях.Научить детей делать соответствующие выводы, какое значение имеют растения в здоровье их организма.
2.3. Календарный учебный график
Название месяца | Тема занятия | Содержание, форма проведения | Оборудование (материал, атрибуты, игры) |
Сентябрь | .Вводное занятие.«Наши зеленые друзья - аптекарский огород» | Расширять знания детей о необходимых условиях выращивая растений (лимон, мята, петрушка, укроп, календула и.т.д.), воспитывать трудолюбие | Презентация ИКТ |
Аппликация «Вкусные дары щедрой осени» | Развивать фантазию у детей, дать понятие детям о полезных продуктах.. | Ножницы ,бумага ,клей | |
Октябрь | Пескотерапия «В гостях у песочной Феи» | Снятие мышечной напряженности, развитие тактильно-кинетической чувствительности рук и мелкой | Кинетический песок ,кабинет психолога |
Игра-викторина «Здоровье в наших руках | Формировать стремление к здоровому образу жизни. Вызывать у детей радостное и бодрое настроение. | Презентация | |
Ноябрь | Беседа с элементами аппликации | Расширять представление о составляющих (важных компонентах) здо¬рового образа жизни (правильное питание, движение, сон и солнце, воздух и вода—наши лучшиедрузья).Поощрять проявления творчества. | Ножницы,клей ,бумага. |
Практическое занятие «Азбука здоровья» | Дать представление о правилах уходах за больным | Презентация,куклы, Набор «юный доктор» | |
Декабрь | Экспериментальная деятельность «Водичка, водичка…» | Расширять знания детей о различных свойствах воды, воспитывать бережное отношение к водным ресурсам нашей планеты. | Презентация. Рисунки детей. |
«Надо,надо, умываться» | Создать позитивное отношение к культурно-гигиеническим навыкам, дать знание о необходимости соблюдать личную гигиену. | ||
Январь | Занятие по ОБЖ «В стране дорожных знаков» | Приобщение родителей к совместной деятельности с детьми, к здоровому образу жизни; профилактика детского дорожного травматизма. | Презентация ,дорожные знаки. |
Февраль | Рисование «Осторожно, микробы» | Закреплять знания детей об оздоровительных мероприятиях и предметах личной гигиены. Развитие творческих навыков у детей. | Гуашь Альбом |
Занятие-путешествие «Настроение и здоровье» | Актуализировать знания детей о взаимосвязи настроения и здоровья. | ||
Март | Познавательное «В царстве лекарственных растений» | Развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни. | |
Беседа с элементами цветового игротренинга Н.М. Погосовой«В здоровом теле-здоровый дух» | Формировать стремление к здоровому образу жизни. Вызывать у детей радостное и бодрое настроение | ||
Апрель | Викторина «Что мы знаем о здоровье | Обобщить и систематизировать знания воспитанников о понятии «здоровье», «ЗОЖ»; развивать логическое мышление, речь; целеустремлённость, умение четко отвечать на вопросы викторины; умение работать в команде; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. | |
Рисование «Нарисуй любимый вид спорта» | Закрепить умение самостоятельно задавать параметры, самостоятельно организовывать свою деятельность; закреплять умение использовать в своей работе, ранее полученные знания о спорте; развивать умение создавать законченную композицию; воспитывать интерес к спорту. | Альбом Гуашь | |
Май | Беседа с элементами экспериментирования «Откуда берутся болезни» | Сформировать представление о здоровье, болезнях, микробах; сообщить элементарные сведения об инфекционных заболеваниях, способах распространения болезней; научить заботиться не только о своем здоровье, но и здоровье окружающих людей. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей. | |
Итоговое занятие. «Школа здоровья» | Рассмотреть и обсудить с детьми содержание типичные опасные ситуации, и научить ребенка правильно вести себя в таких ситуациях. Закрепить правила безопасного поведения на улице, в быту, в природе. Помочь оценивать свое поведение с точки зрения вреда и пользы для здоровья. Учить применять полученные знания на практике. Продолжать знакомить детей с устройством и функционированием человеческого организма; воспитывать бережное отношение к себе и другим. Пропагандировать здоровый образ жизни.. |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Организация образовательного процесса
Групповая - 15 человек с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей. Деятельность проходит в занимательной, игровой форме.
Кружковая деятельность проводится 1 раз в 2 недели, 18 занятий в год. Рассчитана на 1 учебный год. Продолжительность занятия не превышает время,
предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»: 25 минут – старшая группа (5-6 лет). На занятии прослеживается интеграция образовательных областей.
3.2. Материалы и оборудование
- Кисти ,краски,ножницы,бумага.
- Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сито, лопатки, формочки.
З. Материалы: природный (травы «аптечный сбор»)
4. Неструктурированные материалы: вода,шишки.
3.3. Программно – методическое обеспечение
Дидактические игры:
Уголок здоровья;
Уголок « Безопасности»;
Спортивный уголок в группе;
Дидактические игры, настольно-печатные игры;
Центр сюжетно-ролевой игры: атрибуты для организации сюжетно-
ролевых игр «Аптека», «Больница».
Центр литературы: книги о здоровье.
Список литературы
1. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка. - М., 1983.
2. Алямовская В. Г. Технология разработки базовой и профильной оздоровительной программы // Дошкольное образование, 2005.
3. Антонов Ю. Е., Кузнецова М. Н., Саулина Т. Ф. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология 21 века. - М., АРКТИ, 2001.
4. Беззубцева Г. В., Ермошина А. М. В дружбе со спортом: Конспекты занятий с детьми 5-7 лет в спортивном зале и сценарии спортивных праздников по мотивам детских сказок и мультфильмов. - М., Издательство ГНОМиД, 2003.
5. Богина Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. - М. : Мозаика-Синтез, 2005.
6. Бычкова С. С. Современные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста. - М., АРКТИ, 2002.
7. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства. Дошкольное воспитание № 1 / 2004.
8. Волошина Л. Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников: Учебно-методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2005.
9. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников / Сост. Н. А. Ноткина. - СПб.: Образование, 1993.
10. Доронова Т. Н., Голубева Л. Г. и др. Из детства - в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет. - М. : Просвещение, 2002.
11. Доскин В. А., Голубева Л. Г. Растем здоровыми. - М. : Просвещение, 2003.
12. Егоров Б. Оздоровительно-воспитательная работа с ослабленными детьми // Дошкольное воспитание № 12 / 2001, стр. 10.
13. Зарипова Т. П., Ушакова Т. А. Планирование оздоровительной работы // Управление Дошкольным Образовательным Учреждением, № 1 / 2004, стр. 32.
14. Змановский Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми. - М., Медицина, 1989.
15. Кожухова Н. Н., Рыжкова Л. А., Борисова М. М. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Схемы и таблицы. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
16. Козырева О. В. Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушении опорно-двигательного аппарата): пособие для инструкторов лечебной физкультуры, воспитателей и родителей. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2005.
17. Кудрявцев В. Физическая культура и развитие здоровья ребенка // Дошкольное воспитание № 5 / 2004, стр. 66.
18. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Ослабленный ребенок: Развитие и оздоровление. - М. : Институт ДО и СВ РАО, 2003.
19. Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. - М.: АРКТИ, 2002.
20. Логинова В. И., Т. И. Бабаева Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» Санкт-Петербург, издательство «Акцидент» 1997г.
21. Макарова З. С., Голубева Л. Г. Оздоровление и реабилитация часто болеющих детей в дошкольных учреждениях. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
22. Милюкова И. В. Евдокимова Т. А. Лечебная гимнастика при нарушении осанки и коррекции плоскостопия у детей. - М. : Издательство Эксмо; СПб.: Сова, 2003.
23. Моргунова О. Н. Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ: Из опыта работы. - Воронеж: ТЦ “Учитель”, 2005.
24. Панкратова И. В., Юдина И. И. Растим здоровое поколение // Управление Дошкольным Образовательным Учреждением, № 1 / 2004, стр. 66.
обучения на всех этапах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Фитбол - гимнастика»
В последнее время отмечается тенденция использования разнообразных инновационных средств физической культуры с оздоровительной и лечебно – профилактической направленностью на занятиях с детьми р...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно – спортивной направленности «СА – ФИ – ДАНС» (танцевально – игровая гимнастика)
Оздоровительно – развивающая программа «Са – Фи – Данс» по танцевально-игровой гимнастике (автор Фирилёва Ж.Е, Сайкина.Е.Г) направлена на всестороннее, гармоничное развит...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Школа мяча»
Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа мяча»Направленность: физкультурно-спортивнаяУровень: базовыйВозраст обучающихся: 5-7 летСрок реализации: 1 г...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Фитбол-гимнастика"
Данная программа создана для работы по укреплению здоровья детей, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Физкультурно-спортивная направленность Возраст обучающихся 5-7 лет «Спортивная страна «Игралия»
1.Пояснительная записка.Данная программа предусматривает реализацию ФГОС дошкольного образования, которая предполагает развитие личности, мотивации и способности...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО - СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Физкультурная сказка»
В дошкольном возрасте опорно –двигательный аппарат находится в стадии интенсивного развития его формирование ещё не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Спортивная карусель"
Программа направлена на укрепление опорно-двигательного аппарата, содействует оздоровлению различных функций и систем организма....