Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Фитбол-гимнастика"
календарно-тематическое планирование (старшая группа)
Данная программа создана для работы по укреплению здоровья детей, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Отдел образования администрации
Староюрьевского района Тамбовской области
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Радуга» Староюрьевского района Тамбовской области
Рассмотрено и рекомендовано к утверждению педагогическим советом № 2017 г. |
УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ детским садом «Радуга»________________ В.И.Свидерская Приказ от ____________ №__ 2017 г. |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
Фитбол-гимнастика
Стартовый уровень
Возраст учащихся: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель: Короткова Елена Михайловна,
педагог дополнительного образования
Староюрьево
2017
ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1. Учреждение | муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга» Староюрьевского района Тамбовской области |
2. Полное название программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитбол – гимнастика», стартовый уровень |
3. Сведения об авторе-составителе: | |
3.1. Ф.И.О., должность | Короткова Елена Михайловна, педагог дополнительного образования |
4. Сведения о программе: | |
4.1. Нормативная база: | -Закон РФ «Об образовании» -Конвенция ООН о правах ребенка -Конституция Российской Федерации -Семейный кодекс РФ Раздел: «Права и обязанности родителей и детей» -Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.) (далее – Методические рекомендации) -Устав МБДОУ детского сада «Радуга» Староюрьевского района Тамбовской области |
4.2. Область применения | Дополнительное образование. |
4.3. Направленность | Физкультурно-спортивная |
4.4. Тип программы | Модифицированная |
4.5. Вид программы | Дополнительная общеразвивающая программа |
4.6. Возраст учащихся | 5-6 лет |
4.7.Продолжительность обучения | 1 год (36 учебных часов) |
5. Рецензенты и авторы отзывов: | Т.Н.Копылова старший воспитатель МБДОУ детского сада «Радуга» Г.В.Коновалова методист структурного подразделения МКУЦБ Информационно методического центра |
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа стартового уровня «Фитбол-гимнастика» имеет физкультурно-спортивную направленность, создана для работы по укреплению здоровья детей, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности.
Актуальность предлагаемой программы
Фитбол-гимнастика – одно из новых направлений в работе с дошкольниками. Актуальность фитбол-гимнастики в детском саду обусловлена тем, что новое для дошкольного учреждения оборудование имеет ряд преимуществ, среди другого физкультурного инвентаря. Занятия с мячом-фитболом не просто укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, но и позволяют решать достаточно актуальную для современного дошкольника задачу – формируют правильную осанку. Являясь средством оздоровительно – коррекционной работы, такие мячи оказывают специфическое воздействие на опорно – двигательный и связочно – мышечный аппарат.
Новизна программы.
Новые подходы к содержанию физкультурных занятий способствует повышению уровня здоровья современных дошкольников. Благодаря фитбол-гимнастике снижается уровень заболеваемости и повышается уровень физического развития, повышается благотворное влияние на развитие здоровья.
Педагогическая целесообразность образовательной программы
Педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы стартового уровня “Фитбол-гимнастика” определена тем, что ориентирует воспитанника на приобщение к физической культуре через игру, применение полученных знаний, умений и навыков физической культуры в повседневной деятельности, улучшение своего образовательного результата, на создание индивидуального творческого продукта. Занятия «Фитбол-гимнастикой» являются разновидностью физической культуры и позволяют ребенку поверить в себя, свои возможности, а также научиться взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Стартовый уровень программы предполагает освоение азов гимнастики, изучение простейших элементов «фитбол-гимнастики», через использование игровых технологий, исполнение простых физических упражнений.
Отличительные особенности программы.
Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Фитбол-гимнастика» позволяет включить механизм воспитания каждого члена коллектива и достичь комфортных условий для творческой самореализации. Программа предоставляет собой единственный вид аэробики, где одновременно и в равной степени задействуются двигательный, тактильный, зрительный и слуховой анализаторы, что значит усиливается положительный эффект от занятий, позитивному самоопределению. Обучение отличается практической и гуманитарной направленностью в соответствии с психолого-педагогическими особенностями детей старшего дошкольного возраста.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа стартового уровня «Фитбол-гимнастика» рассчитана на работу с дошкольниками в возрасте 5-6 лет. В процессе физкультурно-спортивной деятельности у детей дошкольного возраста совершенствуются координация движения, осанка, и творческие способности. Двигаясь, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: ориентирование в пространстве, согласование движений с музыкой, чувство ритма. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами физической деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие: физическое, эстетическое, интеллектуальное, нравственное – и позволяет заниматься в дальнейшем физической культурой на более высоком уровне.
Условия набора учащихся:
для обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе стартового уровня «Фитбол-гимнастика» принимаются все желающие (не имеющие медицинских противопоказаний) без предварительного отбора.
Объем и срок освоения программы
Программа «Фитбол-гимнастика» стартового уровня рассчитана на 1 год обучения с количеством учебных часов 36 часа. Занятия проходят 1 раз в неделю по 25 минут.
Схема возрастного и количественного распределения учащихся, количество занятий в неделю, их продолжительность
Год обуче-ния | Количество учащихся в группе | Общее количество занятий в неделю | Продолжите-льность занятий, часов. | Общее количество часов в неделю | Общее количество часов в год |
1 год | 10 | 1 раз | 1 (25 мин.) | 1 | 36 часов |
Формы и режим занятий: обучение по программе «Фитбол - гимнастика» стартового уровня проводится в форме:
- традиционное занятие;
- комбинированное занятие;
- игра, праздник;
- открытое занятие
-технология программы предусматривает занятия по группам(10-12 человек), а также индивидуальные занятия.
Формы организации деятельности воспитанников на занятии:
-групповая;
- индивидуально–групповая;
Технология программы предусматривает проведение занятий по группам (10-12 человек), индивидуальные занятия
Структура занятий.
Структура занятия включает в себя следующие этапы :
- организационный момент;
- постановка цели;
- показ с объяснением;
- динамическая пауза;
- напоминание правил по технике безопасности;
- практическая деятельность детей;
- помощь со стороны взрослого и детей тем, кто затрудняется;
- анализ и самооценка деятельности детьми.
1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы
Цель программы: содействовать укреплению здоровья ребенка, приобщению к здоровому образу жизни через занятия с фитбол мячом.
Задачи программы.
Образовательные:
1.Содействовать физическому развитию, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;
2.Пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в физическую деятельность;
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес и потребность в физических упражнениях и играх.
2. Воспитывать умение эмоционального самовыражения, раскрепощенности и творчества в движениях.
3. Формировать навыки выразительности, пластичности в движениях.
4. Воспитывать трудолюбие и стремление к достижению поставленной цели.
5. Содействовать формированию коммуникативных качеств у детей.
Развивающие:
1. Развивать двигательную сферу ребенка и его физические качества: выносливость, ловкость, быстрота, гибкость.
2. Развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи.
3. Развивать физические качества и укреплять здоровье детей, используя эффективность методики комплексного воздействия упражнений фитбол-гимнастики на развитие физических способностей детей дошкольного возраста.
4.Формировать правильную осанку, содействовать профилактике плоскостопия и исправлению недостатков осанки;
5.Работать над умением ориентироваться в пространстве; тренировать память, внимание,
6.Обеспечивать психологический комфорт.
1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ | Название раздела, темы | Кол-во часов | Теория | Практика | Формы аттестации /контроля |
Фитбол-гимнастика – 36 часов | |||||
1. | Введение. Путешествие в мир фитбола | 1 | 1 | - | Текущий контроль (собеседование) |
2. | Упражнения в едином темпе | 12 | 6 | 6 | Текущий контроль |
2.1. | Формирование осанки и равновесия | 4 | 2 | 2 | Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения) |
2.2. | Махи ногами | 8 | 4 | 4 | Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения) |
3. | Упражнения на растягивание | 12 | 6 | 6 | Текущий контроль |
3.1. | Упражнения на сохранение равновесия при уменьшенной площади опоры. | 4 | 2 | 2 | Текущий контроль, наблюдение, упражнение) |
3. 2. | Упражнения на выполнение комплекса общеразвивающих упражнений с использованием фитбола. | 4 | 2 | 2 | Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнение) |
3.3. | Подвижные игры | 4 | 2 | 2 | Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнение) |
4. | Выполнение упражнений в расслаблении мышц | 10 | 4 | 6 | Текущий контроль. |
4.1. | Упражнения с наклонами. | 8 | 4 | 4 | Текущий контроль, наблюдение, упражнения). |
4.2. | Подвижные игры на растяжку | 2 | - | 2 | Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения) |
5. | Итоговое занятие | 1 | - | 1 | Промежуточный контроль (диагностика выпонения упражнений) |
ИТОГО | 36 | 17 | 19 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
1. Введение. Путешествие в мир фитбола – 1 час
Теория. Понятие фитбол-гимнастики. Вводный инструктаж по технике безопасности.
2. Упражнения в едином темпе – 12 часов
2.1. Формирование осанки и равновесия - 4 часа
Теория. Базовые положения при выполнении упражнений в партере (сидя, лежа, в приседе). Приемы самостраховки. Сохранение правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе.
Практика. Упражнение «Крылышки», «Часики», «Ветер дует».
2.2. Махи ногами – 4 часа
Теория. Осознанное овладение движениями, самоконтроль и самооценка при выполнении упражнений.
Практика. Упражнение «Пловец», «Спортсмен», «Гимнаст».
3.Упражнение на растягивание– 12 часов.
3.1. Упражнения на сохранение равновесия при уменьшенной площади опоры – 4 часа.
Теория. Значение упражнений для укрепления мышечного корсета. Правильная осанка. Чувство равновесия и координация движений.
Практика. Упражнение «Бабочка», «Елочка», «Снежинки», «Книга».
3.2. Упражнения на выполнение комплекса общеразвивающих упражнений с использованием фитбола – 4 часа.
Теория. Ориентирование в пространстве зала. Координация движений при выполнении движений в парах, в группе. Укрепление мышц рук, ног, спины.
Практика. Упражнения «Покачайся», «Ходьба вокруг себя сидя на мяче», «Экскаватор», «Мостик».
3.3.Подвижные игры – 4 часа.
Теория. Развитие внимания, координации движений, формирование правильной осанки во время подвижных игр. Техника безопасности во время подвижных игр.
Практика. Подвижные игры «Гусеница», «Пингвины на льдине», «Снежная крепость», «Эстафеты».
4. Выполнение упражнений в расслаблении мышц – 10 часов.
Теория. Упражнения с наклонами. Подвижные игры на растяжку.
Практика. Упражнения «Кошечка», «Зайка», «Лисичка». Подвижные игры «А ну ка, догони», «Ловишки», «Тучи и солнышко», «Успей догнать».
5. Итоговое занятие.
Практика. Промежуточный контроль: диагностика выполняемых упражнений
1.4. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РУЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
По итогам реализации программы «Фитбол – гимнастика» (стартовый уровень) ожидаются следующие результаты:
1. Личностные.
- развитие навыков к здоровому образу жизни;
- развитие самооценки собственного физического развития.
2. Предметные.
- формирование универсальных учебных действий учащихся в области физического развития.
Учащиеся должны
Знать:
- правила поведения на занятиях физической культуры;
- что такое фитбол-гимнастика,
- что такое правильная осанка.
Уметь:
- выполнять упражнения с элементами фитбола;
- сохранять длительное устойчивое равновесие;
- следить за осанкой;
- контролировать действие других;
- самостоятельно правильно выполнять упражнения с фитболом по предварительному показу;
- выполнять упражнения по фитбол-гимнастике не только в д/саду, но и самостоятельно в домашних условиях.
- соблюдать правила игры.
Метапредметные
Регулятивные универсальные учебные действия:
-умение организации рабочего места;
-умение соблюдения правил техники безопасности при разучивании физических упражнений;
-умение анализировать и оценивать созданные образы;
-умение работать по плану, сверять свои действия с целью, самостоятельно вносить коррективы и исправлять ошибки.
Познавательные универсальные учебные действий
-развитие речевых навыков при обсуждении физических упражнений;
-повышение интереса к физической культуре и спорту;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-умение сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищескую помощь, проявлять самостоятельность;
-умение вырабатывать навыки адекватной самооценки.
В ходе реализации программы «Фитбол-гимнастика» предполагается освоение и перевод на базовый уровень не менее 75% детей.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Учебный год по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе стартового уровня общеобразовательной общеразвивающей программы стартового уровня «Фитбол-гимнастика» начинается 10 сентября и заканчивается 31 мая;
Учебный период | Даты начала и окончания периода | Сроки каникул | Число учебных недель по программе | Число учебных дней по программе | Количество учебных часов по программе |
Первый год обучения | |||||
Первый период | 01.09 - 31.12 | 01.01 – 10.01 | 17 | 17 | 17 |
Второй период | 11.01 - 31.05 | 19 | 19 | 19 | |
ИТОГО | 36 недель | 36 дня | 36 часа |
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-технические условия
1. Музыкально-спортивный зал, соответствующий требованиям:
-СанПин 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (температура 18-21 градус Цельсия; влажность воздуха в пределах 40-60 %, мебель, соответствующая возрастным особенностям детей дошкольного возраста);
-Госпожнадзора.
2. Оборудование: мячи большие (диаметр 55 см.), маты, зеркала, спортивная форма, гантели, гимнастические палки, диски; видеоматериалы.
3. Технические ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, музыкальный центр.
Методическое обеспечение
Диагностические материалы:
- Диагностика развития спортивно-физических движений
-анкеты для родителей и учащихся «Удовлетворенность качеством образовательного процесса».
Методические разработки:
-методические рекомендации для педагогов дополнительного образования «Развитие физических способностей учащихся с помощью фитбол-гимнастики»;
Кадровое обеспечение:
Педагоги, организующие образовательный процесс по данной программе должны иметь высшее или среднее профессиональное образование по специальности, связанной с преподаванием физической культуры.
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Для отслеживания результатов освоения программы используются следующие формы контроля:
Текущий контроль - осуществляется в конце каждого занятия для выявления уровня освоения материала в форме игры, наблюдений, упражнений.
Промежуточный контроль - осуществляется по итогам года, задачами является определение изменения в уровне развития физических способностей за данный период обучения. В ходе контроля оценивается: правильность исполнения; активность; знание теоретической и практической части; творческий подход. Формой контроля является диагностика выполнения упражнений.
Формами отслеживания и фиксации образовательных результатов по программе при проведении текущего контроля универсальных учебных действий являются:
-журнал посещаемости творческого объединения «Фитбол-гимнастика»;
-участие обучающихся в мероприятиях учреждения;
-отзывы родителей о работе творческого объединения.
Формами отслеживания и фиксации образовательных результатов программы при проведении промежуточной аттестации являются:
-протоколы заседания аттестационной комиссии учреждения по проведению промежуточной аттестации учащихся;
Формами предъявления и демонстрации образовательных результатов программы являются:
- открытые занятия.
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
При оценивании учебных достижений учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе стартового уровня «Фитбол-гимнастика» используют «Диагностика физического развития движений» (методика Н.О. Озерецкого, Н.И. Гуревич.);
При оценке качества реализации программы применяются следующие критерии:
1.Качество знаний, умения, навыки.
2.Особенности мотивации к занятиям.
3.Творческая активность.
4.Спортивно-физическая настроенность.
5.Достижения.
Оценочные материалы программы разработаны с учетом требований к стартовому уровню освоения учебного материала и предусматривают отслеживание уровня начальных навыков овладения физической деятельностью.
2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Обучение по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе стартового уровня «Фитбол-гимнастика» основано на следующих принципах:
-гуманизации образования (необходимость бережного отношения к каждому ребенку как личности);
-от простого - к сложному (взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов программы);
-единства индивидуального и коллективного (развитие индивидуальных черт и способностей личности в процессе коллективной деятельности, обеспечивающий слияние в одно целое различных индивидуальностей с полным сохранением свободы личности в процессе коллективных занятий);
-творческого самовыражения (реализация потребностей ребенка в самовыражении);
-психологической комфортности (создание на занятии доброжелательной атмосферы);
-индивидуальности (выбор способов, приемов, темпа обучения с учетом различия детей, уровнем их физических способностей);
-наглядности (достижение задач при помощи иллюстраций, электронных презентаций, видеозаписей фитбол-гимнастики );
-дифференцированного подхода (использование различных методов и приемов обучения, разных упражнений с учетом возраста, физического развития детей);
-доступности и посильности (подача учебного материала соответственно развитию физических способностей и возрастным особенностям учащихся).
При реализации программы используется следующие методы обучения:
-игровой метод. Основным методом обучения фитбол-гимнастики детей дошкольного возраста является игра, так как игра – это основная деятельность, естественное состояние детей дошкольного возраста. Каждая игра имеет в своей основе определенную цель, какое-либо задание. В процессе игры дети знакомятся с окружающей жизнью, уточняют и осмысливают свои представления о мире.
-метод аналогий. В программе обучения широко используется метод аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), где педагог-режиссер, используя игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого полушария головного мозга ребенка, его пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению скрытых творческих возможностей подсознания.
-словесный метод. Это беседа о физкультуре, спорте, здоровье, объяснение методики исполнения движений, оценка.
-практический метод заключается в многократном выполнении конкретного физического движения.
-наглядный метод – выразительный показ движений под счет, с музыкой. Показ детям видеофрагментов фитбол-гимнастики.
-репродуктивный (воспроизводящий);
-проблемно-поисковый (индивидуальный или коллективный способ решения проблемы, поставленной перед учащимися);
-творческий.
При реализации программы используется следующие методы воспитания
-упражнение (отработка и закрепление полученных компетенций);
-мотивация (создание желания заниматься определенным видом деятельности);
-стимулирование (создание ситуации успеха).
Основными формами образовательного процесса являются беседы, практические занятия и игры. На всех этапах освоения программы используется индивидуальная, парная и коллективная формы организации процесса обучения.
Для достижения цели и задач программы предусматриваются педагогические технологии разноуровневого, развивающего, личностно-ориентированного, индивидуального, группового обучения, коллективной творческой деятельности. Данные технологии учитывают интересы, индивидуальные возрастные и психологические особенности каждого учащегося, уровень стартовых образовательных компетенций.
Методическое обеспечение программы
№ п/п | Название раздела, темы | Формы занятий | Приёмы и методы | Дидактический материал, техническое оснащение | Формы подведения итогов |
1 | Введение. Путешествие в мир фитбола. | Беседа | Наглядный, словесный | Видеодиски с фрагментами фитбол-гимнастики ,проектор, экран; музыкальный центр, аудиодиски, инструкции по технике безопасности, мячи фитбол. | Текущий контроль (собеседование) |
2 | Научить выполнению комплекса ОРУ с использованием фитбола в едином для всей группы темпе. | Беседа; Игровые, практические занятия | Наглядный, словесный, игровой, аналогий, репродуктивный | Видеодиски с фрагментами фитбол-гимнастики, проектор, экран; музыкальный центр, аудиодиски, мячи фитбол. | Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения) |
3 | Выполнение упражнений на растягивание с использованием фитбола. | Беседа; Игровые, практические занятия. | Наглядный, словесный, игровой, репродуктивный. | Видеодиски с фрагментами фитбол-гимнастики, проектор, экран, музыкальный центр, аудиодиски, мячи фитбол. | Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения) |
4 | Выполнение упражнений в расслаблении мышц на фитболе. | Беседа; Игровые, практические занятия. | Наглядный, словесный, игровой, репродуктивный. | Видеодиски с фрагментами фитбол гимнастики, проектор, экран, музыкальный центр, аудиодиски, мячи фитбол. | Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения) |
5 | Итоги года | Самостоятельная работа. | Репродуктивный, творческий. | Музыкальный центр, аудиодиски, мячи фитбол. | Промежуточный контроль (диагностика выполнения упражнений) |
Литература
Для педагога:
- Клубкова Е.Ю. Фитбол-гимнастика в оздоровлении организма. –СПб., 2001.
- Крючек Е.С. Аэробика. Содержание и методика проведения оздоровительных занятий: Учебно-метод. пос. - М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс,2001. - 64 с.
- Кудра Т.А. Аэробика и здоровый образ жизни: Учеб. пос.-Владивосток: МГУ им. адмирала Г.И. Невельского, 2001.- 120 с.
- Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников. - СПб.: Речь, 2002.- 176 с.
- Попова Е.Г. Общеразвивающие упражнения в гимнастике. - М.: Терра-Спорт, 2000. - 72 с.
- Потапчук А.А. Лечебные игры и упражнения для детей. С.-П. 2007.
- Теория и методика физического воспитания /Под общ. ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. - М.: ФиС, 1976.Т. 1, с. 85.
- Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. Фитнес-данс. С.-П. 2007.
- Шилкова И.К., Большев А.С. Здоровьеформирующее физическое развитие. М. 2001.
- М. Ю. Картушина «Зеленый огонек здоровья».
Для учащихся и родителей:
Иллюстративный материал.
Э. Я. Степаненкова «Сборник подвижных игр».
Н.М. Соломенникова, Т. Н. Машина «Формирование двигательной сферы у детей 3 – 7 лет. Фитбол – гимнастика».
Интернет – ресурсы:
2. http://www.neboleem.net/fitbol.php
3. https://azbyka.ru/deti/fitbol-gimnastika
Глоссарий
1. Фи́тбол (Exercise ball, Swiss ball) — большой упругий мяч от 45 до 95 см в диаметре, используемый для занятий аэробикой. Упражнения с фитболом дают нагрузку на большинство групп мышц, помогают исправить осанку
2. Гимнастика — один из наиболее популярных видов спорта и физической культуры.
3. Гибкость — способность человека выполнять упражнения с большой амплитудой. Также гибкость — абсолютный диапазон движения в суставе или ряде суставов, который достигается в мгновенном усилии.
4. Ловкость — способность человека быстро, оперативно, целесообразно, т.е. наиболее рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях
5. Координация (от лат. coordinatio — взаимоупорядочение) — процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи. При формировании двигательного навыка происходит видоизменение координации движений, в том числе овладение инерционными характеристиками двигающихся органов.
6. Страховка – комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности занимающихся в процессе учебной деятельности. Различают индивидуальную и групповую страховку:
индивидуальная страховка – осуществляется преподавателем или одним из занимающихся.
7. Партерная гимнастика – это система специально подобранных физических упражнений, основной отличительной чертой является то, что они проводятся «на земле», то есть различные упражнения в положении сидя, лежа, на боку, из различных упоров. В основном упражнения в партере выполняются с большой амплитудой движений, однако для увеличения интенсивности их воздействия можно использовать упражнения малой амплитуды. Упражнения могут быть как активные, так и пассивные, статические и динамические, комбинированные и т.п. Комплексы "партерной" гимнастики используются и в учебном процессе по физическому воспитанию для дошкольников и школьников.
8. Площадью опоры - в основной стойке является площадь, заключенная между линиями, которые соединяют носки и пятки ног. Расстояние между стопами (пятками) равно 1/4 роста человека или примерно ширине плеч. Чем выше рост, тем шире площадь опоры для сохранения устойчивости. Положение ног шире плеч и более согнутых в коленях чем при основной стойке, характеризует защитную стойку.
Приложение 1
Диагностика эффективности занятий фитбол-гимнастикой.
По методике Н.О. Озерецкого, Н.И. Гуревич.
Оценка эффективности занятий фитбол – гимнастикой.
Диагностика проводится 2 раза в год на общих групповых занятиях, а при необходимости на индивидуальных (если ребенок скромный, стеснительный, не уверенный в себе)
Для оценки эффективности оздоровительного курса занятий необходимо составить карту индивидуального психомоторного развития ребенка и групповой динамики проведенных оздоровительных мероприятий.
Для того чтобы оптимизировать коррекционный процесс и решить задачу оздоровления, необходимо произвести тщательный анализ занимающейся группы детей по физическому развитию, по состоянию их опорно-двигательного аппарата в начале курса занятий и в его конце, констатируя произошедшие изменения. Особенно важно для детей с речевыми нарушениями определить уровень психомоторного развития.
Для оценки психомоторного развития дошкольников в практике используются следующие диагностические методики Н.О. Озерецкого и Н.И. Гуревич. Они просты в применении, информативны по содержанию и статистически достоверны. Критерии оценки выполнения:
3 балла – правильнее выполнение движений, навык сформирован и автоматизирован;
2 балла – неправильное выполнение после третьего движения, есть отдельные изолированные движения, но навык не автоматизирован.
1 балл – ребенок не может выполнить задание уже на втором движении;
0 балл – отказ от выполнения движения.
Задания для детей 5-6 лет
А – пятка правой (левой) ноги прижата к носку левой (правой) ноги, стопы расположены по прямой линии, руки - вдоль туловища. Необходимо сохранить заданную позу (устоять на носках) с закрытыми глазами. Для детей этого возраста норма 15 сек.
В – ребенку предлагается сделать прыжок с двух ног на расстояние 30 см, вперед, а затем спиной назад. Оценивается точность приземления на две ноги одновременно и «свобода» совершаемого движения.
С – ребенок должен поразить мячом цель размером 25х25 см с расстояния 1,5 м (диаметр мяча 8 см). Оценивается выполнение для каждой руки отдельно
Сформированность основных движений детей оценивается согласно возрастным нормам, сформулированным в типовой программе обучения и воспитания в детском саду.
Все полученные данные фиксируются педагогами группы в начале года (Н) и в конце года (К) и оформляются в следующую таблицу:
Таблица 1. Диагностика двигательного развития
Ф.и. ребенка | Психомоторное развитие | Сформированность основных движений | ||||||||||||||||
А | В | С | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | Н | К | н | к | Н | к | н | к | н | к | |
1. | ||||||||||||||||||
2. | ||||||||||||||||||
3. | ||||||||||||||||||
4. | ||||||||||||||||||
5. |
Примечание:
А- пробы на статическую координацию и статическую выносливость;
В – пробы на динамическую координацию и способность согласовывать отдельно взятые изолированные движения в единый целый двигательный комплекс;
С – пробы на зрительно- моторную координацию и точность выполнения движений и умение согласовывать двигательный акт с внешним пространством при ведущей роли зрения.
Под номерами таблице оценка основных движений в соответствии с реальным возрастом ребенка:
1 – ходьба, 2 – бег, 3 – прыжки, 4 – ползание, лазание, 5 - равновесие, 6 – катание, бросание, ловля, метание.
Н – начало года, К – конец года.
По результатам диагностики определяется уровень психомоторного развития группы, выявляются наиболее выраженные нарушения статической, динамической, зрительно-моторной или тонко дифференцированной координации и осуществляется планирование и построение коррекционного курса занятий.
Приложение №2
Календарный учебный график
Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Фитбол-гимнастика» (стартовый уровень)
№ п/п | Дата проведения | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | .09.2017 | Водное занятие | 1 | Беседа | Музыкально-спортивный зал | Текущий контроль(собеседование) |
Упражнения в едином темпе – 12 часов. | ||||||
2 | 09. 2017 | Формирование осанки и равновесия | 1 | Практическое | Музыкально-спортивный зал | Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения) |
3 | 09. 2017 | Формирование осанки и равновесия | 1 | Практическое | Музыкально-спортивный зал | Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения) |
4 | 09. 2017 | Формирование осанки и равновесия | 1 | Практическое | Музыкально-спортивный зал | Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения) |
5 | 09. 2017 | Формирование осанки и равновесия | 1 | Практическое | Музыкально-спортивный зал | Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения) |
6 | 10. 2017 | Махи ногами | 1 | Практическое | Музыкально-спортивный зал | Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения) |
7 | 10. 2017 | Махи ногами | 1 | Практическое | Музыкально-спортивный зал | Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения) |
8 | 10. 2017 | Махи ногами | 1 | Практическое | Музыкально-спортивный зал | Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения) |
9 | 10. 2017 | Махи ногами | 1 | Практическое | Музыкально-спортивный зал | Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения) |
10 | 10. 2017 | Махи ногами | Практическое | Музыкально-спортивный зал | Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения) | |
11 | 10. 2017 | Махи ногами | 1 | Практическое | Музыкально-спортивный зал | Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения) |
12 | 10. 2017 | Махи ногами | 1 | Практическое | Музыкально-спортивный зал | Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения) |
13 | 10. 2017 | Махи ногами | 1 | Практическое | Музыкально-спортивный зал | Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения) |
Упражнение на растягивание – 12 часов | ||||||
14 |
| Упражнения на сохранение равновесия при уменьшенной площади опоры. | 1 | Практическое | Музыкально – спортивный зал | Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения) |
15 | Упражнения на сохранение равновесия при уменьшенной площади опоры. | 1 | Практическое | Музыкально – спортивный зал | Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения) | |
16 | Упражнения на сохранение равновесия при уменьшенной площади опоры. | 1 | Практическое | Музыкально – спортивный зал | Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения) | |
17 | Упражнения на сохранение равновесия при уменьшенной площади опоры. | 1 | Практическое | Музыкально – спортивный зал | Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения) | |
18 | 12.2017 | Упражнения на выполнение комплекса общеразвивающих упражнений с использованием фитбола. | 1 | Практическое | Музыкально – спортивный зал | Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения) |
19 | Упражнения на выполнение комплекса общеразвивающих упражнений с использованием фитбола. | 1 | Практическое | Музыкально – спортивный зал | Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения) | |
20 | Упражнения на выполнение комплекса общеразвивающих упражнений с использованием фитбола. | 1 | Практическое | Музыкально – спортивный зал | Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения) | |
21 | Упражнения на выполнение комплекса общеразвивающих упражнений с использованием фитбола. | 1 | Практическое | Музыкально – спортивный зал | Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения | |
22 | 01.2018 | Подвижные игры | 1 | Практическое | Музыкально – спортивный зал | Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения). |
23 | Подвижные игры | 1 | Практическое | Музыкально – спортивный зал | Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения). | |
24 | Подвижные игры | 1 | Практическое | Музыкально – спортивный зал | Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения). | |
25 | Подвижные игры | 1 | Практическое | Музыкально – спортивный зал | Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения). | |
Выполнение упражнений в расслаблении мышц – 10 часов | ||||||
26 | 02.2018 | Упражнения с наклонами | 1 | Практическое | Музыкально – спортивный зал | Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения) |
27 | Упражнения с наклонами | 1 | Практическое | Музыкально – спортивный зал | Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения) | |
28 | Упражнения с наклонами | 1 | Практическое | Музыкально – спортивный зал | Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения) | |
29 | Упражнения с наклонами | 1 | Практическое | Музыкально – спортивный зал | Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения) | |
30 | Упражнения с наклонами | 1 | Практическое | Музыкально – спортивный зал | Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения) | |
31 | Упражнения с наклонами | 1 | Практическое | Музыкально – спортивный зал | Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения) | |
32 | Упражнения с наклонами | 1 | Практическое | Музыкально – спортивный зал | Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения) | |
33 | Упражнения с наклонами | 1 | Практическое | Музыкально – спортивный зал | Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения) | |
34 | 04.2018 | Подвижные игры на растяжку | 1 | Практическое | Музыкально – спортивный зал | Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения) |
35 | Подвижные игры на растяжку | 1 | Практическое | Музыкально – спортивный зал | Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения) | |
36 | 05.2018 | Итоговое занятие | 1 | Практическое | Музыкально – спортивный зал | Промежуточный контроль (диагностика выполнения упражнений) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Фитбол - гимнастика»
В последнее время отмечается тенденция использования разнообразных инновационных средств физической культуры с оздоровительной и лечебно – профилактической направленностью на занятиях с детьми р...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно – спортивной направленности «СА – ФИ – ДАНС» (танцевально – игровая гимнастика)
Оздоровительно – развивающая программа «Са – Фи – Данс» по танцевально-игровой гимнастике (автор Фирилёва Ж.Е, Сайкина.Е.Г) направлена на всестороннее, гармоничное развит...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Школа мяча»
Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа мяча»Направленность: физкультурно-спортивнаяУровень: базовыйВозраст обучающихся: 5-7 летСрок реализации: 1 г...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Дельфинчик»
Программа по обучению детей плаванию (4 - 6 лет), рассчитанная на 7 месяцев....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Маленькие Олимпийцы"
Совершенствование и укрепление здоровья и физических качеств детей , обладающих повышенными физическими способностями, как условие обеспечения формирования и достижения высокого уровня профессионалазм...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Физкультурно-спортивная направленность Возраст обучающихся 5-7 лет «Спортивная страна «Игралия»
1.Пояснительная записка.Данная программа предусматривает реализацию ФГОС дошкольного образования, которая предполагает развитие личности, мотивации и способности...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО - СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Физкультурная сказка»
В дошкольном возрасте опорно –двигательный аппарат находится в стадии интенсивного развития его формирование ещё не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к...