«Формирование экологической культуры у детей 6-7 лет»
материал (подготовительная группа)

повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; внедрение в свою  работу новых методов в воспитание и обучение детей; привлечение родителей в воспитание экологической культуры у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publik.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Рахмангулова Райса Раисовна

Тема «Формирование экологической культуры

у детей 6-7 лет»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; внедрение в свою  работу новых методов в воспитание и обучение детей; привлечение родителей в воспитание экологической культуры у детей.

Задачи:   углублять  представление   о   взаимосвязях  в  природе; 

учить  выделять  взаимосвязь  и  взаимодействия  живых  организмов  в   сообществах  экосистемы;

дать представления о том,что  растения,  животные,  человек  представители  живого  в  мире  природы;

воспитывать  у  детей  элементы  экологического  сознания,  ценностные 

ориентации  в  поведении  и  деятельности,  обеспечивающие  ответственное 

отношение  к  окружающей   природной  среде.

Актуальность темы.

Взаимоотношение человека с природой-актуальный вопрос современности. Нарушение  природного  равновесия,  ухудшение  состояния  воды,  воздуха, 

земли,  образовавшейся  в  результате  интенсивной  производственной 

деятельности  и  в  результате  невысокого  уровня  экологической  культуры,  экологического сознания у большей части населения, угрожают  здоровью  и  жизни  людей,  особенно  детей.

Современные  проблемы  взаимоотношений  человека  с  окружающей 

средой  могут  быть  решены  только  при  условии  формирования 

экологического  мировоззрения   у  всех  людей, повышения  их  экологической  грамотности  и  культуры.

Формировать  правильное  отношение  к  природе  надо  начинать   задолго  до  того,  как  человек  становится  взрослым.

Каждый человек наделен какими-либо индивидуальными особенностями, талантами, умениями или мастерством. Как правило, эти отличительные характеристики берут начало в раннем детском возрасте. В этот период у ребенка формируется понимание взаимосвязи человека и природы, закладывается личная модель отношения к окружающей среде. Для того чтобы в детском сознании возникло и закрепилось чувство сострадания к живой природе, интерес к окружающему миру растений и животных, воспитателям необходимо правильно организовать экологическое воспитание дошкольников.

Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой. Общение с природой помогает детям оценить ее современное экологическое состояние. Проблемы экологического воспитания рассматриваются не изолированно, а в связи с эстетическим, физическим, нравственным формированием уровня развития ребенка. Чем раньше и целенаправленнее организовывать и проводить эту работу с дошкольниками, тем больше можно рассчитывать на решение современных проблем экологии.

Изучение учебно-методической литературы.

     

Голицына Н. С. Экологическое воспитание дошкольников : перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет / Н. С. Голицына. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 39 с. - (Библиотека воспитателя).

В данном пособии представлены перспективные планы работы по экологическому воспитанию в виде таблиц. Фронтальные занятия взаимосвязаны, на их основе можно разработать собственные занятия о лесе, огороде, временах года, животных и других понятиях, формируя у ребенка единую картину мира природы и человека как ее частицы.

Горькова Л.Г., Кочергина  А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: средняя, старшая, подготовительная группа.-М.: ВАКО, 2011.-240 с.- (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).

В данной книге даются подробные сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников для каждой возрастной группы. Цель занятий – сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, выработать навыки грамотного и безопасного поведения на природе и в быту.

Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников : методическое пособие / ред. С. Н. Николаева. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 95 с.

В данной книге собраны конспекты занятий, экскурсий, сценарии экологических праздников, а также советы и рекомендации эколога родителям по воспитанию ребенка в семье. Какие книжки читать с ребенком, как смотреть с ним телепередачи о природе, как проводить с ним досуг на свежем воздухе и как ухаживать вместе с вашим ребенком за домашними питомцами.

Лопатина А. А. Сказы матушки Земли : экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - М.: Амрита-Русь, 2007. - 256 с. - (Образование и творчество).

В данной книге собраны добрые сказки и стихотворения, которые помогут глубоко раскрыть перед детьми чудо природы, а также творческие задания и игры, направленные на то, чтобы развить в детях ощущение взаимосвязи природы и человека.

Морозова Г.В. Ознакомление с окружающим миром. Комплексные занятия с использованием приемов изодеятельности для детей подготовительной к школе группы/ Г.В.Морозова.- М.: Издательство ГНОМ, 2011.-200 с.

В пособии представлена система комплексных занятий, предполагающая пополнение знаний 6-7 летних детей о предметах и явлениях окружающего мира, обучение их некоторым техникам изобразительного искусства, формирование у детей экологического сознания.

Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном учреждении. Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада: пособие для воспитателя / С. Н. Николаева. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2005. - 141 с. - (Дошкольный мир).

Книга – методическое пособие к программе «Юный эколог». Она содержит конкретную технологию формирования начал экологической культуры у детей 6-7 лет. В предложенной технологии познание явлений живой и неживой природы, окружающей детей, их практическая деятельность – все выстраивается вокруг чтения книги В. Танасийчука «Экология в картинках» (текст приводится в приложении к пособию).

Николаева С. Н. Юный эколог : программа и условия ее реализации в детском саду / С. Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез, 1999. - 224 с.: ил. - Библиогр.: с. 213.

Это пособие содержит программу «Юный эколог» и подробные методические разработки по ее реализации в работе ДОУ. Здесь есть практические рекомендации по созданию развивающей эколого-предметной среды. Приведен обширный иллюстративный материал, который может быть взят за основу для создания наглядных пособий.

Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6-7 лет.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.- 168 с.: цв. вкл.

Селихова Л. Г. Интегрированные занятия : Ознакомление с природой и развитие речи / Л.Г.Селихова. – М: Мозаика-Синтез, 2005. – 160 с.

Пособие содержит конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) по ознакомлению с природой и развитию речи.

 

Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду : программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет / О. А. Соломенникова. - М.: Мозаика-Синтез, 2005, 2006. - 101 с. - (Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду).

В «Программе» комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до семи лет. Помимо «Программы» пособие содержит краткие методические рекомендации, чтобы помочь специалистам реализовать программные задачи на всех этапах дошкольного детства.

Шпотова Т. В. Времена года : Пособие для воспитателей и родителей по формированию основ экологической культуры у детей шестилетнего возраста / Т. В. Шпотова, Е. П. Кочеткова. – М: Просвещение, 2006. – 159 с.: ил. – (Серия: «Дошкольный мир»)

В основе книги лежит одноименная комплексная программа для детей 6 лет, по которой в течение многих лет работают детские дошкольные учреждения. Предлагаемая программа – комплекс занятий, направленных на общее развитие ребенка: эстетическое, интеллектуальное, сенсорное, речевое и т. д.

 План работы.

Месяц

                             Формы работы

С детьми

С родителями

С педагогами

сентябрь

Мини-проект: « Люби и знай свой Приморский край !» Продукты проекта:

*аппликация «Озеро Лотосов»

*фотогазета «Родное Приморье»

*выставка рисунков «Приморье-Родина моя»

*коллекция ракушек

Участие в мини – проекте « Люби и знай свой приморский край» Организация мини-музея в группе « Удивительные ракушки»

Участие в региональном конкурсе проектов «Приморье- мой край океанский, жемчужина русской земли!» г.Владивосток ( получили сертификат участника)

октябрь

НОД «Планета Земля в опасности»

НОД «Кому нужна вода»

Советы родителям по воспитанию у детей бережного отношения к природе

Изучение опыта работы других воспитателей.

ноябрь

НОД «Сбережем удивительный мир растений и животных»

Консультация «Экологическое воспитание в семье»

декабрь

НОД «Воздушный океан»

Конкурс «Экологическая елка»

январь

НОД «Кто главный в лесу? Живые цепочки.»

Информация «Прогулка в лес»

Выступление на городском семинаре  и в д/с «Экологические игры для дошкольников».Авторская игра с коллекцией « Птичьи лакомства»

февраль

 НОД «Жизнь птиц зимой»

Участие в краевом конкурсе « Лесная олимпиада-2017»(рисунки животных, занесенных в Красную Книгу Приморья» ,коллективный экологический плакат «Взрослые услышьте ,нас !»

Акция              «Покормите птиц зимой!»

Участие международном экологическом конкурсе.

март

Викторина «Природа вокруг нас»

Консультация «Играем дома. Экологические игры для дошкольников»

Участие во всероссийском экологическом конкурсе.

апрель

НОД «Планета Земля- наш общий дом»

Консультация для родителей «Воспитание любви к природе»

май

НОД«Через добрые дела можно стать юным экологом»

Отчет по теме самообразования.

Мониторинг


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста....

Роль экологических акций в формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста

Цель акций: формирование ответственного отношения дошкольников и их родителей к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.Задачи:Вовлечение родителей в обсуждение актуал...

Проект "Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста"

Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывают...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством экологических сказок.

В данном материалле представлен перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством экологипческих сказок....

ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

В дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования личности, характера будущего гражданина, развития интеллектуальной и коммуникативной компетентности. Поэтому, именно в дошкольном возрасте ...