МАСТЕР-КЛАСС Важные аспекты применения технологии сохранения и укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ.
методическая разработка (подготовительная группа)
Мастер - класс для педагогов ДОУ с участием детей 6 - 7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_v_dou.docx | 24.18 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР-КЛАСС
«Важные аспекты применения технологии сохранения и укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ».
Цель: Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи: Продолжать знакомить педагогов с элементами здоровьесберегающих технологий сохранения и укрепления здоровья с целью повышения их профессиональной компетентности.
Развивать творческий потенциал педагогов.
Ход:
Педагог:
-Здравствуйте, уважаемые коллеги!
- Крикните громко и хором, друзья,
Деток вы любите? (нет или да)
Проблемы детей решать нужно нам? (Да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь не откажетесь мне? (Нет)
И последнее спрошу у вас я:
Активными все будете? (да)
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс «Важные аспекты применения технологии сохранения и укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста».
А для начала мы с вами проведём упражнение, которое называется “Воздушный шар” (о ценности здоровья для человека).
На нашей площадке лежат воздушные шары, на столе лежат фломастеры и планшеты с бумагой. Прошу взять по шарику и планшету (педагоги берут и садятся на свои места).
Представьте, что ваш воздушный шар сейчас полетит над землей. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо, птицы поют. А теперь внимание! Напишите на листе бумаги 9 важных ценностей для Вас, которые Вы бы взяли с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь, настроение, любопытство, ответственность, искренность) (педагоги пишут и прикрепляют листы со словами к своему шарику). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 слова из списка. Но шар всё равно снижается и надо ещё сбросить некоторый балласт и вычеркнуть ещё 3 слова из списка. И наш шар полетел, полетел и вернул нас на то место, от которого мы отправились в путешествие (педагоги сели на свои места). Что вы оставили в списке? (Все зачитывают по кругу свои оставшиеся жизненные ценности, а ведущий записывает на бильярде их на доске, и если слова повторяются, то он ставит плюсы напротив каждого. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место - семья и т.д.).
И потому, как у нас на первом месте получается здоровье, прошу послушать притчу о здоровье человека.
Притча.
«Давным-давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Долго думали они, каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. Как вы думаете, куда спрятали боги здоровье?
Один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живет с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов! Значит, здоровье-то оказывается спрятано и во мне, и в каждом из нас и в каждом ребенке.
Как известно, хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению, а успешное воспитание и обучение – улучшению здоровья. Что же такое здоровье, уважаемые коллеги?
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. (Всемирная Организация Здравоохранения)
Как вы знаете, пришло время технологий, назначение которых - объединить педагогов, психологов, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление здоровья. Эти технологии носят название «здоровьесберегающие».
В настоящее время в деятельности ДОУ подобраны и успешно внедряются различные здоровьесберегающие технологии. Это какие, кто мне скажет? (технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жизни образовательных технологий, коррекционно-профилактические технологии).
А сейчас упражнение «Мозговой штурм».
Какие вы знаете технологии сохранения и стимулирования здоровья?
1.Подвижные и спортивные игры
2.Физкультурные минутки
3.Пальчиковая гимнастика
4.Дыхательная гимнастика
5.Гимнастика для глаз
5.Самомассаж
6.Точечный самомассаж
7.Закаливание (упражнения после дневного сна)
8.Динамические паузы.
Мы сегодня рассмотрим некоторые из них, которые я практикую в работе с детьми старшего дошкольного возраста по сохранению и стимулированию здоровья.
1. Массаж ладоней шестигранным карандашом (показ с детьми).
Во время занятий с детьми хорошо организовывать нетрадиционный массаж с помощью карандашей. Научить детей самомассажу рук не сложно. С помощью шестигранных карандашей ребёнок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны.
Грани карандаша активизируют нервные окончания и снимают напряжение. Такой массаж и игры с карандашами стимулируют речевое развитие ребёнка, способствуют овладению тонкими движениями пальцев.
И начнём мы показ с участием детей.
Упражнение «Добывание огня».
Положить шестигранный карандаш на ладошку, прикрыть его другой ладонью и прокатить между ладонями сначала медленно, потом быстрее от кончиков пальцев к запястьям.
Упражнение «Утюжок».
Толстый карандаш положить на стол, прогладить его сначала одной ладонью, потом другой, покатать карандаш по столу в разных направлениях.
Карандаш я покачу
вправо-влево – как хочу.
Упражнение «Скольжение»
Продвигаться вверх и вниз по длине шестигранного карандаша, уперев острым концом в стол, перехватывая его пальцами.
По карандашу скольжу,
Съехать вниз скорей спешу.
Упражнение «Волчок».
Вращать длинный тонкий карандаш на столе указательным и большим пальцами сначала одной руки, а потом другой. Выполнять вращение большим и средним пальцами. Детям спасибо за участие в открытом мероприятии.
Упражнение «Вертолёт».
Вращать длинный тонкий карандаш между большим, указательным и средним пальцами. Пусть он вращается быстро, как винт вертолёта!
Отправляется в полёт
необычный вертолёт.
2. Гимнастика для глаз и шеи. Если мы хотим, чтобы у наших детей было хорошее зрение и осанка, мы должны на своих занятиях уделять достаточно времени гимнастике для снятия напряжения глаз, шеи и мышц плечевого пояса.
Упражнение «Любопытная Варвара»
Любопытная Варвара
Смотрит влево …
Смотрит вправо.
А потом опять вперед —
Тут немного отдохнет.
Шея не напряжена, а расслаблена».
А Варвара смотрит вверх!
Выше всех, все дальше вверх!
Возвращается обратно —
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И расслаблена!
А теперь посмотрим вниз —
Мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно —
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
А расслаблена».
3.Дыхательная гимнастика.
Педагог: Важную роль в оздоровлении играет развитие дыхательного аппарата. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом. Эффект дыхательных упражнений возрастает, когда дети имитируют через дыхание различные явления, действия, например, ураган, лёгкий ветерок, работу пылесоса, велосипедного насоса, надувание
шариков.
Дыхательную гимнастику можно сочетать со звуковой гимнастикой.
– энергично произносить звуки «п-б», «п-б», «п-б» (для укрепления мышц губ), «т-д», «т-д», «т-д» (для укрепления мышц языка), «к-г», «к-г», «к-г» (для укрепления мышц полости глотки).
– слитно произносить с постепенным ускорением звуки «т-у-г-д-и-к», «т-у-г-д-и-к», «т-у-г-д-и-к», «т-у-г-д-и-к» (для укрепления мышц языка и полости гортани).
Я предлагаю упражнение, который можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста:
«Каша кипит» (жук жужжит, змея шипит и т.д.)
Сесть, одна рука на животе, другая – на груди. При втягивании живота сделать вдох, выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф». С детьми проводится 3 – 4 раза.
4.Пальчиковая гимнастика
Педагог: проводится с группой детей ежедневно, два раза в день перед завтраком и обедом. Они хорошо развивают произвольное внимание, координацию и мелкую моторику, которая стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезны всем детям без исключения, особенно тем, у кого речевые проблемы.
Упражнение «Соки». Загибаем пальчик при произнесении названия каждого сока на одной, а затем на другой, начиная с мизинца:
На здоровье соки пейте,
Но ни капли не пролейте:
Апельсиновый, вишнёвый,
Виноградный, грушевый,
Абрикосовый, клубничный,
Вкус у каждого отличный!
Можно выпить сок томатный,
Он особенно приятный.
Сок моркови и граната
Так полезен вам, ребята!
(Показываем большой палец.)
5. Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Так, в играх с элементами массажа происходит целенаправленное воздействие на биологически активные точки кожи. При этом ребёнок не замечает, что он работает с собственным телом, он увлечён игрой. Он подобен скульптору, который создаёт скульптуру по законам красоты. Массажируя определённые участки тела, ребёнок пребывает в полной уверенности, что творит нечто новое и прекрасное. В игре исподволь у него развивается внимательное, бережное отношение к своему телу.
Самомассаж проводится в игровой форме в виде динамической паузы на занятиях.
«Путешествие по телу». А теперь я вам буду рассказывать стихотворение, а вы на себе покажите всё, что названо. К чему можно прикоснуться - погладьте и помассируйте!
Есть на пальцах наших ногти,
на руках – запястья, локти,
Темя, шея, плечи, грудь
И животик не забудь!
Бёдра, пятки, двое стоп,
Голень и голеностоп.
Есть колени и спина,
Но она всего одна!
Есть у нас на голове
уха два и мочки две.
Брови, скулы и виски,
И глаза, что так близки.
Щёки, нос и две ноздри,
Губы, зубы – посмотри!
Подбородок под губой
Вот что знаем мы с тобой!
Итог мастер- класса
- Уважаемые коллеги, я поделилась с вами вариативностью использования в своей работе разнообразных методов и приёмов для сохранения и укрепления здоровья дошкольников старшего возраста. Я могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на здоровье моих воспитанников во всех смыслах этого слова, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса, они всегда в хорошем настроении, а это для меня самое главное.
И в завершении мастер – класса я предлагаю вам помедитировать (проводится под спокойную музыку, прижав к своей груди вырезанное сердечко).
Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца, сказав несколько слов о том, что сегодня вам особенно понравилось и запомнилось.
А мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание и тёплые слова.
Вы прекрасно потрудились, будьте всегда здоровы Вы и ваши воспитанники! Спасибо за внимание!
Литература:
1. Подольская Е.И., Формы оздоровления детей 4 - 7 лет, Издательство «Учитель», 2008.
2. Крылова Н.И., Здоровьесберегающее пространство в ДОУ, Издательство «Учитель», 2008.
3. Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников, Издательство «Учитель», 2009.
4. Горбатенко О.Ф., Кадраильская Т.А., Попова Г.П., Физкультурно-оздоровительная работа, Издательство «Учитель», 2007.
5. Арсеневская О.Н., Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду, Издательство «Учитель», 2009.
6. Тарасова Т.А., Власова Л.С., Я и мое здоровье. - М.: Школьная Пресса, 2008.
7. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие.- М.: Т.Ц. Сфера, 2005.
8. Егоров Б. Б. Оздоровительно-воспитательная технология «Здоровый дошкольник» /Б. Б. Егоров; художник С. А. Виноградова. – Москва; Самара: ООО «Научно-технический центр», 2020. – 196 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Сохранение и укрепление здоровья детей старшего дошкольного возраста"
Программа создана с учетом возрастных , психологических особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста и направленна на обогащение и углубление представлений о сохранении и укреплении...
План мероприятий, направленный на сохранение и укрепление здоровья детей старшего дошкольного возраста.
Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОУ является особенно актуальной на современном этапе развития общества. Современные условия жизни предъявляют повыш...
Системы закаливания в работе по сохранению и укреплению здоровья детей старшего дошкольного возраста
Цель: Теоретическое обоснование проблемы сохранения, укрепления здоровья детей дошкольного возраста и разработка условий эффективного педагогического процесса для сохранения и укрепления здоровь...
Презентация мастер-класса «Дыхательная гимнастика как средство профилактики и укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста»
Преимущество дыхательной гимнастики перед другими оздоровительными методами - несомненно. Это очень простой и вместе с тем эффективный способ сохранения и укрепления здоровья детей, который не требует...
«Использование здоровьесберегающих технологий в сохранении и укреплении здоровья детей старшего дошкольного возраста»
Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и з...
Опыт работы «Использование здоровье-сберегающих технологий в целях сохранения и укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста».
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, ...
Мастер-класс: «Маршрут Здоровья. Технологии сохранения и укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста»
Формирование у участников образовательного процессамировоззрения и эмоционально- ценностного отношения к здоровому образужизни, содействие развитию приоритетов здоровья; повышение уровняинформированно...