Программа "Сохранение и укрепление здоровья детей старшего дошкольного возраста"
рабочая программа (старшая группа) по теме

Насонова Татьяна Владимировна

Программа создана с учетом возрастных , психологических особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста и направленна на обогащение и углубление представлений о сохранении и укреплении здоровья. Имеет практическую направленность и удобна в использовании, содержит тематическое планирование и перечень основных средств обучения. Программа адресованна воспитателям дошкольных образовательных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx75.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей

Утверждена

заведующей

МБ ДОУ «Детский сад №11»

Фасаховой Е.Б.

Согласована

педагогическим советом

МБ ДОУ «Детский сад №11»

Сохранение и укрепление здоровья детей старшего дошкольного возраста.

Рабочая программа

Новокузнецк, 2012

Составитель: Насонова Татьяна Владимировна,

    воспитатель I категории.

Программа создана с учетом возрастных, психологических особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста и направлена на обогащение и углубление представлений о сохранении и укреплении здоровья.

Имеет практическую направленность и удобна в использовании, содержит тематическое планирование и перечень основных средств обучения.

Программа адресована воспитателям дошкольных образовательных учреждений.

Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………4

Тематический план…………………………………………………………...9

Содержание программы…………………………………………………….17

Список литературы………………………………………………………….35

Пояснительная записка

Тотальное ухудшение состояния здоровья детского поколения является одной из самых острых проблем, стоящих перед обществом. Сегодня наконец-то объектом пристального внимания педагогов, родителей, общества становится здоровье детей, поскольку именно здоровье является условием успешного роста и развития, духовного и физического совершенствования и в дальнейшем во многом успешной жизненной карьеры.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. По данным статистики физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей; 25 – 35% детей, пришедших в первый класс школы, имеют физические недостатки и хронические заболевания.

Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от уровня развития здравоохранения и образования, санитарной грамотности и гигиенической культуры, социально-экономической и экологической ситуации в стране. Поэтому здоровье ребенка должно оцениваться в единстве с окружающей средой и адаптационными возможностями организма.

С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания; во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, т.е. «вторая семья», где ребенок проводит большую часть своего активного времени. Необходимы новые подходы к оздоровлению, базирующиеся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий.

На этапе дошкольного развития у ребенка все механизмы адаптации находятся в крайнем напряжении, и избыточные нагрузки могут привести к необратимым последствиям. По данным статистики, практически каждый ребенок, посещающий детский сад, перенес то или иное острое инфекционное заболевание, переболел ОРЗ или гриппом. Управлять данными инфекциями невозможно, хотя необходимо обратить внимание на такой фактор, как закаливание. Если малыш растет в семье, где закаливание является традиционным, или посещает детский сад с разработанными общеоздоровительными методиками, в комплекс которых входит закаливание, - такие дети болеют в два раза реже и легче переносят простудные заболевания.

Особое внимание необходимо обратить на высокую заболеваемость острыми кишечными инфекциями – 20 случаев на 1000 детей. Конечно, истинные показатели во много раз выше, так как зачастую в подобных случаях родители стараются не обращаться к врачу. Причем источник инфекции, как правило, не связан с детским учреждением: это приобретение некачественных продуктов, купание в зараженных водоемах. Какие же проблемы больше всего присущи дошкольному периоду? Каждый пятый ребенок состоит на диспансерном учете по поводу какого-либо хронического заболевания. Лидируют болезни глаз – 32 случая на 1000 детей. Примерно с такой же частотой (18-22 случая на 1000 детей) встречаются болезни нервной системы, органов дыхания, пищеварения и костно-мышечной системы. Оказывается, что на 20% здоровье зависит от генотипа, на 20% - от экологии, на 50%(!) – от образа жизни, и лишь на 10% - от медицинского обслуживания.

Цель программы: сохранение и укрепление здоровья детей старшего дошкольного возраста, формирование у родителей, педагогов, детей ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья.

Задачи программы по сохранению и укреплению здоровья детей:

  1. Обогащать и углублять представления детей о том, как поддержать, укрепить и сохранить здоровье; обеспечить физическое и психическое благополучие.
  2. Развивать мотивацию к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей.
  3. Воспитывать ценностное отношение детей к здоровью и человеческой жизни, самостоятельность в выполнении культурно-гигиенических навыков.

Принципы построения программы «Сохранение и укрепление здоровья детей старшего дошкольного возраста»:

  1. Принцип участия – привлечение всех участников педагогического процесса к сознательному участию в целенаправленной деятельности по оздоровлению своего организма и формированию здоровых привычек.
  2. Принцип комплексного сквозного подхода – заключается в преемственности между возрастными различиями и видами детской деятельности.
  3. Принцип аксиологического подхода – человек является высшей ценностью, а основой его жизнедеятельности является освоение общечеловеческих ценностей, где здоровье выступает основной категорией.

Структура программы включает следующие разделы:

  1. Здоровый человек.

Цель: формировать мотивацию здорового образа жизни, бережное отношение ребенка к здоровью.

Содержание раздела включает в себя НОД, поисковые беседы, дидактические игры.

  1. Человеческий организм.

Цель: формировать знания детей о человеческом организме.

Раздел включает в себя беседы, НОД, дидактические игры, совместное с воспитателем изготовление макетов, коллажей.

  1. Безопасный мир.

Цель: формировать мотивацию здорового образа жизни старшего дошкольника, особенности знаний о безопасном поведении в окружающей среде.

Раздел включает в себя НОД, разнообразные дидактические игры, отгадывание загадок.

  1. Я и другие люди.

Цель: формировать знания детей о социально благоприятных (здоровых) взаимоотношениях людей.

В этом разделе представлены беседы, психогимнастики, дидактические игры.

V. Копилка семейного здоровья.

Цель: систематизировать знания родителей об укреплении здоровья членов семьи во всех его аспектах: духовном, физическом, эмоциональном и интеллектуальном.

Валеологически культурный ребенок старшего дошкольного возраста – это, прежде всего, ребенок, у которого устойчиво сформированы ценности здоровья и человеческой жизни, который мотивирован на сбережение своего здоровья и здоровья окружающих его людей, общества в целом. Это ребенок, который знает свои возможности и верит в собственные силы, имеет представление о себе, своей самоценности, ощущает себя субъектом здоровья и здоровой жизни. Это ребенок, который бережно, уважительно и заботливо относится к близким людям, своим родственникам, сверстникам и взрослым, предметному миру. Ребенок, осознающий и разделяющий нравственные эталоны жизнедеятельности (гуманность, доброту, заботу, понимание, уважение, честность, справедливость, трудолюбие и др.)

Это ребенок, который имеет представления о том, что такое здоровье, и знает, как поддержать, укрепить и сохранить его. А именно знает:

- о внешних и внутренних особенностях строения человека;

- о правилах здоровья: режим дня, питание, сон, прогулка, культурно-гигиенические умения и навыки, навыки самообслуживания, занятия физкультурой и профилактика болезней;

- о поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье;

- о безопасном поведении в быту, на улице, на природе, в обществе;

- о полезных и вредных привычках;

- о поведении заболевающего и болеющего человека;

- о здоровом взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Валеологически культурный ребенок старшего дошкольного возраста – это ребенок, который умеет самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. А именно:

- умеет обслуживать себя и владеет полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены;

- умеет определить состояние своего здоровья, а также состояние здоровья окружающих;

- умеет назвать и показать, что именно у него болит, какая часть тела, какой орган;

- умеет правильно питаться, различает полезные и вредные для здоровья продукты питания, разумно употребляет их, умеет принимать витамины (при помощи взрослого);

- владеет культурой приема пищи (сидит спокойно, аккуратно пережевывает пищу, не торопится, не говорит с набитым ртом, использует правильно вилку и нож, пользуется салфеткой и т.д.);

- умеет выполнять дыхательную гимнастику и гимнастику для глаз;

- умеет выполнять физические упражнения, укрепляющие мышцы, осанку, опорно-двигательный аппарат, умеет делать зарядку и ободряющую гимнастику;

- выполняет правила безопасного поведения в подвижных играх, в спортивном уголке группы;

- умеет пользоваться опасными бытовыми предметами: ножницами, иголками и пр.(под присмотром взрослого);

- умеет пользоваться бытовыми электроприборами (магнитофон, телевизор, компьютер, пылесос, утюг и др.) под присмотром или с помощью взрослого);

- обращается за помощью к взрослому в использовании пожароопасных предметов;

- умеет одеваться в соответствии с погодой, не переохлаждаясь и не утепляясь чрезмерно;

- умеет правильно одеваться на прогулки и походы в лес;

- умеет различать съедобные и ядовитые грибы, ягоды, травы, правильно ведет себя в лесу;

- проявляет осторожность при общении с незнакомыми животными;

- умеет соблюдать правила дорожного движения;

- умеет вести себя в транспорте в соответствии с правилами перевозки;

- умеет держаться на воде, плавать, правильно ведет себя на воде;

- умеет правильно вести себя на солнце;

- умеет культурно вести себя в общественных местах в соответствии с обстоятельствами;

- умеет вступить в контакт со сверстниками, взрослым в разных ситуациях взаимодействия;

- умеет организовать совместную деятельность с детьми в детском саду и на улице, соблюдая правила безопасного поведения;

- учитывает настроение и эмоциональное состояние партнера по совместной деятельности;

- умеет действовать, осуществляет выбор стратегии поведения с позиции сохранения здоровья и человеческой жизни.

Задачи разумного поведения в непредвиденных ситуациях:

- умеет позвать на помощь, обратиться за помощью к взрослому;

- умеет объяснить, какую получил травму, что поранил, ушиб, где болит;

- старается вести себя сдержанно и спокойно;

- слушается указаний взрослого, выполняет инструкции;

- знает свой адрес и телефон;

- умеет элементарно обезопасить себя от контакта с незнакомым человеком на улице;

- знает, как себя вести при встрече с незнакомым животным, в случае его атаки.

Задачи оказания элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи:

- умеет наблюдать за своим поведением и поведением других людей;

- умеет сочувствовать, сопереживать, поддержать, может пожалеть, успокоить;

- умеет принимать помощь и сочувствие;

- умеет объяснить ребенку или взрослому, что нужно сделать в случае травмы (алгоритм действий);

- готов оказать элементарную помощь самому себе и другому (промыть глаза, промыть ранку, обработать ее, обратиться к взрослому за помощью);

- умеет разрешать конфликты между детьми, старается не провоцировать их сам;

- помогает детям разобраться в причинах обиды, старается разобраться сам в причинах собственных обид;

- умеет пожалеть расстроенного ребенка, старается отвлечь его от переживаний, развеселить, увлечь игрой;

- привлекает внимание взрослого к сложной ситуации, требует от него помощи.

Таким образом, конкретизируются задачи, на решение которых должен быть направлен педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения в воспитании здорового ребенка.

Предполагаемые результаты:

  1. Повышение уровня профилактической работы;
  2. Введение оптимального режима НОД и активного отдыха детей;
  3. Повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей;
  4. Осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни.

Тематический план

(старшая группа)

Разделы и темы

Количество мероприятий

Формы контроля

теория

практика

I

Здоровый человек

1.

Спорт

1

Отгадывание загадок о видах спорта

2.

Чтобы нам не болеть

1

3.

Скорая помощь

1

Сюжетно-ролевая игра «Больница»

4.

Одежда и здоровье

1

Контроль за одеванием

5.

У Мишки в гостях

1

6.

Сказка про мыло

1

Контроль за умыванием

7.

Полезная пища, вредная пища

1

Составление меню

8.

Приготовление совместно с детьми «Винегрета»

1

9.

Кариес и его профилактика

1

Рисование «Веселый и грустный зуб»

10.

Гигиена зрения

1

Гимнастика для глаз

11.

Мое здоровье и животные

1

Праздник «Страна здоровья»

9

2

II

Человеческий организм

1.

Как устроено тело человека

1

2.

Уши разные нужны, уши разные важны

1

Рисование

3.

Зубы человека и уход за ними

1

Чистка зубов детьми

4.

Ротовая полость

1

Дидактическая игра «Секреты язычка»

5.

Как кожа помогает человеку?

1

Дидактическая игра «Определи на ощупь»

6.

Как движутся части тела?

1

7.

Приглашение в детский сад врача-педиатра

1

Конкурс рисунков «Человеческий организм»

6

1

III

Безопасный мир

1.

Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми дома

1

 

Сюжетно-ролевая игра «Дом»

2.

В мире опасных предметов

1

3.

Изготовление совместно с воспитателем коллажа «Опасные бытовые предметы»

1

4.

Огонь – судья беспечности людей

1

Рисунки

5.

К кому можно обратиться за помощью?

1

6.

Опасные участки на пешеходной части улицы

1

Сюжетно-ролевая игра «Нам на улице не страшно»

7.

Сценка по правилам дорожного движения «Мы в город Изумрудный»

1

8.

На воде, на солнце

1

9.

Насекомые

1

10.

Гроза

1

11.

Съедобные и несъедобные грибы

1

Рисунки

12.

Изготовление совместно с родителями макета «Наш помощник – лес»

1

Праздник частушек (о безопасном поведении)

9

3

IV

Я и другие люди

1.

Чем люди отличаются друг от друга?

1

2.

Как надо называть человека?

1

Беседы

3.

Как надо называть родных?

1

Общение с близкими

4.

Как и чем можно порадовать близких?

1

Изготовление сюрпризов близким людям

5.

Сколько мам в семье?

1

Рассматривание семейных альбомов

6.

Как надо здороваться?

1

Беседы

7.

Ребенок и его старшие приятели

1

8.

Отношение к больном человеку

1

Сюжетно-ролевая игра «Кукла заболела»

Досуг «Дружат люди всей земли»

7

1

Всего:

31

7

Разделы и темы

Количество мероприятий

Формы контроля

теория

практика

IV

Копилка семейного здоровья (работа с родителями)

1.

Эмоциональный климат в семье:

1.1

Психология взаимоотношений в семье

1

1.2

Трудные дети и общение с ними

1

2.

Физический климат в семье

Ешьте…на здоровье

1

3.

Учимся болеть без лекарств

3.1

Простужайтесь на здоровье

1

3.2

Методика нелекарственного оздоровления при простуде

1

4.

Профилактика и помощь при заболеваниях членов семьи.

Как семья может помочь при детских инфекционных болезнях

1

Заседание родительского клуба «Заботливый родитель», анкетирование

Всего:

6

Тематический план

(подготовительная группа)

Разделы и темы

Количество мероприятий

Формы контроля

теория

практика

I

Здоровый человек

1.

Режим дня

1

2.

Личная гигиена

1

Практическая игра «Чистые руки»

3.

Значение двигательной активности для здоровья человека

1

4.

Кто с закалкой дружит, никогда не тужит.

1

Закаливание

5.

Зимние игры и забавы

1

Подвижные игры на улице

6.

Здоровая пища

1

Конкурс-выставка с участием родителей «Здоровый продукт»

7.

Витамины и здоровый организм

1

8.

Здоровье и болезнь

1

9.

Микробы и вирусы

10.

Профилактика кишечных заболеваний у детей

1

11.

Сделай компьютер своим другом

1

Спортивный праздник с родителями «Мама, папа, я – спортивная семья»

11

II

Человеческий организм

1.

Путешествие морковки по пищеварительной системе

1

Составление рассказов по модели «Пищеварительная система»

2.

Органы дыхания

1

Игра с воздушным шариком и соломинкой

3.

Знакомство со зрительным анализатором

1

Изготовление совместно с воспитателем модели глаза человека

4.

Нос – орган обоняния

1

5.

Сердце я свое сберегу, сам себе я помогу

1

Нахождение пульса

6.

Сердце и кровеносные сосуды

1

Рисунки

7.

Опора и двигатели нашего организма

1

Дидактическая игра «Веселые человечки играют»

8.

Изготовление совместно с воспитателем макета «Человеческий организм»

1

КВН «Помощники, которые всегда с тобой»

7

1

III

Безопасный мир

1.

Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности

1

 

2.

Использование и хранение опасных предметов

1

Рисунки

3.

Пожароопасные предметы

1

4.

Изготовление совместно с воспитателем коллажа «Пожароопасные предметы»

1

5.

Внешность может быть обманчива

1

6.

Контакты с животными

1

7.

Лекарственные растения

1

8.

Ядовитые растения

1

9.

Изготовление совместно с воспитателем гербария «Лекарственные растения»

1

10.

Правила и безопасность дорожного движения

1

Конкурс рисунков «Опасно – безопасно»

11.

Изготовление совместно с воспитателем макета «Перекресток»

1

12.

Экскурсия «Наблюдение за работой сотрудника ГАИ»

1

Досуг «Игры детей на улице»

8

4

IV

Я и другие люди

1.

Какими были первобытные люди?

1

Составление описательных рассказов по мнемотаблице «Жизнь первобытных людей»

2.

Знаешь ли ты себя?

1

3.

Какими должны быть мальчики и девочки?

1

4.

Как и в какие игры можно играть с младшими детьми?

1

5.

Разговор с другом по телефону

1

Сюжетно-ролевая игра «Дом»

6.

Конфликты между детьми

1

Общение детей в группе

7.

Правила нашей группы

1

8.

Взаимосвязь и взаимодействие в природе

1

Отношение к природе

Изготовление совместно с воспитателем альбома для рассматривания «Мимика, жесты, эмоции»

6

2

Всего:

32

7

Разделы и темы

Количество мероприятий

Формы контроля

теория

практика

IV

Копилка семейного здоровья (работа с родителями)

1.

Эмоциональный климат в семье:

1.1

Как выражать свои отрицательные эмоции: гнев, обиду, агрессию

1

1.2

Смейтесь…на здоровье

1

2.

Физический климат в семье

Ешьте…на здоровье

1

3.

Учимся болеть без лекарств

3.1

Кожа и водолечебные процедуры

1

3.2

Не спешите сбивать температуру

1

4.

Профилактика и помощь при заболеваниях членов семьи.

Профилактика желудочно-кишечных заболеваний в летний период

1

Заседание родительского клуба «Заботливый родитель», анкетирование

Всего:

6

Старший возраст

Оздоравливающие мероприятия

Частота применения

Закаливание

Ежедневно

Гимнастика после сна, дыхательная гимнастика, игровой массаж

Ежедневно:

7 мин (старшая группа)

8 мин (подготовительная группа)

Физминутки

По необходимости на НОД 2-3 мин

Релаксация

После НОД 2-3 мин

Артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика

Ежедневно, сочетая упражнения по выбору:

8-10 мин (старшая группа)

10-15 мин (подготовительная группа)

Психогимнастика

2 р/неделю 8-10 мин (старшая группа)

2 р/неделю 12-15 мин (подготовительная группа)

Физкультурный досуг

2 р/год по 25-30 мин (старшая группа)

2 р/год по 30-35 мин (подготовительная группа)

Гимнастика для глаз

Ежедневно, особенно после нагрузок на глаза

Профилактика плоскостопия

Ежедневно:

5-7 мин (старшая группа)

6-8 мин (подготовительная группа)

Содержание программы

(старшая группа)

I . Раздел «Здоровый человек»

1. Спорт

Дети знакомятся с видами спорта, которые полезны для укрепления здоровья человека, читают стихотворения, отгадывают загадки.

2. Чтобы нам не болеть

В игровой форме, используя зрелищные выступления, у детей закрепляются знания о профессии врача, формируется осознанное отношение к необходимости укреплять здоровье с помощью зарядки, витаминов.

  1. Скорая помощь

Дети знакомятся с номером телефона экстренной службы скорой помощи, учатся сами вызывать скорую помощь.

  1. Одежда и здоровье

Дети узнают о том, что одежда защищает человека от жары и холода, дождя и ветра, с помощью игры «Одень куклу по погоде», учатся выбирать одежду в зависимости от сезонных изменений, погоды.

  1. У Мишки в гостях

Дети получают знания о необходимости закаляться, заниматься спортом, чтобы противостоять болезням.

  1. Сказка про мыло

Повторение с детьми свойств мыла, эксперименты с мылом.

  1. Полезная пища, вредная пища

На примере разнообразной пищи дети узнают о ее пользе и вреде, о взаимосвязи качества пищи и состояния здоровья человека.

  1. Кариес и его профилактика (кн. 4, с. 6)

У детей с помощью загадок, чтения сказки «Как Андрейка кариес победил» формируется представление о значении ухода за полостью рта для профилактики кариеса.

        

9. Гигиена зрения (кн. 4, с. 11)

Дети получают представление о необходимости соблюдения правил гигиены, которые помогут сохранить зрение, при помощи чтения сказки «Как звери бабушкины очки примеряли», отгадывания загадок, гимнастики для глаз.

  1.  Мое здоровье и животные (кн. 4, с. 21)

С помощью отгадывания загадок, дидактической игры «Кто в домике живет?», слушания сказки «Найденыш» дети учатся правильно ухаживать за домашними животными без ущерба для своего здоровья.

        II. Человеческий организм

  1. Как устроено тело человека

Дети узнают о строении тела человека, играют в дидактическую игру «Части тела».

  1. Уши разные нужны, уши разные важны

Беседа об органах слуха человека и животных, о правилах ухода за ними.

  1. Зубы человека и уход за ними

Дети получают полное представление о назначении и строении зубов, проводят эксперимент со спичкой, узнают о профессии стоматолога.

  1. Ротовая полость

Дети узнают о функциях языка в ротовой полости, учатся бережно относиться к своему организму.

  1. Как кожа помогает человеку

Дети получают представление о коже, ее основных функциях, с помощью обследовательских действий решают проблемно-познавательные задачи.

  1. Как движутся части тела?

Дети знакомятся с назначением мышц, костей, суставов, их роли в строении тела человека.

        III. Безопасный мир

  1. Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми дома

Беседы о разных контактах с чужими людьми обучают правилам безопасного, осторожного поведения детей.

  1. В мире опасных предметов

У детей закрепляются представления об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими.

  1. Огонь – судья беспечности людей

Дети обучаются мерам пожарной безопасности, получают знания об опасности шалостей с огнем.

  1. К кому можно обратиться за помощью?

Сравнивая ситуации, дети с помощью воспитателя определяют правила безопасного поведения на улице, в случае, если ребенок потерялся.

  1. Опасные участки на пешеходной части улицы

С помощью рассматривания опасных ситуаций, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы, дети знакомятся с мерами предосторожности.

  1. На воде, на солнце

С помощью иллюстраций, рассматривания ситуаций дети получают знания о правилах поведения на воде и на солнце.

  1. Насекомые

Дети знакомятся с правилами поведения при встрече с разными насекомыми.

  1. Гроза

Дети знакомятся с правилами поведения во время грозы.

  1. Съедобные и несъедобные грибы

С помощью беседы и дидактической игры «Съедобный грибок положи в кузовок», загадок дети учатся отличать съедобные грибы от несъедобных.

IV. Я и другие люди

  1. Чем люди отличаются друг от друга?

Наблюдая друг за другом, дети узнают о том, что все люди разные (пол, возраст, цвет глаз, волос и т.д.), путем сравнения ищут разницу и сходство.

  1. Как надо называть человека? (кн. 3, с. 43)

Дети учатся обращаться к людям, разным по возрасту.

        3. Как надо называть родных? (кн. 3, с. 44)

С помощью беседы у детей уточняются представления об общении с близкими людьми и отношении к ним.

  1. Как и чем можно порадовать близких? (кн. 3, с. 31)

Рассматривая иллюстрации с различными эмоциональными состояниями людей, дети составляют рассказы о причине такого настроения, придумывают совместно с воспитателем поступки, помогающие улучшить настроение.

  1. Сколько мам в семье? (кн. 3, с. 27)

При помощи беседы у детей воспитывается любовь к маме, бабушке, тете и т.д.

        6. Как надо здороваться? (кн. 3, с. 45)

У детей, которые здороваются друг с другом и со взрослыми разными способами, закрепляется знание о вежливом отношении к людям.

  1. Ребенок и его старшие приятели

Беседа учит детей говорить «нет», если старший приятель пытается вовлечь его в опасную ситуацию.

  1. Отношение к больному человеку

Дети получают знания о тяжелых, хронических заболеваниях, инвалидности.

  1. Копилка семейного здоровья (кн. 6)

  1. Эмоциональный климат в семье
  1. Психология взаимоотношений в семье (стр. 15)

Консультация поможет родителям построить общение с детьми по принципам:

- контакт глаза в глаза;

- физический контакт;

- пристальное внимание;

- активное слушание;

- дисциплина.

  1. Трудные дети и общение с ними (стр. 33)

Советы родителям о том, что нужно делать, а чего нет при общении с трудными детьми.

  1. Физический климат в семье «Ешьте…на здоровье»

а) питание как ключ к эмоциональному и физическому здоровью (с. 47);

Советы родителям о взаимосвязи между пищей и поведением.

б) Здоровье и вес (стр. 49)

Советы о правильном питании детей

        3. Учимся болеть без лекарств

        3.1. Простужайтесь на здоровье (стр. 95)

Консультация для родителей о том, как справиться с простудой без лекарств.

  1. Методика нелекарственного оздоровления при простуде (стр. 100)

Советы об улучшении самочувствия с помощью отдыха, диеты, питания.

  1. Профилактика и помощь при заболевании членов семьи.

Советы о том, как семья может помочь при детских инфекционных болезнях (стр. 179).

Содержание программы

(подготовительная группа)

  1. Здоровый человек

  1. Режим дня

Дети получают представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья.

  1. Личная гигиена

При помощи беседы, рисунков, стихотворений у детей развивается понимание значения и необходимости гигиенических процедур.

  1. Значение двигательной активности для здоровья человека (кн. 4, с. 18)

С помощью игры «Ворона и воробей», слушания сказки «Бобренок и Лягушонок Квак» дети получают представление о высокой ценности двигательной активности для человека.

  1. Кто с закалкой дружит, никогда не тужит (кн. 8, с. 7)

С помощью беседы, стихотворений у детей закрепляются знания о пользе закаливающих процедур.

  1. Зимние игры и забавы (кн. 8, с. 37)

С помощью стихотворений, загадок, игр дети узнают о том, как интересно и с пользой для здоровья проводить время на прогулке зимой.

  1. Здоровая пища

Дети получают знания о том, что здоровье зависит от правильного питания.

  1. Витамины и здоровый организм

С помощью стихотворений, игр дети узнают о влиянии витаминов на рост и развитие человека, его поведение.

  1. Здоровье и болезнь

Дети узнают о ситуациях, приносящих вред здоровью, учатся избегать их.

  1. Микробы и вирусы

Дети получают элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах, вирусах).

  1.  Профилактика кишечных заболеваний у детей (кн. 4, с. 9)

Дети при помощи дидактической игры «Здоровье из корзинки», практической игры «Чистые ручки» получают представление о значении личной гигиены, закрепляются качества навыков личной гигиены.

  1.  Сделай компьютер своим другом (кн. 8, с. 31)

С помощью слушания сказки «Спаси Веронику» и вопросов у детей формируется правильное отношение к компьютеру.

  1. Человеческий организм

  1. Путешествие морковки по пищеварительной системе

Дети знакомятся с особенностями строения пищеварительной системы, ее основными отделами, устанавливают взаимосвязь между кровеносной и пищеварительной системами.

  1. Органы дыхания

Дети узнают об органах дыхания, о способах лечения их.

  1. Знакомство со зрительным анализатором

Проводя совместно с воспитателем эксперименты, дети получают расширенное представление об устройстве и назначении глаз человека, самостоятельно делают выводы.

  1. Нос – орган обоняния

Используя иллюстрации, дидактическую игру «Угадай по запаху» дети знакомятся с особенностями работы органа обоняния, сравнивают особенности восприятия запахов человека и некоторых животных, формулируют вместе с воспитателем рекомендации по охране этого важного органа.

  1. Сердце я свое сберегу, сам себе я помогу

Дети знакомятся с работой человеческого сердца, обучаются правилам поведения, при соблюдении которых сердце сохраняется здоровым.

  1. Сердце и кровеносные сосуды

Дети получают представление об органах кровообращения. Усваивают понятия: кровеносные сосуды, пульс; узнают о значении крови и взаимосвязи ее потери с угрозой для жизни.

  1. Опора и двигатели нашего организма

Дети знакомятся с функцией скелета и мышечной системы в организме, обучаются правилам первой помощи при повреждении кости или мышцы.

  1. Безопасный мир

  1. Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности

Беседа расширяет представления детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме.

  1. Использование и хранение опасных предметов

У детей расширяется представление о предметах, которыми надо уметь пользоваться и которые должны храниться в специально отведенных местах.

  1. Пожароопасные предметы

Дети знакомятся с основной группой пожароопасных предметов, которыми самостоятельно пользоваться нельзя.

  1. Внешность может быть обманчива

Рассматривая иллюстрации, вспоминая героев сказок, дети получают представления о том, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения.

  1. Контакты с животными

Дети узнают о правилах поведения с животными.

  1. Лекарственные растения

Дети знакомятся с лекарственными растениями, с простейшими способами использования некоторых лекарственных растений для лечения.

  1. Ядовитые растения

Дети обучаются узнавать ядовитые растения, узнавать о том, что ядами этих растений человек может отравиться.

  1. Правила и безопасность дорожного движения

Дети получают знания о правилах поведения водителей и пешеходов на улице, закрепляются знания о светофоре.

  1. Я и другие люди

  1. Какими были первобытные люди?

Работая с мнемотаблицей «Первобытные люди» дети узнают о жизни, поведении наших предков, об их внешнем виде, питании, занятиях.

  1. Знаешь ли ты себя? (кн. 3, с. 40)

Используя зеркала, дети составляют описательный рассказ о себе, дополняют чужие рассказы.

  1. Какими должны быть мальчики и девочки?

С помощью сравнительных ситуаций дети уточняют правила поведения мальчиков и девочек в коллективе.

  1. Как и в какие игры можно играть с младшими детьми? (кн. 3, с. 14)

Во время беседы у детей расширяются представления об общении детей разных возрастов. После беседы дети посещают младшую группу и играют с маленькими ребятами в различные игры.

  1. Разговор с другом по телефону (кн. 3, с. 52)

В игровой форме дети получают знания о вежливом общении друг с другом по телефону, об умении договариваться и слушать друг друга.

  1. Конфликты между детьми

С помощью беседы дети учатся разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека, а также пользоваться нормами-регуляторами.

  1. Взаимосвязь и взаимодействие в природе

Дети узнают о взаимосвязи всего живого на Земле, что на жизнь и здоровье человека и животного влияют чистота водоемов, почвы и воздушной среды.

  1. Копилка семейного здоровья (кн. 6)

  1. Эмоциональный климат в семье
  1. Как выражать свои отрицательные эмоции: гнев, обиду, агрессию (стр. 31)

Консультация подскажет родителям, как правильно избавляться от негативных эмоций.

  1. Смейтесь…на здоровье (стр. 35)

Консультация о пользе положительных эмоций на состояние здоровья человека.

  1. Физический климат в семье. «Ешьте…на здоровье»

а) Что важнее: упаковка или содержимое? (стр. 53)

Советы родителям об осторожной покупке продуктов в красивой упаковке.

б) Горькие слезы из-за «сладкой» жизни (стр. 53)

Советы направлены на предостережение родителей от чрезмерного потребления сахара их детьми.

  1. Учимся болеть без лекарств
  1. Кожа и водолечебные процедуры (стр. 107)

Советы об уходе за кожей во время острых простудных заболеваниях.

  1. Не спешите сбивать температуру (стр. 112)

Советы о том, почему не следует спешить сбивать температуру при любой простуде, о важности системного подхода к организму.

  1. Профилактика и помощь при заболевании членов семьи

Советы о профилактике желудочно-кишечных заболеваний в летний период (стр. 181).

Оздоравливающие мероприятия

  1. Закаливание

Важным средством оздоровления детей является закаливание. При организации специальных закаливающих мероприятий детей разделяют на группы:

- здоровые, ранее закаливавшиеся;

- здоровые, впервые приступившие к закаливанию или с функциональными отклонениями в состоянии здоровья;

- хронически больные или вернувшиеся в ДОУ после длительных заболеваний.

Принципы закаливания:

  1. Постепенность увеличения закаливающих воздействий;
  2. Систематичность;
  3. Учет индивидуальных особенностей организма ребенка;
  4. Необходимость положительной эмоциональной настроенности ребенка по отношению к закаливанию;
  5. Многофакторность (использование нескольких физических агентов – холода, тепла, облучение солнечными лучами, механического воздействия движения воздуха и воды и т.п.)
  6. Полиградационность (необходимость тренировок ребенка к слабым и сильным, быстрым и замедленным, средним по силе и времени охлаждения воздействиям, чтобы вырабатывалась готовность организма без повреждений воспринимать различные естественные термические воздействия, встречающие повседневно);
  7. Сочетаемость общих и местных охлаждений (оптимальная устойчивость организма ребенка достигается при чередовании общих закаливающих охлаждений с местными, направленными на наиболее чувствительные к холоду области (носоглотка, поясница, стопы);
  8. Выполнение закаливающей процедуры на разном уровне теплопродукции организма (необходимо, чтобы повысить устойчивость к термическим воздействиям как в покое, так и при различной двигательной активности ребенка);
  9. Учет предшествующей деятельности или состояния организма.

Неспецифические закаливающие мероприятия

        Одним из обязательных условий закаливания детей является тепловой комфорт. Наиболее благоприятной для комнаты, где ребенок 5-7 лет спит, бодрствует, является t +20°С.

Одежда детей в зависимости от температуры воздуха в помещении

Температура °С

Одежда

23 и выше

1-2-слойная одежда; тонкое белье, легкое платье с короткими рукавами, носки, босоножки

21 – 22

2-слойная одежда: белье, хлопчатобумажное или полушерстяное платье с длинными рукавами, гольфы, туфли

18 – 20

3-слойная одежда: белье, хлопчатобумажное платье с длинными рукавами, колготки, туфли

Необходимо выработать у детей привычку к свежему воздуху. Летом окна лучше держать открытыми круглые сутки. В холодную погоду хорошей формой закаливания является пребывание ребенка в помещении при открытой форточке. В зимнее время дети должны находиться на улице не менее 4-5 часов ежедневно. Детям 5-7 лет можно разрешать прогулки при t = -18 – 20°C. Правда, время прогулки лучше сократить.

Специальные закаливающие воздействия

  1. Воздушные ванны

Перед проведением воздушных ванн помещение должно быть хорошо проветрено. Начальная t при этом виде закаливания должна быть 23°-22°. Постепенно она может быть снижена до 16°-14°С. Первые процедуры – 2-3 мин. Через каждые 5 дней это время увеличиваем на 2 мин. Максимальное время воздушных ванн – 30 мин и более 2-3 раз в день.

Примерная продолжительность проведения воздушных ванн

Дни

Время (мин)

1-3-й

4-6-й

7-9-й

10-15-й

16-20-й

21-25-й

26-30-й

10

15

20

30

40

50

60

Дети старшего возраста вначале принимают воздушные ванны в майках, трусах и легкой обуви, по мере закаливания – в трусах и босиком.

  1. Метод контрастного воздушного закаливания

Заключается в следующем: в спальне открывают окна так, чтобы к концу дневного сна достигалась температура воздуха 13-17°С. В 15 часов дети просыпаются под звуки музыки, раскрывают одеяла и, лежа в постели, 2-3 мин выполняют 3-4 физических упражнения. По команде ведущего дети быстро встают, снимают пижамы и в течение 1-1,5 мин выполняют бег, ходьбу в «холодном» помещении, одетые лишь в трусы и чешки. Особое внимание уделяют дыхательным упражнениям. Далее следует перебежка в «теплое» помещение, где t = 21-24°С. Предлагаются подвижные игры, танцевальные элементы. Количество перебежек из одной комнаты в другую с пребыванием в каждой по 1-1,5 мин – не менее 6. Вся процедура занимает 12-15 мин.

  1. Закаливание водой

Водными процедурами должно предшествовать закаливание воздухом. За ним следует обтирание ребенка сухими рукавицами или полотенцем. Сухие обтирания проводят в следующем порядке: вначале обтирание отдельных частей конечностей, затем – ближе к туловищу, в конце – обтирание туловища. После сухого обтирания на коже должно появиться легкое покраснение.

Умывание, которое ежедневно проводят по утрам с гигиенической целью, может оказать на детей закаливающее влияние, если t воды постепенно (через каждые 2-3 дня) снижать на 1° и довести до 14°С.

Эффективным методом в ДОУ является полоскание горла холодной водой, первоначальная t 32°-30°С доводится до комнатной после каждого приема пищи.

Влажные обтирания производят через несколько дней после сухих, смоченной в воде и отжатой рукавицей. В таз с водой можно добавить морскую или поваренную соль (2 ст. ложки на ведро воды). Дети 5-7 лет обтираются самостоятельно. Рукавички после употребления кипятят и сушат. T воды при обтирании детей: начальная 32°С.ю предельная – 22-21°С; t снижается на 1° каждые 3-5 дней. Обтирание лучше делать утром после умывания. Продолжительность процедуры от 2 до 4 мин.

Примерная схема закаливания водой

Дни закаливания

Пределы исходной t воды, °С

Пределы времени, мин

Вид процедуры

зимой

летом

Начальный режим

1-3-й

4-7-й

8-11-й

12-15-й

16-20-й

21-25-й

37-34

33-32

31-30

29-28

27-26

25-24

150-180

120-150

110-120

100-110

90-100

80-90

240

210

180

160

150

130

Обтирание

Обтирание

Душ

Душ

Душ

Душ

Режим поддержания холодовой устойчивости

31-35-й

36-40-й

23-22

21-20

70-80

60-70

130

120

Через полмесяца от начала проведения влажных обтираний можно приступить к обливанию ног. Ежедневные ножные ванны являются средством закаливания. Кроме того, снижают потливость ног, являются профилактикой против плоскостопия. Наиболее благоприятное время для их начала – лето.

Обливание ног проводится из ковша 0,5 л при t воздуха в помещении не ниже 20°С. Обливание ступней и голени начинают при t воды +28°С, далее снижают ее на 1°в неделю. На каждое обливание расходуется ½ - 1/3 л воды. Нижние пределы t воды = 18-20°С. Продолжительность ножных ванн 20-30 с. Сразу после обливания ноги ребенка обтирают сухим полотенцем до легкого покраснения кожи.

  1. Разработанные комплексы гимнастики после сна помогут детям в игровой форме проснуться, привести свои кости и мышцы в «рабочее» состояние, придают эмоциональный настрой.

Каждый комплекс рассчитан на 1 месяц:

  1. Веселая зарядка (сентябрь);
  2. Игровые упражнения (октябрь);
  3. Нам лениться не годится (ноябрь);
  4. Зашагали наши ножки (декабрь);
  5. Мы охотились на льва (январь);
  6. Просыпалочка-заряжалочка (февраль);
  7. Солнце глянуло в кровать (март);
  8. Вот мы какие (апрель);
  9. Все мы делаем зарядку (май);
  10. Мы к лесной полянке вышли (июнь);
  11. Вдоль по улице (июль);
  12. Зайка серенький сидит (август).

  1. Дыхательная гимнастика

Дыхательные упражнения обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы ребенка.

Задачи:

  1. Повышать общий жизненный тонус ребенка и сопротивляемость, закаленность и устойчивость его организма к заболеваниям дыхательной системы;
  2. Развивать дыхательную мускулатуру, увеличивать подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшать лимфо- и кровообращение в легких, улучшать деятельность сердечно-сосудистой системы и кровообращение;

Упражнения дыхательной гимнастики:

  1. Комплекс «Новый год»;
  2. Комплекс «Полет на Луну»;
  3. Комплекс «Любимый носик»;
  4. Поезд;
  5. Заблудился;
  6. Гуси летят;
  7. Собираем цветы;
  8. Подуй на одуванчик;
  9. Сдуй снежинку;
  10.  Пузырь и т.п.

  1. Физ. минутки

Физ. минутки направлены на смену позы ребенка, расслабление организма, отдых во время НОД.

В зависимости от сюжета НОД подбирается физминутка:

1. Медвежата в чаще жили

2. Шарик в воздухе кружился

3. Мы бежали по дорожке

4. Спал цветок

5. Буратино потянулся и т.п.

  1. Игровой массаж

  1. Поиграем с носиком

Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Проводится 2-3 раза в день.

  1. Поиграем с ручками

Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулируют прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

  1. Поиграем с ушками

Этот вид основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний. Проводится в игровой форме 2-3 раза в день.

  1. Поиграем с ножками

Массаж подошв основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошве ног. Проводится ежедневно. Если массирование стопы валиком или скалкой проводится утром по 3-10 минут, то полный массаж достаточно выполнять 1 раз в неделю.

  1. Пальчиковая гимнастика

Формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических речевых импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Выполняя пальцами различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Блоки заданий:

  1. Работа с пальчиками:

- комплексы упражнений (1-8);

- пальчиковые гимнастики:

                - скакалка;

                - в гости;

                - птички;

                - ловкие пальцы;

                - цветок;

                - кошка и собака;

                - строим дом.

  1. Игры со счетными палочками и спичками.

  1. Психогимнастика

Предлагаемая серия упражнений – это систематизированное целенаправленное развитие психики ребенка:

  1. Считалочка-бормоталочка;
  2. Этюды на выражение страдания и печали;
  3. Этюды на выражение отвращения и презрения;
  4. Этюды на выражение гнева;
  5. Этюды на выражение страха;
  6. Этюды на выражение вины и стыда;
  7. Этюды на выражение различных эмоций;
  8. Этюды на отображение отрицательных черт характера;
  9. Этюды на сопоставление различных черт характера;
  10.  Игры на развитие внимания;
  11.  Игры на развитие памяти;
  12.  Игры на преодоление двигательного автоматизма;
  13.  Игры, способствующие успокоению и организации;
  14.  Этюды на расслабление мышц;
  15.  Этюды на выражение внимания, интереса и сосредоточения;
  16.  Этюды на выражение удовольствия и радости;
  17.  Психомышечная тренировка без фиксации внимания на дыхании.

  1. Гимнастика для глаз

Необходимо научиться тренировать и восстанавливать свое зрение. Для этого есть специальные упражнения.

После 20-25 минут зрительного труда полезно: 4-6 раз зажмурить глаза изо всех сил; сделать ими 10 круговых движений налево-вверх-направо-вниз и обратно; сосредоточить взгляд (не мигая как можно дольше) на межбровном промежутке, кончике носа, одном, а потом другом плече или найти за окном какую-нибудь далекую точку и задержать на ней взгляд в течение 1 мин. Наконец, можно просто посидеть с закрытыми глазами несколько минут.

  1. Профилактика плоскостопия

Плоскостопие чаще встречается у слабых, физически плохо развитых детей. Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому изменение формы стопы влияет не только на ее функцию, но и изменяет положение таза, позвоночика. Поэтому игры и задания подобраны таким образом, чтобы упражнения укрепили связочно-мышечный аппарат голени и стопы, способствовали общему оздоровлению организма и воспитанию навыка правильной ходьбы (не разводя носков).

Игры и упражнения:

  1. Сидячий футбол
  2. Кто быстрей соберет коробку ногами?
  3. Кто быстрее спрячет простынку под стол?
  4. Комплекс упражнений.

Список литературы

1. Авдеева, Н.Н. Безопасность [Текст]: учебно-методическое пособие / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина / под ред. С.Д. Ермолаева. – С.П.:Детство-Пресс, 2002.

2. Айзман, Р.Л. Подготовка ребенка к школе [Текст]: методическое пособие / Р.И. Айзман [и др.] – М.: Новосибирский государственный пед. институт, 1991. – 55 с.

3. Алябьева, Е.А. Нравственно-эстетические беседы и игры с дошкольниками [Текст]: методическое пособие / Е.А. Алябьева. – М.: СЦ Сфера, 2003.

4. Горн, Г. Сказки – здоровье детям [Текст]: методическое пособие / Г. Горн, Е.В. Чепчугова. – Новосибирск.: НГПУ, 2001.

5. Деркунская, В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников [Текст]: учебное пособие / В.А. Деркунская. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 14 с.

6. Равич, Р.Д. Копилка семейного здоровья. Как укрепить здоровье без лекарств [Текст]: научно-популярное издание / Р.Д. Равич. – М.: Линка-Пресс, 1998.

7. Чупаха, И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-восптательном процессе [Текст]: научно-практический сборник инновационного опыта / И.В. Чупаха, Е.А. Пужаева, И.Ю. Соколова / под ред. Н.Ю. Самарцева. – Ставрополь: изд. Ставропольсервисшкола; М.: изд. Илекса, 2004. – 19 с.

8. Шорыгина, Т.А. Беседы о здоровье [Текст]: методическое пособие / Т.А. Шорыгина. – М.: Творческий Центр, 2005. – 3 с.

9. Шорыгина, Т.А. Осторожные сказки. Безопасность для малышей [Текст]: методическое пособие / Т.А. Шорыгина. – М.: Прометей, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей старшего дошкольного возраста

Теоретические основы организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей в дошкольном образовательном учреждении....

Роль кружка «Топтыжка» в решении задач охраны и укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста»

Отказ от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий, требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми. Особый акцент делается на принцип интеграции при  построении...

Роль кружка «Топтыжка» в решении задач охраны и укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста»

Отказ от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий, требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми. Особый акцент делается на принцип интеграции при  построении...

Роль кружка «Топтыжка» в решении задач охраны и укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста»

Отказ от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий, требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми. Особый акцент делается на принцип интеграции при  постро...

Мастер-класс: «Маршрут Здоровья. Технологии сохранения и укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста»

Формирование у участников образовательного процессамировоззрения и эмоционально- ценностного отношения к здоровому образужизни, содействие развитию приоритетов здоровья; повышение уровняинформированно...