Системы закаливания в работе по сохранению и укреплению здоровья детей старшего дошкольного возраста
статья (средняя группа)
Цель: Теоретическое обоснование проблемы сохранения, укрепления здоровья детей дошкольного возраста и разработка условий эффективного педагогического процесса для сохранения и укрепления здоровья детей средствами контрастных воздушных ванн.
Задачи: Разработать педагогические условия обеспечивающие сохранения и укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста средствами контрастных воздушных ванн.
Известно, что здоровье формируется под воздействием целого комплекса факторов. К наиболее значимым внешним факторам относится семейное воспитание. Родители имеют возможность развивать личность ребенка, исходя из его индивидуальных возможностей, которые знают лучше, чем кто-либо другой. Они несут ответственность за его физическое, нравственное, умственное, социальное воспитание и развитие. Главная задача педагогов детского сада и родителей в работе по приобщению к здоровому образу жизни – формировать у детей разумное отношение к своему организму, учить вести здоровый образ жизни с раннего возраста. К проблеме изучения здоровья детей старшего дошкольного возраста необходимо подходить комплексно. Гигиеническое воспитание – это основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Системы закаливания | 29.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Системы закаливания в работе по сохранению и укреплению здоровья детей старшего дошкольного возраста
Цель: Теоретическое обоснование проблемы сохранения, укрепления здоровья детей дошкольного возраста и разработка условий эффективного педагогического процесса для сохранения и укрепления здоровья детей средствами контрастных воздушных ванн.
Задачи: Разработать педагогические условия обеспечивающие сохранения и укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста средствами контрастных воздушных ванн.
Известно, что здоровье формируется под воздействием целого комплекса факторов. К наиболее значимым внешним факторам относится семейное воспитание. Родители имеют возможность развивать личность ребенка, исходя из его индивидуальных возможностей, которые знают лучше, чем кто-либо другой. Они несут ответственность за его физическое, нравственное, умственное, социальное воспитание и развитие. Главная задача педагогов детского сада и родителей в работе по приобщению к здоровому образу жизни – формировать у детей разумное отношение к своему организму, учить вести здоровый образ жизни с раннего возраста. К проблеме изучения здоровья детей старшего дошкольного возраста необходимо подходить комплексно. Гигиеническое воспитание – это основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни.
Понятие закаливания, сущность, принципы проведения в дошкольном возрасте
Закаливание является составной частью физического воспитания детей и подростков. Под закаливанием понимается комплекс мероприятий, направленных на тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию факторов внешней среды.
Основные принципы закаливания:
- проведение закаливающих процедур с учетом состояния здоровья ребенка;
- постепенное увеличение интенсивности процедур;
- систематичность и последовательность проведения процедур;
- комплексное воздействие закаливающих факторов;
- положительные реакции на проведение закаливающих мероприятий;
- возобновление процедур после перерывов начинается с такой интенсивности воздействий, которая была в начале закаливания, но с более быстрым нарастанием.
Закаливающие мероприятия подразделяются на общие и специальные. Общие мероприятия проводятся на протяжении всей жизни ребенка – это ежедневные прогулки, сон на свежем воздухе, соответствующие возрасту воздушный и температурный режимы в помещении, регулярное проветривание комнат. К специальным закаливающим процедурам относятся гимнастика, массаж, воздушные и световоздушные ванны, водные процедуры, ультрафиолетовое облучение. Закаливание допустимо только при полном здоровье ребенка. Нельзя сразу подвергать детей сильным воздействиям холодного воздуха или воды, приучать к ним следует постепенно, медленно и тем более осторожно, чем моложе и слабее ребенок. Постепенность - одно из основных правил закаливания. Проводить закаливающие процедуры надо с учетом индивидуальных особенностей ребенка и его возраста. Большое значение имеет состояние здоровья, общее физическое развитие, тип нервной системы, самочувствие и настроение в данное время. Нужно внимательно присматриваться к тому, как ребенок переносит охлаждение, как действует на него жара. Дети делятся на 3 группы. I группа - дети здоровые, ранее закаливаемые. II группа - дети здоровые, впервые приступающие к закаливающим процедурам или дети, имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья. III группа - дети с хроническими заболеваниями или дети, вернувшиеся в дошкольное учреждение после длительного заболевания. Для каждой группы детей подбираются соответствующий комплекс закаливающих процедур. По мере закаливания дети переходят из одной группы в другую. Первоначально рекомендуются воздушные ванны, затем, по мере привыкания, следует переход к водным процедурам и солнечным ваннам.
Методика традиционного закаливания в работе по сохранению, укреплению детей старших дошкольников
Ребенка надо приучать к свежему воздуху с раннего детства. К сожалению, некоторые родители, опасаясь простуды, лишают детей прогулок, плохо проветривают помещение. Начинать прием воздушных ванн надо в комнате независимо от времени года при температуре не ниже 15-16 С, и только спустя некоторое время можно переходить на открытый воздух. Обнажив тело, следует оставаться в таком состоянии в начале курса закаливания не более 3-5 минут (в дальнейшем увеличивая время). При приеме прохладных и особенно холодных ванн рекомендуется совершать активные движения: гимнастические упражнения, ходьбу, бег на месте. Прием воздушных ванн на открытом воздухе надо начинать не ранее, чем через 1,5 - 2 часа после еды и заканчивать закаливания 30 минут до приема пищи. Важным условием эффективности закаливания на открытом воздухе является ношение одежды, соответствующей погодным условиям. Одежда должна допускать свободную циркуляцию воздуха. Закаливание детей в дошкольных учреждениях, помимо специальных закаливающих процедур, предусматривает также строгое соблюдение рациональных гигиенических условий и требований: чистый воздух, оптимальные соотношения температуры воздуха в помещениях и адекватная одежда, активный двигательный режим и др. На этом этапе предлагаются следующие упражнения:
- разнообразные подвижные игры со словесным сопровождением или проговариванием вместе с детьми для дополнительной тренировки голосового аппарата;
- подвижные игры с включением заданий на развитие воображения и элементов творчества;
- разучивание и выполнение новых нестандартных физических упражнений и танцевальных элементов, направленных прежде всего на развитие координационных возможностей;
- более спокойный темп выполнения тех же физических упражнений, что и в «холодной» комнате;
- различные виды ходьбы, маршировка, разнообразные построения и перестроения для развития ориентировки в пространстве.
Заканчивается процедура быстрыми перебежками из «холодной» комнаты в «теплую» в ходе игр. Хождение босиком – действенный «исторический» метод, являющийся также хорошим средством укрепления свода стопы и ее связок. Начинают хождение босиком при температуре пола ниже +18С. Вначале дети ходят в носках в течение 4-5 дней, затем босиком по 3-4 минуты. Время процедуры ежедневно увеличивается на 1-2 минуты и постепенно доводится до 15-20 минут.
Условия эффективной оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста
Дошкольная педагогика тесно связана с детской психологией, возрастной анатомией и физиологией, педиатрией и гигиеной, поэтому для этой области дошкольной педагогики оказывается важным не просто воспитание, а воспитание здорового ребенка. Это возможно при соблюдении целого ряда условий, среди которых приоритетными можно назвать следующие:
- создание и внедрение оздоровительных программ в детских дошкольных образовательных учреждениях;
- работа с семьями детей по пропаганде здорового образа жизни и вовлечению родителей в процесс оздоровления детей и т.д.
Совместная работа с семьей может основываться на следующих положениях:
- единство целей и задач семьи и дошкольного образовательного учреждения, использование педагогами лучшего опыта семьи, а семьей - основных методов и содержания физкультурно-оздоровительной работы;
- систематичность и последовательность работы в течение всего периода пребывания ребенка в детском учреждении;
- индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье;
- взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей.
На основании этих положений предлагаем следующую систему мероприятий для работы с семьей:
- ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;
- участие родителей в составлении индивидуальных программ оздоровления детей;
- общегигиенические требования, необходимость рационального режима, полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т.д.;
- ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском учреждении;
- обучение конкретных приемов и методам оздоровления (ЛФК, самомассажу, разнообразным видам закаливания и т.д.);
- ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма (физиотерапия, ароматерапия и т.д.).
Основные направления физкультурно-оздоровительной работы
1. Создание условий: организация здоровье сберегающей среды в ДОУ; обеспечение благоприятного течения адаптации; выполнение санитарно-гигиенического режима.
2. Организационно-методическое и педагогическое направление: пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей и педагогов; изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик; систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров; составление планов оздоровления; определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики.
3. Физкультурно-оздоровительное направление: решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры; коррекция отдельных отклонений в физическом и психическом здоровье.
4. Профилактическое направление: проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и нераспространению инфекционных заболеваний; предупреждение острых заболеваний методами неспецифической профилактики; противорецидивное лечение хронических заболеваний; дегельминтизация; оказание скорой помощи при неотложных состояниях.
5. Двигательная активность: утренняя гимнастика; непосредственная образовательная деятельность по физическому развитию в зале, на улице; спортивные упражнения (ортопедический мяч, массажные коврики, массажеры); элементы спортивных игр; кружковая работа; активный отдых (спортивный час, физкультурный досуг, день здоровья); физкультурные праздники (зимой, летом) «День здоровья», «Весёлые старты», «Здравствуй, школа».
6. Закаливание: контрастные воздушные ванны; ходьба босиком; облегчённая одежда детей; мытьё рук, лица.
Основными направлениями развития дошкольного образования является поддержка и развитие разнообразных форм оздоровительной работы в дошкольных учреждениях по укреплению здоровья детей, снижению заболеваемости и повышению выносливости детского организма.
Список использованной литературы
1. Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников: Сб. науч. трудов. Редкол.: Н.Н. Педъяков и др. - М: АПН СССР, 1985г.
2. Актуальные проблемы эколого-оздоровительной работы с детьми: сб. науч. тр. и науч.-метод. разраб. по итогам всерос. науч.-практ. конф., Волгоград, 3-4 февр. 2004 г./ [науч. ред. М. В. Корепанова]. - Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2004. - 100 с.
3. Александрова В. А.Здоровье вашего ребенка: Новейший справ./ В. А. Александрова Ф. Н. Рябчук, М. А. Красновская. - СПб.: Сова; М.: ЭКСМО, 2003. - 767 с.
4. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка: Опыт создания авт. программы на базе дошк. учреждения N 199 г. Нижний Новгород/ В.Г. Алямовская. - М. : LINKA, 1993. - 111 с.
5. Воднева Е. В. Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: 13.00.01 / Е.В. Воднева ; [Смол. гос. пед. ун-т]. - Смоленск: [б. и.], 2003. - 25 с.
6. Волосникова Т. В. Формирование здоровья ребенка средствами физической культуры в условиях дошкольного учреждения [Текст] : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук : 13.00.04 / Т.В. Волосникова. - СПб. [б. и.], 1999. - 22 с.
7. Дети и здоровье: Сб. материалов науч.- практ. конф. по пробл. дошк. физ. воспитания (23-25 нояб. 1992 г., г. Иркутск)/ [Под общ. ред. А.И. Кравчука, Ю.П. Симакова]. - Омск : ОГИФК, 1993. - 136 с.
8. Здоровый дошкольник: Социал.-оздоров. технология XXI в.: Пособие для исследователей и практ. работников/ Авт.-сост. Антонов Ю.Е. и др. - М. : Аркти, 2000. - 87 с.
9. Здоровый ребенок - в здоровом социуме: Науч.-практ. сб. инновац. опыта/ Авт.-сост. Чупаха И.В. и др. - М. : СТАВРОПОЛЬСЕРВИСШКОЛА, 1999. - 318 с.
10. Здоровье и дошкольное образование: Докл. обл. науч.-практ. конф., янв. 2002 г./ [Науч. ред. О. А. Сафонова]. - Н. Новгород: Нижегор. гуманитар. центр, 2003. - 141
11. Здоровье и образование ребенка: Тез. докл. I Всерос. науч.-практ. конф., 25-27 сент. 2002 г./ [Редкол.: Корюкина И.П. и др.]. - Пермь: [б. и.], 2002. - 84
12. Кирьянова Т.И. Оценка состояния здоровья и реабилитация организованных детей дошкольного возраста : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. мед. наук: 14.00.09 / Т.И. Кирьянова ; [Перм. гос. мед. акад.]. - Пермь: [б. и.], 2004. - 21 с.
13. Кудрявцев В.Т. Развивающая педагогика оздоровления: (Дошк. возраст): Програм.-метод. пособие/ В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров. - М.: Линка пресс, 2000. - 293 с.
14. Кузнецова М.Н. Оздоровление детей в детском саду. Система мероприятий/М.Н.Кузнецова. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 96 с.
15. Лыкова В. Я. Педагогика здоровья/ В.Я. Лыкова; Смол. гос. ин-т искусств. - Смоленск: [б. и.], 1999. - 93 с..
16. Пуртов И. И. Пути оптимизации здоровья детей в раннем и дошкольном возрасте [Текст] : автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра мед. наук : 14.00.09, 14.00.33 / И.И. Пуртов. - М.: [б. и.], 1994. - 45 с.
17. Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет.- М.: РКТИ, 2003.
18. Состояние здоровья детей дошкольного и школьного возраста и факторы его определяющие: Сб. тр./ НИИ гигиены и профилактики заболеваний среди детей и подростков ВНИЦ профилакт. медицины; Под ред. Г.Н. Сердюковской, Л.Ф. Бережкова. - М.: [б. и.], 1991. - 155 с.
19. Чупаха, И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе: Науч.-практ. сб. инновац. опыта/ И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова. - М.: Илекса, 2001. - 400 с.
20. Чупаха И.В. Научно-методическая работа педагогов по здоровьесберегающим технологиям в комплексе "детский сад - начальная школа" [Текст] : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук:13.00.01 / И.В. Чупаха ; [Карачаево-Черкес. гос. пед. ун-т]. - Карачаевск: [б. и.], 2002. - 20 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Сохранение и укрепление здоровья детей старшего дошкольного возраста"
Программа создана с учетом возрастных , психологических особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста и направленна на обогащение и углубление представлений о сохранении и укреплении...
План мероприятий, направленный на сохранение и укрепление здоровья детей старшего дошкольного возраста.
Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОУ является особенно актуальной на современном этапе развития общества. Современные условия жизни предъявляют повыш...
«Использование здоровьесберегающих технологий в сохранении и укреплении здоровья детей старшего дошкольного возраста»
Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и з...
МАСТЕР-КЛАСС Важные аспекты применения технологии сохранения и укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ.
Мастер - класс для педагогов ДОУ с участием детей 6 - 7 лет....
Родительское собрание в младшей группе. Тема: Сохранение и укрепление здоровья детей младшего дошкольного возраста
Родительское собрание в младшей группе. тема: Сохранение и укрепление здоровья детей младшего дошкольного возраста....
Опыт работы «Использование здоровье-сберегающих технологий в целях сохранения и укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста».
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, ...
Мастер-класс: «Маршрут Здоровья. Технологии сохранения и укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста»
Формирование у участников образовательного процессамировоззрения и эмоционально- ценностного отношения к здоровому образужизни, содействие развитию приоритетов здоровья; повышение уровняинформированно...