Конспект занятия в старшей группе «Лёгкие и система дыхания»
план-конспект занятия (старшая группа)
Занятие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_v_starshey_gruppe_legkie_i_dyhatelnaya_sistema.docx | 26.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе
«Лёгкие и система дыхания»
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, двигательная.
Цель: Познакомить с органами дыхания.
Задачи: Формировать у детей представление о строении дыхательной системы.
Дать представление о дыхательных движениях – вдохе и выдохе.
Воспитывать положительное отношение к органам своего тела, желание заботиться о своём здоровье.
Планируемые результаты: Дети знают, где находится система органов дыхания. Как происходят дыхательные движения.
Понимают, что для дыхания нам нужен чистый воздух.
Избегает вредных привычек, заботится о своей системе дыхания.
Непосредственно образовательная деятельность.
Воспитатель: (показывает 2 воздушных шара, один шар надутый, а другой нет.) Ребята обратите внимание какие у меня одинаковые шарики, оба жёлтенькие, резиновые. Посмотрите, повнимательнее и скажите одинаковые эти шарики, и можно ли ими играть.
Дети: Один шар надут, а другой нет.
Воспитатель: Правильно, один шар надут, им можно играть, а другим не поиграешь, он не надут, похож просто на резиновый мешочек.
А кто может сказать чем надут шар?
Дети: Шар надут воздухом.
Воспитатель: Молодцы! Конечно воздухом, он и называется воздушный шар. Смотрите, как интересно получается, мы воздух не видим, для нас он невидимка, (знаем с других занятий) но многие процессы без воздуха невозможны. Скажите, пожалуйста, а для чего нам людям нужен воздух?
Дети: Нам нужен воздух чтобы дышать.
Воспитатель: Вот сегодня мы с вами и поговорим, о том, как мы дышим.
Кто может сказать какой орган нам помогает дышать.
Дети: Нос.
Воспитатель: Есть прямые носики
Есть носики – курносики…
Очень нужен всякий нос,
Раз уж он к лицу прирос.
Нам нужен воздух, чтобы дышать носом. Дышим мы постоянно, когда спим и когда бодрствуем.
Эксперимент: Предложить детям попробовать на несколько секунд задержать дыхание, (зажать нос). Воспитатель считает, сколько секунд дети задерживают дыхание, и спрашивает об ощущении.
Вывод: Человек не может жить без дыхания.
Воспитатель: Давайте, послушаем наше дыхание.
Дети кладут руки на грудь (чтобы ощутить как поднимается грудная клетка, и подставляют руки близко к носу.
Воспитатель: Что вы слышите?
Дети: Наш нос сначала, как насос всасывает воздух, а затем выдувает его, выпускает.
Воспитатель: Правильно. Эти процессы называются – вдохом и выдохом.
Но воздух у нас не остаётся только в носу, а из носа он проходит через дыхательное горло, которое называется – трахея. Затем воздух попадает в бронхи, а потом уже в лёгкие. Лёгких два – левое и правое. (всё рассматривается на плакате и модели)
Наши лёгкие похожи на воздушные шарики. Они то надуваются, то сдуваются.
Лёгкие находятся в грудной клетке, которая защищает их от ударов.
При вдохе и выдохе наша грудная клетка двигается, то растягивается как гармошка, то сжимается, когда воздух выходит из лёгких.
Межрёберные мышцы тянут рёбра в стороны, грудная клетка расширяется – объём лёгких увеличивается, и воздух проникая через нос или рот в дыхательное горло, устремляется в лёгкие. Мы делаем вдох. Затем мышцы грудной клетки расслабляются, объём лёгких уменьшается, из них выходит воздух, - происходит выдох.
Встаньте, пожалуйста, положите руки на грудную клетку так, чтобы пальцы правой и левой ладоней касались друг друга. Глубоко вдохните, задержите дыхание, выдохните. (Дети выполняют задание)
Воспитатель: Что произошло, когда вы вдохнули?
Дети: При вдохе грудная клетка стала шире, Ладони, лежащие на груди, слегка приподнялись и раздвинулись в стороны. Между правой и левой ладонью появилось расстояние. Во время выдоха пальцы снова коснулись друг друга.
Воспитатель: При вдохе наш организм получает кислород, находящийся в воздухе. В различных органах и мышцах он превращается в углекислый газ, который мы выдыхаем.
В спокойном состоянии человек не замечает своего дыхания. Как вы думаете, изменится ли оно при выполнении физических упражнений? (дети высказывают предположения).
Воспитатель предлагает детям в течении нескольких минут выполнять упражнения (прыжки, бег на месте, приседания и т. д.)
Воспитатель: Изменилось ли ваше дыхание?
Дети: Мы стали быстрее дышать. Мы стали больше дышать.
Воспитатель: Правильно, дыхание стало частым и глубоким.
При выполнении тяжёлой физической работы, занятиях спортом человек устаёт, и его дыхание становится шумным, а иногда даже может причинять боль. Чтобы этого избежать, каждый человек должен уметь правильно дышать – через нос, спокойно, ровно, ритмично и глубоко. Для этого очень полезно выполнять дыхательные упражнения.
Встаньте, выпрямите спину, расправьте плечи. Дышите через нос, рот должен быть закрыт.
Дети выполняют комплекс дыхательных упражнений (по3-4 раза каждое)
И. п. : ноги на ширине плеч, ладони лежат на верхней части живота. 1-2 – вдох; 3-6 – выдох.
И. п. руки за спину, пальцы рук соединены в замок. 1 – вдох; 2-4 – выдох
И. п. : руки на затылок, 1-2 – вдох; 3-6 – выдох.
После таких упражнений наше дыхание восстановилось, успокоилось, пришло в норму.
(Дети садятся на свои места)
Воспитатель: Вспомните, пожалуйста какой сказочный герой использовал силу своего дыхания для разрушения домов?
Дети: Волк из сказки «Три поросёнка».
Воспитатель: Как он это делал?
Дети: Волк вдыхал много воздуха, делал глубокий вдох, и с силой выдыхал. (показывается иллюстрация к сказке)
Воспитатель: Умницы вы мои. А сейчас я хочу пригласить вас в одно очень интересное место. Именно там ученые экспериментируют, проводят различные исследования и опыты. Как вы думаете, как называется это место?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, это лаборатория. И сейчас мы с вами тоже будем как настоящие ученые проводить опыты, наблюдать, делать выводы. Проходите в нашу лабораторию.. А еще в лаборатории есть правила:
- внимательно слушать
- точно выполнять все указания
- аккуратно работать с оборудованием
- в конце опыта делать выводы
Воспитатель: Кто запомнил правила? Повтори, пожалуйста.
Ответы детей.
Воспитатель: Все это оборудование нужно для наших опытов. Вспомните, что происходит с легкими при дыхании? Правильно, при вдохе они наполняются воздухом и расширяются, а при выдохе воздух выходит из легких и они сжимаются. Сейчас я вам предлагаю взять воздушные шарики и надуть их. Представьте себе, что это легкие человека. Что произошло с ними? А сейчас сдуйте шарики. Что сейчас произошло с легкими? Вывод: наши легкие, как воздушные шарики, при вдохе наполняются воздухом и становятся больше, а при выдохе воздух выходит из легких и они сдуваются.
Воспитатель: Следующий опыт я предлагаю вам провести самостоятельно. У каждого из вас есть схема проведения опыта. Посмотрите на нее. Какое оборудование вам понадобится для этого опыта? Возьмите стакан с водой и трубочку. Что вы будете делать дальше? Результат опыта вам нужно будет зарисовать.
Проведение опыта детьми самостоятельно.
Воспитатель: Что у вас получилось? Какой можно сделать вывод? Вывод: мы выдыхаем воздух, который виден в воде в виде пузырьков.
Воспитатель: Как вы думаете, для чего человеку нужен воздух? Кто запомнил, как воздух попадает к нам в организм?
Ответы детей.
Воспитатель: Как можно еще узнать, что в нашем организме есть воздух?
Воспитатель: Интересные предположения. Я предлагаю вам подуть на ладошку. Что вы почувствовали? А как вы думаете, почему мы выдохнули теплый воздух, ведь мы вдыхаем холодный? Вывод: попадая в организм, холодный воздух нагревается и, поэтому мы выдыхаем теплый воздух.
Воспитатель: Что мы с вами узнали с помощью опытов? Правильно, мы узнали, что наши легкие при вдохе наполняются воздухом и расширяются, а при выдохе – сжимаются; мы выдыхаем воздух, который виден в воде в виде пузырьков; попадая в организм человека, холодный воздух нагревается.
Воспитатель: Как вы думаете, одинаковое ли количество воздуха попадает при вдохе в лёгкие ребёнка и взрослого? Почему?
Дети высказывают предположения.
Давайте проверим, возьмём макеты легких (на картонке приклеен целлофановый пакет, надувается через трубочку) не надутые. Сделаем глубокий вдох, выдохнем весь воздух в пакет и зажмём его, чтобы воздух не выходил. Пакет увеличится в размере ровно настолько, сколько воздуха убирается у вас в лёгкие. (в один пакет выдыхает ребёнок в другой взрослый, сравниваем объём выдыхаемого воздуха).
Вывод: У взрослого человека объём лёгких больше, чем у ребёнка. Потому что, когда человек растёт и его лёгкие тоже растут. У взрослого человека лёгкие больше, чем у ребёнка, поэтому и воздуха в них убирается больше.
А еще лёгкие развиты лучше у тех, кто занимается физкультурой, спортом.
Врачи при проведении хирургических операций заметили, что у здоровых людей лёгкие розового цвета, а у людей, постоянно дышащих загрязненным воздухом, они становятся грязно – серыми.
Поэтому следует избегать вдыхания табачного дыма (не находится рядом с курящими взрослыми, выхлопных газов (не стоять вблизи выхлопных труб автомобилей, пыли (чаще проветривать помещения, делать в них влажную уборку).
В холодное время года люди со слабым здоровьем часто страдают заболеванием органов дыхания. Их признаки – кашель, насморк, боль в горле, температура, слабость.
Как вы думаете, что надо делать, чтобы не заболеть?
Дети: Теплее одеваться, есть побольше витаминов, закаляться, дышать чистым воздухом.
Воспитатель: Правильно, надо закаляться и стараться больше времени проводить на природе, дышать чистым воздухом. Поэтому, так полезны прогулки и физические упражнения в лесу на свежем воздухе. (кататься на лыжах, на санках, гулять)
Растения наши помощники в очистке воздуха. Поэтому в группе нужно сажать больше растений, таких как герань, хлорофитум и другие. А чтобы в воздухе было меньше пыли, нужно делать влажную уборку, проветривать помещение.
- Как вы думаете, для чего нужно правильно дышать? Как чувствует себя человек если дышит неглубоко, поверхностно? А если он научился правильно дышать?
- Молодцы, ребята. Что вы нового сегодня узнали? Было кому-то трудно из вас? В чем? Мне тоже понравилось с вами работать. Я вам хочу раздать схемы проведения опыта с вашими зарисовками. По этой схеме вы можете рассказать родителям и друзьям о том, какой опыт мы проводили и что узнали. Спасибо всем.
Молодцы ребята, вы все сегодня замечательно работали на занятии, а что вы узнали нового?
Кто скажет как происходят дыхательные движения?
Как мы можем заботится о своих органах дыхания?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) по теме: Конспект занятия в старшей группе по аппликации на тему: "Птица счастья".
Как сделать объемную аппликацию...
Конспект занятия в старшей группе. «Лёгкие и система дыхания».
Образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Безопасность», «Физическая культура».Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприя...
Система конспектов занятий в старшей группе по теме "История русского костюма"
Система конспектов занятий в старшей группе по теме "История русского костюма"...
Конспект ННОД по познавательному развитию в старшей группе «Легкие и система дыхания»
Конспект ННОД по познавательному развитию в старшей группе «Легкие и система дыхания», познакомит детей с функцией, которую выполняют легкие в организме человека....
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Тема: «Весна. Перелетные птицы». Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация. Программные задачи: 1. Активизировать слова
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Тема: «Весна. Перелетные птицы».Интеграция обл...
Конспект занятия в старшей группе по формированию фонетико - фонематической системы языка и подготовке к обучению и грамоте Звуки Ф,Фь буква Ф.
Конспект занятия в старшей группе по формированию фонетико - фонематической системы языка и подготовке к обучению и грамотеЗвуки Ф,Фь буква Ф....
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия в старшей группе "Планеты солнечной системы"
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия в старшей группе компенсирующей направленности "Планеты солнечной системы"....