Система конспектов занятий в старшей группе по теме "История русского костюма"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Система конспектов занятий в старшей группе по теме "История русского костюма"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_kostyum._sistema_konspektov.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГБДОУ «Центр развития ребенка – детский №2»УДПРФ
Система конспектов занятий
В старшей группе №4
Тема: «История русского народного костюма
Подготовила и провела
Болотенкова О.Е.
Воспитатель 1 квалификационной категории
Москва, 2013 г.
Занятие № 1
Конспект
познавательной деятельности
в старшей группе№ 4
2013 – 2014 уч.гг.
ТЕМА: «История русского костюма».
Приоритетная образовательная область: познание
Интеграция образовательных областей: коммуникация, игра, социализация, художественное творчество.
Программное содержание: познакомить детей с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида; учить сравнивать, описывать, делать выводы; способствовать развитию речи; воспитывать интерес и уважение к русской литературе.
Оборудование и материал к занятию: Магнитофон, записи на диске: русские народные песни: «Во поле берёза стояла», «Ой вы сени, мои сени». Мультимедиа проектор. Подборка слайдов: люди в русской национальной одежде, сарафан, рубаха, порты (штаны), душегрея, телогрея, кафтан, шубы, вышивка (орнамент). Две куклы в русских национальных костюмах: сарафанах и рубахах, кокошниках, лаптях, поясах. Трафареты русских костюмов, цветные карандаши.
Предшествующая работа: Рассматривание иллюстраций «Как одевались в старину», загадки, русские народные игры «Змейка», «Ручеёк», «Жмурки», «Горелки», чтение русских народных сказок и пословиц, рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам, разучивание считалок.
Содержание НОД:
Воспитатель: Посмотрите, к нам гости идут. (Вносит кукол, мальчика и девочку, в русских костюмах, говорит от их имени)
Куклы: Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам поклон!
В: Какие интересные гости к нам пожаловали! И одеты чудно, и здороваются по – особенному.
- Никто из вас не догадался, откуда они к нам пришли?
- Давайте спросим у кукол, откуда они пришли.
Д: Откуда вы пришли, гости дорогие?
Куклы: Мы пришли к вам прошлого, из Древней Руси.
В: Ребята, когда-то страна наша называлась Русью. От этого и произошло ее сегодняшнее название – Россия. Похожи эти названия? Давным-давно на Руси все люди так одевались, и была особая манера разговора. Женщин на Руси звали сударынями, сударушками, а к мужчин– «сударь». (Показ слайда: люди в русской национальной одежде)
В: Ребята, хотите узнать, как зовут наших гостей, спросите вежливо кукол, как их зовут? Только спросите так, как раньше на Руси говорили.
Д: Как вас звать сударыня и сударь?
Куклы: Меня зовут Марьюшка – свет Васильевна, а моего братца - Иванушка.
В: Что можно сказать про имена наших гостей, какие они?
Д: Красивые, ласковые, нежные, добрые.
В: Правильно, имена ласковые, чисто русские. Обратите внимание на внешность Марьюшки и Иванушки.
В: Сегодня мы с вами заглянем в прошлое, чтобы поточнее узнать об одежде людей на Руси. Займите места в нашей машине времени, путешествие начинается! (Звучит звук будущего, дети садятся на стульчики). Давным-давно одежда служила только для защиты людей от холода или жары. Но постепенно одежда стала приобретать большое значение в жизни людей. В старее времена над всем царил обычай. Человек одевался в зависимости от положения, которое он занимал в обществе. Поэтому одежду шили из разных тканей и она была разного фасона. Например, занимал человек важный пост в государстве, так должен был с утра до вечера не снимать торжественного костюма, как бы тяжело ему не было. Говорить он должен был важно и смотреть повелительным взором. (Показ слайда: высокопоставленный человек в русской национальной одежде).
В: Попробуйте изобразить такого человека.
Игровое упражнение «Изобрази». (Дети встают и проходят важной походкой, повелительно смотря по сторонам)
В: Давайте посмотрим, во что одета Марьюшка.
Ответы детей: Одета она в белую льняную рубаху и сарафан до пят. Волосы у Марьюшки в косу заплетены.
В: Основной одеждой женщин была длинная сорочка. Поверх сорочки надевали сарафан. (Показ слайда: сорочка и сарафан).
Для тепла поверх сарафана надевали душегрею. (Показ слайда: душегрея).
- Как образовалось это слово? (Душу греет).
Это короткая, чуть ниже талии очень широкая сборчатая одежда на лямках. Более длинной одеждой, согревающей не только душу, но и тело было…
- Как бы вы называли такую одежду? (Телогрея). (Показ слайда: телогрея).
- А какие головные уборы носили девушки? (Платки, кокошники)
Женские головные уборы были разными для девушек и замужних женщин. (Показ слайдов: кокошники, косынки). Девушки могли носить волосы распущенными или заплетать их в косы. Женщины свои волосы должны были прятать.
В: Итак, женская одежда – это… (Продолжите фразу).
Д: Сорочка, сарафан, душегрея, телогрея, кокошник, платок.
В: Во что же одет Иванушка?
Д: В рубаху, штаны, сапоги; рубаха подпоясана поясом самотканым.
В: Главными частями мужской одежды были рубаха и порты. (Показ слайда: мужчина одетый в рубаху и порты).
Рубаху делали длинной и подпоясывали так, чтобы больше выдавался живот. Толстыми животами в ту пору гордились.
Поверх рубахи и портов надевали верхнюю одежду, например кафтаны. (Показ слайда: кафтан)
Их носили и бедные и богатые. У кафтанов иногда делали очень длинные рукава, гораздо длиннее рук.
- А что носили мужчины на голове? (Кепки, шляпы, шапки)
- Мужской головной убор того времени - колпак, это была высокая, остроконечная, обшитая по краю мехом, шапка. (Показ слайда: шапки «колпаки»).
В: В холодную зимнюю носили шубы. (Показ слайда: женщина и мужчина одетые в шубы). Кто победнее, шили шубы из овчины, козьего, волчьего и медвежьего меха. У богатых и знатных шубы были из песца, лисицы, белки, куницы.
- В какой сказке старик вез своей бабе лису на воротник?
Д: «Лиса и волк»
В: Давайте ещё раз скажем из каких частей состоит мужской костюм?
Д: Рубаха, порты, кафтан, колпак, шуба.
В: Ребята, вы наверное немного устали. Предлагаю вам отдохнуть.
(Дети встают со стульев, выполняется физкульт минутка под музыку « Ой вы сени мои сени»)
В: Вы заметили, какой интересный узор вышит на нашей одежде? Он называется орнаментом. В орнаменте каждый элемент имеет определенный смысл.
В: Например: (Показ слайдов: вышивки на рубахах, сарафанах, увеличенные в размере для подробного рассмотрения)
-Знак солнца. Что оно дарит людям?
Д: Тепло, добро.
В: Поэтому и сам знак обозначает плодородие, счастье, благополучие.
-На что похож этот знак? (на волны, на реку). Это знак воды. Ручеек журчит и веселит нас, несет радость, веселье.
-Другой знак – засеянное поле. Он приносит счастье, богатство, достаток.
-Каждый цвет в одежде обозначает что-то свое:
Красный – благополучие, (хорошую жизнь)
Желтый – тепло и ласку,
Синий – радость,
Черный – богатство.
В: Посмотрите и в костюмах наших гостей есть эти цвета?
Д: Да есть.
В: Ребята, а теперь мы с вами отправимся в мастерскую и будем расписывать русские народные костюмы. (Дети садятся за равбочие столы на которых находятся цветные карандаши и трафарет Р.Н. костюма, раскрашивают его, рисуют орнамент. Пока дети выполняют работу звучит русская народная песня «Во поле берёза стояла»
После окончания работы воспитатель предлагает детям выполнить упражнение.
В: Физминутка: Вышивали, вышивали, (Симметричные круговые движения руками)
Наши пальчики устали (Сжимание и разжимание кулачка)
А теперь мы отдохнем, (Ладони положить под щечку)
И опять играть пойдем. (Шевеление пальцами обеих рук).
В: Молодцы, ребята, давайте посмотрим, какие узоры у вас получились. (Ребята встают и осматривают работы.)
- Недаром в народе говорится:
Не то дорого, что шито золотом,
А то дорого, что доброго мастера.
- Вот такими добрыми мастерами сегодня были вы.
В: Всю одежду женщины шили сами, и только в городах князьям и боярам шили одежду специально выученные люди.
- Как они назывались? (Портные).
- Одежду на Руси берегли, не выбрасывали, передавали по наследству, перешивали и донашивали до полной ветхости.
Шло время. Постепенно шитье одежды и обуви стало делом специалистов. Раньше и портные назывались по - разному, в зависимости от того, что они шили.
- Ребята, давайте встанем в круг и поиграем с вами в игру «Кем я буду» (необходимо взять мячик)
Если я шью шубу – значит я шубник,
А если я шью кафтан- то я …(кафтанник),
(шапошник, рукавичник, карманник, сарафанник, рубашник, шапошник, сорочник, душегрейник, телогрейник).
- Молодцы, ребята! Вот мы и узнали, во что, одевался русский люд в старину. С тех пор многое изменилось, но кое-что сохранилось до наших дней.
- Сегодня наше путешествие закончилось. Ребята, а для чего нам нужны знания о русском народном костюме? (Чтобы сшить костюм для куклы).
- И так, мы с помощью машины времени заглянули в прошлое, давайте возвращаться домой. Закроем глаза повернемся вокруг себя. Откроем глаза, вот мы с вами и снова в нашей группе. Что нового вы узнали о русском костюме? (Ответы детей).
В: Ребята, что нового вы для себя сейчас узнали? Что вам (не) понравилось на занятии? Мне сегодня очень понравилось, как вы справились с …, порадовал меня сегодня …
Занятие № 2
Конспект
познавательной деятельности
в старшей группе№ 4
2013 – 2014 уч.гг.
ТЕМА: «История валенок».
Цель:
- Закрепить знания детей о производстве валенок, их назначении, обычаях, связанных с этой обувью, связно и последовательно выражать свои мысли, отвечать на вопрос.
- Учить обыгрывать знакомые сказочные произведения, используя в речи монологи и диалоги.
- Развивать творческую активность, воображения, образное мышление.
- Воспитывать любовь к народному творчеству, желания украшать изделия самостоятельно проявив фантазию, поощрять добрые отношения, внимание друг к другу.
Предварительная работа.
Оформить групповую комнату как мастерскую. - Нанести пластилин на картонную форму валенка.
- Провести беседу на тему: «Откуда появились валенки», «Как делают валенки», познакомить с обычаями, связанными с этой обувью.
- Заучить пословицы, поговорки о труде, мастерстве, загадки по теме «Валенки».
- Инсценировка сказки «Валенки для Бабы-яги».
- Рассматривание иллюстраций, картинок, фотографий по теме «Валенки».
Беседа, рассматривание разных видов валенок;
- Чтение художественной литературы: Михаил Пришвин “Дедушкин валенок”, Сергей Гришунин “Дедушкины валенки”, Владимир Новиков. Сказка “Теплые валенки”;
- Рассматривание иллюстраций, фотографий разных видов валенок, обсуждение их;
- Разучивание песен, стихов;
- Прослушивание аудио записи русской народной песни “валенки”
- Дидактические, подвижные игры;
- Решение проблемной задачи: “Как можно использовать валенки не по назначению”
Материал к занятию.
Поделки- валенки: теремок, конь, мышка, ёжик, утюг, кулек, подарок; валенки, украшенные тесьмой, бусинками, кружевом; валенки-зайцы (три пары).
Шапочки-маски зайца, волка, лося, платок для бабы-яги. Большие искусственные деревья: ель и береза. Два телефонных аппарата, детская гладильная доска. Натуральная овечья шерсть, схемы-таблицы на тему «Как делают валенки».
Скорлупа фисташек, семечки, арбузные семечки, горох, фасоль; тарелочки, салфетки (для вытирания рук). Вырезанный из картона валенок, на который нанесен пластилин (на каждого ребенка).
Словарная работа.
Катанки, самовалочки, чесанки; мастер – валяльщик, колодка, войлок.
Содержание НОД:
Ход занятия.
Ребята проходите в группу, отгадайте загадку.
Их на ноги надевают,
Но это не сапоги
Из шерсти сделаны,
Но не носки. (Валенки)
Правильно - это валенки.
Я вас сегодня хочу пригласить в мастерскую. Проходите, рассаживайтесь поудобнее. Вы, наверное, догадались, о чем мы сегодня будем говорить?
Верно, о валенках.
Ребята, скажите, а для чего нужны валенки?
(Чтобы ходить зимой)
Посмотрите, у меня в мастерской много валенок, все они разные, необычные. Скажите, во что можно превратить обычный валенок?
(в лошадь, в теремок, в мышку, в ёжика; валенки можно просто украсить тесьмой, кружевом, бусинками, цветочками и т.д.)
А из чего сделаны валенки, из какой шерсти?
(Из овечьей)
Верно, шерсть состригают так, чтобы ни одно животное не пострадало.
(Показываю шерсть). Потрогайте ребята, шерсть какая?
(Мягкая, пушистая…)
Именно из такой шерсти и делают валенки. Но чтобы эту шерсть превратить в валенки требуется несколько дней тяжелой работы. Я вам уже рассказывала, как делают валенки, давайте вспомним, а помогут нам схемы.
(Выставляю схемы – таблицы). Сначала шерсть состригают с овечек, потом обрабатывают кипятком или паром. Затем взбивают шерсть в общую массу, получают войлок. Войлок катают сначала на столе, потом на колодке, пришлепывают, прижимают. Получается большой валенок. Потом валенок стирают, красят, сушат, зачищают.)
Ребята, а вы знаете, как в народе ласково называют валеночки?
(Катанки, самовалочки, чесанки.)
А теперь, послушайте, что я вам расскажу о валенках. В давние времена на Руси валенки были очень дорогим подарком. Молодой парень считался завидным женихом, если у него были валенки. Валенки берегли, носили по очереди, передавали по наследству. А что вы еще знаете о валенках?
Ответы детей:
-Валенки не только согревают, но и лечат, потому что они сделаны из натуральной шерсти. Через ноги тепло расходится по всему организму и выгоняет болезнь.
-Валенки носили солдаты во время войны, поэтому они не мерзли и победили врага.
-Даже цари и царицы любили носить валенки.
-Старые валенки не нужно выбрасывать. Если их поставить в огороде, под куст, шмели в них сделают домик и на следующий год будет хороший урожай. Молодцы, вы много знаете о валенках. А теперь давайте поиграем, и опять нам пригодиться валенок.
Физминутка.
Дети встают в круг, передают под музыку валенок, с окончанием музыки кому достался валенок тот выходит танцевать.
А теперь я предлагаю вам стать мастерами. Садитесь за столы, мы сегодня с вами будем украшать валенки. Посмотрите, на валеночки уже нанесен пластилин. Скажите, что у вас лежит в тарелочках, какой материал?
(Горох, фасоль, семечки, скорлупки от фисташек, семена дыни, арбуза.)
Этими материалами мы будем украшать валеночки, а узоры будете придумывать сами. Каждый из вас должен придумать свой узор. Приступайте к работе. (Дети выполняют работы).
Какие красивые сказочные валеночки у вас получились. Я думаю, что эти валенки приведут нас в сказку.
Любят русские зимою
В стужу валенки носить
Мы ж из валенок решили
Чудо – сказку сочинить.
Выходите ребята из-за столов и надевайте маски.
Не за синими горами, не за темными лесами, а в городе Москве, в детском саду N 1387, открылась мастерская. Трудятся в ней славные мастера. Они работают да приговаривают:
Мастера – дети (прибаутки):
У всякого Матвея – своя затея!
У всякого Мишки свои делишки!
У всякого Ромы – свои приемы!
Не за тем руки даны, чтобы даром болтались.
Воспитатель.
В мастерской зазвонил телефон
Мастер.
Алло! Мастерская слушает.
Баба-яга.
Здравствуйте! Это я, Баба-яга! Ребятушки, помогите мне! Приготовила я для своих внучат подарки – валеночки, положила их в сундук. Глядь, а они все в дырках! Это моль зловредная надо мной подшутила. Выручайте, деточки, пришлите мне новые валеночки.
Мастер.
Не волнуйся, бабушка, будут тебе новые валенки.
Воспитатель.
Именно такие есть у нас в мастерской, их и моль не съест, и внучата рады будут.
Собрали мастера валеночки, и пошли к Бабе-яге. Но вот беда: точного адреса никто не знает. В лесу улиц нет, берлоги, норки, дупла без номеров.
Как бабушку отыскать?
Думали – думали да и надумали у зверей помощи просить.
Выбегают зайцы.
Мастер.
Здравствуйте зайцы! Не знаете ли вы дорогу к избушке Бабы-яги?
Зайцы.
Мы так далеко в дремучий лес не бегаем, мы еще маленькие! Нам мама не разрешает! Вы идите прямо, прямо, дойдете до пушистой ёлки, там живет Серый волк. У него спросите, он знает.
Мастера доходят до ёлки. Возле ёлки волк (ребенок в шапочке-маске) поделкой- утюгом гладит простыню.
Мастер.
Здравствуй, серый волк!
Волк.
Здравствуйте! Что это вы в лесу бродите? Ни грибов, ни ягод уже давно нет.
Мастер.
Да вот, валенки несем Бабе-яге, а точной дороги не знаем. Может, проводишь нас?
Волк.
Некогда мне, не видите, я белье глажу. Вы идите вперед, дойдете до высокой березы – там лось прогуливается. Он вам поможет.
Мастера идут к березе. Им навстречу выходит лось (ребенок в шапочке-маске).
Мастер.
Здравствуй лось! Нас к тебе волк отправил. Помоги нам, пожалуйста, отведи нас к Бабе-яге! Мы ей валенки несем.
Лось.
Эти? Хороши! Отведу я вас к Бабе-яге! За это вы мне тоже валенки смастерите. А то зимой копыта по льду скользят, да и стучат громко, когда по асфальту через шоссе перехожу.
Мастера с лосем идут к избушке.
Лось.
Ну, вот и пришли!
Мастер.
Здравствуй, бабушка! Насилу мы тебя нашли. Вот принесли тебе валеночки.
Баба-яга.
Ой, спасибо ребятушки! А я для вас гостинцы приготовила (отдает валенок с конфетами мастерам).
Тут и сказочки конец, а кто слушал молодец. Все дети подходят к воспитателю и встают в круг. (Итог занятия)
Что было самое интересное на занятии? Что больше всего запомнилось? Что было самым трудным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с русским народным костюмом»
Интегрированное занятие (беседа+рисование)...
Конспект занятия в старшей группе «Люблю березку русскую…»
Конспект занятия с использование интерактивной доски...
Конспект занятия в старшей группе на тему: "Русская кухня".
С чего начинается патриотизм? Наверное, с изучения быта своего народа.. Об этом представленное занятие....
Конспект занятия в старшей группе "Богатыри земли русской"
формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской. Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских б...
Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с русским народным костюмом»
Познакомить детей старшего дошкольного возраста с элементами русского национального костюма посредством исследовательской деятельности....
Конспект занятия в старшей группе «Коми народный женский костюм».
Конспект занятия в старшей группе «Коми народный женский костюм». Содержание направлено на интерес к традиционным ценностям коми народа, этнокультуре. Отражено ...
Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с русским костюмом»
данный материал поможет педагогам в интересной форме познакомить дошкольников с руссим национальным костюмом...
- Мне нравится (1)