Игровой метод проведения занятий по физической культуре в дошкольном образовательном учреждении
консультация

Макейчева Оксана Николаевна

Игровой метод проведения занятий по физической культуре в дошкольном образовательном учреждении (консультация для педагогов)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

 «Игровой метод проведения занятий по физической культуре в дошкольном образовательном учреждении»

Консультация для педагогов «Игровой метод проведения занятий по физической культуре в дошкольном образовательном учреждении»

Значение двигательной активности для роста и развития ребенка -необходимая потребность человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, так как движение – это важное средство воспитания.

Ведь только двигаясь ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Движение - фундамент настоящего и будущего здоровья детей, их гармонического физического развития. Это важнейшее условие и средство общего развития ребенка, формирования его психики, способностей, жизненной активности.

В своей работе педагоги дошкольных образовательных учреждений используют формы работы, через которые достигается повышение двигательной активности детей. Для достижения необходимого уровня двигальной активности педагоги проводят : утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, подвижные игры и физические упражнения, физкультурные праздники и т. д. Важно не забывать про активность и на прогулке. Прогулка - средство реализации двигательной потребности детей. Для этого нужно во время прогулки проводить игровые упражнения, подвижные игры, спортивные упражнения, игры с элементами спорта. При условии проведения ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке можно расширить двигательный опыт детей, совершенствуется имеющиеся навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируется самостоятельность, активность, положительное взаимодействие со сверстниками. Во время проведения игр на прогулках необходимо грамотное педагогическое руководство, как в организованных, так и в самостоятельных играх. Важно следить педагогу за своевременным переключением деятельности дошкольников с одного вида занятий на другой.

За все время прогулки, проведения различных видов деятельности важно не выпускать каждого ребёнка из поля зрения педагогов

Педагог должен уделять большое внимание спортивного инвентаря, который устанавливается на участке или выносится из группы в соответствии с погодными условиями. При соблюдении условия использования должного оборудования во время прогулки способствует совершенствованию основных движений, спортивных игр и упражнений, а также подвижных игр.

Особое внимание педагог уделяет развитию самостоятельности и творчества ребенка в его двигательной деятельности на прогулке, благодаря чему у ребенка развивается инициативность, повышаются навыки самоорганизации, создаются оптимальные условия для самовыражения, самореализации, совершенствования психофизических и личностных качеств.

Большие возможности для развития движений детей имеются на прогулке, особенно в весеннее - летний период.

Проведения подвижных игр на прогулке.

Характер и содержание деятельности детей во время прогулке определяется их возрастными и индивидуальными особенностями.

На прогулке длительность игр и упражнений составляет 10-12 мин., если в этот день планируется физкультурное занятие, 30-40 мин. в остальные дни. Вечером подвижным играм и физическим упражнениям необходимо отводить 10-15 мин. Эта форма работы открывает широкие возможности для физического совершенствования детей, укрепления их здоровья и закаливания. Важно, чтобы в распоряжении детей был игровой материал, физкультурные пособия и инвентарь, стимулирующий двигательную активность.

При правильной организации и содержании подвижных игр у детей воспитывается внимание и наблюдательность, дисциплина, умение владеть своими чувствами и движениями, а, следовательно, развивается воля и вырабатывается характер. Поэтому важно подбирать подвижные игры, соответствующие возрасту и развитию ребенка.

При проведении подвижных организованных игр очень важна роль воспитателя, которому необходимо не только знать правила игры, но и умело руководить ее процессом, чтобы осуществить цели, поставленные в игре.

Содержание игр и физических упражнений на прогулке необходимо предварительно продумать. Они должны соответствовать следующим требованиям:

1. Использование упражнений преимущественно динамического характера, направленных на развитие различных групп мышц, упражнений требующих высокой координации движений;

2. Соответствие игр и упражнений сезону года, погодным условиям;

3. Применение разных способов организации дошкольников;

4. Рациональное использование оборудования и инвентаря, предметов окружающей среды;

5. Создание благоприятных условий для положительных эмоциональных и морально-волевых проявлений детей;

6. Активизацию детской самостоятельности;

7. Стимулирование индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

Подвижные игры с разными видами движений (бегом, прыжками, метанием, лазанием) планируются на прогулке ежедневно. Каждую неделю детям предлагается для разучивания новая подвижная игра, которая повторяется в течение месяца 2-3 раза в зависимости от сложности содержания. Кроме того, каждый месяц проводится по 6-8 подвижных игр освоенных ранее.

Методика проведения подвижных игр.

Сбор детей на игру

Младший дошкольный возраст

Средний дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

- сюрпризный момент;

- атрибуты к игре;

- художественное слово;

- переход от совместной ролевой игры.

- отгадывание загадок

- сбор по условному сигналу;

- напоминание игры;

- сбор по предварительной договоренности.

- беседа;

- поручить сбор кому-то из детей.

Объяснение правил

- в ходе игры;

- при помощи образного рассказа;

- слова заучивают в ходе игры;

- прием подговаривания.

Новая игра

Знакомая игра

Новая игра

Знакомая игра

- объяснение правил до начала игры;

- вопросы на закрепление правил;

- слова заучивают заранее

- напомнить правила игры, задавая вопросы

- объяснение правил до начала игры;

- зрительная ориентация;

- пробный ход, схемы.

- дети рассказывают правила;

- самостоятельно придумывают новый ход игры.

Выбор водящего

- по желанию детей;

- по выбору воспитателя в новой игре;

- главную роль берет воспитатель

- по желанию детей;

- по выбору воспитателя;

- по считалке.

- по желанию детей;

- по выбору воспитателя;

- по жребию;

- в качестве поощрения.

На роль ведущего выбирают проигравшего

Руководство ходом игры

- сигнал к началу игры;

- подсказывание правил в ходе игры;

- показ движений

- совет, напоминание;

- сигнал к началу игры;

- при нарушении правил остановить игру и напомнить правила игры

- совет, напоминание;

- сигнал к началу игры;

- подсказать как выиграть;

- помощь в решении конфликта.

Итог игры

- положительная оценка после каждого тура игры

- положительная оценка в конце игры и похвала по ходу;

- выделить кто играл лучше всего.

- анализ игры по вопросам воспитателя;

- объяснить как можно изменить правила в следующий раз.

При проведении игр следует использовать разные способы организации детей. При организации знакомых игр воспитатель может предоставить детям возможность самим вспомнить и рассказать содержание правил. Педагог обращает внимание лишь на важные моменты в игре, от которых зависит её ход и выполнение правил. При разучивании новой подвижной игры необходимо дать чёткое, лаконичное объяснение её содержания. После объяснения воспитатель сразу переходит к игре и в ходе её уточняет то, что недостаточно хорошо запомнили дети. Большое значение имеет подведение итогов, оценка результатов, действий детей, их поведения в игре. К обсуждению результатов игры привлекают дошкольников, приучают их оценивать своё поведение и поведение товарищей. Это способствует формированию положительных взаимоотношений в процессе двигательной деятельности детей.

Педагогическое руководство двигательной активностью детей в самостоятельной деятельности на прогулке.

Помимо организованных форм работы по развитию движений в двигательном режиме детей большое место занимает самостоятельная деятельность. У ребёнка появляется возможность играть, двигаться по собственному желанию. Однако и здесь его действия зависят во многом от условий, создаваемых взрослыми. Важно побуждать детей к самостоятельности и проявлению творческой инициативы при организации и проведении игр. При правильном руководстве двигательной активностью детей можно повлиять на разнообразие их игр, движений не подавляя инициативы.

Таким образом, в руководстве двигательной активностью детей на прогулке могут быть выделены 2 основных этапа. Вначале устанавливаются контакты воспитателя с каждым ребёнком, выясняется его интерес к играм и физкультурным пособиям, выявляется наличие у него двигательного опыта. На этом этапе могут быть применены следующие методы и приёмы : совместное выполнение упражнений ребёнка с воспитателем или другими детьми; объяснение и показ более сложных элементов движения; поощрения. Основным направлением руководства двигательной активности детей является обогащение её разнообразными движениями.

На втором этапе осуществляется более интенсивное воздействие воспитателя на двигательную активность дошкольника. Мало подвижные дети вовлекаются в деятельность, которая способствует развитию интереса к играм и физическим упражнениям. Подвижных детей нацеливают на спокойную деятельность, которая способствует снижению двигательной активности.

В процессе руководства двигательной активностью детей значительное место должно отводиться показу разнообразных движений с физкультурными пособиями. При этом важно учитывать индивидуальные проявления каждого ребёнка. Так, чрезмерно подвижным детям следует показать действия, требующие точности выполнения при пользовании пособием. Малоподвижным детям можно предложить активные действия и движения, не требующие точности выполнения: прыгнуть из обруча в обруч, через скакалку и т. д. Необходимым приёмом в руководстве двигательной активностью является сосредоточение чрезмерно подвижных детей на играх и упражнениях низкой интенсивности (дидактические игры, игры с песком и т. д., а мало подвижных - на выполнение упражнений с использованием физкультурных пособий (лазание по гимн, стенке, бег со скакалкой и т. д.). Все предложенные педагогические приёмы и методы индивидуально-дифференцированного подхода к детям должны строится с учётом интереса ребёнка к играм и разным видам деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Безопасность жизнедеятельности детей на занятиях физической культурой в дошкольном образовательном учреждении

Безопасность жизнедеятельности детей на  занятиях физической культурой в дошкольном образовательном учреждении....

Технология тренировочно – игровых занятий физической культурой в дошкольном образовательном учреждении

В дошкольном возрасте закладывается основа для физического развития, здоровья человека в будущем. Этот период детства характеризуется постепенным совершенствованием всех функций детского организма. Ст...

Профилактическая работа на занятиях физической культуры в дошкольном образовательном учреждении. Опыт работы.

Цель: осуществлять профилактическую и коррекционную работуЗадачи профилактического направления:Оздоровительные задачи:- коррекция плоскостопия;- использование специальных физических упражнений и масса...

Формирование универсальных компетентностей образовательной деятельности по физической культуре в дошкольном образовательном учреждении

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬПЕДАГОГА  образование, включающее в себя не только комплекс знаний и умений, но и ценностные ориентации, свойства и качества личности...

«Игровой метод проведения занятий по физической культуре в дошкольном образовательном учреждении»

laquo;Игровой метод проведения занятий по физической культуре в дошкольном образовательном учреждении»...

Консультация для педагогов "Игровой метод проведения занятий по физической культуре в дошкольном образовательном учреждении".

Игра — единственная всепоглощающая и самая любимая деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Разнообразие детских игр безгранично. Игра позволяет ребенку удовлетворять...