Конспекты занятий НОД по формированию представлений о ЗОЖ в старшей группе
учебно-методический материал (старшая группа)

 Сапоненко Оксана Николаевна

Конспекты занятий НОД по формированию представлений о ЗОЖ в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx29.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспекты занятий НОД по формированию представлений о ЗОЖ в старшей группе

Конспект НОД «Путешествие в страну здоровья» для старшей группы

Цель: Воспитывать привычку здорового образа жизни.

Задачи: Формировать умение заботиться о своем здоровье.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Развивать внимание, мышление, память.

Воспитывать сознательное отношение к своему здоровью.

Предварительная работа:

Беседы: «Зачем делать зарядку»

«Как стать сильным»

«Откуда берутся болезни»

«Для чего нужны витамины»

Просмотр мультфильмов: «Ёжик и здоровье»,

«Лунтик», «Невидимая грязь»

Методы и приемы: наглядные, словесные, практические.

Материал: компьютор, д/игра «Полезное и вредное», музыкальная запись, игра «Загадки - отгадки», иллюстрации растений, овощей и фруктов, бумага, краски, салфетки, корзинка с яблоками.

Ход занятия:

Здравствуйте. Вы любите путешествовать? «Как хорошо,

Как хорошо.

Отправиться с друзьями.

В загадочное путешествие, Пойдемте вместе с нами!» Здравствуйте, говорим мы друг другу, когда встречаемся утром. Это – значит, мы желаем друг другу здоровья. Потом все дружно мы идем на зарядку. Предлагаю сделать небольшую разминку перед путешествием.

«Рано утром на полянку Друг за другом мы идем.

И все дружно по порядку

Упражнения начнем.

Раз - подняться, подтянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три в ладони три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Включаем компьютор, смотрим почту.

Видим Айболита. Он просит помощи, на них напали микробы.

(экран гаснет)

Что же случилось? Айболит находится в стране здоровья.

Нам нужно срочно попасть туда. На каком транспорте нам быстрее доехать?

Ответы детей.

Пальчиковая гимнастика.

«Начинаем колдовать,

Дверь ракеты открывать. Хоть замочек очень крепкий,

Мы его сперва покрутим,

А потом три раза дунем,

Покачаем - раз – два - три-

Дверь замочек отомкни.

Двери открываются

Путешествие начинается»

Вот мы и прибыли в страну здоровья, но нас никто не встречает.

Что же случилось. Неужели все заболели.

На экране появляется микроб.

- Быть здоровым чепуха. Апчхи!

Что случилось с жителями страны и доктором Айболитом?

- Они все заболели и вы сейчас заболеете.

Ну, уж нет. Дети знают, что нужно делать, чтобы быть здоровыми.

Игра «Загадки – отгадки»

1. Гладкое, душистое, моет чисто… (мыло)

2. Все микробы точно плеткой выгонит (зубная щетка)

3. Если на нос сели кляксы

Кто тогда нам первый друг?

Снимет грязь с лица и рук (вода)

4. Лег в карман и караулю реву,

Плаксу и грязнулю.

Все утру потоки слез, не забуду и про нос (носовой платок)

5. Микроб исчез, но появился другой.

Зарядку делать не люблю и сейчас вас заражу. «Рано утром на полянку Друг за другом мы идем.

И все дружно по порядку

Упражнения начнем.

Раз - подняться, подтянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три в ладони три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

- Остановитесь! Я зарядку не люблю и сейчас я упаду.

Микроб исчезает.

Мы справились с ними. Нам помогли наши знания. Приходит Айболит. Вот так молодцы! Справились с микробами.

А сейчас попрошу всех встать.

«Прошу красиво встать. И команды выполнять!

Все дышите, не дышите!

Всё в порядке, отдохните.

Каждый весел и здоров

И не надо докторов»

Какие витамины вы знаете?

Ответы детей.

Есть растения, которые убивают микробов (лук, чеснок, ромашка) Есть овощи и фрукты, которые содержат много витаминов, их тоже боятся микробы.

«Красна девица сидит в темнице, а коса на улице» (морковь)

«Не шит не кроен, а весь в рубцах; без счету одежек и все без застежек» (капуста)

«Алый сапог в земле горит» (свекла)

«Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает» (лук)

«Две сестры летом зелены. К осени одна краснеет, другая чернеет» (смородина)

«Круглое, румяное, я расту на ветке. Любят меня взрослые и маленькие детки» (яблоко)

Доктор угощает детей витаминами – яблоками.

А нам возвращаться пора и нарисовать рисунки о своем путешествии в страну здоровья.

Дети рисуют.

Рассматривают готовые рисунки, рассказывают, что они нарисовали.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Чистота и здоровье нашей кожи» в группе старшего возраста

Программные задачи:

- дать детям знания о значении кожи для животных и людей; её основных функциях (чувствительность, защитные качества);

- развивать умение принимать проблемно-познавательную задачу, использовать обследовательские действия для ее решения; -

устанавливать связи (сравнивать);

- развивать желание узнавать о себе, стремление содержать свое тело в чистоте;

- познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями.

ПЛАН:

1. детская игра «Чудесная коробочка» (с лоскутками).

2. Беседа о коже человека (животных).

3. Появление «Грязнули».

4.Опыты: - лед (холод) - тепло;

- намочить (подуть);

- растягивание кожи;

- ущипнуть (боль);

- обследование лупой;

- отпечатки пальцев на бумаге (рассматривание).

5. Знакомство с мылом (мытье рук).

6. Итог занятия (правила ухода за кожей).

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, у меня в руках «Чудесная коробочка». Давайте посмотрим что в ней? (лоскутки). Лоскутки, которые мне что-то напоминают (Что). Давайте их потрогаем, закрыв глаза. Кто расскажет какой это лоскуток? Что он нам напоминает? (На ощупь). А этот? А у кого такая же гладкая кожа, как этот лоскуток?

Давайте потрогаем, погладим нашу кожу. Какая она?Посмотрите внимательно: Что вы видите на коже? А чем у птиц покрыта кожа? А у рыбы? А для чего у белочки и у медведя кожа покрыта теплой шерстью?

- Появляется Грязнуля.

Воспитатель: Мальчик, почему ты такой чумазый?

Грязнуля: Я прочитал стихотворение «Вредные советы»,вот послушайте:

НИКОГДА НЕ МОЙТЕ РУКИ,

ШЕЮ, УШИ И ЛИЦО.

ЭТО ГЛУПОЕ ЗАНЯТЬЕ

НЕ ПРИВОДИТ НИ К ЧЕМУ.

ВНОВЬ ИСПАЧКАЮТСЯ РУКИ,

ШЕЯ, УШИ И ЛИЦО.

ТАК ЗАЧЕМ ЖЕ ТРАТИТЬ СИЛЫ,

ВРЕМЯ ПОПУСТУ ТЕРЯТЬ…

- И ТЕПЕРЬ Я МЫТЬСЯ ВООБЩЕ НЕ ХОЧУ!

Воспитатель: Дети, прав ли Грязнуля? Почему? Чем покрыты части тела которые назвал грязнуля? (кожей).

Грязнуля: Подумаешь, грязная кожа, она мне и чистая не нужна. Без кожи лучше. Зачем она?

Воспитатель: Давайте вместе с Грязнулей разберемся, зачем человеку нужна кожа? Воспитатель показывает детям закрытую коробочку, внутри которой находится лед.

Воспитатель: Как узнать, что находится в коробочке, не заглядывая внутрь? (потрогать руками) Что внутри? Как узнали? Что почувствовали? (холод) Чем почувствовали?

Грязнуля: - Руками, а кожа ничего не чувствует.

Воспитатель: Как узнать чувствует кожа или нет? (Воспитатель дотрагивается до разных участков тела детей холодными и теплыми предметами (эл. грелка, и дети говорят, что они чувствуют. Беседуют о том, что происходит с кожей, когда человеку холодно и жарко - сжимается, покрывается «мурашками» становится влажной от пота. Организуется исследовательская деятельность «Для чего на коже выступает пот, когда человеку жарко». Детям предлагается намочить одну руку в воде, а другую оставить – сухой. Подуть на обе руки по очереди и сделать вывод о том, что влажной руке холоднее.

Воспитатель: Чем помогает человеку кожа? (Человек чувствует холод и тепло при помощи кожи, она защищает человека от перегревания и переохлаждения).

Воспитатель: Что произойдёт, если кожа будет грязная, как у Грязнули? (Грязь заполнит поры, будет мешать поту выходить на поверхность, человеку будет плохо от перегревания.)

Воспитатель: Узнаем растягивается ли кожа? Осторожно двумя пальцами соберите кожу в складку а затем отпустите. Почему кожа вернулась в исходное положение? Представьте, если бы кожа не тянулась, а человек всё рос и рос, что бы произошло? Зачем кожа растягивается?

Воспитатель: Попробуйте ущипнуть себя за кожу. Что вы почувствовали? (Боль). Догадайтесь почему человеку больно, когда он поранит кожу? (кожа чувствует боль).

Грязнуля: Вот видите, без кожи лучше, не будет больно!

Воспитатель: Зачем человеку нужно, чтобы кожа чувствовала боль? Представьте, что человек поранился. Если бы кожа не чувствовала боль, то он бы не заметил рану. Что бы получилось? (Попали бы микробы, человек заболел, стал плохо себя чувствовать.)

- Почему после порезов остаются шрамы, а не раны? (Кожа зарастает чтобы не попали микробы).

- Так зачем же ещё нужна кожа? (помогает человеку защищаться от микробов).

Грязнуля: Надо же какая кожа полезная! Интересно, а из чего она состоит? (организуется обследование кожи при помощи увеличительного стекла. Дети рассматривают волоски, поры, родинки и т. д., сравнивают кожу друг друга, находят отличая).

Воспитатель: Рисунок кожи у каждого человека разный (детям предлагается оставить на бумаге отпечатки пальцев, рассмотреть их, сравнить с рисунками других детей).

Грязнуля: Вы меня уговорили, теперь я знаю, зачем человеку нужна кожа. Пошли вместе мыть руки?

Воспитатель: Хорошо, Грязнуля,но сначала отгадай мою загадку:

Это наш хороший друг

Терпеть не может грязных рук

На грязь оно сердится,

В руках оно вертится,

Запенится вода.

От страха грязь бледнеть начнет

И побежит, и потечёт,

Исчезнет без следа.

А руки станут чистыми,

Душистыми, душистыми

Узнаем без труда.

- Правильно это мыло!

Возьмите в руки по кусочку и скажите: какое мыло, что можно о нём сказать? (гладкое, душистое, скользкое, разноцветное, имеет запах и форму).

- А для чего нужно мыло? Разве нельзя вымыть руки обыкновенной водой? Правильно, мыло отмывает грязь, уничтожает микробы и неприятные запахи. Мыло, которым моют руки - называется туалетное (но бывает еще хозяйственное, банное, жидкое, детское).

(мытьё рук)

Грязнуля: Большое вам, ребята, спасибо, что научили меня ухаживать за своей кожей. Я теперь всегда буду чистым и опрятным, ведь болеть мне совсем не хочется. До свидания!

Воспитатель: До свидания, Чистюля! А мы ребята давайте с вами ещёраз вспомним правила ухода за кожей:

1) Моемся каждый день тёплой водой с мылом.

2) Вытираемся насухо.

3) Не расчесываем кожу.

4) В холодную погоду защищаем кожу от мороза, особенно уши, руки, нос.

5) Гуляя в лесу, не трогаем незнакомые растения. Они могут повредить коже.

Занятие НОД в старшей группе «Где прячется здоровье?»

Цель: обобщение знаний о составляющих здорового образа жизни.

Задачи:

Воспитательные: воспитывать у детей желание заботиться о своем здоровье.

Образовательные: обобщить знания о взаимосвязи здоровья с двигательной активностью, закаливанием, гигиеной одежды и тела, режимом дня, пребыванием на воздухе и правильным питанием; закрепить навыки здоровьесбережения посредством выполнения физических упражнений.

Развивающие: развивать физическую и мыслительную активность, воображение, познавательный интерес.

Интеграция образовательных областей:

Физическое развитие: формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие: социализация, развитие общения, нравственное воспитание.

Познавательное развитие: развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Речевое развитие: звуковая культура речи.

Методы: словесный, словесно-наглядный, практический.

Педагогические технологии: метод проблемного изложения, исследование, мнемотехника.

Самоанализ занятия по НОД в старшей группе

Занятие проведено в рамках "Недели здоровья" в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной образовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме. В занятии были использованы наглядные пособия и материалы, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности и физической активности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии. На занятии использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие (при ознакомлении с легендой о здоровье). Создание поисковых, проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей.

Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности. Беседа - сидя на стульчиках, перемещение по группе во время поиска выхода из проблемной ситуации - при подборе картинок к лучикам, исследовательская деятельность - стоя (эксперимент с водой и воздухом, физические упражнения и артикуляционная гимнастика во время подвижной игры "Самолеты", дыхательная гимнастика - стоя, ходьба по массажным дорожкам. Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.

Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятии были интегрированы образовательные области:

Физическое развитие: зависимость здоровья человека от правильного питания, роль гигиены и режима дня, прогулок, закаливания и физических упражнений для здоровья человека; физические упражнения, подвижная игра.

Социально-коммуникативное развитие: чтение стихотворений о режиме дня, участие детей в общей беседе, умение правильно высказывать свои мысли, активизация словаря.

Познавательное развитие: эксперимент с воздухом и водой.

Речевое развитие: артикуляционная гимнастика, беседа.

Для проведения занятия была изготовлена модель солнца - как символ здоровья, а его лучики - составляющие части здоровья, символизирующие режим дня, воздух, закаливание, полезную еду, чистоту (гигиену тела и одежды, физические упражнения. Для закрепления уже имеющихся знаний мной использована педагогическая технология «Мнемотехника» - совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций. Во время занятия дети переходили от одного лучика к другому, каждый закреплялся определенной картинкой, которую дети выбирали самостоятельно из общего количества предложенных. В конце занятия дети самостоятельно смогли перечислить все составляющие здоровья человека благодаря использованию этой технологии (на этапе рефлексии). Это позволило выявить качество усвоения материала.

Кроме того, в занятии использована технология проблемного изложения (эксперимент с воздухом) - перед детьми был поставлен вопрос: "Кто прячется в трубочке, что произойдет, если опустить трубочку в стакан с водой и подуть?". Выполнив эксперимент, дети смогли самостоятельно сделать выводы (воздух, в стакане образуются пузырьки воздуха).

Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.

В связи с тем, что было много хоровых ответов, я планирую особое внимание уделить индивидуальным ответам. Так же необходимо добиваться чёткого произношения слов. Работать над звукопроизношением, пополнять активный и пассивный словарь. Но, не смотря на эти затруднения, я считаю, что все поставленные мною задачи в течение занятия были решены.

 План работы с родителями по формированию у детей здорового образа жизни на один месяц

План работы с родителями по формированию у детей здорового образа жизни

Сентябрь

1 неделя Совместная подготовка

к учебному году Папка-передвижка «Режим дня», «Советы психолога, логопеда», «Адаптация или как подготовить ребенка к детскому саду»,

«Задачи на год»,

«Что должно быть в шкафчике»

Беседы по адаптации, индивидуальные советы и рекомендации родителям, необходимости витаминизации, о пользе кислородного коктейля.

Игры в группе: Ребенок+Родитель+Воспитатель.

Обновление группового инвентаря, участка. Нацелить родителей к активной совместной и педагогически правильной работе по проведению хорошей адаптации детей к новой группе, воспитателям Наглядность,

список необходимых обновлений. Советы специалистов в папке-передвижке,

фотографии режимных моментов,

игрушки и т.д Воспитатели группы: Родители

2 неделя Родительское собрание «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Фотовыставка «Профилактика плоскостопия-игры для малышей».

Информационный плакат для дальнейших рекомендаций родителям по работе с детьми дома (ортопедическая гимнастика) Советы и консультации по сохранению физического и психического здоровья детей, cовместное создание психологического комфорта, изготовление рифленых дорожек для закаливающих процедур Ознакомление родителей со здоровьесберегающими технологиями в работе ДОУ, формами и методами работы. Презентация «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ», мат-л для провед. ортопед.гимнастики Воспитатели группы: Родители

3 неделя Фотовыставка «Движение-жизнь!» Сбор материалов и фотографий на темы «Подвижные игры в нашей группе», «Наша зарядка», «Игры на прогулке», «Закаливание» Советы, рекомендации, обмен опытом. Фотоотчет о проделанной работе. Знакомство с активностью детейв подвижных играх Атрибуты для проведения перечисленных мероприятий Воспитатели группы: Родители


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного досуга по формированию представлений о ЗОЖ у старших дошкольников " Полезные продукты"

В игровой форме с участием персонажей дети старшего дошкольного возраста знакомятся и повторяют понятия о правильном и полезном для здоровья питании, о пользе овощей и фруктов....

Конспект интегрированного НОД на формирование представления о величине в младшей группе.

Образовательные области: познавательная, художественно-эстетическая, речевое развитие, физическая культура.Цель. Учить подбирать предметы по тождеству, помогать называть величину предметов.Задачи.Обра...

Конспект занятия НОД по ФЭМП во II младшей и старшей группе малокомплектного детского сада по теме: «Формирование у дошкольников умения ориентироваться в пространстве»

Конспект занятия НОД по ФЭМП во II младшей и старшей группе малокомплектного детского садаТема: «Формирование у дошкольников умения ориентироваться в пространстве»Программные задачи.Образовательные: I...

Конспект занятия-ситуации по формированию представлений ребёнка о самом себе. Тема «Подарок от почтальона».

Конспект  занятия-ситуации по формированию  представлений ребёнка о самом себе...

Конспект занятия-ситуации по формированию представлений ребёнка о самом себе в группе раннего возраста. Тема: «Письмо от Даши».

Конспект занятия-ситуации по формированию представлений ребёнка о самом себе в группе раннего возраста....

Конспект занятия нод по формированию целостной картины мира в старшей группе "С какой ветки детка?"

Занятие в старшей группе по формированию целостной картины мира с элементами театральной деятельности....

Конспект занятия по развитию математических представлений в подготовительной к школе группе. Тема: Число 0. Цифра 0

Упражнять в прямом, обратном и порядковом счёте и счёте через 1. Формировать представления о числе 0 и его свойствах. Закреплять представления о взаимосвязи целого и частей....