Доклад на тему: Использование здоровьесберегающих технологий по сохранению и укреплению физического ипсихического здоровья воспитанников. (из опыта работы).
материал (подготовительная группа)

Актуальность

«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

Использование здоровьесберегающих технологий по сохранению и укреплению физического ипсихического здоровья воспитанников.

(из опыта работы).                         Разумовская О.А.

     В современном обществе проблема сохранении и укрепления здоровья детей  является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких – либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно – психологического развития, высокой умственной и физической работоспособности.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».

Цель здоровьесберегающих технологий:

  1. обеспечивать дошкольнику возможность сохранения здоровья,
  2. сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни,
  3. научить использовать полученные знания  в повседневной жизни

Формы организации здоровьесберегающей работы:

  • физкультурные занятия
  • самостоятельная деятельность детей
  • подвижные игры
  • утренняя гимнастика(традиционная, дыхательная)
  • двигательно–оздоровительные физкультминутки
  • физические упражнения после дневного сна
  • физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами
  • физкультурные досуги и развлечения
  • спортивные праздники
  • оздоровительные процедуры в водной среде.

      Безусловно, все педагоги в большей или меньшей степени реализуют на своих занятиях, мероприятиях и в организации повседневной жизни детей приёмы здоровье сбережения.

В своей работе мы используем как традиционные, так и нетрадиционные приёмы здоровьесберегающей технологии, среди которых:

  • Организация рациональной двигательной активности: дыхательная, артикуляционная и пальчиковая гимнастики, гимнастика для глаз, массаж и самомассаж. Физкультминутки и др.;
  • Применение психологических и психопрофилактических средств и методов, включающих в себя психогимнастику: игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, музыкотерапию (музыкальное сопровождение педагогического процесса), релаксационные упражнения и этюды, подвижные и сюжетно– ролевые игры, создание благоприятного психологического климата с преобладанием положительных эмоций, обучение детей приёмам мышечного расслабления.

Известный факт, что недостатки речи детей тесно связаны с нарушением развития мелкой моторики, в частности мышц кисти руки. Именно поэтому упражнения на развитие «ручной умелости» занимают значительное место на занятиях. Тренировка тонких, координированных движений пальцев и кисти рук являются важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно.

Дети на занятиях обучаются таким приёмам самомассажа, как поглаживание, растирание, разминание, выжимание.

-Массаж спины «Кто пасется на лугу»

- Массаж спины «Рельсы, рельсы»

-«Прятки» с карандашом.(Сжимание карандаша в кулачке).( Карандашик посжимаю. И ладошку поменяю).

МАССАЖНЫЕ ЩЁТКИ ИЛИ КОЛЮЧИЙ МЯЧИК

Массаж ладоней круговыми движениями мяча -на ударные слоги стихотворения:

Гладила мама – ежиха ежат:

«Что за пригожие детки лежат!

Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение.

Для детей очень полезно использование дыхательной гимнастики. Она используется в различных формах физкультурно – оздоровительной работы, в качестве динамической паузы на занятиях.

-Дыхательная гимнастика «Качели». Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку.

Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит

рифмовку:

Качели вверх (вдох),

Качели вниз (выдох),

Крепче ты, дружок, держись.

-Дыхательная гимнастика «Дровосек». Цель: развитие плавного, длительного выдоха. Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки

на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть-восемь раз.

Кроме упражнений для кистей и пальцев рук, на своих занятиях мы используем гимнастику для глаз. Такие упражнения способствуют концентрации внимания, обеспечивают межполушарное взаимодействие, навыки волевой регуляции, умение управлять движениями и контролировать свое поведение.


-  «Ветер»

Ветер дует нам в лицо.

(Часто моргают веками.)

Закачалось деревцо.

(Не поворачивая головы, смотрят вправо- влево.)

Ветер тише, тише, тише…

(Медленно приседают, опуская глаза вниз.)

Деревца все выше, выше!

(Встают и глаза поднимают вверх.)

-«Часовщик»

Часовщик прищурил глаз,

(Закрыть один глаз. Закрыть другой глаз)

Чинит часики для нас.

(Открыть глаза.)

Так как большинство детей с речевыми нарушениями нуждаются в регулировании психических процессов возбуждения и торможения, то на занятиях мы применяем такую форму обучения, как рисование пальцами . Этот процесс рисования воздействует на эмоциональное состояние, дыхательную функцию и психику, развивает речь и готовит руку к письму.

Двигательная деятельность игрового характера (физкультминутки, психогимнастика, игровые упражнения с переменным мышечным напряжением и расслаблением и др.) вызывают положительные эмоции у детей. Двигательная активность, как переключение на новую деятельность, обеспечивает активный отдых, повышает работоспособность, предупреждает переутомление, способствует развитию подвижности нервных процессов, создает у детей уравновешенное нервно – психическое состояние.

Таким образом, в результате использования приёмов  здоровьесберегающих технологий на занятиях: улучшаются внимание, восприятие, повышается обучаемость; дети учатся видеть, слышать, рассуждать;- преодолеваются психологические  трудности  и корректируется  поведение; снимается эмоциональное напряжение и тревожность; формируется правильное осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма.

 «Я НЕ БОЮСЬ ЕЩЁ И ЕЩЁ РАЗ ПОВТОРЯТЬ: ЗАБОТА О ЗДОРОВЬЕ – ВАЖНЕЙШИЙ ТРУД ВОСПИТАТЕЛЯ, ОТ ЖИЗНЕРАДОСТНОСТИ, БОДРОСТИ ДЕТЕЙ ЗАВИСИТ ИХ ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ, МИРОВОЗРЕНИЕ, УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ, ПРОЧНОСТЬ ЗНАНИЙ, ВЕРА В СВОИ СИЛЫ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД НА ТЕМУ: Использование здоровьесберегающих технологий при работе с детьми дошкольного возраста

 Решение задач здоровьесбережения ребенка в ходе занятий в детском саду возможно при условии реального соединения в единое целое процессов обучения, воспитания и развития. Это можно сделат...

Выступление на заседании методического объединения с докладом на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий при работе с детьми-инвалидами"

   Всем прекрасно известна истина: здоровье – одна из главных ценностей в жизни каждого человека. Здоровье дарит нашим воспитанникам хорошее самочувствие, а вслед за ним успехи ...

Использование здоровьесберегающих технологий по сохранению и укреплению здоровья детей в ДОУ

В статье описано применение здоровьесберегающих технологий для укрепления и сохранения психологического благополучия воспитанников ДОУ...

Опыт работы по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности как средство профилактики переутомления воспитанников"

Социально-реабилитационный центр - одно из учреждений социального обслуживания несовершеннолетних системы социальной защиты населения Белгородского района Белгородской области. В социально-реабил...

Доклад на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми"

Дети должны расти здоровыми,а взрослые им в этом помогают....

«Использование здоровьесберегающих технологий в сохранении и укреплении здоровья детей старшего дошкольного возраста»

Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и з...