ДОКЛАД НА ТЕМУ: Использование здоровьесберегающих технологий при работе с детьми дошкольного возраста
консультация на тему
Решение задач здоровьесбережения ребенка в ходе занятий в детском саду возможно при условии реального соединения в единое целое процессов обучения, воспитания и развития. Это можно сделать, только превращая каждое занятие в познание ребенком самого себя и своих отношений с природой и с окружающим миром.
В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребенке, который является практически достижимой нормой детского развития и рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
доклад | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ « Детский сад № 118» г.Чебоксары
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
Использование здоровьесберегающих технологий при работе с детьми дошкольного возраста
Подготовила: воспитатель Степанова О.А.
Чебоксары – 2015г.
Решение задач здоровьесбережения ребенка в ходе занятий в детском саду возможно при условии реального соединения в единое целое процессов обучения, воспитания и развития. Это можно сделать, только превращая каждое занятие в познание ребенком самого себя и своих отношений с природой и с окружающим миром.
В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребенке, который является практически достижимой нормой детского развития и рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма.
Здоровьесберегающая педагогика – это педагогическая система, основанная на разумном приоритете ценности здоровья, которую необходимо воспитывать у дошкольников и формировать в ходе воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на здоровьесбережение и обеспечивающего его технологически.
Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья детей.
Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативой всем всем другим педагогическим системам и подходам. Главное, что ее отличает от других педагогических систем и направлений – признание приоритета заботы о здоровье детей и педагогов в конструктивной деятельности в данном направлении.
Технологическую основу здоровьесберегающей педагогики составляют здоровьесберегающие образовательные технологии ( ЗОТ).
Под здоровьесберегающими образовательными технологиями (ЗОТ) будем понимать систему мер по охране и укреплению здоровья, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка.
ЗОТ – это совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование осознанного и ценностного отношения к своему здоровью.
По разному понимают этот термин и педагоги образовательных учреждений. Некоторые считают, что ЗОТ – это одна из нескольких новых педагогических технологий, альтернативных всем другим. Другой вариант понимания можно обозначить как « мифологизацию представления о здоровьесберегающих технологиях» : будто когда-нибудь в образовательных учреждениях появится невиданная технология, обладающая чудодейственной эффективностью. Но нужно четко различать, что, например, наличие правильно оформленного фитобара – это элемент здоровьесберегающего пространства и здоровьесберегающей технологии, а чистота и порядок в туалетах – это просто санитарно-гигиеническое состояние; открытый в ДОУ кабинет физиотерапии – это компонент здоровьесберегающего пространства и технологии оздоровления, а используемые воспитателями приемы закаливания у дошкольников – это повседневная, общеизвестная работа детского сада и т.п. Нет какой-то одной единственной уникальной образовательной технологии здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач образовательного процесса. Это может быть образовательный процесс медико-гигиенической направленности ( осуществляется при тесном контакте педагог – медицинский работник – ребенок); физкультурно-оздоровительной ( отдается приоритет занятиям физкультурной направленности); экологической ( создание гармоничных взаимоотношений с природой) и др. Но только благодаря комплексному подходу к образованию дошкольников могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья детей.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий ( ЗОТ) – обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеразвивательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Принципы ЗОТ:
- Принцип « Не навреди!».
- Принцип сознательности и активности.
- Непрерывности здоровьесберегающего образовательного процесса.
- Систематичности и последовательности.
- Принцип доступности и индивидуальности.
- Всестороннего и гармоничного развития личности.
- Системного чередования нагрузок и отдыха.
- Постепенного наращивания оздоровительных воздействий.
- Возрастной адекватности здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса и др.
Средства ЗОТ:
Все основные средства в системе ЗОТ можно разделить на три группы.
- Средства двигательной направленности:
- элементы движений ( ходьба, бег, прыжки, метание)
- физические упражнения;
- физкультминутки, ЛФК, подвижные игры, гимнастика, самомассаж и др.
2. Оздоровительные силы природы:
- солнечные и воздушные ванны;
- водные процедуры;
- фитотерапия;
- ингаляции и мн.др.
3. Гигиенические факторы:
- выполнение санитарно-гигиенических требований;
- личная и общественная гигиена;
- проветривание и влажная уборка помещения;
- соблюдение режима дня и др.
Формы занятий в системе здоровьесберегающих технологий.
Среди эффективных форм занятий в системе здоровьесберегающих технологий можно выделить следующие:
- с использованием профилактических методик;
- с применением функциональной музыки;
- с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью;
- с проведением оздоровительных мероприятий;
- с использованием элементов здоровьесберегающей среды и др.
Методы и приемы как компоненты здоровьесберегающих образовательных технологий.
Методы здоровьесберегающих технологий:
- Практический метод.
- Игровой метод.
- Соревновательный метод.
- Моделирующий метод и др.
Приемы здоровьесберегающих технологий:
- Защитно-профилактические ( личная гигиена и гигиена обучения)
- Компенсаторно-нейтрализующие ( физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, дыхательная гимнастика, лечебная физкультура, массаж и др.)
- Стимулирующие ( приемы закаливания, психотерапия, фитотерапия)
- Информационно-обучающие ( письма, адресованные родителям, педагогам и др.)
Программа здоровьесбережения включает следующие компоненты:
- Рациональное питание.
- Оптимальная двигательная активность.
- Соблюдение режима дня.
- Предупреждение вредных привычек и формирование полезных привычек.
Основной причиной успешной работы в данном направлении может являться только наличие системности.
Существует десять золотых правил здоровьесбережения:
- Соблюдайте режим дня!
- Обращайте больше внимания на питание!
- Больше двигайтесь!
- Спите в прохладной комнате!
- Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
- Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
- Гоните прочь уныние и хандру!
- Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
- Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
Желайте себе и окружающим только добра!
КЛАССИФИКАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании- технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: ∙ организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; ∙ организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; ∙ организация профилактических мероприятий в детском саду; ∙ организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; ∙ организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании- технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников: ∙ развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, ∙ закаливание, ∙ дыхательная гимнастика, ∙ массаж и самомассаж, ∙ профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, ∙ воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье .Реализация этих технологий осуществляется специалистом по физической культуре и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду- технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель- становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Это технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий - учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка- технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий- обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся: технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов- технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Технологии валеологического просвещения родителей- задача данных технологий- обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.
Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в нашем дошкольном учреждении созданы определенные условия: Спортивный зал для физкультурных занятий, оборудование которого обеспечивает профилактику нарушений осанки, плоскостопия; способствует укреплению мышц туловища, рук, ног, а также развитию двигательной активности и координации движений; повышает эффективность общеизвестных упражнений и повседневных игр; положительно влияет на психоэмоциональную сферу. В основе построения воспитательно-образовательной работы в ДОУ лежит уровень развития детей, а главным фактором является учет состояния физического здоровья детей и их потенциала. Воспитательно-образовательный процесс строится с учѐтом использования различных здоровьесберегающих технологий. Под руководством взрослых ежедневно проводятся мероприятия, способствующие активизации двигательной деятельности. Организованной двигательной деятельности детей ежедневно отводится не менее 2 - 2,5 часов, из них особое внимание – 30 - 40 минут коррекционной работе. Утренняя гимнастика – это заряд бодрости на весь день, одно из средств физического оздоровления детей. Разнообразие форм проведения утренней гимнастики способствует формированию интереса детей к ней.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно во всех возрастных группах в музыкальном зале. Продолжительность утренней гимнастики в младшей группе – 6 мин, в средней – 7 мин, в старшей – 8-9 мин, в подготовительной – 10 мин.
Физкультурные занятия Особое значение в воспитании здорового ребенка мы придаем развитию движений и физической культуры детей на физкультурных занятиях. Форма организации занятий гибка и разнообразна: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные, в музыкальном зале , в группе, на воздух. Физкультурные занятия проводятся 2-3 раза в неделю в музыкальном зале. Младший возраст-15 мин., средний возраст – 20 мин., старший возраст – 25-30 мин. Ритмопластика позволяет детям раскрыть свой образ через музыкально-ритмический комплекс, способствующий распределению нагрузки на все группы мышц и даѐт возможность перевоплощаться. Проводится не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста. Корригирующая гимнастика включается в различные формы физкультурно-оздоровительных мероприятий: занятия, утреннюю гимнастику, в комплексы гимнастики после дневного сна. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей. упражнения носят игровой , сюжетный характер, способствуют укреплению мышц спины, плечевого пояса, брюшного пресса – «мышечного корсета». Дыхательная гимнастика стала неотъемлемой частью физкультурно- оздоровительной работы. Комплексы дыхательной гимнастики способствуют выработке правильного дыхания, предупреждению простудных заболеваний. Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Самомассаж – способствует расслаблению мышц и снятию нервно- эмоционального напряжения. Точечный самомассаж проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное время со старшего возраста.Проводится строго по специальной методике. Показан детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал. Для развития мелкой моторики, ловкости, подвижности и улучшения работы мозга используем пальчиковую гимнастику. С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время). Подвижные и спортивные игры. Проводятся как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. При организации подвижных игр в течении дня учитывается равномерное распределение дневной нагрузки на разные группы мышц. Релаксация – является необходимым компонентом физкультурного занятия. В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии. Технологии музыкального воздействия используется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Для развития у детей навыка концентрации, пластики, координации движений используется психогимнастика. Упражнения сопровождаются текстом, помогая детям лучше представить тот или иной образ и войти в него. Эти упражнения помогают создать на занятии положительный эмоциональный настрой, устранить замкнутость, снять усталость. 1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин. Занятия проводятся по специальным методикам . Ежедневно после дневного сна проводится гимнастика бодрящая , 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ В свободное время, можно во второй половине дня. Проводятся проблемно- игровые (игротреннинги и игротерапия),коммуникативные игры 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. Сказкотерапия 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей. Технологии воздействия цветом .Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ . Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка
Таким образом, применение в работе дошкольного учреждения здоровьесберегающих технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий и будет обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку, будут сформированы положительные мотивации.
Литература:
- Акименко В.М. Новые логопедические технологии – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2008г.
- Сократов Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. – М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
- Мальгавко Н.В. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОНР – ж. Логопед, №1, 2012г.
- Панфёрова И.В. Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике. – ж. Логопед, №2, 2011г.
- Кудинова М.А. здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников. – ж. Логопед, №2, 2010г.
- Кузнецова С.В. , Котова Е.В. ,Романова Т.А. Система работы с узкими специалистами ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование на тему:«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»
Индивидуальный план работы по самообразованию ФИО: Абдуразакова Джамиля ИрбайхановнаСпециальность: воспитательОбразование: высшее Тема самообразования: «Использование здоровьесбе...
План работы по самообразованию по теме "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста"
План работы с детьми, родителями и педагогами....
План по самообразованию на тему «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»
План самообразования на тему «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»...
Опыт работы на тему : "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста".
Современнная система образования ставит перед собой целый ряд задач. Одна из которых - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального ...
Доклад для воспитателей "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста"
МАДОУ Детский сад №27 «Маяк» Доклад на тему«Использование здоровьесберегающих тех...
Презентация опыта работы на тему «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.»
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста «Здоровый дух в здоровом теле – вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире»...
План работы по самообразованию по теме «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»
Наше будущее – это наши дети. Задача охраны, сохранения и укрепления здоровья детей одна из ключевых в построении и развитии системы дошкольного образования. Здоровье, как фу...