ДОКЛАД На тему: «Использование здоровьесберегающих технологий при работе с детьми инвалидами».
консультация по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Калининградской области «Детский дом-интернат для умственно отсталых детей «Маленькая страна»
ДОКЛАД
На тему: «Использование здоровьесберегающих технологий при работе с детьми инвалидами».
Воспитатель: Сафьянова М.Е.
п. Крылово
2015 год
Всем прекрасно известна истина: здоровье – одна из главных ценностей в жизни каждого человека. Здоровье дарит нашим воспитанникам хорошее самочувствие, а вслед за ним успехи и достижения, удачи и счастье.
В Российском обществе в последнее десятилетие сформировалась тенденция к общему ослаблению физического здоровья населения страны. Проблема здоровья и его сохранения в современном мире стоит более чем остро. И, вполне закономерно, что именно эти задачи стали приоритетными в программе модернизации российского образования в последние годы.
Начиная с 90 годов, в российском обществе отношение к лицам разного возраста, имеющим нарушения в развитии и инвалидность, стало изменяться. Гуманизация отношения к лицам с инвалидностью, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, в современном обществе предполагает признание самоценности человеческой личности, реализацию ее способностей с учетом индивидуальных физических и психических особенностей. В связи с этим приоритетной задачей становится социальная интеграция людей с ограниченными возможностями здоровья.
Согласно данным Госкомстата России складывается стабильная тенденция к увеличению количества детей, имеющих нервно-соматические заболевания и отклонения в психическом и физическом развитии. Плохое самочувствие, болезни и патологии рождения являются причинами отставания в росте, неудач на занятиях, в играх, в спорте.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 3 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В связи с этим, словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в планах воспитательной работы педагогов всех элементов образовательной структуры, начиная от дошкольных учебных учреждений, в т.ч. специальных (коррекционных). Воспитателям, психологам и педагогам, работающим с детьми, приходится не только исправлять дефект, но и психическое и физическое состояние ребенка.
Гипотеза - социализация лиц с ограниченными возможностями здоровья требует использования современных подходов и технологий, включая здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.
Цель проекта: организация коррекционно-компенсирующей, коррекционно-развивающей работы с детьми, основанной на их посильном участии в разнообразных видах и формах деятельности.
Здоровьесберегающая направленность воспитания, образования и коррекции детей с ОВЗ.
Здоровье ребенка – главная педагогическая ценность и условие успешной реализации любой образовательной программы. Здоровьесберегающая направленность образовательной среды в ДДИ обеспечивается через следующие задачи:
∙ создание в учреждении атмосферы доброжелательности, эмоционального подъема, психологической свободы и защищенности, внимания и заботы;
∙ обеспечение ребенку возможности удовлетворения физиологических и личностных потребностей, желаний и интересов;
∙ предоставление ребенку возможности самореализации в различных видах деятельности;
∙ соблюдение санитарно–гигиенических норм и требований к организации воспитательно–образовательного процесса;
∙ исключение эмоциональных, интеллектуальных и физических перегрузок ребенка;
∙ координацию педагогических действий педагогов, медиков и родителей
Цель здоровьесберегающих технологий
Обеспечение высокого уровня здоровья ребенка и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни в целом, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его.
Виды здоровьесберегающих технологий:
- Медико-профилактические
- Физкультурно-оздоровительные
- Технологии обеспечения социально-психологического благополучия человека
- Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов
- Валеологическое просвещение родителей
- Здоровьесберегающие образовательные технологии
Наиболее преемственной системой здоровьесбережения можно считать -закаливание, занятия физической культурой, оптимизация двигательного режима, организация рационального питания, медико-профилактическая работа с детьми и родителями, комплекс мероприятий, направленных на сохранение здоровья педагогов.
«Здоровьесберегающая технология» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах обучения и развития. В концепции образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы для всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей.
Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три группы:
организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);
учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников.
Приведу лишь некоторые здоровьесберегающие технологии, которые могут быть использованы педагогами и воспитателями в своей работе:
технологии сохранения и стимулирования здоровья (динамические паузы, ритмопластика, логоритмика, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная и артикуляционная гимнастика);
технологии обучения здоровому образу жизни (игротренинги и игротерапия, самомассаж, точечный самомассаж);
коррекционные технологии (арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, психогимнастика, фонетическая гимнастика).
Эти, как и многие другие рекреативно-оздоровительные технологии способствуют физической и духовной реабилитации детей, максимальному
развитию инициативы, самостоятельности, снимают физическое, психическое и интеллектуальное напряжение и стимулируют социальную активность.Наиболее актуальны вопросы здоровьясбережения именно в специальных учреждениях, куда ребятишки уже зачастую приходят с ослабленным здоровьем и нуждаются не столько в укреплении здоровья, сколько в поддержании сохранившихся функций и компенсации утерянных.
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное, неосложненное развитие. Однако, несмотря на многочисленные отклонения во всех сферах жизнедеятельности, умственно отсталые дети способны к обучению и развитию. Педагогические средства, принципы и методы носят в этом случае коррекционно-развивающий характер и направлены на максимальное преодоление (или ослабление) недостатков познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сфер с ориентацией на положительные возможности ребенка. Наиболее адекватной формой преодоления и компенсации указанных недостатков является двигательная активность, в которой ведущее место принадлежит подвижной игре.
Игра как форма активности занимает значительное место в жизни ребёнка. Психологической основой игры является господство чувств в душе ребёнка, свобода их выражения, искренние смех, слезы, восторг, то есть та естественная эмоциональная сущность ребёнка, которая ищет выражения как физической, так и в психической сферах. Игра формирует личность ребёнка. Маленький ребёнок – это деятель. И деятельность его выражается, прежде всего в движениях. Первые представления о мире, вещах и явлениях приходят к ребёнку через движения его глаз, языка, рук, через перемещения в пространстве, через взаимодействия с игрушками. Чем более разнообразная информация поступает в его мозг, тем интенсивнее протекает его интеллектуальное и психическое развитие. Развитость движений – один из показателей правильного нервно-психического развития.
В общеобразовательной специальной (коррекционной) школе – интернате VIII вида здоровьесберегающие технологии являются основным направлением в работе педагогов и воспитателей. Системой работы является: проведения зарядки на свежем воздухе, игры на переменах, прогулки на свежем воздухе, а также применение здоровьесберегающих технологий особенно необходимо для детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках. Опыт показывает, что направление данной работы выбрано правильно, т.к. дети с ограниченными возможностями здоровья особенно нуждаются в помощи взрослых, педагогов и воспитателей для сохранения и укрепления их здоровья.
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья и физического развития дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается в первоочередную социальную проблему. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка это основа формирования личности. Охрана и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие, закаливание организма - вот наша главная цель . Педагогический коллектив нашего ДДИ работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) над этой проблемой в течение нескольких лет. Из года в год мы организуем оздоровительные мероприятия, которые постоянно совершенствуем. Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Проблема здоровья не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематическая, спланированная, согласованная работа всего коллектива учреждения и семьи. В целях реализации задач полноценного физического и психического развития детей с ОВЗ, а также сохранения и укрепления их здоровья в нашем учреждении большое внимание уделяется сохранению и постоянной модернизации предметно-развивающей среды, позволяющей педагогам, специалистам осуществлять дифференцированный подход с учетом индивидуально-типологических и возрастных особенностей детей. С этой целью в учреждении функционирует музыкальный зал, оснащенный специальным оборудованием, в каждой группе имеется спортивный уголок, в котором сосредоточено спортивно-игровое оборудование для использования его в свободной детской деятельности, при организации режимных моментов; функционирует сенсорная комната для формирования и коррекции сенсомоторного, речедвигательного развития воспитанников. подбор упражнений для физкультурных занятий, физкультминуток, для бодрящей гимнастики, для организации игр между занятиями и на прогулке;
Дети с проблемами в развитии отличаются от нормально развивающихся детей: состояние общей моторики страдает, нарушена координация движений, дети двигательно расторможены, в руках и ногах гипертонус.
Комплекс общих физических упражнений, утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика после сна, дыхательная гимнастика, физкультминутки, подвижные игры, прогулки, помогают:
- восстановить вестибулярный аппарат,
- ориентироваться в пространстве,
- формирование комплекса сенсорных, двигательных и речевых функций,
- коррекция личностных и поведенческих нарушений.
Правильно организованная физкультурно-оздоровительная работа способствует формированию у детей устойчивого интереса к физкультурной деятельности, поддерживает эмоциональное отношение детей к упражнениям, а значит, помогает достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании. И когда мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет здоровым и развитым, не только духовно, но и физически и справятся с теми большими целями, которые определяет для него жизнь.
Литература:
1.Ю.В. Науменко «Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности». Методические рекомендации для педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений. - М.: Издательство «Глобус», 2009. (Управление школой).
2. Л.Б. Дыхан «Теория и практика здоровьесберегающей деятельности в школе». - Ростов н/Д: Феникс, 2009. – (Библиотека учителя).
3. Т.И. Агишева «Здоровье современных подростков и здоровьесберегающие технологии в школе». http:/www.allbest.ru/dip/.
4. Ковалько, В. Азбука физкультминуток для дошкольников: средняя,, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2010. – 176 с.
5. Панфиленко, Г. И. «Здоровье сберегающие технологии в коррекционной работе» // Актуальные задачи педагогики. – 2012. – No 6. – С. 54-56
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД НА ТЕМУ: Использование здоровьесберегающих технологий при работе с детьми дошкольного возраста
Решение задач здоровьесбережения ребенка в ходе занятий в детском саду возможно при условии реального соединения в единое целое процессов обучения, воспитания и развития. Это можно сделат...
ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста»
Одной из актуальных задач воспитательно-образовательного процесса в ДОУ является совершенствование физического воспитания детей посредством внедрения технологий стимулирования и сохранения здоровья. Д...
Выступление на заседании методического объединения с докладом на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий при работе с детьми-инвалидами"
Всем прекрасно известна истина: здоровье – одна из главных ценностей в жизни каждого человека. Здоровье дарит нашим воспитанникам хорошее самочувствие, а вслед за ним успехи ...
План работы по самообразованию на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми подготовительной к школе группе»
План работы по самообразованию...
Доклад на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми"
Дети должны расти здоровыми,а взрослые им в этом помогают....
Доклад. Тема : " Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста"
Д О К Л А ДТема: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста Подготовил: воспитатель Е...
Доклад для воспитателей "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста"
МАДОУ Детский сад №27 «Маяк» Доклад на тему«Использование здоровьесберегающих тех...