Здоровье-сберегающая технология "Детская йога"
материал
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОВЕДЕНИЮ
ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ДЕТСКОЙ ЙОГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Выполнили воспитатели : Ермолаева. Н.А
Зайцева. И.Н
г. Красноярск
2020г.
Содержание
№ | Наименование |
1.Пояснительная записка к дополнительной образовательной программе по проведению оздоровительной гимнастики с элементами детской йоги. | |
2.Планируемые результаты (целевые ориентиры) освоения дополнительной образовательной программы | |
3.Содержание образовательной деятельности по реализации дополнительной образовательной программы | |
4.Критерии и методы оценки уровня освоения воспитанниками содержания программы | |
5.Список литературы |
1. Пояснительная записка
Вся система йоги направлена на развитие и совершенствование опорно-двигательного аппарата, всей мышечной системы, стимуляцию внутренних органов и, что особенно важно, активизацию и гармонизацию деятельности желез внутренней секреции. При правильном выполнении асан возникает субъективное чувство бодрости. Позы, воздействуя на вегетативную нервную систему, изменяют психику человека. Чередование мышечного расслабления и напряжения при выполнении комплекса вызывает чувство покоя, удовлетворенности, хорошее настроение.
Эти и другие психологические эффекты позволяют получить такие психотерапевтические результаты, как рост самосознания, повышение устойчивости к стрессу, снижению уровня страха.
Направленность и практическая значимость программы
Направленность: Оздоровительно-спортивная
Новизна: всей системы йоги направлена на развитие и совершенствование опорно-двигательного аппарата, всей мышечной системы, стимуляцию внутренних органов и, что особенно важно, активизацию и гармонизацию деятельности желез внутренней секреции.
Цели и задачи реализации программы
Цель: Активизировать внутренние резервы организма ребенка, знакомство с элементами йоги, воспитывать умение быть в гармонии с собой, природой и окружающим миром.
Задачи:
1. Знакомство с телом, с его различными положениями.
2.Обучение самомассажу, массажу лица, точечному массажу для профилактики ОРЗ, массажу кистей рук, массажу ног, пальчиковой гимнастике,
3. Обучение игровой гимнастике с элементами гимнастики для суставов: «Веселая прогулка», «У медведя во бору».
4. Обучение гимнастике для поясницы и плечевого пояса с элементами наклонов головы, корпуса вперед-вниз: «Веселые гуси».
5.Обучение различным вариантам ходьбы, ходьбы на прямых ногах: «Слон», « Медведь»
6.Обучение упражнениям на укрепление рук и плечевого пояса: «Косцы».
7.Обучение упражнениям на самовытяжение и расслабление: «Котята».
8.Учить выполнять специальные упражнения для развития силы и гибкости.
Принципы и подходы к формированию и реализации программы
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»:
— обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;
— гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия;
— защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской федерации в условиях многонационального государства;
— светский характер образования;
— свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, данных системой образования, а также обеспечения педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;
— адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;
— автономия образовательных организаций, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;
— сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.
В соответствии с ФГОС ДО:
— личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия педагогических работников и детей;
— уважение личности ребенка;
— реализация программы дополнительного образования в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, двигательной деятельности;
— построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
— поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
— сотрудничество с семьей.
Особенности реализации программы :
Словесные методы: объяснение, указания, пояснения, подача команд, распоряжений, сигналы, вопросы к детям, образный сюжетный рассказ, беседа, словесная инструкция.
Наглядные методы: использование наглядных пособий.
Практические методы: к практическим методам относят повторение упражнений без изменения и с изменениями, а также проведение их в игровой форме.
Формы организации детей:
Включает в себя упражнения адаптационной гимнастики с использованием элементов, упражнений и статистических поз из системы Хатха – йога.
Превышение программного материала заключается в том, что дети занимаются один раз в неделю, поэтому знакомство с йогой детей организовывается через игру, подражание, т.е. названия асан, изображающих позы зверей, птиц, растений, даются в доступной и понятной детям форме.
Например: «кузнечик», «цапля», «лягушка», «кошечка», «дерево» и т.д.
Это повышает их интерес к окружающему миру, развивает внимание и наблюдательность, осознанно задействуются резервы собственного организма, применяется система очищения и закаливания.
Сроки реализации программы:
Программа составлена для работы с детьми младшего дошкольного возраста сроком на 1год (с октября по май месяц). Курс комплексов детской йоги рассчитан на восемь месяцев и включает 8 сменяющихся учебных комплексов. Занятия проводятся групповым способом (10-15 детей), один раз в неделю по 20 минут.
Мониторинг проводится по бальной системе.
Диагностическое обследование детей проводится в сентябре (начало учебного года) и в мае (в конце учебного года)
Возрастные особенности контингента воспитанников 4-5 лет.
Дошкольный возраст – важный период совершенствования основных функций организма, становления жизненно-необходимых двигательных умений, навыков и физических качеств.
Ребенок в дошкольном возрасте должен почувствовать мышечную радость и полюбить движение — это поможет ему пронести через всю жизнь потребность в движениях, приобщиться к спорту и здоровому образу жизни.
В этом возрасте ребенок владеет основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами). Возникает интерес к определению соответствия движений образцу. Дети испытывают свои силы в более сложных видах деятельности, но вместе с тем им свойственно неумение соизмерять свои силы со своими возможностями.
Моторика выполнения движений характеризуется более или менее точным воспроизведением структуры движения, его фаз, направления и т.д. К 4-м годам ребенок может без остановки пройти по гимнастической скамейке, руки в стороны; ударять мяч об пол и ловить его двумя руками. Начинает развиваться самооценка при выполнении физических упражнений, при этом дети ориентируются в значительной мере на оценку воспитателя.
2. Планируемые результаты (целевые ориентиры) освоения дополнительной образовательной программы
- Формирование и развитие систем организма ребенка, увеличение его адаптивности;
- Профилактика психосоматических заболеваний путем физического совершенствования, коррекции психофизических отклонений;
- Удовлетворение физических и социальных потребностей ребенка в саморазвитие;
- Умение детей выражать свои эмоции, контролировать их, совершенствовать движения, умение управлять своим телом, дыханием;
Ожидаемый результат:
- Осознание детьми понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.
- Знание способов укрепления здоровья с помощью детской йоги (асаны, дыхательные упражнения, расслабление), желание ежедневного применения данной практики.
- Овладение навыками самооздоровления.
- Снижение уровня заболеваемости.
- Повышение уровня физической подготовленности и развития
физических качеств у детей 4-5 лет, имевших низкий уровень развития.
- Стабилизация эмоционального фона у детей.
- Потребность в ведении здорового образа жизни у детей и родителей.
- Формирование у родителей представлений о физических возможностях детей, возрастных требованиях и требованиях дополнительной программы
К концу года дети:
Дети становятся спокойнее, добрее, у них появляется уверенность в своих силах. Благодаря йоговским упражнениям у детей сформирован интерес к процессу движения под музыку;
— появляется выразительность движений и умение передавать в ритмике игровой образ;
— появляется умение точно координировать движения с основными средствами музыкальной выразительности;
— формируется способность к запоминанию и самостоятельному исполнению композиции;
__ у детей улучшается кровообращение, нормализуется работа внутренних органов, организм очищается от шлаков, снимается усталость, укрепляются слабые мышцы, развивается гибкость, улучшается осанку;
Большинство упражнений в детской-йоге естественны, физиологичны. Они копируют позы животных, птиц, определённые положения людей, предметы. Использование знакомых образов животных, птиц помогают детям представить ту или иную позу (будят фантазию и воображение).
3. Содержание образовательной деятельности по реализации дополнительной образовательной программы:
Йога – древняя система оздоровления и укрепления тела, а также обретения душевного покоя и равновесия. Она помогает достичь легкости, бодрости, энергичности, улучшает работу всех органов и систем организма, повышает тонус, стабилизирует пищеварение, дарит прекрасное самочувствие и настроение, проясняет ум.
Детская йога – это комплекс занятий на основе хатха-йоги, которая создает все условия для гармоничного роста и развития детей.
Актуальность данной формы работы состоит в том, что сегодняшние дети сталкиваются с такими проблемами, как гиперактивность, беспокойство, стрессы, нарушение питания, слаборазвитость мышц ног и рук, спины, что сказывается на осанке. Важно создать как можно раньше здоровые привычки для их развития. Дети всех возрастов и степени подготовки могут заниматься йогой.
Гимнастика с элементами хатха-йоги доступна детям дошкольного возраста. В отличие от других физических упражнений, имеющий динамический характер, в гимнастике хатха-йоги, основное внимание уделяется статическому поддержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку.
Хатха-йога – сочетание физических упражнений на расслабление и дыхательной гимнастике. Доступность системы в том, что выполнение физических упражнений не требует никаких снарядов и специальных упражнений.
Асаны – позы йоги, направленные на развитие координации, силы, гибкости и выносливости. Они хорошо подходят для детей. Не все асаны просты в исполнении, поэтому они помогают ребенку развивать силу воли, чувствительность и узнать много нового о своем теле. Эти интересные упражнения укрепляют мышцы, делают их более эластичными, разрабатывают суставы, делая движения ребенка красивыми, а, кроме того, укрепляют внутренние органы и улучшают самочувствие.
Пранаямы — дыхательные упражнения.
Как строить занятия с детьми?
Для дошкольников занятия желательно строить на сказочном сюжете или на сюжете из жизни природного мира, которая наполнены гимнастикой, упражнениями для развития вестибулярного аппарата, танцами, дидактическими и подвижными играми, играми на развитие внимания, памяти, логики, воображения, пластикой, сказками, речевыми играми. Продолжительность занятия от 15-20 минут. Все упражнения нужно делать правильно и осторожно, без напряжения.
Требования к условиям проведения занятий.
1. Место Для занятий нужно выбрать ровную, твёрдую поверхность, лучше на полу, застеленном ковриком. Место занятия должно быть хорошо проветренным, температура не ниже + 17.
2. Одежда Должна быть лёгкой, не стеснять движений и хорошо пропускать воздух. Можно заниматься без майки и босиком.
3. Время Гимнастикой хатха-йога можно заниматься утром перед завтраком, вечером или днём перед едой. Занятия увеличивать постепенно по времени от 15до 20 минут.
4.Нельзя приступать к занятию с высокой температурой и в послеоперационный период.
Структура занятия (Приложение № 1)
Разминка: ходьба по массажным дорожкам, бег, ходьба на носках, пятках, внутренних и внешних сторонах стопы.
Цель: Подготовить организм к занятию, разогреть суставы, настроить детей на хорошее, доброе.
Разучивание поз, элементов комплекса (на первом этапе), дыхательные упражнения.
Цель: формировать навыки владения своим телом, достижение общего оздоровительного эффекта
Подвижная игра; игра на профилактику и нарушения осанки;
Релаксация. Цель: создание условия для положительного эмоционального настроя
Заключение: упражнение на расслабление всего организма.
Цель: достижение общего оздоровительного эффекта.
Методические рекомендации по организации работы с детьми.
Комплексы составляются по принципу “от простого к сложному”.
На разучивание каждого комплекса отводится минимум 3-4 недели.
При проведении упражнений ведется контроль за физической нагрузкой на детей.
Особое внимание уделяется упражнениям, которые снимают напряжение спины, укрепляют ее мышцы, способствуют приобретению правильной осанки.
Позы, в которых используются повороты туловища, выполняются в обе стороны.
Позы, требующие наклонов, выполняются на выдохе.
После выполнения поз с наклоном вперед выполняются позы с прогибом назад.
Особенности выполнения статических поз:
Отдых перед вхождением в позу.
Упражнения не начинают выполнять, если у детей напряжены мышцы и учащено дыхание.
Сделать 2-3 спокойных вдоха и выдоха. Снять напряжение мышц сидя или лежа в удобной позе.
Дети смотрят на образец взрослого и выполняют с ним позы и упражнения.
Вхождение в позу. Последовательно выполняют позу. Одно движение за другим делают плавно и спокойно.
Выход из позы. Возвращаясь в исходное положение, дети выполняют плавные, спокойные движения.
Отдых после выхода из позы. Дети принимают удобную позу для отдыха и расслабляются 3-4 секунды.
Материально-техническое и методическое обеспечение программы :
Все участники образовательного процесса должны четко представлять:
— цель своей деятельности, которая заключается в полноценном физическом развитии ребенка;
— в слаженном взаимодействии между собой;
— должны быть вооружены необходимыми знаниями для работы: необходимые для понимания важности и механизма влияния на физическое развитие ребенка, практические умения по оказанию ребенку помощи.
Технические средства обучения:
1. Коврики по количеству детей
2. Музыкальное сопровождение
3. Ноутбук (колонка)
В диагностическом исследовании приняло участие15 детей 4-5 лет
Цель констатирующего этапа заключается в выявление уровня развития гибкости, координации и выносливости при использовании физических упражнений у детей младшего дошкольного возраста.
Для выявления уровня сформированности развития координации и гибкости выносливости детей младшего дошкольного возраста нами были определены критерии, показатели и уровни по методикам Ляха В. И, М. А. Руновой, Э. Я. Степаненковой, В. Н. Шебеко.
- 3 балла – проявляющаяся характеристика является устойчиво сформированной;
- 2 балла – характеристика предполагает периодическое проявление;
- 1 балл – данная характеристика не сформирована, ее проявление носит случайный характер.
Полученные оценки, за каждое задание, суммируются и соотносятся соответственно с тремя уровнями развития
Поставленные задачи решались методом анализа выполнения физических упражнений, целенаправленного наблюдения за процессом.
Для получения данных об исходном уровне развития были подобраны задания к каждому критерию:
4. Критерии и методы оценки уровня освоения воспитанниками содержания программы
В диагностическом исследовании приняло участие15 детей 4-5 лет
Цель констатирующего этапа заключается в выявление уровня развития гибкости, координации и выносливости при использовании физических упражнений у детей младшего дошкольного возраста.
Для выявления уровня сформированности развития координации и гибкости выносливости детей младшего дошкольного возраста нами были определены критерии, показатели и уровни по методикам Ляха В. И, М. А. Руновой, Э. Я. Степаненковой, В. Н. Шебеко.
- 3 балла – проявляющаяся характеристика является устойчиво сформированной;
- 2 балла – характеристика предполагает периодическое проявление;
- 1 балл – данная характеристика не сформирована, ее проявление носит случайный характер.
Полученные оценки, за каждое задание, суммируются и соотносятся соответственно с тремя уровнями развития
Поставленные задачи решались методом анализа выполнения физических(контрольных) упражнений, целенаправленного наблюдения за процессом.
Для получения данных об исходном уровне развития были подобраны задания к каждому критерию:
Диагностическое обследование детей проводится в сентябре (начало учебного года) и в мае (в конце учебного года)
Шкала оценок:
1 балл
-ребенок не справляется с заданием;
-выполняет асаны по показу взрослого;
-не может устоять на одной ноге, не держит равновесие;
-при выполнении наклонов (на полу)вперед не достает до пальцев ног;
-плохо развита мелкая моторика рук в выполнении самомассажа;
-затрудняется в назывании или вовсе не знает основных асанов;
-допускает ошибки при выполнении дыхательной гимнастики;
-не знает о влиянии йоги на организм.
2 балла-
-ребенок справляется с заданием с помощью взрослого;
-может устоять на одной ноге, держит равновесие;
-при выполнении наклонов вперед может достать до пальцев ног кончиками пальцев рук;
-знает и называет 5-7 основных асан;
-развита мелкая моторика рук;
-самомассаж делает самостоятельно;
-допускает не значительные ошибки при выполнении дыхательной гимнастики;
-при помощи наводящих вопросов или самостоятельно может назвать влияние йоги на организм.
3 балла
-ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы;
-держит равновесие, уверенно может устоять на одной ноге;
-при выполнении наклонов вперед может достать до пальцев ног;
-может назвать более 7 основных асан самостоятельно;
-развита мелкая моторика рук, при выполнении самомассажа может предложить свое упражнение;
-при выполнении асанов (поз) не испытыает трудности;
-правильно выполняет дыхательную гимнастику;
-самостоятельно может рассказать о влиянии йоги на организм.
Уровни:
2,5 – 3 – высокий уровень освоения
1,7 – 2,4 – средний уровень освоения
1 – 1,6 – низкий уровень освоения
Диагностика
Контрольные тесты для оценки уровня развития физических качеств и физической подготовленности детей.
Методы диагностики: тестирование 4 неделя сентября
Фамилия Имя ребенка | Выполнение асан | Гибкость | Равновесие | Самомассаж | Выносливость сила брюшного пресса | Выносливость сила мышц спины | Дыхательная гимнастика | Общий балл | Средний балл | уровень | |||||||||||
Контрольные упражнения | Ребёнок повторяет показанное упражнение: Например: И. п.: - основная стойка («солдат», 1 – руки в стороны книзу («ракета», 2 – руки в стороны («самолет», 3 – руки вверх наружу («дерево», 4 – руки вверх вместе («стрела»).- 3 балла – полное соответствие с образцом; - 2 балла – руки недостаточно натянуты, замедленный темп, неуверенность- 1 балл – нарушение в последовательности движений. Н.г к.г | Ребенок плавно наклоняется вперед, не сгибая колени достает пальцы ног Н.г к.г | В положении стоя на одной ноге, другая согнутая вперед (носок касается колена опорной ноги), руки в стороны Н.г к.г | При выполнении самомассажа может предложить свое упражнение Н.г к.г | 1.Поднять туловище из положения, лежа, на животе, туловище закреплено. Держать 10сек. 2.Из исходного положения, лежа на спине поднять ноги на 30см над полом, руки за головой Держать 10сек. Н.г к.г | Из и.п. лежа на спине, ребенок выполнял поднимание туловища, руки за головой, ноги фиксировались воспитателем. Подсчитывалось максимальное количество раз.(10раз) Н.г к.г | Дыхательная гимнастика правильно выполняет дыхательную гимнастику Н.г к.г | Н.г к.г | Н.г к.г | Н.г к.г | |||||||||||
1.Банников Константин | 1 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 9 | 17 | 1,7 | 2,4 | с | с | |
2.Безбородова Виктория | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 3 | 7 | 15 | 1 | 2,1 | н | с | |
3.Богатырева Алиса | 3 | выбыла | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 21 | 3 | в | выб | |||||||||
4.Вавринюк Саша | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 | 7 | 20 | 1 | 2,8 | н | в | |
5.Верещагина Кира | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 20 | 21 | 2,8 | 3 | в | в | |
6.Вощилко Степан | 2 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 11 | 17 | 1,6 | 2,4 | н | с | |
7.Еремеев Родион | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | 10 | 14 | 1,4 | 2 | н | с | |
8.Когодеев Яромир | 2 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | 10 | 17 | 1,4 | 2,4 | н | с | |
9.Колисниченко Роман | 2 | выбыл | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 16 | 2,5 | с | выб | |||||||||
10.Конопляник Андрей | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 3 | 7 | 15 | 1 | 2,1 | н | с | |
11.Пятибратова Даша | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 14 | 21 | 2 | 2,8 | с | в | |
12.Титова Даша | 2 | 3 | 3 | 3 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 12 | 17 | 1,7 | 2,4 | с | с | |
13.Христофорова София | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 21 | 21 | 3 | 3 | в | в | |
14.Шабалина Милана | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 17 | 19 | 2,4 | 2,7 | с | в | |
15.Эллер Дима | 2 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | 11 | 16 | 1,6 | 2,2 | н | с | |
16.Пятков Никита | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 17 | 2,4 | с | |||||||||||
17.Шрейдер Дима | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 16 | 2,2 | с |
Начало года: Высокий уровень 3 ч -25% Конец года: 5чел-35%
Средний уровень 5ч-35% 10чел -65%
Низкий уровень 6 ч-40%
5.Список литературы
1.Белов В.И. Йога для всех М. «КСП» 1997.
2.Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. СПб,1997.
3.Латохина Л.И. Хатха-йога для детей. М. Просвещение, 1993г.
4.Осипова В.. Поза ребенка «Хатха-Йога в детском саду». Ж. Обруч №3-1997
5.Рашосорока Хатха – йога Научно-издательский центр «Альфа» Санкт-Петербург 1991.
6.Щетинин М. Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой – М.: Метафора. – 2003.
7. А. Бокатов, С. Сергеев «Детская йога». — Москва «Ника-центр», 2009 г.
8. Т.П. Игнатьева, «Практическая хатка – йога для детей». Санкт-Петербург «Нева», 2003г.
Электронные образовательные ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по развитию речи с использованием здоровье - сберегающих технологий «Путешествие в Королевство Здоровья»
Интегрированное занятие по развитию речи с использованием здоровье - сберегающих технологий «Путешествие в Королевство Здоровья» Программное содержание: - Воспитывать привычку здорового образа...
Конспект музыкального занятия с использованием здоровье сберегающих технологий в группе музыкального развития «Солнышко» «Музыка укрепляет здоровье наше» Цель: Развивать музыкальные и творческие способности детей в различных видах м
Конспект музыкального занятия с использованием здоровье сберегающих технологий в группе музыкального развития «Солнышко»«Музыка ...
Методическая разработка «Здоровье - это жизнь» по здоровье сберегающей методике для детей старшего дошкольного возраста
Цель здоровье сберегающих методик в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры....
«Пейте дети молоко – будете здоровы» (средняя группа) с использованием здоровье сберегающей технологии
1. Формирование представлений о влиянии молочных продуктов на здоровье.2. Познакомить с витаминной ценностью молока.3....
Проект по здоровье сберегающим технологиям «Здоровье – это здорово»
Самый драгоценный дар, который человек получил от природы – это здоровье. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны....
План по самообразованию Тема: «Использование нетрадиционной здоровье-сберегающей технологии в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников-гимнастики с элементами Хатха-йоги»
laquo;Использование нетрадиционной здоровье-сберегающей технологии в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников-гимнастики с элементами Хатха-йоги»...