«Здоровьесберегающая среда в ДОУ как условие сохранения психофизического здоровья детей 4 – 5 лет»
материал (средняя группа)

Елена Быстрых

Сформированность психофизических качеств у выпускников детских садов - основа предпосылок учебной деятельности на этапе завершения дошкольного образования, залог успешности обучения и благоприятной социально-психологической адаптации в условиях школы.

Дети дошкольного возраста сегодняшнего дня живут в особой ситуации развития. Дети очень рано становятся уверенными пользователями современных гаджетов, проводят много времени за компьютерами и телевизорами, что очень сильно снижет двигательную активность и их потребность во взаимодействии со сверстниками. Большая занятость родителей, работающие бабушки и дедушки, технологизация всех каналов коммуникаций создают для детей условия дефицита общения.

Перечисленные факторы, все больше проявляющиеся экологические проблемы приводят к ухудшению физической, психической и социальной составляющей здоровья детей. В связи с этим, здоровье практически всех детей требует внимания и помощи со стороны родителей, врачей, педагогов и психологов...

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл srednyaya_gruppa.docx24.24 КБ

Предварительный просмотр:

 «Здоровьесберегающая среда в ДОУ как условие сохранения психофизического здоровья

детей 4 – 5 лет»

Нижний Новгород 2021г.

«Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он не болел, то, во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно». Н.М.Амосов.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования задает ряд целевых ориентиров, выступающих основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования, в число которых входят показатели физического, психического и социального здоровья дошкольников.

Сформированность психофизических качеств у выпускников детских садов - основа предпосылок учебной деятельности на этапе завершения дошкольного образования, залог успешности обучения и благоприятной социально-психологической адаптации в условиях школы.

Понятие «здоровье» многокомпонентное и включает в себя здоровье физическое, психическое, а также, социальную адаптированность человека в обществе.

Дети дошкольного возраста сегодняшнего дня живут в особой ситуации развития. Дети очень рано становятся уверенными пользователями

современных гаджетов, проводят много времени за компьютерами и телевизорами, что очень сильно снижет двигательную активность и их потребность во взаимодействии со сверстниками. Большая занятость

родителей, работающие бабушки и дедушки, технологизация всех каналов

коммуникаций создают для детей условия дефицита общения.

Перечисленные факторы, все больше проявляющиеся экологические

проблемы приводят к ухудшению физической, психической и социальной

составляющей здоровья детей. В связи с этим, здоровье практически всех детей требует внимания и помощи со стороны родителей, врачей, педагогов и

психологов.

Здоровьесберегающая среда детского сада - это комплекс мер:

  • социально-гигиенических,
  • психолого-педагогических,
  • морально-этических,
  •  физкультурно-оздоровительных,
  • образовательных.

Этот комплекс мер обеспечивает ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную эмоциональную и бытовую среду в детском саду, способствует повышению социальной адаптированности дошкольников.

Целью создания здоровьесберегающей среды в ДОУ становится снижение объективных и субъективных факторов риска, а также создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей.

Единство физической, психической и социальной составляющей в понятии «здоровье» предполагает значительное взаимовлияние данных компонентов друг на друга. Соответственно, одним из важных принципов создания здоровьесберегающей среды в ДОУ будет принцип комплексности и интегративности, при котором организация здоровьесберегающей деятельности по достижению цели должна проходить во всех направлениях и при взаимодействии всех участников образовательного процесса в детском саду.

Важными педагогическими условиями образовательной среды детского сада, влияющими на сохранение и укрепление психофизического здоровья детей являются:

  • оптимизация образовательного процесса за счет увеличения игровых форм организации занятий;
  • личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с детьми;
  • индивидуально-дифференцированный подход при использовании образовательных технологий;
  • достаточная двигательная активность дошкольников;
  • соблюдение санитарно-гигиенических требований к организации образовательного процесса;
  • психолого-педагогическая компетентность педагогов в вопросах здоровьесбережения;
  • систематическое применение здоровьесберегающих технологий, в том числе технологий, дающих воспитанникам опыт «успеха и радости», возможности раскрытия образа «Я», необходимый для поддержки психологического здоровья и эффективной социально-психологической адаптации.

Таким образом, можно сказать, что здоровьесберегающая среда – это гибкая, развивающая, не угнетающая ребёнка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей.

Большую часть времени в ДОУ ребёнок проводит в группе. Поэтому

в группе была создана обстановка, обеспечивающая психологический, интеллектуальный и физический комфорт детей, способствующая соблюдению баланса активности и отдыха, коллективной и индивидуальной деятельности.

Создание здоровьесберегающей среды в условиях нашей группы осуществляется по нескольким направлениям:

•         организационно-просветительское (координация действий родителей и педагогов, формирование у них устойчивой потребности в обеспечении своего здоровья и здоровья детей, мотивирование на здоровый образ жизни);

•         лечебно-профилактическое (мониторинг здоровья, прививки, профилактика заболеваний, обеспечение требований санитарно-эпидемиологических нормативов, том числе при организации питания, при определении оптимальной нагрузки в организованных формах обучения, длительности прогулок и дневного сна);

•         физкультурно-оздоровительное (рациональная организация двигательного режима в течение всего времени пребывания детей в детском саду, проведение оздоровительных и закаливающих процедур, спортивно-оздоровительных мероприятий);

•         коррекционно-развивающее (коррекция выявленных недостатков в развитии речи,  развитие и коррекция эмоциональной сферы, обучение рефлексивным умениям, формирование адекватной самооценки, развитие познавательных процессов);

•         образовательная здоровьесберегающая деятельность: формирование внутренней картины здоровья (совокупность представлений о способах сохранения и развития здоровья, положительное отношение к здоровому образу жизни  и сформированность элементарных навыков сохранения здоровья) у дошкольников посредством различных здоровьесберегающих технологий на основе личностно-ориентированного подхода;

•         создание условий для педагогического процесса (психологически комфортная РППС: наличие уголков уединения и экранов настроения, учет возрастных и гендерных особенностей, зоны ближайшего развития, насыщенность, полифункциональность и трансформируемость среды; обеспечение возможности выбора детьми вида деятельности, применение в режиме дня приемов релаксации, элементов аутотренинга, психогимнастики, музыкотерапии).

При формировании здоровьесберегающей среды группы мы используем следующие мероприятия: физкультурно - оздоровительные;

музыкально – оздоровительные; здоровьесберегающие технологии;

обеспечивающие социально – психологическое благополучие детей;

медико – профилактические; организованные в образовательной деятельности; взаимодействие с семьями воспитанников.

Следуя структуре построения среды, мы придерживаемся принципов мобильности среды, её соразмерности, стильности оформления, доброкачественности, соответствия возрастным особенностям детей.

Помещение нашей группы выдержано в спокойных, светлых тонах, что создаёт комфортное настроение, способствуя эмоциональному благополучию детей.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия – направлены развитие физических качеств, двигательной активности и поддержания физического благополучия детей. Включают в себя:

Утреннюю гимнастику - направлена на укрепление организма ребёнка и создания бодрого жизнерадостного настроения. Она «заряжает» организм дошкольника на весь предстоящий день.

Физкультурные занятия - направлены на то, чтобы научить детей  ориентироваться в пространстве, действовать сообща, особенно в играх, проявлять индивидуальные двигательные способности, овладение жизненно важными видами движений.

Подвижные и спортивные игры - незаменимое средство пополнения знаний и представлений ребенка об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств.

Профилактику плоскостопия - обеспечивает увеличение общей и силовой выносливости мышц, в первую очередь нижних конечностей, повышает физическую работоспособность, формирует навык правильной осанки.

Закаливающие процедуры - направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам внешней среды.

Физкультурно-оздоровительная среда группы включает в себя наличие нестандартного оборудования, оборудование для корригирующей гимнастики: «Массажная дорожка», «Массажеры для ног», «Массажные мячики», коврики для ног «Весёлые пуговицы», оборудование для закаливающих процедур, атрибуты к подвижным играм.

Физкультурный инвентарь удовлетворяет потребности детей разного уровня физической подготовленности в движении и в двигательных предпочтениях в зависимости от пола.

Двигательный режим в детском саду начинается с утренней гимнастики, которая направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей, закрепление двигательных навыков.

Музыкально - оздоровительные мероприятия –  направленные на развитие музыкальности детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребёнка.

Музыкально-развивающая микросреда, направленная на решение целевых ориентиров представляет собой центры эстетического развития, где представлены разнообразные материалы для приобщения детей к музыкально-эстетической и оздоровительной деятельности. Весь музыкальный материал тщательно подбирается музыкальным руководителем в соответствии с возрастом детей, их музыкальными способностями, ориентируясь на ФГОС.

В процессе образовательной деятельности в свою работу мы включаем здоровьесберегающие технологии: игры-массажи, пальчиковые гимнастики со словами, упражнения на дыхание, релаксационные упражнения, физкультминутки. Эти простые упражнения помогают убрать напряжение не только с рук, но и с губ, снимают умственную усталость в целом. Кроме этого дыхательная гимнастика - способствует повышению общего жизненного тонуса ребенка, закалённости и устойчивости организма к заболеваниям дыхательной системы.

Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции, необходимые для правильного звукопроизношения, помогают

быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Пальчиковая гимнастика - способствует развитию речи, творческой

деятельности, активизирует моторику рук.

Точечный массаж - прекрасный способ расслабить мышцы и избавиться от нервно - эмоционального напряжения в забавной игровой форме

Гимнастика после сна - помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус.

Ходьба по коврикам здоровья - массирует стопы, способствует развитию координации движений, тактильных ощущений.

Кроме того, правильно организованное занятие, с использованием здоровьесберегающих технологий, также способствует сохранению и укреплению психофизического здоровья детей.

По мимо всего выше перечисленного, в группах нами организованы специальные уголки и зоны, способствующий сохранению у детей ощущения эмоционального благополучия и психологического комфорта. Это уголки приветствия (стенд «Здравствуй, я пришел!»), уголки дружбы («Коробка Мирилка»), уголок гнева ( «Подушка-колотушка», «Мешочек для крика», «Коврик настроения»), уголок поздравлений, зоны воды и песка, зона уединения, уголок сенсорного развития.

В своей работе с детьми мы также используем полифункциональное игровое оборудование; различные ширмы, модули, уголок ряженья, различные виды театров и т.д. Это даёт возможность детям самим изменять пространственную среду (например, с помощью модулей…), заниматься деятельностью с позиций своих детских интересов (включить музыку, уединятся, организовывать театральную деятельность и т.д.), а нам — возможность создания для детей сюрпризной игровой обстановки, следя за дозированностью звучания музыки в группе.

Важную роль в создании здоровьесберегающей среды играет правильное питание, профилактические процедуры, мониторинг здоровья. За этим следит медицинский работник, который руководствуется СанПином.

Но даже самая совершенная оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. Самая любимая всеми форма взаимодействия с семьёй – это совместные праздники. Проведение таких мероприятий приносит много радости и удовлетворения и детям, и взрослым, но, к сожалению, в данной эпидимической ситуации это стало невозможным, поэтому в своей работе с родителями мы стали чаще использовать:

  • Беседы на тему «Оздоровительная работа в группе»;
  • Консультации через родительский уголок;
  •  Индивидуальные консультации;
  •  Наглядная информация в уголках родителей по укреплению и сохранению здоровья детей;
  • Фотовыставки, где одни семьи делятся своим опытом с другими.

Применение в работе здоровьесберегающих образовательных технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса:

•        способствует укреплению и сохранению психофизического здоровья,

•        способствует формированию потребности в двигательной активности,

•        способствует обеспечению устойчивого интереса ребёнка к занятиям музыкой,

•        позволяет качественно решать задачи обеспечения комфорта детей,

•        формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей

 Осуществление работы по данным направлениям с учетом педагогических условий при взаимодействии всех участников образовательного процесса позволяет систематизировать деятельность по созданию здоровьесберегающей среды в детском саду, способствует сохранению и укреплению психофизического здоровья дошкольников, создает предпосылки для успешного обучения в школе выпускников детского сада.  

 

Литература

1. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства // Дошкольное воспитание. 2004. № 1. С. 114‑117.

2. Галанов, А.С. Игры, которые лечат /А.С.Галанов. М: Творческий центр Сфера, 2001.-93с.        

3. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.

4. Змановский Ю. Ф. Воспитательно- оздоровительная работа в дошкольных учреждениях. /Ю. Ф. Змановский// Дошкольное воспитание. -1993.-№9.

5. Картушина,М.Ю. Зеленый огонек здоровья: программа оздоровления дошкольников /М.Ю.Картушина. – М.:Творческий цент Сфера,2009 – 207с.

6. Колесникова Т. Воспитание у ребенка потребности быть здоровым. / Т. Колесникова// Дошкольное воспитание. -2007.-№1

7. Латохина Л. И. Как быть здоровым душой и телом. / Л. И. Латохина// Дошкольное воспитание. -1999.-№10.

8. Рунова М. Сохранение и укрепление здоровья ребенка. /М. Рунова// Дошкольное воспитание. -1999.-№6.

9. Смирнова, Т. В. Создание здоровьесберегающей среды в группе как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста / Т. В. Смирнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 11.1 (145.1). — С. 50-55. — URL: https://moluch.ru/archive/145/40663/ (дата обращения: 14.10.2021).

10. Терновская С. А., Теплякова Л. А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении // Методист. 2005. № 4. С. 61—65. Интернет – ресурсы.

11.Источник: https://www.mbdou50.ru/zdorovesberegayushhee-prostranstvo-dou-kak-sreda-vospitaniya-zdorovogo-rebenka.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум «Психолого-педагогические условия сохранения психофизического здоровья педагога».

Структура семинара:          Пре – тест (саморефлексия).1.Синдром эмоционального выгорания;2.Влияние синдрома эмоционального выгорания на профессиональную ...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА ДЕТСКОГО САДА КАК УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА ДЕТСКОГО САДА КАК УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ...

Создание здоровьесберегающей среды в группе как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста

Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация предметно-развивающей среды в ДОУ. Предметно-развивающая среда моделируется с учетом реализации основных напра...

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ И ЗАКАЛИВАЮЩИЕ ПРОЦЕДУРЫ – ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. НА ТЕМУ: «ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ИХ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ»

   Всё лучшее, что есть на земле, взрослые стремятся отдать детям. Нам очень хочется видеть своих детей здоровыми, гармонично развитыми, активными и творческими личностями. Эти качест...

Организация безопасной среды в ДОУ как условие сохранения жизни и здоровья.

Организация безопасной среды в ДОУ как условие сохранения жизни и здоровья....

Создание здоровьесберегающей среды в группе, как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.

   Современный детский сад – это место где ребенок, взаимодействуя с окружающим миром, получает жизненный опыт в тех сферах жизни, которые важны для его развития. Дошкольный воз...