«Приобщение и формирование КГН у детей младшего дошкольного возраста В семье и образовательном учреждении»
статья (младшая группа)

Александрова Ольга Николаевна

Всем известно что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к  воздействиям внешней среды, чем организм взрослого человека. большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию.Гигиеническое воспитание – это часть общего воспитания, а гигиенические навыки – это неотъемлемая часть культурного поведения.

Для того чтобы воспитание культурно-гигиенических навыков осуществлялось успешно в дошкольном образовательном учреждении необходимо организовать обстановку так, чтобы она не препятствовала этому процессу.

Особенности овладения детьми раннего и младшего дошкольного возраста культурно-гигиеническими навыками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Александрова Ольга Николаевна

Воспитатель

ГБДОУ Детский сад №103

Выборгский район, Санкт-Петербург

Статья

«Приобщение и формирование  КГН у детей младшего дошкольного возраста

В семье и образовательном учреждении»

Да здравствует мыло душистое,

и полотенце пушистое,

и зубной порошок,

и густой гребешок.

отрывок «Мойдодыр»

«Корней Иванович Чуковский»

Всем известно что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к  воздействиям внешней среды, чем организм взрослого человека. большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию.

Гигиеническое воспитание – это часть общего воспитания, а гигиенические навыки – это неотъемлемая часть культурного поведения.

Для того чтобы воспитание культурно-гигиенических навыков осуществлялось успешно в дошкольном образовательном учреждении необходимо организовать обстановку так, чтобы она не препятствовала этому процессу.

Особенности овладения детьми раннего и младшего дошкольного возраста культурно-гигиеническими навыками.

Воспитание КГН навыков начинается очень рано. Подготовка к формированию навыков, самостоятельным движениям по самообслуживанию является создание у ребенка положительного отношения к одеванию, умыванию, и приему пищи.

Формирование культурно-гигиенических навыков совпадает с основной линией психического развития в раннем возрасте – становлением орудийных и соотносящих действий. Первые предполагают овладение предметном-орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет,  например, ложкой ест кашу.  С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: ребенок закатывает рукава, берет  мыло из мыльницы намыливает руки смывает пену и вытирает руки полотенцем затем вешает его на крючок. Итд.

Важным условием для формирования КГН навыков является систематичность  необходимых операций. Так ребенок привыкает, что перед едой ему обязательно нужно помыть руки. Воспитатель предоставляет ребенку самостоятельность там где он что то может сделать сам. Наряду с этим каждый ребенок постоянно нуждается в показе, поощрении, помощи, поэтому на начальном этапе работа с детьми проводится маленькими подгруппами 3-4 ребенка.

При активном формировании навыков  самообслуживания важно в первую очередь отработать те из них, которые связанны с организацией всего коллектива.

Дети отличаются большой подражательностью. Поэтому воспитателю нужно неоднократно показывать. Как выполнять  новое действие, сопровождая показ пояснениями, что бы выделить наиболее существенные моменты данного действия, последовательность отдельных операций.

Для привития КГН во всех возрастных группах применяется показ, пример , объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Широко особенно используются, особенно в младшем возрасте, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения. Содержание культурно-гигиенических навыков осваивается детьми, прежде всего в самостоятельной деятельности, в процессе обучения, в дидактических играх и игровых ситуациях.

Таким образом, в воспитании культурно –гигиенических навыков, так же как в любом другом педагогической деятельности, важно единство требований сотрудников детского сада и родителей. Поэтому важно выработать общие критерии в оценке отдельных действий, установить правила и алгоритм действий: как убираем вещи в шкафчик, как поэтапно одеваемся на прогулку, как моем руки, ка правильно ведем себя за столом.

Навыки мытья рук и личной гигиены включают умения:

  1. Мыть лицо, уши, руки.
  2. Закатать рукава
  3. Смочить руки водой
  4. Взять мыло, намыливать до появления пены.
  5. Смыть мыло.
  6. Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить на свое место.
  7. Пользоваться расческой.

Навыки опрятного поведения за столом включают умение:

  1. правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой.
  2. не крошить хлеб.
  3. Пережевывать пищу с закрытым ртом.
  4. не разговаривать за столом.
  5. тихо выходить по окончании еды из за стола.
  6. быть вежливым, благодарить и обращается с просьбами
  7. по возможности убирать за собой со стола.

Навыки снимания и надевания одежды в определенной последовательности:

  1. расстегнуть пуговицы
  2. снять платье, брюки итп.
  3. Аккуратно повесить
  4. Снять рубашку и аккуратно её повесить.
  5. Снять обувь.
  6. Снять колготки и аккуратно повесить или сложить.
  7. Надевать в обратной последовательности.

Список литературы

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста: Практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж: ТЦ «Учитель»,2001.

Программа воспитания и обучения в детском саду Под ред.

Васильевой М.А. Грербовой В.В.Комаровой Т.С. –М.:Мозайка-Синтез, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение к народной культуре детей младшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства.

Вопрос приобщения детей к народному искусству остается актуальным и в наше время. На сегодняшний день очень важно, чтобы дети не только создавали произведения народного искусства, но и знали о его про...

Методическая разработка. Инновационные педагогические технологии – образовательный проект для детей младшего дошкольного возраста "Моя семья".

Современное общество нуждается в восстановлении традиционных семейных ценностей, пропаганде здорового образа жизни. Очень важно, в эпоху инновационных технологий, огромного потока информации, не утрат...

ПРОГРАММА адаптационной группы кратковременного пребывания детей раннего дошкольного возраста не посещающих детское образовательное учреждение

ПРОГРАММАадаптационной группыкратковременного пребывания детейраннего дошкольного возрастане посещающих детское образовательное учреждениеПояснительная записка.Актуальность. Адаптация детей ранне...

"Малые фольклорные формы как средство приобщения к родному слову детей младшего дошкольного возраста."

quot;Малые фольклорные формы как средство приобщения к родному слову детей младшего дошкольного возраста."           Цель презентации - поделиться опытом работы по ...

Краткосрочный проект во второй младшей группе «Нравственно – патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста». « Моя семья – это маленькое государство»

Семья – любви великой царство,В ней вера, праведность и сила.Семья  - опора государства,Страны моей, моей России!( И.Резник)Актуальность:  В младшем дошкольном возрасте у детей н...

Краткосрочный проект во второй младшей группе «Нравственно – патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста». «Моя семья – это маленькое государство»

В младшем дошкольном возрасте у детей начинаютформироваться элементарные представления о явлениях общественной  жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоц...

Краткосрочный проект во второй младшей группе «Нравственно – патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста». «Моя семья – это маленькое государство»

В младшем дошкольном возрасте у детей начинаютформироваться элементарные представления о явлениях общественной  жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоц...