"Малые фольклорные формы как средство приобщения к родному слову детей младшего дошкольного возраста."
презентация к уроку по развитию речи (младшая группа)
"Малые фольклорные формы как средство приобщения к родному слову детей младшего дошкольного возраста."
Цель презентации - поделиться опытом работы по знакомству детей младшего дошкольного возраста с малыми жанрами фольклора(пестушки, потешки,заклички, считалки, скороговорки,чистоговорки, дразнилки и прибаутки). Знакомство с малыми жанрами фольклора представлено через специально-организованное обучение - на занятиях по развитию речи, рисованию, лепке, физкультуре, по конструированию; в совместной деятельности с детьми - режимные моменты, наблюдения, игру, индивидуальную работу. Материал позволяет в игровой, увлекательной и ненавязчивой форме овладевать родным языком в младшем дошкольном возрасте.
Материал представляет интерес для воспитателей дошкольных учреждений и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folklor_pdf.io_.pdf | 787.41 КБ |
vystuplenie.docx | 24.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Сообщение из опыта работы
«Малые фольклорные формы, как средство приобщения к родному слову детей младшего дошкольного возраста»
1 слайд. Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в речевом развитии дошкольника. Именно в младшем дошкольном возрасте целенаправленное и систематическое использование произведений народного фольклора позволяет заложить фундамент в познавательно-речевом развитии детей. Фольклор является богатейшим источником нравственного познавательно-речевого, развития детей. Через фольклор дети лучше усваивают звуковую систему языка, овладевают основными грамматическими формами, появляются сложные формы предложений, осваивают навыки разговорной речи. Фольклор помогает в развитии различных средств интонационной выразительности, накапливается и обогащается активный словарь.
2 слайд. Фольклор - народная мудрость, поэзия и культура народа. Так повелось, что ещё совсем маленькому грудному ребёнку мама напевает колыбельную, рассказывает прибаутки, потешки, считалочки и сказки. Получается, что именно с фольклором ребенок встречается раньше, чем с литературой, и именно фольклор является своеобразным проводником в прекрасный мир художественной литературы.
Что же относится к фольклору?
Пестушки – песенки, которыми сопровождаются уход за ребенком;
Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками);
Заклички – обращение к явлениям природы;
Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх;
Скороговорки и чистоговорки - незаметно обучающие детей правильной и чистой речи;
Дразнилки – веселые, шутливые стишки,кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения;
Прибаутки – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
Их влияние на развитие речи детей неоспоримо.
3 слайд. ЗАДАЧИ
Задача педагога при изучении фольклора - развивать речь, опираясь на склонность к подражанию, быстрому запоминанию, воспитывать у детей самостоятельность, умение активно применять эти знания. Но самое главное - использовать материал ненавязчиво и увлекательно.
4 слайд. Знакомство с малыми жанрами фольклора осуществляется через:
— специально-организованное обучение – на занятиях по развитию речи, познавательному развитию, рисованию, лепке, конструированию, музыке, физкультуре .
— совместную деятельность с детьми – режимные моменты, наблюдения, игру, индивидуальную работу.
5 слайд. РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ
Режимные моменты сопровождают практически все время проведенное ребенком в детском саду, формируют навыки самообслуживания и культуры поведения, поэтому необходимо их сделать эмоционально насыщенными, интересными, в этом нам помогают малые фольклорные формы.
При умывание используются потешки : «Водичка, водичка…», «Ай лады, лады, лады… не боимся мы воды…», «Будет мыло пенится, грязь куда то денется…»
Также создавать положительный эмоциональный фон во время приема пищи помогают приговорки :
«На плите сварилась каша,
Где большая ложка наша?»
Или:
«Вот тарелочка пуста,
Улыбается она».
А эта потешка помогает воспитывать у детей навыки пользоваться салфеткой во время еды :
«Вот как дети держат ложку,
Набирают понемножку.
Платье, скатерть не марай,
Рот салфеткой вытирай»
Или:
«Саша пьет горячий чай
И сосет конфетку.
Не облейся невзначай,
Пользуйся салфеткой!»
Многие дети не любят пить молоко, в этом случае можно прочитать потешку:
«Тот, кто пьет молоко,
Будет бегать далеко!
Тот кто пьет молоко,
Будет прыгать высоко!»
Ну и конечно для создания спокойного настроения перед дневным сном используются потешки: «Спят котята на окошке…», «Маленькие заиньки…»
Или:
«Эй, вы, глазки, эй, вы, ушки.
Вас положим на подушки.
Полежите, полежите,
Отдохните и поспите»
«Ходит сказка по домам,
По высоким теремам,
Жди ее, глаза закрой.
Спи, глазок, спи, другой.
Сказка добрая придет,
Сердце доброе найдет,
Жди ее, глаза закрой
Спи, глазок,
Спи, другой.»
6 слайд. ПРОГУЛКА.
Одевание на прогулку, сложный режимный процесс, поэтому для создания непринужденной обстановки можно прочитать:
«Что случилось у Маринки?
Перессорились ботинки
Друг от друга отвернулись,
Рассердились и надулись
Поменяли их местами,
Перестали дуться сами!»
ИЛИ:
«Таня варежку надела.
«Ой, куда я пальчик дела?
Пальчик в домик не попал!»
Таня варежку сняла,
Таня пальчик свой нашла.»
При ходьбе парами до участка мы читаем следующую потешку, заменив при этом имена в потешке на имена детей идущих в парах:
«Чики – чики, чикалочки,
Едет Ваня на палочке,
А Дуня в тележке,
Щелкает орешки.»
7 слайд. НАБЛЮДЕНИЕ.
Организуя наблюдения с детьми, используюем потешки, которые помогают целенаправленно наблюдать за явлениями природы. Так, например, выглянуло солнышко, необходимо подозвать детей полюбоваться лучами солнца и проговорить потешку:
«Солнышко, солнышко,
Колоколнышко,
Не пеки за реку,
Пеки к нам в окно,
Будет нам тепло!»
Попал на стену солнечный луч, и можно рассказать дошкольникам потешку про солнечного зайчика:
«Солнечные зайчики
Играют на стене.
Помани их пальчиком,
Пусть бегут к тебе!»
8 слайд. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
Дошкольники очень любят играть в подвижные игры, и использование в них фольклора еще больше доставляет детям радость и удовольствие от игры.
«Совушка сова
Большая голова.
На дереве сидит,
Головой вертит,
Во все стороны глядит,
Да вдруг как полетит.»
Дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, тихо крадутся мышки, мягко передвигается лиса и т.д.сопровождая свой показ пантомическими движениями, яркой мимикой и жестами.
«Я рыжая лисица
Я бегать мастерица,
Я по лесу бежала,
Я зайку догоняла.
И в ямку - бух!»
9 слайд. НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ
Также при игре в настольные игры можно использовать различные фольклор. (например: игры с прищепками, для развития мелкой моторики рук будут проходить веселее при использовании таких потешек)
Уборка игрушек – процесс скучный. Но если из уст воспитателя слышны зазывалочки, потешки, способствующие формированию аккуратности, порядка, то уборка игрушек из скучного занятия превращается в привлекательное.
«Ну, теперь за дело дружно,
Убирать игрушки нужно,
Убирать и не ломать,
Завтра будем вновь играть»
10. слайд. ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
Развитие ручной умелости влияет на уровень развития речи и умственных способностей детей, поэтому в практике детского сада широко используются пальчиковые игры, которые как правило сопровождаются текстом. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают активность дошкольников. А короткие рифмованные строчки способствуют четкой, ритмичной яркой речи малыша. « Мы капусту рубим, рубим…», «Этот пальчик..», «Мыши в норочке сидели…», «Молотком стучу, стучу..», и т.д.
11 слайд. ЗАНЯТИЯ
Использование малых фольклорных форм на занятиях помогает детям лучше усвоить содержание занятия, создает правильный эмоциональный настрой. Например, на занятии по конструированию поможет вызвать интерес потешка :
« Строим, строим, строим дом.
По кирпичику кладем,
С каждым днем все выше дом.
Вот такой уж вырос он»
Использование малых форм фольклора имеет огромное значение при проведении занятий продуктивными видами деятельности :
Лепка на тему «Улитка»:
«Улитка, улитка,
выпусти рога,
Дам пирога.
Масленного, примасленного»
Рисование «Дождик»:
« Дождик, дождик, веселей,
Капай, какай, не жалей!
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи!»
12 слайд. ФИЗМИНУТКИ –
Одно из обязательных продуманных элементов в образовательной деятельности. Используются для концентрации внимания работоспособности детей, для переключения с одного вида деятельности на другой. Физминутки проводим в форме подвижной игры, хоровода средней подвижности, с несложными хорошо знакомыми правилами, в форме движений под текст песенок, потешек, считалок с четким ритмом.
13слайд. Речевое развитие
На занятиях по речевому развитию используем мнемотаблицы для лучшего запоминания дошкольниками потешек. В младшем дошкольном возрасте мнемотаблицы даются в готовом варианте и цветными, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка зеленая, солнышко желтое и др. Использование мнемотаблиц для обучения увлекает детей, превращает занятие в игру.
Важное качество потешек – наличие большого количества ударных рифм, поэтому чтение таких текстов способствует воспитанию чувства ритма, развитию фонематического слуха. Потешки – это готовые образцы речи, доступные детям и помогающие развитию речи.
14 слайд.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
15слайд. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум для педагогов "Использование малых фольклорных форм как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"
Введение Устное народное творчество неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Вобрав в себя исторически...
«Использование малых фольклорных форм как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»
Детский фольклор – это особая часть народной культуры, которая играет важную роль в жизни каждого народа. Произведения детского фольклора имеют важное значение в стан...
Консультация для педагогов ДОУ «Использование малых фольклорных форм как средства приобщения дошкольников к русской народной культуре»
Что такое фольклор? Вместо слов устное народное творчество часто говорят фольклор, что в переводе с английского языка означает народная мудрость, народное знание. ...
Семинар – практикум для педагогов «Малые фольклорные формы как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»
Семинар – практикум для педагогов«Малые фольклорные формы как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»...
мастер - класс. " Использование малых фольклорных форм как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"
Мастер - класс, проводился на базе дошкольного отделения, в рамках школьного округа. Очень был полезен и педагогам дошкольного образования, а так же учителям начальных классов.Педагоги активно участво...
Деловая игра для городского методического объединения «Малые фольклорные формы, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре».
Деловая игра для педагогов "Малые фольклорные формы, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"...
«Использование малых фольклорных форм при организации режимных процессов в раннем и младшем дошкольном возрасте»
Консультация для воспитателей...