"Малые фольклорные формы как средство приобщения к родному слову детей младшего дошкольного возраста."
презентация к уроку по развитию речи (младшая группа)

Швецова  Ирина Николаевна

"Малые фольклорные формы как средство приобщения к родному слову детей младшего дошкольного возраста."

           Цель презентации - поделиться опытом работы по знакомству детей младшего дошкольного возраста с малыми жанрами фольклора(пестушки, потешки,заклички, считалки, скороговорки,чистоговорки, дразнилки и прибаутки). Знакомство с малыми жанрами фольклора представлено через специально-организованное обучение - на занятиях по развитию речи, рисованию, лепке, физкультуре, по конструированию; в  совместной деятельности с детьми - режимные моменты, наблюдения, игру, индивидуальную работу. Материал позволяет в  игровой, увлекательной и ненавязчивой форме овладевать родным языком в младшем дошкольном возрасте.

           Материал представляет интерес для воспитателей дошкольных учреждений и родителей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon folklor_pdf.io_.pdf787.41 КБ
Файл vystuplenie.docx24.96 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы

 «Малые фольклорные формы, как средство приобщения к родному слову детей младшего дошкольного возраста»

  1 слайд. Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в речевом развитии дошкольника.  Именно в младшем дошкольном возрасте  целенаправленное и систематическое использование произведений народного фольклора позволяет заложить фундамент в познавательно-речевом развитии детей.     Фольклор   является   богатейшим   источником   нравственного познавательно-речевого, развития   детей.   Через   фольклор   дети   лучше   усваивают звуковую систему языка, овладевают основными грамматическими формами, появляются сложные формы предложений, осваивают навыки разговорной речи. Фольклор   помогает   в   развитии   различных   средств интонационной   выразительности,   накапливается   и   обогащается   активный словарь.

      2 слайд. Фольклор - народная мудрость, поэзия и культура народа. Так повелось, что ещё совсем маленькому грудному ребёнку мама напевает колыбельную, рассказывает прибаутки, потешки, считалочки и сказки. Получается, что именно с фольклором ребенок встречается раньше, чем с литературой, и именно фольклор является своеобразным проводником в прекрасный мир художественной литературы.

    Что же относится к фольклору?

Пестушки – песенки, которыми сопровождаются уход за ребенком;

Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками);

Заклички – обращение к явлениям природы;

Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх;

Скороговорки и чистоговорки  - незаметно обучающие детей правильной и чистой речи;

Дразнилки – веселые, шутливые стишки,кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения;

Прибаутки – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Их влияние на развитие речи детей неоспоримо.

       3 слайд. ЗАДАЧИ

 Задача педагога при изучении фольклора - развивать речь, опираясь на склонность к подражанию, быстрому запоминанию, воспитывать у детей самостоятельность, умение активно применять эти знания. Но самое главное - использовать материал ненавязчиво и увлекательно.

        4 слайд.  Знакомство с малыми жанрами фольклора осуществляется через:

— специально-организованное обучение – на занятиях по развитию речи, познавательному развитию, рисованию, лепке, конструированию, музыке, физкультуре .

— совместную деятельность с детьми – режимные моменты, наблюдения, игру, индивидуальную работу.

5 слайд.  РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ

Режимные моменты сопровождают практически все время проведенное ребенком в детском саду, формируют навыки самообслуживания и культуры поведения, поэтому необходимо их сделать эмоционально насыщенными, интересными, в этом нам помогают малые фольклорные формы.

При умывание используются потешки : «Водичка, водичка…», «Ай лады, лады, лады… не боимся мы воды…», «Будет мыло пенится, грязь куда то денется…»

Также создавать положительный эмоциональный фон во время приема пищи помогают приговорки :

«На плите сварилась каша,

Где большая ложка наша?»

Или:

«Вот тарелочка пуста,

Улыбается она».

А эта потешка помогает воспитывать у детей навыки пользоваться салфеткой во время еды :

«Вот как дети держат ложку,

Набирают понемножку.

Платье, скатерть не марай,

Рот салфеткой вытирай»

Или:

«Саша пьет горячий чай

И сосет конфетку.

Не облейся невзначай,

Пользуйся салфеткой!»

 Многие дети не любят пить молоко, в этом случае можно прочитать потешку:

«Тот, кто пьет молоко,

Будет бегать далеко!

Тот кто пьет молоко,

Будет прыгать высоко!»

Ну и конечно для создания спокойного настроения перед дневным сном используются  потешки: «Спят котята на окошке…», «Маленькие заиньки…»

Или:

«Эй, вы, глазки, эй, вы, ушки.

Вас положим на подушки.

Полежите, полежите,

Отдохните и поспите»

«Ходит сказка по домам,

По высоким теремам,

Жди ее, глаза закрой.

Спи, глазок, спи, другой.

Сказка добрая придет,

Сердце доброе найдет,

Жди ее, глаза закрой

Спи, глазок,

Спи, другой.»

6 слайд. ПРОГУЛКА.

Одевание на прогулку, сложный режимный процесс, поэтому для создания непринужденной обстановки можно прочитать:

«Что случилось у Маринки?

Перессорились ботинки

Друг от друга отвернулись,

Рассердились и надулись

Поменяли их местами,

Перестали дуться сами!»

ИЛИ:

«Таня варежку надела.

«Ой, куда я пальчик дела?

Пальчик в домик не попал!»

Таня варежку сняла,

Таня пальчик свой нашла.»

  При ходьбе парами до участка мы читаем следующую потешку, заменив при этом имена в потешке на имена детей идущих в парах:

«Чики – чики, чикалочки,

Едет Ваня на палочке,

А Дуня в тележке,

Щелкает орешки.»

7 слайд. НАБЛЮДЕНИЕ.

Организуя наблюдения с детьми, используюем потешки, которые помогают целенаправленно наблюдать за явлениями природы. Так, например, выглянуло солнышко, необходимо подозвать детей полюбоваться лучами солнца и проговорить потешку:

«Солнышко, солнышко,

Колоколнышко,

Не пеки за реку,

Пеки к нам в окно,

Будет нам тепло!»

Попал на стену солнечный луч, и можно рассказать дошкольникам потешку про солнечного зайчика:

«Солнечные зайчики

Играют на стене.

Помани их пальчиком,

Пусть бегут к тебе!»

8 слайд. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Дошкольники очень любят играть в подвижные игры, и   использование в них фольклора еще больше доставляет детям радость и удовольствие от игры.

«Совушка сова

Большая голова.

На дереве сидит,

Головой вертит,

Во все стороны глядит,

Да вдруг как полетит.»

Дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, тихо крадутся мышки, мягко передвигается лиса и т.д.сопровождая свой показ пантомическими движениями, яркой мимикой и жестами.

«Я рыжая лисица

Я бегать мастерица,

Я по лесу бежала,

Я зайку догоняла.

И в ямку - бух!»

9 слайд. НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ

Также при игре в настольные игры можно использовать различные фольклор. (например: игры с прищепками, для развития мелкой моторики рук будут проходить веселее при использовании таких потешек)

Уборка игрушек – процесс скучный. Но если из уст воспитателя слышны зазывалочки, потешки, способствующие формированию аккуратности, порядка, то уборка игрушек из скучного занятия превращается в привлекательное.

«Ну, теперь за дело дружно,

Убирать игрушки нужно,

Убирать и не ломать,

Завтра будем вновь играть»

10. слайд. ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

 Развитие ручной умелости влияет на уровень развития речи и умственных способностей детей, поэтому в практике детского сада широко используются пальчиковые игры, которые как правило сопровождаются текстом. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают активность дошкольников. А короткие рифмованные строчки способствуют четкой, ритмичной яркой речи малыша. « Мы капусту рубим, рубим…», «Этот пальчик..», «Мыши в норочке сидели…», «Молотком стучу, стучу..», и т.д.

11 слайд. ЗАНЯТИЯ

Использование малых фольклорных форм на занятиях помогает детям лучше усвоить содержание занятия, создает правильный эмоциональный настрой.  Например, на занятии по конструированию поможет вызвать интерес потешка :

« Строим, строим, строим дом.

По кирпичику кладем,

С каждым днем все выше дом.

Вот такой уж вырос он»

Использование малых форм фольклора имеет огромное значение при проведении занятий продуктивными видами деятельности :

Лепка  на тему «Улитка»:

«Улитка, улитка,

выпусти рога,

Дам пирога.

Масленного, примасленного»

Рисование «Дождик»:

«  Дождик, дождик, веселей,

Капай, какай, не жалей!

Только нас не замочи,

Зря в окошко не стучи!»

12 слайд. ФИЗМИНУТКИ –

Одно из обязательных продуманных элементов в образовательной деятельности. Используются для концентрации внимания работоспособности детей, для переключения с одного вида деятельности на другой. Физминутки проводим в форме подвижной игры, хоровода средней подвижности, с несложными хорошо знакомыми правилами, в форме движений под текст песенок, потешек, считалок с четким ритмом.

13слайд. Речевое развитие

На занятиях по речевому развитию используем мнемотаблицы для лучшего запоминания дошкольниками потешек. В младшем дошкольном возрасте мнемотаблицы даются в готовом варианте и цветными, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка зеленая, солнышко желтое и др. Использование мнемотаблиц для обучения увлекает детей, превращает занятие в игру.

Важное качество потешек – наличие большого количества ударных рифм, поэтому чтение таких текстов способствует воспитанию чувства ритма, развитию фонематического слуха. Потешки – это готовые образцы речи, доступные детям и помогающие развитию речи.

14 слайд.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

15слайд. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для педагогов "Использование малых фольклорных форм как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"

Введение            Устное народное творчество неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Вобрав в себя исторически...

«Использование малых фольклорных форм как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»

      Детский фольклор – это особая часть народной культуры, которая играет важную роль в жизни каждого народа. Произведения детского фольклора имеют важное значение в стан...

Консультация для педагогов ДОУ «Использование малых фольклорных форм как средства приобщения дошкольников к русской народной культуре»

Что такое фольклор? Вместо слов устное народное творчество часто говорят фольклор, что в переводе с английского языка означает народная мудрость, народное знание. ...

Семинар – практикум для педагогов «Малые фольклорные формы как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»

Семинар – практикум для  педагогов«Малые фольклорные формы как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»...

мастер - класс. " Использование малых фольклорных форм как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"

Мастер - класс, проводился на базе дошкольного отделения, в рамках школьного округа. Очень был полезен и педагогам дошкольного образования, а так же учителям начальных классов.Педагоги активно участво...

Деловая игра для городского методического объединения «Малые фольклорные формы, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре».

Деловая игра для педагогов "Малые фольклорные формы, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"...