Методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
учебно-методический материал
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.
Педагогическая технология — это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).
В своей педагогической деятельности я изучаю и применяю педагогические технологии:
здоровьесберегающие технологии;
технологии проектной деятельности;
игровые технологии;
личностно-ориентированные технологии;
Считаю, что применение в своей работе педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у меня, как педагога, и родителей ценностные ориентации, направленные на всестороннее развитие воспитанников.
Здоровьесберегающие технологии
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Динамические паузы — это подвижные, хороводные игры, физкультурные минутки.
Провожу во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Их рекомендуется проводить для детей любого возраста в качестве профилактики утомления. Иногда включаю в них элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и т.д., в зависимости от вида занятия.
Систематическое использование физкультминуток приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью. Иногда предлагаю провести физминутки кому-нибудь из детей.
Релаксация – это снижение тонуса скелетной мускулатуры.
Проводится в групповом помещении.
Для релаксации использую спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
3. Гимнастика пальчиковая – это гимнастика для развития кистей рук, сопровождается короткими стихами.
Проводится индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Чаще всего для снижения утомляемости детей применяю в образовательной деятельности.
4. Гимнастика для глаз – это комплекс упражнений для профилактики хорошего зрения.
Провожу ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Использую наглядный материал, показ, небольшие стихи.
Бодрящая гимнастика – это гимнастика после сна.
Провожу ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Сначала дети выполняют упражнения, не вставая с постели. Затем переходят в групповое помещение. Упражнения сопровождаю стихами и музыкой. Также использую массажную дорожку, детские тренажеры.
Технологии проектной деятельности
Цель: развитие и обогащение социально-личностного опыта
посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
В течение трех последних лет педагоги нашего ДОУ, и я в том числе, занимаемся проектной деятельностью.
И единодушно отмечаем, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников и их семей, проникнут во внутренний мир ребенка.
В моей педагогической копилке уже несколько проектов.
Вот один из них. Проект на тему: «Кто с огнем не осторожен, у того пожар возможен!».
Безопасность – это одна из обязательных составляющих среды, в которой растет и воспитывается ребенок.
Создавая для детей проблемные ситуации по безопасности, мы выявили, что у ребят нашей группы не сформированы навыки осознанного, безопасного поведения при опасной ситуации за пределами ДОУ.
Таким образом, возникла идея организации и проведения проекта н заданную тему.
В предварительном этапе мы сообщили о проекте родителям, подобрали литературные произведения, дидактические, сюжетно-ролевые игры, составили план работы над проектом.
В рамках образовательной деятельности, в совместной, в индивидуальной деятельности были проведены беседы:
Машины специального назначения.
А знаете ли вы, что можно тушить пожар с воздуха?
Правила дорожного поведения при появлении машины специального назначения с включенной сиреной.
При пожарной ситуации куда звонить? А куда пожарным приезжать? Знаете ли вы свой адрес?
Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций в книгах.
В рамках художественно-эстетической деятельности была проведена аппликация на тему: «Пожарная лестница»; рисование «Пожарный». Организован конкурс совместных рисунков детей и их родителей.
На заключительном этапе ребята посетили пожарную часть планировочного района. Дети смогли примерить пожарный шлем, посидеть в пожарной машине. Познакомиться с важным, порой опасным, трудом огнеборцев.
И мы надеемся, что данный проект научил детей соблюдать правила пожарной безопасности.
А в случае обнаружения пожара они будут правильно действовать.
На защите проектов педагогов ДОУ мой проект получил положительную оценку коллег. Надеюсь, что мой опыт поможет им в работе.
Технология художественного воздействия
Художественное творчество - особенный вид деятельности. Современные технологии не могут заменить творчество воспитанников. Организую изодеятельность в группе с использованием различных техник рисования. Из опыта работы с различными материалами, такими как: поролон, восковые мелки, гофрированная бумага, листья деревьев, пряжа, могу сделать вывод, что использование их позволяет детям ощутить незабываемые эмоции, развивает творческие способности ребенка, его креативность, что способствует общему психическому и личностному развитию детей.
А такие способы рисования как монотипия, кляксография, рисование пальчиками, ладошками и т. д. развивают мелкую моторику, вызывают целый комплекс эмоций, помогают проявить характер ребенка, его индивидуальность.
В середине любого занятия по рисованию, лепке провожу с детьми упражнения для мышц рук, пальчиковые гимнастики.
Мои воспитанники с удовольствием воспринимают музыкотерапию, поэтому на занятиях по рисованию, лепке использую классическую и современную мелодичную спокойную музыку. Применение музыкального сопровождения поднимает настроение детей, они становятся более спокойными, увлеченными творческим процессом. Важной особенностью при проведении занятий по художественно-эстетической деятельности дошкольников является использование мною элементов цветотерапии: бумага зеленого цвета, выполнение контуров рисунков желтым мелом и т. д.
Все это способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, понижению утомляемости, концентрации внимания.
Считаю, что изобразительная деятельность должна занимать не второстепенное, а своё, почётное место среди других образовательных деятельностей.
Личностно-ориентированные технологии
Личностно-ориентированная технология органично встраивается в воспитательно-образовательный процесс и используются мною в организации образовательной деятельности и в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов при реализации задач образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое».
Применяя в работе с детьми личностно-ориентированную технологию, ставлю в центр личность ребенка, обеспечиваю комфортные, бесконфликтные и безопасные условия его развития, реализацию его природного потенциала. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но субъект приоритетный. Организую воспитательно-образовательный процесс на основе уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.
На моих занятиях прослеживается акцент на личностно - ориентированный подход в общении, а именно, планирую занятия, совместную деятельность с детьми так, чтобы она была направлена не на выяснение того, что знает ребёнок, а на то, насколько развиты его “сила ума”, его способности рассуждать, критически мыслить, находить правильное решение, применять знания на практике.
Считаю, что каждый ребёнок уникален в своей индивидуальности и имеет право развиваться в собственном темпе, по своей образовательной траектории. В моей группе разные дети, с разным уровнем развития. При применении личностно - ориентированной технологии делю воспитанников на условные группы с учетом индивидуальных особенностей.
При формировании групп мною учитываются личностное отношение воспитанников к окружающей действительности, степень освоения программного материала, интерес к изучению нового материала, к личности воспитателя, особенности развития психических процессов. Применяю дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
material_simahinoy_n.v.odt | 1.13 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные методы и формы и работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Нетрадиционные методы и формы и работы с детьми, имеющими нарушения речи. Р.Ф.Жданова, г. Нижневартовск, МБДОУ ДСКВ №50 Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фунда...
Выступление на педагогической площадке. "Экологические проекты,как форма организации работы с детьми в летний период"
В последнее время, в нашем саду в летний период пракикуется разработка и реализация экологических проектов самими педагогами.Практика показала, что дошкольники, педагоги и родители с большим удовольст...
Иновационные методы и формы в работе с детьми воспитателя Бердниковой Виктории Викторовны 2015 г.
описание методов и форм, которых использую в работе с дошкольниками...
Круглый стол «Теоретические основы проектной деятельности в дошкольном образовании» «Метод проектов в дошкольном образовательном учреждении как инновационная педагогическая технология»
Развивающаяся педагогика ненасилия существенно изменила отношение взрослых к детям. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Пед...
Сообщение из опыта работы "Современные формы организации работы с детьми по краеведению"
Одной из основных задач воспитания дошкольников является воспитание у них любви к родному краю, Родине, чувства гордости за нее. Большое значение для фо...
Формы организации работы с детьми раннего возраста по развитию речи и речевого общения.
Формы организации работы с детьми раннего возраста по развитию речи и речевого общения.Я собрала материал в виде подборки книг и дидактических игр и упражнений. Мой метод речевой этики предлагает рабо...
Конкурсный материал практико-ориентированного проекта «Тематические студии как инновационная форма организации работы с детьми и поддержки детской инициативы в условиях ФГОС ДОО»
Актуальность проблематики проектаГлавным ориентиром развития современного дошкольного образования становится качество предоставляемых услуг, а так же, его адресность, акцент на личностное развитие каж...