Тема: «СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
статья
Недаром дети любят сказку. Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку уже предчувствует душа.
И на любые испытанья согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожиданье благополучного конца.
В. Берестов
В сегодняшний нестабильный период – устойчивым радикалом сознания людей нашего общества, к сожалению, являются переживания страха и агрессии. Такие особенности эмоциональной атмосферы общества не замедлили проявиться в виде феномена эмоционального отчуждения. Эта проблема заявляет о себе сегодня в самых разных сферах:
- во взаимоотношениях мужчин и женщин (кризис семьи);
- во взаимоотношениях родителей и детей (отказные дети, брошенные
старики);
- во взаимоотношениях между общественными учреждениями (ДОУ,
школа) и семьёй (рыночные отношения обостряют конфликт);
- во внутреннем мире людей всех возрастов (одиночество, депрессия,
суицид)
И страшнейший из всех дефицитов нашего времени – дефицит родительской любви! Он не проходит бесследно для развития ребёнка. Прежде всего, это важно для осознания того « какой Я есть»: желанный, любимый, нужный или нежеланный, постоянно раздражающий, мешающий. А так же для последующего формирования на этой основе отношения к миру доверительного или, наоборот, – агрессивного, враждебного. Возможной причиной этой проблемы может являться неразвитая эмоциональная сфера детей.
Однако в дошкольном возрасте ребенок овладевает не только знаниями, умениями, навыками, но и происходит становление базовых свойств его личности: самооценки и образа Я, эмоционально - потребностной сферы, нравственных ценностей и установок, социально – психологических особенностей в системе отношений между людьми.
Основная цель работы воспитателя в детском саду – создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия, свободного и эффективного развития способностей каждого ребенка.
В системе методов и средств воспитания положительных чувств не последнюю роль играют сказки. Это и понятно. Сказки детям понятны, доступны. Дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примером для подражания. Только важно направить мысли и чувства малышей в нужное русло.
Объект: эмоциональное развитие дошкольника.
Предмет: сказкотерапия как средство эмоционального развития старших дошкольников.
Цель исследования: определить влияние сказки на эмоциональное развитие старших дошкольников.
Задачи исследования:
- На основе анализа литературы раскрыть технологию «сказкотерапия»; определить специфические особенности сказкотерапия как технология эмоциональной сферы дошкольника.
- Обосновать значение сказки в формировании эмоциональной сферы дошкольника.
- Подобрать серию различных видов сказок для опытно-экспериментальной работы с детьми.
Опытным путем доказать эффективность технологии сказкотерапии.
По мнению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой любая сказка ориентирована на социально педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности. Сказка выполняет и терапевтическую (лечебную) функцию. Эта функция сказки послужила основанием для формирования нового направления – сказкотерапии, то есть лечение людей при помощи сказки.
Возрастной диапазон, охватываемый сказкотерапией, не имеет границ, хотя многие считают ее исключительно детским методом.
Предметом сказкотерапии является процесс воспитания внутреннего мира ребёнка. Сказка учит детей слушать и слышать других людей. Но еще сказка помогает родителям найти общий язык с ребенком, подружиться с ним, помочь ему решить первые трудности. Следовательно, одной из важнейших задач сказкотерапии является выявление актуальных проблем ребенка и психологическая помощь.
Сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные цели задачи:
Цель: Воспитание ценностных ориентаций посредством сказки, формирование психологического здоровья дошкольников.
Задачи:
1.Снижение уровня тревожности и агрессивности у детей.
2.Развитие умения преодолевать трудности и страхи.
3.Выявление и поддержка творческих способностей детей.
4.Формирование навыков конструктивного выражения эмоций.
5.Развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
В чем секрет терапевтических сказок?
Сила терапевтических сказок заключается в том, что их смысл воспринимается на двух уровнях одновременно. На сознательном уровне ребенок понимает, что сюжет сказки вымышленный. Он сочувствует главному герою, представляет себя в его роли, но даже когда узнает свою проблему, все равно думает - "это понарошку, не про меня".
На подсознательном же уровне ребенок впитывает все услышанное, пересматривает свое поведение, систему ценностей и взглядов.
В свою очередь, этот интерес стимулирует эмоциональное включение ребёнка в сказку и становится основой для идентификации с её героями.
Важно, что ребёнок отождествляет себя с положительными героями, так как их положение в сказке, как правило, преподносится более ярко, эмоционально. Поэтому метод сказкотерапии способствует личностному росту ребёнка.
Таким образом: Сказкотерапия – это созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки.
Классификация сказок
В работе со сказками следует обязательно учитывать тип применяемых сказок, поскольку у каждого типа имеются свои психологические цели. Все сказки, используемые психологами и педагогами, можно разделить на пять типов: дидактические, медитативные, психокоррекционные, психотерапевтические и психологические.
- Дидактические (в форме учебного задания, т. е. ребенку повествуют о новых понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе)
- Медитативные (для снятия психоэмоционального напряжения), дети рисуют, сочиняют, играют, слушают звуки природы, лежат на ковре и мечтают – воображают – “колдуют”.
- Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя “Я”, доброго волшебника), дети рисуют иллюстрации, изготавливают кукол и ставят спектакли.
- Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребенка), читаем проблемную сказку не обсуждая, даем возможность побыть ребенку наедине с самим собой и подумать.
- Художественные (авторские истории, мудрые древние сказки, т.е. знакомство ребенка с эстетическими принципами, традициями человечества)
- Диагностические (в случае, ели ребенок выбрал себе любимую сказку и героя, то в данном контексте герой является прообразом самого ребенка, каким бы он хотел быть)
Для того чтобы сказка оказала помощь или воспитательное воздействие, она должна отвечать определенным условиям:
- В сказке должна быть описана проблема, в чем-то схожая (но не полностью идентичная) с проблемой ребенка.
- Сказка должна предлагать малышу альтернативный способ решения проблем. Сказка должна предлагать ребенку новый выбор.
Сказку можно подобрать под любую самую сложную ситуацию, в игровой манере мы можем ненавязчиво научить ребёнка нормам поведения, признанным в обществе, моральным заповедям.
Иногда приходится менять содержание сказки из-за неадекватной реакции одного из детей на сказанное или увиденное. Реагируя на настроение малышей, иногда необходимо изменить ход событий в сказке или добавить дополнительного неожиданного героя.
Всё это можно осуществить во время инсценировки сказки или простого рассказывания.
Сказка, пережитая на собственном опыте, оставляет неизгладимое впечатление в памяти ребёнка, ощущение пережитого чуда и праздника.
Сказка, в которой добро сильней зла, где старый становится молодым, больной – здоровым, даёт малышу чувство внутренней защищённости.
Формы и методы работы по сказкотерапии
Анализируя методические аспекты развития эмоциональной сферы средствами сказкотерапии, для формирующего эксперимента условно выделила три этапа работы:
1. Подготовительный этап (подбор и изучение методической литературы, составление перспективного плана, конспектов занятий)
2. Основной этап (проведение занятий, консультации, обогащение предметно- развивающей среды)
Непосредственная работа:
- на специально организованных занятиях,
- в театрализованной деятельности,
- в сюжетных играх.
3. Заключительный этап (диагностический)
На подготовительном этапе провела определенную работу с родителями. Для них оформила папку-передвижку «Роль сказки в жизни ребенка», провела беседы «Читаем вместе с детьми», «Для чего нужно читать детям сказки на ночь», «Мамины сказки» «Воспитание сказкой» ,где показала возможности воспитания средствами сказки.
Для ознакомления родителей с методом «сказкотерапии» было проведено родительское собрание, на котором была дана информация о том, что такое «сказкотерапия», какие проблемы решает, и объяснила, что, только в совместной деятельности ребенка, родителей и педагогов ДОУ работа будет успешной. Привлекла родителей в оформление среды, изготовление атрибутов к сказкам, приобретение художественной литературы.
На первом этапе использовала карты Проппа, выполненные в сюжетной манере, далее использовали схематичное изображение каждой функции. Некоторые символы придумывали сами дети, что способствует лучшему запоминанию и осознанию. Знакомство с картами Проппа происходит постепенно, в определенной последовательности:
1. Рассказывание сказки и соотнесение с определенной функцией.
2. Целостное освоение сказочных функций.
3. Сочинение сказок.
Сказкотерапия многопланова, поэтому она разделена на несколько направлений, в рамках которых решаются психодиагностические, коррекционные, развивающие и терапевтические задачи.
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева в своей книге «Путь к волшебству» предлагает каждому специалисту выбрать себе по душе свою форму работы со сказками. Алгоритм работы со сказками представляю в следующей схеме (рекомендации Зинкевич-Евстигнеевой Т.Д.):
1.Просмотр фильма-сказки;
2.Чтение сказки;
3.Анализ сказки и соотнесение с определенной функцией;
4.Пересказ сказки ( или групповое рассказывание) с опорой на карты Проппа;
5.Обсуждение сказки: в чем смысл сказки, подбор функции сказки;
6.Сочинение сказки по картам Проппа;
7.Придумывание продолжения сказки;
8.Обыгрывание сюжетов, игры-драматизации, кукольный театр;
9.Сказочные путешествия;
9.Психогимнастика;
10.Сочинение новой сказки;
11.Организация сюжетных игр по сказке.
Прежде чем приступить к проведению полноценных занятий по сказкам, потренировала детей в умении правильно сидеть, расслабляться, чувствовать, выполнять инструкции.
Для этого использовала три техники расслабления:
а) расслабление по контрасту с напряжением;
б) расслабление с фиксацией внимания на дыхание;
в) расслабление — медитация.
Расслабление по контрасту с напряжением. При обучении детей расслаблению по контрасту с напряжением привлекала внимание детей к определенным группам мышц (рук, ног, туловища, шеи, лица). Контрастными парами могут быть слова:
Веселый – грустный, Твердый — мягкий,
Сильный — слабый, Холод — тепло,
Сосулька — водичка, Движение— сон,
Страх — доверие, Злой —добрый.
Использовала следующие варианты упражнений:
• Детям предлагалось максимально напрячь, сделать твердыми пальцы рук («коготки тигра») и подержать их в таком положении. Ведущий обходит детей, проверяет, достаточно ли твердыми стали пальцы и кисти рук. Затем детям предлагается расслабить пальцы, свесить кисти рук, сделать их мягкими и слабыми (вместо «коготков» — «мягкие лапки»). Ведущий проверяет, достаточно ли расслабленными стали пальчики.
• Детям предлагалось стиснуть зубы, прищурить глаза, сделать свое лицо злым и грубым, почувствовать напряжение в мышцах лица. Можно потрогать лицо своими пальчиками и ощутить, какими твердыми стали мышцы губ, челюстей, лба. Затем дети расслабляли лицо, делая его мягким, добрым, спокойным. Нежно поглаживали пальчиками щеки, губы, подбородок, лоб, ощущая покой и расслабленность мышц.
• Детям в положении «стоя» предлагалось «замерзнуть», сжаться от холода, напрячь мышцы шеи, плеч, рук, почувствовать их твердость и зажатость. Дотрагиваясь до каждого ребенка, проверяла, насколько напряглись мышцы его тела. Затем ласково гладила каждого ребенка по голове, шее, плечам, рукам, предлагая «согреться», расслабиться, почувствовать тепло и мягкость во всем теле. Руки у детей свисали вдоль туловища, голова легонько падала на грудь. Проверяла расслабленность, поднимая руки детей. Мягкая и расслабленная рука падала сама, без всякого сопротивления.
При обучении детей расслаблению обязательно проверяла степень напряжения и расслабления детей прикосновением. Детей закрепощенных, нервных чаще, чем других, нежно и ласково поглаживала, помогая им расслабиться.
Занятия по сказкам проводила один-два раза в неделю. Длительность их была разной: 25 минут и более. При этом учитывала возраст детей и их психические возможности, при необходимости любое занятие сокращала до минимума.
Иногда, в случае непредвиденного утомления детей занятие мягко останавливала, объяснив, что «волшебная сила» иссякла и нет возможности сегодня продолжать путешествие по сказке, что следующая встреча с героями сказки состоится в другой раз.
Эффективность работы повышается, если ребенок непосредственно соприкасается со сказкой. Для этого специально организовала предметно- развивающую среду:
· уголок сказки, уголок ряжения, драматизации, где наряду с куклами-персонажами имеются атрибутика, костюмы и прочий театральный реквизит. · театральный уголок,
· уголок книги «Книжкин дом»;
· настольно- печатные игры «Машенька и медведь», «Доктор Айболит» и.т.д.;
· пазлы, по русским народным сказкам, «Собери картинку»;
· сборники сказок, рассказов.
· иллюстрации с сюжетами сказок
Перед началом занятия включаю музыку, что концентрирует внимание детей, вызывает интерес. Обязательное условие – перевоплощение воспитателя, или приход в гости сказочного персонажа.
Для того, чтобы ребенок лучше воспринимал то, что с ним происходит в сказке, придумала ритуалы вхождения в Волшебную страну. Вхождение в сказку является очень важным моментом. Это — момент волшебства, таинства, «наполнения суперэнергией». Для того чтобы перенестись в необычное пространство, нужны «волшебная сила», сверхсила или, по крайней мере, преодоление определенного барьера, препятствия. Одним из элементов такого ритуала становилось «превращение» ребенка в сказочного персонажа. Т.Д. Зинкевич рекомендует организовать место «превращений». Я использовала волшебную палочку. После превращения дети садились в кружок. В зависимости от цели, которую ставила, начиналось путешествие в сказку.
Для того, чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, придерживалась определенных правил ее создания:
* Сказка в чем-то схожа с проблемой ребенка, но ни в коем случае не имеет с ней прямого сходства.
* Сказка предлагает замещающий опыт, используя который, ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы. Если у ребёнка не получается, я всегда готова ему помочь.
* Сказочный сюжет разворачивается в определенной последовательности:
• Жили-были.
Начало сказки, встреча с ее героями.
• И вдруг однажды…
Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.
• Из-за этого…
Показано, в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.
• Кульминация.
Герои сказки справляются с трудностями.
• Развязка.
Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.
• Мораль сказки.
Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.
Сказкотерапию проводила один раз в неделю. Начиналась работа с малочисленных групп (от трёх человек). Далее маленькие подгруппы объединялись, максимальное количество детей 10-12 человек. Сказкатерапия проводилась только при желании ребёнка. Чтобы расположить ребёнка к себе, найти связующую ниточку между мною и детьми, любое занятие начинала с шуток, веселых закличек, загадок и подвижных игр. Затем шли всевозможные музыкальные вариации, пантомимы, работа на воображение, постановка этюдов. В процессе занятия детям периодически давала возможность говорить о своих ощущениях, но иногда предлагала просто молча «послушать себя».
В процессе расслабления (сидя, лежа, стоя) детям не рекомендуется двигаться, разговаривать, задавать вопросы. Потому что процесс «слушания себя» очень тонок, и любые разговоры, стуки, хлопки, движения отвлекают внимание детей и легко разрушают созданную ведущим атмосферу.
Слово «слушать», постоянно употребляемое в занятиях, означало, конечно, не только физический слух, но и способность чувствовать, ощущать «внутренние звуки».
Внутренние звуки — это ощущения, которые могут быть очень разными: от легкости, приятного тепла, «мурашек» до покалывания, чувства тяжести, неприятных ощущений.
Все, что дети слышат внутри, нормально, даже если иногда это и кажется неприятным. Если дети ничего не слышат, это поначалу тоже нормально. Постепенно их чувствительность возрастет.
У каждой сказки свой неповторимый дух, свои особенности. Тексты можно пересказывать, но иногда, если это сказки Андерсена, Пушкина, Киплинга, Шарля Перро, лучше читать их, чтобы сохранить стиль и тонкую авторскую атмосферу.
Разумеется, при составлении занятий тексты сказок приходилось значительно сокращать, зачастую что-то изменять.
Некоторые сказки повторяла через определенные промежутки времени. Дети любят повторения, и, кроме того, знакомые упражнения воспринимаются легче, а порою и с большим интересом. Ведь в знакомом упражнении не приходилось тратить энергию и силы на узнавание, запоминание, усвоение, а можно просто получать наслаждение от самого процесса, погрузившись в него, что называется, с головой.
Всегда помнила, что всё, выполняемое детьми, все их слова, движения, даже импровизации (их надо поощрять особо!) являются успешными, удачными, наилучшими и прекрасными. И неважно, как это выглядит со стороны. Важно, чтобы дети чувствовали себя свободными, раскрепощенными, чтобы поверили в себя и в свои силы. Каждый делает лучшее, на что способен. И поэтому детей постоянно подбадривала, словесно поощряла и за особо трудные упражнения непременно хвалила.
Педагогическая работа похожа на работу садовода. И от нашей заботы, любви и внимания во многом зависит красота души каждого ребенка.
Выход из сказки осуществляется сам собой, легко и просто: для этого не нужны сверхусилия. Энергия, потраченная на действия, осознание и переживания во время путешествия по сказке, как бы иссякает, и ребенок автоматически возвращается на обычный уровень осознания и энергии, в привычный реальный мир.
Кроме того, «проживая» сказку, ребенок приобретает какие-то новые качества знания, некоторым образом трансформируется. Было бы нелогичным снова преодолевать «огненную реку» (см. сказку «Снегурочка») или насыщаться силой «волшебного цветка» (см. сказку «Цветик-семицветик»), чтобы перейти рубеж от сказки к реальности.
Мы с детьми: рассказывали сказки; рисовали и лепили сказки; сочиняли сказки; изготавливали кукол; драматизировали сказки.
Например, говорила детям: «Дорогие мои! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие с Вини-Пухом (игрушка бибабо). Он вам расскажет про все свои приключения, а вы поможете ему преодолеть препятствия, поможете советом». В рассказывании сказки есть свои подводные камни: каждый человек рассказывает одну и ту же сказку по-своему, бессознательно расставляя акценты в тех местах, которые наиболее соответствуют его актуальной проблематике. Пересказывая сказку, ребенок бессознательно переносит на слушателя и свое отношение к событиям, и свои ценности, и свою внутреннюю проблематику. Психокоррекционный смысл такого рассказывания заключается в следующем: зная смысл сказочных ситуаций, они помогут ему продвинуться в разрешении своих проблем. Таким образом, у ребенка-рассказчика активизируются собственные бессознательные процессы, способствующие его личностному росту.
На занятиях по рассказыванию сказок ставлю для себя главную задачу: - это раскрыть нравственный урок, главный смысл сказки, на что нацеливает она маленького слушателя, какие моральные установки закладывает в его душе, в его сознании. Не зря существует поговорка: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Обсуждение, обыгрывание, или продолжение дает возможность ребенку уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо; сочинение новой сказки помогает создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, не жестоко и бесчеловечно. Эта идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей – творческий девиз для ребенка и главная установка для нас, педагогов.
Например, в сказке «Колосок» основная мысль, что «труд кормит, а лень портит», образы Крутя и Вертя близки детям. И, несмотря на то, что они лентяи, у детей они вызывают сочувствие. Здесь имеют место индивидуальные особенности эмоционального поведения детей. Поэтому целесообразно применить метод «измени сказку».
Дети дошкольного возраста при восприятии сказки ведут себя эмоционально: замирают, хлопают в ладоши, иногда переговариваются, плачут. Важно, постепенно вводить детей в сказочную действительность. Далее, по мере развития сюжета проявляется уже более определенное сопереживание и сочувствие персонажам: сопереживание, соответствующее состоянию персонажей, превращающееся иногда в копирование их действий; а также реальное восприятие различных эпизодов сказки. По мере развития сюжета сопереживание героям у детей усиливается. Параллельно углубляется усвоение содержания сказки, ее причинно-следственных связей, что способствует появлению эмоциональной оценки событий. Этот процесс вызывает у многих детей необходимость общаться друг с другом, делиться своими переживаниями и оценками, как бы выверяя их на своих сверстниках.
Например, в сказке С. Лагерлефа «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Героем этой сказки является мальчик примерно того же возраста. В начале этой сказки он поступает жестоко, издевается над теми, кто беспомощнее, но затем, когда Нильс сам стал крошечным и беспомощным, прочувствовал все невзгоды, связанные со своей слабостью, у него появляется чуткость и отзывчивость к чужой беде и даже способность жертвовать.
О появлении эмоциональной оценки, сочувствия персонажам можно судить по мимике дошкольников: на лицах заметно выражение жалости (и слезы, и теплое отношение одновременно), появляются улыбки в ответ на удачное разрешение персонажами драматических ситуаций, облегченные вздохи, когда они избегают опасности, и т.д.
Однако, у Насти В. и Егора Б. . появлялись смех, улыбки, усмешки, когда положительный герой попадал в бедственное положение. В этих случаях, если ребенок не разобрался в содержании, нужно еще раз прочитать ему сказку, а затем предложить пересказать то, что он запомнил, и расспросить его о причинах результатах поступков героев. Если же содержание ребенку ясно, но при этом он даже радуется бедам персонажа, необходима индивидуальная психологическая помощь.
Мало прочитать сказку, важно её прожить! Как это?
На одном из занятий по сказкотерапии, мы путешествовали вместе с героиней сказки «Снежная королева». В этом путешествии дети проживали разные роли: и Кая, и Герды, и разбойников, побывали у старушки, превращались в снежинки. Благодаря этому ребята получили возможность отыграть разные чувства, эмоции, страхи и найти модель работы с ними.
Например, имеющийся страх может получить имя, форму. Дети учатся им управлять. И тогда страх перестаёт быть чем-то бесформенным и бесконтрольным, а становится понятным и даже смешным.
Роль Кая с холодным, ледяным сердцем – состояние безучастности и безразличия ко всему, что окружает. Неподвижный Кай сидит и собирает слово «Вечность», а те, кто играют Герду, должны разрушить этот лёд, растопить его сердце, проявив при этом любовь, выражая её словами и действиями. Кто-то говорит нежные слова, кто-то начинает обнимать, кто-то протягивает руку и предлагает уйти из снежного замка. Это оказывается не так-то просто: сначала видно, как дети в растерянности, не знают, что делать, но потом, решившись, находят нужные слова и спасают Кая. Важно, чтобы в роли Кая и Герды побывал каждый из детей. В конце занятия то, что проживали, с чем соприкасались, мы связали с нашей жизнью. Где эти Каи вокруг, или они живут внутри нас? Как их расколдовывать? Трудно ли быть Гердой? И нужно ли ею быть?
Обязательно надо протянуть мостик от сказки к нашей жизни, чтобы всё, о чём говорится, нашло применение в той жизни, которой живёт ребёнок, чтобы он начал узнавать в своей жизни сказочные законы, а если их нет — то привносить их в свою жизнь. Это просто необходимо! Именно таким образом дети моей группы учились действовать осознанно, видеть причинно-следственные связи между событиями, размышлять о своем предназначении, открывать свои способности и таланты. Это задача сложная, но дети подготовительной группы могут с этим справиться.
Работа педагога над сказкой – серьезная и важная деятельность. О том, как проводится беседа о прочитанном, рассказано в книге «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников» под редакцией А.М. Виноградовой.
В беседах о прочитанном побуждала детей по собственной инициативе высказываться по поводу различных персонажей, особенно нравственно противоположных типов, проявлять отзывчивость, умение пожалеть, посочувствовать. Порадоваться, вспомнить свои собственные отрицательные и положительные поступки. Эти задачи требовали кропотливой, систематической работы. Здесь и вставали вопросы: как поддерживать и развивать возникающие у детей добрые чувства? Как создать такую ситуацию, в которой они будут активно действовать – помогать, защищать справедливость?
Вопросы, адресованные детям, должны, с одной стороны, стимулировать эмоциональное отношение к прочитанному, с другой не вызывать обиду и агрессивность у некоторых детей, которые могут оказаться чем-то похожими на отрицательных персонажей. В работе эффективными оказываются такие приемы, как обобщающие беседы по нескольким сказкам для формирования у детей сравнительной оценки поступков героев.
Сказки очень приятно слушать, и не менее приятно их рассказывать.
а) Групповое рассказывание сказок как направление сказкотерапии имеет свои особенности.
С детьми занятие мы начинаем так: «Сегодня мы отправимся в волшебную страну Рассказию. А попасть в страну может только тот, кто умеет рассказывать сказку. Вы, умеете рассказывать сказку? (да!). Тогда в путь-дорогу. Далее их встречает сказочный персонаж и требует рассказа сказки. Дети по очереди рассказывают по 2-3фразы (по кругу). Когда сказка рассказана, сказочный герой устраивает для детей сюрприз: дети могут переодеться в костюмы, послушать сказочные звуки, либо поиграть в занимательную игру. Часто мы используем прием «путешествие»: попадая в сказку, дети превращаются в лесных зверят, в героев сказки и тд.
б) Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения.
Этот метод сходен с предыдущим. Интересен тем, что дети могут по своему усмотрению придумать конец сказки. Также мы предлагаем придумать разговор двух сказочных героев.
в) Групповое придумывание сказок.
Дети любят придумывать сказки. Используя этот метод, мы садимся по кругу, и дети сочиняют по одному-два предложения, связанные по сюжету с предыдущими, придуманным другим ребенком. Этот прием позволяет проработать следующие важные моменты:
- развитие внимания,
- развитие фантазии,
- развитие умения слышать,
- развитие творческого мышления.
Дети очень любят играть в д/игру «Что не так»:
Например: рассказываю сказку, придумывая свои ситуации: «Жили-были дед и баба. Вот говорит дед бабе: «Сделай мне пельменей» Баба пошла в магазин, купила тесто» и тд.
Таким образом, различные формы рассказывания сказок позволяют решать следующие задачи:
- выявление эмоционального состояния ребенка,
- развитие фантазии и воображения,
- умение слушать и слышать своих товарищей,
- развитие способности к децентрированию, умению встать на место другого, посмотреть на мир с разных сторон.
Сказкотерапия помогает ребёнку открыть мир во всём его многообразии, помогает найти точки опоры в жизни и многое другое… Самое главное, что сказки совершают важную работу во внутреннем пространстве не только ребёнка, но и взрослого, который с этой сказкой знакомит. Через эти занятия становилась ближе к ребёнку, и понимала, чем могу ему помочь.
В игровом процессе использовала сказки, которые конструируются в соответствии с актуальной ситуацией и подаются с различными «соусами»
• Сказка - анализ – мы анализируем положительных и отрицательных персонажей, добрые – злые, жадные – щедрые, грустные – веселые, обсуждаем концовку сказки: понравилась ли сказка; как бы ты поступил; сравниваем героев с детьми: а есть ли в нашей группе такие герои?
• Сказка - рассказывание – мы используем разные виды рассказывания – рассказ по очереди, по цепочке, сказка наоборот. Лучше сказку именно рассказывать, а не читать, т.к. при этом взрослый может наблюдать, что происходит в процессе общения с ребенком.
• Сказка – сочинение - сочиняем сказку вместе с детьми, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно. Самостоятельное придумывание продолжения сказки и ее рассказывание ребенком позволяет выявить его спонтанные эмоциональные проявления, которые обычно не отмечаются в поведении ребенка, но в то же время действуют в нем.
• Сказка — рисование – после этого сказку рисуем, лепим или представляем в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, ребенок воплощает все, что его волнует, чувства и мысли, тем самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило.
• Сказка – имидж - повышаем самооценку с помощью сказки, создаем новый образ.
• Сказка – театр – здесь использую разные виды театров, драматизации знакомых произведений.
В сказке всегда Добро побеждает Зло! Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально- чувственное восприятие мира. Ему еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии.
Слушая или рассказывая сказку, ребенок проигрывает ее в своем воображении. Он представляет себе место действия и героев сказки. Таким образом, он в своем воображении видит целый спектакль. Поэтому совершенно естественным является использование постановки сказки с помощью кукол в психологических целях. “Оживляя” куклу, ребенок чувствует и видит, как каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Ребенок реально становится волшебником, заставляя неподвижную куклу двигаться так, как он считает нужным.
Театрально-игровая деятельность обладает возможностями не только развития и коррекции эмоциональной сферы ребёнка, но и влияет на становление его личности, так как участие в этой деятельности создаёт условия и возможности для социальной адаптации детей и для приобщения их к эстетической культуре.
Важно вести работу по развитию эмоциональной сферы средствами театрально-игровой деятельности на всём протяжении дошкольного возраста.
Игра-драматизация является одной из форм сюжетно-ролевой игры и имеет свои специфические особенности: она представляет собой синтез восприятия сказок и ролевой игры. Сам процесс усвоения, восприятия сказок является, во-первых, особой внутренней творческой деятельностью, во-вторых, в результате ее в ходе сопереживания и сочувствия персонажам у ребенка появляются новые представления и новые эмоциональные отношения. Наша задача – создание и подготовка условий для развития такой деятельности.
Кукольные спектакли упрочивают сближение детей с персонажами. Перед спектаклем обсуждала с детьми сцены, и старалась незаметно наталкивать детей на разыгрывание нравственных ситуаций, где место имеет моральный выбор. В качестве актеров на ведущие роли сначала вызывала добровольцев, далее, вовлекала все большее количество детей. Один и тот же спектакль, проигрывала с детьми в разных вариациях. Вовлекала в разыгрывание спектаклей и застенчивых детей. Так, Луиза Т. вначале просто брала игрушку в руки, но потом начала ею манипулировать.
Театрализованные игры разыгрывала по заранее подготовленному сценарию, в основе которого содержание стихотворения, рассказа, сказки. Легко драматизируются любимые детьми сказки “Репка”, ”Колобок”, “Теремок”, “Три медведя”, «Лиса и заяц» и другие. Особенно интересны сказки, где действующие лица – звери. Роли зверей служат прекрасным поводом для освобождения, раскрепощения мышц, эмоционального развития. Детям легче представить себя зайкой, собачкой и т.д.
Театрализованные игры всегда радуют, смешат детей, пользуются у них неизменной любовью, так как они видят окружающий мир через образы, краски, звуки.
Конечно же, в работе по постановке кукольных спектаклей воспитателю отводится важная роль. Время от времени направляла действия спектакля. Следила, с одной стороны, за тем, чтобы он по своей нравственно-смысловой сути соответствовал художественному произведению, с другой – косвенно стимулировала участие всех детей в спектакле, в том числе и зрителей. Побуждала ребят к тому, чтобы появлялось общение персонажей со зрительным залом, а наиболее острые ситуации спектакля связывались с аналогичными ситуациями из эмоционального опыта детей.
После неоднократного проигрывания знакомой сказки, предлагала детям изменить сказку, сыграть ее по-своему. Здесь особенно важно проследить, как изменится их поведение, когда они «ведут» кукол, являющихся отрицательными персонажами сказки: перестроятся ли они настолько, что поступки героев станут нравственными, или же их герои поступают жестоко, неблагородно и т.д. Чтобы действие такого творческого спектакля не зашло в тупик, предлагала всевозможные повороты событий. Для усиления эмоциональных проявлений зрителей, предлагала им роли героев из других сказок, например Золушки, Карабаса-Барабаса и тд. Дети откликаются на события, как бы с позиции своего героя. Некоторые ребята откликаются на поступки героев спектакля так, как они бы откликались сами, а не порученный персонаж, объясняя следующим образом: «У меня добрая Баба-Яга». Это свидетельствует о желании ребенка изменить мир к лучшему.
Для активизации речи детей использовала: игрушки для настольного театра (объемные, плоскостные, пальчиковый театр, шапочки-маски, ширму для кукольного театра, диски для прослушивания сказок, музыку, направленную на релаксацию.
Большое внимание уделяла мелкой моторике пальцев рук. Дети, находясь в сказке, изображают животных, играют в различные пальчиковые игры. Чтобы дети были включены в работу, не уставали, не отвлекались, включала упражнения на релаксацию, саморегуляцию, что создавало условие для формирования у них способности управлять эмоциональным состоянием. В своей практической работе часто игру-драматизацию связывала с ситуацией, возникающей в группе или дома.
Для закрепления положительных эмоций от работы, конечно, дети еще и проявляли свое творчество и фантазию в рисунках настоящих и выдуманных персонажей к сказкам на темы «Сказочная страна», «Любимый сказочный герой», «Жил-был человечек», «Сказочные животные и птицы» и т.д. В работе с психокоррекционными сказками особое внимание уделяла страхам детей. Дети рисовали страхи, ложили их в «волшебный сундучок» и он уносил все страхи детей.
Итак, в своей работе по формированию эмоциональной сферы использовала такие направления сказкотерапии, как рассказывание сказок, сочинения сказок с использованием карт Проппа, и театрализованная деятельность. Все сказанное выше свидетельствует о том, что сопереживание персонажам сказок представляет собой комплекс чувств, в состав которого входят такие эмоции, как сострадание, осуждение, гнев, удивление и др.
Методы и приемы сказкотерапии способствуют у детей формированию необходимого эмоционального отклика на события сказки и поступки героев.
Я считаю, что работа по сказкотерапии дала хорошие результаты. Дети научились думать, уважать мнение друзей и прислушиваться к нему, научились вставать на место другого, сопереживать. Дети стали более раскованными, уверенными, они свободно вступают в контакт со взрослыми и сверстниками. Научились фантазировать, сами организовывать игры по сказкам, их речь стала более образной, выразительной.
Несомненно, такие ребята будут отлично себя чувствовать в гостях, в детском саду или школе. В заключении хочется сказать, сказкотерапия для детей - это полезный метод воспитания и психотерапии, основами которого может овладеть любой.
Учила детей не только распознавать по внешним признакам различные настроения и эмоциональные состояния, но и анализировать их причины, не только понимать настроение другого, но и принимать его позицию. Параллельно вела работу по обогащению соответствующего словарного запаса. Знакомила детей со словами, обозначающими разные настроения: спокойствие – мирно, безмятежно, доброжелательно; злость – грубо, гневливо, яростно, сердито; радость – празднично, ярко, лучисто.
В результате совместного проживания в сказке, дети усваивали правила и нормы поведения, учились бесконфликтному общению.
Сравнительный анализ показал, что дети экспериментальной группы в ходе эксперимента стали лучше понимать эмоциональные реакции окружающих, правильно определять основные эмоциональные состояния: грусть, удивление, печаль, злость. В ходе работы упражняла детей в позитивных поступках. Так, создавала ситуации, когда ребенку нужно было сделать выбор. Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента наглядно свидетельствуют об эффективности разработанной педагогической технологии и перспективного планирования.
В конце провела повторную диагностику и увидела, что экспериментальная группа улучшила свои результаты.
В процессе работы были замечены такие изменения:
- Дети познакомились с общепринятыми нормами и ценностями; научились оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- стали лучше понимать эмоциональное состояние других людей и своих сверстников, стараются прийти им на помощь, проявляют внимание;
- проявляют устойчивый интерес к сказке, адекватно понимают содержание сказочных образов, обосновывают их смысл и выражают свои переживания;
- более эмоционально дети стали передавать различные эмоциональные состояния в играх, театрализованной деятельности;
- умеют разыгрывать небольшое сказочное произведение, находить интонационную канву для передачи речевых особенностей персонажей; передавать эмоциональное состояние различных сказочных героев.
- Преобладают положительные эмоции
Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что эффективность развития эмоциональной сферы возрастает, если:
- педагоги будут заинтересованы в работе по формированию чувств у детей,
- будет проводиться специально-организованная работа по развитию эмоциональной сферы средствами сказкотерапии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bumagina_5.doc | 121.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад № 96»
Тема: «СКАЗКОТЕРАПИЯ
КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Подготовила
Педагог-психолог
Е.В.Бумагина
2022 год
Недаром дети любят сказку. Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку уже предчувствует душа.
И на любые испытанья согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожиданье благополучного конца.
В. Берестов
В сегодняшний нестабильный период – устойчивым радикалом сознания людей нашего общества, к сожалению, являются переживания страха и агрессии. Такие особенности эмоциональной атмосферы общества не замедлили проявиться в виде феномена эмоционального отчуждения. Эта проблема заявляет о себе сегодня в самых разных сферах:
- во взаимоотношениях мужчин и женщин (кризис семьи);
- во взаимоотношениях родителей и детей (отказные дети, брошенные
старики);
- во взаимоотношениях между общественными учреждениями (ДОУ,
школа) и семьёй (рыночные отношения обостряют конфликт);
- во внутреннем мире людей всех возрастов (одиночество, депрессия,
суицид)
И страшнейший из всех дефицитов нашего времени – дефицит родительской любви! Он не проходит бесследно для развития ребёнка. Прежде всего, это важно для осознания того « какой Я есть»: желанный, любимый, нужный или нежеланный, постоянно раздражающий, мешающий. А так же для последующего формирования на этой основе отношения к миру доверительного или, наоборот, – агрессивного, враждебного. Возможной причиной этой проблемы может являться неразвитая эмоциональная сфера детей.
Однако в дошкольном возрасте ребенок овладевает не только знаниями, умениями, навыками, но и происходит становление базовых свойств его личности: самооценки и образа Я, эмоционально - потребностной сферы, нравственных ценностей и установок, социально – психологических особенностей в системе отношений между людьми.
Основная цель работы воспитателя в детском саду – создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия, свободного и эффективного развития способностей каждого ребенка.
В системе методов и средств воспитания положительных чувств не последнюю роль играют сказки. Это и понятно. Сказки детям понятны, доступны. Дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примером для подражания. Только важно направить мысли и чувства малышей в нужное русло.
Объект: эмоциональное развитие дошкольника.
Предмет: сказкотерапия как средство эмоционального развития старших дошкольников.
Цель исследования: определить влияние сказки на эмоциональное развитие старших дошкольников.
Задачи исследования:
- На основе анализа литературы раскрыть технологию «сказкотерапия»; определить специфические особенности сказкотерапия как технология эмоциональной сферы дошкольника.
- Обосновать значение сказки в формировании эмоциональной сферы дошкольника.
- Подобрать серию различных видов сказок для опытно-экспериментальной работы с детьми.
Опытным путем доказать эффективность технологии сказкотерапии.
По мнению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой любая сказка ориентирована на социально педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности. Сказка выполняет и терапевтическую (лечебную) функцию. Эта функция сказки послужила основанием для формирования нового направления – сказкотерапии, то есть лечение людей при помощи сказки.
Возрастной диапазон, охватываемый сказкотерапией, не имеет границ, хотя многие считают ее исключительно детским методом.
Предметом сказкотерапии является процесс воспитания внутреннего мира ребёнка. Сказка учит детей слушать и слышать других людей. Но еще сказка помогает родителям найти общий язык с ребенком, подружиться с ним, помочь ему решить первые трудности. Следовательно, одной из важнейших задач сказкотерапии является выявление актуальных проблем ребенка и психологическая помощь.
Сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные цели задачи:
Цель: Воспитание ценностных ориентаций посредством сказки, формирование психологического здоровья дошкольников.
Задачи:
1.Снижение уровня тревожности и агрессивности у детей.
2.Развитие умения преодолевать трудности и страхи.
3.Выявление и поддержка творческих способностей детей.
4.Формирование навыков конструктивного выражения эмоций.
5.Развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
В чем секрет терапевтических сказок?
Сила терапевтических сказок заключается в том, что их смысл воспринимается на двух уровнях одновременно. На сознательном уровне ребенок понимает, что сюжет сказки вымышленный. Он сочувствует главному герою, представляет себя в его роли, но даже когда узнает свою проблему, все равно думает - "это понарошку, не про меня".
На подсознательном же уровне ребенок впитывает все услышанное, пересматривает свое поведение, систему ценностей и взглядов.
В свою очередь, этот интерес стимулирует эмоциональное включение ребёнка в сказку и становится основой для идентификации с её героями.
Важно, что ребёнок отождествляет себя с положительными героями, так как их положение в сказке, как правило, преподносится более ярко, эмоционально. Поэтому метод сказкотерапии способствует личностному росту ребёнка.
Таким образом: Сказкотерапия – это созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки.
Классификация сказок
В работе со сказками следует обязательно учитывать тип применяемых сказок, поскольку у каждого типа имеются свои психологические цели. Все сказки, используемые психологами и педагогами, можно разделить на пять типов: дидактические, медитативные, психокоррекционные, психотерапевтические и психологические.
- Дидактические (в форме учебного задания, т. е. ребенку повествуют о новых понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе)
- Медитативные (для снятия психоэмоционального напряжения), дети рисуют, сочиняют, играют, слушают звуки природы, лежат на ковре и мечтают – воображают – “колдуют”.
- Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя “Я”, доброго волшебника), дети рисуют иллюстрации, изготавливают кукол и ставят спектакли.
- Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребенка), читаем проблемную сказку не обсуждая, даем возможность побыть ребенку наедине с самим собой и подумать.
- Художественные (авторские истории, мудрые древние сказки, т.е. знакомство ребенка с эстетическими принципами, традициями человечества)
- Диагностические (в случае, ели ребенок выбрал себе любимую сказку и героя, то в данном контексте герой является прообразом самого ребенка, каким бы он хотел быть)
Для того чтобы сказка оказала помощь или воспитательное воздействие, она должна отвечать определенным условиям:
- В сказке должна быть описана проблема, в чем-то схожая (но не полностью идентичная) с проблемой ребенка.
- Сказка должна предлагать малышу альтернативный способ решения проблем. Сказка должна предлагать ребенку новый выбор.
Сказку можно подобрать под любую самую сложную ситуацию, в игровой манере мы можем ненавязчиво научить ребёнка нормам поведения, признанным в обществе, моральным заповедям.
Иногда приходится менять содержание сказки из-за неадекватной реакции одного из детей на сказанное или увиденное. Реагируя на настроение малышей, иногда необходимо изменить ход событий в сказке или добавить дополнительного неожиданного героя.
Всё это можно осуществить во время инсценировки сказки или простого рассказывания.
Сказка, пережитая на собственном опыте, оставляет неизгладимое впечатление в памяти ребёнка, ощущение пережитого чуда и праздника.
Сказка, в которой добро сильней зла, где старый становится молодым, больной – здоровым, даёт малышу чувство внутренней защищённости.
Формы и методы работы по сказкотерапии
Анализируя методические аспекты развития эмоциональной сферы средствами сказкотерапии, для формирующего эксперимента условно выделила три этапа работы:
1. Подготовительный этап (подбор и изучение методической литературы, составление перспективного плана, конспектов занятий)
2. Основной этап (проведение занятий, консультации, обогащение предметно- развивающей среды)
Непосредственная работа:
- на специально организованных занятиях,
- в театрализованной деятельности,
- в сюжетных играх.
3. Заключительный этап (диагностический)
На подготовительном этапе провела определенную работу с родителями. Для них оформила папку-передвижку «Роль сказки в жизни ребенка», провела беседы «Читаем вместе с детьми», «Для чего нужно читать детям сказки на ночь», «Мамины сказки» «Воспитание сказкой» ,где показала возможности воспитания средствами сказки.
Для ознакомления родителей с методом «сказкотерапии» было проведено родительское собрание, на котором была дана информация о том, что такое «сказкотерапия», какие проблемы решает, и объяснила, что, только в совместной деятельности ребенка, родителей и педагогов ДОУ работа будет успешной. Привлекла родителей в оформление среды, изготовление атрибутов к сказкам, приобретение художественной литературы.
На первом этапе использовала карты Проппа, выполненные в сюжетной манере, далее использовали схематичное изображение каждой функции. Некоторые символы придумывали сами дети, что способствует лучшему запоминанию и осознанию. Знакомство с картами Проппа происходит постепенно, в определенной последовательности:
1. Рассказывание сказки и соотнесение с определенной функцией.
2. Целостное освоение сказочных функций.
3. Сочинение сказок.
Сказкотерапия многопланова, поэтому она разделена на несколько направлений, в рамках которых решаются психодиагностические, коррекционные, развивающие и терапевтические задачи.
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева в своей книге «Путь к волшебству» предлагает каждому специалисту выбрать себе по душе свою форму работы со сказками. Алгоритм работы со сказками представляю в следующей схеме (рекомендации Зинкевич-Евстигнеевой Т.Д.):
1.Просмотр фильма-сказки;
2.Чтение сказки;
3.Анализ сказки и соотнесение с определенной функцией;
4.Пересказ сказки ( или групповое рассказывание) с опорой на карты Проппа;
5.Обсуждение сказки: в чем смысл сказки, подбор функции сказки;
6.Сочинение сказки по картам Проппа;
7.Придумывание продолжения сказки;
8.Обыгрывание сюжетов, игры-драматизации, кукольный театр;
9.Сказочные путешествия;
9.Психогимнастика;
10.Сочинение новой сказки;
11.Организация сюжетных игр по сказке.
Прежде чем приступить к проведению полноценных занятий по сказкам, потренировала детей в умении правильно сидеть, расслабляться, чувствовать, выполнять инструкции.
Для этого использовала три техники расслабления:
а) расслабление по контрасту с напряжением;
б) расслабление с фиксацией внимания на дыхание;
в) расслабление — медитация.
Расслабление по контрасту с напряжением. При обучении детей расслаблению по контрасту с напряжением привлекала внимание детей к определенным группам мышц (рук, ног, туловища, шеи, лица). Контрастными парами могут быть слова:
Веселый – грустный, Твердый — мягкий,
Сильный — слабый, Холод — тепло,
Сосулька — водичка, Движение— сон,
Страх — доверие, Злой —добрый.
Использовала следующие варианты упражнений:
• Детям предлагалось максимально напрячь, сделать твердыми пальцы рук («коготки тигра») и подержать их в таком положении. Ведущий обходит детей, проверяет, достаточно ли твердыми стали пальцы и кисти рук. Затем детям предлагается расслабить пальцы, свесить кисти рук, сделать их мягкими и слабыми (вместо «коготков» — «мягкие лапки»). Ведущий проверяет, достаточно ли расслабленными стали пальчики.
• Детям предлагалось стиснуть зубы, прищурить глаза, сделать свое лицо злым и грубым, почувствовать напряжение в мышцах лица. Можно потрогать лицо своими пальчиками и ощутить, какими твердыми стали мышцы губ, челюстей, лба. Затем дети расслабляли лицо, делая его мягким, добрым, спокойным. Нежно поглаживали пальчиками щеки, губы, подбородок, лоб, ощущая покой и расслабленность мышц.
• Детям в положении «стоя» предлагалось «замерзнуть», сжаться от холода, напрячь мышцы шеи, плеч, рук, почувствовать их твердость и зажатость. Дотрагиваясь до каждого ребенка, проверяла, насколько напряглись мышцы его тела. Затем ласково гладила каждого ребенка по голове, шее, плечам, рукам, предлагая «согреться», расслабиться, почувствовать тепло и мягкость во всем теле. Руки у детей свисали вдоль туловища, голова легонько падала на грудь. Проверяла расслабленность, поднимая руки детей. Мягкая и расслабленная рука падала сама, без всякого сопротивления.
При обучении детей расслаблению обязательно проверяла степень напряжения и расслабления детей прикосновением. Детей закрепощенных, нервных чаще, чем других, нежно и ласково поглаживала, помогая им расслабиться.
Занятия по сказкам проводила один-два раза в неделю. Длительность их была разной: 25 минут и более. При этом учитывала возраст детей и их психические возможности, при необходимости любое занятие сокращала до минимума.
Иногда, в случае непредвиденного утомления детей занятие мягко останавливала, объяснив, что «волшебная сила» иссякла и нет возможности сегодня продолжать путешествие по сказке, что следующая встреча с героями сказки состоится в другой раз.
Эффективность работы повышается, если ребенок непосредственно соприкасается со сказкой. Для этого специально организовала предметно- развивающую среду:
∙ уголок сказки, уголок ряжения, драматизации, где наряду с куклами-персонажами имеются атрибутика, костюмы и прочий театральный реквизит. ∙ театральный уголок,
∙ уголок книги «Книжкин дом»;
∙ настольно- печатные игры «Машенька и медведь», «Доктор Айболит» и.т.д.;
∙ пазлы, по русским народным сказкам, «Собери картинку»;
∙ сборники сказок, рассказов.
∙ иллюстрации с сюжетами сказок
Перед началом занятия включаю музыку, что концентрирует внимание детей, вызывает интерес. Обязательное условие – перевоплощение воспитателя, или приход в гости сказочного персонажа.
Для того, чтобы ребенок лучше воспринимал то, что с ним происходит в сказке, придумала ритуалы вхождения в Волшебную страну. Вхождение в сказку является очень важным моментом. Это — момент волшебства, таинства, «наполнения суперэнергией». Для того чтобы перенестись в необычное пространство, нужны «волшебная сила», сверхсила или, по крайней мере, преодоление определенного барьера, препятствия. Одним из элементов такого ритуала становилось «превращение» ребенка в сказочного персонажа. Т.Д. Зинкевич рекомендует организовать место «превращений». Я использовала волшебную палочку. После превращения дети садились в кружок. В зависимости от цели, которую ставила, начиналось путешествие в сказку.
Для того, чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, придерживалась определенных правил ее создания:
* Сказка в чем-то схожа с проблемой ребенка, но ни в коем случае не имеет с ней прямого сходства.
* Сказка предлагает замещающий опыт, используя который, ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы. Если у ребёнка не получается, я всегда готова ему помочь.
* Сказочный сюжет разворачивается в определенной последовательности:
• Жили-были.
Начало сказки, встреча с ее героями.
• И вдруг однажды…
Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.
• Из-за этого…
Показано, в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.
• Кульминация.
Герои сказки справляются с трудностями.
• Развязка.
Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.
• Мораль сказки.
Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.
Сказкотерапию проводила один раз в неделю. Начиналась работа с малочисленных групп (от трёх человек). Далее маленькие подгруппы объединялись, максимальное количество детей 10-12 человек. Сказкатерапия проводилась только при желании ребёнка. Чтобы расположить ребёнка к себе, найти связующую ниточку между мною и детьми, любое занятие начинала с шуток, веселых закличек, загадок и подвижных игр. Затем шли всевозможные музыкальные вариации, пантомимы, работа на воображение, постановка этюдов. В процессе занятия детям периодически давала возможность говорить о своих ощущениях, но иногда предлагала просто молча «послушать себя».
В процессе расслабления (сидя, лежа, стоя) детям не рекомендуется двигаться, разговаривать, задавать вопросы. Потому что процесс «слушания себя» очень тонок, и любые разговоры, стуки, хлопки, движения отвлекают внимание детей и легко разрушают созданную ведущим атмосферу.
Слово «слушать», постоянно употребляемое в занятиях, означало, конечно, не только физический слух, но и способность чувствовать, ощущать «внутренние звуки».
Внутренние звуки — это ощущения, которые могут быть очень разными: от легкости, приятного тепла, «мурашек» до покалывания, чувства тяжести, неприятных ощущений.
Все, что дети слышат внутри, нормально, даже если иногда это и кажется неприятным. Если дети ничего не слышат, это поначалу тоже нормально. Постепенно их чувствительность возрастет.
У каждой сказки свой неповторимый дух, свои особенности. Тексты можно пересказывать, но иногда, если это сказки Андерсена, Пушкина, Киплинга, Шарля Перро, лучше читать их, чтобы сохранить стиль и тонкую авторскую атмосферу.
Разумеется, при составлении занятий тексты сказок приходилось значительно сокращать, зачастую что-то изменять.
Некоторые сказки повторяла через определенные промежутки времени. Дети любят повторения, и, кроме того, знакомые упражнения воспринимаются легче, а порою и с большим интересом. Ведь в знакомом упражнении не приходилось тратить энергию и силы на узнавание, запоминание, усвоение, а можно просто получать наслаждение от самого процесса, погрузившись в него, что называется, с головой.
Всегда помнила, что всё, выполняемое детьми, все их слова, движения, даже импровизации (их надо поощрять особо!) являются успешными, удачными, наилучшими и прекрасными. И неважно, как это выглядит со стороны. Важно, чтобы дети чувствовали себя свободными, раскрепощенными, чтобы поверили в себя и в свои силы. Каждый делает лучшее, на что способен. И поэтому детей постоянно подбадривала, словесно поощряла и за особо трудные упражнения непременно хвалила.
Педагогическая работа похожа на работу садовода. И от нашей заботы, любви и внимания во многом зависит красота души каждого ребенка.
Выход из сказки осуществляется сам собой, легко и просто: для этого не нужны сверхусилия. Энергия, потраченная на действия, осознание и переживания во время путешествия по сказке, как бы иссякает, и ребенок автоматически возвращается на обычный уровень осознания и энергии, в привычный реальный мир.
Кроме того, «проживая» сказку, ребенок приобретает какие-то новые качества знания, некоторым образом трансформируется. Было бы нелогичным снова преодолевать «огненную реку» (см. сказку «Снегурочка») или насыщаться силой «волшебного цветка» (см. сказку «Цветик-семицветик»), чтобы перейти рубеж от сказки к реальности.
Мы с детьми: рассказывали сказки; рисовали и лепили сказки; сочиняли сказки; изготавливали кукол; драматизировали сказки.
Например, говорила детям: «Дорогие мои! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие с Вини-Пухом (игрушка бибабо). Он вам расскажет про все свои приключения, а вы поможете ему преодолеть препятствия, поможете советом». В рассказывании сказки есть свои подводные камни: каждый человек рассказывает одну и ту же сказку по-своему, бессознательно расставляя акценты в тех местах, которые наиболее соответствуют его актуальной проблематике. Пересказывая сказку, ребенок бессознательно переносит на слушателя и свое отношение к событиям, и свои ценности, и свою внутреннюю проблематику. Психокоррекционный смысл такого рассказывания заключается в следующем: зная смысл сказочных ситуаций, они помогут ему продвинуться в разрешении своих проблем. Таким образом, у ребенка-рассказчика активизируются собственные бессознательные процессы, способствующие его личностному росту.
На занятиях по рассказыванию сказок ставлю для себя главную задачу: - это раскрыть нравственный урок, главный смысл сказки, на что нацеливает она маленького слушателя, какие моральные установки закладывает в его душе, в его сознании. Не зря существует поговорка: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Обсуждение, обыгрывание, или продолжение дает возможность ребенку уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо; сочинение новой сказки помогает создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, не жестоко и бесчеловечно. Эта идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей – творческий девиз для ребенка и главная установка для нас, педагогов.
Например, в сказке «Колосок» основная мысль, что «труд кормит, а лень портит», образы Крутя и Вертя близки детям. И, несмотря на то, что они лентяи, у детей они вызывают сочувствие. Здесь имеют место индивидуальные особенности эмоционального поведения детей. Поэтому целесообразно применить метод «измени сказку».
Дети дошкольного возраста при восприятии сказки ведут себя эмоционально: замирают, хлопают в ладоши, иногда переговариваются, плачут. Важно, постепенно вводить детей в сказочную действительность. Далее, по мере развития сюжета проявляется уже более определенное сопереживание и сочувствие персонажам: сопереживание, соответствующее состоянию персонажей, превращающееся иногда в копирование их действий; а также реальное восприятие различных эпизодов сказки. По мере развития сюжета сопереживание героям у детей усиливается. Параллельно углубляется усвоение содержания сказки, ее причинно-следственных связей, что способствует появлению эмоциональной оценки событий. Этот процесс вызывает у многих детей необходимость общаться друг с другом, делиться своими переживаниями и оценками, как бы выверяя их на своих сверстниках.
Например, в сказке С. Лагерлефа «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Героем этой сказки является мальчик примерно того же возраста. В начале этой сказки он поступает жестоко, издевается над теми, кто беспомощнее, но затем, когда Нильс сам стал крошечным и беспомощным, прочувствовал все невзгоды, связанные со своей слабостью, у него появляется чуткость и отзывчивость к чужой беде и даже способность жертвовать.
О появлении эмоциональной оценки, сочувствия персонажам можно судить по мимике дошкольников: на лицах заметно выражение жалости (и слезы, и теплое отношение одновременно), появляются улыбки в ответ на удачное разрешение персонажами драматических ситуаций, облегченные вздохи, когда они избегают опасности, и т.д.
Однако, у Насти В. и Егора Б. . появлялись смех, улыбки, усмешки, когда положительный герой попадал в бедственное положение. В этих случаях, если ребенок не разобрался в содержании, нужно еще раз прочитать ему сказку, а затем предложить пересказать то, что он запомнил, и расспросить его о причинах результатах поступков героев. Если же содержание ребенку ясно, но при этом он даже радуется бедам персонажа, необходима индивидуальная психологическая помощь.
Мало прочитать сказку, важно её прожить! Как это?
На одном из занятий по сказкотерапии, мы путешествовали вместе с героиней сказки «Снежная королева». В этом путешествии дети проживали разные роли: и Кая, и Герды, и разбойников, побывали у старушки, превращались в снежинки. Благодаря этому ребята получили возможность отыграть разные чувства, эмоции, страхи и найти модель работы с ними.
Например, имеющийся страх может получить имя, форму. Дети учатся им управлять. И тогда страх перестаёт быть чем-то бесформенным и бесконтрольным, а становится понятным и даже смешным.
Роль Кая с холодным, ледяным сердцем – состояние безучастности и безразличия ко всему, что окружает. Неподвижный Кай сидит и собирает слово «Вечность», а те, кто играют Герду, должны разрушить этот лёд, растопить его сердце, проявив при этом любовь, выражая её словами и действиями. Кто-то говорит нежные слова, кто-то начинает обнимать, кто-то протягивает руку и предлагает уйти из снежного замка. Это оказывается не так-то просто: сначала видно, как дети в растерянности, не знают, что делать, но потом, решившись, находят нужные слова и спасают Кая. Важно, чтобы в роли Кая и Герды побывал каждый из детей. В конце занятия то, что проживали, с чем соприкасались, мы связали с нашей жизнью. Где эти Каи вокруг, или они живут внутри нас? Как их расколдовывать? Трудно ли быть Гердой? И нужно ли ею быть?
Обязательно надо протянуть мостик от сказки к нашей жизни, чтобы всё, о чём говорится, нашло применение в той жизни, которой живёт ребёнок, чтобы он начал узнавать в своей жизни сказочные законы, а если их нет — то привносить их в свою жизнь. Это просто необходимо! Именно таким образом дети моей группы учились действовать осознанно, видеть причинно-следственные связи между событиями, размышлять о своем предназначении, открывать свои способности и таланты. Это задача сложная, но дети подготовительной группы могут с этим справиться.
Работа педагога над сказкой – серьезная и важная деятельность. О том, как проводится беседа о прочитанном, рассказано в книге «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников» под редакцией А.М. Виноградовой.
В беседах о прочитанном побуждала детей по собственной инициативе высказываться по поводу различных персонажей, особенно нравственно противоположных типов, проявлять отзывчивость, умение пожалеть, посочувствовать. Порадоваться, вспомнить свои собственные отрицательные и положительные поступки. Эти задачи требовали кропотливой, систематической работы. Здесь и вставали вопросы: как поддерживать и развивать возникающие у детей добрые чувства? Как создать такую ситуацию, в которой они будут активно действовать – помогать, защищать справедливость?
Вопросы, адресованные детям, должны, с одной стороны, стимулировать эмоциональное отношение к прочитанному, с другой не вызывать обиду и агрессивность у некоторых детей, которые могут оказаться чем-то похожими на отрицательных персонажей. В работе эффективными оказываются такие приемы, как обобщающие беседы по нескольким сказкам для формирования у детей сравнительной оценки поступков героев.
Сказки очень приятно слушать, и не менее приятно их рассказывать.
а) Групповое рассказывание сказок как направление сказкотерапии имеет свои особенности.
С детьми занятие мы начинаем так: «Сегодня мы отправимся в волшебную страну Рассказию. А попасть в страну может только тот, кто умеет рассказывать сказку. Вы, умеете рассказывать сказку? (да!). Тогда в путь-дорогу. Далее их встречает сказочный персонаж и требует рассказа сказки. Дети по очереди рассказывают по 2-3фразы (по кругу). Когда сказка рассказана, сказочный герой устраивает для детей сюрприз: дети могут переодеться в костюмы, послушать сказочные звуки, либо поиграть в занимательную игру. Часто мы используем прием «путешествие»: попадая в сказку, дети превращаются в лесных зверят, в героев сказки и тд.
б) Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения.
Этот метод сходен с предыдущим. Интересен тем, что дети могут по своему усмотрению придумать конец сказки. Также мы предлагаем придумать разговор двух сказочных героев.
в) Групповое придумывание сказок.
Дети любят придумывать сказки. Используя этот метод, мы садимся по кругу, и дети сочиняют по одному-два предложения, связанные по сюжету с предыдущими, придуманным другим ребенком. Этот прием позволяет проработать следующие важные моменты:
- развитие внимания,
- развитие фантазии,
- развитие умения слышать,
- развитие творческого мышления.
Дети очень любят играть в д/игру «Что не так»:
Например: рассказываю сказку, придумывая свои ситуации: «Жили-были дед и баба. Вот говорит дед бабе: «Сделай мне пельменей» Баба пошла в магазин, купила тесто» и тд.
Таким образом, различные формы рассказывания сказок позволяют решать следующие задачи:
- выявление эмоционального состояния ребенка,
- развитие фантазии и воображения,
- умение слушать и слышать своих товарищей,
- развитие способности к децентрированию, умению встать на место другого, посмотреть на мир с разных сторон.
Сказкотерапия помогает ребёнку открыть мир во всём его многообразии, помогает найти точки опоры в жизни и многое другое… Самое главное, что сказки совершают важную работу во внутреннем пространстве не только ребёнка, но и взрослого, который с этой сказкой знакомит. Через эти занятия становилась ближе к ребёнку, и понимала, чем могу ему помочь.
В игровом процессе использовала сказки, которые конструируются в соответствии с актуальной ситуацией и подаются с различными «соусами»
• Сказка - анализ – мы анализируем положительных и отрицательных персонажей, добрые – злые, жадные – щедрые, грустные – веселые, обсуждаем концовку сказки: понравилась ли сказка; как бы ты поступил; сравниваем героев с детьми: а есть ли в нашей группе такие герои?
• Сказка - рассказывание – мы используем разные виды рассказывания – рассказ по очереди, по цепочке, сказка наоборот. Лучше сказку именно рассказывать, а не читать, т.к. при этом взрослый может наблюдать, что происходит в процессе общения с ребенком.
• Сказка – сочинение - сочиняем сказку вместе с детьми, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно. Самостоятельное придумывание продолжения сказки и ее рассказывание ребенком позволяет выявить его спонтанные эмоциональные проявления, которые обычно не отмечаются в поведении ребенка, но в то же время действуют в нем.
• Сказка — рисование – после этого сказку рисуем, лепим или представляем в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, ребенок воплощает все, что его волнует, чувства и мысли, тем самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило.
• Сказка – имидж - повышаем самооценку с помощью сказки, создаем новый образ.
• Сказка – театр – здесь использую разные виды театров, драматизации знакомых произведений.
В сказке всегда Добро побеждает Зло! Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально- чувственное восприятие мира. Ему еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии.
Слушая или рассказывая сказку, ребенок проигрывает ее в своем воображении. Он представляет себе место действия и героев сказки. Таким образом, он в своем воображении видит целый спектакль. Поэтому совершенно естественным является использование постановки сказки с помощью кукол в психологических целях. “Оживляя” куклу, ребенок чувствует и видит, как каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Ребенок реально становится волшебником, заставляя неподвижную куклу двигаться так, как он считает нужным.
Театрально-игровая деятельность обладает возможностями не только развития и коррекции эмоциональной сферы ребёнка, но и влияет на становление его личности, так как участие в этой деятельности создаёт условия и возможности для социальной адаптации детей и для приобщения их к эстетической культуре.
Важно вести работу по развитию эмоциональной сферы средствами театрально-игровой деятельности на всём протяжении дошкольного возраста.
Игра-драматизация является одной из форм сюжетно-ролевой игры и имеет свои специфические особенности: она представляет собой синтез восприятия сказок и ролевой игры. Сам процесс усвоения, восприятия сказок является, во-первых, особой внутренней творческой деятельностью, во-вторых, в результате ее в ходе сопереживания и сочувствия персонажам у ребенка появляются новые представления и новые эмоциональные отношения. Наша задача – создание и подготовка условий для развития такой деятельности.
Кукольные спектакли упрочивают сближение детей с персонажами. Перед спектаклем обсуждала с детьми сцены, и старалась незаметно наталкивать детей на разыгрывание нравственных ситуаций, где место имеет моральный выбор. В качестве актеров на ведущие роли сначала вызывала добровольцев, далее, вовлекала все большее количество детей. Один и тот же спектакль, проигрывала с детьми в разных вариациях. Вовлекала в разыгрывание спектаклей и застенчивых детей. Так, Луиза Т. вначале просто брала игрушку в руки, но потом начала ею манипулировать.
Театрализованные игры разыгрывала по заранее подготовленному сценарию, в основе которого содержание стихотворения, рассказа, сказки. Легко драматизируются любимые детьми сказки “Репка”, ”Колобок”, “Теремок”, “Три медведя”, «Лиса и заяц» и другие. Особенно интересны сказки, где действующие лица – звери. Роли зверей служат прекрасным поводом для освобождения, раскрепощения мышц, эмоционального развития. Детям легче представить себя зайкой, собачкой и т.д.
Театрализованные игры всегда радуют, смешат детей, пользуются у них неизменной любовью, так как они видят окружающий мир через образы, краски, звуки.
Конечно же, в работе по постановке кукольных спектаклей воспитателю отводится важная роль. Время от времени направляла действия спектакля. Следила, с одной стороны, за тем, чтобы он по своей нравственно-смысловой сути соответствовал художественному произведению, с другой – косвенно стимулировала участие всех детей в спектакле, в том числе и зрителей. Побуждала ребят к тому, чтобы появлялось общение персонажей со зрительным залом, а наиболее острые ситуации спектакля связывались с аналогичными ситуациями из эмоционального опыта детей.
После неоднократного проигрывания знакомой сказки, предлагала детям изменить сказку, сыграть ее по-своему. Здесь особенно важно проследить, как изменится их поведение, когда они «ведут» кукол, являющихся отрицательными персонажами сказки: перестроятся ли они настолько, что поступки героев станут нравственными, или же их герои поступают жестоко, неблагородно и т.д. Чтобы действие такого творческого спектакля не зашло в тупик, предлагала всевозможные повороты событий. Для усиления эмоциональных проявлений зрителей, предлагала им роли героев из других сказок, например Золушки, Карабаса-Барабаса и тд. Дети откликаются на события, как бы с позиции своего героя. Некоторые ребята откликаются на поступки героев спектакля так, как они бы откликались сами, а не порученный персонаж, объясняя следующим образом: «У меня добрая Баба-Яга». Это свидетельствует о желании ребенка изменить мир к лучшему.
Для активизации речи детей использовала: игрушки для настольного театра (объемные, плоскостные, пальчиковый театр, шапочки-маски, ширму для кукольного театра, диски для прослушивания сказок, музыку, направленную на релаксацию.
Большое внимание уделяла мелкой моторике пальцев рук. Дети, находясь в сказке, изображают животных, играют в различные пальчиковые игры. Чтобы дети были включены в работу, не уставали, не отвлекались, включала упражнения на релаксацию, саморегуляцию, что создавало условие для формирования у них способности управлять эмоциональным состоянием. В своей практической работе часто игру-драматизацию связывала с ситуацией, возникающей в группе или дома.
Для закрепления положительных эмоций от работы, конечно, дети еще и проявляли свое творчество и фантазию в рисунках настоящих и выдуманных персонажей к сказкам на темы «Сказочная страна», «Любимый сказочный герой», «Жил-был человечек», «Сказочные животные и птицы» и т.д. В работе с психокоррекционными сказками особое внимание уделяла страхам детей. Дети рисовали страхи, ложили их в «волшебный сундучок» и он уносил все страхи детей.
Итак, в своей работе по формированию эмоциональной сферы использовала такие направления сказкотерапии, как рассказывание сказок, сочинения сказок с использованием карт Проппа, и театрализованная деятельность. Все сказанное выше свидетельствует о том, что сопереживание персонажам сказок представляет собой комплекс чувств, в состав которого входят такие эмоции, как сострадание, осуждение, гнев, удивление и др.
Методы и приемы сказкотерапии способствуют у детей формированию необходимого эмоционального отклика на события сказки и поступки героев.
Я считаю, что работа по сказкотерапии дала хорошие результаты. Дети научились думать, уважать мнение друзей и прислушиваться к нему, научились вставать на место другого, сопереживать. Дети стали более раскованными, уверенными, они свободно вступают в контакт со взрослыми и сверстниками. Научились фантазировать, сами организовывать игры по сказкам, их речь стала более образной, выразительной.
Несомненно, такие ребята будут отлично себя чувствовать в гостях, в детском саду или школе. В заключении хочется сказать, сказкотерапия для детей - это полезный метод воспитания и психотерапии, основами которого может овладеть любой.
Учила детей не только распознавать по внешним признакам различные настроения и эмоциональные состояния, но и анализировать их причины, не только понимать настроение другого, но и принимать его позицию. Параллельно вела работу по обогащению соответствующего словарного запаса. Знакомила детей со словами, обозначающими разные настроения: спокойствие – мирно, безмятежно, доброжелательно; злость – грубо, гневливо, яростно, сердито; радость – празднично, ярко, лучисто.
В результате совместного проживания в сказке, дети усваивали правила и нормы поведения, учились бесконфликтному общению.
Сравнительный анализ показал, что дети экспериментальной группы в ходе эксперимента стали лучше понимать эмоциональные реакции окружающих, правильно определять основные эмоциональные состояния: грусть, удивление, печаль, злость. В ходе работы упражняла детей в позитивных поступках. Так, создавала ситуации, когда ребенку нужно было сделать выбор. Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента наглядно свидетельствуют об эффективности разработанной педагогической технологии и перспективного планирования.
В конце провела повторную диагностику и увидела, что экспериментальная группа улучшила свои результаты.
В процессе работы были замечены такие изменения:
- Дети познакомились с общепринятыми нормами и ценностями; научились оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- стали лучше понимать эмоциональное состояние других людей и своих сверстников, стараются прийти им на помощь, проявляют внимание;
- проявляют устойчивый интерес к сказке, адекватно понимают содержание сказочных образов, обосновывают их смысл и выражают свои переживания;
- более эмоционально дети стали передавать различные эмоциональные состояния в играх, театрализованной деятельности;
- умеют разыгрывать небольшое сказочное произведение, находить интонационную канву для передачи речевых особенностей персонажей; передавать эмоциональное состояние различных сказочных героев.
- Преобладают положительные эмоции
Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что эффективность развития эмоциональной сферы возрастает, если:
- педагоги будут заинтересованы в работе по формированию чувств у детей,
- будет проводиться специально-организованная работа по развитию эмоциональной сферы средствами сказкотерапии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
3. Статья на тему:"Развитие интеллектуальной сферы детей дошкольного возраста по средствам дидактической игры."
Раскрыто значение дидактических игр,задачи и основные направления организации дидактических игр....
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОНР как средство создания комфортной и доброжелательной среды
Сегодня не составляет большого труда найти готовые игры на развитие эмоциональной сферы детей. Содержание данных игр на может в полной мере отразить всего разнообразия чувств и эмоций, свойственных де...
"Фитбол- гимнастика как средство формирования двигательной сферы детей дошкольного возраста."
Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и в целом физическому развитию детей как фундаме...
Сказка, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Сказка, как уникальный вид творчества, ближе всего детской душе. Она заставляет ребенка смеяться, переживать и надеяться, одним словом чувствовать....
Фототерапия как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
консультация для педагогов...
Доклад на тему: «Игровые технологии как средство развития эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста»
Эмоциональное развитие человека признается ключевым фактором, обуславливающим жизненный успех, более существенным, чем интеллект. Отсюда понятно, что формирование эмоциональной сферы должно рассматрив...
Анкета для родителей по теме: «Сказкотерапия как средство развития эмоционально — волевой сферы детей дошкольного возраста»
Методы сказкотерапии позволяют развивать самосознание, коммуникативные и творческие способности, улучшать взаимодействие с окружающими его людьми, тем самым создавая благоприятные условия, способствую...