3. Статья на тему:"Развитие интеллектуальной сферы детей дошкольного возраста по средствам дидактической игры."
статья (средняя группа) по теме

Бажина-Серышева Мария Владимировна

Раскрыто значение дидактических игр,задачи и основные направления организации дидактических игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ездакова Н.С.

Воспитатель, КОГУЗ «Слободской специализированный Дом ребёнка».

Бажина-Серышева М.В.

Воспитатель, КОГУЗ «Слободской специализированный Дом ребёнка».

Развитие интеллектуальной сферы детей дошкольного возраста по средствам дидактической игры.

Всестороннее развитие личности ребёнка в дошкольном учреждении обеспечивается специально организованным воспитательно-образовательным процессом, в ходе которого осуществляется нравственное, умственное, эстетическое и физическое воспитание. При этом умственное воспитание ребенка выступает не только как овладение им знаниями и способами мыслительной деятельности, но и как формирование определенных качеств личности.

Развитие интеллектуальной сферы  происходит как в повседневной жизни, в ходе общения со взрослыми,  в процессе систематического обучения на занятиях, но и  в  дидактических играх в дошкольных учреждениях. Важнейшую роль при этом играет систематически осуществляемый  процесс развития интеллектуальной сферы.

 Развитие интеллектуальной сферы — это целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей. Оно включает сообщение доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие познавательных процессов. Основными задачами интеллектуального развития дошкольников являются: формирование правильных представлений об окружающем, о простейших явлениях природы и общественной жизни; развитие познавательных психических процессов — ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления, речи; развитие любознательности и умственных способностей; развитие интеллектуальных умений и навыков; формирование простейших способов умственной деятельности. В дидактических играх создаются благоприятные условия для усвоения детьми достаточно сложных  знаний, умений и навыков, для формирования различных способностей детей. Игровой метод обучения является наиболее эффективным в работе с детьми дошкольного возраста

В дидактических играх у ребят развиваются  не только психические процессы, но и такие важные качества личности, как целеустремлённость, сосредоточенность, и такие социальные чувства, как сопереживание, коллективизм, дружба и другое.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, который обеспечивает дальнейшее успешное умственное развитие ребёнка. Дошкольное детство является оптимальным периодом в умственном развитии человека.

В настоящее время,  появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.  Поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных  условий жизнедеятельности.

 Таким образом, актуальность темы обусловлена тем, чтобы помочь воспитателям и родителям овладеть методикой использования дидактических игр в воспитании и обучении детей, разъяснить значение дидактической игры в интеллектуальном развитии.

 Дидактическая игра выполняет задачу:

  1. Получения новых знаний.
  2. Как средство упражнения и закрепления знаний.
  3. Проверка знаний и умений детей.
  4. Практической деятельности.
  5. Активизации познавательных процессов.

Организация дидактических игр  осуществляется в трех основных направлениях подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.

  1. В подготовку к проведению дидактической игры входят:
  1. отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения
  2. углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей      
  3. активизация психических процессов (память внимание, мышление речь)    

и  другое;

  1. установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возраст ной группы;
  2. определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов

время);

  1. выбор места для игры, где дети могут спокойно играть не мешая другим. Такое место, как правило, отводят в групповой комнате или на участке;
  2. определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
  3. подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы картинки, природный материал);
  4. подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре методы руководства игрой;
  5. подготовка к игре детей обогащение их знаниями представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
  1. Проведение дидактических игр включает:
  1. ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
  2. объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);
  3. показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату;
  4. определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);
  5. подведение итогов игры — это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приёмов ее подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать ее новым материалом в последующей работе.

         Таким образом, методически грамотно организованная дидактическая игра способствует развитию интеллектуальной сферы детей.

Список литературы:

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для  воспитателя дет. сада.- 2-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 1991.- 160 с.
  2. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1990.-191с.
  3. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: пособие для воспитателей / под ред. Е.И. Радиной, М.И. Поповой.-Изд. 2-е, -М.: Просвещение, 1972.-191 с.: ил.
  4. Волосова Е.Б. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели).-М.: Линка-Пресс, 1999.-72с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация по теме: «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»

Ценность музыкально-дидактических пособий и игр состоит в том, что они воздействуют на ребенка комплексно, вызывают зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное воспр...

Статья ПО ТЕМЕ: РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР

Игра одно из действенных средств разностороннего физического и интеллектуального развития и воспитания ребенка, помогающих решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с:1....

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста ОНР посредством дидактических игр.

Одна из задач  моей работы в группах ОНР  по развитию эмоциональной сферы ребенка–научить детей понимать свое эмоциональное состояние, окружающих людей, а также сов...

Статья по теме" РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ"

Дошкольный возраст – важный этап в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности: восприятия, образного мышления, воображения. Формирование личност...

Методическая разработка на тему: «Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через систему дидактических игр и пособий»

В методической разработке вы сможете ознакомиться с различными развивающими дидактическими играми и пособиями, сделанными своими руками и с тем, как активно они применяются в коррекционно-развивающей ...

Статья на тему: «Сенсорно-моторное умение детей дошкольного возраста по средствам дидактической игры»

Сенсорно-моторное умение детей дошкольного возраста по средствам дидактической игры...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста по средствам дидактической игры «Шнуровка»

Специалисты в области детской психологоии и логопедии установили, что уровень развития речи детей находитя в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки....


 

Комментарии

Языкова Ольга Юрьевна

Спасибо за материал по интересующей меня теме!