Педагогический потенциал использования игрового массажа в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста
статья
Использование здоровьесберегающей технологии игровой массаж в практике дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_sayta.docx | 20.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический потенциал использования игрового массажа в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста
Как сказал британский писатель Томас Карлейль «Здоровье-великое дело как для того, кто им пользуется, так и для других».
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Закладывать основы здорового образа жизни у детей необходимо с самого раннего возраста. Именно в эти годы формируются основы здоровья и здорового образа жизни, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, личность человека.
В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому особенно важно в этот возрастной период воспитывать физическую культуру у ребенка и бережное отношение к своему здоровью.
Так как игра является ведущим видом деятельности дошкольника, то и все что касается здоровьесбережения нужно проводить в игровой, увлекательной для малышей форме. Игровой метод придает учебно-воспитательному облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка
Одной из современных здоровьесберегающих технологий является игровой массаж. Что же такое игровой массаж?
Игровой массаж- это нетрадиционный вид упражнений, помогающий естественно развиваться организму ребенка, морфологически и функционально совершенствоваться его отдельным органам и системам.
Взрослый человек сам понимает, что массаж и самомассаж необходимы для здоровья, а ребёнка может научить педагог.
Основная проблема заключается в противоречии между потенциалом, который хранит в себе игровой массаж и недостаточным применением его на практике.
Внедряя его в образовательный процесс, я поставила следующие задачи: Формирование сознательного отношения детей к своему здоровью, обучение детей технике выполнения различных видов игрового массажа, воспитание бережного отношения к своему телу.
Игровой массаж можно использовать в индивидуальной работе, в образовательной и совместной деятельности с детьми. Его я включаю в физкультурные минутки и динамические паузы, в бодрящую гимнастику, игровые упражнения и другие формы работы с детьми.
Существует 5 основных видов игрового массажа в зависимости от зоны воздействия:
- Игровой массаж стоп
- Игровой массаж тела и ног
-Игровой массаж рук и пальцев рук
- Игровой массаж лица и биологически активных точек
- Игровой массаж спины
Основными приёмами игрового массажа являются:
-Поглаживание
-Растирание
-Разминание
-Поколачивание
Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, с музыкальным сопровождением, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.
Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием и индивидуальной реакцией детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев. Выполнять массажные движения следует от перифирии к центру.
Умение общаться через тактильное прикосновение необыкновенно важно. Подобные игры учат обходиться друг с другом ласково, доверительно, бережно и аккуратно. Массаж снимает напряжение, дает новые силы, тонизирует, снимает усталость, бодрит и повышает настроение.
Массаж проводится в игровой форме в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка доступным и интересным.
Главное правило игрового массажа – никакой боли. Только приятные ощущения позволят в дальнейшем выполнять эти игровые задания.
И помните, любая привычка вырабатывается в течение 21 дня. Если постоянно делать массаж в течение этого времени, у ребенка появится устойчивая потребность в выполнении этой оздоровительного приема.
Я заметила, что благодаря здоровьесберегающей технологии игровой массаж мои воспитанники:
-Овладели простейшими приёмами игрового массажа
-Стали более трепетно относиться к своему здоровью
-Повысилась тактильная чувствительность
-Укрепили свое физическое и психическое здоровье
-Получили заряд положительных эмоций
-Стали более уравновешенными
-Преодолели эмоциональную напряженность
-Улучшили концентрацию внимания
Применяйте игровой массаж в работе с детьми дошкольного возраста.
Приложение
Примеры игровых массажей по лексическим темам
Тема «Транспорт»
Цель: оказывает общеукрепляющее воздействие, мобилизует защитные силы организма, стимулирует его способность к естественному исцелению, способствует психоэмоциональной разрядке, улучшению настроения
Массаж спины «Паровоз»
(Младший и старший дошкольный возраст)
Дети встают друг за другом «паровозиком», кладут друг другу на плечи ладони и выполняют массаж спины.
Чух-чух, пыхчу, пыхчу, Похлопывание по спине ладонями.
ворчу,
Стоять на месте не хочу!
Чух-чух, пыхчу, пыхчу, Поворот на 180, поколачивание
ворчу, кулачками.
Стоять на месте не хочу!
Колесами стучу, стучу, Поворот на 180, постукивание
Колесами стучу, стучу, пальцами.
Колесами стучу, стучу, Поворот на 180, поглаживание
Садись скорее, прокачу! ладонями.
Чу,чу,чу! Легкое поглаживание пальцами.
Тема «Овощи»
Цель: оказывает общеукрепляющее воздействие, мобилизует защитные силы организма.
Массаж шеи «Лук» (для старшего дошкольного возраста)
Зеленеет лук в воде, Левой рукой обхватывают шею с правой
Пузырьки – на бороде, стороны и потирают ее, проводя ладонью к
основанию горла.
Пузыречки, пузырьки - Повторяют правой рукой.
Шалуны, озорники!
Каждый этот пузыречек Указательным и большим пальцем руки
Очень бороду щекочет. оттягивают кожу на шее и отпускают ее. Если так щекотать,
Всяк захочет хохотать!
Лук трясет бородой, Большим пальцем левой руки обхватывают Навостряет стрелки: шею слева, а остальными пальцами –
Скоро буду молодой справа, массируют шею вверх и вниз.
Лежать на тарелке.
(Ю. Мориц)
Тема «Насекомые»
Цель: оказывает общеукрепляющее воздействие, стимулирует его способность к естественному исцелению, способствует психо-эмоциональной разрядке, улучшению настроения
Массаж спины «Комары»
Мой приятель Валерий Петров Дети встают друг за другом.
Никогда не кусал комаров, Растирают спины ладонями.
Комары же об этом не знали, Легко постукивают пальцами.
И Петрова часто кусали.
«Кусь-кусь-кусь, кусь-кусь-кусь! Легко пощипывают.
Я Петрова не боюсь!
Буду я его кусать,
Буду я его щипать».
Эй, Валерий, убегай, Поглаживают ладонями. Затем
Комаров догоняй. дети поворачиваются на 180 и
повторяют массаж.
Тема «Если хочешь быть здоров»
Цель: повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм
Массаж рук «Мыло»
Каждый день я мыло мою Раздвинув пальцы, хлопают в ладоши
Под горячею водою. так, чтобы пальцы обеих рук
соприкасались.
И в ладонях поутру Неплотно сжимают в кулак пальцы Сильно, сильно мыло тру. одной руки и ударяют тыльной
стороной ладони о середину другой
ладошки.
Мойся, мыло! Не ленись! Сжав руку ладонью другой руки,
Не высказывай! Не злись! массируют ее, проводя пальцами от
локтя до запястья и обратно.
Тема «Зимующие птицы»
Цель: оказывает общеукрепляющее воздействие, мобилизует защитные силы организма.
Массаж лица «Воробей»
Сел на ветку воробей Обеими ладонями проводят от
И качается на ней. бровей до подбородка и обратно
вверх (не слишком надавливая)
Раз-два-три-четыре-пять - Массируют височные впадины Неохота улетать. большими пальцами правой и
левой руки, совершая
вращательные движения
Тема «Явления природы»
Цель: оказывает общеукрепляющее воздействие, мобилизует защитные силы организма, способствует психоэмоциональной разрядке, улучшению настроения
Массаж спины «Дождь»
Дети встают друг за другом паровозиком и выполняют движения
Дождь! Дождь! Надо нам Хлопки ладонями по спине
Расходиться по домам.
Гром! Гром, как из пушек, Поколачивание кулачками.
Нынче праздник у лягушек.
Град! Град! Сыплет град! Постукивание пальчиками.
Все под крышами сидят.
Только мой братишка в луже Поглаживание спины
Ловит рыбу нам на ужин. ладошками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа профессионального саморазвития педагога : «Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста» на 2014-2015 учебный год
План-программа на 2014-2015 учебный год...
План по самообразованию по теме "Использование блоков Дьенеша в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста"
Актуальность:Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с учетом сензитивных периодов развития – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым инт...
План профессионального самообразования по теме: «Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста» на 2016-2017 учебный год.
Цели: 1) повышение качества воспитательно-образовательного процесса...
МАСТЕР – КЛАСС ПО ТЕМЕ: «Использование блоков Дьенеша в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста»
Конспект мастер - класса...
Методическое сообщение «Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста»
Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребёнка, раскрытию его творческого потенци...
Индивидуальный план самообразования на 2018 - 2019 год. Тема: «Использование ИКТ в воспитательно - образовательном процессе с детьми дошкольного возраста».
Информационная технология – это совокупность методов, средств, которые объединены в одну цепочку, которая обеспечивает сбор, хранение, обработку, вывод и распространение необходимой информации. ...