Воспитание культурно-гигиенических навыков в среднем дошкольном возрасте
методическая разработка
Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, она продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_kulturno-gigienicheskih_navykov_detey.docx | 20.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план по культурно – гигиеническим навыкам детей
Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, она продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.
Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но она имеет этический аспект – ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте.
СЕНТЯБРЬ | |
1 – я неделя | Навыки личной гигиены. Программное содержание: Учить самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом. |
2 –я неделя | Самообслуживание. Программное содержание: Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом. А) Чтение отрывка К. Чуковского «Федорино горе». Б) Д/игра «Одень Машу на прогулку». |
3 – я неделя | Навыки культурной еды. Программное содержание: Совершенствовать навыки аккуратной еды: Пищу брать по немногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно. А) Познакомить с фильмом – сказкой «Чуня». |
4 – я неделя | Воспитание навыков культурного поведения. Программное содержание: Продолжать учить детей быть приветливыми со взрослыми, сверстниками, здороваться, прощаться. Обращаться к младшему воспитателю, воспитателю, заведующему, медицинскому работнику и другим работникам детского сада по имени и отчеству. А) Чтение стихотворения Н. Гернер; заучивание. « Песенка о вежливом чижике» |
Октябрь | |
1 – я неделя | Навыки личной гигиены. Программное содержание: Учить мыть руки правильно: не разбрызгивать воду, насухо вытирать руки. А) Заучивание потешек. «Я сегодня утром рано умывался из под крана.» «Чистая водичка моет Вове личико, Танечке личико, а пальчики Антошке.» |
2 – я неделя | Самообслуживание. Программное содержание: Учить детей пользоваться расческой, носовым платком. А) Сюжетно – ролевая игра «Парикмахерская» |
3 - неделя | Навыки культурной еды. Программное содержание: Учить детей правильно пользоваться столовыми приборами ( ложкой, вилкой , ножом), салфеткой, полоскать рот после еды. А) Загадывание загадок: 1. Три поросенка один хвост (Вилка) 2. Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка) 3. Будь то суп или картошка, для обеда нужна (Ложка) 4. Если заточен все легко он режет очень – хлеб, картошку, свеклу, рыбу, яблоки и масло (Нож). |
4 - неделя | Воспитание навыков культурного поведения. Программное содержание: Учить детей благодарить взрослых, сверстников за оказанную помощь, вежливо выражать свою просьбу: не вмешиваться в разговор старших, не перебивать говорящего. А) Дидактическая игра «В страну вежливых слов» |
Ноябрь | |
1 - неделя | Навыки личной гигиены. Программное содержание: Закреплять умения пользоваться полотенцем, вешать его на свое место. Учить детей как нужно правильно чистить зубы. А) Чтение стихотворения Н. Найденова « Наши полотенца». Б) Беседа «Заболели зубы» (кариес) |
2 - неделя | Самообслуживание. Программное содержание: Закрепить умения порядка одевания и раздевания. А) Загадывание загадки. Кто мы? В ясный день сидим мы дома. Дождь идет – у нас работа: топать, шуметь по болотам. (Резиновые сапоги) |
3 -неделя | Навыки культурной еды. Программное содержание: Продолжать закреплять спокойно сидеть за столом, соблюдая правильную позу. А) Заучивать потешку «У нас много ребят, все по стульчикам сидят, кашу маслену едят.» |
4 - неделя | Воспитание навыков культурного поведения. Программное содержание: Воспитывать умения бережно относиться к игрушкам, вещам, по назначению пользоваться ими, убирать на место, замечать поломанную игрушку, попросить взрослого починить ее. А) Ручной труд в книжном уголке (ремонт книги альбомов.). Б) Потешка «Ну теперь за дело дружно, убирать игрушки дружно». |
Декабрь | |
1 - неделя | Навыки личной гигиены. Программное содержание: Учить детей правильно пользоваться туалетной бумагой, отрывать столько, сколько нужно. И не забывать мыть руки после туалета с мылом. А) Чтение произведения К. Чуковского «Мойдодыр». |
2 - неделя | Самообслуживание. Программное содержание: Научить детей после сна опрятно убирать постель, ровно уложить подушку, аккуратно накрывать одеялом. А) Повторить потешки « Рано в кровать», « Спать пора», « Все спят». Б) Чтение произведения Г. Ладонециков «Кукла и Катя». |
3- неделя | Навыки культурной еды. Программное содержание: Продолжать учить детей аккуратно кушать, пользоваться салфеткой после еды. После обеда благодарить. А) Чтение сказки «Колобок». |
4 - неделя | Воспитание навыков культурного поведения. Программное содержание: Учить детей с уважением заботливо относиться к труду взрослых. Прививать желание охотно выполнять поручения, просьбу взрослого. А) Беседа «Профессия моих родителей» ( с детьми). Б) Чтение произведения И. Токмаковой «Кем быть?» |
Январь | |
1 - неделя | Навыки личной гигиены. Программное содержание: Обращать внимание на качественное мытье рук. А) Чтение произведения «Девочка – чумазая». Б) Повторить потешки, пословицы. |
2 - неделя | Самообслуживание. Программное содержание: Продолжать учить детей аккуратно складывать перед сном. А) Дидактическая игра «Уложи куклу Машу спать». |
3 -неделя | Навыки культурной еды. Программное содержание: Обращать внимание, как дети относятся к хлебу (повторить им, что хлеб не крошить , не бросать на пол.) А) Разучить пословицу « Когда хлеба нет.» Б) Дидактическая игра «Угости друзей» |
4 - неделя | Воспитание навыков культурного поведения. Программное содержание: Приучать соблюдать элементарные правила в раздевательной, умывательной комнатах. А) Раз, два, три , четыре, пять, собираемся гулять. (Заучить пословицу – потешку.) |
Февраль | |
1 - неделя | Навыки личной гигиены. Программное содержание: Повторить с детьми последовательность мытья рук. Воспитывать у детей аккуратность. А) Дидактическая игра «Научим Машу правильно мыть руки». |
2 - неделя | Самообслуживание. Программное содержание: Учить детей оказывать друг другу помощь (одеваться, завязывать шарфы, шнурки, застегивать пуговицы). А)Провести занятие «Оденемся на прогулку». Б) Чтения произведения О. Кригер «На прогулку». |
3 -неделя | Навыки культурной еды. Программное содержание: Продолжать учить детей пользоваться вилками. Выходя из-за стола тихо задвигать стул и благодарить взрослого. А) Дидактическая игра «Усади гостей застол». |
4 -неделя | Воспитание навыков культурного поведения. Программное содержание: Учить детей вести себя в соответствии с правилами поведения в общественных местах: вести себя сдержанно, не привлекать излишнего внимания, разговаривать негромко. |
Март | |
1 - неделя | Навыки личной гигиены. Программное содержание: Закрепить знания детей о правилах (последовательности) мытья рук, знания своено полотенца. А) Повторить пословицы и поговорки. |
2 - неделя | Самообслуживание. Программное содержание: Приучить детей полоскать рот после еды (после обеда), следить за ногтями. |
3 -неделя | Навыки культурной еды. Программное содержание: Обратить внимание, как чисто на столе, воспитывать опрятность. А) Чтение стихотворения «Всем поставила приборы, я вам супу налила». |
4 - неделя | Воспитание навыков культурного поведения. Программное содержание: Соблюдать элементарные правила поведения на улице: вести себя спокойно, не кричать, не мешать окружающим. А) Чтение стихотворения Е. Благинина «Посидим в тишине». |
Апрель | |
1 - неделя | Навыки личной гигиены. Программное содержание: Продолжать учить детей следить за опрятностью одежды (рубаха заправлена в шорты, сандалии застегнуты). А) Чтение произведения В. Маяковский «Что такое хорошо..» Б) Потешки, стихи. |
2 - неделя | Самообслуживание. Программное содержание: Учить детей играть в уголках дружно, после игры убирать игрушки на место. Прибираться в своих уголках. |
3 -неделя | Навыки культурной еды. Программное содержание: Закрепить навыки культурного поведения за столом, не класть локти на стол, бесшумно пить и кушать, пережевывать пищу с закрытым ртом. А) Заучить потешку «Вкусная каша». |
4 - неделя | Воспитание навыков культурного поведения. Программное содержание: Продолжать учить детей первыми здороваться со взрослыми. Соблюдать в группе порядок и чистоту. А)Дидактическая игра «Самая лучшая хозяйка». Б) Потешки: 1. Это Оленьке известно, что взяла клади на место. 2. Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? Вовочка хороший! Вовочка пригожий! |
Май | |
1 - неделя | Навыки личной гигиены. Программное содержание: Проверить знания детей о предметах личной гигиены и их назначение. А) Показ кукольного театра «Мойдодыр». |
2 - неделя | Самообслуживание. Программное содержание: Учить детей следить за внешним видом и поддерживать порядок в группе. А) Показ игры – упражнения «Каждой вещи свое место». |
3 -неделя | Навыки культурной еды. Программное содержание: Продолжать учить детей пользоваться столовыми приборами (учить правильно держать вилку). А) Занятие «Накрой стол к обеду». Б) Загадки. |
4 - неделя | Воспитание навыков культурного поведения. Программное содержание: Продолжать учить детей вежливо обращаться с просьбой к окружающим, благодарить за оказанную услугу. А) повтор потешек. Б) Чтение произведения «Все в порядке» О. Сердобольский. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра как средство развития культурно-гигиенических умений у детей младшего дошкольного возраста
Дидактические игры – это отличная возможность расширить представления детей о мире, который их окружает. Кроме развития наблюдательности они направлены на то, чтобы научить определять различные призна...
Перспективный план по воспитанию культурно-гигиенических и навыков самообслуживания у детей 5-6 лет
Перспективное планирование на год воспитательной работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста...
«Формирование трудовых навыков детей среднего дошкольного возраста средствами экологии».
Известно, что у каждого дошкольника появляется потребность в деятельности. Это является предпосылкой для воспитания личности, для формирования у него высоконравственных качеств. Вс...
Воспитание культурно-гигиенических навыков в среднем дошкольном возрасте
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14104842","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]] Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культу...
«Лего-конструирование как средство развития творческих способностей и исследовательских навыков детей среднего дошкольного возраста».
Использование ЛЕГО-конструирования в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучен...
Доклад для воспитателей на тему: "Дидактическая игра как средство развития культурно-гигиенических умений у детей младшего дошкольного возраста "
Для того чтобы ребёнок чаще использовал дидактические игрушки самостоятельно, необходимо создавать такие ситуации, когда он как бы невзначай наталкивается на эти игрушки. ...
Конспект презентации педагогического опыта работы по теме: Развитие конструктивных навыков детей среднего дошкольного возраста во внезанятийной деятельности, посредством интегрированного пособия.
Цель: способствовать развитию конструктивных навыков детей среднего дошкольного возраста при систематическом использовании интегрированного пособия во внезанятийной деятельности....