Модель здоровьесберегающего пространства ДОО
методическая разработка
Описание модели здоровьесберегающего пространства (опыт работы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Модель здоровьесберегающего пространства ДОО | 91.29 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДЕНО
заведующим МАДОУ д/с №19
_____________Румянцевой Е.Е.
Модель
здоровьесберегающего образовательного пространства
МБДОУ д\с №19
Образовательное пространство – это упорядоченная, гармонизированная, социокультурная среда, складывающаяся в результате совместной ценностно-ориентированной образовательной деятельности субъектов, подчиненной актуальным задачам воспитания и развития ребенка.
Всовременномроссийскомобществепроисходяткардинальныепреобразованиявсоциально-экономическойикультурной жизни, требующие изменения функционирования всех его социальных институтов, в том числе и дошкольного образования.
Современное дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. В этот период формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Однако, в последнее время наблюдается снижение уровня физического развития и общего состояния здоровья детей. Поэтому возникла необходимость оптимизировать уже сложившуюся систему физкультурно-оздоровительной работы ДОУ и создать модель единого здоровьесберегающего образовательного пространства, создающего максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития физического, психического и социально личностного здоровья всех её субъектов.
Целью реализации модели здоровьесберегающего пространства является создание оптимальных условий для формирования, сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса.
Задачи:
- Обеспечение качественной работы дошкольного учреждения по укреплению и сохранению здоровья детей;
- Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения, подготовка участников педагогического процесса к новой образовательной практике с использованием здоровьесберегающих технологий.
- Разработка и апробация программно-методического обеспечения, дидактических и методических материалов с использованием здоровьесберегающих технологий для решения задач образовательной программы учреждения в соответствии с ФГОС ДО.
- Совершенствование модели взаимодействия детского сада и семьи в развитии детей с использованием здоровьесберегающих технологий, повышение педагогической компетентности родителей и формирование их активной позиции в вопросах воспитания и оздоровления детей;
- Расширение диапазона взаимодействия с социальными партнерами учреждения.
- Совершенствование развивающей здоровьесберегающей среды ДОУ.
Разработка модели единого здоровьесберегающего пространства с учетом индивидуального подхода к воспитанникам основывается:
- на имеющихся документах, законодательных правовых актах Российской Федерации, гарантирующих право на охрану здоровья, образование, оздоровление и отдых всем детям:
- Конституция РФ (ст.38)
- Семейный кодекс РФ от 29.12.1995г. №223-ФЗ (ред. от 02.07.2021г.) – ст. 63
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации (ст.41, ст. 44 (п.1));
- ФГОС ДО №1155 от 17.10.2013 (п.1.6., п.2.6., п.3.2., п.6.2 );
- СП 2.4.3648-20, СП 3.1/2.4.3598-20 (действуют до конца 2021г.)
- предполагает научно-педагогическую, методологическую и системно-аналитическую работу для решения поставленной проблемы.
Отправной точкой проектирования модели является изучение и систематизация научного, методологического и практического опыта решения проблемы сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса.
При работе над моделью мы опирались на ряд принципов, составляющих методологическую основу модели:
∙Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка.
- Принцип научной обоснованности и практической применимости, предполагающий реализацию научно обоснованных и проверенных здоровьесберегающих технологий;
∙ Принцип интеграции - ориентация на формирование целостной картины мира, междисциплинарная интеграция как здоровьесберегающая технология.
- Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
- Доступности и непрерывности;
- Принцип дифференцированного и индивидуального подхода;
- Принцип здоровьесбережения — информационное научное содержание образования, пространственно-предметное окружение должно соответствовать психологическому, физическому, интеллектуальному состоянию детей.
Представленная модель здоровьесберегающего пространства нашего дошкольного образовательного учреждения состоит из нескольких компонентов: нормативно-правового, образовательного, информационного, предметно-пространственного, социального.
Рассмотрим эти компоненты. Ядром модели являются участники образовательных отношений (педагоги и администрация ДОУ, воспитанники, родители), принимающие активное участие в создании и преобразовании здоровьесберегающего пространства.
Наполнением нормативно-правового компонента является ряд локальных и нормативных актов, регламентирующих здоровьесберегающую деятельность ДОУ:
1. Программа развития ДОУ «В здоровом теле здоровый дух»;
2. Изменения в ООП ДО МБДОУ д/с №19(содержательный и организационный раздел)
3. Правила внутреннего распорядка воспитанников;
3. Инструкция по организации жизни и здоровья воспитанников;
4. Положение об организации прогулок;
5. Положение о режиме занятий обучающихся (воспитанников);
6. Положение об организации питания;
7. Положение о проведении профилактических и оздоровительных мероприятиях, направленных на укрепление здоровья воспитанников;
8. Система мер по оздоровлению;
9. Режим дня, двигательный режим;
10. Порядок осуществления индивидуального учёта результатов освоения обучающимися основной образовательной программы дошкольного образования;
11. Положение о психолого-педагогическом консилиуме.
12. Положение об организации работы ДОО в период введения ограничительных мероприятий (карантина);
Наполнение образовательного компонента представлено следующим обеспечением:
- Основной образовательной программой дошкольного образовательного учреждения, разработанной на основе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
- парциальной программой Фирилевой Ж.Е., Сайкиной Е.Г. Танцевально-игровая гимнастика для детей «Са-Фи-Дансе». Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.
Здоровьесберегающая образовательная деятельность представлена:
- Организацией здоровьесберегающей образовательной средой;
- Содержанием здоровьесберегающей деятельности (физкультурно-развивающая, оздоровительная, психолого-педагогическая, корректирующая);
- Психолого-педагогическим сопровождением в рамках деятельности психолого-педагогического консилиум:
- своевременную диагностическую и коррекционную работу с детьми на базе ДОО в виде групповых и индивидуальных занятий со специалистами ДОО;
- выявление уровня и особенностей физического развития;
- разработку рекомендаций педагогам для обеспечения дифференцированного подхода к детям;
- разработку и реализацию индивидуальных маршрутов развития.
- Расширением образовательного пространства.
- Содержание здоровьесберегающей деятельности – это система знаний, умений и навыков в части освоения образовательной области «Физическое развитие».
Освоение содержания данного раздела подразумевает:
Соответствие способов освоения содержания и его развивающему характеру:
- разнообразие форм и методов обучения;
- интеграция в освоении содержания;
- диагностическая основа обучения.
Соответствие потребностям:
- соответствие установленным потребностям;
- соответствие предполагаемым потребностям.
- коррекционная составляющая обучения.
- Здоровьесберегающая развивающую среду (ЗРС) является составной частью образовательной среды. Она представлена физкультурным и спортивным оборудованием, материалами, мебелью, инвентарём, играми, игрушками и т.д.
В основе нашего подхода к формированию здоровьесберегающей среды, как и в основе ФГОС ДО, лежит принцип деятельности – это означает, что развитие дошкольников происходит не в процессе запоминания новой информации и не при усвоении учебных навыков, которые передает взрослый, а в процессе самостоятельной осмысленной деятельности.
Здоровьесберегающая среда ДОУ соответствиет санитарно-гигиеническим нормам и требования, способствует оздоровительной работе и обеспечивает физического развития детей.
- Расширение интереса детей к сохранению и укреплению собственного здоровья происходит через новое образовательное, воспитательное пространство, применение ИКТ, новых подходов и технологий:
- - Технологии сохранения и стимулирования здоровья: подвижные и спортивные игры, гимнастика после дневного сна, динамические паузы и физкультминутки, релаксация, артикуляционная и мимическая гимнастики, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, корригирующие и ортопедические упражнения, логоритмика, технологии эстетической направленности и др.
- - Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурные занятия; игротренинги, игротерапия, коммуникативные игры, серия занятий «Уроки здоровья», массаж и самомассаж и т.д.
Важнейшим фактором развития ДОО является высокая эффективность его кадровой политики, что в первую очередь определяется высоким кадровым потенциалом персонала образовательного учреждения.
Педагогические работники обладают основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, указанные в пункте 3.2.5. ФГОС ДО. Педагоги имеют высшее или среднее профессиональное образование. Основной состав педагогического коллектива имеет квалификационные категории, постоянно повышает квалификацию в очном и дистанционном формате по актуальным вопросам дошкольного образования.
В детском саду созданы условия для профессионального развития педагогов. Проводятся: семинары, практикумы, мастер-классы, методические объединения по вопросам оздоровления и приобщения к здоровому образу жизни. В ДОУ существует система наставничества, в рамках которой педагоги-стажисты передают опыт организации здоровьесберегающей деятельности начинающим педагогам посредствам открытых показов ООД, мастер-классов. Вопросы укрепления и сохранения здоровья обсуждаются на педагогических советах, совещаниях. В помощь педагогам разрабатываются рекомендации по различным направлениям работы – режим дня, режим организованной образовательной деятельности, двигательный режим, система мер по оздоровлению, по использованию новых здоровьесберегающих технологий и т.д. Проводятся творческие конкурсы по изготовлению нетрадиционного оборудования для игр детей – «Забавные туннели» (для пролезания), «Меткие стрелки» (для метания), «Удивительные дорожки» (для профилактики плоскостопия), «Веселые шнуровки» для развития мелкой моторики).
- Сотрудничество и сотворчество
Только сотрудничество и сотворчество педагогов (узких специалистов и воспитателей), детей и родителей может принести реальную пользу в деле оздоровления детей. Круглых столов.
В основе взаимодействия ДОО и семьи лежит сотрудничество. Инициатором установления сотрудничества должны быть педагоги, поскольку они профессионально подготовлены и знают, что успешность в воспитании детей зависит от согласованности и преемственности.
Метод проектов – уникальное средство сотрудничества и сотворчества детей, педагогов ДОО и родителей.
- Интеграция специалистов
Суть интеграции специалистов и воспитателей ДОО состоит в воспитании, обучении и развитии детей, в ее межпредметной и междеятельностной основе.
Реализация данных задач, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов педагогического, медицинского профилей и семей воспитанников.
Специалисты ДОО | Функции |
Медицинский работник | Проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия, осуществляет контроль режима и качества питания, даёт оценку физического развития и состояния здоровья детей, даёт рекомендации педагогам на основе индивидуальных особенностей детей (какие могут быть особенности? Это дети-аллергики, часто болеющие дети, дети, имеющие хронические заболевания. Ведёт консультирование родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей. |
Учитель-логопед | Ведёт диагностику речевого развития, составляет индивидуальные планы развития детей, консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы, информирует родителей о результатах диагностики, о плане индивидуального развития. |
Музыкальный руководитель | Осуществляет музыкального и эстетического воспитания детей с учётом психоречевого и физического развития детей |
Инструкторы по физической культуре | Осуществляют деятельность по укреплению здоровья детей: формированию правильной осанки, физическому развитию, внедряет и обучает детей здоровьесберегающим технологиям, дает рекомендации воспитателям по проектированию индивидуальной работы по развитию физических качеств, укреплению здоровья |
Методическая служба | обобщает рекомендации всех специалистов, разработка планы взаимодействия специалистов и воспитателей, участие в разработке индивидуальных маршрутов развития детей, организацует совместные с семьями воспитанников мероприятий оздоровительной направленности |
Воспитатель | Занимается проведение организованной образовательной деятельности, организацией совместной деятельности взрослых и детей, самостоятельной деятельности детей, воспитывает культурно – гигиенических навыки, организует индивидуальную работу с детьми, выполняет рекомендаций специалистов, активно применяет здоровьесберегающие технологии, консультирует родителей о формировании культурно – гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях детей, уровне развития |
Родители | Обеспечивают преемственность с детским садом в вопросах здоровьесбережения, организации питания, соблюдения режима дня, организации развивающей предметно-пространственной среды, участвуют в проектной деятельности. |
- Личностно-ориентированное взаимодействие:
- личностно-ориентированный подход в методической работе;
- личностно-ориентированный подход к детям;
- привлечение родителей к активному участию в образовательном процессе, направленном на сохранение и укрепление здоровье детей.
- Система непрерывного образования
Педагоги, осуществляющие физкультурно-оздоровительную деятельность должны находится в процессе постоянного саморазвития и обучения посредствам использования различных форм:
Неформальное образование – обучающие семинары, мастер- классы, вебинары и т.д.
Информальное образование – самообразование, подразумевающее работу над повышением уровня профессиональной компетентности в вопросах здоровьесбережения.
- Система стимулирования и мотивации
Мотив самосовершенствования - осознание своих возможностей, необходимости работы над собой, появление большей уверенности в себе; рефлексивное отношение к своей профессиональной деятельности;
Мотив преодоления затруднений - осознание педагогом недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить; понимание своих проблем, самостоятельность в их решении и ответственность за принятое решение; понимание возникающих проблем, связанных с внедрением инновационных технологий; проведение конкурсов, семинаров, открытых мероприятий;
Проявление устойчивого интереса к внедрению инноваций - положительное отношение к внедрению новых форм и содержания здоровьесбережения; желание повысить уровень заработной платы и уважение со стороны коллег; осмысление и принятие педагогом цели и мотивов внедрения новых форм и содержания здоровьесбережения; оценка родителями деятельности педагога.
Информационный компонент представлен следующим наполнением:
- сайтом Учреждения и персональными сайтами педагогов;
- автоматизированными местами педагогов,
- переносным интерактивным оборудованием, которое используется в образовательной, в методической деятельности, при проведении родительских собраний, культурно-досуговой деятельности.
Кроме этого, информационное обеспечение участников образовательных отношений осуществляется посредствам информационных стендов, досок объявлений, папок-передвижек, памяток и буклетов; посредствам различных мессенджеров и дистанционных платформ.
Предметно-пространственный компонент осуществляется через создание условий для максимальной реализации образовательного потенциала пространства, оборудования, материалов; для обеспечения возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых во всей группе, в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения; безопасности жизнедеятельности детей и взрослых.
Данный компонент представлен следующим наполнением: 2 музыкальных зала, физкультурный зал, центры физической активности в группах, спортивная площадка на территории ДОУ (в т.ч. волейбольная и баскетбольная), прогулочные участки для каждой группы.
Залы и групповые центры физической активности оснащены необходимым оборудованием для оздоровления детей, развития основных видов движений, способствующим формированию представлений о видах спорта и т.д.
Развивающая предметно – пространственная среда каждой группы оборудована с учетом обеспечения достаточного количества места для двигательной активности детей.
Формы организации двигательного режима.
Утренняя гимнастика |
Двигательная разминка во время перерыва между занятиями |
Динамические паузы во время ООД |
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке |
Индивидуальная работа по развитию движений на прогулке |
Оздоровительный бег |
Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами |
ООД по физической культуре |
Самостоятельная двигательная деятельность |
Физкультурно-спортивные праздники |
Неделя здоровья |
Физкультурный досуг |
Совместная физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи |
Социальный компонент. Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без партнёрского взаимодействия с родителями (законными представителями) и широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства.
Основной целью реализации модели в направлении взаимодействия с родителями является вовлечение их в образовательный процесс, в физическое и эмоциональное воспитание детей.
В рамках реализации модели здоровьесберегающего пространства ДОУ осуществляет психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам оздоровления детей дошкольного возраста, оказывает специализированную поддержку посредствам консультирования специалистов (инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, логопеда, специалистов консультативного центра в рамках сетевого взаимодействия).Ведется целенаправленная работа по формированию активной позиции родителей в воспитании и оздоровлении детей, а также участия в образовательной здоровьесберегающей деятельности ДОУ.
В своей работе мы используем различные формы:
- Анкетирование и опросы, касающиеся физического развития, эмоционального благополучия, организации физкультурно-оздоровительного режима в домашних условиях и т.д.;
- «Круглый стол»;
- тематические выставки;
- консультации специалистов;
- семейные спортивные встречи;
- почта доверия, телефон доверия;
- «Дни открытых дверей» и Дни здоровья;
- конкурс семейных талантов;
- сайт ДОО и персональные сайты педагогов;
- культурно-досуговые мероприятия спортивного характера.
- трансляции семейного опыта: стенгазеты, фотоотчёты, фотоальбомы, выступления в рамках Круглого стола и т.д.
Непрерывность в воспитания и обучения детей обеспечивает форма преемственности семьи и детского сада. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и ДОО, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов.
Расширение образовательного пространства детского сада с использованием ресурса социального партнерства будет являться эффективным условием формирования здоровьесберегающей компетентности ребенка, если:
- ведущей целью взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социальных партнеров будет выступать формирование здоровьесберегающей компетентности ребенка;
- взаимодействие ДОУ и социальных партнеров основано на осуществлении проектной деятельности, позволяющей технологично выстроить процесс формирования здоровьесберегающей компетентности ребенка;
- дифференцирована работа с социальными партнерами в соответствии со спецификой дошкольного образовательного учреждения, возможностями и интересами социальных партнеров
Нашими социальными партнерами являются МБДОУ д/с №№ 26,27,28,32, СДЮСШОР по Самбо, ФОК, Лицей №7, Библиотека им. Рыжакова И.В., шахматная школа, Кстовский театр кукол. Сотрудничество с каждым учреждением строится на договорной основе с определением конкретных задач по развитию ребенка и конкретной деятельности.
Результативность реализации модели здоровьесберегающего пространства можно определить по следующим критериям:
- Снижение заболеваемости и укрепление здоровья воспитанников.
- Развитие у детей потребности в здоровом образе жизни.
- Создание атмосферы благоприятного социально-психологического микроклимата для каждого ребёнка.
- Повышение уровня педагогической компетентности и включенности в образовательный процесс родителей (законных представителей);
- Повышение уровня профессиональной компетентности педагогического состава в вопросах здоровьесбережения.
Недостатки и риски при реализации модели:
- недостаточное оснащение материальной базы: отсутствие кабинетов психологической разгрузки;
- отсутствие в ДОУ ставки психолога, врача;
- Недостаточный уровень профессиональной компетентности в вопросах здоровьесбережения молодых педагогов, способности к инновационной деятельности педагогов-стажистов как следствия эмоционального выгорания.
Перспективы реализации модели здоровьесберегающего пространства нашего дошкольного образовательного учреждения мы видим в следующем:
- Разработка плана действий по преодолению рисков и недостатков реализации модели здоровьесберегающего пространства;
- Продолжение внедрения и распространение опыта работы детского сада;
- Участие в инновационной площадке «Разработка и апробация программы методического сопровождения карьерного развития педагогов ДОО» (ГБУ ДПО НИРО);
- Открытие стажерской площадки совместно с ГБПОУ Губернский педагогический колледж.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
модель здоровьесберегающего пространства в детском саду
Программа «Развитие» направлена на формирование высших психических функций, которые характеризуются опосредованностью, произвольностью, осознанностью.Дошкольный возраст – это возраст образных форм соз...
доклад на тему "Проектирование модели игрового пространства в разновозрастных группах" (из опыта работы)
доклад на тему "Проектирование модели игрового пространства в разновозрастных группах" (из опыта работы)...
Модель организации здоровьесберегающего пространства в ДОО
В основе концепции развития детского сада лежит создание эффективного здоровьесберегающего пространства - комплекса санитарно-гигиенических, психолого-педагогических, физкультурно-оздоровительных и об...
Семинар-практикум Тема: «Здоровьесберегающая система ДОУ как модель образовательного пространства в формировании здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья детей»
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка — это самая главная задача не тол...
Создание развивающей предметно-пространственной составляющей модели детствосберегающего пространства.
Рекомендации по созданию предметно - пространственной среды в группе....
Доклад "Здоровьесберегающие технологии в ДОО" на семинаре "Формы партнерства ДОО и семьи в рамках единого здоровьесберегающего пространства"
Представляю Вашему вниманию презентацию на тему «Здоровьесберегающие технологии в дошкольной организации».Использование здоровьесберегающих технологий имеет огромное значение в оздоровлени...
Модель образовательного пространства ДОУ по развитию технического творчества
Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачу сформировать основы информационной культуры личности ребенка, стать для ребенка проводником в мир технологий цифровой эпохи. Технич...