доклад на тему "Проектирование модели игрового пространства в разновозрастных группах" (из опыта работы)
материал (старшая группа) по теме
доклад на тему "Проектирование модели игрового пространства в разновозрастных группах" (из опыта работы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokdad.docx | 21.48 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙСАД № 11 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА Г. ВАЛУЙКИ
ДОКЛАД
«Проектирование модели игрового пространства в разновозрастных группах»
(из опыта работы)
Воспитатель: Карагодина Н.Б.
2014г.
Организация предметно-пространственной развивающей среды в разновозрастной группе
(из опыта работы)
Подготовила Н. Б Карагодина, воспитатель I категории МДОУ д/с № 11 г.Валуйки
Предметно-развивающая среда играет значительную роль в жизни и развитии ребенка. О ней много сказано и написано. Однако воспитатели постоянно сталкиваются с проблемами правильной организации среды в разных возрастных группах, функционального оснащения участков для прогулок и территории детского сада. Предметно-развивающая среда должна соответствовать правилам охраны жизни и здоровья дошкольников, требованиям гигиены и эстетики, отвечать анатомо-физеологическим особенностям детей, являться многофункциональной, практичной, экономичной, доступной и привлекательной для них. Окружающая среда имеет огромное значение для физического комфорта ребенка, его эстетического развития, создания у него душевного благополучия. Значит интерьер помещений, игрушки, пособия, игры должны нести определенную информацию, способствовать развитию детей и обеспечивать им психологический комфорт. Особенно важно в младших и средних группах сделать так, чтобы дети, впервые перешагивающие незнакомый порог, не боялись, а удивлялись, радовались и восхищались увиденным. Во всех взаимодействиях ребенка с окружающей средой посредником должен быть воспитатель, от компетенции и заинтересованности которого зависит освоение ребенком этой среды. В детском саду я проработала 26 лет. За это время многое изменилось к лучшему. Сейчас в нашем детском саду №11 функционируют две разновозрастные группы: младшая разновозрастная – от 3 до 5 лет, старшая разновозрастная – от 5 до 7 лет. У нас просторные игровые комнаты, где осуществляется зонирование предметно-развивающей среды: театральные центры, в которых дети могут упражняться в театрализованной деятельности. В группах созданы условия для проведения игр-имитаций и хороводных игр, имеются атрибуты, костюмы, элементы костюмов, театрально-игровые атрибуты для игр-драматизаций по сказкам («Репка», «Теремок», «Колобок», «Лиса и заяц», «Три поросенка»). Для показа детям – театр разных видов: театр картинок, теневой театр, настольный, пальчиковый – для обыгрывания произведений малых форм фольклора.
В центрах развивающих игр, дети, играя, учатся группировать предметы по цвету, размеру, форме. Наборы предметов, геометрических тел разной величины, цветов и их оттенков. Настольные игры, в том числе, настольно-печатные , различного вида лото, домино разнообразной тематики, картинки, кубики на составление целого из частей. За это время собраны различные дидактические игры для всестороннего развития детей, для формирования элементарных математических представлений, для развития экологической культуры, для развития представлений о человеке, истории и культуры и т.д.
Литературные центры, в которых педагоги подобрали книги для чтения рекомендованные программой «Детство», любимые произведения детьми данной группы, детские журналы (старший дошкольный возраст). Педагоги делают подборку книг по мере изучения тех или иных произведений. Знакомят с писателями, выставляют портреты писателей, организуют выставки произведений писателей. В связи с этим педагоги тесно сотрудничают с родителями. Приобретено много познавательной литературы, энциклопедий для дошкольников. Центры речевого развития наполнены дидактическим играми для развития речи и подготовки ребенка к освоению чтения и письма ( старший возраст).
Центры изобразительного искусства оснащены всем необходимым для развития творчества детей: бумага разного вида, краски, кисти, карандаши, фломастеры, восковые мелки, пластилин, трафареты, силуэты одежды, предметов декоративно-прикладного искусства и многое другое.
Музыкальные центры, наполненные детскими музыкальными инструментами, для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности, имеются записи музыкальных произведений и звукошумовых эффектов, музыкальные игрушки.
В группах выделены уголки природы, где находятся растения, необходимые для ознакомления детей в определенной возрастной группе. Здесь же находятся дневники наблюдения за развитием роста лука, проращиванием семян, рассады. У нас созданы центры науки, в которых имеются предметы для экспериментирования с различными материалами, емкости для игр с водой, песком, зеркала, цветные пластиковые стекла, шумовые игрушки, коллекции ракушек, камешков, полезных ископаемых, и мн. др. Экспериментируя, дети получают новые знания, учатся анализировать и делать выводы.
Центры сюжетно-ролевых игр оснащены атрибутами к играм в соответствии с возрастом детей. Зонирование идет по половому признаку. Есть уголки для девочек : кукольный, «Парикмахерская», «Магазин», где находятся куклы и комплекты одежды для них, наборы мебели и посуда для кукол, предметы-заменители. А для мальчиков – конструкторы разных видов, «Автопарк», «Мастерская», в которых находятся модели транспорта разного вида и размеров, фигурки людей и животных.
Для полноценного физического развития детей в нашем учреждении имеется центры двигательной активности, оснащенные физкультурным инвентарём и оборудованием для спортивных игр и упражнений, подвижных игр, мягкими модулями, дорожками для коррекции плоскостопия, лентами, флажками, кольцебросами разных конструкций, мячами и другими предметами. Всё это стимулирует детей на движение, игры. Мы убедились, что ребенку необходим уголок уединения. В течение дня дети устают от суеты и окружающих. Здесь ребенок отдохнет, снимет возбуждение, успокоится, настроится эмоционально, поэтому педагоги выделили места для уголка уединения.
Не забыли педагоги и о «мини-музеях». В младшей разновозрастной группе создан музей «Хлеб всему голова», в котором знакомят детей с выращиванием злаков, их переработкой, выпечкой разнообразных хлебобулочных изделий. В старшей разновозрастной группе восстановлен фрагмент «русской избы».Заглядывая в этот уголок дети знакомятся с обычаями и бытом русского народа. Благодаря мини-музеям у детей расширяется кругозор, воспитывается любознательность.
Мы постоянно следим за новинками и стараемся использовать их в своей работе, обогащая предметно-развивающую среду. Свою работу строим с учетом программы «Детство» и рекомендациями ФГОС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗНОВОЗРАСТНАЯ ГРУППА. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ.
Разновозрастная группа детей, способствует индивидуализации процесса, расширяет социальную практику ребенка, дает полноценный опыт общения, открывая дополнительные возможности и его разв...
доклад на тему "Предметно-развивающая среда в младшей группе" (из опыта работы)
Уважаемые коллеги!Хочу поделиться своим опытом при созданиии ПРС в младшей группе....
Организация здоровьесберегающей среды в старшей разновозрастной группе (из опыта работы)
Здоровье – это большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять очень легко, вернуть же его очень трудно.Наши дети – это будущее нашей стра...
Развитие речи детей средней разновозрастной группы *(из опыта работы)
Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Анализ практической работы показал, что число дошкольников с речевыми нарушениями велик. С целью решения ...
«Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников посредством строительных игр в разновозрастной группе» Презентация опыта работы
Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников посредством строительных игр в разновозрастной группе...