технология здоровьесбережения 2019-2022
методическая разработка

Сахабиева Регина Ильгизаровна

Здоровье – это одна из важнейших составляющих в жизни каждого человека. Его сохранение и укрепление – одна из важнейших задач работы любой дошкольной организации. Формирование привычки вести здоровый образ жизни, заниматься физкультурой и спортом необходимо с самого раннего детства. Дети, как правило, отличаются большой физической активностью, организм каждого ребенка – это бесконечный источник энергии и жизненных сил, соответственно к занятиям физкультурой дети всегда относятся положительно. А занятия ФИЗО на прогулке, на свежем воздухе будут еще более плодотворны и эффективны, нежели занятия ФИЗО в помещении.

Сложная экологическая обстановка, простудные заболевания и эпидемии, стали частью нашей жизни. В связи с чем, делать акцент на здоровье, тем более здоровье подрастающего поколения важнейшая задача образовательных организаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_tehnologiya_zdorovesberezheniya.docx235.37 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Здоровье – это одна из важнейших составляющих в жизни каждого человека. Его сохранение и укрепление – одна из важнейших задач работы любой дошкольной организации. Формирование привычки вести здоровый образ жизни, заниматься физкультурой и спортом необходимо с самого раннего детства. Дети, как правило, отличаются большой физической активностью, организм каждого ребенка – это бесконечный источник энергии и жизненных сил, соответственно к занятиям физкультурой дети всегда относятся положительно. А занятия ФИЗО на прогулке, на свежем воздухе будут еще более плодотворны и эффективны, нежели занятия ФИЗО в помещении.

Сложная экологическая обстановка, простудные заболевания и эпидемии, стали частью нашей жизни. В связи с чем, делать акцент на здоровье, тем более здоровье подрастающего поколения важнейшая задача образовательных организаций.

Цель: обеспечить воспитанникам возможность сохранения здоровья в период нахождения в детском саду, сформировать у них необходимые знания, умения и навыки по ЗОЖ, научить использовать их в повседневной жизни..

Задачи:

  • развитие физических качеств, двигательных умений и навыков;  
  • развитие координационных способностей;    
  • создание условий для целесообразной двигательной активности детей;    
  • развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений);
  • профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, простудных заболеваний;
  • формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности;
  • развитие внимания, сосредоточенности, организованности

Возрастные особенности детей 3-7 лет отражены в ООП МДОУ №28 «Снегирёк».

Четвертый год жизни. Младшая группа.

Задачи образовательной деятельности

  • Развивать у детей потребность в двигательной активности, интерес к физическим упражнениям.
  • Целенаправленно развивать у детей физические качества: скоростно- силовые качества, быстроту реакции на сигналы и действие в соответствии с ними; содействовать развитию координации, общей выносливости, силы, гибкости;
  • Развивать у детей умение согласовывать свои действия с движениями других: начинать и заканчивать упражнения одновременно, соблюдать предложенный темп; самостоятельно выполнять простейшие построения и перестроения, уверенно, в соответствии с указаниями воспитателя;
  • Развивать умения самостоятельно правильно умываться, причесываться, пользоваться носовым платком, туалетом, одеваться и раздеваться при незначительной помощи, ухаживать за своими вещами и игрушками
  • Развивать навыки культурного поведения во время еды, правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.

 Содержание образовательной деятельности Двигательная деятельность.

Порядковые упражнения. Построения и перестроения: свободное, врассыпную, в полукруг, в колонну по одному, по два (парами), в круг в колонну, парами, находя свое место в пространстве. Повороты на месте переступанием.

 Общеразвивающие упражнения. Традиционные двухчастные упражнения общеразвивающие упражнения с одновременными и однонаправленными движениями рук, ног, с сохранением правильного положения тела, с предметами и без предметов в различных положениях (стоя, сидя, лежа). Начало и завершение выполнения упражнений по сигналу;  Основные движения. 

Ходьба. Разные способы ходьбы (обычная, на носках, на месте с высоким подниманием бедра, с заданиями). Ходьба,  не  опуская головы,   не   шаркая   ногами,   согласовывая   движения   рук   и   ног.   Ходьба «стайкой»,  в колонне по одному,  парами,  в разных направлениях,  за ведущим по ориентирам; с заданиями: ходьба по кругу, «змейкой», с остановками, с приседанием, с изменением темпа; ходьба между линиями, шнурами, по доске ходьба и бег со сменой темпа и направления.  

Бег, не опуская головы.  

Прыжки. Прыжки в длину с места, в глубину (спрыгивание), одновременно отталкиваясь двумя ногами и мягко приземляясь на две ноги; подскоки на месте, с продвижением вперед, из круга в круг, вокруг предметов и между ними.  

Катание, бросание, метание. Прокатывание мячей, отбивание и ловля мяча кистями рук, не прижимая его к груди; бросание предметов одной и двумя руками в даль, в горизонтальную и вертикальную цели. Лазание по лестнице- стремянке и вертикальной лестнице приставным шагом, перелезание и пролезание через и под предметами, не касаясь руками пола.  

Музыкально- ритмические упражнения. Спортивные упражнения: катание на трехколесном велосипеде; ступающий шаг и повороты на месте на лыжах; скольжение по ледяным дорожкам с помощью взрослых. Подвижные игры. Основные правила в подвижных играх.

Пятый год жизни. Средняя группа.

Задачи образовательной деятельности

  • Развивать умения уверенно и активно выполнять основные элементы техники общеразвивающих упражнений, основных движений, спортивных упражнений, соблюдать правила в подвижных играх и контролировать их выполнение, самостоятельно проводить подвижные игры и упражнения, ориентироваться в пространстве, воспринимать показ как образец для самостоятельного выполнения упражнений, оценивать движения сверстников и замечать их ошибки.
  • Целенаправленно развивать скоростно-силовые качества, координацию, общую выносливость, силу, гибкость.
  • Формировать у детей потребность в двигательной активности, интерес к выполнению элементарных правил здорового образа жизни
  • Развивать умения самостоятельно и правильно совершать процессы умывания, мытья рук; самостоятельно следить за своим внешним видом; вести себя за столом во время еды; самостоятельно одеваться и раздеваться, ухаживать за своими вещами (вещами личного пользования).

Содержание образовательной деятельности

Порядковые упражнения. Построение в колонну по одному по росту. Перестроения из колонны по одному в колонну по два в движении, со сменой ведущего, самостоятельное перестроение в звенья на ходу по зрительным ориентирам. Повороты переступанием в движении и на месте направо, налево  и кругом на месте.  

Общеразвивающие упражнения. Традиционные четырехчастные общеразвивающие упражнения с четким сохранением разных исходных положений в разном темпе (медленном, среднем, быстром), выполнение упражнений с напряжением, с разными предметами с одновременными и поочередными движениями рук и ног, махами, вращениями рук; наклоны вперед, не сгибая ноги в коленях, наклоны (вправо, влево), повороты.

Основные движения: Представления о зависимости хорошего результата в упражнении от правильного выполнения главных элементов техники:   в  беге — активного толчка и выноса маховой ноги; в прыжках — энергичного толчка и маха руками вперед — вверх; в метании — исходного положения, замаха; в лазании — чередующегося шага при подъеме на гимнастическую стенку одноименным способом. Подводящие упражнения.  

Ходьба с сохранением правильной осанки, заданного темпа (быстрого, умеренного, медленного).  Бег. Бег с энергичным отталкиванием мягким приземлением и сохранением равновесия. Виды бега: в колонне по одному и парами, соразмеряя свои движения с движениями партнера, «змейкой» между предметами, со сменой ведущего и темпа, между линиями, с высоким подниманием колен;  со старта  из разных исходных позиций (стоя, стоя на коленях и др.); на скорость (15—20 м, 2—3 раза), в медленном темпе (до 2 мин), со средней скоростью 40—60 м (3—4 раза); челночный бег (5х3=15)), ведение колонны.  

Бросание, ловля, метание. Ловля мяча с расстояния 1,5 м, отбивание его об пол не менее 5 раз подряд.

Правильные исходные положения при метании.  

Ползание, лазанье. Ползание разными способами; пролезание между рейками лестницы, поставленной боком; ползание с опорой на стопы и ладони по доске, наклонной лестнице, скату; лазание по гимнастической стенке, подъем чередующимся шагом не пропуская реек, перелезание с одного пролета лестницы на другой вправо, влево, не пропуская реек,

 Прыжки. Прыжки на двух ногах с поворотами кругом, со сменой ног; ноги вместе — ноги врозь; с хлопками над головой, за спиной; прыжки с продвижением вперед), вперед-назад, с поворотами, боком (вправо, влево); прыжки в глубину (спрыгивание с высоты 25 см); прыжки через предметы высотой 5— 10 см; прыжки в длину с места; вверх с места (вспрыгивание на высоту 15—20 см.).

Сохранение равновесия после вращений, или в заданных положениях: стоя на одной ноге, на приподнятой поверхности.  

Подвижные игры: правила; функции водящего. Игры с элементами соревнования. Подвижные игры и игровые упражнения на развитие крупной и мелкой моторики рук, быстроты реакции, скоростносиловых качеств, координации, гибкости, равновесия.  

Спортивные упражнения. Ходьба лыжах — скользящий шаг, повороты на месте, подъемы на гору ступающим шагом и полуелочкой, правила надевания и переноса лыж под рукой. Плавание — погружение в воду с головой, попеременные движения ног, игры в воде. Скольжение по ледяным дорожкам на двух ногах самостоятельное. Катание на санках (подъем с санками на горку, скатывание с горки, торможение при спуске; катание на санках друг друга). Катание на двух- и трехколесном велосипеде: по прямой, по кругу, «змейкой»,  с поворотами. Ритмические движения: танцевальные позиции (исходные положения); элементы народных танцев; разный ритм и темп движений; элементы простейшего перестроения по музыкальному сигналу, ритмичные движения в соответствии с характером и темпом музыки.

Шестой год жизни. Старшая группа.

Задачи образовательной деятельности

  • Развивать умения осознанного, активного, с должным мышечным напряжением выполнения всех видов упражнений (основных движений, общеразвивающих упражнений, спортивных упражнений);
  • Развивать умение анализировать (контролировать и оценивать) свои движения и движения товарищей
  • Формировать первоначальные представления и умения в спортивных играх и упражнениях;  Развивать творчества в двигательной деятельности;
  • Воспитывать у детей стремление самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры и упражнения со сверстниками и малышами;
  • Развивать у детей физические качества: координацию, гибкость, общую выносливость, быстроту реакции, скорость одиночных движений, максимальную частоту движений, силу.
  • Формировать представления о здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье, о мерах профилактики и охраны здоровья.
  • Формировать осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании, развивать устойчивый интерес к правилам и нормам здорового образа жизни, здоровьесберегающего и здоровьеформирующего поведения,
  • Развивать самостоятельность детей в выполнении культурно- гигиенических навыков и жизненно важных привычек здорового образа жизни.
  • Развивать умения элементарно описывать свое самочувствие и привлекать внимание взрослого в

случае недомогания

 

Содержание образовательной деятельности

Двигательная деятельность

Порядковые упражнения: порядок построения в шеренгу, из шеренги в колонну, в две колонны, в два круга, по диагонали, «змейкой» без ориентиров, способы перестроения в 2 и 3 звена. Сохранение дистанции во время ходьбы и бега. Повороты направо, налево, на месте и в движении на углах. Общеразвивающие       упражнения: Четырехчастные, шестичастные традиционные общеразвивающие упражнения с одновременными последовательным выполнением движений рук и ног, одноименной и разноименной координацией. Освоение возможных направлений и разной последовательности действий

отдельных частей тела. Способы выполнение общеразвивающих упражнений с различными предметами, тренажерами. Подводящие и подготовительные упражнения. Представление о зависимости хорошего результата в основных движениях от правильной техники выполнения главных элементов: в скоростном беге - выноса голени маховой ноги вперед и энергичного отталкивания, в прыжках с разбега - отталкивания, группировки и приземления, в метании- замаха и броска.  

Ходьба. Энергичная ходьба с сохранением правильной осанки и равновесия при передвижении по ограниченной площади опоры.

 Бег. На носках, с высоким подниманием колен, через и между предметами, со сменой темпа. Бег в медленном темпе 350 м по пересеченной местности. Бег в быстром темпе 10 м (3—4 раза), 20—30 м (2—3 раза), челночный бег 3х10 м в медленном темпе (1,5—2 мин).  

Прыжки. На месте: ноги скрестно — ноги врозь; одна нога вперед, другая назад; попеременно на правой и левой ноге 4—5 м. Прыжки через 5—6 предметов на двух ногах (высота 15—20 см), вспрыгивание на предметы: пеньки, кубики, бревно (высотой до 20 см). Подпрыгивание до предметов, подвешенных на 15—20 см выше поднятой руки. Прыжки в длину с места (80—90 см), в высоту (30—40 см) с разбега 6—8 м; в длину (на 130—150 см) с разбега 8 м. Прыжки в глубину (30—40 см) в указанное место.

Прыжки через длинную скакалку, неподвижную и качающуюся, через короткую скакалку, вращая ее вперед и назад.  

Бросание, ловля и метание. «Школа мяча» (разнообразные движения с мячами). Прокатывание мяча одной и двумя руками из разных исходных положений между предметами. Бросание мяча вверх, о землю и ловля двумя руками не менее 10 раз подряд, одной рукой 4—6 раз подряд. Отбивание мяча не менее 10 раз подряд на месте и в движении (не менее 5—6 м). Перебрасывание мяча друг другу и ловля его стоя, сидя, разными способами (снизу, от груди, из-за головы, с отбивкой о землю). Метание в даль (5-9 м) горизонтальную и вертикальную цели (3,5-4 м) способами прямой рукой сверху, прямой рукой снизу, прямой рукой сбоку, из-за спины через плечо.  

Ползание и лазание. Ползание на четвереньках, толкая головой мяч по скамейке. Подтягивание на скамейке с помощью рук; передвижение вперед с помощью рук и ног, сидя на бревне. Ползание и перелезание через предметы (скамейки, бревна). Подлезание под дуги, веревки (высотой 40—50 см). Лазание по гимнастической стенке чередующимся шагом с разноименной координацией движений рук и ног, лазанье ритмичное, с изменением темпа. Лазание по веревочной лестнице, канату, шесту свободным способом.

 Подвижные игры с бегом, прыжками, ползанием, лазанием, метанием на развитие физических качеств и закрепление двигательных навыков. Игры- эстафеты. Правила в играх, варианты их изменения, выбора ведущих. Самостоятельное проведение подвижных игр.  

Спортивные игры Городки. Бросание биты сбоку, выбивание городка с кона (5—6 м) и полукона (2—3 м). Баскетбол. Перебрасывание мяча друг другу от груди. Ведение мяча правой и левой рукой. Забрасывание мяча в корзину двумя руками от груди. Игра по упрощенным правилам. Бадминтон. Отбивание волана ракеткой в заданном направлении. Игра с воспитателем. Футбол. Отбивание мяча правой и левой ногой в заданном направлении. Обведение мяча между и вокруг предметов. Отбивание мяча о стенку. Передача мяча ногой друг другу (3—5 м). Игра по упрощенным правилам.  

Спортивные упражнения: скользящий переменный лыжный ход, скольжение по прямой на коньках, погружение в воду, скольжение в воде на груди и на спине, катание на двухколесном велосипеде и самокате, роликовых коньках.

Седьмой год жизни. Подготовительная группа. Задачи образовательной деятельности

  • Развивать умение точно, энергично и выразительно выполнять физические упражнения, осуществлять самоконтроль, самооценку, контроль и оценку движений других детей, выполнять элементарное планирование двигательной деятельности
  • Развивать и закреплять двигательные умения и знания правил в спортивных играх и спортивных упражнениях;
  • Закреплять  умение самостоятельно организовывать подвижные игры и упражнения со сверстниками и малышами;
  • Развивать творчество и инициативу, добиваясь выразительного и вариативного выполнения движений;
  • Развивать физические качества (силу, гибкость, выносливость), особенно - ведущие в этом возрасте быстроту и ловкость- координацию движений.
  • Формировать осознанную потребность в         двигательной активности         и физическом совершенствовании.
  • Формировать представления о некоторых видах спорта, развивать интерес к физической культуре и спорту
  • Воспитывать ценностное отношение детей к здоровью и человеческой жизни, развивать мотивацию к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей.
  • Развивать самостоятельность в применении культурно-гигиенических навыков, обогащать представления о гигиенической культуре.

Содержание образовательной деятельности

Двигательная деятельность

Порядковые упражнения. Способы перестроения. Самостоятельное, быстрое и организованное построение и  перестроение во время движения. Перестроение четверками. Общеразвивающие упражнения. Четырехчастные, шестичастные, восьмичастные традиционные общеразвивающие упражнения с одноименными, разноименные, разнонаправленными, поочередные движениями рук и ног, парные упражнения. Упражнения в парах и подгруппах. Выполнение упражнений активное, точное, выразительное, с должным напряжением, из разных исходных положений в соответствии с музыкальной фразой или указаниями с различными предметами. Упражнения с разными предметами, тренажерами.  

Основные движения. Соблюдение требований к выполнению основных элементов техники бега, прыжков, лазанья по лестнице и канату: в беге — энергичная работа рук; в прыжках — группировка в полете, устойчивое равновесие при приземлении; в метании - энергичный толчок кистью, уверенные разнообразные действия с мячом, в лазании — ритмичность при подъеме и спуске. Подводящие и подготовительные упражнения.  

Ходьба. Разные виды и способы: обычная, гимнастическая, скрестным шагом; выпадами, в приседе, спиной вперед, приставными шагами вперед и назад, с закрытыми глазами. Упражнения в равновесии. Сохранение динамического и статического равновесия в сложных условиях. Ходьба по гимнастической скамейке боком приставным шагом; неся мешочек с песком на спине; приседая на одной ноге, а другую махом перенося вперед сбоку скамейки; поднимая прямую ногу вперед и делая под ней хлопок. Ходьба по гимнастической скамейке, с перешагиванием предметов, приседанием, поворотами кругом, перепрыгиванием ленты. Ходьба по узкой стороне гимнастической скамейки прямо и боком. Стоя на скамейке, подпрыгивать и мягко приземляться на нее; прыгать, продвигаясь вперед на двух ногах по наклонной поверхности. Стоять на носках; стоять на одной ноге, закрыв по сигналу глаза; то же, стоя на кубе, гимнастической скамейке; поворачиваться кругом, взмахивая руками вверх. Балансировать на большом набивном мяче (вес 3 кг). Кружиться с закрытыми глазами, останавливаться, сделать фигуру. Бег. Сохранение скорости и заданного темпа, направления, равновесия. Через препятствия — высотой 10—15 см, спиной вперед, со скакалкой, с мячом, по доске, по бревну, из разных стартовых положений (сидя, сидя «по-турецки», лежа на спине, на животе, сидя спиной к направлению движения и т. п.). Сочетать бег с ходьбой, прыжками, подлезанием; с преодолением препятствий в естественных условиях. Пробегать 10 м с наименьшим числом шагов. Бегать в спокойном темпе до 2—3 минут. Пробегать 2—4 отрезка по 100—150 м в чередовании с ходьбой. Пробегать в среднем темпе по пересеченной местности до 300 м. Выполнять челночный бег (5х10 м). Пробегать в быстром темпе 10 м 3—4 раза с перерывами. Бегать наперегонки; на скорость — 30 м.  

Прыжки. Ритмично выполнять прыжки, мягко приземляться, сохранять равновесие после приземления.

Подпрыгивание на двух ногах на месте с поворотом кругом; смещая ноги вправо — влево; сериями по 30—40 прыжков 3—4 раза. Прыжки, продвигаясь вперед на 5—6 м; перепрыгивание линии, веревки боком, с зажатым между ног мешочком с песком, с набитым мячом; через 6—8 набивных мячей (вес 1 кг) на месте и с продвижением вперед. Выпрыгивание вверх из глубокого приседа. Подпрыгивние на месте и с разбега с целью достать предмет. Впрыгивать с разбега в три шага на предметы высотой до 40 см, спрыгивать с них. Прыжки в длину с места (не менее 100 см); в длину с разбега (не менее 170—180 см); в высоту с разбега (не менее 50 см). Прыжки через короткую скакалку разными способами: на двух ногах с  промежуточными прыжками и без них, с ноги на ногу; бег со скакалкой. Прыжки через длинную скакалку: пробегание под вращающейся скакалкой, перепрыгивание через нее с места, вбегание под вращающуюся скакалку, перепрыгивание через нее; пробегание под вращающейся скакалкой парами. Прыжки через большой обруч, как через скакалку.

 Метание. Отбивать, передавать, подбрасывать мячей разного размера разными способами. Метание вдаль и в цель (горизонтальную, вертикальную, кольцеброс и другие) разными способами. Точное поражение цели.  

Лазанье. Энергичное подтягивание на скамейке различными способами: на животе и на спине, подтягиваясь руками и отталкиваясь ногами; по бревну; проползание под гимнастической скамейкой, под несколькими пособиями подряд. Быстрое и ритмичное лазание по наклонной и вертикальной лестнице; по канату (шесту) способом «в три приема».

Подвижные игры. Организовать знакомые игры игру с подгруппой сверстников.  Игры-эстафеты.  

Спортивные  игры.     Правила  спортивных  игр.

 Городки. Выбивать городки с полукона и кона при наименьшем количестве бит.

 Баскетбол. Забрасывать мяч в баскетбольное кольцо, вести и передавать мяч друг другу в движении. Контролировать свои действия в соответствии с правилами. Вбрасывать мяч в игру двумя руками из-за головы. Футбол. Способы   передачи   и   ведения   мяча   в   разных   видах   спортивных   игр.  Настольный теннис, бадминтон. Правильно держать ракетку, ударять по волану, перебрасывать его в сторону партнера без сетки и через нее; вводить мяч в игру, отбивать его после отскока от стола. Хоккей. Ведение шайбы клюшкой, забивать в ворота. В подготовительной к школе группе особое значение приобретают подвижные игры и упражнения, позволяющие преодолеть излишнюю медлительность некоторых детей: игры со сменой  темпа движений, максимально быстрыми движениями, на развитие внутреннего торможения, запаздывательного торможения.

 Спортивные упражнения. Ходьба  на лыжах. Скользящий попеременный двухшаговый ход на лыжах с палками, подъемы и спуски с горы в низкой и высокой стойке. Катание на коньках. Сохранять равновесие, «стойку конькобежца» во время движения, скольжение и повороты. Катание на самокате. Отталкивание одной ногой. Плавание. скольжение  в  воде  на  груди  и  на  спине,  погружение  в  воду.  Катание  на  велосипеде. Езда по прямой, по кругу, «змейкой», уметь тормозить. Катание на  санках. Скольжение по ледяным дорожкам. После разбега стоя и присев, на одной ноге, с поворотами. Скольжение с невысокой горки.

Объём и сроки освоения программы:

программа рассчитана на 4 года:

1 год обучения – воспитанники младшей группы (3-4 года);

2 год обучения – воспитанники средней группы (4-5 лет);

3 год обучения – воспитанники старшей группы (5-6 лет);

4 год обучения воспитанники подготовительной группы (6-7 лет);

- форма обучения очная (групповые занятия).

Планируемые результаты

Программа строится на основе общих закономерностей развития личности детей дошкольного возраста с учетом сенситивных периодов в развитии.

- повышение педагогической компетенции

- положительная динамика состояния здоровья и физического развития дошкольников.

Здоровьесберегающие педагогические технологии в ДОУ

  • Бодрящая гимнастика

После сна в группе каждый день. Начиная с первой младшей группы

Комплекс состоящий из игровых упражнений, основных движений.

  • Динамические паузы

Во время занятий 2-5 минут по мере утомляемости детей. начиная со 2-й младшей группы

Комплексы физкульминуток могут включать дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз.

  • Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в группе со средней степенью подвижности, ежедневно.

Все возрастные группы.

Игры подбираются в соответствии с программой по возрасту детей. используются только элементы спортивных игр.

  • Пальчиковая гимнастика

С младшего возраста индивидуально, с подгруппой и всей группой ежедневно. Проводится в любой удобный отрезок времени.

  • Дорожки здоровья

После сна вся группа ежедневно, начиная с младшего возраста.

Обучение правильной ходьбе, формирование правильной осанки.

  • Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин в любое свободное время, в зависимости от интенсивности нагрузки, начиная с младших групп.

Рекомендуется использование наглядного материала, показ педагога.

  • Дыхательная гимнастика

В разных формах физкультурно-оздоровительной работы, начиная с младшего возраста.

Проветривание помещения и обязательная гигиена полости носа перед проведением процедур.

  • Гимнастика ортопедическая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.

Технологии обучения здоровому образу жизни.

  • Физкультурные занятия

Три раза в неделю в спортивном зале, в группе, на улице, начиная с раннего возраста. Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает детский сад.

  • Утренняя гимнастика

Ежедневно, в музыкальном и физкультурном залах, в группе. Старшая, подготовительная, логопедическая группа – на воздухе.

Комплексы подбираются в соответствии с возрастными особенностями детей.

  • Занятия по здоровому образу жизни.

Один раз в неделю в режимных процессах, как целое занятие начиная со второй младшей группы 1 раз в месяц (вместо 1 развлечения) «Уроки здоровья для дошкольников»

  • Досуги и развлечения

Один раз в месяц в физкультурном и музыкальном залах, на прогулке, начиная со второй младшей группы.

  • Подвижные игры, игры-эстафеты, игровые упражнения в занимательной, соревновательной форме.
  • Ритмическая гимнастика

Два раза в неделю в физкультурном зале, подгруппа детей. Со средней группы

  • Физкультурные праздники

Один раз в квартал в физкультурном и музыкальном залах, на прогулке, начиная с младшего дошкольного возраста. Эффективная форма активного отдыха. Развивает физические качества, формирует социально-эмоциональное развитие

Оздоровительная система в режиме дня

Утренняя гимнастика:

1 часть:

  • Дыхательная гимнастика;
  • Дыхательная и звуковая гимнастика


2 часть:

  • Общеразвивающие упражнения;
  • Танцевальные упражнения;
  • Использование элементов ритмики

Перед занятиями:

  • антистрессовый массаж, интеллектуальный массаж.

Физкультминутки на занятиях:

  • Дыхательные упражнения;
  • Пальчиковая гимнастика;
  • Гимнастика для глаз;
  • Динамические паузы;
  • Логоритмическая гимнастика.

Утренняя прогулка:

  • Дыхательная гимнастика. Включающая мышечные упражнения;
  • Оздоровительная ходьба и бег.
  • Подвижные и спортивные игры

Перед обедом

  • Дыхательная гимнастика;
  • Пальчиковая гимнастика;
  • Упражнения на развитие мелкой моторики
  • Артикуляционная гимнастика
  • Игровой самомассаж;

После сна

  • Гимнастика пробуждения;
  • Оздоровительный массаж с помощью сухого обтирания

СИСТЕМА ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

- Базовый режим дня по возрастным группам (холодный, летний период года);

- Щадящий режим дня (в дни карантинов и повышенной заболеваемости)

- Режим дня для плохой погоды

- Режим дня «Каникулы»

- Индивидуальный режим дня

- Коррекция учебной нагрузки

2.

Физические упражнения

- утренняя гимнастика;

- физкультурно-оздоровительные занятия

- подвижные и динамические игры;

- профилактическая гимнастика (дыхательная, звуковая, улучшение осанки, плоскостопия, зрения);

- спортивные игры;

- занятия хореографией;

- оздоровительный бег, ходьба

3.

Гигиенические и водные процедуры

- умывание;

- мытье рук;

- игры с водой;

- обеспечение чистоты среды

4.

Свето-воздушные ванны

- проветривание помещений (в том числе сквозное);

- сон при открытых фрамугах;

- прогулки на свежем воздухе (в том числе «комнатные»);

- обеспечение температурного режима и чистоты воздуха

5.

Активный отдых

- развлечения, праздники, забавы, игры;

- дни здоровья;

- каникулы

6.

Свето-цветотерапия

- обеспечение светового режима;

- цветовое и световое сопровождение среды и учебного процесса

7.

Музыкотерапия

- музсопровождение режимных моментов;

- музоформление фона занятий;

- музтеатральная деятельность

8.

Спецзакаливание

- босоножье, игровой массаж;

- обширное умывание;

- дыхательная гимнастика

9.

Пропаганда ЗОЖ

- периодическая печать;

- курс лекций и бесед;

Оздоровительные мероприятия

1. Четкая организация теплового и воздушного режима в помещении (проветривание согласно графика).

2. Следить за рациональной одеждой детей (в групповых комнатах дети находятся в облегченной одежде, одежда для прогулок должна соответствовать времени года и характеру погоды).

3. Ежедневно проводить утреннюю гимнастику, организовывать с детьми подвижные игры и упражнения (в летний период проводить эти занятия на свежем воздухе).

4. Строго выполнять стереотипно повторяющиеся режимные моменты: время приема пищи, дневной и ночной сон, общая длительность пребывания ребенка на открытом воздухе.

5. Ежедневное пребывание детей на свежем воздухе.

6. Строго учитывать характер погоды при проведении подвижных игр на свежем воздухе.

7. Уделять особое внимание оздоровительному бегу и ходьбе для тренировки и совершенствования общей выносливости.

8. Исключить шумные игры за 10 минут до возвращения детей с прогулки.

9. Обеспечить условия для преобладания положительных эмоций во всех видах двигательной активности и ежедневном распорядке дня ребенка.

10. Обеспечить спокойную обстановку в подготовке детей ко сну

11. Строго соблюдать время, отведенное для сна.

12. Специальные меры закаливания: воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями для ног, плеч, туловища, рук, на дыхание (упражнения выполнять после сна, лежа в постели).

13. Полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры после приема пищи. При каждом полоскании использовать около 1/3 стакана воды.

14. В летний период:

  • Хождение босиком по траве, земле, гравию.
  • Игры детей с водой;
  • Все виды занятий, кроме ИЗО, проводить на свежем воздухе.
  • Использовать босохождение по нестандартному физкультурному оборудованию.

15. Проводить контрольное обследование детей в группах сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование информационно-коммуникативных технологий в сочетании с технологиями здоровьесбережения в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида».

      В статье обозначена актуальность использования информационно-коммуникативных технологий в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида на современном этапе р...

План по самообразованию 2016-2018, 2019-2022 учебные года

Программа для развития познавательной потребности ребенка, которая находит отражения в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на «открытие» нового, которая развивает п...

План по самообразованию 2019-2022

План по самообразованию "Художественное творчество как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников" воспитателя Калмыковой Елены Федоровны на 2019-2022 г.г....

Программа саморазвития Анопченко Татьяны Геннадьевны, 2019-2022 г.

laquo;Использование ТРИЗ-технологийв развитии познавательных способностей старших дошкольников с ЗПР»....

ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ на 2019-2022 учебный год на тему: «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Актуальность:Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными при...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА на 2019 - 2022 уч.г. на тему «Здоровьесберегающие технологии в работе педагога – психолога ДОУ»

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГАна 2019 - 2022 уч.г.на тему«Здоровьесберегающие  технологии в  работе педагога – психолога ДОУ»...