Технология опыта "Технологии здоровьесбережения в ДОУ"
материал на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок»
Технология опыта
Технологии здоровьесбережения в ДОУ
Ивлева Г.И.
Сафакулево, 2017 год
План:
- Значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ
- Цель, задачи и принципы здоровьесберегающих технологий
- Виды здоровьесберегающих технологий, используемых в ДОУ
- Реализация здоровьесберегающих технологий в ДОУ
- Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ
- Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- Список литературы
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении.
Жан Жак Руссо
Здоровье – это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ–Всемирная организация здравоохранения).
В соответствии с законом «Об образовании» здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. В последнее время вопрос о состоянии здоровья наших детей, к сожалению, встает особенно остро, как перед родителями, так и перед педагогами. Если обратиться на несколько десятилетий назад, то можно увидеть, что дети рождались более здоровыми, крепкими. Не было такого бесчисленного множества врожденных заболеваний, различных патологий, страшных диагнозов. Конечно, во все времена рождались дети слабые, болезненные, уязвимые. Но все познается в сравнении. Даже если рассматривать такой фактор, как уровень иммунитета, как у детей, так и у взрослых, то и без статистики очевидно, насколько сильно ухудшилась ситуация за последние несколько десятков лет. Нашим детям в современном мире приходится расти и развиваться на фоне угрожающей экологической ситуации, постоянного стресса. Это не может не отражаться как на физическом, так и на психологическом здоровье ребенка.
В нашем понимании, одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Так что же такое «здоровьесберегающая технология»?
Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителей, ребенка и доктора.
Внедрение технологии строится на формировании осознанного отношения ребенка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизации оздоровительной деятельности современного детского сада.
Цель: обеспечить дошкольнику возможность сохранения физического и психического здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни и научить его использовать полученные знания в повседневной жизни.
Задачи:
- Обеспечение условий для физического и психологического благополучия – здоровья всех участников воспитательно-образовательного процесса.
- Формирование доступных представлений и знаний о ЗОЖ, пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах.
- Реализация системного подхода в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития двигательных навыков, физических способностей и здоровьесозидающих компетенций детей.
- Формирование основ безопасной жизнедеятельности.
- Оказание всесторонней помощи семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к ЗОЖ.
Принципы здоровьесбережения.
- «Не навреди!» - все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью.
- Непрерывность и преемственность – работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом занятии.
- Соответствие содержания и организации обучения и воспитания возрастным и индивидуальным особенностям ребенка.
- Комплексный, междисциплинарный подход – единство в действиях педагога, психолога и врачей.
Виды здоровьесберегающих технологий используемых в ДОУ
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании –классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду.
В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
-медико-профuлактические;
-физкультурно-оздоровительные;
-здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду;
-технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
-здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
-валеологического просвещения родителей.
Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ
Медицинские здоровьесберегающие технологии – обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.
Задачи этой деятельности:
- организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
- организация и контроль питания детей, физического развития, закаливания;
- организация профилактических мероприятий, способствующих резистентности детского организма (например, иммунизация, полоскание горла противовоспалительными травами, щадящий режим в период адаптации и т.д.).
- организация контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов – Сан ПиН;
- организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Мониторинг за состоянием здоровья и физическим развитием детей осуществляется медицинскими работниками детского сада. Вся работа по физическому воспитанию детей в ДОУ строится с учётом их физической подготовленности. Для этого на основании индивидуальных медицинских карт врач дошкольного учреждения составляет по каждой возрастной группе сводную схему, которая помогает воспитателям и медицинским работникам иметь чёткую картину о состоянии здоровья детей всей группы и каждого ребёнка в отдельности.
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании –технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, которые обеспечивают психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни. Здоровье педагога - это не только его личное здоровье. Здоровый педагог становится для своих воспитанников ещё и учителем здорового образа жизни. Умение управлять собственным здоровьем и настроением для педагога очень важно, так как от этого зависят эффективность организации образовательного процесса и характер взаимоотношений на занятии.
Хорошее здоровье педагога, хорошее настроение – залог творческого, интересного занятия. Когда ДОУ работает как единый отлаженный механизм, когда между воспитателями и детьми действительно существует атмосфера сотрудничества и взаимопонимания, тогда в таком детском саду интересно находиться, тогда он по-настоящему становится вторым домом для ребенка, а значит, в нем созданы все условия для здоровья.
Технологии валеологического просвещения родителей
Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в ДОУ
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.
Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к своему здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.
Для реализации всех направлений работы по здоровьесбережению необходимо создание в ДОУ единого здоровьесберегающего пространства.
Для этого в нашем детском саду созданы соответствующие условия.
-медицинский кабинет;
- прививочный кабинет (холодильник, кварцевая лампа);
- массажный кабинет;
- спортивный зал (гимнастические стенки, гимнастические мячи, различные тренажеры и т.д.);
- площадка для спортивных занятий на улице (беговые дорожки, мини-стадион, беговая дорожка, полоса препятствий, спортивно-игровое оборудование);
-создание предметно-развивающей среды в группе: уголок физического саморазвития, уголок уединения, все имеющиеся в группах пособия и материалы (дидактические игры по ЗОЖ, безопасности поведения в различных ситуациях, ПДД и т.п.) всегда находятся в распоряжении детей.
- расстановка мебели в соответствии с ростом детей, освещение помещений, режим проветривания, (в соответствии с СанПиН);
- наличие наглядной информации для родителей, информационных стендов (о режиме дня, оздоровительных мероприятиях, о пропаганде здорового образа жизни и т.п.).
Профилактические работы, направленные на оздоровление детей.
Лечебно-профилактическое направление:
– дыхательная гимнастика – ежедневно;
– закаливающие процедуры – ежедневно;
– профилактические мероприятия – ежедневно.
- гигиенические и водные процедуры: умывание; мытье рук; игры с водой; обеспечение чистоты среды.
- свето-воздушные ванны: проветривание помещений (в том числе сквозное); сон при открытых фрамугах; прогулки на свежем воздухе; обеспечение температурного режима и чистоты воздуха.
- специальное закаливание: босохождение; игровой массаж; обширное умывание; дыхательная гимнастика.
- рациональное питание;
Соблюдение санитарно-гигиенических норм:
питьевой режим, смена постельного белья, переодевание в специальную форму перед занятиями, соблюдение режима проветривания.
В наиболее эпидемиологичные периоды проводится следующий комплекс витаминотерапии:
– прием витаминов «Ревит»;
– кварцевание групп на период повышения заболеваемости ОРВИ и гриппа;
– натуропатия (чесночные бусы на период заболевания гриппом, ОРВИ);
– искусственная витаминизация третьего блюда аскорбиновой кислотой;
Физкультурно-оздоровительное направление:
1. Учебная:
– физкультурные занятия в зале и на улице – ежедневно;
– физкультминутки – ежедневно;
– подвижные игры и физкультурные упражнения на прогулке – ежедневно;
– гимнастика после сна – ежедневно;
– утренняя гимнастика в зале и на улице – ежедневно.
Обеспечение здорового ритма жизни: щадящий режим (адаптационный период); гибкий режим; организация микроклимата.
Музыкотерапия: музыкальное сопровождение режимных моментов; музыкальное оформление фона занятий.
Физические упражнения: корригирующая гимнастика; подвижные и динамичные игры; профилактическая гимнастика (дыхательная, звуковая, улучшение осанки, плоскостопие, нарушение зрения); пешие прогулки.
2. Активный отдых:
– физкультурные досуги – один раз в месяц;
– физкультурные праздники – один раз в квартал;
– день здоровья – один раз в месяц;
– самостоятельная двигательная деятельность – ежедневно.
Воспитательно-образовательная работа регламентируется расписанием занятий, составленным с учетом программы и возрастных особенностей детей. Занятия познавательного цикла на протяжении всех пяти дней чередуются с прогулками на свежем воздухе, физкультурными занятиями, играми, лечебной гимнастикой. Учебная нагрузка не превышает предельно допустимой нормы. Занятия длятся от 15 до 35 минут в зависимости от возрастной группы. Ежедневно обязательными являются две прогулки (в первую и вторую половину дня), дневной сон, три приема пищи, игровая деятельность малой и большой подвижности, утренняя гимнастика, гимнастка после сна.
Профилактика близорукости и снятие зрительного утомления у детей:
-гимнастика для глаз;
- использование зрительных тренажеров
Работа с родителями:
– консультации;
– родительские собрания;
– спортивные праздники;
– информационный уголок здоровья;
Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ
Применяя в работе нашего детского сада здоровьесберегающие педагогические технологии, повысилась результативность воспитательно-образовательного процесса - у детей вырос интерес к двигательной деятельности, дети начинают понимать значимость заботы о своём здоровье, овладевают необходимыми культурно-гигиеническими навыками. Дети становятся более спокойными и уравновешенными, улучшается психологический микроклимат в группе. Уровень заболеваемости снижается, у педагогов и родителей формируются ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.
Современные здоровьесберегающие технологии
Виды здоровьесберегающих педагогических технологий | Время проведения в режиме дня | Особенности методики проведения | Ответственный | ||
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья | |||||
Динамические паузы | Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей | проводится для всех детей в качестве профилактики утомления, включают в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия | Воспитатели | ||
Подвижные и спортивные игры | Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. | Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. | Воспитатели, руководитель физического воспитания | ||
Релаксация | В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. | используется спокойная классическая музыка, звуки природы | Воспитатели, руководитель физического воспитания, | ||
Гимнастика пальчиковая | индивидуально либо с подгруппой ежедневно | Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) | Воспитатели, | ||
Гимнастика для глаз | Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки | используется наглядный материал, показ педагога | воспитатель | ||
Гимнастика дыхательная | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Перед гимнастикой проветриваются помещения | Все педагоги | ||
Гимнастика бодрящая | Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. | упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; пробежка по голому полу | Воспитатели | ||
Гимнастика корригирующая | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей | Воспитатели, руководитель физического воспитания | ||
Гимнастика ортопедическая | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Проводится в качестве профилактики болезней опорного свода стопы и плоскостопия | Воспитатели, руководитель физического воспитания | ||
2. Технологии обучения здоровому образу жизни | |||||
Физкультурное занятие | 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. | Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение | Воспитатели, руководитель физического воспитания | ||
Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) | В свободное время, можно во второй половине дня. | Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности | Воспитатели | ||
Самомассаж
| В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму | Воспитатели, ст. медсестра, руководитель физического воспитания | ||
3. Коррекционные технологии | |||||
Арттерапия | Сеансами по 10-12 занятий | Занятия проводят по подгруппам 10-13 человек | Воспитатели | ||
Технологии музыкального воздействия | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей | Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. | Все педагоги | ||
Технологии воздействия цветом | Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач | Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка | Воспитатели | ||
песочная терапия | для работы с детьми любого возраста | развивает мелкую моторику, позволяет закрепить речевые умения детей | воспитатель |
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, и тогда комплексная здоровьесберегающая деятельность будет формировать у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Список литературы:
- Анохина И.А. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни: методические рекомендации.- Ульяновск: УИПКПРО, 2007.-80с.
- Аверина И.Е. Физкультминутки и динамические паузы в ДОУ.-М: Айрис-Пресс, 2006.-136с.
- Анохина И.А. Модель формирования у дошкольников культуры здоровья в ДОУ: методические рекомендации.- Ульяновск: УИПКПРО, 2008.-44с.
- Береснева З. И. Здоровый малыш: программа оздоровления детей в ДОУ. – М.: Сфера, 2005
- Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2008.- 160с.
- Подольская И. Формы оздоровления детей 4-7 лет. – Издательство Учитель, 20012
- Рунова М. А, Двигательная активность ребенка в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая технология "Формирование здоровьесбережения дошкольников"
Технология направлениа на формирование у дошкольников основ здоровьесбережения через использование специально организованных форм обучения воспитанников и реализацию инновационных здоровьесберегающих ...
«Современные представления о формах и технологиях по здоровьесбережению дошкольников»
"Здоровье дороже богатства" – утверждал французский писатель Этьен Рей, который жил в конце 19 века. Точно также утверждают и многие из нас. О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают. С с...
Иновационные технологии в здоровьесбережении (презентация)
Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми...
Творческий отчет по использованию информационно–коммуникативных технологий по здоровьесбережению
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья,сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни,научить исп...
Консультация для родителей. «Технологии по здоровьесбережению воспитанников.»
Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение....
Парциальная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи от 4 до 7 лет «Планета Здоровья», как новая образовательная технология по здоровьесбережению в дошкольных организациях.
Пояснительная записка к адаптированной парциальной программе для детей с ТНР от 4 до 7 лет "Планета Здоровья"...
Консультация для воспитателей «Cовременные технологии по здоровьесбережению дошкольников»
В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Понятие «здоровьесберегающие технологии» прочно вошло в образовательную систему, начиная с дошко...