План по самообразованию 2016-2018, 2019-2022 учебные года
календарно-тематическое планирование на тему
Программа для развития познавательной потребности ребенка, которая находит отражения в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_2016-2018.docx | 38.39 КБ |
plan_po_samoobrazovaniyu_2019-2022.docx | 30.73 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ "Детский сад комбинированного вида» №73
План по самообразованию
воспитателя
МБДОУ "Детский сад комбинированного вида» №73
Кадырматовой Альфии Анасовны
Тема: «Познавательно - исследовательская деятельность, как средство развития познавательных способностей дошкольников»
2016-2018 учебный год
Нижнекамск
2016 г.
Актуальность:
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно проводится в практической плоскости или игре. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.
Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и макропроектов, импровизация, современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что – то самому.
Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
План по самообразованию
Период работы: 2016-2018
Тема: «Познавательно - исследовательская деятельность, как средство развития познавательных способностей дошкольников»
Цель:
- Повысить свой профессиональный уровень
- Помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования
- Изучить методическую литературу по данной теме
- Пополнять экологический уголок
Задачи:
- Углублять представления о живой и неживой природе
- Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов
- Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира
- Привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни
- Создание картотеки экспериментов и опытов
Сроки | Форма работы | Практические выходы |
Сентябрь-октябрь | Изучение методической литературы | Подбор книг, статей из журналов |
Ноябрь | Разработка плана по теме самообразования. | План по самообразованию |
Ноябрь | Сбор необходимого инвентаря и оборудования | Оформление уголка мини-лаборатории и оснащение ее необходимым материалом |
Ноябрь | Поиск интересной информации о явлениях природы | Папка-передвижка для родителей и детей (Приложение №1) |
Декабрь | Составление и изготовление картотеки экспериментов | Картотека |
Декабрь | Подготовка консультаций для родителей | Материалы консультаций |
Декабрь-Апрель | Проведение опытов и экспериментирования с детьми | Зарисовка детьми схем опытов |
Май | Анализ работы по самообразованию | Прогноз на будущее |
Взаимодействие с родителями:
Подготовка консультация для родителей по следующим темам:
- «Ребенок- исследователь в детском саду»,( Приложение №2)
- «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», (Приложение №3)
- «Развитие любознательности детей, через детское экспериментирование». (Приложение №4)
Работа с детьми
Опыты | Материалы | Задачи | |
Декабрь | |||
№1 | «Воздух повсюду» (см. картотеку опыт №8) | Воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги. | Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство — невидимость |
№2 | Почему все звучит? (см. картотеку опыт №2) | Бубен, стеклянный стакан, газета, балалайка или гитара, деревянная линейка, металлофон. | Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета |
№3 | Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем (см. картотеку опыт №1) | Ширма с тремя круглыми прорезями (для рук и носа), газета, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, говорящая кукла, футляры от киндер-сюрпризов с дырочками; в футлярах: чеснок, кусочек апельсина; поролон с духами, лимон, сахар. | Закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши — слышать, узнавать различные звуки; нос — определять запах; пальцы — определять форму, структуру поверхности; язык — определять на вкус) |
№4 | Каждому камешку свой домик (см. картотеку опыт №10) | Различные камни, четыре коробочки, подносики с песком, модель обследования предмета, картинки-схемы, дорожка из камешков. | Классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях. |
Январь | |||
№1 | «Песочная страна» (См. картотеку опыт №19) | Песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши. | Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка |
№2 | Свет и тень (см. картотеку опыт №13) | Оборудование для теневого театра, фонарь. | Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы. |
№3 | Тающий лед (см. картотеку опыт №15) | Тарелка, миска с горячей водой, миска с холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, веревочки, разнообразные формочки. | Определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится. |
№4 | Таинственные картинки (см. картотеку опыт №17) | Лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки кабачков, подсолнуха, мелкие камешки и прочие предметы для рассматривания, рабочие листы, цветные карандаши. | Познакомить с прибором-помощником — лупой и ее назначением. |
Февраль | |||
№1 | «Угадайка!» (См. картотеку опыт №23) | Предметы одинаковой формы и размера из | Показать детям, что предметы имеют вес, который |
№2 | Что отражается в зеркале? (см. картотеку опыт №28) | Зеркала, ложки, стеклянная вазочка, алюминиевая фольга, новый воздушный шар, сковорода, рабочие питы. | Познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать. |
№3 | Фонтанчики (см. картотеку опыт №32) | Пластиковые бутылки, гвозди, спички, вода | Развить любознательность, самостоятельность, создать радостное настроение. |
№4 | Цветной песок (см. картотеку опыт №30) | Цветные мелки, песок, прозрачная емкость, мелкие предметы,2мешочка,мелкиетерки,миски,ложки(палочки,)небольшие банки с крышками. | Познакомить детей со способом изготовления цветного песка(перемешав с цветным мелом);научить пользоваться теркой. |
Март | |||
№1 | «Свет повсюду» (См. картотеку опыт №12) | Иллюстрации событий, происходящих в разное время суток; картинки с изображениями источников света; несколько предметов, которые не дают света; фонарик, свеча, настольная лампа, сундучок с прорезью. | Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча). |
№2 | Песочная страна (см. картотеку опыт №19) | Песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши. | Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка. |
№3 | Водяная мельница (см. картотеку опыт №21) | Игрушечная водяная мельница, таз, кувшин с кодой, тряпка, фартуки по числу детей | Дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы |
№4 | Солнечные зайчики (см. картотеку опыт №26) | Зеркала | Понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом). |
Апрель | |||
№1 | «Разноцветные шарики» (См. картотеку опыт №16) | Палитра, гуашевые краски: синяя, красная, (желая, желтая; тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображением (по 4—5 шариков на каждого ребенка), фланелеграф, модели — цветные крути и половинки кругов (соответствуют цветам красок), рабочие листы. | Получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой |
№2 | Волшебное сито (см. картотеку опыт №29) | Совки, различные сита, ведерки, миски, манная и рис, песок, мелкие камешки | Познакомить детей со способом отделения к; ков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью развить самостоятельность. |
№3 | Ловись, рыбка, и мала, и велика (см. картотеку опыт №24) | Игра магнитная «Рыбалка», магниты, мелкие предметы из разных материалов, таз с водой, рабочие листы. | Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. |
№4 | Что растворяется в воде? (см. картотеку опыт №27) | мука, сахарный песок, речной песок, пищевой краситель, стиральный порошок, стаканы с чистой водой, ложки или палочки, подносы. | Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ. |
Что дает экспериментальная деятельность?
Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе.
У него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность придти ему на помощь. Опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера.
Главное, создать воображение ребенка целостные живые образы разных уголков Земли и окружающего мира.
В ходе работы в специально подготовленной среде, дети:
- Проявляют активный интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации;
- Задают вопросы: почему? Зачем? Как?;
- Стремятся объяснить факты, связи, используя в речи обороты «потому что…»;
- Проявляют интерес к познавательной литературе;
- Умеют выражать свои мысли, формулировать представления об окружающем мире, событиях;
- Пробуют самостоятельно составлять схемы и зарисовывать опыты;
- Применяют свои знания в жизни.
Оснащение детской лаборатории:
- Приборы – помощники: микроскоп, увеличительные стекла, чашечные весы, песочные часы, компасы и магниты;
- Прозрачные и не прозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки;
- Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, земля, крупный и мелкий песок (разный по цвету), птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, сухие листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть;
- Бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки, поволока, деревянные, пластмасса, металлические предметы и деревянные катушки;
- Разные виды бумаг: обычная, альбомная, тетрадная, калька, нождачная;
- Красители: ягодный сироп, акварельные краски;
- Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, мензурки, вата, воронки, мерные ложечки;
- Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, стейки , нитки.
Заключение:
Изучив методическую литературу по данной теме, я значительно повысила свой профессиональный уровень. Посредством опытов и экспериментов дети смогли раскрыть перед собой удивительный мир экспериментирования. Также мне удалось привлечь родителей к процессу создания мини-лаборатории.
Для развития познавательной активности детей в свободной деятельности я использовала опыты. Дети с огромным удовольствием исследуют материалы и узнают, что:
• бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т. д.
• дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д.
• пластмасса легкая, разноцветная, легко ломается и т. д.
• ткань мнется и разглаживается, намокает и высыхает и т. д.
• вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться, менять цвет и т. д.
• воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д
Во время проведения опытов дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать? », обращаться с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет если, учатся сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умение находить пути решения проблемных ситуаций.
Трудности, с которыми я столкнулась по данной теме:
- Создание лаборатории.
- Очень труден этап лабораторных записей. Дети не любят записывать.
- Заинтересованность родителей по данной теме очень мала.
Проанализировав результаты своей педагогической деятельности по теме: «Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста», я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении эффективен для развития познавательной активности детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
Список литературы
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655.
- Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
- Дошкольное воспитание №2, 2000 г.
- Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
- Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
- Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004
- Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
- Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
- Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.
Предварительный просмотр:
План по самообразованию
воспитателя логопедической группы
МБДОУ "Детский сад комбинированного вида» №73
Кадырматовой Альфии Анасовны
Тема: «Речевое развитие дошкольников
через познавательно - исследовательскую деятельность»
2019-2022 учебный год
2019-2020 учебный год | |||
Январь 2019г. | Составление перспективного плана работы с детьми подготовительной группы на 2019-2020 год | Перспективный план | |
Корректировка плана работы по теме. | |||
Изготовление мини- лаборатории и оснащение её необходимыми материалами и пособиями для опытов. | Центр экспериментирования в группе | ||
Родительское собрание | Памятка для родителей | ||
Создание «Картотеки опытов и экспериментов» для детей старшей группы | |||
Февраль – Март 2019г. | Работа с родителями | Консультации, участие в проектах. | |
Анкетирование родителей по теме «Ваше отношение к детскому экспериментированию». | Консультации для родителей «Экспериментирование — путь познания окружающего мира», «Маленькими шагами в прекрасный мир!». Фотовыставка «Экспериментируем вместе» | ||
Рекомендации в уголок «Опыты со снегом» | Проведение опытов на занятиях и в свободное время | ||
Март- май 2019г. | Участие воспитанников в конкурсах. | Дипломы, сертификаты. | |
Летний проект «Маленькие огородники» | Презентация «Маленькие огородники» | ||
Подготовка анкет, | Анкетирование среди родителей. | ||
Создание схем, таблиц по блокам познавательно-исследовательской деятельности«Приборы-помощники» | Приобретение навыков работы с исследовательскими приборами (лупы, микроскоп…) | ||
Участие в Дне открытых дверей (проведение открытых занятий, круглого стола для родителей) | Анализ открытого мероприятия | ||
Июнь - август 2019г. | Изучение научно – методической литературы. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд., испр. и доп. Гербова В.В. – М.: Мозайка-Синтез, 2010 г. 2) Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 2004 г. 3) Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 2009 г. | Приобретение научно-методической литературы. | |
Составление перспективного плана на 2018-2019 учебный год для подготовительной группы | |||
Пополнение предметно-развивающей среды. | Создание «Копилки опытов и экспериментов» | ||
Проведение родительского обучения по данной теме (составление выступления на собрании, составление консультаций) Практикум для родителей «Экспериментируем дома» | Протокол родительского собрания | ||
Консультации для родителей на тему «Роль семьи в развитии речи ребёнка» | Консультации. | ||
Участие в конкурсах дидактических игр и методических разработок на муниципальном, региональном, республиканском и Всероссийском уровне. | Дипломы, сертификаты. | ||
2020-2021 учебный год | |||
Сентябрь – ноябрь 2020г. | Корректировка плана работы по теме. |
| |
Составление перспективного плана работы с детьми второй младшей группы на 2019-2020 год | Перспективный план | ||
Пополнение необходимым материалом (оборудованием) лабораторию для экспериментальной деятельности детей с привлечением родителей. | Центр экспериментирования в группе | ||
Мастер – класс «Волшебница-вода» | Для педагогов | ||
Исследовательский проект "Как растет зеленый лук" | |||
Родительское собрание | Практикум «Экспериментируем вместе» | ||
Сбор природного и бросового материала в центр экспериментирования. | |||
Создание «Картотеки опытов и экспериментов» для детей второй младшей | |||
Декабрь – февраль 2020-2021г. | Консультация «Значение исследовательской деятельности в речевом развитии ребенка». | Консультация для педагогов ДОУ | |
Посещение городских методических объединений по исследовательской деятельности. | Сертификат | ||
Презентация для педагогов на тему: « Организация и проведение экспериментов с дошкольниками.» | Презентация | ||
Размещение своих разработок на педагогических сайтах и участие в интернет- конкурсах педагогического мастерства. | Дипломы, сертификаты. | ||
Разработка лэпбука по теме самообразования | |||
Март – май 2021г. | О.А.Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду», Т.В, Хабарова, Н.В, Шафигуллина «Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников». | Приобретение научно-методической литературы. | |
Консультирование родителей по теме развития речи детей. | Родительские собрания, круглые столы, консультации для родителей | ||
Самообразование: «Что? Зачем? Почему?» изучение метода игрового проблемного обучения | Изучение методической литературы | ||
Изготовление дидактических игр, пособий , для детей 6-7 лет. | Картотека дидактических игр, пособий | ||
Консультация «Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника | Консультация | ||
Июнь – август 2021г. | Родительское собрание «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно - экспериментальной деятельности». | Протокол родительского собрания | |
Публикации в Социальной сети работников образования разработок занятий, выступлений, творческих и практических работ, в том числе воспитанников. | Дипломы, сертификаты. | ||
Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей. | Анкетирование среди родителей. | ||
Привлечь родителей к подготовке группы, участка к летнему периоду работы. Дать возможность проявить единство, творчество и заинтересованность в благоустройстве участка. | Озеленение и благоустройство участков и территории совместно с родителями. | ||
Составление программы по исследовательской деятельности дошкольников в рамках кружка | Программа. | ||
2021 - 2022 учебный год | |||
Сентябрь-ноябрь 2021г | Костюченко М. П. Окружающий мир Интегрированные занятия с детьми 4 – 7 лет. - Волгоград. 2013. 5) Мурудова Е. И. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. Детство – пресс. 2010. Корректировка плана работы по теме. | ||
Составление перспективного плана работы с детьми средней группы на 2020-2021 год | Перспективный план | ||
Создание «Картотеки опытов и экспериментов» для детей второй младшей | Картотека опытов и экспериментов для детей второй младшей | ||
Проведение тематических родительских собраний, консультаций, оформление уголков для родителей. | Протоколы собраний, консультации, фотоотчеты | ||
Организация совместной прогулки детей и родителей на территорию городского парка в выходной день. Наблюдение за природой осенью , дать оценку экологическому состоянию парка. | Фотоотчёт. | ||
Пополнение необходимым материалом (оборудованием) лабораторию для экспериментальной деятельности детей с привлечением родителей. | |||
Декабрь-февраль 2021-2022 г. | Участие в семинарах, конкурсах. | Дипломы, сертификаты. | |
Создание предметно-развивающей среды. | |||
Изучение опыта работы педагогов региона (через публикации в периодической печати, сайты). | |||
Проект "Вода - источник жизни" средняя группа. | Презентация | ||
Изучение методик и технологий педагогов в Интернете; использование методики на ОД, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми. | |||
Март-май 2022 г | Практикум для родителей по теме самообразования | Фотоотчет. | |
Участие в семинарах, конкурсах | Дипломы, сертификаты. | ||
Семинар-практикум по детскому экспериментированию «Экспериментирование в самостоятельной деятельности детей» | Отзывы | ||
Разработка проектов по теме, в рамках реализации темы. | В течение года | ||
Подготовка статьи для публикации в СМИ | Публикация статьи | ||
«Активизация речи детей дошкольного возраста». | Сообщение на педсовете | ||
Июнь – август 2022г | 1.Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты т эксперименты для дошкольников. 2.Иванова А .И. Естественные наблюдения и эксперименты в детском саду. 3.Рыжова Н.А. Волшебница – вода. 4.Рыжова Н.А.Игры с водой и песком. 5.Рыжова Н.А. Опыты с песком и водой. | Изучение методической литературы | |
Сбор природного и бросового материала в центр экспериментирования. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию педагога на 2014-2015 учебный год
Перспективное планирование на весь учебный год...
Индивидуальный план по самообразованию воспитателя, на 2021-2026 учебный год
По теме самообразования «Развитие творческих способностей у дошкольников в изобразительной деятельности посредством ИКТ-технологий»...
План по самообразованию педагога на 2017-18 учебный год
Перспективный план по самообразованию педагога Гафаровой Лилии Назиповны на 5 учебных лет для подготовительной к школе группе,2ой младшей, средней, старшей, подготовительной к школе групп по тем...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ 2016-2018 учебный год. «Использование интеллект-карт в работе педагога ДОУ».
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ 2017-2019 учебный год.«Использование интеллект-карт в работе педагога ДОУ»....
План работы по самообразованию 2016-2018 гг. на тему: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия. Так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка....
План по самообразованию воспитателя на 2016-2020 учебные годы
Соответствует ФГОС ДОО....