Игры на координацию речи
картотека
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения на координацию речи с движением для детей дошкольного возраста.
Пальчиковая гимнастика «Непослушный ветерок»
Слова | Движения |
Непослушный ветерок | Дети перебирают пальчиками рук. |
Мы собрали в кулачок | Сжимают кулачок. |
Стук, стук, ветерок, | Стучат кулачком о другой кулачок. |
Закрывайся на замок! | Кулачки разжимают в «замок». |
Дыхательная гимнастика «Жёлтые листочки»
Слова | Движения |
Жёлтые листочки качаются, висят, Жёлтые листочки деткам говорят: | Дети качают листочками. |
- Ветерок к нам прилетал, Ш-Ш-Ш! Ш-Ш-Ш! Тихо песню напевал: Ш-Ш-Ш! Ш-Ш-Ш! | Тихонько дуют на листочки. |
А потом как засвистел: Ш-Ш-Ш! Ш-Ш-Ш! А потом как загремел: Ш-Ш-Ш! Ш-Ш-Ш! | Сильно дуют на листочки. |
Ветерка мы испугались, Ш-Ш-Ш! Ш-Ш-Ш! Задрожали, закачались, Ш-Ш-Ш! Ш-Ш-Ш! И упали! | Тихонько дуют на листочки. Опускают листочки, они падают на пол. |
Пальчиковая игра «Алые цветы»
Наши алые цветки | Дети соединяют обе руки ладонями друг к другу, в форме тюльпана. Медленно раскрывают пальцы. |
Раскрывают лепестки, Ветерок чуть дышит, | Покачивают кистями рук. |
Лепестки колышет. Наши алые цветки | Медленно закрывают пальцы. |
Закрывают лепестки. Тихо засыпают, головой качают. | Покачивают сложенными кистями. |
Пальчиковая гимнастика «Пальчики гуляют»
Слова | Движения |
Раз, два, три, четыре, пять. | Показывают указательным пальцем правой руки на каждый пальчик левой руки, начиная с большого. |
Дождь на улице опять. | Стучат указательными пальчиками по коленям. |
Раз, два, три, четыре, пять. | Показывают указательным пальцем правой руки на каждый пальчик левой руки, начиная с большого. |
Пальчики идут гулять. | Указательным и средним пальцами правой руки «Шагают» по левой руке. |
Раз, два, три, четыре, пять. | Показывают указательным пальцем правой руки на каждый пальчик левой руки, начиная с большого. |
В домик спрятались опять. | Сжимают кулачки. |
Динамическое упражнение «Осенняя разминка»
Слова | Движения |
На осеннюю полянку Зайки прискакали. Высоко, высоко Зайки прыгать стали. | Прыгают. |
На осеннюю полянку Подошла лисичка. Покружилась на носочках Рыжая сестричка. | Идут, как лисички кружатся |
На осеннюю полянку Птички прилетали. Птички прилетали, Крыльями махали. | Бегают на носочках по всему классу, машут руками, как крыльями. |
На осеннюю полянку Детки прибежали. Детки прибежали, Громко хлопать стали. | Хлопают в ладоши. |
На осеннюю полянку Вышел бурый мишка. Стал ногами топать Мишка – шалунишка. | Идут вразвалочку. Топают ножками. |
Пальчиковая гимнастика
Сидит белка на тележке, Продаёт свои орешки: | Сжимают и разжимают пальцы рук. |
Лисичке – сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому. | Пальцами показывают позы называемых животных. |
Физминутка «Как живёшь?»
Как живёшь? - Вот так! | Большие пальцы обеих рук – вверх, остальные собраны в кулак. |
А плывёшь? - Вот так! | Руками изображают движение пловца. |
Как бежишь? - Вот так! | Бегут на месте. |
Вдаль глядишь? - Вот так! | Поочерёдно прикладывают ладони ко лбу. |
Машешь вслед? - Вот так! | Энергичные движения кистями рук. |
Ночью спишь? - Вот так! | Ладони под голову. |
А шалишь? - Вот так! | Кулачками обеих рук хлопнуть по надутым щекам. |
Дыхательная гимнастика «Жёлтые листочки»
Слова | Движения |
Жёлтые листочки качаются, висят, Жёлтые листочки деткам говорят: | Дети качают листочками. |
- Ветерок к нам прилетал, Ш-Ш-Ш! Ш-Ш-Ш! Тихо песню напевал: Ш-Ш-Ш! Ш-Ш-Ш! | Тихонько дуют на листочки. |
А потом как засвистел: Ш-Ш-Ш! Ш-Ш-Ш! А потом как загремел: Ш-Ш-Ш! Ш-Ш-Ш! | Сильно дуют на листочки. |
Ветерка мы испугались, Ш-Ш-Ш! Ш-Ш-Ш! Задрожали, закачались, Ш-Ш-Ш! Ш-Ш-Ш! И упали! | Тихонько дуют на листочки. Опускают листочки, они падают на пол. |
Физминутка «Дом»
На горе мы видим дом. | Руками изображают гору и крышу дома. |
Много зелени кругом. Вот деревья, вот кусты, | Рисуют кругами круг. Рисуют в воздухе деревья (шар с палкой) и кусты (несколько шаров). |
Вот душистые цветы. | Двумя руками изображают раскрывшийся цветок. |
Окружает всё забор, | Рисуют круг и показывают «решётку» из пальцев. |
За забором чистый двор. | Гладят ладонями воздух (туда обратно) |
Мы ворота открываем, | Из ладошек делают закрытые ворота, а потом их открывают. |
Быстро к дому подбегаем. | Пальчиками «бегут» по воздуху. |
В дверь стучимся: Тук-тук-тук. | Кулачками изображают стук в дверь. |
Кто-то к нам идёт на стук. | Прикладывают руку к уху, как будто кто-то идёт. |
В гости к другу мы пришли и гостинцы принесли. | Протягивают раскрытые ладошки, как будто что-то в них принесли. |
Музыкально-двигательное упражнение
«На лужайке»
- На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки. дети прыгают на 2х ногах
Влево-вправо, влево-вправо, в соответствии с текстом
А потом на месте.
Дети очень любят прыгать –
Прыгать интересно!
- На лужайке к Зайке шагают на месте вразвалочку,
Мишка прибежал. имитируя походку медведя.
Ножкой косолапой топают ногой
Мишка топать стал.
Мишка с Зайкой деток звали «зовут рукой»
Танцевать, танцевать,
Парами весёлый танец встают парами
Показать, показать!
Пляска с погремушками
(белор. нар. мел. «Бульба», сл. А. Ануфриевой)
- Ах, как весело сегодня, машу погремушкой
Веселятся малыши! вправо – влево.
Деткам дали погремушки,
Погремушки хороши!
Припев: дзинь-ля-ля… звенят погремушкой
- Погремушки вверх пошли,
Выши, выши малыши! поднимают и опускают
Погремушки деткам дали - погремушку
Погремушки хороши!
Припев: повторение движений
- Где же, где же погремушки?
Спрятали их малыши. ручку с погремушкой
Покажите погремушки! прячут за спинку.
Погремушки хороши!
Припев: повторение движений
- Сели на пол, постучали присаживаются на корточки
Погремушкой малыши! и стучат погремушкой
Постучали, поиграли, по полу.
Погремушки хороши!
Припев: повторение движений
- Побежали с погремушкой
Друг за другом малыши.
Догоните наших деток –
Наши детки хороши.
Припев: повторение движений
Игра «Дождь»
Дождь, дождь, веселей! дети идут, «грозят» пальчиками
Наших деточек полей!
Поливай макушки, постукивают пальчиками по голове
Носики показывают свой носик пальчиком
И ушки показывают свои ушки
Пусть растут ребята, присаживаются и постепенно
поднимаются – «растут»
Как грибы опята! хлопают в ладоши
Игра «Кот»
Утром кот принёс на лапах вытягивают ручки вперёд,
Первый снег! Первый снег! ладошки «чашечкой»
Он имеет вкус и запах, машут ладошками к себе
Первый снег! Первый снег!
Он кружится, лёгкий, новый поднимают руки, качают ими
У ребят над головой.
Он успел платок пуховый медленно раскрывают
Расстелить на мостовой! руки в стороны.
Фонопедическое упражнение
«Вьюга»
За окном бушует вьюга: дети качают руками,
У-у-у! У-у-у! произносят «У-у-у! громко
Потихонечку крадётся: шлёпают ладошками по коленям,
У-у-у !У-у-у! произносят «У-у-у!» тихо
Кружит вьюга, воет вьюга: дети качают руками,
У-у-у! У-у-у! произносят «У-у-у!» громко
Не ходите в лес гулять – «грозят» пальчиком,
С собою унесу-у-у! произносят «У-у-у» тихо
Пальчиковая игра С. Ермаковой
«Пять лохматых медвежат»
Наших маленьких ребят - дети соединяют пальчики обеих рук
Пять лохматых медвежат –
Танцевать не приглашают,
Неуклюжими считают.
Раз, два, три, четыре, пять – поочерёдно разъединяют и
Будут мишки танцевать соединяют каждый пальчик
Раз, два, три, четыре, пять –
Всем на лапы наступать!
Музыкально-двигательные упражнения с самомассажем.
- Топ-топ, топ-топ. Дети бодро шагают за воспитателем
По дорожке мы идём.
Топ-топ, топ-топ.
В лесу ёлочку найдём.
- А Дедушка Мороз останавливаются, поглаживают
Морозит деткам нос. пальчиками носики
Топ-топ, топ-топ. Идут бодрым шагом
По дорожке мы идём.
Топ-топ, топ-топ.
В лесу ёлочку найдём.
- А мороз в лесочке останавливаются, пощипывают щёчки
Щиплет деткам щёчки.
Топ-топ, топ-топ. продолжают идти по кругу
По дорожке мы идём.
Топ-топ, топ-топ.
В лесу ёлочку найдём.
- А мороз неслушник растирают ладошками ушки
Дует детям в ушки.
Мы мороза не пугаемся:
Мы зарядкой занимаемся.
Оздоровительное упражнение для горла
«Ворона»
Вос-ль ставит на подставку иллюстрацию, где изображена ворона на заборе с тёплым шарфом на шее.
- Сидит на заборе
Весёлая ворона
И на весь двор кричала:
«Кар-кар-кар!» дети громко кричат «Кар!»
- Весь день она кричала
И голос потеряла,
И молча повторяла:
«Кар-кар-кар!» дети открывают рот беззвучно
произносят: «Кар»
- Все кошки и собаки
Над ней смеяться стали
И громко хохотали:
«Ха-ха-ха!» громко хохочут, произнося: «ха-ха-ха!»
- Обиделась ворона,
Захлопала глазами
И зарыдала громко:
«А-а-а!» имитируют плач со всхлипываниями
- А бабушка Матрёна
Увидела ворону,
Певицу успокоила гладят ладошку левой руки ладошкой правой
руки
И зёрнышка дала. вытягивают ручки вперёд, ладошки
«чашечкой»
Музыкально-двигательное упражнение «Раз, два»
Слова | Движения |
Раз, два! Раз, два! Дружно мы шагаем. Раз, два! Раз, два! Ножки поднимаем. | Шагают стайкой за воспитателем. Шагают, высоко поднимая колени. |
А сейчас мы побежим Быстро по дорожке. Замелькали, замелькали Маленькие ножки. | Бегут, постепенно увеличивая темп. |
Раз, два! Раз, два! Дружно мы шагаем. Раз, два! Раз, два! Ножки поднимаем. | Шагают стайкой за воспитателем. Шагают, высоко поднимая колени. |
Добежали малыши До лесной лужайки. Здесь попрыгают они, Как зайки – попрыгайки. | Бегут стайкой. Прыгают на двух ногах. |
Раз, два! Раз, два! Дружно мы шагаем. Раз, два! Раз, два! Ножки поднимаем. | Шагают стайкой за воспитателем. Шагают, высоко поднимая колени. |
Мы теперь, как медвежата, Вперевалочку пойдём. Как устанут наши ножки, Тихо сядем и уснём. | Идут вперевалочку, как медведи. Присаживаются на корточки, ладошки складывают под щечкой и закрывают глазки. |
Песня «Дождик»
Дети подпевают «Кап – кап – кап», выполняют движения по показу
воспитателя.
Слова | Движения |
Тучка синяя пришла. Кап – кап – кап. | Шлёпают ладошками по коленям. |
Дождик деткам принесла. Кап – кап – кап. | Стучат указательными пальцами правой руки по ладошке левой. |
Дождик капает в ладошки. Кап – кап – кап. Детки пляшут по дорожке. Кап – кап – кап. | Вытягивают руки вперёд, ладошки «чашечкой». Выполняют движения руками – «фонарики». |
Пальчиковая гимнастика «Пальчики гуляют»
Слова | Движения |
Раз, два, три, четыре, пять. | Показывают указательным пальцем правой руки на каждый пальчик левой руки, начиная с большого. |
Дождь на улице опять. | Стучат указательными пальчиками по коленям. |
Раз, два, три, четыре, пять. | Показывают указательным пальцем правой руки на каждый пальчик левой руки, начиная с большого. |
Пальчики идут гулять. | Указательным и средним пальцами правой руки «Шагают» по левой руке. |
Раз, два, три, четыре, пять. | Показывают указательным пальцем правой руки на каждый пальчик левой руки, начиная с большого. |
В домик спрятались опять. | Сжимают кулачки. |
Музыкально-двигательное упражнения «Прогулка»
(рус. нар. мел.»Ах вы , сени»)
Слова | Движения |
Мы шагаем по дорожке, Поднимая выше ножки. Раз – два, раз – два! Поднимаем выше ножки. | Шагают за воспитателем бодрым шагом, высоко поднимая ноги. |
Побежали поскорей, Своих ножек не жалей. Раз – два – три, раз – два – три! Своих ножек не жалей. | Бегут на носочках. |
Вот и кочки на пути, Коски надо нам пройти. Ножки выше, ножки выше – Надо кочки нам пройти. | Идут, высоко поднимая ноги. |
Сядем в красный паровоз, Чтоб он нас быстрей довёз. Чук-Чук, Чук-Чук-Чук! Чтоб он нас быстрей довёз! | Идут «дробным шагом», ручки согнуты в локтях. |
Танцевальная разминка «Весёлый клоун»
Слова | Движения |
Ручки поднимаем, Покачаем ими. Эх, раз! Ещё раз! Покачаем ими. | Дети поднимают руки вверх и качают ими над головой вправо – влево. |
Плечики поднимаем, Покачаем ими. Эх, раз! Ещё раз! Покачаем ими. | Поднимают и опускают плечики. |
Ножки мы поднимаем, Покачаем ими. Эх, раз! Ещё раз! Покачаем ими. | В положении сидя поднимают обе ножки. |
Встанем мы на ножки, Попрыгаем немножко. Эх, раз! Ещё раз! Попрыгаем немножко! | Легко прыгают на носочках. |
Игра с клоуном Горошком.
Слова | Движения |
С клоуном Горошком Хлопаем в ладошки. Раз, два, три! Раз, два, три! Хлопаем в ладошки. | Хлопают. |
С клоуном Горошком Дружно топнем ножкой. Раз, два, три! Раз, два, три! Дружно топнем ножкой! | Топают одной ногой, Затем другой ногой. |
С клоуном, ребятки, Поиграем в прятки. Раз, два, три! Раз, два, три! Где же вы, ребятки? Дети: А вот и мы! | Приседают, закрывают лицо руками . |
Динамическое упражнение «Осенняя разминка»
Слова | Движения |
На осеннюю полянку Зайки прискакали. Высоко, высоко Зайки прыгать стали. | Прыгают. |
На осеннюю полянку Подошла лисичка. Покружилась на носочках Рыжая сестричка. | Идут, как лисички кружатся |
На осеннюю полянку Птички прилетали. Птички прилетали, Крыльями махали. | Бегают на носочках по всему классу, машут руками, как крыльями. |
На осеннюю полянку Детки прибежали. Детки прибежали, Громко хлопать стали. | Хлопают в ладоши. |
На осеннюю полянку Вышел бурый мишка. Стал ногами топать Мишка – шалунишка. | Идут вразвалочку. Топают ножками. |
Музыкально – двигательные упражнения.
«Весёлые парочки»
Дети встают парами, идут за воспитателем с игрушкой в руках.
По дорожке мы идём, Идут спокойным шагом.
Звонко песенку поём:
«Ля-ля, ля-ля, ля-ля!»
Звонко песенку поём.
Мы друг к другу повернёмся Берутся за обе ручки в парах,
И за рученьки возьмёмся. образуя «лодочку».
«Ля-ля, ля-ля, ля-ля!»
И за рученьки возьмёмся.
Мы подружимся скорей, Дети кружатся «лодочкой»,
Сразу станет веселей! широко вытянув ручки.
«Ля-ля, ля-ля, ля-ля!»
Сразу станет веселей!
Мы в ладошки хлопали, Выполняют движения «хлоп – топ».
Громко ножкой топаем.
«Ля-ля, ля-ля, ля-ля!»
Громко ножкой топаем.
Пляска «Мишутка пляшет»
Е. Макшанцевой
- Буду с мишенькой плясать, Прижав мишку, притопывают
Ля-ля-ля, ля-ля-ля! на месте.
Будут ножки топотать,
Ля-ля-ля, ля-ля-ля!
Припев: Вот мишутка маленький, Покачивают мишку вправо – влево.
маленький.
Вот мишутка славненький
славненький.
- Буду с мишенькой плясать, Поднимают и опускают игрушку.
Ля-ля-ля, ля-ля-ля!
Буду мишку поднимать,
Ля-ля-ля, ля-ля-ля!
Припев:
- Ты, мишутка, не ленись, Кружатся на месте,
Ля-ля-ля, ля-ля-ля! прижав к себе игрушку.
Ты со мною покружись,
Ля-ля-ля, ля-ля-ля!
Припев:
- Будем весело плясать, Идут по залу друг за другом,
Ля-ля-ля, ля-ля-ля! держа игрушку перед собой.
И друг друга догонять,
Ля-ля-ля, ля-ля-ля!
Физкультминутка «Медвежата»
(муз. Т. Прокопенко, сл. О. Громовой)
Медвежата в чаще жили. Качают головой
Головой своей крутили
Вот так, вот так Круговые движения головой.
Головой своей крутили.
Медвежата мёд искали, Наклоняются, выглядывают из-под руки.
Дружно дерево качали.
Вот так, вот так Наклоны вправо – влево, будто
Дружно дерево качали. качают дерево.
Вперевалочку ходили Идут вперевалочку.
И из речки воду пили.
Вот так, вот так Наклоны туловища вперёд.
И из речки воду пили.
А потом они плясали, Выставляют ножку на пятку,
Лапы выше поднимали. Ручки в стороны.
Вот так, вот так Кружатся вокруг себя.
Лапы выше поднимали.
Медвежата приседали, Выполняют «пружинку».
Низко лапы опускали.
Вот так, вот так Кружатся вокруг себя.
Низко лапы опускали.
Поплясали и устали, Машут ручкой.
Дружно лапой помахали
Вот так, вот так,
Дружно лапой помахали.
Динамическое упражнение
«На лошадке»
Взяли вожжи с бубенцами, Выставляют ручки, как бы натягивая поводья.
Запрягли лошадок сами.
Едут, едут молодцы, Идут, высоко поднимая ноги.
Все отважные бойцы.
Гоп, лошадка, не лениться!
Выше ножки поднимай!
В гости надо торопиться Скачут прямым галопом.
Поскорее ты шагай!
Танец – песня «Осенние листочки»
(муз. и сл. Н. Веросокиной)
- Я с листочками хожу, Дети идут стайкой,
Я листочками машу. машут листочками.
Вот так, вот так
Я листочками машу.
- Я с листочками кружусь, Кружатся вокруг себя.
Всем ребятам покажусь.
Вот так, вот так
Всем ребятам покажусь.
- А теперь, мои друзья, Присаживаются и прячутся
За листочки спрячусь Я. за листочками.
Вот так, вот так
За листочками спрячусь Я.
Музыкально-ритмические движения
«Превращалочка»
Мы ходили, как ребята, Идут
Мы бежали, как ребята. Бегут
Будем мы теперь ходить, Идут вразвалочку, как медвежата.
Будто медвежата.
Мы теперь не медвежата, Скачут, как зайки, продвигаясь вперёд.
А весёлые зайчата
Нет, мы вовсе не зайчата, Идут, подражая движениям лисы.
А пушистые лисята.
Вот теперь мы не лисички, «Летают», как птички.
А маленькие птички.
Улетели птички – ш-ш-ш!
Пусть попляшут малыши!
Физкультминутка «Зайка»
На лесной опушке Дети показывают руками «ушки» зайчика.
Заинька стоит.
Длинными ушами Шевелят руками.
Зайка шевелит.
Покачал он головой: Качают головой
«Как замёрз я! Ой-ой-ой!»
Влево – вправо, Повороты туловища.
Влево – вправо
Распрямился и на корточки он сел. Присаживаются.
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть,
Лапками похлопать, Хлопают в ладоши.
Лапками пошлёпать, Шлёпают ладошками по коленям.
Потереть ладошки Трут ладошкой о ладошку
И подуть немножко. Дуют на раскрытые ладошки.
Чтоб согреться поскорей Прыгают.
Нужно прыгать веселей,
Прыг – скок, прыг – скок!
Выше прыгай, мой дружок!
Упражнения для укрепления мышц спины
«Котята»
Маленькие ребята, Лежат на коврике, свернувшись
Словно котята. Клубочком, сопят носиками.
Клубочкам лежат,
Носикам сопят.
Чтобы спинка была гибкой, Ложатся на животик,
Чтобы ножки были прытки, приподнимают тело на руках,
Делают котятки болтают согнутыми в коленях ножками.
Для спинки зарядку.
Рассердятся котята - Попеременно выгибают и
Выгнут спинки ребята. Прогибают спинку.
Котята улыбаются – спинки прогибаются.
Вот котята встали Встают на ноги, поднимают руки вверх.
До солнышка достали Тянутся за руками.
Похлопали в ладошки мяукнули немножко: Мяу! Хлопают в ладошки.
Пляска с погремушкой (бел. Мел. «Бульба», сл. А. Ануфриевой)
- Ах, как весело сегодня, Машут погремушкой вправо – влево.
Веселятся малыши!
Деткам дали погремушки,
Погремушки хороши!
Припев: Дзинь-ля-ля… Звенят погремушкой.
- Погремушки вверх пошли, Поднимают и опускают погремушку.
Выше, выше малыши!
Деткам дали погремушки,
Погремушки хороши!
Припев: Дзинь-ля-ля… Звенят погремушкой.
- Где же, где же погремушки?
Спрятали их малыши.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публикация в журнале "Музыкальная палитра" № 3 2013г. в разделе "Коррекционная страничка". Коррекционно – развивающие игры на координацию речи с движением с музыкальным сопровождением для детей с ФФНР. «Весёлые разминки»
Коррекционно – развивающие игры на координацию речи с движением с музыкальным сопровождением для детей с ФФНР.«Весёлые разминки» ...
Консультация для воспитателей "Игры на координацию речи с движением"
Мини картотека игр для детей с нарушением речи...
Игры на координацию речи с движением
Координация речи с движением...
Игры на координацию речи с движеием
Игры на координацию речи с движением...
игры на координацию речи с движением
Игры на координацию речи с движением Игры на координацию речи с движением формирует чувство ритма, расширяет речевые возможности детей; снимает мышечные же зажимы ,формируют контакт с ребён...
ИГРЫ НА КООРДИНАЦИЮ РЕЧИ С ДВИЖЕНИЕМ
Речь-это такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков.Практическое применение игр данного типа направлено на решение сле...
Игры на координацию речи с движением
Двигательные затруднения у детей могут препятствовать нормальному речевому развитию, затруднять передвижения в пространстве, активные действия с различными предметами и инструментами, освоен...