Игры на координацию речи с движением
картотека по теме
Предварительный просмотр:
Игры на координацию речи с движением.
«Листья» Листья осенние тихо кружатся, Листья нам под ноги тихо ложатся И под ногами шуршат, шелестят, Будто опять закружиться хотят. | Кружатся на цыпочках, руки в стороны Приседают Движения руками вправо-влево Поднимаются, кружатся. |
«Дождик» Капля раз, Капля два. Очень медленно сперва. А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом. Мы зонты свои раскрыли, От дождя себя укрыли. | Прыжки на носочках, руки на поясе Прыжок 4 прыжка 8 прыжков Руки развести в стороны Руки полукругом над головой. |
«Урожай» В огород пойдем, Урожай соберем. Мы морковки натаскаем И картошку накапаем. Срежем мы качан капусты, Круглый, сочный, очень вкусный, Щавеля нарвем немножко И вернемся по дорожке. | Идут по кругу, взявшись за руки «таскают» «копают» «срезают» показывают круг руками – 3 раза «рвут» Идут по кругу. Взявшись за руки. |
«Овощи» Как-то вечером на грядке Репа, свекла, редька, лук Поиграть решили в прядки, Но сначала встали в круг. Рассчитались четко тут же: 1,2,3,4,5. Прячься лучше, прячься глубже, Ну а ты иди искать. | Дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре круга – водящий с завязанными глазами. Останавливаются, крутят водящего. Разбегаются, приседают, водящий ищет. |
«Ежик и барабан» С барабаном ходит ежик, Бум – бум – бум! Целый день играет ежик, Бум – бум – бум! С барабаном за плечами, Бум – бум – бум! Ежик в сад забрел случайно, Бум – бум – бум! Очень яблоки любил он, Бум – бум – бум! Барабан в саду забыл он, Бум – бум – бум! Ночью яблоки срывались, Бум – бум – бум! И удары раздавались, Бум – бум – бум! Зайцы здорово струхнули, Бум – бум – бум! Глаз до зорьки не сомкнули, Бум – бум – бум! | Маршируют по кругу, изображая игру на барабане. Идут по кругу, спрятав руки за спину То одной, то другой рукой подносят ко рту воображаемое яблоко. Останавливаются, разводят руками. Руки на пояс, прыжки на месте. Прыжки. Делают «ушки» из ладошек, медленно приседают, дрожат, закрывают глаза руками. |
Подвижная игра «Яблоня»
- Яблоня! Яблоня! Где же твои яблоки? | Дети идут по кругу, держатся за руки. В центре стоит один ребенок – «яблоня» |
Заморозил их мороз? Или ветер их унес? Или молния спалила? Или градом их побило? Или птицы поклевали? Куда они пропали? | Дети останавливаются, на каждую строку загибают по одному пальцу на руках. |
Не морозил их мороз | Опускают руки, пожимают плечами. Эти слова произносит ребенок «яблоня» |
И не ветер их унес, не спалило их огнем, Града нес дождем, птицы их не поклевали…. | Дети загибают по одному пальцу на руках, начиная с больших. |
Дети оборвали! | Дети разбегаются, «яблоня пытается их запятнать.» |
«Ягоды» За малиной в лес пойдем, В лес пойдем. Спелых ягод наберем, наберем. Солнышко высоко. А в лесу тропинка. Сладкая ты моя, ягода – малинка. | Идут в хороводе, взявшись за руки. Идут по кругу, обеими руками собирают воображаемые ягоды. Встают лицом в круг, тянутся руками вверх, потом пальчики достают «тропинку», сделав наклон. Бегут по кругу, взявшись за руки. |
«Мячик» 1,2, прыгай, мячик. 1,2, и мы поскачем. Девочки и мальчики Прыгают как мячики. | Взмахи правой ладонью, как бы удары по мячу. Ритмичные прыжки на носочках, руки на поясе. |
«Одежда» Аленка – маленька, Шустра, быстра: Воды наносила, Сарафан дошила, Носок довязала, Ягод насбирала, Песню допела, Везде поспела. В охотку ей дело. | Хлопок ладонями, удар кулачками друг о друга – 2 раза. Загибаем пальчики по одному, начиная с большого. Хлопок ладонями, удар кулачками друг о друга – 2 раза. |
«Посуда» Вот большой стеклянный чайник, Очень важный, как начальник. Вот фарфоровые чашки, Очень хрупкие, бедняжки. Вот фарфоровые блюдца, Только стукни – разобьются. Вот серебряные ложки Голова на тонкой ножке. Вот пластмассовый поднос. Он посуду нам принес. | Надули животики: одна рука на поясе, другая изогнута, как носик. Присели, одна рука на поясе. Кружатся, рисуя руками круг. Потянулись, руки вверх, сомкнуть над головой. Легли на ковер, вытянулись. |
«Снежная баба» Сегодня из снежного мокрого кома Мы снежную бабу слепили у дома. Стоит наша баба у самых ворот. Никто не проедет, никто не пройдет. Знакома она уже всей детворе, А Жучка все лает: «Чужой во дворе!» | Идут по кругу, «катят» перед собой воображаемый ком. Рисуют руками три круга, начиная с маленького. Грозят указательным пальцем сначала правой руки, потом левой. Идут по кругу, последние слова говорит один ребенок – «Жучка». |
«Воробей» Среди белых голубей Скачет шустрый воробей. Воробушек – пташка, Серая рубашка. Откликайся, воробей, Вылетай-ка, не робей. | Дети идут по кругу, изображая походку голубей; в центре один ребенок – он скачет, как воробей. Дети встают лицом вкруг, идут приставным шагом. «Воробей» пытается вылететь из круга; дети, взявшись за руки, не выпускают его. |
«Снегири» Вот на ветках, посмотри, В красных майках снегири. Распушили перышки, Греются на солнышке. Головой вертят, Улететь хотят. - Кыш! Кыш! Улетели! За метелью! За метелью! | По 4 хлопка руками по бокам и по 4 наклона головы на строку. На первое слово каждой строки – частое потряхивание руками, на второе – один хлопок по бокам. По 2 поворота головы на каждую строку. Дети разбегаются по группе, взмахивая руками, как крыльями. |
«Хозяюшка» Наша – то хозяюшка Сметлива была, Всем в избе работушку К празднику дала: Чашечку собачка моет языком. Хрюшка собирает Крошки под окном. По столу котище Лапою скребет, Половичку козочка Веничком метет. | Идут по кругу, взявшись за руки. Сложили ладони чашечкой, «лижут» чашечку. Присели, наклоняют ритмично голову. Встали, правой рукой делают движения к себе. «Метут» пол. |
«Мчится поезд» Чух – чух! Чух – чух! Мчится поезд во весь дух. Паровоз пыхтит. - Тороплюсь! – гудит. – Тороплюсь! Тороплюсь! Тороплюсь! | Дети бегут друг за другом, положив руки на плечи впередистоящему. Первый ребенок делает круговые движения руками, согнутыми в локтях, и произносит слова паровоза. |
«Шофер» Качу, лечу во весь опор. Я сам – шофер и сам – мотор. Нажимаю на педаль – И машина мчится вдаль. | Бегут по кругу, крутят воображаемый руль. Останавливаются, нажимают на воображаемую педаль правой ногой, бегут по кругу в противоположную сторону. |
«Веснянка» Солнышко, солнышко, Золотое донышко. Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Побежал в саду ручей, Прилетели сто грачей, А сугробы тают, тают, А цветочки подрастают. | Идут по кругу, взявшись за руки. Бегут по кругу. «Летят» по кругу. Медленно приседают. Тянутся на цыпочках, руки вверх. |
«Зима прошла» Воробей с березы На дорогу прыг! Больше нет мороза, Чик – чирик! Вот журчит в канавке Быстрый ручеек, И не зябнут лапки – Скок, скок, скок! Высохнут овражки! Прыг, прыг, прыг! Вылезут букашки Чик-чирик! | Ритмично прыгают по кругу, хлопают руками по бокам. Бегут по кругу, взявшись за руки. Ритмично прыгают по кругу сначала по часовой стрелки, потом – против. |
«Весна» На лужайке поутру Мы затеяли игру. Я – подснежник, ты – вьюнок. Становитесь в наш венок. 1,2,3,4 Раздвигайте круг пошире. А теперь мы ручейки. Побежим вперегонки. Прямо к озеру спешим, Станет озеро большим. Становитесь в круг опять, Будем в солнышко играть. Мы – веселые лучи, Мы – резвы и горячи. | Дети встают в круг, берутся за руки. Делают 4 шага назад, расширяют круг. Бегут по кругу. Раздвигают круг. Смыкают круг. Бегут по кругу. Тянутся на носочках, руки вверх. Прыгают на носочках, руки на поясе. |
«Комнатные растения» На окне в горшочках Поднялись цветочки. К солнцу потянулись, Солнцу улыбнулись. К солнышку листочки Повернут цветочки. Развернут бутоны, В солнышке утонут. | Дети сидят на корточках лицом в круг, медленно встают. Тянутся на носочках, руки вверх, широко в стороны. Ладони развернуть вверх. Руки соединить над головой, медленно развести в стороны. |
«Козочка» Я козочка Ме-ке-ке, Я гуляю на лужке. Острые рожки, Тоненькие ножки. На самой макушке – Бархатные ушки. Язык полотняный, Хвостик конопляный… Как прыгну – сразу забодаю. | Идут по кругу. Показывают «рожки», прыгают на носочках. Ладошками показывают «ушки». Показывают язык «лопатой». Рукой показывают «хвостик». Прыгают, бодаются. |
«Ласточка» Ласточки летели, Все люди глядели. Ласточки садились, Все люди дивились. Сели, посидели. Взвились, полетели. Полетели, полетели, Песенки запели. | Бегут по кругу, машут руками, изображают полет птиц. Приседают, руки опускают за спиной, как бы складывают крылья. Бегут по кругу, взмахивают руками. |
«Мотылек» Мотылек – витилек, Принеси нам ветерок: От ворот в поворот Гнать кораблик в ручеек. Вей, вей, ветерок, Натяни парусок, Гони стружок С запада на восток. | Бегут по кругу, расставив руки с стороны Поворот, бегут в обратную сторону Останавливаются, поворачиваются лицом в круг, взмахи руками вверх, потягиваются Бегут по кругу, взявшись за руки. |
«Аквариум» Улитки ползут, Свои домики везут. Рогами шевелят, На рыбок глядят. Рыбки плывут, Плавничками гребут. Влево, вправо, поворот, А теперь наоборот. | Передвигаются по кругу в полуприседе, сложив руки за спиной. Останавливаются, делают рожки из пальчиков, ритмично наклоняют голову влево, вправо. Передвигаются по кругу мелкими шажками, опустив руки вдоль туловища, движения только ладонями вперед - назад. Плавные повороты туловища влево – вправо и наоборот. |
«Лето (речка)» К речке быстрой мы спустились, 1,2,3,4 – Вот как славно освежились. А теперь поплыли дружно. Делать так руками нужно: Вместе – раз, это брасс, Одной рукой – это кроль. Все как один плывем как дельфин. Вышли на берег крутой И отправились домой. | Дети идут к центру круга, наклоняются, трут руками лицо. На каждую строку четыре движения ладонями к лицу. Идут по кругу, взявшись руками. Показывают брасс, кроль, двигаясь по кругу. Идут по кругу друг за другом, делая руками брасс или кроль. Идут лицом от центра круга. |
«Пугало» Дети: - В огороде пугало, Пугало стоит. Огурцы нам пугало Рвать с грядки не велит. Мы тихонько подойдем И огурчики нарвем. Пугало: Огурцы нельзя здесь рвать, Буду вас я догонять! | Дети идут по кругу хороводным шагом, в центре – пугало (ребенок) Пугало догоняет детей. |
«На лужайке» На зеленой, на лужайке Заиграла балалайка. Заиграла дудочка, Дудочка – погулочка. В сарафане красненьком Заплясала Настенька. | Дети стоят лицом в круг, изображают игру на балалайке Изображают игру на дудочке. Пляшут. |
«Самолет» Пролетает самолет, С ним собрались мы в полет. Правое крыло отвел – Посмотрели, Левое крыло отвел – Поглядели. Мы мотор завели И внимательно глядим. Тр-р-р Поднимаемся мы ввысь И летим. Возвращаться мы, конечно, Не хотим. | Ходьба с отведенными в сторону руками; Поднять правую руку через сторону вверх; Взгляд на кисть правой руки; Поднять левую руку через сторону вверх; Взгляд на кисть левой руки; Имитация завода мотора; Легкий бег по кругу на носочках, руку в стороны. |
«Овощи» 1,2,3,4 – Помидор дадим мы Ире, 5,6,7,8 – Огурцы у Сени спросим, 9,10 - завернем И Наташе отнесем. | Дети шагают на месте. Ставят руки на пояс, наклоняются влево -вправо. Стоят. Поднимают руки. Шагают на месте. Наклоняются вперед, вытягивают руки вперед. |
«Зима» Закружились, завертелись Белые снежинки, Вверх взлетели белой стаей Легкие пушинки, Чуть затихла злая вьюга Улеглись повсюду, Заблестели, словно жемчуг, Все дивятся чуду! | Дети кружатся на месте. Поднимают руки, кружатся. Опускают руки, встают прямо. Приседают, руки опускают. Встают, кладут руки на пояс. Имитируют движения. |
«Дикие животные» Уронила белка шишку, Шишка стукнула зайчишку. Тот пустился наутек. Чуть не сбил медведя с ног… Под корнями старой ели Размышлял медведь полдня: «Что-то зайцы осмелели… Нападают на меня» | Кисти к плечам, вращение руками. Ударяют кулачком о кулачок. Бег или прыжки на месте. Ходьба на месте вперевалку. Наклоны вперед, округляя спину. Наклоны головы в стороны, спина прямая. Руки на поясе, наклоны туловища вправо-влево Прыжки на месте. | |
Ходит по лесу медведь, Хочет сесть и посидеть. | Дети идут друг за другом вперевалочку | |
Где ж такое место есть, | Разводят руки в стороны, спрашивая. | |
Чтобы мог медведь присесть? | Высматривают из-под руки подходящее место. | |
То высок пенек, | Поднимают руки на уровень груди | |
То торчит сучок, | Сжимают пальцы одной руки в кулак и отставляют большой палец в сторону. | |
То мокрый мох, То мох пересох. | Сжимают и разжимают пальцы, развернув ладони вниз, вверх. | |
Ох! | Вытирают ладонью лоб. | |
То низкий пень, | Нагибаются и показывают высоту пня. | |
То густая тень, | Разводят руки в стороны и смотрят вверх. | |
То узкий ров, | Приближают руки, развернув ладони друг к другу. | |
То гнездо муравьев, | Показывают руками холмик, соприкасаясь пальцами. | |
То кричит сорока, | Взмахивают руками, как крыльями. | |
То колючки сбоку, То кустарники, | Широко раздвигают пальцы. Прижимают ладони друг к другу. | |
То речка – Нет хорошего местечка. | Разводят руки в стороны. Качают головой. | |
Это сказка о медведе, О медведе-привереде. | Покачиваясь, переступают с ноги на ногу. |
«Мы топаем ногами» Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Качаем головой, Качаем головой. Мы ручки поднимаем, Мы ручки опускаем, Мы ручки подаем И бегаем кругом. | Топают ногами. Хлопают руками. Качают головой. Поднимают руки. Опускают руки. Берутся за руки, Бегут по кругу. |
«Зарядка» Мы ногами – топ-топ, Мы руками хлоп-хлоп. Мы глазами – миг-миг. Мы плечами – чик-чик. Раз – сюда, два – туда, Повернись вокруг себя. Раз – присели, два – привстали, Руки кверху все подняли. Сели, встали, Ванькой-встанькой стали. Руки к телу все прижали И подскоки делать стали, А потом пустились вскачь, Будто мой упругий мяч. Раз-два, раз-два, Заниматься нам пора! | Движения выполняются по содержанию текста. Руки на поясе. Моргаем глазами. Руки на поясе, плечи вверх-вниз. Руки на поясе, глубокие повороты вправо-влево. Движения выполнять по содержанию текста. Стоя на месте, поднять руки через стороны верх и опустить вниз. |
«Мы играем» Мы играем целый день, Целый день играть не лень. Ты, смотри, не отставай, Все за нами повторяй. Мы поднимем руки вверх, Сразу станем выше всех. Вот идет подъемный кран, Перевозит грузы сам, Руки ниже опусти И достанешь до земли, Тихо – тихо мышь идет, Потому что рядом кот. Неваляшки-малыши Даже очень хороши. Низко наклоняются, Звонко заливаются. Гоп-гоп, конь живой, С настоящей головой, С настоящей гривой, Вот какой красивый. Пони бегает по кругу, Улыбнется мне, как другу. Если очень захочу – Вместе с пони поскачу. На колени руки сложим, На кого же мы похожи? Это карлик - старичок, Он согнулся, как крючок. Вот шагаем великан. Как большой подъемный кран. Рощу, речку и луга Он пройдет за два шага. Шел по лесу добрый гном С разноцветным колпаком. Шел и песню напевал И вразвалочку шагал. Двугорбый верблюд По пустыне идет, Шагает достойно, Поклажу несет. Вот шагает добрый слон, Всем на свете шлет поклон. Вот олень – красавец стройный, Благородный и спокойный. У него рога ветвисты. Ноги тонки, ноги быстры. Мы играем целый день. Целый день играть не лень. | Руки на поясе. Дети выполняют полуприседания с поворотами вправо-влево. Дети идут на носках, руки поднимают вверх. Дети выполняют движение на пятках, руки убирают за спину, сложив замочком. Дети, полуприсев, выполняют движения гусиного шага. Двигаются мягким шагом на носках, слегка прогнув спину, показывая всем животик, и в шаге выше обычного приподнимают колени. Ноги слегка расставить, шаг небольшой (на всей ступне), руки согнуть в локтях, а кисти положить на плечи. Дети идут, раскачивать из стороны в сторону. Дети сгибают в локтях руки («берут вожжи»). Идут, высоко поднимая ноги, красиво оттянув носок. Бег с высоким подниманием ног. В руках воображаемые вожжи, корпус слегка отклонен назад. Ноги на ширине плеч и согнуты в коленях. Тяжесть тела дети переносят с одной ноги на другую, при этом ноги в коленях не выпрямляют. Дети двигаются широким шагом; руками, свободно раскачивающимися вдоль корпуса, помогают движению. Дети идут вразвалочку. Руки сложены «топориком» на плече. Дети выполняют шаг и небольшим наклоном корпуса и легким раскачиванием туловища вперед-назад. Дети двигаются не спеша, размеренно, слегка увеличив длину шага. Руки находятся за спиной. В такт каждому шагу ребенок слегка покачивает головой. Шагают, высоко поднимая ноги. Руками показывают над головой «рога», растопырив пальцы рук. Бег с высоким подниманием ног. Руки на поясе. Дети выполняют полуприседания с поворотом вправо-влево. |
«Покажи отгадку» Гребешок аленький, Кафтанчик рябенький, Двойная бородка, Важная походка, Раньше всех встает, Голосисто поет. Мордочка усатая, Шубка полосатая, Часто умывается, А с водой не знается. Живет спокойно, не спешит, На всякий случай носит щит. Под ним, не зная страха, Гуляет… Пестрая крякушка Ловит лягушек. Ходит вразвалочку, Спотыкалочку. Хвост пушистый, шерсть ярка, И коварна, и хитра. Знают звери все в лесу Ярко- рыжую… Кто зимой холодной Бродит по лесу голодный? Он в дупло засунул лапу И давай рычать, реветь Ох, какой же ты сластена, Косолапенький… Вразвалку ходит, как моряк, Белый галстук, черный фрак. А Антарктиде среди льдин Проводит дни свои… На одной ноге стоит, В воду пристально глядит. Тычет клювом наугад, Ищет в речке лягушат. На носу повисла капля. Узнаете? Это… Малышу удобно в сумке Мчаться с мамой поутру. Только где ж играть с друзьями Маленькому… По лужку он важно ходит, Из воды сухим выходит, Носит красные ботинки, Дарит мягкие перинки. На большой цветной ковер Села эскадрилья, То раскроет, то закроет Расписные крылья. Летом в болоте Вы ее найдете. Зеленая квакушка – Кто это?... | Петушок. Руки на поясе. Высоко поднимая колени, с прямой спиной дети имитируют походку петушка. Кошка. Ходьба на четвереньках, выгибая спинку. Черепаха. Дети медленно ползут на четвереньках вперед. Утка. Ходьба на полусогнутых ногах. Лису. Мягкий шаг с полуприседаниями. Носки вытягивать вперед, руки полусогнуты в локтях. Прижаты к туловищу. Волк. Твердая походка, сердитое выражение лица. Медведь. Ходьба вперевалочку (вес тела переносится с одной ноги на другую. Ноги на ширине плеч, носки смотрят друг на друга.) Пингвин. Ходьба на носках – ноги на ширине плеч, руки выпрямлены, отведены в стороны, приподняты вверх. Цапля. Руки подняты вверх, одна нога, согнутая в колене, поднята Кенгуру. Прыжки на согнутых ногах. Гусь. Ходьба на согнутых ногах с высоко поднятой головой и прижатыми к туловищу руками. Бабочки. Поднять полусогнутые в локтях руки над головой до хлопка, а затем опустить. Лягушка. Ноги на ширине плеч, колени разведены в стороны, руки согнуты в локтях и разведены в стороны. Прыжки. |
Петух.
Петух крыльями махал. Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Петух клювом все стучал. Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Дай нам, тетя, крошки, Крошек не жалей, Дай еще немножко, Будет веселей. Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Куры громко закричали: - Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! И за тетей побежали. Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Да-ле-ко! | Ходьба на месте, высоко поднимая колени, с хлопками рук по бедрам и поворотами головы. Ходьба на месте, руки за спину. Наклоны головы вперед. Наклоны вперед-назад, раскачивая туловище. Наклоны вперед с поворотами направо-налево. Стойка, руки за спиной, поворот головы направо-налево. «Крыльями»-руками похлопать по бедрам, покрутить головой. Бег на месте, руки в стороны назад. |
Считалки.
Конь ретивый с длинной гривой Скачет, скачет по полям Тут и там! Тут и там! Где проскачет он – Выходи из круга вон.
*** Шла коза по мостику И виляла хвостиком. Зацепила за перила, Прямо в речку угодила. Кто не верит – это он, Выходи из круга вон! | Белки зайцев угощали, Им морковку подавали, Все орешки сами съели, А тебе водить велели. *** Раз, два, три, четыре! Жили мышки на квартире: Чай пили, чашки били, По три денежки платили! Кто не хочет платить – Тому и водить! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публикация в журнале "Музыкальная палитра" № 3 2013г. в разделе "Коррекционная страничка". Коррекционно – развивающие игры на координацию речи с движением с музыкальным сопровождением для детей с ФФНР. «Весёлые разминки»
Коррекционно – развивающие игры на координацию речи с движением с музыкальным сопровождением для детей с ФФНР.«Весёлые разминки» ...
Консультация для воспитателей "Игры на координацию речи с движением"
Мини картотека игр для детей с нарушением речи...
игры на координацию речи с движением
Игры на координацию речи с движением Игры на координацию речи с движением формирует чувство ритма, расширяет речевые возможности детей; снимает мышечные же зажимы ,формируют контакт с ребён...
ИГРЫ НА КООРДИНАЦИЮ РЕЧИ С ДВИЖЕНИЕМ
Речь-это такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков.Практическое применение игр данного типа направлено на решение сле...
Игры на координацию речи с движением
Двигательные затруднения у детей могут препятствовать нормальному речевому развитию, затруднять передвижения в пространстве, активные действия с различными предметами и инструментами, освоен...
Игры на координацию речи с движением
КАРТОТЕКАпо коррекционно-развивающей работе с детьми старшей группы ИГРЫ НА КООРДИНАЦИЮ РЕЧИ С ДВИЖЕНИЕМ Цель: создание...
Игры на координацию речи с движением
При организации работы с детьми дошкольного возраста большое значение следует уделять использованию упражнений на координацию речи с движением. Эти упражнения включаются в различные виды деятельности ...