«Использование логоритмики при работе с детьми, имеющими нарушения речи»
статья по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)
Логоритмика – это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, музыки, слова и движения, направленных на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. В основе логоритмики лежит принцип использования ритма как стимулирующего фактора в развитии двигательной сферы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Использование логоритмики при работе с детьми,
имеющими нарушения речи»
Логоритмика – это система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции.
Логоритмика является одной из форм активного коррекционного воздействия и прекрасно подходит при работе с детьми, имеющими различные нарушения речи.
Отечественные ученые: В.А. Гиляровский, Ю.А. Флоренская, Г.А. Волкова и др., - занимались проблемами использования логоритмики в дошкольных учреждениях. Они исследовали теоретические, методические и практические аспекты этого вопроса.
Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств.
Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы – все это и многое другое подчинено определенному ритму. По выражению Э. Жака Далькроза, «ритм есть движение материи, логически и пропорционально распределенной во времени и пространстве».
Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаимосвязь слуховых ощущений с мышечными. Великий русский ученый И.М. Сеченов отмечал, что слуховое и мышечное восприятие связано с временными ощущениями. А советский ученый, невролог и психиатр В.М. Бехтерев, в своей работе «Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства», доказал, что вначале на маленького ребенка заметное воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуковысотные сочетания и тембр звучащей музыки.
Различные педагогические системы придают большое значение ритмическому воспитанию.
В специализированных дошкольных учреждениях для детей с речевыми нарушениями используется ряд методик, направленных на решение коррекционных задач.
Логоритмика – одно из важнейших методических средств. Она самым тесным образом связана и с игротерапией, и с психогимнастикой, и с методикой музыкального воспитания в целом.
«Главная задача логоритмики – воспитание и развитие чувства ритма через движение путем развития слухового внимания и улучшения речи путем воспитания ритма речи» (Пунина З., Брозелио Л., Кыштымова А. «Ритмика для детей с расстройством речи». М., 1948)
Г.А. Волкова, в книге «Логопедическая ритмика» пишет: «Важнейшей задачей, определяющей особую значимость логопедической ритмики как одного из звеньев логопедической коррекции, является формирование и развитие у людей с речевой патологией двигательных способностей как основы воспитания речи, перевоспитания и устранения речевых нарушений.»
Логоритмика – это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, музыки, слова и движения, направленных на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.
В основе логоритмики лежит принцип использования ритма как стимулирующего фактора в развитии двигательной сферы. Огрномное значение имеет и музыка, так как она не просто сопровождает движения, а является руководящим началом.
Развивая музыкальное восприятие у детей с нарушением речи, мы учим их понимать язык музыки, воспринимать средства музыкальной выразительности, которые помогают детям точнее выполнять двигательные задачи, которые необходимы для выполнения коррекционной работы.
Организация занятий логоритмикой требует знания основ логопедии и владения инструментом. Поэтому такие занятия могут проводить логопед и музыкальный руководитель. А при надлежащей подготовке – музыкальный руководитель и воспитатель. При занятии логоритмикой необходимо согласовывать поставленные задачи и выбранный для занятия материал с логопедом.
В занятия по логоритмике включают различные виды музыкальной деятельности детей.
Пение включает упражнения и попевки, для тренировки дыхательного, артикуляционного и голосообразующего аппарата, а также упражнения для развития мелкой моторики и игры с пением, координации пения с движением.
Слушание музыки (восприятие) используется для релаксации, для активизации и развития слухового внимания, развития волевых черт характера.
Музыкально-ритмические движения предполагают упражнения, игры с пением и словом, инструментальные игры для развития внимания, памяти, ориентировки в пространстве, чувства ритма, и т.д.
Игра на музыкальных инструментах способствует развитию чувства ритма и мелкой моторики.
Работая с детьми с нарушением речи, надо чаще использовать разнообразный материал на занятиях по логоритмики и музыкальных занятиях. Это и игры со словом, и игры с пением, музыкально-дидактические игры, а также игры, танцы и упражнения для развития различных групп мышц, прежде всего для рук, мелкой моторики. Развивающих внимание, память, регулируют мышечный тонус.
Система логоритмических занятий предполагает:
- обязательность повторения формируемых двигательных навыков;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей с речевой патологией;
- постепенное повышение требований к детям (усложнение двигательных, музыкальных и словесных заданий);
- всестороннее воздействие на личность ребенка (действуя в качестве неспецифической терапии, логоритмические средства позволяют корректировать собственно речевую патологию и сопутствующие ей изменения в функциональных системах организма и двигательной сфере);
- комплексность, т.е. связь логоритмики с другими медико-педагогическими воздействиями и основными видами музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально-ритмические движения)
На логоритмических занятиях музыка не просто сопровождает движения, а является их организующим началом. Упражнения подбираются так, чтобы каждый музыкальный сигнал вызывал немедленную и определенную двигательную реакцию. Это позволяет развивать внимание, слуховое восприятие, пространственную ориентировку, а главное способствует коррекции собственно речевых нарушений: фонематического слуха, темпа и ритма дыхания и т.д.
Оптимальные результаты достигаются при равномерном распределении психофизической нагрузки.
Примерная схема занятия логоритмикой:
- ритмическая разминка, дающая установку на нужный темп движений и речи (вводное упражнение);
- упражнение для развития внимания;
- упражнение, регулирующее мышечный тонус;
- упражнение для развития чувства темпа и ритма;
- упражнение для развития координации слова с движением;
- слушание музыки;
- пение;
- упражнение для развития мелкой мускулатуры пальцев рук;
- упражнение для развития речевых и мимических движений;
- игра;
- заключительное упражнение на релаксацию (цель этого упражнения – успокоить детей, переключить внимание на другие виды деятельности.)
Занятия логоритмикой проводятся раз в неделю, продолжительность – 30-35 минут для детей старшего дошкольного возраста. Организатором занятия может выступать музыкальный руководитель, логопед или воспитатель. Желательна тесная взаимосвязь работников ДОУ. Чистоговорки, пальчиковые игры, динамические паузы можно использовать на других занятиях. Песенный и танцевальный материал разучивается на музыкальных занятиях. Необходимо применять наглядный материал по лексическим темам – это переводит образы-представления в образы-понятия, что очень важно для последующих этапов обучения. Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его возрастных, психофизиологических и речевых возможностей.
Упражнение для развития речевых и мимических движений.
Педагог | Дети |
Ты будешь толстяком помидором, а ты – худышкой петрушкой, ты – толстушкой капустой, а ты – худышкой луком и т.д. справа от меня овощи-худышки, слева овощи-толстяки и толстушки. Встретились толстяки и худышки. Удивились худышки: «Ах, какие вы толстые!» Рассердились толстяки и толстушки: «Не такие уж мы толстые!» Еще больше удивились худышки: «О, да вы еще и сердитые!» Еще больше рассердились толстяки и толстушки: «У-у-у! Мы действительно сердитые!» Сморщили нос худышки: «Ф-фу! Не хотим с вами в одном огороде расти!» Скривили губы толстяки и толстушки: «Пф! Ну и не надо!» | Худышки втягивают щеки, толстяки надувают щеки. Смотрят друг на друга. Смотрят подняв брови и широко открыв глаза. Хмурят брови, морщат губы и смотрят сердито. Округляют губы, как при произнесении звука «о», приподнимают брови. Вытягивают губы трубочкой, сводят брови. Морщат нос и произносят шепотом (фу!. Изображают на лице возмущение, кривят уголки рта, произносят шепотом «пф». |
Упражнение для развития мелкой мускулатуры пальцев рук.
Педагог | Дети |
Меж еловых мягких лап Дождик кап, кап, кап. Где сучок давно засох, Серый мох, мох, мох. Где листок к листку прилип, Вырос гриб, гриб, гриб. Кто нашел его, друзья? Это я, я, я. | Поглаживают подушечками пальцев колени Стучат пальцами по коленям. Поднимают руки вверх, пальцы то прижимают друг к другу, то расставляют как можно шире Указательным пальцем правой руки поочередно касаются пальцев левой. Сжимают все пальцы, кроме мизинца, и показывают его. |
Литература
1. М.Ю. Картушина. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лнт. М., 2005
2. Дошкольное воспитание, №5, 6, 1996
3. Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. М.,2000.
4. Музыкальный руководитель, №2, 3, 2006
5. Кондрашова Г. Г., Овчинникова С. В., Зезюлина И. В. Логоритмика: конспекты занятий для детей 5 – 7 лет / под. ред. Козиловой Л.В. Издательство ООО «Центр развития человека «Успешный человек будущего», М. 2018. – 116 с.
Е. Зеленская
Музыкальный руководитель
ГБДОУ № 44
Пушкинского района Санкт-Петербурга
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование загадок в системе коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими стойкие нарушения речи
Загадки для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими стойкие нарушения речи....
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи
Цель: Создать позитивное отношение к культурно-гигиеническим навыкам....
Использование ЛЕГО-конструирования в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
Использование ЛЕГО-конструирования в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПЛАНШЕТ», С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ»
Поиск новых технологий обучения, позволяющих осуществить логопедическое воздействие наиболее эффективно, является актуальной задачей. Логопеду в работе с детьми необходимо использовать такие методы и ...
Актуальность использования мяча в работе с детьми имеющими тяжелые нарушения речи
В данной работе описана система использования мяча, с детьми имеющими ОНР 1 - 2 - 3 уровни речевого развития, стертую форму дизартрии. Мяч помогает в автоматизации поставленных звуков, усвоению слогов...
Консультация для родителей "Использование мнемотаблиц при работе с детьми, имеющие тяжелые нарушения речи"
Данная консультация делает процесс запоминания простым и непринужденным....
Использование мнемотаблиц при работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
Часто педагоги и родители пользуются готовыми схемами Т.А.Ткаченко и сенсорно-графической схемой В.К.Воробьёвой, которые берут за основу, вносят свои изменения и с успехом используются на занятиях...