Артпедагогика как средство воспитания и развития ребенка с проблемами здоровья
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного дошкольного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
99.docx | 782.34 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 373.2 | ББК 74.1 | В38
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
«ВЫСШАЯ ШКОЛА ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» S-BA.RU СВИДЕТЕЛЬСТВО СМИ ЭЛ № ФС77-70095 от 07.06.2017 года
ВЕСТНИК
дошкольного образования
_____________________________________________________________________________
№ 24 (99) / 2021
_____________________________________________________________________________
УЧРЕДИТЕЛЬ
ООО «Высшая школа делового администрирования»
РЕДАКЦИЯ
Главный редактор: Скрипов Александр Викторович Ответственный редактор: Лопаева Юлия Александровна Технический редактор: Доденков Владимир Валерьевич
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ Гайдамакин Федор Николаевич Доставалова Алена Сергеевна Львова Майя Ивановна Чупин Ярослав Русланович Шкурихин Леонид Владимирович | РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ Антонов Никита Евгеньевич Бабина Ирина Валерьевна Кабанов Алексей Юрьевич Пудова Ольга Николаевна Смульский Дмитрий Петрович |
АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬСТВА
620028, г. Екатеринбург, ул. Кирова, 36 Б Тел.: +7 (343) 200-70-50
Сайт: s-ba.ru
E-mail: redactor@s-ba.ru
При перепечатке ссылка на научно-образовательное сетевое издание s-ba.ru обязательна.
Мнения авторов могут не совпадать с точкой зрения редакции.
Редколлегия журнала осуществляет экспертную оценку рукописей.
© ВЕСТНИК ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного дошкольного образования
АРТПЕДАГОГИКА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С ПРОБЛЕМАМИ ЗДОРОВЬЯ
Газенкампф Татьяна Александровна, воспитатель Парахина Екатерина Николаевна, воспитатель
МБДОУ детский сад "Звездочка", Павловский район, п. Прутской
Библиографическое описание:
Газенкампф Т.А., Парахина Е.Н. Артпедагогика как средство воспитания и развития ребенка с проблемами здоровья // Вестник дошкольного образования. 2021. № 24 (99). URL: https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/99.pdf.
Учитывая требования и тенденции современности развития образовательных про- цессов педагоги встали перед необходимостью осуществления всесторонних перемен. Перед педагогами ДОУ ФГОС ставит задачу по воспитанию всесторонне развитой лич- ности.
В современных условиях педагог обязан проводить работу с детьми, имеющими проблемы со здоровьем. Так как государство реализует программу доступная среда, многие ДОУ сталкиваются с проблемой, как и с чего начать свою работу. Возникает вопрос, как готовить специалиста для ДОУ с такими детьми. На сегодня не все ДОУ имеют квалифицированных специалистов: логопед, психолог, дефектолог. Особенно остро проблема с кадрами стоит в сельской местности. Наш детский сад тоже столк- нулся с этой проблемой. Выход из этой ситуации искали довольно долго. Наш детский сад реализует основную общеобразовательную программу «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комарова, М.А.Васильевой и парциальную программу художествено-эстетического развития детей дошкольного возраста «Радужный мир ис-
кусства». В основе парциальной программы лежит развитие целостно-смыслового вос- приятия и понимания произведения искусства, формирование элементарного представ- ления о видах искусства. Проводя такие занятия, мы обратили внимание, что детям это очень нравится. Они проявляют инициативу на занятиях, происходит развитие комму- никации, дети не боятся выражать свои мысли, неординарно подходят к решению по- ставленной цели, происходит стабилизация эмоционального фона. Благодаря использо- ванию данной программы в ДОУ создается единый художественно-эстетический ком- плекс: программа ориентирует педагога на творческое применение знаний и навыков в области искусств. Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии сложен и многообразен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все много- образие окружающей среды, познать сове «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, развивать себя и в то же время заботиться о своем здоровье. Средством, способным решить все эти задачи, является искусство. Поэтому в системе коррекционной работы с детьми можно выделить основ- ные направления использования искусства в этой работе. Одно из наиболее активно развивающихся областей научного знания сегодня является артпедагогика. Что вклю- чает в себя данное понятие? Артпедагогика- это искусство + педагогика. Типичный пример этого подхода определение артпедагогики в учебнике Е.А.Медведевой, И.Ю.Левченко «Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании». "...Артпедагогика (художественная педагогика) по отношению к специальному образо- ванию — это синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики), обеспе- чивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно- направленного процесса художественного развития детей с недостатками развития и вопросы формирования основ художественной культуры через искусство и художественно-творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художе- ственно-речевую, театрализованно-игровую)...." (2, стр 24) Артпедагогика относится к специальной педагогике, методы и приемы которой можно и нужно использовать в повседневной работе воспитателя по коррекции речевого развития, эмоционально- волевого развития, коррекция поведенческих особенностей посредством искусства. Причем, применение артпедагогических технологий важно и нужно не только в работе с «особенными» детьми, но и как предупреждающая, профилактическая, коррекцион- но-творческая работа с детьми не имеющих проблем в развитии. Поэтому педагогам, которые наблюдают детей ежедневно, не нужно ждать, когда придет пора исправлять и корректировать. Нужно помочь дошкольнику самому посредством специальных заня- тий откорректировать свои проблемы на ранних стадиях, через искусство и художественно-творческую деятельность. Чем хороши занятия по артпедагогике в ДОУ?
- Заниматься могут все.
- Результаты выполненных заданий не подлежат оценке.
- Занятия создают ситуацию успеха для всех детей без исключения.
- Право спонтанного самовыражения.
- Активизируют потенциальные возможности ребенка, в том числе и с проблемами в развитии.
- Обеспечивают с помощью искусства познавательно-информационные потребно- сти ребенка.
- Создают условия для социо-культурной адаптации. Артпедагогика и общая педагогика решают единые задачи:
- Помочь ребенку научиться понимать себя и жить в ладу с самим собой.
- Научиться жить вместе с другими детьми в социуме.
- Научиться познавать окружающий мир по закону красоты и нарвственности.
Использование средств артпедагогики дает возможность неформально организовы- вать процесс интеграции научных и практических знаний, умений и навыков в разных видах деятельности (речевой, познавательной, двигательной, художественно- эстетической).
Артпедагогика сегодня является одной из наиболее активно развивающихся обла- стей научного знания. Не следует путать два понятия артпедагогика и арттерапия. Артпедагогика – это средство вовлечения детей в худодественно-эстетическую деятел- ность с учетом их типологических особенностей. Арттерапия- направление в психиатрии, лечение искусством подразумевает излечивание. Арттерапия как направ- ление, связанное с воздействием разных средств искусства на человека, используется как самостоятельно, так и в сочетании с медикаментозными, педагогическими и другими средствами. Артпедагогика занимается не проблемами человека, а его воз- можностями. Артпедагогика и арттерапия являются смежными областями, например, в артпедагогике- это игры с песком, а в арттерапии- песочная терапия. Артпедагогика – это игры с водой и красками, а в арттерапии- это акватерапия.
Артпедагогика обладает большим арсеналом приемов и методов симулирования по- ложительной мотивации художественной деятельности:
- показ готового образца (например, в изобразительной деятельности показ готово- го продукта деятельности- рисунка, аппликации, лепки; в художественно-речевой- об- разца сказки, стихотворения; в музыкальной – исполнение песни, танца и др.);
- применение творческих заданий во всех видах художественной деятельности (например, предложение сочинить загадку, попевку, композицию танца, передать пла- стическими движениями образ какого-либо персонажа и т.д);
- использование занимательных упражнений;
- проблемно-поисковые методы (помогают развивать художественно-творческие способности детей, реализовывать их потребности, связанные с различными видами художественной деятельности, позволяют направить детей на поиск тех средств худо- жественной выразительности, которые наиболее соответствуют поставленной задаче и позволяют создавать яркие образы в рисунке, в лепке, в дизайне, при сочинении ска- зок, стихов, попевок, собственных танцевальных композиций, при сценическом вопло- щении персонажей);
- игра (являясь методом стимулирования художественной деятельности, может служить прекрасным средство активации процессов непроизвольного запоминания у детей, повышения их интереса к окружающему, к разнообразной художественной де- ятельности);
- методы стимулирования поведения детей- пооощрение, порицание, наказание, ко- торые применяются в разной форме, в зависимости от сложившейся ситуации, от инди- видуальных особенностей ребенка, от темы беседы и др. Цель поощрения- ребенка лучше, интереснее, активнее работать, направляя свои усилия на благо себе самому и окружающим. Метод создания «ситуации успеха», под которым понимается субъек- тивное чувствование, состояние удовлетворенности итогом художественной деятельно- сти. Создание ситуации успеха особенно важно в работе с детьми, у которых необхо- димо преодолеть пассивность, агрессию, страх, неуверенность. Это может быть рису- нок, поделка из бумаги, глины, дерева; исполнение любимой песни или слушание му- зыкального произведения, а также чтение стихов и т.д. При этом от педагога во многом зависит, получит ли ребенок удовлетворение от своей деятельности или нет. Задание, которое он дает ребенку, должно быть не только интересным, увлекательным, но и посильным. Он должен видеть положительный результат своей деятельности. Ощу- щение успеха рождается, когда ребенок с помощью педагога или самостоятельно пре- одолевает робость, неуверенность, страх, затруднение, прикладывая к этому усилия.
Только в этом случае можно говорить о факторе развития. В театрализации принимают участие дети с речевыми нарушениями, т.к. очень важно включать таких детей в процесс.
В нашем детском саду в работе с детьми активно используются такие методы артпе- дагогики, как игры с песком, игры с водой и краской и дидактические сказки (сказкоте- рапия).
Хотелось бы остановиться на этих методах артпедагогики: акватерапия (игры с водой), игры с песком, сказкотерапия.
Акватерапия (игры с водой).
Акватерапия- это метод, коррекции различного рода нарушений в развитии детей, с применением воды. Это позволяет ребенку расслабиться, освободиться от зажимов, быть свободным. Современным детям необходима ежедневная психологическая раз- грузка. Всего несколько минут, проведенных за наблюдением красочных картин под- водного мира или морских пейзажей, а также участие в занятиях с водой позволяют от- влечься от назойливых переживаний. Как показали исследования, игра с водой облада- ет терапевтическим эффектом, помогая ребенку избавиться от страхов, застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем.
Работа с водой, у детей оставляет приятные ощущения и позволяет расслабиться. Кроме того, акватерапия не имеет противопоказаний и применяется для взрослых и детей.
Это привело нас к реализации идеи по внедрению дополнительных занятий по аква- терапии (игры с водой) в детском саду.
Игры с водой это самая естественная и доступная для каждого ребенка доступная форма деятельности. Применение таких игр создает у ребенка радостное настроение, повышает жизненный тонус, дает детям массу приятных и полезных впечатлений, пе- реживаний и знаний, что благоприятно сказывается на их психологическом состоянии.
Организуя игры с водой, мы можем решать следующие задачи:
- Знакомим детей с окружающим миром, а именно со свойствами воды.
- Расширяем и обогащаем словарный запас.
- Способствуем физическому развитию ребенка- мелкой моторики и зрительной координации.
- Снятие психоэмоционального и физического напряжения.
- Развитие и усовершенствование навыков позитивной коммуникации.
Занятия включают в себя артпедагогические игры с водой, эксперименты, фокусы с водой, рисование в технике «по мокрому», рисование на воде. Занятия проходят группами по 10-12 человек. Длительность занятия 15-20 минут, которое всегда состоит из трех основных частей: вводная часть, творческая работа и обсуждение.
- Вводная часть- это настроение всего занятия.
Задача этого этапа- подготовка детей к спонтанной художественной деятельности.
Здесь
используются игры с водой и эксперименты.
- Творческая работа.
Индивидуальная изобразительная работа- рисование на воде. Процесс рисования очень
нравится воспитанникам. Детям приятно работать с водой и краской.
Роль педагога в творческом процессе ребенка- только вспомогательная. Вы можете помочь словесным советом, но не пытайтесь выполнить за него работу, лучше покажи- те, как делаете это сами рядом. Ребенок учится, слушая вас и наблюдая за вами.
- Обсуждение.
В завершении занятия следует отметить успех всех и каждого. Ребята имеют воз- можность поделиться своими впечатлениями и взглянуть на работу других детей. Педа-
гогу необходимо всячески поддерживать беседу, стимулируя ее разнообразными прие- мами. Завершается занятие ритуалом прощания, который включает релаксационные дыхательные и мышечные упражнения и слова педагога.
Арттерапия (игры с песком).
Игра с песком- этот естественная и доступная для каждого ребенка форма деятель- ности.
В условиях детского сада не только психолог может использовать песочницу, но и воспитатели, которые могут проводить развивающие игры на песке. Развивающие занятия на песке эффективнее, чем стандартные приемы обучения.
Игра с песком является эффективным средством для сенсорно-моторного и общего развития детей, особенно для детей с особенными потребностями в развитии. Первые контакты между детьми происходят в песочнице, там малыш получает первые практи- ческие навыки и умения.
В песочной терапии дети обретают внутреннюю свободу и уверенность, что их ни- кто не осудит и примет такими, какие они есть.
Занимаясь песком, дети должны чувствовать себя свободно и не бояться беспорядка и грязи.
Общая структура занятия:
- Ритуал вхождения в песочный мир (сенсорная стимуляция: зрительная, слуховая, обонятельная, тактильная) происходит демонстрация песочницы, коллекции фигу-
рок, знакомство с правилами игры на песке.
- Установка на деятельность: рассказ, рисунок.
- Непосредственная деятельность: это игры, рисование на песке в соответствии с целью занятия.
- Релаксационное упражнение и/или свободная игра.
- Ритуал выхода из песочного мира. Завершая работу в песочнице, ребятишки раз- равнивают песок, кладут ладони на поверхность песка и произносят слова благодарно- сти.
Как показывает опыт работы с детьми, при создании композиций на песке вовсе не нужны какие-либо специальные навыки, исключены любые ошибки нет понятия «не- правильно», ребенок чувствует себя более раскованно и не склонен излишне контроли- ровать и оценивать свои действия, понятия «красивая» или «правильная» в песчаной композиции просто не существует. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает возможность ребенку ощущать себя успеш- ным, что повышает его интерес к занятиям.
Занятия с песком охватывают все возрастные группы детского сада. Работа ведется небольшими подгруппами по 5-7 человек. Противопоказанием к работе с песком явля- ется аллергия на пыль, кожные заболевания, порезы на руках и легочные заболевания.
Сказкотерапия (дидактическая сказка).
Еще один из методов артпедагогики- сказкотерапия. Работая в детском саду и наблюдая за детьми, проводя мониторинг мы заметили, что в последнее время появи- лось много детей, которые имеют различные проблемы: завышенный уровень тревож- ности, трудность при установлении позитивных взаимоотношений со сверстниками, плохо развита связная речь. Не все дети одинаково успешно владеют фонетической, лексической и грамматической стороной речи. Но именно их взаимосвязь важнейшим условием формирования связной речи. Все люди, не зависимо от возраста любят сказ- ки. Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь. Сказкотерапия для дошкольников- интересный и доступный метод работы с детьми. Таким образом, можно говорить с ребенком на его языке и, кроме того, «учить» его жизни, выявлять трудности, бороться с ними. Сказка может
в увлекательной форме доступными для понимания словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, в самое короткое время показать к чему приводит тот или иной поступок героя, дает возможность за 15-20 минут примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. Это уникальная возмож- ность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни, ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно- образовательной работы с детьми. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждает их к речевому контакту. Это наиболее эффек- тивный способ коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко про- является принцип обучения: учить играя. Дети, как и взрослые все разные. К каждому нужно подобрать свой ключик. Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо двигаться. Поэтому в своей ра- боте мы используем различные приемы сказкотерапии. Каждое занятие строится по определенному плану, обязательным является ритуал вхождения в сказку и ритуал вы- хода из сказки. В зависимости от поставленной цели на занятии, включаем в него раз- личные упражнения: это и игры различной подвижности, игры на развитие речи, упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, упражнения на воображение, игры для развития мелкой моторики, упражнения на художественно-эстетическое раз- витие. Занятия проходит группами по 10-12 человек. Длительность занятий 20-30 ми- нут.
В результате таких занятий активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, интонационная сторона речи, темп, выразительность речи. Дети начинают активно участвовать в обсуждении, радоваться успеху.
Все эти направления, которые мы используем в работе, помогают каждому ребенку проявить свои способности и таланты, создать ситуацию успеха для каждого из них. Использование артпедагогических игр в работе воспитателя необходимо и актуально в настоящее время.
Библиографический список:
- Алексеева Т.А., Баряева Л.Б, Кондратьева С.Ю, Силиванова Л.В.. Под редакци- ей профессора Л.Б.Баряевой. Игры-занятия с водой и песком. Стол-ванна для игр с водой и песком, набор для аквапескотерапии. Пособие для педагогов, психологов и родителей.СПб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2008
- Аметова Л.А. Формирование арт-терапевтической культуры младших школьни- ков. Сам себе арт-терапевт. М., 2003.
- Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.
- Вачков И.В. Введение в сказкотерапию. — М. Генезис. 2011 г.
- Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.. От рождения до школы. Москва.
2010
- Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. СПб., 2001.
- Гнездилов В. Авторская сказкотерапия. СПб.: Речь, 2004
- Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игроте- рапия. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.
- Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника //Эмоциональное развитие дошкольника. – М., 1985.
- Запорожец А.В. и др. Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для вос- питателей детского сада. – М., 1985.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. /Сборник программ по сказкотерапии - СПб.: Речь
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь "особому" ребенку. Кни- га для педагогов и родителей. 2-е издание.- СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д, Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству, Теория и практика арттерапии. СПб.: Златоуст, 2005.
- Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика. - М.,2004.
- Киселева М.В. Арт-терепия в работе с детьми. СПб.: Речь, 2008.
- Кожохина С.К. Растём и развиваемся с помощью искусства. СПб.: Речь, 2006.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург,2004.
- Кузуб Н. В., Осипук Э.И.В гостях у Песочной Феи. Организация «педагогиче- ской песочницы» и игр с песком для детей дошкольного возраста. Вестник практиче- ской психологии образования. 2006. №1.
- Михайлова А.Я. Современный ребенок и сказка: проблемы диалога. – М., 2002.
- Новиковская О. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. Детство-Пресс. 2010
- Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. - М.,
2002.
УДК 373.2 | ББК 74.1 | В38
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
«ВЫСШАЯ ШКОЛА ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» S-BA.RU СВИДЕТЕЛЬСТВО СМИ ЭЛ № ФС77-70095 от 07.06.2017 года
ВЕСТНИК
дошкольного образования
_____________________________________________________________________________
№ 24 (99) / 2021
_____________________________________________________________________________
УЧРЕДИТЕЛЬ
ООО «Высшая школа делового администрирования»
РЕДАКЦИЯ
Главный редактор: Скрипов Александр Викторович Ответственный редактор: Лопаева Юлия Александровна Технический редактор: Доденков Владимир Валерьевич
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ Гайдамакин Федор Николаевич Доставалова Алена Сергеевна Львова Майя Ивановна Чупин Ярослав Русланович Шкурихин Леонид Владимирович | РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ Антонов Никита Евгеньевич Бабина Ирина Валерьевна Кабанов Алексей Юрьевич Пудова Ольга Николаевна Смульский Дмитрий Петрович |
АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬСТВА
620028, г. Екатеринбург, ул. Кирова, 36 Б Тел.: +7 (343) 200-70-50
Сайт: s-ba.ru
E-mail: redactor@s-ba.ru
При перепечатке ссылка на научно-образовательное сетевое издание s-ba.ru обязательна.
Мнения авторов могут не совпадать с точкой зрения редакции.
Редколлегия журнала осуществляет экспертную оценку рукописей.
© ВЕСТНИК ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Устное народное творчество как средство воспитания, обеспечивающее развитие здоровой личности ребенка
Консультация для воспитателей....
Программа по самообразованию на 2013- 2015 год на тему "Игра как средство воспитания и развития ребенка с ОВЗ"
Содержит план и отчет по самообразованию на тему "Игра как средство воспитания и развития ребенка с ОВЗ". Актуальность. Задачи. Этапы....
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) по музыкальному воспитанию и образованию ребенка с проблемами в развитии
Материал включает в себя характеристику качеств личности и методы работы с ребенком, имеющим проблемы в развитии, а так же формы взаимодействия участников образовательного процесса и проектирование ин...
Игра как средство воспитания гармонично развитой личности ребенка.
Игра – это не только источник положительных эмоций, это ещё и возможность развивать качества, необходимые для дальнейшей жизни....
Современное развитие ребенка. Актуальные проблемы воспитания и образования
В статье рассматриваются вопросы воспитания и образования современных дошкольников. Гаджеты в жизни ребенка- добро или зло...
Прогулка как средство воспитания и развития ребенка
Консультация...
Игра как средство воспитания и развития ребенка с ОВЗ
Тема: «Игра как средство воспитания и развития ребенка с ОВЗ». Цель: Повышение профессиональной компетенции посредством изучения значения игры для развития ребенка. Зад...