Устное народное творчество как средство воспитания, обеспечивающее развитие здоровой личности ребенка
учебно-методический материал
Консультация для воспитателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustnoe_narodnoe_tvorchestvo_kak_sredstvo_vospitaniya.doc | 138.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Устное народное творчество как средство воспитания,
обеспечивающее развитие здоровой личности ребенка
Устное народное творчество является одним из средств здоровьесбережения - сохранения здоровья, укрепления здоровья и формирования культуры здоровья.
Устное народное творчество – это богатейший источник знаний и побудитель чувств, эмоций.
Рассматривая здоровье как единое целое, ученые, выделяют в нем взаимосвязанные части:
- телесное и духовное;
- физическое, психическое и социальное;
- физическое, психо-эмоциональное, интеллектуальное, социальное, личностное и духовное.
Работа педагога в рамках здоровьесбережения базируется на 3-х методологических принципах: сохранение, укрепление и формирование здоровья воспитанников.
Занятие, построенное с учетом принципа здоровьесбережения –
это такая организация образовательного процесса, которая позволяет соблюсти соответствие содержания и объема учебного материала, методов и форм учебно-познавательной деятельности возрастным и индивидуальным возможностям и способностям воспитанников, сохраняет их умственную и физическую работоспособность, формирует культуру здоровья, способствует реализации целей обучения, развития и воспитания здоровой личности.
Здоровьесбережение - это творческая деятельность, требующая от педагога знаний психологии, физиологии, гигиены и других наук, изучения индивидуальных особенностей детей, которых он обучает.
Иными словами, это занятие, не только познавательное, но и полезное для ребенка.
- Какими же средствами, методами, технологиями должен вооружиться педагог, чтобы сохранить и приумножить здоровье ребенка?
- Как мобилизировать воспитанников на занятии?
- Как не допустить эмоциональной перегрузки?
- Как снять психо-эмоциональное напряжения?
- Сохранять, укреплять, формировать здоровье детей?
Один из вариантов – обращение к устному народному творчеству как средству здоровьесбережения, как средству сохранения здоровья, укрепления здоровья и формирования культуры здоровья.
Устное народное творчество – это богатейший источник знаний и побудитель чувств, эмоций.
Говоря о формировании культуры здоровья целесообразно обратиться к пословицам и поговоркам русского народа. Русские пословицы и поговорки — это меткие выражения, придуманные русским народом, переведенные из многих древних письменных источников, в короткой форме выражающие мудрые и глубокие мысли. Здоровье – это наивысшая ценность, которая есть у любого человека. Здоровье дороже всех богатств. Об этом и поведают нам пословицы и поговорки о здоровье, а также о том, что за здоровьем надо следить и беречь его с молоду. Кроме того пословицы призывают к борьбе с вредными привычками.
Пословицы объясняют разницу между хорошим и плохим, показывают сильные и слабые стороны людских характеров и поступков.
В них отражено знание:
отношение народа к своему здоровью:
Здоровье дороже золота. Здоровье за деньги не купишь. Здоровому и горе не горе, и беда не беда. Здоровью цены нет. Береги платье снову, а здоровье смолоду.
укреплению силы тела и духа:
- Мыло серо, да моет бело. Крепок телом, богат и делом. Знать сокола по полету, а добра молодца по походке. Ах, ты, Вавила! Не берись за вилы не умывши рыла.
отношение к вредным привычкам:
- Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.
- Здороваться не будешь, здоровья не получишь.
- Баловством хлеба не добудешь.
- Беспорядочный человек не проживет в добре век.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Какую дружбу заведешь – такую и жизнь поведешь.
- Лучше тихо да вперед, чем скоро да потом назад.
- Не сиди, сложа руки, так и не будет скуки.
Пословицы и поговорки можно применять на любых занятиях и с детьми любого возраста. (Добрая пословица к месту молвица.)
Говоря о сохранении здоровья, полезно обратиться
к пестушкам и потешкам.
Пестушка может пригодиться для организации игрового массажа в детском коллективе дошкольников. Такие игры не только снимают мышечное напряжение и усталость, но и закладывают программу доброжелательных отношений детей друг к другу. Поскольку дети не всегда могут рассчитать силу и характер собственных тактильных взаимодействий с партнёром по игре, то желательно сначала научить ребёнка игровому самомассажу, дать ему возможность поиграть в паре со взрослым, а лишь потом — со сверстником. Для воспитателя, организующего с детьми такую игру, выразительные, эмоционально окрашенные интонации их голосов будут показателем комфортности эмоционального состояния, отсутствия внутреннего конфликта и агрессивности по отношению к другим.
И дома, в семье, и в детском учреждении сегодня, как никогда, важно обратиться к опыту народной педагогики, по-новому осмыслить его и применить в воспитании.
«Капуста» — игровая модель Т. Дунаевой, г. Москва (массаж: ног, рук, шеи, спины — самостоятельно и в паре).
Мы капусту рубим, рубим
(рубящие движения рёбрами ладоней).
Мы морковку трём, трём
(трущие движения костяшками пальцев).
Мы капусту солим, солим
(точечные прикосновения пальцами).
Мы капусту жмём, жмём
(прожимание мышц пальцами).
Сок капустный пьём, пьём
(поглаживающие движения ладонями).
«В ушки» — детский игровой фольклор. Раз, два, три, четыре, пять, мы идём с тобой играть: Русск. детск. игровой фольклор.
Двое играющих становятся друг против друга и поднимают обе руки, согнутые в локтях, так, чтобы ладони рук одного были обращены к ладоням другого. В такт песне они ударяют в ладони друг другу.
Мама била, била, била и всё папе доложила.
Папа бил, бил, бил и всё бабе доложил.
Баба била, била, била и всё деду доложила.
Деда бил, бил, бил и всё братьям доложил.
Братья били, били, били и всё сёстрам доложили.
Сёстры били, били, били и в кадушку закатили.
А в кадушке две лягушки, закрывай скорее ушки.
А в кадушке пёс Барбос, закрывай скорее нос.
А в кадушке старичок, закрывай скорей бочок.
Произнося три последние строки, играющие быстро прикрывают ладонями уши, нос, бочок — в соответствии с текстом. Побеждает тот, кто сделает это первым.
«Мешу тесто» — игровая модель С. Жилинской, г. Екатеринбург (массаж воротниковой зоны, выполняется самостоятельно или в паре).
Мешу, мешу тесто, есть в печи место
(«месить тесто», выворачивая кулачки).
Буду печь каравай, головоньку валяй, валяй
(массировать, проминать мышцы шеи,
плечевого пояса, голову).
Валяй, валяй каравай. Пришёл к Дуне дед Бабай
(перекатывать голову от плеча к плечу,
наклонять вперёд и назад).
Шувыль, шувыль
(массаж висков, затылка и лба).
В печку на лопаточке
(потянуться подбородком вперёд).
Разучивание, инсценирование потешки может выступать как полноценная часть занятия, однако не утомительная для детей.
Невозможно разучить, рассказать потешку как обычное стихотворение, сидя на стуле – руки на колени. Она активна, эмоциональна, она побуждает к действию, ребенку хочется стать героем, показать, проиграть все то, что делает герой произведения.(1)
Зайка.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит. (поднять ладони над головой и махать, изображая ушки)
Вот так, вот так
Он ушами шевелит!
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть. (потереть себя за предплечья)
Вот так, вот так,
Надо лапочки погреть!
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать. (прыжки на месте)
Вот так, вот так,
Надо зайке поскакать.
Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал. (сесть на место)
Текст потешки – готовая основа для физкультминутки или пальчиковой гимнастики.
Пальчиковые игры очень полезны для детей - они улучшают координацию и стимулируют развитие речи, к тому же пальчиковая гимнастика очень нравится детям.
Пальчики.
(делаем легкий массаж)
Этот пальчик – маленький,
Мизинчик удаленький.
Безымянный – кольцо носит,
Ни за что его не бросит.
Ну а этот – средний, длинный.
Он как раз посередине.
Этот указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди пальцев самый сильный.
Пальчики не ссорятся,
Вместе дело спорится.
(перебираем пальцами по столу)
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
Чок-чок-чок, чок-чок-чок,
Скачет резвый табунок.
Это служит развитию не только мелкой моторики, но и развитию слухового восприятия. Эта «игра» вызывает интерес у детей, создает эмоциональный настрой. Регулярно стимулируя зоны коры головного мозга, совершенствуется психические процессы – внимание и память, развивает слуховое восприятие(3).
Народный фольклор сам по себе направлен на сохранение, укрепление здоровья ребенка, так почему же не применять его на занятиях, чтобы сделать его менее утомительным и полезным.
В коррекции психо-эмоционального состояния, снятия эмоциональной перегрузки особая роль принадлежит сказке.
Основной принцип сказотерапии – духовное, целостное развитие личности ребёнка, забота о его душе. Терапия в переводе с греческого означает «забота о душе».
Методом сказотерапии возможно решение следующих задач:
- снижение уровня тревожности и агрессивности у детей;
- развитие умения преодолевать трудности и страхи;
- выявления и поддержка творческих способностей;
- формирование навыков конструктивного выражения эмоций;
- развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
Активная умственная деятельность, сопутствующие ей эмоциональные переживания, создают излишнее возбуждение нервной системы. При переутомлении, излишнем напряжении, при недовольстве, страхе, обиде, наши мышцы непроизвольно сокращаются. Достаточно вспомнить выражения «от обиды стиснул зубы», «застыл от страха как вкопанный», «сжал кулаки от гнева».
Сказка - фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством, всегда привлекает детей. Ребенок с радостью погружается в воображаемый нереальный мир. Но нереальным этот мир кажется только нам, взрослым. Ребенок же воспринимает все происходящее в сказке как реальность. Этого требует его внутренний мир. Перевоплощаясь в сказочных героев, в принцев и принцесс, в колдунов и фей, в птиц и животных, дети, с гораздо большим, энтузиазмом и удовольствием выполняют задания, чем, будучи просто Сашей, Мишей, Дашей, Леной.
Развивая перед своими слушателями картину действенной упорной борьбы со злом, угнетением, несправедливостью, сказка учит, что надо добиваться намеченной цели, не смотря на препятствия и временные неудачи, верить в конечное торжество справедливости. В этом отношении она помогает воспитанию людей сильных, бодрых, способных преодолеть трудности.
Сказка порой обнаруживает неожиданное для взрослых воздействие на ребенка. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.
Следовательно, с помощью сказки можно воздействовать, корректировать эмоциональное состояние ребенка: снять чрезмерное напряжение, помочь отвлечься от проблемы, активизировать к работе на занятии. «Сказочные ситуации» способны помочь ребенку расслабиться, снять излишнее напряжение.
Таким образом, использование устного народного творчества как средства обучения, позволит без каких-либо особых затрат не только сохранить уровень здоровья детей, но и укрепить его, а также повысить интерес детей к познавательной деятельности.
Здоровьесберегающий эффект занятий является одной из составляющих целостного воздействия фольклора. Приобщение ребенка к этнокультуре, способствует многостороннему развитию ребенка, его интеллектуально-эмоциональной и коммуникабельной сферы, формированию исторического сознания, нравственных и ценностных ориентаций.
Обогащение эмоционального, творческого и этнокультурного опыта на занятиях помогает детям переключиться от отрицательных переживаний на положительные чувства, мысли, действия, создать в сознании позитивный образ мира, что благотворно действует на психологическое и психофункциональное состояние человека.
Тем самым занятия по этнокультуре способствуют здоровьесбережению самого ребенка и созданию здоровьесберегающего образовательного пространства, включающего в себя эмоционально-поведенческое, вербальное. В итоге же через мир искусства и, в частности, мир народного искусства формируется экология души ребенка, экология детства.
Список литературы.
1. Богатырев П.Г., Якобсон Р.О. Фольклор – как особая форма творчества, Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971г.
2. Киселева М.Б. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2006. – 160 с.
3. Курсовая работа «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-педагогическом процессе» .- Министерство просвещения ПМР, Тирасполь, 2009 г.
4. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М.:АРКТИ, 2005.
5. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. - 118 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей по теме "Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития ребенка"
Консультация для родителей по теме "Устное народное творчесвто как средство духовно-нравственного развития ребенка"...
Устное народное творчество как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста
Устное народное творчество содержит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяющие уже с малых лет побуждать детей к речевой активности. Произведения фольклора своим содерж...
«Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка»
Одним из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников является устное народное творчество....
Консультация. «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка»
Одним из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников является устное народное творчество. Неслучайно фольклор с давних времен должным образом оценивается в разных аспектах: как...
"Русское устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития ребенка"
Мы должны хорошо понимать, что должно произойти с ребенком в результате нашего педагогического воздействия, если мы оставляем только культурологическое содержание духовно-нравственного образования.Дух...