Современное развитие ребенка. Актуальные проблемы воспитания и образования
статья (старшая группа)

В статье рассматриваются вопросы воспитания и образования современных дошкольников. Гаджеты в жизни ребенка- добро или зло

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennoe_razvitie_rebenka.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

Современное развитие ребенка.

Актуальные проблемы воспитания и образования

Проблема художественного и эстетического развития личности, а в частности ребенка дошкольного возраста, значима была во все времена, но особенно актуальной становится  в наше время, когда просто очевидно множество не всегда благоприятных последствий научно-технического прогресса по отношению к духовным и культурно-эстетическим нормам.

С полной уверенностью можно сказать, что ребенок современности принципиально отличается от своих ровесников конца 90-х годов прошлого века. Изменению не подверглись ни природа малыша, ни закономерности общего развития (ребенок вырастет все равно, независимо от условий содержания, образования и пр.), но принципиально новой стала предметная среда, социальное окружение, требования и планы родителей на будущее ребенка, а также принципы семейного воспитания, педагогические цели и задачи в учреждениях образования.

Проведя сравнительный анализ развития среднего уровня трехлетних малышей начала 21 века и нынешних, можно констатировать, что современные дошкольники этого же возраста в развитии мышления и общих и специальных способностей нисколько не опережают предыдущее поколение. Если раньше ребенок на начальном этапе развития стремился к элементарному самообслуживанию в быту, с интересом  рассматривал картинки, внимательно вслушивался в песни, быстро запоминал простые четверостишия, увлеченно рисовал, искренне радовался движению под музыку, был достаточно самостоятелен в выборе познавательной, игровой и исследовательской деятельности, то ребенок сегодняшний, при всех положительных качествах, в большинстве случаев капризен и обидчив, импульсивен и агрессивен, расторможен, не в меру свободен в поведении, говорит невнятно и непонятно, к занятиям, требующим сосредоточенного внимания и минимальной усидчивости, относится с раздражением,  быстро утомляем, необходимому минимуму культурно - гигиенических навыков не обучен, в чем немалая вина безответственного отношения родителей к своим непосредственным обязанностям по развитию и воспитанию ребенка. Конечно, можно сослаться на безмерную занятость взрослых решением бытовых и рабочих дел, но какие плоды принесут упущенные воспитательные возможности в дальнейшем, предсказать нетрудно.

Всё большее беспокойство педагогических работников дошкольных учреждений вызывает «массовое распространение задержек и дисгармоний развития детей, сопровождающихся дефицитом возрастных ценностных нормативов, социокультурных знаний и навыков, бедностью и заторможенностью эмоционально-волевых автоматизмов».

Все эти негативные явления напрямую можно связать с современными высокотехнологическими достижениями. Технические инновации все больше становятся «бичом» в развитии современного ребёнка дошкольного возраста. Становление и развитие прошлого поколения детей, их взросление прекрасно обходилось без сотовых телефонов, планшетов, электронных игрушек. Ещё не так давно дети массово гуляли во дворах, играли в футбол, с удовольствием, самозабвенно и увлеченно забавлялись сюжетно-ролевыми играми, что благотворно влияло на их социализацию, физическое и духовно-нравственное  развитие. Сегодня дети все меньше и меньше времени проводят на свежем воздухе и в подвижных общих коллективных играх со сверстниками, что отрицательно отражается на общем состоянии здоровья. Общение детям заменили электронные устройства, что может привести к нежелательным последствиям, о чем с тревогой все больше говорят детские психологи. У ребенка снижена творческая, исследовательская и познавательная активность. Дети ориентированы и готовы к получению мгновенного результата лишь одним нажатием клавиши на экране электроники. Наверное, ни один современный родитель не представляет отсутствие у ребенка гаджетов различных видов. Это удобно для родителей, можно успеть сделать какие-нибудь дела, пока ребенок, играя, якобы развивается. Однако технические умения ловко «нажать на кнопку» не ведут ни к улучшению памяти и зрения, ни к речевому и сенсорному развитию, ни к укреплению здоровья.

Вопрос об ухудшении общего физического и духовно - нравственного состояния сегодняшнего ребенка волнует многих ученых различных научных сфер. Проанализировав и обобщив исследования последних лет по данной проблеме, специалист в области возрастной и педагогической психологии академик Д. И. Фельдштейн обозначил ряд изменений и проблем у современных детей: «резкое снижение когнитивного развития детей дошкольного возраста; рост эмоционального дискомфорта и снижение желания активных действий; уход из жизни ребенка сюжетно-ролевой игры и, как следствие, снижение произвольности и мотивационно-потребностной сферы; снижение любознательности и воображения у дошкольников, неразвитость внутреннего плана действий; недостаточная сформированность мелкой моторики и, следовательно, графических навыков у детей дошкольного возраста указывают на неразвитость соответствующих мозговых структур, в том числе отвечающих за произвольность; значительное снижение социальной компетентности и самостоятельности в принятии решений; рост «экранной» зависимости; ограничение общения со сверстниками; увеличение числа детей с эмоциональными проблемами; снижение избирательности внимания и оценки информации, уменьшение объема рабочей памяти; общей астенизации всего организма; снижение мышечной силы; рост каждые десять лет на 10–15% основных форм психических заболеваний; рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья».

         Основная проблема развития, воспитания и образования современного ребенка, на наш взгляд, находится в той среде, где он растет. Нерациональное использование  потенций ребенка оказывается ущербным, отрицательно сказывается на необходимом в   любом возрасте личностно-развивающемся становлении, основанном на взаимодействии между детьми и взрослыми, внимании и уважении к личности ребенка. В результате таких воспитательных промахов занижается самооценка ребенка, пропадает «творческая активность, обеспечивающая художественно - эстетическое развитие», раскрытие потенциальных, заложенных природой, возможностей и способностей.

Ребенок имеет полное право прожить все этапы детства, развивая и обогащая внутренний мир. Вот почему основной задачей воспитания и образования дошкольников по - прежнему остается сохранение или воссоздание утраченных со временем условий, при которых ребенок имеет возможность играть со сверстниками, кооперироваться и взаимодействовать с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявлять творческую инициативу, удовлетворять природное любопытство, когнитивно развиваясь. Именно в дошкольном возрасте ребенок получает первые, но столь необходимые в дальнейшем коммуникативные навыки общения, учится выстраивать отношения в коллективе.

Сегодня важно обеспечить каждому ребенку внимание и заботу о его психическом и физическом здоровье и для этого совместными усилиями дошкольных учреждений и семьи важно сформировать у малышей чувство эмоционального благополучия и психологического комфорта, вновь обратить пристальное внимание на отечественную народную культуру, обеспечивающую  социокультурную преемственность поколений, сохранение великого русского языка. «Речь и поведение многих молодых родителей в полной мере отражает увлечение наиболее примитивными образчиками массовой культуры. "Новояз" представляет из себя такой немыслимый конгломерат иноязычных слов и русских вульгаризмов, речевых штампов и не к месту употребляемых терминов, что его уже трудно назвать русским языком....Лингвистическая культура, испытывающая мощное англоязычное и американское влияние, в значительной мере обедняется также за счет примитивизации и слога, и лексикона средств массовой информации",   иначе в скором времени из дошкольников, как подрастающего пытливого и воспринимающего любую, как правило неотфильтрованную информацию, поколения  мы можем получить новый тип молодежи – преуспевающих, мобильных, информативных, но мало думающих, прагматичных, меркантильных, циничных, склонных к реализации только личных интересов, добивающихся успехов любыми средствами, даже противоправными, утративших престиж и понимание значимости нравственных поступков или прямо противоположный тип людей с заниженной самооценкой, пессимистов, со сформированным в семье и социуме чувством вечного аутсайдера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы доступности дошкольного образования и пути их решения.

Одной из наиболее актуальных проблем в развитии современного образования является обеспечение равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу. В целях создания благоприятных условий дл...

Актуальные проблемы воспитания и образования детей в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС ДО

Ключевая линия дошкольного детства — это приобщение ребёнка к ценностям культуры, а не обучение его письму, счету и чтению. И это приобщение происходит через игру. Ребенок должен овладеть умением жить...

Доклад по теме: «Актуальность проблемы интеграции дошкольного образования» в рамках семинара: «Теория и практика интегрированного обучения в дошкольном образовательном учреждении»

Дошкольный возраст – это сензивный период для формирования фонематического восприятия детей, развитие всех сторон речи, расширение и обогащение детских представлений о разнообразии окружающего мира....

ДОКЛАД ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Актуальные проблемы инклюзивного дошкольного образования в свете ФГОС ДО».

«Государствам следует признавать принцип равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность, в интегрированных структурах....

«Актуальные проблемы инклюзивного дошкольного образования в свете ФГОС ДО».

Инклюзия – это совместное обучение детей с особыми образовательными потребностями с их нормально развивающимися сверстниками....

«Актуальные проблемы инклюзивного дошкольного образования в свете ФГОС ДО».

laquo;Государствам следует признавать принцип равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность, в интегрированных ст...

Актуальные проблемы повышения качества образования по физической культуре в ДОУ

Аннотация. Статья посвящена анализу сущности понятия «качество образования» по физической культуре на основе изучения требований законодательства, а также посредством анализа смежных катег...