Проект по теме: Культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста.
проект (младшая группа)
Данный проект по формированию культурно-гигиенических навыков содержит методические рекомендации, практический материал. Практическая значимость проекта заключается в создании единого здоровье сберегающего воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Рекомендован для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, педагогов дополнительного образования, родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 40.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Росинка»
Проект «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы» МДОУ «Росинка»
г.Салехард
Проект по теме: Культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста.
Данный проект по формированию культурно-гигиенических навыков содержит методические рекомендации, практический материал. Практическая значимость проекта заключается в создании единого здоровье сберегающего воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Рекомендован для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, педагогов дополнительного образования, родителей.
Содержание
1. Актуальность проекта
2. Цель и задачи проекта
3. Ожидаемые конечные результаты реализации проекта
4. Перечень основных направлений проекта
5. Краткое описание проекта по этапам
Тип проекта : Групповой, творческий, долгосрочный.
Подготовительный- сентябрь, основной- октябрь-апрель, заключительный- май.
Участники проекта:
Воспитатели, дети (воспитанники 2-ой младшей группы, возраст воспитанников 3-4 года, родители воспитанников группы.
Гипотеза проекта:
Развитие культурно-гигиенических навыков ребенка – первый шаг в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни.
Актуальность проекта:
Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, она продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.
Кроме того, воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Цель:
Формирование основы культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
Образовательные задачи:
· способствовать осмыслению детьми и родителями необходимости соблюдения правил личной гигиены;
· познакомить с алгоритмом выполнения культурно-гигиенических навыков;
· приучать детей следить за своим внешним видом, продолжать формировать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком;
Развивающие задачи:
· развитие эмоциональных качеств;
·развитие внимательности и наблюдательности, творческого воображения;
Воспитательные задачи:
· воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, опрятными;
формировать простейшие навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
· создавать условия для развития умений у детей самостоятельно использовать полученные навыки в повседневной жизни в детском саду и дома;
· формировать потребность у детей в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни в детском саду и дома;
· приобщить ребенка к здоровому образу жизни и гармонии тела.
Основные формы реализации проекта:
НОД по области «социализация».
Дидактические игры и упражнения.
Чтение художественной литературы.
беседы.
Работа с родителями.
Практическая значимость проекта:
Приобретение навыков согласно психолого-педагогического возраста детей.
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта:
Дети от 3–4 лет должны усвоить
Следить за своим внешним видом. Пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания. Вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком. Правильно пользоваться столовой и чайной ложками, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
Предполагаемый результат проекта для родителей:
Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей. Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков. Укрепление связей между детским садом и семьёй. Изменение позиции родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.
Перечень основных направлений проекта
Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада:
Оформить уголок дежурного.
Изготовить методическое пособие.
Пополнять и обновлять уголок здоровья в группе.
Сделать подборку дидактических игр.
Консультации | |
1. | «Как ухаживать за молочными зубами» |
2. | «Как правильно одевать ребёнка на прогулку» |
3. | «Как привить детям культурно – гигиенические навыки» |
4. | «Как приучить ребёнка к аккуратности и опрятности» |
«Движение – это жизнь», «Как вырастить ребенка здоровым?», «Воспитание навыков безопасного поведения»
Краткое описание проекта по этапам
1. Информационно-аналитический этап:
Определение уровня знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через наблюдения, беседы; составление плана работы; разработка содержания проекта; изучение литературы
Основной этап:
Выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми; большая совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач; подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме; блок занятий по области «социализация».
Заключительный:
Подведение итогов работы над проектом; анкетирование родителей и опрос детей; презентация проекта.
План мероприятий по реализации проекта
Подготовительный этап
Сбор литературы по данной теме.
Диагностика детей по данной теме.
Составление плана работы.
Разработка содержания проекта.
Основной этап:
2. Описание проекта:
Подготовительный этап.
Изучение литературы по теме.
Ознакомление с передовым опытом.
Уточнение формулировок проблемы, целей и задач.
Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, материала для работы с интерактивной доской, создание презентаций.
Создание мини – библиотеки методической ихудожественной литературы.
Подбор наглядно – тематической информации и консультации для родителей.
Основной этап.
- Разработка и проведение НОД по:
социально-коммуникативному развитию;
познавательному развитию;
художественно - эстетическому развитию;
речевому развитию.
-Ситуативные беседы и организация пед. ситуации
- Чтение художественной литературы: С. Михалков «Ежели вы вежливы», Е. Осеева «Волшебное слово», В. Степанов «Уроки вежливости», Сухомлинский «Для чего говорят спасибо», В. Голяховский «Что за слово», С. Мирошниченко «Неизвеняйка», «Случай в городе едоков», «Женина беда». В. А. Осеева «Плохо», «В одном доме», «Три товарища», русские народные сказки, рассказы, стихи; Богданович «Вежливый трамвайчик», «Стасик идёт в кино», «Кавардак на улице», С. Маршак «Светофор»; Кузнецов «Мы поссорились с подружкой», Г. Цыферов «Когда не хватает игрушек»; С. Иващенко «Артём в гостях», «Подарки на день рождение», Маша идёт на день рождение к Ире».
(- Игры: подвижные; настольно-печатные; сюжетно-ролевые; дидактические).
- Отгадывание загадок по теме.
- Рассматривание картинок и иллюстраций по теме.
- Раскрашивание раскрасок по теме.
- Работа с родителями
3.1. Условия реализации проекта
Подготовительный этап
Изучение литературы по теме Расширение знаний по теме проекта
Уточнение формулировок проблемы, целей и задач .
Пополнение предметно-пространственной развивающей среды
Основной этап
Непосредственно-образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах
Составление рассказов – рассуждений из личного опыта:
- «Волшебные слова - почему они волшебные»,
- «Как я поделился игрушкой с другом»,
- «Как и чем можно порадовать близких?»,
- «Наши добрые дела»
- «Сказочный денек»
- Разучивание песен о дружбе
- «Улыбка»,
- «Настоящий друг».
НОД:
- «Дарите людям доброту»
- «Кружка для дедушки» лепка
-«Что такое этикет» беседа
- «Путешествие в Царство вежливых наук»
- «Правила этикета» - «Путешествие в сказку» Беседы:
- «В мире вежливых слов»,
- «Путешествие в страну «Нравственности»,
- «Разговор по телефону»,
- «Вежливый собеседник и слушатель»,
- «Добрые поступки и дела»,
- «Умеешь ли ты дружить?»
Работа с пословицами:
- «Добрые слова дороже богатства»,
- «Ласковое слово лечит» и др.
Чтение художественной литературы
Дидактические игры:
Разбор проблемных игровых ситуаций о взаимоотношениях взрослого и ребенка, ребенка и ребенка.
- игры – имитации
Игровые ситуации:
- «Если я потерялся»,
- «Если рядом больной»
Конкурсы среди дежурных
- «Накрываем на стол»
- «Ухаживаем за цветами»
Ситуативные игры-истории:
- «Котик и ежик на качелях»,
- «Машина»,
- «Случай в малине»,
- «Помощь бельчонку»,
- Просмотр мультфильмов о дружбе
- Прослушивание песен
- «Дорогою добра»,
- «Доброта» (м/ф про Фунтика,
- Барбарики «Доброта»,
- песенка Леопольда «Ярко светит солнце»,
- «Если с другом вышел в путь» Сюжетно – ролевые игры:
- «Семья»,
- «День рождения куклы Тани»,
- «А у нас гости»,
- «Идем на концерт»,
- «Едем в автобусе»,
- «В магазине»,
- «В парикмахерской»,
- «В поликлинике»,
- «Детский сад»
Рисование на трафаретах
- «Украшаем одежду»
- Подвижные игры: «Добрые эльфы», «Театр теней!», «Волшебный стул», «Звери на болоте».
- Рассматривание альбомов и журналов «Подарки, сделанные своими руками»
- Лепка, рисование, аппликация, конструирование из бумаги и строительного материала на темы проекта:
- «Путешествие в страну подарков»,
- «Что такое хорошо, что такое плохо»,
- «Дополни рисунок»,
- «Пригласительный билет»,
- «Оригинальные салфетки»
- «Овощи и фрукты для магазина»,
- «Булки, плюшки, баранки»,
- «Угощение для кукол»
- Консультации для родителей на тему:
«Этикет для малышей: воспитание у ребёнка норм поведения в обществе через беседы, игры и театральные этюды».
-Сочинение и оформление сказок о Доброте
- Папки – передвижки - «Как воспитываются культурные навыки у дошкольников»
- «Этикет, как элемент культуры поведения детей»
«Научите ребенка дружить»
Диагностика детей по данной теме. Презентация проекта для педагогов ДОУ, сообщение из опыта работы по проекту.
Приложение 1
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ
1. Игра "Водичка, водичка!"
Цель: воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.
2. Игра "Вымой руки"
Цель: учить ребенка мыть руки.
3. Игра "Сделаем лодочки"
Цель: учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.
4. Игра "Мыльные перчатки"
Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.
5. Игра "Умывалочка"
Цель: учить ребенка умываться.
Привитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста является одной из важных задач воспитания. С первых дней жизни ребенка при формировании культурно-гигиенических навыков идет не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания ребенка, "вхождения" его в мир взрослых.
В целях усвоения ребенком раннего возраста с психофизическими отклонениями культурно-гигиенических навыков важно учитывать его сенсорные и моторные особенности развития.
В ходе привития навыков важно формировать координацию руки и глаза, орудийные действия (пользование ложкой, вилкой, расческой и др.), а также учить его оценивать пространственное расположение предметов по отношению к своему телу. Своевременное привитие детям культурно-гигиенических навыков способствует развитию таких личностных качеств как опрятность, аккуратность, самостоятельность, организованность. Их формирование является начальным этапом становления различных видов детской деятельности. Усвоение ребенком соотносящих и орудийных действий (расческой, мылом и др.), затем отдельных действий с предметами (например, расставить тарелки, расстелить скатерть на столе) активизируют появление следующего вида детской деятельности - предметно-игровой. Предметно-развивающая среда, создаваемая взрослым в процессе занятий по привитию социально-значимых культурно-гигиенических навыков, вводит ребенка в воображаемую игровую ситуацию и закрепляет их.
Для развития культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста можно предложить детям поиграть в игры. Дети с большим увлечением включаются в игры с водой.
Игра "Водичка, водичка!"
Цель: воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.
Оборудование: две куклы.
Ход игры: взрослый показывает детям двух кукол и говорит, что куклы хотят обедать, но у них грязные руки и лицо. Взрослый спрашивает: "Что надо сделать? - Надо вымыть куклам руки! Попросим водичку:
Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб кусался зубок, чтоб смеялся роток!"
Показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и лицо перед обедом. Далее предлагает детям вымыть свои руки и лицо, при этом взрослый повторяет потешку "Водичка, водичка!"
Игра "Вымой руки"
Цель: учить ребенка мыть руки.
Оборудование: заяц резиновый.
Ход игры: взрослый обращается к ребенку: "Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки". Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды. В конце процедуры взрослый от имени зайчика хвалит ребенка.
Игра "Сделаем лодочки"
Цель: учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.
Ход игры: взрослый обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий:
• засучить рукава (взрослый произносит потешку: "Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!");
• открыть кран;
• сложить ладони рук "лодочкой";
• подставить руки под струю воды;
• закрыть кран;
• вытереть руки полотенцем.
Затем ребенку предлагают выполнить действия, подражая взрослому, который обращает внимание ребенка на положение рук.
Игра "Мыльные перчатки"
Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.
Оборудование: детское мыло, полотенце.
Ход игры: взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания. Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: "Вот, какие у нас перчатки - белые!" Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом произносит одну из потешек:
Например:
Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,
Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!
В кране булькает вода. Очень даже здорово!
Моет рученьки сама Машенька Егорова
(взрослый называет имя ребенка).
Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!
В конце игры взрослый хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки. В случае необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.
Игра "Умывалочка"
Цель: учить ребенка умываться.
Оборудование: зеркало, полотенце.
Ход игры: взрослый приводит ребенка (после сна) в ванную комнату, просит посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т.д. Предлагает ребенку умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать. Взрослый произносит потешку:
Выходи, водица, мы пришли умыться!
Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку...
Нет, не понемножку - посмелей,
Будем умываться веселей!
В конце умывания взрослый учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, говорит: "Аи, какой чистый ребенок, посмотри на себя в зеркало!"
Игра "Почистим зубки"
Цель: учить ребенка чистить зубы.
Оборудование: две зубные щетки, стакан с водой, зеркало.
Ход игры: взрослый просит ребенка посмотреть в зеркало и улыбнуться, при этом обращает его внимание на зубы. Затем говорит, чтобы зубы не болели, нужно их чистить.
Взрослый достает две щетки: одну дает в руки ребенку, а другой показывает, как нужно проводить щеткой по зубам, при этом произносит потешку:
Ротик, ротик! Где ты ротик?
Зубки, зубки! Где вы зубки?
Щечка, щечка! Где ты щечка?
Будет чистенькая дочка!
В конце игры взрослый вместе с ребенком смотрит в зеркало и улыбается, показывая чистые зубы. При необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.
Игра "Фонтанчики"
Цель: учить ребенка полоскать рот.
Оборудование: стакан.
Ход игры: взрослый подводит ребенка к зеркалу в ванной комнате и предлагает пускать фонтанчики, произносит потешку:
Наберем водичку в рот, пусть фонтанчик оживет!
Взрослый набирает в рот воду и показывает, как выпустить воду изо рта, затем, как надо полоскать рот. Ребенку предлагается сделать так же. В конце занятия взрослый хвалит ребенка.
Игра "Делаем прическу"
Цель: учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху вниз.
Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла.
Ход игры: взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: "Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!" Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать это сделать самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает удерживать ее, вести руку с расческой сверху вниз. В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.
Игра "Кукла заболела"
Цель: учить ребенка пользоваться носовым платком.
Оборудование: кукла, носовые платки.
Ход игры: взрослый демонстрирует детям куклу и говорит: "Вот кукла Маша, она заболела, у нее насморк, ей трудно дышать через нос. В кармане у нее лежит носовой платок. Поможем Маше очистить носик!" Взрослый произнести потешку:
Маша заболела, трудно ей дышать,
Мы платочком будем носик вытирать!
Взрослый показывает детям, как правильно использовать носовой платок, демонстрируя это на кукле. Предлагает детям повторить действие.
Игра "Носики-курносики"
Цель: учить ребенка пользоваться индивидуальным носовым платком.
Оборудование: индивидуальные носовые платки.
Ход игры: взрослый произносит потешку, демонстрируя каждое действие:
Носовой платок в кармашке (достает платок из кармана),
Будем нос им вытирать (показывает действие с платком),
Чтобы носик, наш курносик, снова чистым был опять
(убирает платок в карман).
Взрослый просит каждого ребенка показать, как он умеет пользоваться носовым платком.
Игра "Приведи куклу в порядок"
Цель: формировать у ребенка интерес к самостоятельным действиям при одевании.
Оборудование: кукла, кукольная одежда.
Ход игры: взрослый достает раздетую куклу, кукольные вещи и просит ребенка помочь ему одеть куклу: "Кукла Оля не может одеться сама, ей холодно, давай оденем Олю, ей будет тепло! Сначала надо одеть трусики, потом майку, а затем платье". Взрослый предлагает ребенку одевать куклу, соблюдая последовательность. В случае необходимости применяются совместные действия.
Игра "Оденемся на прогулку"
Цель: учить ребенка одеваться, правильно соотносить предмет одежды с частью тела, застегивать одежду с помощью застежки -липучки.
Оборудование: одежда ребенка.
Ход игры: взрослый предлагает малышу одеваться на прогулку: раскладывает перед ним вещи и объясняет, что каждый предмет одежды надо надевать на определенную часть тела. Ребенок одевается, если он испытывает затруднения, взрослый помогает ему, обращает внимание на способ застегивания - липучки.
Игра "Оденемся на прогулку"
Цель: учить ребенка одеваться, правильно соотносить предмет одежды с частью тела, застегивать одежду с помощью застежки -липучки.
Оборудование: одежда ребенка.
Ход игры: взрослый предлагает малышу одеваться на прогулку: раскладывает перед ним вещи и объясняет, что каждый предмет одежды надо надевать на определенную часть тела. Ребенок одевается, если он испытывает затруднения, взрослый помогает ему, обращает внимание на способ застегивания - липучки.
Игра "Оденем кукол"
Цель: познакомить детей с разными видами застежек и способами застегивания.
Оборудование: куклы, одежда на застежках (молния, пуговицы, липучки, кнопки, крючки), коляски.
Ход игры: взрослый предлагает детям одеть кукол и покатать их в колясках, говорит: "Смотри, какая у кукол красивая одежда!", вместе с детьми рассматривает каждый предмет, обращает их внимание на застежки и демонстрирует способы застегивания.
Детям предлагается самостоятельно одеть кукол, после чего покатать в коляске.
Игра "Обед у кукол"
Цель: формировать интерес к самостоятельным действиям при накрывании стола к обеду.
Оборудование: игрушечная посуда, скатерть, две куклы.
Ход игры: взрослый просит ребенка накрыть стол для кукол, показывает необходимые предметы и действия с ними. Затем предлагает ребенку посадить кукол за стол и угостить обедом.
Игра "Убери со стола"
Цель: формировать самостоятельные действия: убирать посуду со стола, сметать крошки.
Оборудование: посуда, щетка, совочек.
Ход игры: взрослый показывает, как убирать посуду со стола на поднос, предлагает детям действовать по показу. При этом взрослый комментирует действия: "Мы кладем на поднос тарелку, чашку, ложку и т.д." Затем показывает, как сметать крошки со стола, комментирует свои действия: "Крошки со стола сметем и совочком уберем!"
Ребенку дается возможность действовать самостоятельно.
Игра "Вымой посуду"
Цель: формировать у ребенка самостоятельные действия: учить мыть посуду.
Оборудование: посуда (тарелки), губка, два тазика.
Ход игры: взрослый показывает тазик с грязной посудой и привлекает внимание ребенка к мытью посуды: демонстрирует, как правильно держать тарелку, смачивать ее водой, протирать мокрой губкой, ополаскивать в другом тазике с чистой водой, после чего, выкладывая тарелки на чистый поднос, ребенку предлагается вымыть свою тарелку.
Игра "Подготовь постель ко сну"
Цель: формировать у детей самостоятельные действия: учить ребенка расстилать свою постель.
Оборудование: кровать, подушка, простыня, одеяло, покрывало.
Ход игры: перед дневным сном взрослый предлагает детям расстелить свои постели, показывает и комментирует последовательность действий: "Сначала снимаем и складываем покрывало, затем отворачиваем одеяло и поправляем подушку". После этого взрослый предлагает детям расстелить свои постели, при необходимости помогает им.
Игра "Почистим туфли"
Цель: формировать самостоятельные действия: учить чистить обувь щеткой.
Оборудование: обувь, щетка.
Ход игры: взрослый обращает внимание детей на грязную обувь. Объясняет назначение щетки для обуви, показывает действия с ней, произносит потешку:
Щеткой чищу свои туфли - раз, два, три!
Будут чистыми они - раз, два, три!
Предлагает детям самостоятельно почистить свои туфли (ботинки).
Игра "У нас порядок"
Цель: вызвать у ребенка интерес к самостоятельным действиям: учить подметать пол.
Оборудование: веник, совок, ведерко с водой, игрушки.
Ход игры: взрослый говорит, что скоро в гости придут игрушки, обращает внимание, что в комнате беспорядок. Предлагается детям подмести пол. Затем взрослый показывает, как пользоваться веником и совком. Дается возможность детям действовать самостоятельно. После этого взрослый обыгрывает ситуацию: приходят игрушки в гости к детям (Чебурашка, Буратино, Петрушка и др.), они обращают внимание на порядок, спрашивают у детей, кто убирал в комнате.
Приложение 2
Конспект занятия в младшей группе на тему: «Оденем куклу Машу на прогулку зимой»
Цель: формировать представления у детей младшего возраста о том, как нужно одеваться в зимний период, правильный порядок одевания куклы на прогулку.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с зимней одеждой; формировать навыки самостоятельности одевания одежды.
Развивающие: развивать речь, память, внимание и мелкую моторику.
Воспитательные: воспитывать аккуратность, терпеливость и бережное отношение к одежде.
Материал: кукла Маша, кукольная одежда: шапка, куртка, колготки, носки, кофта, варежки, картинки с зимним пейзажем.
Воспитатель: ребята, посмотрите, я принесла картины. А какое же там нарисовано время года?
Дети: на этой картине изображено зимнее время года.
Воспитатель: да, молодцы. А какая погода зимой бывает?
Дети: становится очень холодно на улице, люди одевают теплую одежду.
Воспитатель: А какие предметы одежды вы знаете?
Дети: шапка, куртка, колготки, носки, кофта, варежки.
Воспитатель: Молодцы, вы правильно назвали. Теперь давайте с вами немного отдохнём и сделаем физкультминутку.
Воспитатель проводит физкультминутку
Физминутка Зима
Мы зимой в снежки играем, мы играем. (имитация лепки снежков)
По сугробам мы шагаем, мы шагаем. (шагаем, высоко поднимая колени)
И на лыжах мы бежим, мы бежим. (пружинистые движения на на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)
На коньках по льду скользим, мы скользим. (плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)
И снегурочку лепим мы, лепим мы. (соответствующие движения)
Гостью-зиму любим мы, любим мы. (развести руки в поклоне и поставить на пояс)
Воспитатель: Сегодня, к нам в гости пришла кукла Маша. Давайте ей поможем, у нее случалась беда. Она не может понять как же надо одеваться зимой. Поможем Маше?
Дети: да.
Воспитатель: А теперь давайте покажем Маше как нужно одеваться.
Дети: давайте.
Воспитатель: Женя, скажи, что нужно одевать первым? (Колготки.) Молодец, правильно!
Миша, что одеваем затем? (Кофту.) Молодец!
Воспитатель: Алиса, а что нужно одевать после того как мы одели кофту? (Штаны.)
Воспитатель: Правильно, какие вы молодцы! А затем, что одеваем Арсений (надо одеть носки и сапожки) молодец!
Воспитатель: Костя, а после носочков и сапожек мы оденем куртку? (Да.)
Воспитатель: Кто мне скажет, что мы оденем в последнюю очередь?
Дети: Шапку, шарф и варежки.
(Дети вместе с воспитателем начинают одевать куклу в последовательности, которую называли дети.)
Воспитатель: Ребята! Вот мы и одели Машу на прогулку! Молодцы, ребята! Ребята, как выдумаете мы Маше помогли научиться правильно одеваться?
Дети: да, помогли.
Воспитатель: А теперь нужно попрощаться с Машей и сказать ей до свидания!
Дети: До свидания, Машенька. Приходи к нам в гости еще раз.
Конспект сюжетно-ролевой игры «Ждем гостей» в 2 младшей группе
Цель: Закрепить с детьми правила гостеприимства и сервировки стола. Внести в игру новые элементы.
Задачи образовательных областей:
Побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игру. Прививать элементарные навыки социального общения.
Обогащать словарь детей: салфетница, заварник, молочник.
Использовать игру для формирования разнообразных интересов и творческих способностей детей; прививать чувство коллективизма, отзывчивость, доброжелательность.
Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими;
Предварительная работа:
Чтение сказок К. Чуковского. (Муха-Цокотуха, Федорино горе, Мойдодыр)
Рассматривание картинок самовара. Беседа о самоваре.
Оборудование: Разрезные картинки (с изображением самовара, мухи-цокотухи, денежки); иллюстрация Мухи-Цокотухи; скатерть, принадлежности для сервировки стола (салфетница, блюдца, чашки, ложечки, молочник, заварник, самовар, муляжи конфет, печенья;
Ход Игры
В: Ребята посмотрите у нас появились новые разрезные картинки. Давайте соберем и узнаем, что на них изображено.
Д: Муха-цокотуха, самовар, денежки.
В: Кто помнит из какой это сказки.
Д: К. Чуковского Муха-Цокотуха.
В: Кто помнит как начинается эта сказка.
Д: Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар:
В: Правильно. А как вы думаете, Зачем к нам пришла Муха-Цокотуха.
Д: За помощью. Что бы мы помогли ей накрыть на стол.
В: Если вы согласны ей помочь, то тогда поехали.
Логоритмика «Автобус»
В: Ну вот мы и приехали к Мухе-Цокотухе в гости. Как вы думаете с чего нужно начинать, когда мы ждем гостей. (дети вместе убирают игрушки)
Д: С уборки.
В: Я с вами согласна, уберем игрушки на свои места, чтоб у нас было чисто.
В: Какой у нас порядок. Теперь можно начинать и накрывать на стол, но что надо сделать перед этим?
Д: Помыть с мылом руки. (дети идут умываться)
В: Вот теперь мы можем приступать к сервировки стола.
Дети совместно с воспитателем, расматривают все принадлежности для сервировки стола. Обговаривают для чего нужен этот предмет, закрепляют название и совместно решают куда его ставить.
В: Ну вот ребята мы с вами и помогли Мухе-Цокотухе навести порядок и накрыть на стол. Она вас всех благодарит и приглашает на чаепитие.
Дети садятся за стол и имитируют чаепитие. Самостоятельная игровая деятельность детей.
Культурно-гигиенические навыки - важная составляющая часть культуры поведения. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни. Прививая детям дошкольного возраста культурно - гигиенические навыки, мы параллельно влияем на многие психические процессы в развитии ребёнка и формируем основы здорового образа жизни. Именно в дошкольном детстве ребенок с удовольствием выполняет простейшие умения и навыки гигиенической культуры, с интересом изучает себя, радуется самостоятельным и совместным действиям и их результату (чистые руки, хорошее настроение, одежда сложена аккуратно). Испытывает удовлетворение от одобрительных оценок взрослого, стремясь самостоятельно повторить положительное действие. В этом возрасте ребенок способен правильно совершать процессы умывания, мытья рук, ухаживать за внешним видом, пользоваться носовым платком, помочь в организации процесса питания, правильно пользоваться столовыми приборами и салфеткой, аккуратно есть, стремясь к самостоятельным действиям.
Таким образом, воспитание культурно - гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребёнка. Вместе с тем оно включает важную задачу - воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. «Одна из важнейших задач детского сада, - писала Н. К. Крупская - привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье». Все меры, которые разрабатывает дошкольная гигиена, способствуют нормальному физическому, психическому и гигиеническому развитию детей, укреплению их здоровья. Вывод по результатам реализации проекта
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
педагогический проект на тему "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста"
Проект на тему "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста"...
Проект по теме: «Культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста».
Уважаемые педагоги!!!Данный проект по формированию культурно-гигиенических навыков содержит методические рекомендации, практический материал. Практическая значимость проекта заключается в с...
Сообщение из опыта работы Подосинниковой Ирины Николаевны, музыкального руководителя, по теме: "Развитие певческих навыков у детей младшего дошкольного возраста"
Сообщение по теме: "Развитие певческих навыков у детей младшего дошкольного возраста"...
Творческий проект на тему: «Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста»
Цель проекта:Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.Задачи для педагога:подготовить методический материал по данной теме, картотеки пальчиковых игр...
Опыт работы на тему:«Формирование двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраста нетрадиционными средствами физического воспитания"
СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТА: ИПМ – 1 Сведения об автореИПМ – 2 Условия формирования опыта2.1. Факторы, способствующие формированию опыта2.2. Характеристика дошкольного учрежденияИПМ – 3 Теоретическая интерп...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности
Многие родители, заботясь о том, как лучше подготовить детей к школе, обращают внимание, в основном, на чтение и счет.Но именно в сфере моторики произвольного внимания чаще всего наб...