Методическая разработка на тему: "Технологии обучения здоровому образу жизни как условие формирования навыков здоровьесбережения у детей дошкольного возраста"
методическая разработка

Зайцева Ольга Михайловна

Формирование здорового образа жизни -  это воспитание комплекса разнообразных навыков, правил, умений и знаний, которые дети могут применять на практике. Такой образ жизни создаёт у них мотивацию и стремление быть здоровым, ценить хорошее самочувствие, уметь защищать себя и своих сверстников от вредных влияний среды и нежелательных контактов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx24.79 КБ

Предварительный просмотр:

Технологии обучения здоровому образу жизни как условие формирования навыков здоровьесбережения у детей дошкольного возраста

Подготовила: Зайцева Ольга Михайловна, воспитатель  ГБДОУ №114 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

« Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.»

B. А.Сухомлинский

Цели и задачи:

  • Придание оздоровительной направленности всей организации жизнедеятельности ребёнка в детском саду.
  • Формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни.
  • Накопление знаний о здоровье, обретение умений и навыков, поддерживающих и сохраняющих здоровье.
  • Формирование у детей элементарных знаний о человеческом организме и бережном отношении к своему здоровью.

Актуальность

Охрана здоровья детей - приоритетное направление деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно - полезным трудом.

На сегодняшний день проблема здоровья детей очень актуальна.

Состояние здоровья российских дошкольников вызывает серьёзную тревогу как у родителей, так и у педагогов. Если обратиться на несколько десятилетий назад, то можно увидеть, что дети рождались более крепкими и здоровыми. Не было такого числа врождённых заболеваний и различных патологий. Нашим детям в современном мире приходится расти и развиваться на фоне неблагоприятной экологической ситуации, постоянного стресса. Это не может не отражаться как на физическом, так и на психологическом здоровье ребёнка.

Здоровье, согласно определению ВОЗ,- это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.        

Чтобы быть здоровым, нужно владеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении.

Дошкольный возраст является наиболее важным в формировании основ физического, психического, интеллектуального и социального здоровья, в становлении его личностных качеств. В этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Это комплекс здоровье сберегающих технологий.

Здоровье сберегающая технология - это целостная система воспитательно - оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и медицинского работника.

Принципы здоровье сберегающих технологий :

  • Принцип «Не навреди»;
  • Принцип сознательности и активности;
  • Непрерывности здоровье сберегающего процесса;
  • Систематичности и последовательности;
  • Принцип доступности и индивидуальности;
  • Всестороннего гармонического развития личности;
  • Системного чередования нагрузок и отдыха;
  • Постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
  • Возрастной адекватности здоровье сберегающего процесса и др.

На современном этапе развития дошкольного образования мы работаем согласно Федерального государственного стандарта дошкольного образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10 2013 г. №1155). Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Стандарт направлен на решение нескольких задач, среди которых выделена задача охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Все эти задачи педагогам необходимо решать интегрировано, обеспечивая разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Такая интеграция возможна только при условии реального соединения в единое целое процессов обучения, воспитания и развития. С введением ФГОС образование должно стать более безопасным, здоровье формирующим, здоровье сберегающим.

Цель здоровье сберегающих технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить его использовать эти знания в повседневной жизни.

Существует десять основных правил здоровье сбережения:

1.Соблюдайте режим дня!

2. Обращайте больше внимания на питание!

3.Больше двигайтесь!

4.Спите в прохладной комнате!

5.Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

6.Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

7.Гоните прочь уныние и хандру!

8.Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

9.Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

10. Желайте себе и окружающим только добра!

Здоровье сберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:

  • Технологии сохранения и стимулирования здоровья;
  • Технологии обучения здоровому образу жизни;
  • Коррекционные технологии;

К технологии обучения здоровому образу жизни относятся:

  • Физкультурное занятие
  • Проблемно - игровые ситуации (игротерапия)
  • Коммуникативные игры
  • Занятия из серии «Здоровье»
  • Самомассаж, точечный массаж
  • Активный отдых

Физкультурное занятие - 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст- в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст - 15-20 мин., Средний возраст - 20-25 мин. , Старший возраст - 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.

Проблемно - игровые ситуации (игротренинги и игротерапия ) - в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано незаметно для ребёнка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Игротерапия - процесс взаимодействия ребёнка и взрослого посредством игры, в котором на глубинном ценностном уровне происходит волшебное таинство собирания и укрепления собственного «Я», успешное моделирование собственного, настоящего и будущего. Это процесс совместного с ребёнком проживания и осмысления какой-либо жизненно важной ситуации, поданной в игровой форме. Все занятия строятся от простого к сложному, комплексно чередуя игры и упражнения по развитию внимания, памяти , речи, релаксации.

Коммуникативные игры - 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определённой схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и другие. Играя с детьми в коммуникативные игры, взрослые оказывают практическую помощь детям в социальной адаптации; развивают средства невербальной коммуникации: мимику, пантомиму, жестикуляцию; создают позитивное отношение к собственному телу и развивают способность управлять им; развивают умение понимать друг друга; вникать в суть полученной информации; учат определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений и речи ; воспитывают доверительное отношение друг к другу; развивают воображение, образное мышление.

Коммуникативные игры классифицируются в соответствии с той функцией, которую они выполняют в развитии динамической стороны общения у детей.

  • Игры - пластические импровизации, развивающие творческое воображение и эмоционально выразительные движения («Репка», «Бабочка и ветерок», «Игра со стульчиками»)
  • Игры - зеркала, пластические движения в парах, направленные на развитие навыков невербального общения («Море волнуется», «Зеркало» и др.)
  • Тактильные игры, когда дети трогают друг друга, держатся за руки («Гори ясно», «Волк и гуси»).

Занятия из серии « Здоровье» - 1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития . В ходе таких занятий детям даются представления о строении собственного тела, назначении органов , о том что полезо и вредно для человеческого организма, а также прививаются элементарные навыки по уходу за собой и оказанию первой помощи. Эти занятия имеют огромное значение в воспитании у ребёнка потребности в здоровом образе жизни.

Самомассаж, точечный массаж - является наиболее простым, доступным пониманию и исполнению ребёнка. Используются массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук: поглаживание, растирание, лёгкое надавливание, пощипывание, похлопывание, сгибание, разгибание пальчиков, как всех, так и поочерёдно. Используются упражнения: катание одного грецкого ореха или шарика, катание ребристого карандаша, имитация скатывания колобка, палочек, как в лепке, сжимание резиновых игрушек разной плотности и др. Рекомендуется проводить 2 -3 раза в день на занятиях, физ. минутках, прогулках. Каждое упражнение выполняется 8 раз: по 4 раза для правой и левой руки. После каждого упражнения следует делать расслабляющие поглаживания и встряхивания рук. Поскольку у дошкольников преобладает конкретно - образное мышление, ко многим массажам придуманы стихотворные тексты. Их содержание и ритм максимально приближены к характеру самого движения, чтобы у ребёнка возникал конкретный образ. Начинать следует с согревающих движений, делающих мышцы более податливыми, а движения безболезненными.

Активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья»). При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно, чем на физкультурном занятии, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях. Физкультурные праздники и досуги обязательно сопровождаются музыкой: это благотворно влияет на развитие у детей чувства прекрасного, закрепляет умения двигаться под музыку, понимать характер музыкального произведения, развивает музыкальный слух, память. На участке детского сада имеется спортивное оборудование, которое позволяет обеспечить максимальную двигательную активность детей на прогулке.

Заключение:

Формирование здорового образа жизни -  это воспитание комплекса разнообразных навыков, правил, умений и знаний, которые дети могут применять на практике. Такой образ жизни создаёт у них мотивацию и стремление быть здоровым, ценить хорошее самочувствие, уметь защищать себя и своих сверстников от вредных влияний среды и нежелательных контактов.

Сформированные в раннем детстве навыки здорового образа жизни сохраняются и в дальнейшем. Ребёнок, взрослея, будет всегда защищён от разнообразных вредных воздействий, с которыми ему неизбежно придётся сталкиваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению детей здоровому образу жизни (ОБЖ) с использованием здоровьесберегающих технологий для старшего дошкольного возраста. Правила личной гигиены.

    Программное содержание: 1. Продолжение беседы с детьми о ценности здорового образа жизни.2.Довести до сознания детей необходимость и важность соблюдения...

Презентация "Формирование основ здорового образа жизни через организацию совместной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста."

Данная презентация ,надеюсь поможет педагогам в работе с младшими дошкольникамипо формированию основ ЗОЖ....

Методическая разработка по приобщению ребенка к здоровому образу жизни в группе раннего возраста.

Важная составляющая часть культуры поведения человека - это культурно - гигиенические навыки (КГН). Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет роль в охране их здоровья. От знания...

Педагогические условия формирования навыков словообразования у детей дошкольного возраста

В статье раскрывается педагогические условия формирования навыков словообразования у детей дошкольного возраста...

Методическая разработка по приобщению ребёнка к здоровому образу жизни в группе раннего возраста

Формирование детского ЗОЖ является решающим фактором формирования здоровых привычек на протяжении всей жизни....

Методическая разработка ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ЗНАНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОО

Экспериментальная работа по выявлению уровня развития знаний, о здоровом образе жизни, у детей старшего дошкольного возраста .В ней принимали участие 10 человек детей....

Сборник методических материалов «Здоровье и здоровый образ жизни»для использования в работе с детьми старшего дошкольного возраста .

В методическом сборнике по подвижным играм для общеобразовательных организаций включены подвижные игры, и конспекты занятий, которые можно использовать на занятиях по физической культуре, а также при ...