Методическая разработка ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ЗНАНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОО
методическая разработка (старшая группа)
Экспериментальная работа по выявлению уровня развития знаний, о здоровом образе жизни, у детей старшего дошкольного возраста .В ней принимали участие 10 человек детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 175.86 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ЗНАНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОО
Задачи и методика констатирующего эксперимента:
Экспериментальная работа по выявлению уровня развития знаний, о здоровом образе жизни, у детей старшего дошкольного возраста проводилась в ЧДОУ «Детский сад «Здоровье», Московского района г. Санкт-Петербурга в ней принимали участие 10 человек детей.
Цель констатирующего эксперимента:
- определить уровень сформированности знаний детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни.
Задачи:
- отобрать диагностические методики для исследования представлений о здоровом образе жизни, у старших дошкольников
- провести диагностику
- проанализировать полученные результаты.
Для выявления представлений о здоровом образе жизни, мы продиагностировали 10 дошкольников старшей группы детского сада.
Использован следующий диагностический инструментарий:
1.Методика И. М. Новиковой «Формирование о здоровом образе жизни у дошкольников» (Наблюдение за детьми в режимные моменты) [25]
2.Методика В. Т. Кудрявцева «Беседа о здоровом образе жизни» [19]
Методики представляют собой оригинальный диагностический комплекс, включающий беседу, и наблюдения в режимные моменты дня. Результаты констатирующей диагностики с детьми заносились в оценочные листы, которые представлены в таблице в (Приложении №1.)
1.Методика И.М. Новиковой «Наблюдения за детьми в режимные моменты» [25] Направлена на изучение потребностей детей в выполнении гигиенических и закаливающих мероприятий, включают наблюдения за мытьем рук, полосканием полости рта после еды, поведением во время утренней гимнастики, во время приёма пищи, закаливающих мероприятий, прогулки, подготовки к дневному сну и в свободной игровой деятельности.
Для определения уровня сформированности здорового образа жизни автор использует следующие критерии:
1) выполнение КГН
2) поведение на утренней гимнастике, прогулке, подготовке ко сну, в игровой деятельности детей
3) активное участие в оздоровительных и закаливающих мероприятиях
Оценка результатов по поведенческо-деятельностному критерию:
Высокий уровень (красный) – ребенок проявляет инициативу и самостоятельность при подготовке и проведении оздоровительных, закаливающих и гигиенических мероприятий на основе осознания их необходимости, присваивает переданный взрослыми опыт, переносит его в самостоятельную деятельность. Способен определить и направить себя на формирование здорового образа жизни в различных видах деятельности и в привычках.
Средний уровень (зелёный ) ‒ ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в ходе оздоровительных, закаливающих и гигиенических мероприятий, но она связана с положительным эмоционально-чувственным переживанием или проявляется на основе подражания другим детям, частично присваивает переданный взрослыми опыт, но затрудняется переносить его самостоятельную деятельность. Способен определить сущность некоторых видов деятельности, предметов, объектов и явлений окружающей действительности для формирования здорового образа жизни.
Низкий уровень (синий) ‒ ребенок не проявляет инициативу и самостоятельность в ходе оздоровительных, закаливающих и гигиенических мероприятий, не присваивает переданный взрослыми опыт и не переносит его самостоятельную деятельность. Не способен выявить сущность различных видов деятельности и предметов окружающей действительности на формирование ЗОЖ. Данные, полученные в результате исследования по методике И. М. Новиковой «Наблюдение за детьми в режимные моменты дня»», представлены в Приложении № 1 (таблица 1.)
2. Диагностика детей по методике В. Т. Кудрявцева [19] с целью выявления представлений о здоровом образе жизни у дошкольников
Для выявления представлений дошкольников о здоровом образе жизни использовалась беседа, предложенная В. Т. Кудрявцевым. В неё были включены следующие вопросы:
- Что такое здоровье?
- От чего человек может заболеть?
- Что нужно делать, чтобы быть здоровым?
- Зачем нужно делать утреннюю гимнастику?
- Что такое полезные привычки и вредные?
- Знаешь ли ты, о последствиях вредных привычек?
- Ведешь ли ты здоровый образ жизни? Что делаешь для этого?
- Что такое закаливание?
- Как можно закаливаться?
- Почему нужно соблюдать здоровый образ жизни?
Для определения уровня сформированности здорового образа жизни автор использует следующие критерии:
1) представления детей о здоровье, как о состоянии человека и о влиянии окружающей среды на здоровье человека
2) взаимосвязь здоровья и образа жизни (знание полезных привычек и отношение детей к вредным привычкам)
3) участие в оздоровительных и закаливающих мероприятиях
- Каждый полный и правильный ответ оценивается двумя баллами
- за неполный или неточный ответ дается 1 балл
- за неверный ответ или за отказ отвечать дается 0 баллов.
Уровни сформированности когнитивного компонента определяются по сумме набранных баллов.
В соответствии с выделенными критериями В. Т. Кудрявцев выделяет уровни сформированности здорового образа жизни у детей старшей группы следующим образом:
Высокий уровень(10 баллов и более) – ребенок имеет четкое представление о понятии «здоровье» и связывает его с состоянием человека, окружающей среды, уверенно называет полезные и вредные привычки и объясняет их влияние на состояние здоровья, понимает значение гигиенических процедур и закаливания для здоровья, знает некоторые способы закаливания.
Средний уровень (от 5 до 9 баллов) – ребенок имеет частичное представление о понятии «здоровье», связывает его с состоянием человека, с помощью взрослого устанавливает связь между здоровьем и окружающей средой, частично имеет представление о полезных и вредных привычках, с помощью наводящих вопросов определяет их влияние на здоровье, понимает значение некоторых гигиенических процедур, способы и значение закаливания называет с помощью взрослого.
Низкий уровень (менее 5 баллов) – ребенок не имеет системных представлений о понятии «здоровье» как состоянии человека, не связывает его с состоянием окружающей среды, не может рассказать о вредных привычках, полезные привычки называет с помощью наводящих вопросов, не может определить их влияние на здоровье, имеет расплывчатое представление о закаливании и его способах, о значении гигиенических процедур.
Беседа проводилась с детьми индивидуально, при этом создавалась спокойная, комфортная обстановка в группе. Дети с желанием делились своими представлениями, знаниями на заданные вопросы.
Данные, полученные в результате исследования по методике В. Т. Кудрявцева «Беседа о здоровом образе жизни», представлены в (Приложении № 1) (таблица 2.)
Результаты констатирующего эксперимента:
Наблюдение за детьми в режимные моменты дня, позволил выявить особенности знаний у детей старшего дошкольного возраста, после проведения количественного и качественного анализа на основании итоговых показателей проведённой методики, показали следующие результаты в группе.
Четверо детей, что составляет 40% от общего количества детей группы старшего дошкольного возраста - выявлен высокий уровень, определенные навыки, уже доведены до автоматизма:
- мыть руки с мылом после прогулки они не забывают
- самостоятельны в КГН
- аккуратно складывают одежду перед сном, (умеют вывернуть одежду)
- правильно ведут себя за столом, двое из них, пытаются учиться пользоваться ножом, с желанием помогают в сервировке стола.
- дети без напоминаний готовятся к утренней гимнастике и дыхательной гимнастике, после сна.
- активны в подвижных играх, принимают инициативу в её проведении.
Трое детей, что составляет 30% от общего количества детей группы старшего дошкольного возраста - имеют средний уровень развития навыка.
Эти дети проявляю самостоятельность и инициативу при проведении оздоровительных, закаливающих, гигиенических мероприятий эпизодически: По прошествии обеда девочка говорит: «Нужно умыть рот после еды и руки, если «сладкие» они!». Если воспитатель поддерживает ее: «Ребята, нам напомнили, что надо умыть рот и вымыть руки», то девочка выполняет эту процедуру. Она ждёт подтверждения к действию. В том случае, если воспитатель не оказывает поддержки, ребенок самостоятельно действие не выполняет.
Определенные навыки у этих дошкольников почти доведены до автоматизма, например:
- мыть руки с мылом после прогулки они не забывают (но, иногда спрашивают с мылом?)
- стараются аккуратно складывают одежду перед сном
- правильно ведут себя за столом.
- дети после напоминаний готовятся к утренней гимнастике и дыхательной гимнастике, после сна.
Другие навыки еще находятся в стадии формирования:
-пользоваться правильно вилкой и ножом
-следить за аккуратностью в одежде
-полоскать рот после еды и др.
- полностью смывать мыло и грязь с рук после прогулки на улице.
В игровых ситуациях дети обнаруживают недостаточное понимание факторов, влияющих на здоровье: «покупая» полезные для здоровья вещи, ребёнок выбирает овощи, молоко и колбасу, объясняя, что «колбаска – это вкусно», в то же время скакалку она не берет, т. к. «это для игры».[34]
Трое детей, что составляет 30% от общего количества детей группы старшего дошкольного возраста, имеют низкий уровень развития навыков здорового образа жизни по поведенческо-деятельностному критерию. В основном, эти ребята умеют выполнять гигиенические и оздоровительные процедуры, однако самостоятельно и сознательно они этого не делают. Так, отказываются после еды, воспользоваться салфеткой, ребёнок говорит: «У меня и так чистый рот!». Некоторые дети моют руки только после напоминания воспитателя, неумело открывают кран для воды, не следят за внешним видом, забывают причесаться. Несколько девочек с большой неохотой выполняют утреннюю гимнастику, и дыхательную после сна, редко играют в подвижные игры в группе и на прогулке.
Результаты наблюдений за детьми по методике И. М. Новиковой представлены в таблице Приложении №1 и обобщенно в диаграмме на рисунке №1
Рис. 1 «Уровни развития знаний здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в наблюдении за детьми в режимные моменты дня» по методике И. М. Новиковой
В группе, также проведён количественный и качественный анализ на основании итоговых показателей методики В. Т. Кудрявцева
Четверо детей, что составляет 40 % от общего количества детей в группе старшего дошкольного возраста с высоким уровнем знаний, о здоровом образе жизни. Дети уверенно называют виды закаливания, например: умываться и мыть руки холодной водой, загорать на солнце. Серафима З., говорит, что она ходит дома босиком и летом по траве на даче. Понимают сущность вредных привычек, говорят, что человек может даже попасть в больницу. Оля О., называет, что грызть ногти плохая привычка. Перечисляют, что надо делать в детском саду, чтобы быть здоровым: утром гимнастику делать в группе, физические упражнения с воспитателем на прогулке, ходить в бассейн после сна.
Четверо детей, что составляет 40 % от общего количества детей в группе старшего дошкольного возраста со среднем уровнем знаний о здоровом образе жизни по когнитивному критерию, имеют частичное представление о здоровом образе жизни, полезных и вредных привычках, способах укрепления здоровья, однако в основном они отвечают на вопросы с помощью взрослого. Например Маруся К., рассказала о том, зачем нужна утренняя гимнастика: «Утреннюю гимнастику нужно делать, чтобы быть сильным и стройным, мама говорит, что никогда не потолстеешь и будешь здоровой». Однако на вопрос о том, как можно закаляться, не смогла ответить, она не соотносит утреннюю гимнастику как способ оздоровления. На первый вопрос ребенок отвечает: «Здоровье – это когда у тебя ничего не болит». О вредных привычках она знает, говорит, что забывает иногда чистить зубы перед сном, папа курит много, а это вредно.
На наводящий вопрос воспитателя: «А что полезно кушать?» девочка говорит: «Полезно есть всякие фрукты, витамины, сладости». Таким образом, знания ее в области здорового образа жизни не полные и недостаточно точные.
Двое детей, что составляет 20% от общего количества детей группы старшего дошкольного возраста, имеют низкий уровень знаний о ЗОЖ.
Дети с низким уровнем развития навыков по когнитивному критерию не имеют системных знаний о здоровом образе жизни, полезных и вредных привычках, способах закаливания, ждут помощи от воспитателя и соглашаются с определением. Мальчик Миша М. не смог ответить на вопросы, что такое здоровье и что нужно делать, чтобы быть здоровым. Но считает, если делать гимнастику будешь сильным! Полезными привычками дети считают: «покупать сладости» и «хорошо кушать», вредных привычек назвать не могут, задают встречный вопрос: «Что такое привычки?» С помощью наводящих вопросов в беседе выясняем: «Что такое полезные привычки?!»
О способах закаливания дети долго думают что сказать, и ответа нет.
Результаты у детей о ЗОЖ по методике В. Т. Кудрявцева, представлены в Приложении №1 в (таблице 2,) и обобщенно по диаграмме на рисунке 2.
Рис.2 «Выявление уровня знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста по когнитивному критерию» по методике В. Т. Кудрявцева.
Сравнительная диаграмма результатов констатирующего эксперимента диагностики по двум методикам: И. М. Новиковой и В. Т. Кудрявцева представлена в диаграмме на рисунке 3.
Рис.3 Результаты констатирующего эксперимента
Достаточно много детей, самостоятельно справляются с КГН, правильно пользуются мылом, полотенцем, проявляется аккуратность в складывание одежды. Проявляют желание выполнять гимнастику утром, любят подвижные игры. Дети вежливы, здороваются с работниками ДОО и говорят «спасибо» после приёма пищи и задвигают стульчики к столу.
В целом дети продемонстрировали достаточно полные знания о том, зачем делать утреннюю гимнастику: «будешь сильным и здоровым», «тогда не будешь болеть», «чтобы не толстеть», «чтобы закаляться». Дети довольно много знают о полезных и вредных привычках: «полезно есть фрукты», «полезно делать гимнастику», «курить – очень вредно», «плохая привычка – грызть ногти», «плохо если забыл почистить зубы перед сном». Сложнее всего детям оказалось отвечать на вопросы о том, от чего человек может заболеть и что нужно делать, чтобы быть здоровым.
Ответы были такие: «человек болеет, если простудится», «если съесть что-то несвежее, заболит живот», «чтобы не болеть, надо тепло одеваться», «чтобы не болеть, надо все съедать», «чтобы быть здоровым, надо не болеть», «чтобы не болеть, надо мыть руки.» В дальнейшем с детьми проводить занятия о ЗОЖ, создание развивающей предметно-пространственной среды, закреплять знания на практике в дидактических играх и в игровой деятельности детей.
Результаты при выявлении знаний по двум методикам о здоровом образе жизни у детей всей группы старшего дошкольного возраста, показывают в основном средний уровень знаний на начальном констатирующем эксперименте.
Учитывая уровни показателей, то в данных двух методиках дети в количестве 4 человек набирают высокий уровень знаний.
В методике В. Т. Кудрявцева положительная динамика качества знаний отмечена в рост среднего уровня, и наоборот положительная динамика качественного показателя видна в росте низкого уровня по методике
И. М. Новиковой, по сравнению с методикой В. Т. Кудрявцева.
Наша задача разработать проект «Быть здоровыми хотим!»
Содержание работы, в котором будет направлено на развитие и формирование знаний о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста.
Выводы:
Результаты констатирующего эксперимента показывают, что у детей преобладает средний уровень знаний о здоровом образе жизни Учитывая уровни показателей, то в данных двух методиках дети в количестве 4 человек набирают высокий уровень знаний.
В методике В. Т. Кудрявцева положительная динамика качества знаний отмечена в рост среднего уровня, и наоборот положительная динамика качественного показателя видна в росте низкого уровня по методике
И. М. Новиковой, по сравнению с методикой В. Т. Кудрявцева.
Наша задача разработать проект «Быть здоровыми хотим!»
Содержание работы будет направлено на развитие и формирование знаний о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста, так как каждый из нас ответственен за здоровье и благополучие доверенных нам детей. Достижение благополучия – непрерывный процесс, который подразумевает определенную жизненную позицию и поведение. Необходимо с малых лет приобщать ребенка к здоровому образу жизни, воспитывать и формировать у детей навыки для сохранения личного здоровья как в условиях ДОО, так и в семье. Родители должны быть в этом примером для детей, соблюдать несложные правила социального поведения и проявлять желание в закаливание ребёнка:
- прогулки на свежем воздухе и подвижные игры
- правильное питание
- занятие спортом
- использовать двигательную активность
- соблюдение КГН
- искоренять вредные привычки у себя взрослых:(родителей, законных представителей
- воспитывать и формировать желание у ребёнка быть здоровым
Прививать навыки здорового образа жизни сейчас - особо актуально!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста
Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста через спортивные семейные праздники, досуги, развлечения (из опыта работы)...
Консультация: "Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии взрослого с детьми. "
Проблема здоровья детей дошкольного возраста вегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру,...
«Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии взрослого с детьми»
Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем детского организма. Поэтому наше дошкольное учреждение стал...
Программа по формированию основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста "Здоровей-ка"
Программа "Здоровей-ка" - комплексная система воспитания и оздоровления дошкольников старшего дошкольного возраста...
ПРОГРАММА по формированию основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста «Здоровей-ка».
Программа посвящена актуальной проблеме – формированию у детей дошкольного возраста культуры здоровья. Она ориентирована на формирова...
План профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста
План профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста...