проект "Зелёная аптека"
методическая разработка (старшая группа)
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дошкольники испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
в помощь воспитателю | 474.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 39.
ПРОЕКТ
«Зелёная аптека»
Здесь, в зарослях лесных, где все для сердца мило,
Где чистым воздухом так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех умеющих их тайну разгадать.
Много трав растет полезных, в крае, на земле родной
Могут справиться с болезнью, мята, пижма, зверобой…
Актуальность проекта.
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дошкольники испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней.
Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. Экологическое воспитание надо рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание. Формируя гуманные отношения к природе, главное, чтобы дошкольник понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить
природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.
Беседуя с детьми на тему растений, мы увидели, что дети имеют недостаточный уровень знаний по теме «Лекарственные растения». В ходе работы с родителями, мы также выявили, что многие из них плохо разбираются в многообразии целебных растений. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Лекарственные растения».
Проблема проекта: Дети недостаточно имеют знаний о лекарственных растениях.
Цель: познакомить детей с лекарственными растениями региона и сформировать у них умения правильно использовать их целебные свойства для оздоровления.
Задачи:
Образовательные:
- Вызвать познавательный интерес к лекарственным свойствам растительного мира;
- Познакомить детей с лекарственными растениями, местом их произрастания, с правилами сбора и хранения лекарственных растений;
- Научить детей сравнивать, анализировать, обобщать полученные знания.
Развивающие:
- Развивать коммуникативные навыки и исследовательские умения.
- Развивать умение делать простые умозаключения и выводы.
- Формировать у детей обобщенные знания о лекарственных растениях
Воспитательные:
- Воспитывать у детей желания не болеть и укреплять свое здоровье с помощью лекарственных растений.
- Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе;
- Воспитывать эстетический и художественный вкус.
Гипотеза: воспитанники будут бережнее относится к лекарственным растениям, узнав, как могут обыкновенные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, возникнет мотивация к оздоровлению собственного организма силами природы. У родителей возникнет потребность к созданию в среде, окружающей ребенка, условий для выращивания лекарственных растений.
Предполагаемый результат:
- Проявление интереса детей и умение оперировать знаниями, работать в коллективе
- Сформированность элементарных представлений детей о видах и значении в жизни человека лекарственных растений
- Осознание многостороннего значения природы, приобретение детьми навыков бережного, созидательного отношения к окружающему миру
- Участие в проектной деятельности как способ удовлетворения познавательной активности, выражения и развития творческих способностей.
- Освоение родителями некоторых педагогических приёмов, необходимых в семейном воспитании; умение объективно оценивать возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнёрами.
План реализации проекта
1 этап – подготовительный
- Мотивационный момент. Рассказать детям, что обыкновенные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, предложить узнать больше о таких растениях, создать альбом «Зеленая аптека», сочинить сказку о лекарственных растениях.
- Подбор художественной и методической литературы о лекарственных растениях
- Разработка экскурсий, прогулок, конспектов занятий, конспектов бесед
- Подбор дидактических игр по теме проекта
- Выбор участников, которые могли бы оказать помощь в реализации проекта.
- Анкетирование родителей «Знаете ли вы о пользе лекарственных растений»
2 этап – основной
- Чтение художественной литературы по теме проекта
- Разучивание загадок, пословиц и поговорок о лекарственных растениях
- Дидактические игры: «Вершки – корешки», «Узнай растение», «Съедобное – несъедобное», «Определи по запаху»
- Сюжетно – ролевая игра «Аптека»
- Конспекты ООД: «Зелёная аптека», «Доктора природы», «Путешествие в мир лекарственных растений», «Путешествие в лес за растениями», «Лекарственные травы. Календула», «Наши друзья лекарственные растения»
- Беседы: «Что о травах мы узнали – Колобку всё рассказали…», «Зелёная аптека», «Наука фитотерапия»
- Консультации для родителей: «Лекарственные растения. Правила лечения – это полезно знать…», «Лекарственные растения вместо таблеток», «Зелёная аптека»
- Памятка для родителей «Обратите внимание»
- Анкета «Замечаете ли вы лекарственные растения»
- Экскурсии, прогулки
- Развлечения: «Лекарственные растения», «Зелёная аптека», «На балу у лекарственных растений», «Лесная аптека на службе человека»
- Составление писем – обращений к лекарственным родителя совместно с родителями
3 этап – заключительный
- Подведение итогов проделанной работы, обобщение результатов, составление рекомендаций
ПРОДУКТ ПРОЕКТА: создание лепбука «Лекарственные растения»
Заключение
Закончив работу над проектом, сделали вывод, что растения могут укрепить наше здоровье, полезные растения окружают нас и в помещении и на улице.
Решили продолжить работу с детьми по теме: а как же мы можем помочь растениям (провести ряд исследований по влиянию ухода на жизнь и развитие растений), вырастить лекарственные растения на участке, обеспечить уход за ними в летний период.
Вот так постепенно в процессе работы мы стараемся воспитывать у детей доброту, экологически грамотное поведение, отзывчивость. В ходе работы над проектом
предполагаемые результаты были достигнуты: мы обогатили и обобщили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов.
Мы собрали материал о лекарственных растениях нашего района. Родителями совместно с детьми был оформлен альбом по лекарственным растениям.
В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия лекарственных растений, то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности.
Научились работать с некоторыми видами природного материала. Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках.
Список литературы
- Зеленые сказки. Т.А.Шорыгина Москва Прометей Книголюб 2003
- Цветы. Какие они? Т.А.Шорыгина. Серия «путешествие в мир природы. Развитие речи». Москва 2002
- Юный эколог. С.Н. Николаева. Серия в помощь воспитателю и педагогу. Издательство «Мозаика – Синтез» 2014.
- Методика экологического воспитания в детском саду. С.Н.Николаева. Москва «Просвещение» 2014.
- Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка» Москва «Просвещение» 2001.
- Зеленая тропинка. А.А. Плешаков Москва «Просвещение» 2002
- Учим детей наблюдать и рассказывать. Н.В. Елкина, О.В. Мариничева.
- Игровые экологические занятия с детьми. Л. П. Молодова Минск «Асар» 2001
Приложение № 1
Почитайте!
- «Сказка о лекарственных растениях» П. А. Синявский
- «Тропинка полевая» А. С. Онегов
- «Кто в лесу живёт и что в лесу растёт» Ю. Дмитриев
- «Загадки цветов» Н. М. Павлова
- «Зеленые страницы» А. А. Плешаков (Лесная “скорая помощь”)
- «Подорожник» В. Рождественский
- «Зелёная аптека» П. А. Синявский
- «Ромашка» В. Рождественский
- «Лесная аптека» Т. Крюкова
Приложение № 2
Конспект ООД «Зелёная аптека»
Цель:
- Развивать познавательную активность детей в процессе формирования
представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и
применения;
- Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской
деятельности, творческое воображение.
Ход занятия.
Экологическая игра «Узнай целебную траву».
Цель: Развивать экологическое мышление в процессе мыслительной деятельности, творческое мышление.
Развивающая среда: иллюстрации с изображением лекарственных растений: одуванчик, крапива, подорожник, тысячелистник, валериана, ромашка; засушенные растения; отвары трав, картинки зверей или игрушки.
Воспитатель предлагает детям отправиться в царство растений, загадывает загадки, отгадав которые, дети узнают, какие это растения:
Ах, не трогайте меня,
Обожгу я без огня.(Крапива).
Рос шар бел, дунул ветер –
Шар улетел. (Одуванчик).
Нарядные платьица,
Жёлтые брошки,
Ни пятнышка нет
На красной одёжке. (Ромашка).
Каждый лист мой любит тропки,
У обочины дорог.
Он однажды людям добрым
Раны вылечить помог. (Подорожник).
Ребята, как называются эти растения? Для чего они нужны человеку? Давайте побольше узнаем о лекарственных растениях. Издавна люди замечали, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то траву, съев которую, они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений. Посмотрите на это растение (картинки или засушенные растения). Его можно встретить на лугах, лесных опушках, и называется оно – тысячелистник. Посмотрите на его листья. Подумайте, почему он так называется. (Каждый лист состоит из множества крохотных листков и у каждого листика – ажурные края). Тысячелистник – лекарственное растение. Его используют для остановки кровотечения, для улучшения аппетита.
Воспитатель предлагает посмотреть на другое растение. Кто знает, как оно называется? (Подорожник). Почему оно так называется? Подорожник растёт вдоль дорог. Листья его упругие, с прочными прожилками, густой пучок корней, который надёжно укрепляется в почве, стебелёк с соцветием. Они тоже жёсткие и упругие. Вот и не боится подорожник вытаптывания, от которого страдают другие растения. Подорожник – великий
путешественник. Приклеившись к ногам людей, он без труда перебирается в другие места. Подорожник называется зелёным бинтом. Если разобьёшь коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли, затем немного поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ране. О каком растении говорят, что оно жжёт? Правильно, это крапива. Но почему же всё-таки крапива обжигает? На листьях и стеблях растения имеют особые волоски. Каждый волосок – как игла шприца. Внутри волосков – едкая жидкость. Дотронулся – получай уколы. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят щи. В крапиве содержаться вещества, убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь. А ещё она укрепляет волосы. Из неё делают бумагу, мешковину. В стеблях этого растения очень прочные волоски. Все эти лекарственные растения произрастают во многих районах нашего
края.
Есть много трав полезных,
На земле страны родной,
Могут справиться с болезнью
Ромашка, мята, крапива
Подорожник, ландыш, зверобой.
Физкультминутка «Дождик, лей веселей».
Дождик, дождик, веселей!
Тёплых капель не жалей
Для лесов, для полей.
И для маленьких детей,
И для мам, и для пап.
Кап – кап! Кап – кап!
Как вы думаете, где и когда собирают лекарственные травы? Как правильно их сушить? Цветки собирают, когда растение цветёт. Корневища – поздней осенью, когда плоды уже осыпались. Собирают в сухую погоду. Воспитатель предлагает поиграть в больницу. Так как доктор Айболит занят на вызовах, то лечить зверей будете вы.
1. У нашего Мишки болит горло. (Дети советуют). Очень полезен отвар ромашки.
2. А у нашей Лисички простуда – очень полезен отвар мать-и-мачехи, чабреца.
3. У обезьянки нет сил. – Ей поможет отвар шиповника, зверобоя, боярышника.
Подведение итогов занятия
Приложение № 3
Конспект ООД «Доктора природы».
Цель:
- Уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях;
- Закрепить понятия о взаимосвязи растительного мира и человека;
- Активизация словаря: душица, шалфей, зверобой, чабан;
- Развивать связную речь детей;
- Познакомить детей с правилами сбора и сушки лекарственных растений;
- Развивать интерес к природе родного края.
Оборудование:
Картинки и фотографии растений, высушенные лекарственные растения, аптечные упаковки с травяными сборами, пузырьки с настойками трав, травяной чай в кружках по количеству детей.
Ход занятия
Ребята, вы уже много знаете о растениях нашего края. Без растений жизнь на планете Земля не существовала бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от болезней. Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них – лекарства от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет подряд люди передавали
своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги: «Травники», «Цветники», «Зельники». По названиям этих книг можно догадаться об их содержании. А вы догадались о чем написано в «Травнике»? «Цветнике»? (Ответы детей).За много лет народные лекари накопили множество знаний о полезных свойствах растений. В современных аптеках можно увидеть разнообразные травы, настойки, таблетки и микстуры из трав.
Часто люди сами собирают травы. Может быть, кто-то из знакомых вам взрослых тоже собирал лекарственные растения. Кто из вас видел в аптеке лекарственные растения? Какие? Кого из вас лечили с помощью трав? От каких болезней? Какими травами?
Взгляните на это растение. (Показ душицы). А еще лучше понюхайте. Что вы можете сказать о его запахе? (Ответы детей).Запах у него приятный, ароматный, душистый. Вот и получило это растение за свой душистый запах название «душица». Чаем из душицы хорошо вылечивается простуда.
А кто угадает это растение?
Тонкий стебель у дорожки,
На конце его – сережки,
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он – как хороший друг,
Лечит раны ног и рук. (Подорожник)
Найдите это растение среди других. Попробуйте догадаться, почему это растение так называется. Кто из вас пользовался подорожником? (Ответы детей).Подорожник люди используют с давних пор для заживления ран. Ну а следующее растение вам хорошо известно. Загадка подскажет его название.
В поле сестрички стоят,
Желтые глазки на солнце глядят,
У каждой сестрички –
Белые реснички. (Ромашка)
Может быть, кому-то из вас приходилось лечиться с помощью ромашки? (Ответы детей). Ромашка поможет больному животику. Посмотрите на эти цветы. Это шалфей. Его еще зовут «чабан-чай». Кто такой чабан? Это пастух, который пасет овец. Так вот, пастухи – чабаны пили чай из шалфея для того, чтобы не заснуть, быть бодрыми и
внимательно следить за овцами и баранами. А еще шалфей замечательно лечит больное горлышко. Еще очень много лекарственных растений можно найти на лугах, в лесу, в
горах. Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. Только изучай, люби, знай! На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека – это Природа. Но необходимо знать, что лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые. Дети могут только помогать. Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!
А сейчас угощайтесь травяным чаем из зверобоя. Вот так скромно выглядит этот цветок, но зато от многих болезней лечит, а нам поможет остаться здоровыми и не заболеть. (Показ зверобоя).
Давайте поиграем в «Аптеку». Чтобы купить какое-либо лекарственное растение, нужно описать его, рассказать от чего вы собрались лечиться, нельзя только говорить название. Его должен угадать «аптекарь». Постарайтесь не только правильно описать словами растение, но и быть вежливыми покупателями.
Приложение № 4
Экскурсия на луг для сбора лекарственных растений.
Ребята, сейчас мы будем собирать с вами лекарственные растения, но прежде мы должны повторить правила сбора лекарственных растений.
Правила сбора лекарственных растений.
1. Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений.
2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.
3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Почему, как вы думаете? (Ответы детей). Растения там отравлены ядами из выхлопных труб транспорта.
4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.
5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.
6. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего. Почему? (Ответы детей).
7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу. Почему? (Ответы детей).
Воспитатель: ребята, чтобы нам с вами было веселей собирать лекарственные растения, мы с вами разделимся на 2 команды: команду девочек и команду мальчиков. Каждой команде я загадаю загадки, а вы постарайтесь отгадать и собрать именно эти растения.
Загадка для команды девочек:
Стоят в поле сестрички –
Жёлтый глазок, белые реснички (Ромашка).
Это лечебный цветок. Вот несколько советов:
- Поласкай ромашкой рот и зубная боль пройдёт.
- Чай из ромашки с мёдом дают детям на ночь – сон будет крепким.
- Если вы поранились – можно промыть рану настоем из ромашки, чтобы смыть микробы.
- Если случится тебе простудиться, появится жар, придвинь к себе кружку, в которой дымится слегка горьковатый, душистый отвар…
Итак, девочки, ваша команда собирает ромашку.
А теперь загадка для команды мальчиков:
Каждый лист мой любит тропки
У обочины дорог
Он однажды людям добрым
Раны вылечить помог (Подорожник).
Почему он так называется? Правильно, он растёт вдоль дорог. Команда мальчиков собирает подорожник.
Итог: Ребята, вам понравилась наша сегодняшняя экскурсия? Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее! Давайте скажем нашей природе, большое спасибо! А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.
Приложение № 5
«Путешествие в мир лекарственных растений»
Цели:
1. Научить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы.
2. Научить детей делать соответствующие выводы, какое значение имеют растения для здоровья.
Воспитатель: Луг всегда прекрасен и молод! Всегда был и будет другом человека. Когда выйдешь на луг в любое время года, хочется молчать и слушать тишину, пение птиц. А как приятно побегать по лугу в летнюю пору и подышать полной грудью живительным воздухом, наполненным ароматом трав и цветов. Прогулка на луг в любое время года - это источник радости и здоровья.
- Когда вы заболеете, мама лечит вас микстурой и отварами из лекарственных трав. Эти травы называют зеленой аптекой. Почему?
- Потому что, они помогают нам избавиться от болезней. Особую помощь они оказывают человеку в походе, на прогулке вдали от дома. Растительной аптекой пользуются и животные. А теперь познакомимся с вами с некоторыми лекарственными травами.
Путника друг - подорожник,
Скромный, невзрачный листок,
-Ты на порезанный палец
Влажной заплаткою лег.
Многим из нас невдомек,
Что отыскалось лекарство
Тут же, на тропке, у ног.
Свежий лист подорожника нужно помять в руках, чтобы появился сок, и приложить к ранке или ожогу. Вскоре станет легче.
- Никто не любит лечиться таблетками, ведь они горькие и неприятные. Но есть и сладкие лекарства, их можно съесть целую тарелку. Ну, конечно же - это ягоды! Летом созревает вкусная ягода черника. Она помогает при расстройствах желудка, нервной системы, малокровии (Показать).
Растёт ягодный кустарник очень медленно, поэтому собирать ягоды черники нужно осторожно, чтобы не повредить корни, стебли и ветви. А эту ягоду вы, конечно, все знаете.
На проталинке лесной
Земляничка под сосной.
Земляничка - невеличка
Хорошо цвела весной.
Солнце грело много дней
Пушистый кустик у камней.
Становилась земляничка
Все пригожей, да крупней.
Покраснела каждым боком,
Налилась душистым соком. (Е. Трутнева).
Земляника - не только вкусная, но и очень полезная ягода. Ее применяют при простудных заболеваниях, при малокровии. Очень полезны земляничное варенье и чай, заваренный с листьями земляники. Следующая душистая и сладкая ягода, которую очень приятно съесть не только больному, но и здоровому человеку - это лесная малина. Любят ее и лесные животные - насекомые, птицы, звери. Малина хорошо помогает при простуде.
Многие растения - настоящие кладовые витаминов. Их употребление в пищу быстро восстанавливает силы человека. Это одуванчик. Из его листьев делают салат. Крапиву используют для салатов и супов. Много витамина С содержат плоды шиповника. А ягоды этого растения помогают людям, у которых больное сердце. А вот еще один рецепт:
Если случится тебе простудиться,
Привяжется кашель, поднимется жар,
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар.
Так говорится об отваре из ромашки аптечной.
О лекарственных растениях можно рассказывать очень долго, ведь их в природе очень много - в огороде, в саду, на лугу, у водоема, в лесу. Это еще и деревья, многие кустарники.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться,
Находить в лесу растенья,
Те, что для людей полезны, -И отступят все болезни
Приложение № 6
Беседа «Что о травах мы узнали – Колобку всё рассказали…»
Цель: закрепить умение узнавать и называть лекарственные травы (4-5 наименований). Расширить знания о пользе и применении лекарственных растений. Закрепить правила поведения при сборе лекарственных растений.
Ход беседы
Дети сидят полукругом. Перед ними: доска с картинками лекарственных растений. На столах - гербарий.
Ведущий – Колобок: Здравствуйте, ребята! Я катился по полям, лугам, дорогам. Собрал много лекарственных растений, а как они называются, не знаю. Помогите мне, (на колобке приколоты растения из гербария). Колобок снимает с себя мать-и-мачеху.
Колобок: Что это за растение? (Дети отвечают). А вы знаете, почему оно так называется? У него с одной стороны листочек тёплый – добрая мать, а с другой холодный - злая мачеха. После зимы мать-и-мачеха раньше всех появляется. А чем же она полезна? (Лечит кашель). Верно, вспомнил, меня дедушка с бабушкой мать-и-мачехой лечили. А что это за цветок, похожий на мать-и-мачеху?
Дети: Одуванчик.
Колобок: А кто знает, как его бабушка с дедушкой называет? Если дети не знают, колобок объясняет - "одуван". Дети должны объяснить почему. Если не смогут, Колобок подсказывает.
Колобок: А зачем он нужен?
Дети: Из его цветов варят первое варенье или иначе "майский мёд"
Колобок: Молодцы, всё знаете. А листья одуванчика пригодятся?
Дети: Из листьев делают салат. В нём много витаминов.
Колобок: Надо попробовать. Ну а это что за растение, маленькие лопушки?
Дети: Подорожник.
Колобок: Слышал такое название. Он, наверное, растёт вдоль дороги. Чем же он полезен?
Дети: Лечит наши раны, когда мы падаем или порежемся.
Колобок: Надо попробовать. Сейчас как уколюсь или порежусь. Нет, не буду. Лучше другую травку вам покажу. Что это?
Дети: Крапива.
Колобок: Ой, боюсь ужалит. От неё - то какая польза?
Дети: Из крапивы щи варят и голову настоем крапивы моют.
Колобок: А мне дедушка рассказывал, что из неё раньше ткань делали и шили рубашки и штаны, а рыбаки даже паруса делали. А вот это растение похоже на "лошадиный хвост" никто не знает что это? (Если дети не знают, то Колобок вспоминает бабушкин рассказ о хвоще). Им его бабушка лечила, когда у него болело горло. А чем ещё горло поласкают?
Дети: Ромашкой.
Колобок: Верно, и про этот цветок мне бабушка рассказывала. А вот ещё растение, похожее на гусиные лапки. Это когда я объелся зелёных ягод и у меня болел живот, бабушка мне давала пить эту траву. Запомнили. Теперь давайте поиграем, а потом я ещё чего-нибудь расскажу.
Физкультминутка "Одуванчик".
-Дождик поливает, солнышко пригревает, одуванчики на поляне растут (дети встают);
-Ветер налетел, стал дуть на одуванчик (дети раскачивают поднятыми вверх руками);
-Ветер подул еще сильнее (дети разбегаются в разные стороны на носочках);
-Вдруг с головок одуванчиков полетели белые лёгкие парашютики (дети приседают);
-Там где упали парашютики, снова будут расти одуванчики (дети встают).
Повторить 2-3 раза.
Колобок: Лето скоро закончится, цветы отцветут, а мы болеем - то осенью то зимой, когда цветочков уже нет. Поэтому, летом запасают лекарственные растения.
Только собирать их надо правильно, а вы запомнили правила сбора лекарственных растений? Давайте повторим.
1. Нельзя рвать много растений, а то на следующий год они не вырастут на этом месте.
2. Нельзя пробовать ягоды, корневища и плоды: можно отравиться.
3. После сбора лекарственных растений следует тщательно вымыть руки, так как на руках может остаться много пыльцы, грязи.
Колобок: Молодцы, ребята, вижу многое вы узнали о лекарственных растениях. Ну а мне пора возвращаться к дедушке и бабушке. До свидания, ребята! Не забудьте, про наш разговор, помните о нём и расскажите родителям.
Приложение № 8
Консультация для родителей
«Лекарственные растения. Правила лечения - это полезно знать…»
Осложнений у детей после приема различных медикаментозных средств боятся все родители, тем более, для этого есть серьезные основания. Поэтому врачи сегодня изучают и используют в практике лечения детей лекарства растительного происхождения. По данным отечественных и зарубежных медиков, при фитотерапии частота осложнений не превышает 1%, в то время как при медикаментозном лечении осложнения возникают у каждого третьего-четвертого ребенка. Лекарственные травы помогают быстро и надежно избавиться от многих недугов, но не занимайтесь самолечением, а обязательно посоветуйтесь с врачом. Это особенно важно, если у ребенка есть предрасположенность к аллергии.
- Детям с гастритом и пониженной кислотностью в период, предшествующий сезонным ухудшениям, следует пить сборы подорожника, ромашки, мяты и мелиссы.
- Если ваш ребенок реагирует на изменение погоды обильным газообразованием, то при первых признаках непогоды дайте ему чай из фенхеля, ромашки и укропа.
- При повышенной нервной возбудимости перед приходом гостей или другим «стрессовым» событием для профилактики следует дать ребенку настои корня валерьянки, пустырника, шишек хмеля и синюхи голубой.
- Ребенку, склонному к эмоциональным реакциям, летом рекомендуется спать на подушке, набитой молодыми шишками хмеля.
- Если ребенок к вечеру перевозбужден, то дайте ему понюхать настой корня валерьяны — по три-четыре вдоха каждой ноздрей попеременно.
- Детям, которые реагируют на первые ягоды поносом и тошнотой, стоит заварить мяту перечную в пропорциях 2 чайных ложки на стакан воды. Пить настой нужно небольшими глотками в течение дня.
- При расстройстве кишечника помогает фитосбор из зверобоя и тысячелистника.
- Боль от укуса комара, овода или пчелы проходит, если потереть укушенное место размятым перышком зеленого лука.
- С проявлениями кожной аллергии помогают справиться брусника обыкновенная, горец птичий, зверобой, калина, шиповник и другие.
Если вы решили использовать лекарственные травы для лечения своего малыша, необходимо соблюдать следующие правила:
- Проконсультируйтесь у врача-фитотерапевта или врача общего профиля, который знает состояние здоровья ребенка.
- Лекарственные растения каждому малышу назначаются строго индивидуально в соответствии с диагнозом, с учетом сопутствующих заболеваний и точным знанием действия фито-препаратов.
- Для детей от младенчества до трех лет используются сборы из одного, двух, максимум трех растений. Детям постарше можно принимать сборы более сложного состава.
- Детям противопоказаны сильнодействующие и ядовитые лекарственные растения: эфедра, безвременник, белена, дурман, плоды мордовника, багульник, чистотел, барбарис, чилибуха и некоторые другие.
- Помните, что передозировки лекарственных растений небезопасны.
Приложение № 13
Памятка для родителей «Обратите внимание»
- Не собирайте сильно запыленные или грязные растения.
- Листья собирают чаще всего во время цветения растений, собирают только развитые нижние и средние зеленые листья.
- Траву в большинстве случаев заготовляют в период цветения.
- Цветки срывают в начале цветения. Тогда они меньше осыпаются, лучше сохраняют свою окраску. Обрывают цветки вручную.
- Плоды снимают только в сухую погоду. Поврежденные вредителями плоды собирать не следует.
- Клубни, корни, корневища выкапывают осенью, потому что они крупнее и богаче крахмалом, полезными веществами, которые накапливаются летом. Растения надо собирать в хорошую погоду. Как видим, заготовка растительного сырья дело не простое.
Нам очень понравилось, и мы вам советуем использовать для профилактики простудных заболеваний лекарственные травы вместо таблеток.
БУДТЕ ЗДОРОВЫ!!
Приложение № 14
Конспект НОД «Лекарственные травы. Календула»
Наглядные: гербарий целебных трав родного края.
Оборудование: посуда для приготовления отвара.
Задачи:
- обогащать, уточнять, активизировать лексический словарь по теме «Лекарственные травы»;
- сформировать представление о системе: человек и природа через установление причинно-следственных связей;
- обучать составлению полных распространенных предложений, рассказов, вопросов;
- познакомить с алгоритмом приготовления отвара;
- развивать речевое внимание, память;
- воспитывать у детей стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях.
Этапы деятельности | Содержание деятельности | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей |
Мотивация | -Здравствуйте, дети. На электронную почту пришло письмо. Мама ребенка жалуется на боли в горле у малыша. Нужно оказать помощь. Как это сделать, если в аптечке имеется только календула? | Привлекает внимание детей к проблеме, концентрирует внимание. | Поиск решения проблемы. |
Постановка проблемы | -Вспомним, что такое календула? Какие части календулы можете назвать? Каким цветом могут быть цветки календулы? Что у календулы вершки, а что корешки? -Если в доме нет календулы, где ее можно приобрести? -Откуда в аптеке появляется календула? Какую часть календулы используют для приготовления отвара? Что такое отвар? Зачем нужен отвар? Как его приготовить? | Активизирует словарь, уточняет и обогащает представления по теме. Учит отвечать полными предложениями, задавать вопросы. | Отвечают на вопросы сложноподчинёнными предложениями; строят ответ из нескольких простых предложений. |
Организация действия. | -Какая посуда потребуется для приготовления отвара? Какой температуры должна быть вода? Сколько времени держать календулу в кипятке? Через что нужно процедить отвар и для чего? Зарисуем схему приготовления отвара. Что нужно делать с отваром из календулы? | Объясняет значение новых слов, комментирует действия. Учит отвечать полными сложными предложениями | Готовят отвар под руководством воспитателя, отвечают на вопросы, комментируют действия. |
Самоконтроль. | -С чего началось занятие? О чем было письмо? Из какого растения готовили отвар? Чем полезен отвар календулы? -Мы ответили на письмо мамы ребенка? -Кроме таблеток и порошков, чем можно вылечить горло? Как нужно ухаживать за растением, чтобы оно не погибло? | Обращает внимание на итог решения поставленной проблемы. Дает представление о взаимосвязи человека и природы. | Формулируют ответ в виде небольшого рассказа-повествования. |
Открытость. | -Из целебных трав можно готовить не только отвары, но и фито чай, например, из ромашки. Приготовьте дома такой чай, а потом нам расскажете, чем он полезен для здоровья человека. | Дает представление о широком применении целебных трав. |
Приложение № 16
Консультация для родителей «Зеленая аптека»
Хорошо не забытое старое - лечение травами. Особенно для детей, поскольку настои и отвары действуют на организм нежно, мягко. Но фитотерапия оздоравливает, предотвращает развитие болезни, предупреждает рецидивы только при строгом соблюдении правил применения растительных средств в педиатрии.
Лекарственные травы подбираются каждому ребенку индивидуально, с учетом диапазона их лечебного действия, сопутствующих заболеваний и возможных осложнений. В сборе должно быть не более четырех компонентов. Самочувствие ребенка, проходящего курс лечения, проверяется каждые четыре-пять дней. Если фитопрепараты вызывают у детей с аллергозами тошноту, рвоту, зуд, их прием следует немедленно прекратить. При затяжных и хронических заболеваниях сборы меняются через полтора-два месяца с перерывом в две недели.
Из фитотерапевтических средств, применяемых в педиатрии, должны быть исключены ядовитые растения, а сильнодействующие (зверобой, багульник, чистотел, пижма) и горечи (тысячелистник, полынь, золототысячник, трифоль, березовые почки) дозируются из расчета: чайная ложка сырья на стакан воды.
Растительные средства применяются в виде настоев, отваров, настоек, порошков, полосканий, клизм, ванн, примочек.
Для настоев и отваров сырье измельчают до размеров чаинок. Обычно столовую ложку растения или сбора заливают половиной стакана воды комнатной температуры, в водяной бане на медленном огне при частом помешивании настои доводят 15-20 минут, а отвары - 30-40 минут. Затем их охлаждают до комнатной температуры и процеживают через марлю. Хранят в холодильнике 2 дня. Перед употреблением разводят горячей кипяченой водой. Можно приготовить настой в термосе: сырье заливают крутым кипятком, выдерживают 4-6 часов.
Настойки следует приобретать в аптеках по рецепту врача. Разовая доза: столько капель, сколько лет ребенку. Курс: 3 приема в день в течение 3-4 недель.
Для полосканий берут столовую ложку сырья на стакан воды, готовят в виде настоя. Полученный настой можно развести наполовину теплой водой. Полоскания проводят 3-4 раза в день, обязательно утром, сразу после сна, и вечером, непосредственно перед тем, как лечь в постель.
Растения, имеющие мягкие листья (например, крапиву), растирают в порошок, который добавляют в различные блюда - супы, пюре, каши.
Для примочек, например при диатезе, используют настои или отвары трав. Пропитанную ими двухслойную марлю накладывают на пораженные участки на 2 часа 1-2 раза в день.
На лечебную ванну (объем - 20 литров, температура 37°) требуется 70-100 граммов сухого сырья, приготовленного в литре воды в виде настоя или отвара. Кожа ребенка должна быть чистой. 5-10-цинутные сеансы проводятся ежедневно или через день. Курс - 10 ванн.
Лечебные клизмы, применяемые чаще всего при заболеваниях кишечника, готовятся в виде отвара. 10-15 граммов его вводится через катетер шприцом. Ребенка при этом кладут на левый бок, подгибают ему ноги. Клизму следует удерживать не менее 10-30 минут, поэтому она делается после опорожнения кишечника (дефекации или очистительной клизмы).
Болезни горла
- Алтей лекарственный, корни, цветы, листья
2 столовые ложки измельченных корней, цветов или листьев на 500 г воды. Кипятить 5 мин. Настоять, укутав на 2 часа, процедить. Употреблять для полосканий при болезнях горла несколько раз в день. При воспалении пищевода принимают по 1 столовой ложке каждые 2 часа слизистый настой из 1 части корня алтея на 20 частей холодной кипяченой воды. Настоять 3 часа, процедить.
- Василек луговой, растение с цветами (цветы лилово-пурпурные)
1 ст. ложку измельченного растения на 500 г кипятка. Настоять, укутав на 1 час, процедить. Во время воспаления горла принимать по 1 глотку через каждый час. В остальное время пить как чай и воду в любое время дня. Пить как до еды, так и после еды. Растение горькое, поэтому подсластить медом или сахаром. Если пить василек 2-3 месяца, то человек навсегда избавляется от ангины.
- Девясил высокий, корень
1 ст. ложку измельченного корня на 1 стакан воды. Кипятить 10 мин. Настоять 2 часа, процедить. Полоскать горло несколько раз в день при воспалительных процессах полости рта и горла.
- Календула лекарственная (ноготки), цветы
1 ст. ложку на 1 стакан кипятка. Настоять 1 час, процедить, полоскать горло несколько раз в день.
Спиртовая настойка: 1 чайную ложку настойки на 1 стакан чуть теплой воды. Полоскать горло несколько раз в день. Препараты календулы применяются при ангине, болезнях полости рта, стоматитах, альвеолярной пиорее.
- Мать-и-мачеха, лист
1 ст. ложку измельченных листьев на 1 стакан кипятка. Настоять 1 час, процедить. Полоскать горло несколько раз в день при ангине и воспалительных процессах полости рта. Внутрь принимать по 1 ст. ложке через каждые 3 часа при болезнях дыхательных путей (кашель, бронхит, бронхиальная астма, охриплость голоса).
- Подорожник большой, лист
2 ст. ложки измельченного листа на 1 стакан кипятка. Настоять 1 час, процедить. Полоскать несколько раз в день при болезнях горла.
- Ромашка аптечная, цветочные корзинки
1 ст. ложку на 1 стакан кипятка. Настоять 1 час, процедить. Полоскать горло несколько раз в день при ангине, стоматите.
Сборы, применяемые при болезнях горла
Сбор 1
Ромашка аптечная, цветочные корзинки 1 часть
Эвкалипт шариковый, лист 1 часть
Календула лекарственная (ноготки), цвет 1 часть
Все измельчить и хорошо смешать. 1 ст. ложку смеси на 1,5 стакана кипятка. Кипятить 2 мин. Настоять 40 мин., процедить. Полоскать горло 2 раза в день, утром и вечером, разделив настой пополам. Начинать полоскать настоем с температурой 26° С, постепенно убавляя температуру по 1° в день, и дойти так до 15-16° С. Такое полоскание позволяет снять воспаление горла и закалить его
Укусы змей
- Вероника лекарственная, трава
При укусах змей в нижней части тела хорошо делать горячие ванны до пояса с отваром травы вероники. Для этих целей идет любой вид вероники.
- Крапива малая, жгучая
Нарвать крапивы, истолочь с солью. Привязать к ране. Менять дважды в день.
Укусы насекомых
- Вероника лекарственная, растение
Делают крепкий отвар из растения. Этим отваром обмывают укушенные места и делают припарки на них. Лечит укусы пауков и других насекомых.
- Одуванчик лекарственный, лист
Свежесорванный лист измельчить или растереть до влажности и привязать на место укуса. Сменять через 2-3 часа.
Приложение № 17
Развлечение «Лекарственные растения»
Звучит музыка А. Вивальди «Лето» фрагмент».
Ведущая: Быстро и незаметно пришло лето. Небо стало светлее и выше. Птички поют. А какой замечательный воздух в лесу. И что только не растет в наших лесах. Ребята, а вы знаете какие растения можно встретить в лесу?
Дети: разные цветочки, травка.
Ведущая: Правильно! Ребята цветы служат не только украшением леса, некоторые из них являются лекарственными. Ребята, а как бы нам узнать какие растения являются лекарственными? (дети отвечают).
Ведущая: Правильно. Можно прочитать специальные книги, спросить об этом у взрослого человека. А еще можно спросить у Доктора Айболита. Давайте его позовем.
В зал под аплодисменты входит Доктор Айболит.
Айболит:
Я известный, добрый врач,
Чуть услышу детский плач,
В ранний час и полночь,
Поспешу на помощь,
Я лекарства вам несу,
Все они растут в лесу.
(Доктор Айболит раскрывает свой врачебный чемодан. Выкладывает свои запасы).
Айболит: Ребята, это мои травки я сам собирал их в лесу все лето. А теперь хочу вам помочь, если вы в этом нуждаетесь. У кого, что болит, прошу, подходите.
Ребенок: Доктор, у меня плохой аппетит, как мне быть?
Айболит: Вам поможет корень одуванчика. Вот посмотрите, какой он (показывает). Одуванчик выходи — танец нам спляши!
(Выходят несколько одуванчиков. Читают стихи)
Пушистый желтенький цветок
У него полезный сок.
Листья хороши в салате,
Настойку корня вы добавьте
В суп и даже в винегрет,
Вкусный будет весь обед!
Вот рецепт для аппетита,
По совету — Айболита.
(На любую польку исполняется танец одуванчиков)
Одуванчик: Вот возьмите капли, и будите, здоровы (дарит ребенку капли).
Айболит: Кто- то нуждается еще в моей помощи?
Ребенок: Доктор, это не у меня болит! Я переживаю за свою бабушку, у нее болит сердце.
Айболит: Твоей бабушке обязательно помогут капли ландыша. Посмотри, какой это запашистый цветок.
Дети:
Родился ландыш майским днем,
И лес его хранит.
И кажется, его задень,
Он нежно зазвенит.
И этот звон услышит луг,
И птицы и цветы вокруг.
(исполняется танец ландышей)
Ландыш: (подходит к ребенку):
Из наших цветочков делают капли успокаивающие сердцебиение. Возьми для своей бабушки.
Айболит: Ребята, давайте немного отдохнем и отгадываем загадки.
1.Не всегда в лесу найдешь-
Пойдем погуляем и встретим
Стоит колючая, как еж
Зимой в платье летнем (Ель)
2.Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи (малина)
3.Белые пятна на шапочке красной
Он для детей чрезвычайно опасен
Здесь не к чему нам сомненья и спор-
Это же гриб, а точней…(мухомор)
4.Какую траву знают все? (крапива)
5.На поляне под сосной
Много ягоды лесной
Ты под листик загляни
Да ведь это…(земляника)
(вдруг выбегает Бабушка Яга)
Баба яга: Добрый день, детишки! Приветствую Доктор Айболит!
Айболит: Здравствуй Бабушка Яга! Зачем к нам пришла?
Баба Яга: Я очень изменилась, стала хорошей, доброй. Сейчас я вам это продемонстрирую.
(Исполняется песня И. Пономаревой.)
Баба Яга: Теперь верите? Я самая добрая на свете Баба Яга. И к тому разбираюсь во всех травках, которые растут в наших лесах. Вот я знаю, от каким болезней помогает тысячелистник. А вы знаете? (ответы)
Баба Яга: Правильно! Это тысячелистник. А помогает он при заболевании желудка!
Айболит: Молодец Бабушка! Все ты знаешь.
Баба Яга: Да я такая, я храню старинную волшебную книгу «Тайны леса» — а там все знания. Я могу узнать травы по, запаху, вкусу. Хотите я вас потренирую.
Дети: Конечно хотим.
(Баба Яга проводит конкурсы).
1.Угадайте какое варенье в баночке?
2.Угадайте какие засушенные ягоды и листья.
3.Назвать ягоды, цветы и травы на корешках.
4.Расскажите от каких болезней помогают травы, ягоды показанные на рисунках.
(подводятся итоги).
В зал вбегает мамочка со своей дочкой
Дочка (плачет): Не хочу пить я эти горькие таблетки
Мама: Обязательно нужно выпить, чтобы не болеть
Дочка: Не буду, сказала, не буду.
Мама: У моей девочки ангина, но она ни как ни соглашается пить таблетки. Подскажите, что делать?
Доктор Айболит: Вот вам трава шалфея и листья эвкалипта. Заварите и поласкайте горло. А еще можно поласкать настойкой из цветов календулы. Это такие красивые оранжевые цветы. Вот посмотрите, какие они.
(Рассматривают картинки.)
Баба Яга: Девочка, нужно слушаться маму, мамочка плохого не посоветует. Я тебе приготовила чай попробуй, какой вкусный.
(Дочка пьет чай.)
Дочка: Мамочка! Ура все прошло.
Мама:— Как я рада! Спасибо, мои дорогие. Никогда не забуду вам, вашей доброты.
Ведущая: я вас приглашаю поплясать.
(Проводится общая пляска «Старинная полька».)
Баба Яга: Молодцы, ребята, умеете вы поднимать настроение. А летом я вас приглашаю к себе лес. Придете? (Дети отвечают.)
Ведущая:— Наши дети очень любят лес. Знают как вести себя в нем. А сейчас они споют песню, которая так и называется «Здравствуй лес».
(Пока дети плясали и пели, Баба Яга приготовила сюрприз. Заварила чай из целебных трав, наварила варенье из лечебных ягод и накрыла стол.)
Баба Яга: Пожалуйте, дорогие ребятишки, Доктор наш любимый, родители, воспитатели –за стол. Угощаю от всего сердца.
(под музыку переходят в другое помещение и пьют чай)
лекарственных растений.
Приложение № 20
Развлечение «Зелёная аптека»
Оборудование: фонограммы (звуки леса, песни о растениях); картины природы (для оформления); гербарий "Лекарственные растения нашего края" (для игры)
Лесовичок: Человек еще издавна заметил, что животные среди множества растений выбирает только те, которые помогут им излечится. Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли "травниками". Изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся.
Наш сегодняшний праздник проходит под девизом "Все горы высокие будут исхожены, все тайны природы будут раскрыты".
Звучит фонограмма "Звуки леса". Выходит Фея Леса.
Фея Леса: Когда ты входишь в лес
Где все нам с детства мило,
Где чистым воздухом приятно так дышать
Есть в травах и цветах
Целительная сила,
Для всех, умеющих их тайну разгадать.
Лесовичок: Лес, как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке-
И микстура, и таблетки.
Ну, а чем и как лечить,
Мы вас можем научить.
Все целебные растения
Знаем мы без исключения.
Фея: С некоторыми из них мы сейчас познакомимся.
Стоит в лесу кудряшка-
Белая рубашка,
В середине золотая,
Кто она такая?
Под музыку появляется Ромашка
Ромашка: Это я, Ромашка. Ромашка - это название переводится как "милая простота". Давным-давно я приехала к вам из далекой Америки. Раньше я была обыкновенным сорняком.
Лесовичок: Милая ромашка, а чем ты полезна?
Ромашка: Если, случится тебе, простудится.
Появится кашель, поднимется жар.
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар.
Фея: Тонкий стебелек у дорожки,
На конце его сережки.
На земле лежат листки-
Маленькие лопушки.
Нам он как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук. Что это?
Под музыку появляется Подорожник
Подорожник: Это я, Подорожник.
Фея: Существует легенда о том, как были открыты целебные свойства подорожника. Лежат на дороге две змеи, греясь на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега. Одна змея успела уползти, а другая нет. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла, принесла раненой листик подорожника, и через некоторое время они вместе скрылись с глаз.
Подорожник: С названием простым и тревожным,
Зовущим за отчий порог
Невзрачный цветок - подорожник
Растет у российских дорог.
И важно, что путникам раны
Умеет цветок врачевать.
Листок оторви осторожно
И жгучую боль утоли
Невзрачный цветок - подорожник
Да как же растешь ты в пыли?
Лесовичок: Дорогой подорожник, а чем ты полезен еще?
Подорожник: Если вдруг зуб заболел, глаз воспалился, пальчик порезал, сердце болит, беги ко мне срочно. Я помогу!
Фея леса: А сейчас я загадаю загадки про лекарственные растения, живущие в моем лесу.
- Жжется, а не огонь;
Злая, а людей лечит.
Что это? (крапива)
- Листик с глянцем,
Ягодки с румянцем,
А сами кусточки - не выше кочки. ( брусника)
- Хоть куст у него зеленый
Вас ранить готов,
Там красные таблетки
Развешаны на ветке,
И всем готово помочь он от разных бед. (шиповник)
Лесовичок: Спасибо тебе, Фея Леса за интересные загадки. Но что-то заскучали мы с ребятами. Давайте танцевать да песни распевать.
Песня "Лекарственные травы"
Упражнение "Прогулка по волшебному лесу"
Появляется мальчик и гуляет вместе с детьми.
Лесовичок: Стой, посмотри, что ты делаешь?
Мальчик: Я? Гуляю! А ,что?
Лесовичок: Оглянись и посмотри, что ты натворил!
Мальчик: Ну и что? Они все равно некрасивые, да и кому они нужны?
Мальчик хочет уйти с поляны. Но тут с ним начинают происходить разные неприятности: он натер ногу; порезал руку; начал чихать, кашлять; у него заболела голова и т.д.
Лекарственные растения приходят к нему на помощь.
Мальчик: Большое вам спасибо! Я не знал, что растения бывают такими полезными.
Мальчик вместе с растениями водит хоровод.
Фея леса: У меня есть интересные картинки, давайте-ка, поиграем в игру.
Игра "Кто быстрее соберет картинку"
(Детям раздают разрезные картинки с различными лекарственными растениями)
Лесовичок: А у меня тоже есть игра!
Проводится игра "Узнай растение"
Фея леса: Молодцы, ребята! Мы сегодня с вами много узнали о пользе растений. И я хочу дать вам наказ, который вы должны помнить. Тогда природа будет вам благодарна!
Ты, дружок,
Смотри, не подкачай!
Правдивым быть и добрым обещай!
Не обижай ни птахи, ни сверчка!
Не покупай для бабочки сачка!
Люби цветы, леса, простор полей-
Все что зовется Родиной твоей!
Лесовичок: А на прощанье мы вам приготовили угощенье. А угощенье не простое, а лечебное – это вкусный, ароматный напиток из шиповника.
Фея Леса и Лесовичок прощаются с детьми, уходят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия: "Путешествие в зеленую аптеку"
Лечение растениями зародилось в глубокой древности. Для того чтобы заниматься этим весьма непростым делом, надо научиться узнавать лекарственное растение в лицо.Знакомство детей с некоторыми лекарс...
Сценарий театрализованной сказки "Лесная аптека" для детей 4-7лет
Сценарий стихотворной сказки, доступной для постановки детьми с ограниченными возможностями в возрасте от4 до 7 лет....
Экскурсия в аптеку.
Продолжаем знакомить детей с трудом взрослых. Развиваем речь детей,расширяем словарный запас....
Зеленая Аптека. Фитотерапия
Материал для ширмыФитотерапия — это лечение растениями. Еще лет двести назад другого нельзя было, и придумать: фармацевтической промышленности просто не существовало…....
Ролевая игра "Аптека" с математическим содержанием
Цель игры: - практическое применение знаний о количественном составе числа из единиц в пределах 10, устное называние разных вариантов составления и разложения числа, - производство устно действий « ...
Зеленая аптека
Несколько советов по укреплению здоровья и красоты с помощью комнатных растений...
Сценарий развлечения "Лесная аптека на службе человека"
Сценарий развлечения для детей подготовительной группы. Дети узнают, как же могут помочь обыкновенные травы здоровью человека....