Опытно-экспериментальная работа, направленная на формирование навыков культуры общения у старших дошкольников.
материал на тему
Выявление уровня сформированности культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
Для подтверждения теоретических основ и гипотезы нами был проведен педагогический эксперимент в двух старших группах на базе МБОУ НШ «Прогимназия» В эксперименте приняли участие 40 детей из двух старших групп эти группы условно назвали группа «А» и группа «В», 20 детей – экспериментальная группа «А» и 20 детей - контрольная группа «Б».
Наш педагогический эксперимент состоит из 1 этапа: констатирующего эксперимента.
Цель: выявить уровень сформированности навыков культуры общения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
Для достижения цели констатирующего эксперимента использовались следующие методы.
- диагностика навыков культуры общения дошкольников;
- беседы с родителями и воспитателями;
- наблюдения за детьми в естественных условиях;
- тестирование родителей;
- анализ документации;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opytno_eksperimentalnaya.docx | 84.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Опытно-экспериментальная работа, направленная на формирование навыков культуры общения у старших дошкольников.
Подготовила воспитатель
МБОУ НШ «Прогимназии»
Таранова Надежда Сергеевна
Выявление уровня сформированности культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
Для подтверждения теоретических основ и гипотезы нами был проведен педагогический эксперимент в двух старших группах на базе МБОУ НШ «Прогимназия» В эксперименте приняли участие 40 детей из двух старших групп эти группы условно назвали группа «А» и группа «В», 20 детей – экспериментальная группа «А» и 20 детей - контрольная группа «Б».
Наш педагогический эксперимент состоит из 1 этапа: констатирующего эксперимента.
Цель: выявить уровень сформированности навыков культуры общения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
Для достижения цели констатирующего эксперимента использовались следующие методы.
- диагностика навыков культуры общения дошкольников;
- беседы с родителями и воспитателями;
- наблюдения за детьми в естественных условиях;
- тестирование родителей;
- анализ документации;
I серия эксперимента - диагностика уровня сформированности навыков культуры общения у дошкольников старшего возраста.
За детьми наблюдали в естественных условиях; режимных моментах; на занятиях, прогулке, игровой деятельности, свободной деятельности. Для проведения наблюдения использовалась методика, предложенная Г.А Урунтаевой, Ю.А Афонькиной. по изучению навыков культуры общения.
Сформированность навыков культуры общения предполагалось исследовать в двух направлениях:
- выявление уровня сформированности навыков культуры общения с взрослыми и со сверстниками;
Оценка уровня сформированности навыков культуры общения у старших дошкольников проводилась с учетом критериев:
I. Общение с взрослыми.
- Как обращается к взрослому: называет ли воспитателя, помощника воспитателя по имени, отчеству, может ли вежливо, спокойно выразить свое желание, просьбу, как реагирует на отказ взрослого выполнить требуемое, употребляет ли вежливые слова, какие и в каких ситуациях.
- Умеет ли разговаривать с взрослыми спокойно, глядя ему в лицо; слушать взрослого, не перебивая; дожидаться своей очереди.
- Насколько внимателен ребенок к взрослому. Как реагирует на просьбу взрослого, как выполняет его поручения. Проявляет ли заботу, внимание, сочувствие по отношению к взрослому.
II. Общение со сверстниками.
- Насколько приветлив со сверстниками: сформированная ли привычка здороваться и прощаться; называет ли при обращении вежливые слова.
- Внимателен к сверстнику; замечает его настроение; старается помочь; умеет не отвлекать сверстника во время выполнения деятельности, не мешать; считается с его мнением или действует только в своих собственных интересах.
- Как часто и по какой привычке возникают конфликты со сверстниками, каким образом ребенок их различает. Как себя ведет в конфликтных ситуациях (уступает или кричит и дерется, обзывается), обращается за помощью к взрослому и т.д.
- Какие взаимоотношения преобладают в общении со сверстниками: ровные доброжелательные по отношению ко всем детям равнодушные; скрыто негативные; открыто негативные; избирательные.
Полученные данные соотносились с характеристикой уровней сформированности навыков культуры общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками.
- Высокий уровень сформированности навыков культуры общения предполагает умение вежливо обращаться к взрослым и сверстникам, спокойно выражать свое желание, просьбу. Разговаривает спокойно, не перебивая говорящего. Внимательно относится к взрослому: проявляет заботу, внимание, сочувствие. Дошкольник приветлив со сверстниками: здоровается и прощается, называет по имени. Внимателен, старается помочь другому, считается с мнением других детей. В конфликты вступает редко. В конфликтных ситуациях умеет уступать, не кричит. Ровные и доброжелательные отношения со сверстниками.
К среднему уровню относятся те дети, которые знают правила культуры общения, но не всегда ими пользуются. Дошкольник употребляет вежливые слова по напоминанию. Умеет разговаривать с взрослыми спокойно, но иногда перебивает говорящего. Выполняет поручения взрослого самостоятельно, но не сознательно, по просьбе. Не всегда помнит о правилах культуры общения, когда взрослый заходит в группу. Приветлив со сверстниками, но привычка здороваться и прощаться, ежедневно не сформирована. Во время выполнения деятельности иногда отвлекается. В конфликты вступает периодически. В конфликтных ситуациях часто обращается за помощью взрослого. Взаимоотношения с детьми избирательные, ровные.
- Низкому уровню сформированности навыков культуры общения дошкольников соответствует следующие качества: отсутствие умения здороваться и прощаться с взрослыми, называть по имени, отчеству. Вежливые слова не употребляет, перебивает говорящего. Не внимателен к взрослому, не адекватно реагирует на просьбу что-то помочь. Со сверстниками не приветлив, вежливые слова не употребляет, грубит. Во время выполнения совместной деятельности отвлекается, мешает другим. Провоцирует конфликты. В конфликтных ситуациях дерется, обзывается, обидчив. Взаимоотношения со сверстниками часто негативные, избирательные.
Для оценки использовались следующие баллы.
2 балла – положительный показатель
1 балл – не устойчивый показатель
0 баллов – отрицательный показатель
После проведенного исследования по определению уровня сформированности навыков культуры общения получили результаты, приведенные в таблице 1.
Таблица 1
Уровень сформированности навыков культуры общения у детей старшего возраста (констатирующий эксперимент)
Группа | Уровни % | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
Группа «А» | 10 % | 30 % | 60 % |
Группа «Б» | 10 % | 40 % | 50 % |
На основе полученных результатов можно сделать вывод, что в группе «А» большая часть детей 60% (12 человек) имеет низкий уровень сформированности навыков культуры общения: у детей не сформированы элементарные навыки приветствия как со взрослыми, так и со сверстниками. Зачастую дети данной группы не называют взрослого по отчеству, либо забывают его. В своей речи практически не употребляют вежливые слова. Используют нецензурную лексику, грубят. В совместной деятельности не усидчивы, торопливы, не завершают свою работу. Конфликтны, негативны;
30% (6 детей) имеют средний уровень дети данной группы знают правила культуры общения, но не всегда ими пользуются при этом нуждаются в помощи со стороны взрослого.
И только 10% (2 ребенка), имеют высокий уровень сформированности навыков культуры общения: вежливо общаются со взрослыми и сверстниками, спокойно выражать свое желание, просьбу. Приветливы, оказывают посильную помощь, в конфликтные ситуации не вступают.
В группе «В» получили следующие результаты 50% (10 детей) имеют низкий уровень сформированности навыков культуры общения, 40% (8детей) имеют средний уровень культуры общения, 10% (2 детей) получили высокий результат.
II серия исследования – анализ документации педагогов группы «А» и группы «В».
При анализе отмечалось:
Анализ изучения документации в группе «А» показал, что имеются следующие недостатки:
- не прослеживается система работа в перспективном планировании педагога по воспитанию культуры общения;
- в календарном планировании не отображены формы работы с детьми по воспитанию культуры общения;
- мало информации по работе с родителями (беседы, консультации, советы и т.д.).
Анализ изучения документации в группе «В» показал следующее:
- в календарном планировании нет систематической работы по воспитанию культуры общения;
- в календарном планировании частично отображена работа по воспитанию культуры общения, т.е. проведение индивидуальных бесед, в режимных моментах;
- имеется информация для родителей (беседы, консультации).
Таким образом, данный эксперимент определяет проблему: для того, чтобы сформировать у ребенка навыки культуры общения, родители сами в первую очередь должны иметь достаточные педагогические, психологические знания, практические умения, практические умения по воспитанию культуры общения у детей. И установление контакта, сотрудничества между педагогам и родителями необходимо.
С этой целью, чтобы улучшить результаты констатирующего эксперимента в экспериментальной группе был проведен формирующий этап эксперимента, целью которого было реализация различных форм и методов взаимодействия родителей и методов по воспитанию культуры общения у дошкольников.
Опытно - экспериментальная работа по организации взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй воспитанников для формирования культуры общения у старших дошкольников
Второй этап эксперимента – формирующий.
Цель данного этапа: организация взаимодействия педагога и семей воспитанников по формированию навыков культуры общения у детей с использованием различных форм и методов работы.
Содержание формирующего эксперимента предполагало использование форм:
- семинары;
- практикумы;
- педагогические беседы и консультации;
- круглый стол;
- конференции.
Методов:
- игры-тренинги;
- диспуты;
- дискуссии;
- ролевое проигрывание ситуаций;
- тесты;
- викторины.
В ходе эксперимента решались следующие задачи:
- умение родителей вести себя в соответствии с нормами этикета;
- умение устанавливать контакт друг с другом;
- умение находить оптимальные решения в конфликтных ситуациях;
- умение вести себя в общественных местах.
С целью проверки нашей гипотезы и на основании полученных данных, нами была разработана и реализована программа мероприятий по реализации поставленной нами цели.
Содержание мероприятий представлено в приложении.
Созданию эмоционального настроя и доверительных отношений педагог с родителями способствовало содержание каждого мероприятия.
Таблица 2
План работы по организации взаимодействия ДОУ с семьей
Месяц | Проведенное мероприятие | Программные задачи |
Октябрь | 1.Конференция на тему: «Культура общения детей в семье». 2.Педагогический практикум. | -дать информацию родителям о роли семьи в воспитании культуры общения у детей; - актуализация детско-родительских отношений. -обучить родителей правилам этикета; -помочь родителям в овладении искусством общения. |
Ноябрь | 3.Круглый стол (в форме консультации психолога на тему: «Особенности культуры общения детей старшего дошкольного возраста». 4.Консультация на тему: «Воспитание дружеских взаимоотношений». | -активизация негативного опыта общения с детьми; -формирование позитивного образа решения конфликтных ситуаций; -обучение родителей способам решения конфликтных ситуаций. -Закрепить нормы культурного поведения и общения в игровой ситуации. |
Декабрь | 5.Семинар 6.Родительское собрание | -дать информацию о содержании работы по воспитанию культуры общения в общественных местах (магазинах,транспорте и.т.д). -закрепить правила культуры общения детей. |
Первое проведенное мероприятие было проведено в форме конференции «Культура общения детей в семье». В ходе, которого решались следующие задачи:
- дать информацию родителям о роли семьи в воспитании культуры общения у детей;
- актуализация детско-родительских отношений.
Конференция проходила в 3 этапа.
I этап- выступление педагога с докладом: «Общение с ребенком в семье».
В семье раскрывалась информация об особенностях развития культуры общения ребенка в старшем возрасте, о значении роли родительского обвинения по отношению к ребенку.
II этап – диалог с родителями.
После выступления педагога, родителям давалась возможность задавать вопросы, касающиеся проблем культуры общения в семье. Педагог также интересовался особенностями воспитания детей, трудностями, которые возникают у родителей.
III этап – ролевое проигрывание ситуаций.
Следующая форма работы с родителями – педагогический практикум, в ходе которого решались задачи:
- обучить родителей правилам этикета;
- помочь родителям в овладении искусством общения.
Педагогический практикум включает в себя: игра-тренинг «1 минута на разговор», дискуссия, обыгрывание ситуации.
В ходе проведения игры-тренинга родителям предлагалось за 1 минуту разговора по телефону поговорить друг с другом, употребляя при этом как можно больше вежливых слов. Затем проводилась дискуссия, где обсуждались возникшие трудности в процессе общения. После дискуссии родителям предлагалось обыграть ситуацию «Прием гостей».
Круглый стол для родителей был проведен в форме консультации психолога «Особенности культуры общения у детей старшего дошкольного возраста» (приложение 4), игры «Скажи друг другу комплимент» и ролевого проигрывания ситуации.
В процессе проведения круглого стола решались следующие задачи:
- активизация негативного опыта общения с детьми;
- формирование позитивного образа решения конфликтных ситуаций;
- обучение родителей способам решения конфликтных ситуаций.
На круглый стол был приглашен психолог, который дал консультацию родителям о причинах возникновения конфликтных ситуаций, способах их разрешения. Далее была проведена игра «Скажи другому комплимент». Всем участникам игры предлагается по очереди говорить приятное слово или фразу друг другу. Комплименты касались личных качеств, настроения, внешности. Затем участникам круглого стола предлагалось разыгрывание конфликтной ситуации. Родители искали различные способы решения конфликтных ситуаций, учились общаться друг с другом.
Одной из форм работы с родителями мы выбрали тематическую консультацию о воспитании детских взаимоотношений в совместной деятельности.
Был предложен доклад воспитателя о содержании и задачах воспитания у детей дружеских взаимоотношении.
Проведена игра-тренинг «Нарисуй картину».
Родителей просили нарисовать одну общую картину всем вместе. Участники игры учились в процессе совместной работы находить способы взаимодействия друг с другом. Затем проводились дискуссия: родители делились своими впечатлениями, трудностями, которые возникали в процессе совместной деятельности, успехами.
Был проведен семинар для родителей – дать информацию родителям о содержании работы по воспитанию культуры общения в общественных местах (магазинах, транспорте и т.д.).
В начале проводился диалог с родителями. В ходе диалога участникам семинара задавались вопросы, анализировали и сравнивали приемы воспитания культуры общения детей в общественных местах.
После диалога родителям предлагалось ответить на вопросы теста «Как бы поступил я?» . В конце семинара всем участникам раздали памятки «Правила культуры общения в общественных местах».
Для закрепления было проведено родительское собрание, где на основе доверительных отношений была проведена беседа с родителями, викторина. Правила общения, в ходе, которой закреплялись правила культуры общения детей. В конце собрания всех родителей пригласили на чаепитие.
При разработке программы нами учитывались различные формы взаимодействия родителей и педагогов по воспитанию культуры общения у детей старшего возраста.
Таким образом, можно с полным основанием утверждать, что приобщение родителей к правилам культуры общения требует высочайшего педагогического мастерства. Практический опыт показал, как сложно донести до родителей правила этикета, так как многие из них не отвечают принятым нормам поведения в домашней обстановке. Это значительно осложняет работу воспитателя. Поэтому необходимо установить дружеские, доверительные отношения с родителями.
При отборе материала педагоги должны максимально учитывать типы семейного воспитания.
Анализ результативности опытно – экспериментальной работы по формированию навыков культуры общения у старших дошкольников.
Для получения исчерпывающей информации о сформированности культуры общения у старших дошкольников входе проведенного контрольного эксперимента нами была использованы те же методики, что и применялась на констатирующем этапе эксперимента. В частности, проводились наблюдения за детьми в естественных условиях.
Цель: оценить и проанализировать результаты опытно - экспериментальной работы.
В ходе эксперимента решались следующие задачи:
- выявление уровня сформированности навыков культуры общения со взрослыми и сверстниками, после проведенного нами плана работы по организации взаимодействия ДОУ с семьей;
- выявление уровня изменения показателей констатирующего эксперимента.
Оценка уровня сформированности навыков общения у старших дошкольников проводился с учетом критериев:
I. Общение с взрослыми.
1. как обращается к взрослому: называет ли воспитателя по имени отчеству; может ли вежливо, спокойно выражать свое желание, просьбу; как реагирует на отказ взрослого выполнять требуемое, употребляет ли вежливые слова, какие и в каких ситуациях.
2. Умеет ли разговаривать с взрослыми спокойно, глядя ему в лицо; слушать взрослого, не перебивая; дожидаться своей очереди.
3. Насколько внимателен ребенок к взрослому. Как реагирует на просьбу взрослого, как выполняет поручение. Проявляет ли заботу, внимание, сочувствие по отношению к взрослому.
II. Общение со сверстниками.
1. Насколько приветлив со сверстниками: сформирована ли привычка здороваться и прощаться, называет ли сверстника по имени. Употребляет ли при общении вежливые слова.
2. Внимателен ли к сверстнику: замечает его настроение, старается помочь; умеет не отвлекать сверстника во время выполнения деятельности, не мешать; считается с его мнением или действует только в своих собственных интересах.
3. Как часто и по какой причине возникают конфликты со сверстниками, каким образом ребенок их решает. Как себя ведет в конфликтных ситуациях (уступает или кричит и дерется, обзывается), обращается за помощью к взрослому и т.д.
4. Какие взаимоотношения преобладают в общении со сверстниками: ровные и доброжелательные по отношению ко всем детям: равнодушные, скрыто негативные, открыто негативные, избирательные.
Полученные результаты можно дифференцировать по уровням:
- Высокий уровень сформированности навыков культуры общения предполагает умение вежливого обращения с взрослыми и сверстниками, спокойно выражать свое желание, просьбу. Разговаривает спокойно, не перебивая говорящего. Внимательно относится к взрослому: проявляет заботу, внимание, сочувствие.
Приветлив со сверстниками: здоровается и прощается, называет по имени. Внимателен, старается помочь другому, считается с мнением других детей. В конфликтных ситуациях умеет уступать, не кричит. Ровные и доброжелательные отношения.
- К среднему уровню относятся те дети, которые знают правила культуры общения, но не всегда ими пользуются. Употребляют вежливые слова по напоминанию. Умеют разговаривать с взрослыми спокойно, но иногда перебивают говорящего. Выполняют поручения взрослого самостоятельно, но не сознательно, по просьбе. Не всегда понят о правилах культуры общения, когда взрослый заходит в группу. Приветливы со сверстниками, но привычка здороваться и прощаться, ежедневно не сформирована. Во время выполнения деятельности иногда отвлекается. В конфликтных ситуациях часто обращается за помощью взрослого. Взаимоотношение с детьми избирательные, ровные.
- Низкому уровню сформированности навыков культуры общения дошкольников соответствуют следующие качества: отсутствие умения здороваться и прощаться с взрослыми, называть по имени отчеству. Вежливые слова не употребляет, перебивает говорящего. Невнимателен к взрослому, не адекватно реагирует на просьбу что-то помочь.
Со сверстниками не приветлив, вежливые слова не употребляет, грубит. Во время совместной деятельности отвлекается, мешает другим. В конфликтных ситуациях дерется, обзывается, обидчив. Взаимоотношения со сверстниками часто негативные, избирательные.
После проведенного исследования по сформированности навыков культуры общения на контрольном эксперименте получили следующие результаты, приведенные в таблице 3
Таблица 3
Уровень сформированности навыков культуры общения у детей старшего возраста (контрольный эксперимент)
Группа | Уровни % | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
Группа «А» | 25 % | 55 % | 20 % |
Группа «Б» | 15 % | 35 % | 50 % |
Сравнение результатов констатирующего и контрольного экспериментов в контрольной группе.
Гистограмма 1
1 –высокий;
2-средний;
3 – низкий.
- констатирующий эксперимент
- контрольный эксперимент
Сравнивая результаты исследований, мы отмечаем значительные изменения в формировании навыков культуры общения детей старшего возраста.
Большой процент (25%-5 детей) в экспериментальной группе стал обладать высоким уровнем сформированности навыков культуры общения. Но в контрольной группе эти изменения не значительные (15% -3 детей), т.к. не проводилась работа с родителями. Возрос и средний уровень сформированности навыков культуры общения (50% -10 детей). В контрольной группе этот результат составил 35%.
Поменялся и низкий уровень сформированности навыков культуры общения. В экспериментальной группе этот показатель составил (20% -4 детей). В контрольной группе низкий уровень остался на прежнем уровне 50%-10человек.
Таким образом, надо отметить, что организованная нами опытно - экспериментальная работа в целях формирования навыков культуры общения у старших дошкольников дала положительный результат.
Во-первых, по приданию старшими дошкольниками определенного уровня сформированности навыков культуры общения.
Во-вторых, достигнутые результаты доказывают гипотезу нашего исследования об эффективности использования различных форм и методов работы по взаимодействию педагогов и родителей.
Сравнивая результаты исследований, мы отмечаем значительные изменения. Большой процент детей в экспериментальной группе стал обладать высоким уровнем сформированности навыков культуры общения. Но контрольной группе изменения незначительные, так как не планировалось и не проводилось работы с родителями.
В ходе проведенного формирующегося эксперимента старшие дошкольники приобрели коммуникативный опыт бесконфликтного общения в решении многих вопросов в дошкольном учреждении и вне него. Педагоги отмечают, что дети научились избегать категоричных требований в общении, стали выдержанными, вежливыми, тактичными, повысился уровень эмоционального состояния коллектива.
Таким образом, в ходе нашего исследования было установлено, что:
- культуре общения надо учиться систематически и постоянно, усложняя программные требования;
- большинство детских проблем в общении – это следствие тех трудностей в общении, которые имеются у родителей. Поэтому нужно научить культуре общения родителей;
- разнообразные формы и методы по взаимодействию педагога с родителями благотворно влияет на решение данной проблемы;
-высокого результата невозможно достичь за короткий промежуток времени, но систематическая работа в течение некоторого времени все же дает положительный результат, что доказывает наше исследование.
Анализ полученных в ходе контрольного эксперимента данных, сопоставление их с данными полученными в констатации позволили нам сделать вывод о степени влияния форм и методов по работе с родителями на сформированность навыков культуры общения детей старшего дошкольного возраста.
Следовательно, можно утверждать, что разработанный нами план работы, развивающий культуру общения детей старшего дошкольного возраста, является целесообразной, достаточно эффективным и практически оправданным.
Результаты констатирующего этапа эксперимента
Приложение 1
Уровень сформированности навыков культуры общения у детей старшего возраста группа «А» (констатирующий эксперимент)
№ | Фамилия Имя ребенка | Критерии | Уровень | ||||||
Общение с взрослыми | Общение со сверстниками | ||||||||
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||
Алмазов В. | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | н | |
Большакова Н. | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | н | |
Вересов К. | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | н | |
Горшелева О. | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | в | |
Добровольская К. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | с | |
Деревянко С. | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | н | |
Ефименко Д. | 2 | 2 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | с | |
Желобов М. | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | с | |
Искандеров Ж. | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | н | |
Каменева А. | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | с | |
Лавров С. | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | н | |
Мельниченко С. | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | н | |
Недогибченко Л. | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | в | |
Озеров В. | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | н | |
Поляков Н. | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | н | |
Рязанцев Л. | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | н | |
Серов В. | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | с | |
Ткаченко М. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | н | |
Уфимцев Л. | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | н | |
Шорохова О. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | с |
Условные обозначения:
0- низкий уровень
1- средний уровень
2- высокий уровень
Критерии
I. Общение с взрослыми.
- Как обращается к взрослому: называет ли воспитателя, помощника воспитателя по имени, отчеству, может ли вежливо, спокойно выразить свое желание, просьбу, как реагирует на отказ взрослого выполнить требуемое, употребляет ли вежливые слова, какие и в каких ситуациях.
- Умеет ли разговаривать с взрослыми спокойно, глядя ему в лицо; слушать взрослого, не перебивая; дожидаться своей очереди.
- Насколько внимателен ребенок к взрослому. Как реагирует на просьбу взрослого, как выполняет его поручения. Проявляет ли заботу, внимание, сочувствие по отношению к взрослому.
II. Общение со сверстниками.
- Насколько приветлив со сверстниками: сформированная ли привычка здороваться и прощаться; называет ли при обращении вежливые слова.
- Внимателен к сверстнику; замечает его настроение; старается помочь; умеет не отвлекать сверстника во время выполнения деятельности, не мешать; считается с его мнением или действует только в своих собственных интересах.
- Как часто и по какой привычке возникают конфликты со сверстниками, каким образом ребенок их различает. Как себя ведет в конфликтных ситуациях (уступает или кричит и дерется, обзывается), обращается за помощью к взрослому и т.д.
- Какие взаимоотношения преобладают в общении со сверстниками: ровные доброжелательные по отношению ко всем детям равнодушные; скрыто негативные; открыто негативные; избирательные.
Уровень сформированности навыков культуры общения у детей старшего возраста группа «В» (констатирующий эксперимент)
№ | Фамилия Имя ребенка | Критерии | Уровень | ||||||
Общение с взрослыми | Общение со сверстниками | ||||||||
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||
1. | Алмазов В. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | с |
2. | Большакова Н. | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | в |
3. | Вересов К. | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | н |
4. | Горшелева О. | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | н |
5. | Добровольская К. | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | с |
6. | Деревянко С. | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | н |
7. | Ефименко Д. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | с |
8. | Желобов М. | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | в |
9. | Искандеров Ж. | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | с |
10. | Каменева А. | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | н |
11. | Лавров С. | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | н |
12. | Мельниченко С. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | с |
13. | Недогибченко Л. | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | н |
14. | Озеров В. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | с |
15. | Поляков Н. | 2 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | н |
16. | Рязанцев Л. | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | н |
17. | Серов В. | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | с |
18. | Ткаченко М. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | н |
19. | Уфимцев Л. | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | с |
20. | Шорохова О. | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | н |
Условные обозначения:
0- низкий уровень
1- средний уровень
2- высокий уровень
Критерии
I. Общение с взрослыми.
- Как обращается к взрослому: называет ли воспитателя, помощника воспитателя по имени, отчеству, может ли вежливо, спокойно выразить свое желание, просьбу, как реагирует на отказ взрослого выполнить требуемое, употребляет ли вежливые слова, какие и в каких ситуациях.
- Умеет ли разговаривать с взрослыми спокойно, глядя ему в лицо; слушать взрослого, не перебивая; дожидаться своей очереди.
- Насколько внимателен ребенок к взрослому. Как реагирует на просьбу взрослого, как выполняет его поручения. Проявляет ли заботу, внимание, сочувствие по отношению к взрослому.
II. Общение со сверстниками.
- Насколько приветлив со сверстниками: сформированная ли привычка здороваться и прощаться; называет ли при обращении вежливые слова.
- Внимателен к сверстнику; замечает его настроение; старается помочь; умеет не отвлекать сверстника во время выполнения деятельности, не мешать; считается с его мнением или действует только в своих собственных интересах.
- Как часто и по какой привычке возникают конфликты со сверстниками, каким образом ребенок их различает. Как себя ведет в конфликтных ситуациях (уступает или кричит и дерется, обзывается), обращается за помощью к взрослому и т.д.
- Какие взаимоотношения преобладают в общении со сверстниками: ровные доброжелательные по отношению ко всем детям равнодушные; скрыто негативные; открыто негативные; избирательные.
Результаты контрольного этапа эксперимента
Приложение 2
Уровень сформированности навыков культуры общения у детей старшего возраста контрольной группы «А» (контрольный эксперимент)
№ | Фамилия Имя ребенка | Критерии | Уровень | ||||||
Общение с взрослыми | Общение со сверстниками | ||||||||
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||
1. | Алмазов В. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
2. | Большакова Н. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | с |
3. | Вересов К. | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 2 | в |
4. | Горшелева О. | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | н |
5. | Добровольская К. | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | н |
6. | Деревянко С. | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | с |
7. | Ефименко Д. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | н |
8. | Желобов М. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | в |
9. | Искандеров Ж. | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | в |
10. | Каменева А. | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | с |
11. | Лавров С. | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | н |
12. | Мельниченко С. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | с |
13. | Недогибченко Л. | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | н |
14. | Озеров В. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | н |
15. | Поляков Н. | 2 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | с |
16. | Рязанцев Л. | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | н |
17. | Серов В. | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | н |
18. | Ткаченко М. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | с |
19. | Уфимцев Л. | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | н |
20. | Шорохова О. | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | с |
Условные обозначения:
0- низкий уровень
1- средний уровень
2- высокий уровень
Критерии
I. Общение с взрослыми.
- Как обращается к взрослому: называет ли воспитателя, помощника воспитателя по имени, отчеству, может ли вежливо, спокойно выразить свое желание, просьбу, как реагирует на отказ взрослого выполнить требуемое, употребляет ли вежливые слова, какие и в каких ситуациях.
- Умеет ли разговаривать с взрослыми спокойно, глядя ему в лицо; слушать взрослого, не перебивая; дожидаться своей очереди.
- Насколько внимателен ребенок к взрослому. Как реагирует на просьбу взрослого, как выполняет его поручения. Проявляет ли заботу, внимание, сочувствие по отношению к взрослому.
II. Общение со сверстниками.
- Насколько приветлив со сверстниками: сформированная ли привычка здороваться и прощаться; называет ли при обращении вежливые слова.
- Внимателен к сверстнику; замечает его настроение; старается помочь; умеет не отвлекать сверстника во время выполнения деятельности, не мешать; считается с его мнением или действует только в своих собственных интересах.
- Как часто и по какой привычке возникают конфликты со сверстниками, каким образом ребенок их различает. Как себя ведет в конфликтных ситуациях (уступает или кричит и дерется, обзывается), обращается за помощью к взрослому и т.д.
- Какие взаимоотношения преобладают в общении со сверстниками: ровные доброжелательные по отношению ко всем детям равнодушные; скрыто негативные; открыто негативные; избирательные.
Уровень сформированности навыков культуры общения у детей старшего возраста экспериментальной группы «В» (контрольный эксперимент)
№ | Фамилия Имя ребенка | Критерии | Уровень | ||||||
Общение с взрослыми | Общение со сверстниками | ||||||||
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||
1. | Алмазов В. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | в |
2. | Большакова Н. | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | с |
3. | Вересов К. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | в |
4. | Горшелева О. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | в |
5. | Добровольская К. | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | с |
6. | Деревянко С. | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | н |
7. | Ефименко Д. | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | с |
8. | Желобов М. | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | с |
9. | Искандеров Ж. | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | с |
10. | Каменева А. | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | с |
11. | Лавров С. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | с |
12. | Мельниченко С. | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | н |
13. | Недогибченко Л. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | в |
14. | Озеров В. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | с |
15. | Поляков Н. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | н |
16. | Рязанцев Л. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | с |
17. | Серов В. | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | в |
18. | Ткаченко М. | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | с |
19. | Уфимцев Л. | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | н |
20. | Шорохова О. | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | с |
Условные обозначения:
0- низкий уровень
1- средний уровень
2- высокий уровень
Критерии
I. Общение с взрослыми.
- Как обращается к взрослому: называет ли воспитателя, помощника воспитателя по имени, отчеству, может ли вежливо, спокойно выразить свое желание, просьбу, как реагирует на отказ взрослого выполнить требуемое, употребляет ли вежливые слова, какие и в каких ситуациях.
- Умеет ли разговаривать с взрослыми спокойно, глядя ему в лицо; слушать взрослого, не перебивая; дожидаться своей очереди.
- Насколько внимателен ребенок к взрослому. Как реагирует на просьбу взрослого, как выполняет его поручения. Проявляет ли заботу, внимание, сочувствие по отношению к взрослому.
II. Общение со сверстниками.
- Насколько приветлив со сверстниками: сформированная ли привычка здороваться и прощаться; называет ли при обращении вежливые слова.
- Внимателен к сверстнику; замечает его настроение; старается помочь; умеет не отвлекать сверстника во время выполнения деятельности, не мешать; считается с его мнением или действует только в своих собственных интересах.
- Как часто и по какой привычке возникают конфликты со сверстниками, каким образом ребенок их различает. Как себя ведет в конфликтных ситуациях (уступает или кричит и дерется, обзывается), обращается за помощью к взрослому и т.д.
- Какие взаимоотношения преобладают в общении со сверстниками: ровные доброжелательные по отношению ко всем детям равнодушные; скрыто негативные; открыто негативные; избирательные.
Приложение 3
Доклад на тему: «Общение с ребёнком в семье»
Цель: формирование понимания ценности особенности общения с ребёнком в своей семье.
Задача: привлечь внимание к общению и взаимоотношениям в семье.
«Если дети живут в обстановке критики,
они учатся критиковать и осуждать других людей.
Если дети живут в обстановке вражды и злобы,
они учатся быть злыми, учатся драться.
Если дети живут среди насмешек,
они становятся нерешительными и излишне скромными.
Если дети живут в обстановке стыда и смущения,
чувство собственного достоинства уступает место чувству вины»
Дороти Нолт
– Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами о семье, об общении в семье. Это вечная тема, к которой можно возвращаться не раз и находить новые аспекты для разговора. Мне хотелось бы, чтобы вы заглянули сегодня со стороны в свой дом, в самих себя и свою семью.
Не случайно эпиграфом к нашему собранию являются слова Дороти Нолта.
Ведь одна из основных функций семьи – это общение с детьми, воспитание детей через общение.
А что вы понимаете под общением?
Общение с ребёнком происходит с того самого момента, как он появился. Общение это всё – утренняя улыбка, мимолётный разговор, неубранная посуда, бабушкины жалобы на здоровье…
Любите ли вы общаться со своим ребёнком?
Общение – это не только простые разговоры, а ощущение что тебя ждут, понимают, любят.
– По данным социологов, мать, отец и дети находятся дома вместе около двух часов. Матери тратят на воспитание и общение в неделю около 8 часов, а отцы около 6 часов. Достаточно ли этого?
Общение необходимо ребёнку так же, как вода и еда. Плохие продукты питания приносят немало огорчений: вред здоровью, «впустую» потраченные средства (одни из наиболее главных).
Точно так же и общение: если человек общается с другими людьми, получает достаточное внимание – он максимально растёт и развивается. А недостаток общения приводит к минимальному развитию, малыш получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишён полноценного общения со взрослыми, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растёт, худеет, теряет интерес к жизни.
Очень часто ребёнок восполняет недостаток родительского общения на улице, где его понимают, принимают таким, какой он есть. Почему это происходит и от чего зависит? Ребёнок не желает общаться с родителями, так как (по мнению учащихся, старшей школы) их не понимают и не хотят понять, им многое не позволяют, к ним относятся, как малышам, не дают взрослеть. Для того чтобы ребёнок желал общаться с родителями, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми являются шесть принципов:
- принятие,
- признание,
- родительская любовь,
- доступность,
- воспитание ответственности и самодисциплины,
авторитет родителей.
Давайте рассмотрим эти принципы.
Самый веский принцип – принятие ребёнка. Это проявление такой родительской любви, когда ребёнок понимает, что его любят несмотря ни на что. Принять ребёнка – значит любить его не за отметку в дневнике или убранную постель без напоминания, а за сам факт его существования в этом мире. Если ребёнок принят родителями, он значим.
Признание ребёнка – это сохранение у ребёнка чувства собственного достоинства и уверенности в себе в своих силах. Со стороны родителей – безграничная вера в то, что ребёнок, которому они подарили жизнь, оправдает их ожидания. Такие родители подчеркивают все успехи, достоинства, поддерживают в трудностях. Признание – в какой-то мере терпение родителей. Терпение – дать прочувствовать и осознать то, что совершил, и поддержка отца и матери.
Признание формирует у детей чувство значимости и необходимости в семье. При этом родители могут нарисовать себе некий идеализированный образ, который складывается из желаемого, но далёк от действительности. Иначе говоря, если ты хорош – значит, ты любим, принят, признан. Если же нет – стойкое родительское раздражение и конфликтные ситуации, принимающее порой безобразные формы. Признание не может быть эпизодическим в воспитании детей. Оно предполагает одобрение, похвалу, положительную реакцию семьи на любое, пусть незначительное, усилие со стороны ребёнка, которое делает его лучше, умнее, добрее. Не возможно без одобрения и похвалы.
Не менее значимым чувством для ребёнка является родительская любовь. По мнению психологов, ребёнок нуждается в любви и ласке независимо от возраста. Детям нужно, чтобы их обнимали не менее 3-4 раз в день. Иногда ребёнок не подпускает к себе, это может быть связано с тем, что в дошкольном возрасте у него не сформировалась потребность в родительском внимании, так как ощущал их на себе достаточно редко.
Ласковые слова Родительская любовь необходима ребенку ещё и для того, чтобы он мог адекватно реагировать на те требования, которые к нему предъявляются. Если требования есть, но любви ребёнок не ощущает, эти требования останутся невыполненными.
Если ребёнок духовно и физически ощущает родительскую любовь и ласку, он не будет принимать действия родителей в штыки. Дети, с которыми обращаются без любви, развиваются неправильно, даже если во всём остальном они воспитаны как надо.
Родительская любовь должна искать в своём ребёнке достоинства, недостатки искать не нужно, они, как правило, всегда на поверхности. При этом родители должны помнить, что недостатки поддаются исправлению только тогда, когда это делается без сарказма и иронии, издевательства и обвинений. Они исправляются при наличии любви.
Быть доступным – значит, в любую минуту найти в себе силы отложить все свои дела, свою работу, чтобы пообщаться с ребёнком. В общении с ребёнком иногда промедление смерти подобно. Нельзя отмахиваться, списывать на занятость, нельзя переносить на «потом». Родители должны помнить, что поводить время с ребёнком, это не значит без конца читать ему мораль или делать с ним уроки, быть доступным, значит вовремя прочитать вопрос в глазах ребёнка и ответить на этот вопрос, доверить ребёнку свои переживания и помочь ему пережить его, поговорить и обсудить их вовремя. Быть доступным – значит, иметь право на совместный поиск истины со своим малышом. Когда ребёнок начинает искать истину в подворотне, одной из причин является родительская недоступность и неприкосновенность, безразличие к ребёнку и, в конечном счёте – к самому себе.
Только имея в своём арсенале принятие, признание, родительскую любовь, доступность, можно формировать у ребёнка такие качества, как ответственность, самодисциплину, осознанную способность к ограничениям.
Воспитание ответственности и самодисциплины – чем раньше ребёнок начнёт проявлять ответственность за свои поступки и слова. Тем больше шансов на то, что он сможет превратиться в уравновешенную и зрелую личность. Ежедневно родители должны демонстрировать своим детям собственное проявление ответственности перед ними. Это не значит, что родители должны отчитываться, мудрость ответственности состоит в том, что всегда они выполняют то, что обещают детям, а если по какой-то причине этого не происходит, они находят в себе смелость признать своё неумение сдержать обещание и стараются исправить собственные ошибки.
Для соблюдения ребёнком ответственности и формирования у него навыков самодисциплины необходимы определённые условия. Одним из главных условий является наличие у ребёнка в семье определённых обязанностей, которые он должен выполнять ежедневно. При этом родителям нужно проявлять терпимость и терпение. Воспитывать у ребёнка ответственность – это значит использовать как метод воспитания ограничение. Если родители с раннего детства не научились говорить ребёнку «нет», то их жизнь может превратиться в нескончаемую дорогу в ад.
Авторитет родителей – важная составляющая успешности воспитания детей в семье. Приобретение авторитета в глазах ребёнка – кропотливый труд отца и матери. Мнение родителей об окружающей действительности, их поступки и отношения – это слагаемые родительского авторитета. Авторитетность родителей в глазах ребёнка – это прежде всего желание ребёнка говорить родителям правду, какой бы горькой она не была для отца и матери. Так будут дети поступать в том случае, если родители объяснят им, что прожить жизнь, не совершая ошибок, невозможно. Авторитет во многом зависит от того, насколько они сами умеют прощать и просить прощения. Ещё одно немало важное качество родителей, которые хотят быть авторитетными в глазах детей, – отсутствие боязни критики со стороны своих детей.
Авторитет не приобретается «автоматически» с рождением ребёнка. Он нарабатывается годами самоотверженного родительского труда, который сродни труду шахтёра. Мы подготовили для вас аудиописьмо. Это коллективный труд учащихся нашей школы. Послушайте, пожалуйста! Здесь то, о чем они вам говорят и о чем сказать не решаются.
Для определения вашего восприятия нашей встречи, предлагаю Вам оставить ваши мысли на стенде "Наши пожелания".
Приложение 4
Консультация воспитателя на тему: «Особенности культуры общения у детей старшего дошкольного возраста».
Культура общения – предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.
Культура общения предполагает не только делать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов. Ребенка надо учить замечать состояния других людей. Уже с первых лет жизни ребенок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке, такое поведение становится недопустимым, т.е. поступать, руководясь чувством уважения к окружающим в сочетании с простой естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребенка, как общительность[5, с.252].
Культура общения обязательно предполагает культуру речи, которая в свою очередь также предполагает наличие у детей старшего дошкольного возраста достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.
Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется – добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения.
Задача родителей и педагогов – воспитывать у ребенка культуру общения.
Какие наиболее важные нравственные качества хотим мы видеть в наших детях?
Вежливость - она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. "Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Без нее невозможно представить взаимоотношения людей. Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим. Вежливость приобретает цену, если она проявляется ребенком по велению сердца".
Деликатность - сестра вежливости. Человек, наделенный этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями. Задатки деликатности исходят из глубокого детства.
Предупредительность - Необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений.
Скромность - Эта нравственная черта личности показатель подлинной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе. Необходимо формировать у детей умение.
Общительность - В ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим – непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениям – истоки уважения к людям. Общительный ребенок быстрее находит место в детском саду.
Таким образом, необходимым условием для всестороннего развития ребенка является наличие детского общества, в котором формируются черты нового человека: коллективизм, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения. Общаясь со сверстниками, ребенок научится трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Ребенок воспитывается в жизненных ситуациях, которые возникают в результате общения детей. Подготовка ребенка к жизни среди взрослых начинается с его умения строить свои отношения со сверстниками: с начала, в детском саду и в школе, затем у отдельных детей и соответствующие проявления – отнять, толкнуть и т.д. Когда ребенок начинает осознавать, что рядом с ним такие же дети как он, что свои желания приходиться соизмерять с желаниями других, тогда в нем возникает нравственная основа для усвоения необходимых форм общения.
Приложение 5
Тематическая консультация воспитателя на тему: «Воспитание детских взаимоотношений в совместной деятельности»
В настоящее время в теории и практике дошкольной педагогики все большее значение придается детской коллективной деятельности на занятиях, как средству нравственного воспитания. Совместная деятельность объединяет детей общей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями за общее дело. В ней имеет место распределение обязанностей, согласованность действий. Участвуя в совместной деятельности, ребенок учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результат. Прежде всего важно заранее решить, каким образом будет предъявлено задание, чтобы оно предстало перед детьми, как коллективное. Следовательно, воспитатель должен не только поставить перед детьми цель, достичь которую они могут вместе, но и обсудить способы, при которых будут согласовываться совместные действия при достижении цели. Моя задача, как воспитателя, состоит в том, чтобы разъяснить как следует договариваться, учитывая желание друг друга, предлагать свои варианты, не допуская грубости, справедливо распределять задание между собой, выслушивать мнение товарищей, возражать в корректной форме и пр. Организация такой деятельности возможна лишь на этапе закрепления имеющихся навыков, когда дети не нуждаются в разъяснении приемов работы и их внимание можно сосредоточить не другой задаче. Для того чтобы раскрыть особенности методики воспитательной работы, которая приводит к формированию у детей способов сотрудничества, сне необходимо было определить, какое содержание занятий позволяет объединить детей в небольшие группы с общим заданием. Необходимо предусмотреть, каким образом преподнести детям задачу как коллективную (т. е. поставила цель, для достижения которой требуются общие усилия; разъяснить целесообразность организации коллективной деятельности), в какой форме.
Способы сотрудничества формируется у детей постепенно. Вначале следует предлагать несложные задания, которые объединяют результаты деятельности всех участников в общий итог. Например, “Цветы на лугу” (рисование, аппликация и лепка). А затем задание постепенно усложняется. Наиболее сложными заданиями являются такие, которые ставят перед детьми задачу идентичного выполнения всех действий, тесной согласованности друг с другом в процессе деятельности, например, расписывание узором волшебных сапожек, скатерти – самобранки. При такой форме объединения особую роль играет совместный поиск: дети должны обсудить, что они нарисуют, какие элементы узора они включают и где их разместят. Таким образом, можно сказать, что объединение детей в небольшие группы для совместного выполнения заданий по изодеятельности позволяет сформировать у них прочные способы сотрудничества, а также определенные представления об особенностях работы в коллективе. Такие занятия не оказывают отрицательного влияния на формирование взаимоотношений у дошкольников, а наоборот способствуют их укреплению. Сформированные на занятиях способы сотрудничества оказываются достаточно устойчивыми, ибо мои разъяснение о нормах поведения и отношения к сверстникам сразу реализовывались детьми в собственной практической деятельности. Накопленный опыт согласования действий дети переносили в другие виды совместной деятельности (в труд, в игру), а также в повседневное общение. Как известно, что в дошкольном возрасте игра является одной из основных форм организации детской жизни, в процессе которой дети как-то влияют друг на друга, приобретают для себя жизненные привычки. Создание самостоятельных, самоорганизующихся детских коллективов – интересный объект для педагогического наблюдения, для изучения детских взаимоотношений, а собственно игровых навыков и умений детей. Детские взаимоотношения строились в процессе ролевых игр (дидактических и сюжетно – ролевых), а также их интересы были связаны в значительной мере с играми подвижного характера. При проведении игры важно то, что дети без лишних споров могли распределять роли между собой, а затем играли соблюдая все правила игры. Дети могут самоорганизовываться. Они используют такие приемы: “назначение ведущего”, “поручаем по очереди провести игру”.
Кроме игр и занятий существует трудовая деятельность, пока еще чаще совместная со взрослыми, которые выступают не только в качестве лица, организующего и направляющего труд детей, но и в качестве непосредственного участника трудового процесса. Совместная работа с детьми как форма организации их деятельности может применятся в старших группах, когда осваиваются какие-то новые трудовые процессы. Педагог принимает участие в том случае, когда будет не уверен в том, что дети доведут дело до конца. Его участие предупреждало нежелательное поведение детей. Педагог часто принимает оценку промежуточного результата, например: “Вот мы уже половину сделали своей работы, осталось немного до конца и дело сделано”. Таким образом, фиксируя и поощряя промежуточные успехи детей, педагог ведет их к достижению конечной цели.
Совместная деятельность взрослых и детей обогащает тех и других. Необходимо вспомнить мысль В.А.Сухомлинского о том, что у детей отношение к труду во многом зависит от установившихся взаимоотношений взрослого с детьми. Исключительно сильное влияние оказывает на детей то, что труд в одинаковой мере увлекает и их и педагога. Для педагога открываются детские сердца, его слова без назидания и менторства, что так вредит воспитанию нравственному, глубоко воздействовали на детей. Не случайно В.А.Сухомлинский считал совместную работу с детьми самыми радостными часами педагогического труда.
Таким образом, можно сделать вывод, что все виды деятельности детей влияют на их взаимоотношения. Чем чаще они участвуют в совместной деятельности, тем лучше и прочнее их взаимоотношения.
Приложение 6
Семинар на тему: «Воспитание культуры общения в общественных местах».
С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми (дома, в дет/саду и т.д.) и приобретает опыт общественного поведения. Формировать у детей навыков поведения, воспитывать сознательно, активное отношение к порученному делу, товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста.
В детском саду для этого немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими.
Работая с детьми, воспитатели уделяют большое внимание формированию их поведения на занятиях, в играх, труде и недостаточно оценивают возможности повседневной бытовой деятельности, зачастую проходя мимо тех педагогических ценностей, которые таит в себе повседневная жизнь дошкольного учреждения.
В силу того, что дети годами посещают, дет/сад, появляется возможность упражнять их в хорошем поведении многократно, и это способствует выработки привычек.
Каждый день дети здороваются и прощаются, убирают после игры игрушки, умываются, одеваются на прогулку и раздеваются. Ежедневно ребенку приходится аккуратно вешать одежду, ставить обувь т.д. Во всех этих ситуациях дети не только практически овладевают различными навыками и умениями, но и осваивают определенные нормы поведения в коллективе сверстников.
Приучая детей здороваться со своими товарищами, воспитатель использует и утренний приход в детский сад и встречи в течении дня с врагом, заведующей, муз. Руководителем, поваром и т.д. Многократные упражнения помогают ребенку осознать общее правило: "Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые". Такая постоянная связь формирует у детей положительную привычку. Имеет значение и то, как будет сказано детьми "Здравствуйте" или "Доброе утро", ведь внешняя форма вежливости выражает уважение и доброжелательное отношение к окружающим. Одни здороваются охотно и приветливо, другие - только после напоминая, третьи - только не здороваются совсем или здороваются нехотя. Однако не стоит каждый случай приветливости рассматривать как факт появления невежливости. Лучше разобраться, почему ребенок не поздоровался, и помочь ему справиться. Часто дети здороваются формально, не понимая смысла этого правила.
Например: Сережа входит в группу и сразу направляется к игрушкам. Воспитатель напоминает мальчику, что сначала нужно поздороваться. Ребенок отвечает: "Я уже здоровался там..." и рукой показывает на дверь. Это свидетельствует, что мальчик не понимает, почему при входе надо приветствовать друг друга. Воспитатель объясняет Сереже, что, здороваясь, люди желают друг другу хорошего здоровья и настроения. Только в единстве моральных знаний и поведения можно решать задачи нравственного воспитания дошкольников. Важен также пример взрослых - сотрудников детского сада и родителей - их приветливость и доброжелательность при встречах передаются детям.
Любой из моментов режима дня в детском саду содержит огромные воспитательные возможности. Взять хотя бы промежуток времени, когда дети находятся в раздевальной комнате. В раздевальной комнате дети остаются очень долго, но они постоянно вступают во взаимоотношения со сверстниками. В этих взаимоотношениях складывается свой микроклимат, происходит "автоматизация" норм поведения. Поэтому пребывание детей в раздевальной комнате воспитатель может использовать, чтобы поупражнять детей в доброжелательном отношении детей друг к другу, в умении уступать, приходить на помощь товарищам, вежливо к ним обращаться.
Нередко во время одевания можно увидеть, как дети выстраиваются к воспитателя, чтобы он помог им одеться, а ведь можно научить детей вежливо обращаться за помощью к сверстникам. Почему дети порой не хотят обращаться за помощью к сверстникам? По многим причинам: они не хотят выглядеть перед ними беспомощными; не желают получить отказ; услышать на просьбу грубость и т.д. Педагог должен использовать каждую ситуацию в повседневной и бытовой жизни чтобы сформировать у детей тот или иной навык культуры общения в общественных местах.
Приложение 7
Тест для родителей «Как бы я поступил?»
- Если бы ваш ребенок не поздоровался приходя в детский сад?
- Если бы ваш ребенок упал в лужу на улице?
- Если бы ваш ребенок устроил скандал в магазине за то, что вы не купили ему то, что он хотел?
- Если бы ваш ребенок начал кидаться попкорном в сидящих рядом в кинотеатре?
- Если бы ваш ребенок начал плакать на улице требуя свое?
- Если бы ваш ребенок ударил играющего ребенком на детской площадке?
- Если бы ваш ребенок обозвал сидящего рядом в песочнице?
- Если бы ваш ребенок не правильно вел себя общественном транспорте?
- Если бы ваш ребенок забрал чужую вещь?
- Если бы ваш ребенок стал кричать в саду, во время сон часа?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме "Формирование культуры поведения у старших дошкольников"
Этот опыт работы поможет воспитателям старших дошкольных групп в работе по воспитанию культуры поведения у детей 5-6 лет . Опыт содержит схемы,перспективный план на год разных видов деятельности, ко...
Воспитание навыков культуры общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
В данной статье приводится актуальность проблемы воспитания культуры общения у дошкольников с ОНР и даны конкретные рекомендации воспитателям логопдических групп по организации работы с детьми в...
Воспитание культуры общения у старших дошкольников.
Проект-реферат....
Воспитание культуры общения у старших дошкольников
Воспитание культуры общения у старших дошкольниковКультура общения – предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с исп...
" Методы, формы и средства воспитания культуры общения у старших дошкольников"
консультация для воспитателей о воспитании культуры общения у старших дошкольников....
Диагностика уровня сформированности культуры общения у старших дошкольников
Для изучения проблемы формирования культуры речевого общения у детей дошкольного возраста мною был проведен теоретический анализ литературы, который показал, что игры являются важнейшим средством форм...
"Развитие культуры общения у старших дошкольников"
Актуальность развития у детей культуры общения обусловлена не только необходимостью развивать общечеловеческую способность ребенка к межличностному взаимодействию со взрослыми и сверстниками, помочь е...