Статья ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ИНТЕРЕСА К ФИЗКУЛЬТУРЕ И СПОРТУ
статья
Среди проблем в области физического воспитания детей на первом месте стоит снижение двигательной активности детей и интереса к занятиям физической культурой и спортом. В последние годы причиной этого опасного явления стало чрезмерное увлечение дошкольников компьютерными играми. Они постепенно заменяют ребёнку игру, прогулку со сверстниками, живое общение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_.docx | 26.16 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ИНТЕРЕСА К ФИЗКУЛЬТУРЕ И СПОРТУ
Киричок Э.В., студент направления подготовки 44.03.02 Педагогическое образование (профиль «Дошкольное образование) ФГБОУ ВО ОГУ им. И.С.Тургенева
Среди проблем в области физического воспитания детей на первом месте стоит снижение двигательной активности детей и интереса к занятиям физической культурой и спортом. В последние годы причиной этого опасного явления стало чрезмерное увлечение дошкольников компьютерными играми. Они постепенно заменяют ребёнку игру, прогулку со сверстниками, живое общение.
Современная теория обучения и воспитания детей все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые вызываются у него деятельностью, общением и специальными педагогическими влияниями. Поэтому вполне объяснимо внимание, оказываемое современными педагогическими исследованиями познавательным интересам, которые в становлении личности играют роль ценных мотивов деятельности, а при известных условиях становятся устойчивой чертой личности и обнаруживают себя в любознательности, пытливости, в постоянной и неистощимой жажде знаний.
В нашем исследовании была поставлена задача, выявить особенности развития у старших дошкольников интереса к физической культуре и спорту. Для решения поставленной задачи была использована методика И.М. Воротилкиной [1, 2].
Анализ полученных результатов показал, что большинство детей старшей группы имеет представления о физкультуре, спорте, о видах спорта. Старшие дошкольники называли разнообразные виды спорта, их количество составило от 2 до 7,5 % из названных – зимние виды спорта.
75 % хотели бы заниматься каким-нибудь видом спорта. Наиболее популярными оказались – фигурное катание (30%), потому что «можно красиво танцевать на льду»; лыжи (10 %), сноуборд (5 %), «…потому что по снегу, быстро, можно ездить без руля», бобслей (5%), потому что – «…это быстрый спорт, он освежает, нравится скорость, он впечатляет», а также хоккей, борьба, футбол, бокс. Очевидно, что у детей уже есть спортивные предпочтения и практически все дети выразили желание заниматься спортом.
По мнению 95 % детей, заниматься спортом необходимо, так как спорт полезен для здоровья («чтобы быть здоровым, не болеть»). Спорт нужен, чтобы «разминаться, быть спортивным, ловким, быстрым, смелым; чтобы много тренироваться и попасть на Олимпийские игры», «чтобы кидать тяжёлые мячи и крутить обруч», «чтобы убивать микробов», «спорт помогает худеть, развивает мозг».
80 % знают, как спорт и физические упражнения влияют на здоровье. По их мнению, «спорт и физические упражнения помогают укреплять мышцы, становиться сильнее», «может что-то заболеть, а занятия помогают», помогают научиться «играть набивным мячом, лазить по канату, лазить по лестнице», «…чтобы быть здоровым, нужно делать зарядку утром и вечером. Очень мало сладкого есть».
Таким образом, у детей имеются некоторые представления о разных видах спорта, их значении в жизни человека и ребёнка, дети проявляют интерес к физкультуре и определенным видам спорта. Однако, пока ещё представления не точны, не системны и не отличаются осознанностью.
В мотивах двигательной активности у 40 % детей преобладает игровой мотив, на втором месте – мотив здоровья, силы, красоты (25%), на третьем месте у 15 % детей преобладает мотив похвалы и на четвёртом месте оказались два мотива (по 10 %) – учебный и мотив принуждения.
При характеристике детей, занимающихся физкультурой, 75 % детей использовали положительно окрашенную лексику (например, хороший, чистый, веселый, решительный).
Большинство детей положительно относятся к занятиям физическими упражнениями. Так, в ходе исследования выяснили, что заниматься физическими упражнениями «очень нравится» 60 % детей, «нравится» – 30%, «не нравится» – 10 %. Детей, которым «очень не нравится заниматься физическими упражнениями» в исследовании не оказалось.
Результаты итоговой оценки уровня интереса к занятиям физической культурой и спортом у детей показали, что «высокого» и «критического» уровня интереса у детей старшего дошкольного возраста не выявлено, у 60 % – допустимый уровень, у 40 % – достаточный.
Таким образом, можно констатировать, что работа по воспитанию у старших дошкольников интереса к занятиям физкультурой должна продолжаться.
Список литературы
- Воротилкина, И.М. Исследование интереса к занятиям физическими упражнениями /И.М. Воротилкина //Физическая культура, спорт и туризм на Дальнем Востоке России: материалы межрегиональной научной конференции /Отв. Редактор С.С.Добровольский. - Хабаровск: Изд-во ДВГАФК, 2001. – С.30 – 34.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитания у старших дошкольников интереса и любви к малой родине на основе ознакомления с родным краем "Краеведческая азбука"
Программа «Краеведческая азбука» — это обобщенный опыт работы педагога по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию дошкольников через организацию в группе краеведческой работы.Дан...
Сохранение и укрепление здоровья и здорового образа жизни. Воспитание стойкого интереса к физкультуре и спорту.
конспект игрового занятия (старшая группа) "Мой весёлый звонкий мяч"...
Формирование у старших дошкольников интереса к обучению в школе
Готовность к обучению в школе – важнейший итог воспитания и обучения дошкольника в детском саду и в семье....
Воспитание у старших дошкольников интереса к школе.
Подготовить ребенка к школе - это значит, воспитать у него осознание положительного отношения к учебной и общественной деятельности, помочь ему понять важность и необходимость обучения в школе: вызват...
Использования шкал - ECERS в экспертизе качества предметно-пространственной среды по поддержке у старших дошкольников интереса к труду взрослых.
В данной статье говориться о двух критериях из шкалы - ECERS-R, которые помогут улчшить образовательную среду по поддержке у старших дошкольников интереса к труду взрослых. Вначле говориться о т...
Воспитание у старших дошкольников интереса к школе
Интерес имеет важное значение в осуществлении любой деятельности человека. Он является одним из наиболее существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора, служит важнейшим у...
Методическая разработка "Воспитание у старших дошкольников интереса и любви к книге"
Хорошая детская книга способна дать ребёнку намного больше, чем аудио, видео, телепрограммы.11 рекомендаций для родителей....