Доклад "Роль ДОУ в сохранении физического и психического здоровья детей"
материал (младшая группа)
Забота о здоровье - это важнейший труд воспитател.От жизнерадостности,бодрости детей зависит их духовная жизнь,мировозрение,умственное развитие,прочность знаний,вера в свои силы.
Сухомлинский В.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 30.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 2 «Светлячок»
Доклад на тему:
«Роль ДОУ в сохранении физического и психического здоровья детей »
Подготовила: Татаринцева С.В.
2021г
Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
(Сухомлинский В. А.)
Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к миру, окружающим людям — все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу.
Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.
Ведь именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, формируются движения, осанка, приобретаются физические качества, вырабатываются начальные гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:
• занятия физкультурой, прогулки
Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется в непосредственной образовательной деятельности: в утренней гимнастике, физкультурных досугах, физкультурных праздниках, днях здоровья. Применения инновационные здоровьесберегающие технологии в работе с детьми у воспитанников повышается интерес к физической культуре и спорту за счет введения увлекательных форм работы.
Это позволяет детям приобретать первые навыки в беге, лазании, прыжках, метании, бросании и ловле, катании мяча, ползании, ориентировке в пространстве, сохранения равновесия и многому другому.Наш спортивный зал насыщен спортивным инвентарем,атрибутами, спортивными пособиями и нестандартным оборудованием для двигательной активности, тренажерами дляразвитие физических качеств у детей. Очень любят дети в спортивном зале тренироваться на разных тренажерах.Также нравятся нашим детям организуемые спортивные праздники и физдосуги, Дни Здоровья на темы: «Спорт - это здоровье, сила, красота, смех», « Зимние забавы», «День самокатов», «Правила дороги» и др.
Целый год проводилась кружковая работа «Футбол»на спортивной площадке с мальчиками, где старались развивать физические качества через выполнение упражнений спортивной игры футбола.
В зимнее время года организовать с детьми лыжный спорт.
Он один из самых массовых, привлекательных и доступных видов спорта. При передвижении на лыжах равномерно вовлекаются в очень интенсивную работу все мышечные группы ног, рук и туловища. Благодаря такому равномерному распределению нагрузки между мышцами, хождение на лыжах легче, чем бег такой же интенсивности.
• рациональное питание,соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна.
В детском саду проводится усиленное витаминизированное питание, наличие овощей и фруктов, использование фитонцидов (лук, чеснок,).
В ДОУ разработана система закаливающих мероприятий, которые осуществляются круглый год, их вид и методика меняются в зависимости от сезона и погоды (прогулки, хождение по дорожке здоровья, минутки-побудки, дыхательные гимнастики и другие).
Воспитатели ежедневно проводят утреннюю гимнастику, пальчиковую гимнастику, бодрящую гимнастику после сна, физкультминутки на занятиях, с целью предупреждения переутомления, динамические часы на прогулке.
В детском саду создаются условия для охраны и укрепления здоровья детей, совершенствования их физического здоровья. В каждой группе имеются физкультурные уголки с нестандартным физкультурным оборудованием.
(кегли ,обручи, мячи, кольце брос и т.д )
•дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды.
• бережное отношение к окружающей среде, к природе.
• медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение
различных рекомендации, прохождение медосмотра детей ежегодно
• формирование понятия "не вреди себе сам"
Реализация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ требует совместной деятельности педагогов и медицинской сестры.
Большую часть времени в дошкольном учреждении ребенок находится в группе, поэтому от того, насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации оздоровительной работы с детьми, зависит сохранение и укрепление их здоровья.
Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием.
Диалог «Здоровье – это психофизическая гармония»
Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам, педагогам, необходимо знать, прежде всего, что сам термин "здоровье" определяется неоднозначно. Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.
Выделяется несколько компонентов здоровья:
1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.
3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.
Эффективность физкультурно-оздоровительнойработы в дошкольном учреждении во многом зависит от взаимодействия воспитателей и со специалистами: музыкальным руководителем, учителем-логопедом.
Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребенка-дошкольника могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи.
Совместная деятельность педагогов ДОУ и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение. Ведь здоровье детей – будущее страны, основа ее национальной безопасности.
Очень важно помнить, что именно взрослые несут ответственность за развитие и психологическое здоровье детей, особенно на начальных этапах их жизни. И именно заботливое отношение к ребёнку, внимание к его потребностям, любовь и уважение позволят сформировать из ребёнка сильную, успешную, психологически здоровую личность.
Важным элементом семейного воспитания является физическое воспитание. Однако и в этом направлении мы наблюдаем явно недостаточную активность родителей в физическом воспитании детей. Между тем семейное физическое воспитание способствует как полноценному развитию и укреплению здоровья детей, так и установлению благоприятного семейного микроклимата. Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Для этого нам необходимо проводить различные конкурсы, например, «Здоровый образ жизни нашей семьи», организовывать Дни здоровья, совместные спортивные праздники, родительские собрания в форме круглых столов, тренингов по обучению родителей оздоровительному массажу, дыхательным упражнениям и т. д.
С целью выявления роли родителей в формировании здоровья и приобщения детей дошкольного возраста к здоровому стилю жизни проведён анкетный опрос по теме: «Сохранение и укрепление здоровья ребёнка в семье».
В анкетировании приняли участие 13 родителей (87%).Опрос родителей проходил с 17.11 по 19.11.2021г.
Цель : выявить значимость и важность здорового образа жизни в семьях воспитанников ДОУ; оказать родителям информационную поддержку по вопросам воспитания здорового образа жизни.
По результатам анкетирования родителей наблюдаются следующие показатели :
1. Сколько детей в Вашей семье?
1-2 (15%) семьи 2 -10семей (76%)3- 1 (7%)семья и более
2. Кто из родителей занимается или занимался спортом? Каким?
Папа -12_(карате, футбол)_92%_Мама -1_(баскетбол)_(7%)_
3. Имеется ли в доме спортивный снаряд?Какой?
Да -5 .38%(шведская стенка, гантели, турник,тренажер) Нет-_8 (61%_)
4. Посещает ли Ваш ребенок спортивную секцию? Какую?
Да -_1( 7%)Нет-_12_(_92%)
5. Соблюдает ли ребенок дома режим дня?
Да - 10 ( 76% ) Нет -1 (7%) Иногда – 2 (15% )
6. Делаете ли Вы дома утреннюю гимнастику?
Да – 5(38% )Нет -6 ( 46% ) Иногда – 2 (15% )
7. Соблюдает ли Ваш ребенок правила личной гигиены?
Да -13 (100% ) Нет 0Иногда 0
8. Знаете ли Вы основные принципы и методы закаливания? Укажите какие.
Да _-_5_(38%) Нет _- 8_(61% )_
9. Проводите ли Вы дома с детьми закаливающие мероприятия? Укажите какие.
Да __0_Нет _13 (100%)__Иногда __0_
10. Что мешает Вам заниматься закаливанием детей дома?
Нет времени-4 чел (30% ), отсутствие знаний-2чел.(15%)
нет желания – 1чел.(7%)_,6 чел .воздержались (46%)
11. Кто из членов семьи чаще всего гуляет с ребенком?
Папа -0 Мама -11чел.(84%) Всей семьей – 2чел.(15%)
12. Гуляете ли Вы с ребенком после детского сада?
Да - 6чел.(46%) Нет – 1 ( 7%) Иногда – 6чел.(46%)
13. Гуляет ли Ваш ребенок один, без взрослых?
Да - 0 Нет -13( 100% ) Иногда -0
14. Какими видами деятельности обычно занимается ребенок после прихода из детского сада и в выходные дни? Возможно несколько вариантов ответа:
• подвижные игры - 12 чел. (92%)
• настольные игры – 6 чел. (46%)
• просмотр телепередач - 8чел. (61%)
• чтение книг – 10 чел. (76%)
• конструирование – 9 чел. (69%)
• музыкально-ритмическая деятельность – 5 чел.(38%)
• изобразительная деятельность - 11 чел. (84%)
• спортивные игры – 4 чел. (30%)
Результаты анкетирования показывают, что они в своем большинстве не все соблюдают режим дня, не делают со своими детьми по утрам зарядку, не проводят в семье закаливающих процедур, предпочитают транспорт по дороге в сад и из него.
Большинство детей никаких спортивных секций не посещают, но, несмотря на это, большинство родителей стараются придерживаться здорового питания и в выходные находят время для прогулок с ребенком на свежем воздухе, стараются укладывать детей спать в одно и то же время.
В основном, по мнению родителей, сотрудники детского сада, заботясь о здоровье и физическом воспитании ребенка, должны обратить особое внимание на безопасность жизни и здоровья ребенка. Более частыми мерами, предпринимаемыми родителями с целью укрепления здоровья ребенка, были выявлены прогулки на свежем воздухе и правильное питание.
Родители заинтересованы проблемой здоровья семьи и готовы взаимодействовать с детским садом.
Рекомендации:
1.Разработать разнообразное представление материала для родителей по теме «ЗОЖ» (беседы, памятки, консультации ,папки-передвижки и т. д)
2. Провести совместные мероприятия по формированию культуры здоровья у детей, сохранению и укреплению их здоровья, приобщению детей и их родителей к здоровому образу жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет "Роль ДОУ в сохранении физического и психического здоровья детей"
Цель: поиск путей оптимизации создания условий для совершенствования физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ....
РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В СОХРАНЕНИИ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:В существующей научно-методической литературе практически не ставится вопрос о планировании физической нагрузки и ее на...
Статья «Роль ДОУ в сохранении физического и психического здоровья детей»
Здоровый образ жизни занимает первое место в нашем обществе. Если мы научим детей ценить и беречь свое здоровье и личным примером ему это показывать, то будущее поколение будут не только гораздо...
Методическая разработка по теме: «Успешная адаптация – как условие сохранения физического и психического здоровья детей раннего возраста»
Адаптационный период – это очень трудное испытание для детей раннего возраста. Актуальность данной работы заключается в необходимости построения такой системы, которая способствовала бы наиболее...
Эффективное взаимодействие воспитателей ДОУ и инструктора по физической культуре, как основной фактор повышения качества образовательного процесса при сохранении физического и психического здоровья детей.
Эффективное взаимодействие воспитателей ДОУ и инструктора по физической культуре, как основной фактор повышения качества ОП при сохранении физического и психического здоровья детей....
Закаливание, как фактор сохранения физического и психического здоровья детей дошкольного возраста
Закаливание, как фактор сохранения физического и психического здоровья детей дошкольного возраста Здоровье – это не только отсутствие болезни или физических дефектов, но ...
Сохранение физического и психического здоровья детей с использованим здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми.
В своей работе использую здоровьесберегающие технологии с целью коррекции речи с сохранением физического и психического здоровья детей.Для сохранения и развития физическо...